18 глава

Гефсимания

(Ин. 18:1-12. Мф. 26:36-56. Мк. 14:32-52. Лк. 22:40-53)

1

Сказав сие, Иисус вышел. Иисус и Его ученики оставили верхнюю горницу (см. на 14:31) и направились в Гефсиманский сад. О расположении сада — см. на Мф. 26:30.

Кедрон. Упоминается в некоторых местах Ветхого Завета (2Цар. 15:23. 3Цар. 2:37 и т. д.). Этот поток протекал с севера на юг, к востоку от Иерусалима (см. карту, помещённую на стр. 321).

Сад. В других местах отождествляется как Гефсиманский сад (Мф. 26:36. Мк. 14:32). Иоанн не упоминает о молитве в саду, которую описывают все другие авторы Евангелий.

2

Иуда. Об описании характера Иуды — см. на Мк. 3:19.

3

Отряд. Гр. спеира — когорта, десятая часть легиона. Возможно эти солдаты были размещены в римской крепости Антония. О присутствии римских солдат в обществе — см. на Мф. 26:47.

Первосвященников и фарисеев. Эти две группы уже раньше соединились против Иисуса (см. на 11:47).

С фонарями и светильниками. Только Иоанн упоминает об этом. Это было поздно ночью (см. на Мф. 26:57).

4

Вышел. Теперь наступил Его час. Бесстрашно Он вышел навстречу предателю.

Кого ищете? Иисус вполне овладел ситуацией. Он выступил вперёд и задал вопросы предателям.

5

Иисуса Назорея. В других переводах — Иисуса из Назарета (см. на Мф. 2:23). Этот титул часто применяется к Иисусу (Мф. 26:71. Мк. 10:47. 16:6. Лк. 4:34. 16:37. 24:19. Ин. 19:19).

Это Я. Я есмь — в гр. языке без местоимения Он и может выражать наиболее глубокое значение, как в 8:58.

6

Пали на землю. Этот случай не упоминается авторами синоптических Евангелий. Отступление толпы свидетельствует о некотором проявлении Божественности. Это чудо было дано, как ещё одно доказательство для жестокой толпы о Божественности Того, кого они искали, чтобы арестовать. Но их заминка была краткой, ибо вскоре после этого они привели в исполнение свой злой умысел.

7

Опять спросил их. Иисус всё ещё владел инициативой; вероятно, это был момент, когда Иуда выступил вперёд, и предал Его поцелуем (см. на Мф. 26:49), о чём не упоминает Иоанн.

8

Оставьте их, пусть идут. Эта просьба показывает попечение Иисуса о Своих учениках. Короткое время спустя все они, оставивши Его, бежали (Мк. 14:50).

9

Да сбудется слово. Ссылка на исполнение собственных слов Иисуса. Несомненно, здесь подразумевается предсказание, высказанное в 17:12.

10

Имея меч. См. на Мф. 26:51.

11

Неужели Мне не пить чаши? Этот вопрос в гр. подлиннике находится в выразительно подчёркнутом виде. Несомненно, это ссылка на чашу, о которой Иисус короткое время перед этим сказал: Да будет воля Твоя, т. е. готовый выпить её (Мф. 26:42).

12

Воины. В других переводах отряд воинов, гр. спаира (см. на ст. 3).

Тысяченачальник. Гр. чилиарчес — буквально командир тысячи человек: командир когорты (см. на ст. 3).

Связали Его. Вероятно, Его руки были связаны сзади, во всём повествовании заметно добровольное подчинение Иисуса. Иисус умер не потому, что не мог предотвратить смерти; Он не потому страдал, что не имел никакой возможности избавиться от страдания. Все солдаты римского гарнизона не могли бы тронуть и волоса с Его головы, без Божественного разрешения.

Иисус на суде перед Анной

(Ин. 18:13-24)

13

Анне. См. на Лк. 3:2, ср. на Мф. 26:57.

Каиафе. См. на Лк. 3:2. Мф. 26:57.

На тот год. См. на 11:49.

14

Подал совет. См. на 11:49-52.

15

Симон Пётр. См. на Мф. 26:58.

Другой ученик. Т. е. Иоанн, сын Зеведеев — автор Евангелия; как и в 13:23, он не называет себя по имени.

Знаком. Гр. гностос. Этим словом нельзя установить степень известности или связи.

Двор (Дворец). Гр. ауле см. на Мф. 26:58.

16

Пётр стоял вне. См. на Мф. 26:59.

17

Он сказал: нет. См. на Мф. 26:70.

18

Разведши огонь. Иерусалим расположен на высоте около 2500 футов, и часто весеннее утро бывает прохладным (Ср Мк. 14:54. Лк. 22:55).

19

Об учениках Его. Несомненно, вопрос касался условий, которые Иисус установил относительно ученичества и косвенным образом, о положении, которое занимал Иисус. Они искали причину, чтобы обвинить Его в мятеже.

Учении. См. на 7:16.

20

Явно. Или публично. Иисус только ответил на вторую часть вопроса (ст. 19).

Синагоге. См. на Мф. 4:23. Ин. 6:59. стр. 56, 57.

Храма. См. 7:14. 8:20. 10:23.

Не говорил ничего. Безусловно, Иисус учил и лично, о чём свидетельствует замечательный пример Его беседы с Никодимом (гл. 3). Здесь Он отрицает подразумеваемое обвинение в тайном замысле восстания. Своим ответом Он порицал злые умыслы иудеев, которыми они пытались уловить Его.

21

Что спрашиваешь Меня? Здесь, кажется, внимание было направлено на иудейский судебный закон. Согласно толкованию Маймонида, еврейского богослова 12 столетия — если преступник сознавал свою вину, на него не налагалось судебное наказание смертью. Некоторые интересовались, действовал ли этот принцип во время Христа. Кажется, этот принцип подразумевается в Мишне (см., к примеру, Синедрион 6:1, 2 в Талмуде изд. Санкина стр. 275, 281, 283, 284), и на основании этого можно полагать, что оно было действительным и раньше (ЖВ 715). Обращая внимание на вопрос законности, мы можем помыслить об Иисусе, как взывающем к Своим правам и просящем суд обеспечить надлежащее свидетельство.

22

Ударил Иисуса. Вероятно ладонью по щеке, как можно понять из гр. подлинника.

Первосвященнику. Ср. Исх. 22:28. Деяния 23:2-5.

23

Покажи. Определённый испытывающий ответ, иллюстрирует, как Иисус, по крайней мере, в этом случае истолковал предписание, данное в Мф. 5:39.

24

Связанного. Гр. подлинник говорит, что первоначально Христа связали (ст. 12) и при предварительном слушании Его дела перед Анной сняли узы (см. Мф. 26:57), а затем, снова наложивши узы, повели к Каиафе.

К Каиафе. См. доп. прим. на Мф. 26 гл., прим. 2.

Ночной суд перед Синедрионом

(Ин. 18:25-27. Мф. 26:57-75. Мк. 14:53-72. Лк. 22:54-65. Главный комм. Матфея)

25

Симон же Пётр. Согласно Мф. 26:69 Пётр также сидел с группой вокруг огня.

Тут сказали ему. Говорящие в Мф. 26:71 отождествлены как женщины.

26

Родственник. Третий, кто задавал Ему вопрос, отождествлён только Иоанном. Об отречении Петра от Иисуса — см. на Мф. 46:69-75.

Первый допрос перед Пилатом

(Ин. 18:28-38. равно Мф. 27:2-14. Мк. 15:2-5. Лк. 23:1-5. Главный комм. Луки и Иоанна)

28

В преторию. Гр. праитарион (см. Мф. 27:27).

Было утро. Гр. прои — обычный термин для раннего утра. В Мк. 13:35 прои употреблено в специальном значении, чтобы выразить четвёртую стражу ночи, от трёх, до шести часов утра. Судебное заседание началось, вероятно, около шести часов утра (см. доп. прим. на Мф. 26 гл., прим. 2).

Оскверниться. Иоанн говорит о вкушении Пасхи, как о будущем событии. Относительно дискуссии о времени Пасхи в год смерти Иисуса — см. доп. прим. на Мф. 26 главы, прим. 1.

29

Вывел. Поскольку члены синедриона не должны входить в преторию (ст. 28).

В чём вы обвиняете? Пилат спросил о формальном обвинении согласно судебной процедуре.

30

Злодей. Гр. какопоиос — буквально злодей (как в русском переводе). Это слово встречается также в 1Пет. 2:12, 14. 3:16. 4:15 и в каждом случае переводится словом злодей или преступник. В Лк. 23:32, 33, 39 гр. слово какоурдос — тот, кто совершает тяжкие преступления (в русском переводе также злодей).

Предали Его. Они не могли привести в доказательство никаких свидетельств. Они надеялись, что Пилат примет решение Синедриона и вынесет приговор Иисусу без точного расследования обвинения (18:31).

31

Возьмите вы его. Пилат действовал согласно словам иудеев. Они подразумевали, что их судебный разбор вполне достаточен.

Предавать смерти. В то время, когда Иудея стала провинцией, в шестом году новой эры или вскоре после этого — право вынесения смертного приговора было отнято от иудейских судов. Согласно Иосифа Флавия, территория Архелая была превращена в провинцию и Копоний из сословия всадников был назначен прокуратором, которому Август вверил полноту власти, включая вынесение смертной казни (Война 11:8, 1 /117/ в изд. Лоиба т. 2 стр. 367). В других вопросах суды имели полную юрисдикцию. В вопросах, касающихся смертной казни, они могли выносить приговор, но требовалось утверждение римского прокуратора. Что такого положения не всегда придерживались — становится, по крайней мере, очевидным из убиения Стефана (Деяния 7) и Иакова, брата Иоаннова (Деяния 12:2), как отмечено Иосифом Флавием (Древности ХХ 9). Напоминание о потере полной юридической силы иудейскими судами находим в иерусалимском Талмуде, где сказано: За 40 лет до разрушения храма уголовная юрисдикция была отнята от израильтян (Синедрион 1, 18 а 37. Цитировано в Штрак и Биллербек, Ком на Новый Завет т. 1 стр. 1027). Временной элемент в этом изложении возможно ошибочен, но за этим исключением заявление, несомненно, имеет историческую основу.

32

Какою смертью. Иисус предсказал вид Своей смерти — через распятие (см. на 12:32). Если бы Иисус умер от рук иудеев, Его несомненно, побили бы камнями. По крайней мере, в двух случаях иудеи покушались побить Его камнями за богохульство (8:59. 10:31-33). Мишна цитирует о побивании камнями, как наказание за богохульство (Синедрион стр. 359). Относительно древнего метода побивания камнями — см. на 8:7. 18:33.

33

Ты Царь? Это уже второй раз Пилат задал этот вопрос. Первый случай упомянут в Мф. 27:11 (см. Ком. там, ср. ЖВ 726, 727).

34

От себя ли? Т. е. подлинно ли ты интересуешься, чтобы узнать истину (ср. ЖВ 726, 727).

35

Разве я иудей? Гордость воспрепятствовала Пилату проявить истинный интерес, чтобы уразуметь миссию Иисуса Христа.

36

Мира сего. О духовной природе царства, которое Иисус пришёл утвердить — см. Мф. 3:2, 3. 4:17. 5:2. Мк. 3:14.

Подвизались. Земные царства устанавливаются силой оружия. Но царство Иисуса не было от мира сего. Иисус отрицал обвинения, возводимые против Него иудеями, что Он возбуждает мятеж.

37

Итак, Ты Царь? Конструкция этого вопроса в гр. языке предполагает положительный ответ.

Я на то родился. Цель воплощения Иисуса — учредить царство благодати, как предваряющее царство славы (см. на ст. 36).

Об истине. Относительно определения слова истина — см. на 8:32. Архиобманщик на протяжении столетий тьмы и ложного представления омрачил истину о Боге, человеке и спасении.

Слушает гласа Моего. Они подобны овцам, которые слушают голос пастыря (10:3, 16).

38

Что есть истина? Слова Иисуса произвели на Пилата соответствующее впечатление, и он выслушал бы и дальнейшее наставление, но извне доносились крики толпы, шумно требующей решения и Пилат, не дождавшись ответа, вышел, и таким образом упустил золотую возможность познать истину. Подобно Феликсу, он рассчитывал на более благоприятное время (Деяния 25:25). Если бы ему впоследствии представилась небом какая-либо возможность, он пренебрёг бы ею, как и в этом случае. Несколько лет спустя Пилат умер, покончив жизнь самоубийством (см. на Мф. 27:24).

Я никакой вины не нахожу в Нём. Пилат был убеждён в невинности Иисуса и намеревался немедленно освободить Его.

Вторичный допрос перед Пилатом

(Ин. 18:39-19:16. Мф. 27:15-31. Мк. 15:6-19. Лк. 23:13-25)

39

Царя иудейского. Ср. Мф. 15:9. Как явствует из сравнительного исследования Евангелия от Луки и Иоанна, появление Иисуса перед Иродом (Лк. 23:6-12) имело место раньше, чем Христос предстал для суда перед Пилатом, что явствует из данного повествования Иоанна.

Комментарий Е. Уайт на 18 главу

Иоанна 18:13 — См. ЕГВ на Мф. 26:3.

Иоанна 18:13-14 — См. ЕГВ на Мф. 26:57.

Иоанна 18:14 — См. ЕГВ на 11:50, 51.

Иоанна 18:20-21

Два образа действий.

Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. (Ин. 18:20-21)

Иисус противопоставил Свой образ действий, с действиями Своих обвинителей. Этот полуночный захват и арест, совершённый толпой, это жестокое издевательство и оскорбление, прежде Его обвинения и осуждения — был их образ действий, но не Его. Его работа была открытой для всех. Он ничего не скрывал в Своих учениях. Таким образом Он бросил упрёк их положению и раскрыл лицемерие саддукеев. (Рукопись 51. 1897 г.)

Иоанна 18:37

Христос представлял истину светом нового Откровения.

Истина никогда не ослабевала на Его устах, никогда не задерживалась в Его руках для желающих быть вполне послушными Его требованиям. Я на то родился заявил Христос — и на то пришёл в мир, чтобы засвидетельствовать об истине. И могущественные принципы истины пали с Его уст в свежести нового Откровения. Он передавал истину серьёзно и искренно, пропорционально её безграничного значения и важности результатов, от чего зависел её успех. (Рукопись 49. 1898 г.)

Иоанна 18:39-40 — См. ЕГВ на Мф. 27:15-26.