2 глава

1

На третий день. Обычное еврейское и греческое идиоматическое выражение, означающее второй день или как мы можем сказать день после завтра (см. Лк. 13:32. См. т. 1 стр. 181, 182. Т. 5 стр. 248, 250). В этом случае второй день после события, отмеченного в Иоанна 1:43-51. Иисус оставил окрестности Вифавары (см. на 1:28), направился в путешествие, которым был занят вторую часть дня, упомянутого в Ин. 1:43, весь следующий день и большую часть третьего дня, прошед расстояние около 65 миль. Повествование, начатое в гл. 1 продолжается, не прерываясь. Если крещение Христа произошло в период праздника кущей (см. на Мф. 3:13), описываемое в данном случае событие имело место приблизительно в декабре месяце. С тех пор, как Иисус оставил Назарет, прошло около двух месяцев (см. Желание веков 145 стр.).

Брак. Гр. гамос — свадьба, венчание, бракосочетание, женитьба, свадебное торжество. Всё это обычно происходило в доме жениха и продолжалось на протяжении нескольких дней (см. Желание веков 145, 146. Мф 25:1-13).

Кане. С византийских времён Кана согласно преданию отождествлялась с Кефр Кенна, но теперь полагают, что это современное селение Кхирбет Квана, расположенное приблизительно на 8 миль севернее Назарета. Слово Кана означает место тростников. Тростники изобилуют в болотах поблизости Кхирбет Квана и в этих же местах обнаружены черепки, датированные временем Римской империи; также названия Квана по созвучию более близко к древнему названию — Кана.

Из Каны был родом Нафанаил (21:2). Приблизительно год спустя здесь царедворец нашёл Иисуса (4:43-54).

Матерь Иисуса. Иоанн никогда не ссылается на Марию по имени (2:12. 6:42. 19:25). Приблизительно около этого времени Иосиф несомненно уже умер (см. на Лк. 2:51). Относительно Марии как матери Иисуса — см. на Мф. 1:23. Лк. 1:27, 28).

2

Был также зван Иисус. Т. е. приглашён. Он знал о браке и очевидно возвратился в это время в Галилею, чтобы присутствовать на торжестве (Желание веков 144).

И ученики Его. Там были пятеро из них — Иоанн, Андрей, Пётр, Филипп и Нафанаил (см. 1:40-45). Возможно, они были друзьями и родственниками этих двух семейств. Кроме того, когда они появились в Кане, они приняли приглашение, как спутники Иисуса. Их присутствие свидетельствовало о факте, что Иисус уже вышел на Свою работу, как учитель (см. на 1:37, 40).

3

Недоставало вина. Принимая участие в приготовлениях к браку (см. Желание веков 146) Мария чувствовала ответственность, чтобы восполнить недостаток и пыталась устранить затруднение, которое в противном случае могло последовать. Секретное сообщение Марии, когда она пришла с этой проблемой к Иисусу — достойно внимания. Как покорный сын, Иисус всегда был внимателен к её желаниям и находил всегда соответствующее разрешение каждой проблеме. Из повествования не ясно, или Мария надеялась, что Иисус совершит чудо, чего Он ещё не делал до этого (см. на Лк. 2:52) или восполнит недостаток каким-либо другим образом (ср. Желание веков 145, 146).

4

Жено. Согласно восточного обычая достойная, уважительная форма обращения (16:26. Ср. Желание веков 146). Тот, Кто заповедал почитать своих родителей (Исх. 20:12. Ср. ПП 366), был Сам живым примером этого принципа: на протяжении 30 лет Он был любящим, послушным, заботливым сыном (см. на Лк. 2:51, 52. Ср. Желание веков 147).

Что Мне и тебе? Это выражение подразумевает, что высказанные таким образом слова обращения переходят границы того, о чём свойственно заботиться Ему (см. Суд. 11:12. 2Цар. 16:10. 3Цар. 17:18. 4Цар. 3:13. 2Пар. 35:21. Мф. 8:29. Мк. 1:24. Лк. 8:28…). Что Мария не поняла ответа Иисуса в смысле отказа, становится очевидным из её наставления слугам (см. 2:5). Она была убеждена, что Иисус должен восполнить нужду в своё время и надлежащим образом, согласно Его воле. На протяжении Своей уединённой жизни в Назарете Иисус почитал авторитет Своей матери; в самом деле, Он всегда оставался покорным сыном в сфере, где это взаимоотношение должным образом преобладало (см. 19:26, 27). Но теперь Он не был более личностью, не занимающей определённого поста, и Мария не оценила вполне ограничений, которые её авторитет налагал на Иисуса. Она могла чувствовать, что имеет право, по крайней мере, в некотором смысле, чтобы руководить Им в Его миссии (см. на Мф. 12:46-50). Следовательно, этими чёткими, но вежливыми словами Иисус пытался уяснить ей различие между Его отношениями к ней как сына человеческого и как Сына Божия (Желание веков 147). Его любовь к ней не изменилась, но теперь Он должен был ежедневно трудиться под руководством Своего Небесного Отца (см. Желание веков 208. См. на Лк. 2:49).

Как это было с Марией и Иисусом, часто родители в настоящее время находят трудным, чтобы уменьшить и, в конечном счёте, отказаться от авторитета над своими детьми, чтобы последние могли получить опыт, встречая лично проблемы жизни и научиться быть ответственными за свои решения. Мудры те родители и счастливы дети, когда этот переход авторитета протекает естественно и без разногласий.

Час Мой. Мария, очевидно, надеялась, что Иисус на этом торжественном событии провозгласит Себя Мессией (Желание веков 145), но для такого провозглашения ещё не пришло время (см. на Мк. 1:25). Для каждого события в Его жизни было определённое время (Желание веков 451. См. на Лк. 2:49). Но до тех пор, пока Его служение не приблизилось к самому концу, Иисус не провозгласил Себя публично Мессией (см. на Мф. 21:1, 2) ибо из-за этого заявления Он был распят (Мф. 26:63-65. Лк. 23:2. Ин. 19:7. См. на Мф. 27:63-66). Но не раньше, как в ночь предательства Иисус сказал: Пришёл час (Мф. 26:18. Ср. Ин. 12:23. 13:1. 17:1).

5

Служителям. Гр. диаконои, от которого происходит наше слово диакон. Служители, очевидно, смотрели на Марию, как на ответственную за запас вина, ибо даже распорядитель пира не знал о недостатке (см. Желание веков 148).

6

Каменных водоносов. По-видимому, каменные водоносы были предпочтительными по сравнению с обычными, глиняными сосудами для воды, применяемыми с целью очищения (ср. Мишна, Келим 10:1 в Талмуде издания Санкина стр. 52. Талмуд. Суббота 96 а, в издании Санкина стр. 459). Вода, содержавшаяся в этих сосудах, несомненно, предназначалась для церемониального употребления гостям, прибывшим на свадебное торжество. Некоторые полагают, что шесть каменных водоносов — свидетельствуют о благосостоянии.

Очищения. Т.е. церемониального омовения рук до и после принятия пищи (см. на Мк. 7:2-5). И возможно также — различной посуды применяемой при приготовлении и вкушении пищи на свадебном торжестве.

Иудейского. Иоанн, очевидно, писал не для Иудеев. Иудейские читатели в данном здесь объяснении не нуждались.

По две или три меры. Возможно мера должна быть равнозначной ветхозаветному бату (см. т. 1 стр. 167; т. 5 стр. 50) и таким образом приблизительно равна 5,81 американского галлона. Каждый из шести водоносов в таком случае мог содержать 14,5 галлона, а все шесть приблизительно 86 галлонов, что составляет около двух 45-галлонных бочек. Английский галлон равен 4,546 литра; американский — 3,785 литра для жидкостей и 4,405 литра — для сыпучих тел (словарь иностранных слов). На этом свадебном пиршестве должно было быть большое число гостей.

7

Наполните сосуды. Всё, что в состоянии выполнить человеческая сила — должно быть сделано человеческими руками (см. стр. 209). Божественная сила должна быть проявлена, но добросовестные человеческие усилия должны быть соединены с нею. Бог никогда не сделает вместо людей то, что они могут сделать сами для самих себя, поскольку это принесёт им духовную слабость. Подобно Моисею (см. Исх. 4:2), вдове (4Цар. 4:2) и лично ученикам Иисуса (Мф. 15:34). Мы должны в полной мере использовать возможности которые имеются у нас под рукой, если надеемся, что Бог прибавит Свои благословения.

До верха. Служители впоследствии могли засвидетельствовать, что ничто другое, только лишь чистая вода была налита в сосуды.

8

Распорядителю пира. Гр. арчитриклинос, буквально главный над возлежавшими с трёх сторон кушеток. Во время официальных общественных случаев, гости на пиру возлежали на наклонных кушетках, расположенных с трёх сторон низкого стола, четвёртая сторона стола оставалась открытой для обслуживания гостей за столом. Это расположение стола и кушеток было названо триклинион (см. на Мк. 2:15)

9

Вином. Это был чистый виноградный сок (Желание веков 149). Действия Иисуса согласовывались с принципами, открытыми более ранним писателям Библии (см. Пр. 20:1. 23:29-32. Ср. 1Кор. 3:16, 17. 6:9. См. на Мф. 26:27).

Почерпавшие воду. Кажется, что вода оставалась водой так долго, сколько находилось в водоносах, ибо сказано, что она ещё была водой, когда служители почерпали её. Возможно, процесс превращения воды в вино и происходил в момент взятия воды из водоносов (ср. на Мк. 6:41).

Зовёт жениха. В восточных странах жених или его семья заботились обо всём, необходимом для брачного пира.

10

Всякий человек. Распорядитель пира был смущён тем, что происшедшее было отклонением от общепринятой практики, и боялся, что гости будут укорять его за такое нарушение обычая. Призывая жениха, он старался поставить на вид, то он не ответственен за это.

Когда напьются. Когда люди напьются, их сознание будет притуплено, и они не в состоянии будут отличить доброе от плохого.

Хорошее вино. Это вино было лучшего качества по сравнению с любым, которое распорядитель пира когда-либо мог вкушать (Желание веков 148). Гости также отметили качество вина — необычное доказательство, что они не напились в то время и расспросили о его происхождении (Желание веков 149). Небо всегда предусматривает всё наилучшее для тех, кто терпеливо ожидает.

11

Так положил Иисус начало. Первое чудо было совершено приблизительно неделю спустя после призыва первых учеников (см. 1 ст.). Второе отмеченное чудо также было совершено в Кане по случаю следующего посещения Иисуса приблизительно год спустя (см. 4:43-54).

Чудесам. Гр. семеиа — знамения, чудеса (см. стр. 208).

Славу Свою. Т.е. доказательство Его Божественного характера и силы (см. стр. 209. См. на 1:14).

И уверовали… ученики Его. Это чудо, данное первым ученикам как первое видимое доказательство Божественной силы, проявившейся через Христа, укрепило их против неверия и антипатии иудейских руководителей и предоставило им первый возможный случай, чтобы свидетельствовать о своей новообнаруженной вере. Оно также увеличило доверие Марии. В практическом смысле оно вызвало сочувственный интерес Иисуса к человеческому счастью.

12

После сего. Гр. мета тоуто — переходная фраза (см. 11:7, 11; 19:28) чтобы отметить точную хронологическую последовательность без указания длительности времени интервала.

В Капернаум. В других переводах — спустился в Капернаум. От Каны, расположенной в глубине Галилейских холмов, необходимо буквально спуститься в Капернаум, расположенный на берегах Галилейского озера, приблизительно 685 футов ниже уровня Средиземного моря (см. на Мф. 4:13). О цели этого путешествия не сказано.

Братья Его. См. на Мф. 12:46.

Немного дней. Вероятно в конце зимы 27-28 г.

Первая Пасха. Первое очищение храма.

(Ин. 2:13-25. Ср. на Мф. 21:12-17.)

13

Пасха Иудейская. Эта Пасха 28 г. была первой в период служения Иисуса (см. стр. 193, 247), если бы Иоанн писал к читателям из иудеев, он выразил бы просто Пасха. Относительно праздника Пасхи — см. на Исх. 12:3-15. Лев. 23:5. Втор. 16:1, 2.

В Иерусалим. См. на Лк. 10:30. 19:28.

14

Храме. Гр. хиерсы, храм вместе со всеми его дворами, крытыми галереями и отдельными строениями, но не наос, т. е. само по себе главное здание, как в ст. 20 (см. на Мф. 4:5). В Ин. 2:21 Иисус применил слово наос по отношению к Своему телу. Внешний двор или двор для язычников был сценой описанной здесь несвятой торговли.

Продавали. В данном случае Иисус впервые очистил храм и совершил Своё первое действие общенационального значения. Посредством него, Он провозгласил Своё право на управление делами храма и известил о Своей миссии, как Мессии. Второе очищение храма произошло три года спустя, во время четвёртой Пасхи (см. стр. 193, 247. См. таблицу 5. См. на Мф 21:12-17), как напоминание, что Его требование всё ещё оставалось в силе.

Меновщики денег. Или банкиры (см. на Лк. 19:23).

15

Бич. Или кнут. На самом деле Иисус не бил людей. Бич был символом Его авторитета и размахивая им в воздухе — всё это привлекло к Нему пристальное внимание. В связи со вторым очищением храма бич не упоминается.

Верёвок. Гр. шоиниа — верёвка, сплетённая из тростников.

16

Дома Отца Моего. Храм был местом пребывания Бога среди людей (см. Исх. 25:8). Снова и снова иудеи осуждали Иисуса, что Он говорил о Боге, как Своём Отце (см. 5:17, 18. 8:18, 19, 38, 39. 10:30-33). Они также заявляли о Боге как их Отце (8:4), но сознавали, что Иисус понимал это в более высоком смысле. Они поняли, что посредством этих слов Иисус представил безоговорочные претензии на Божественность. При втором очищении Иисус высказался о храме, как о Моём доме (Мф. 21:13), и когда руководители отвергли Его последний призыв в следующий день, Он сослался на храм, как дом ваш (Мф. 23:38).

Домом торговли. Т.е. рыночным местом, местом для торговых сделок. При втором очищении Он употребил выражение вертепом разбойников (см. на Мф. 21:13). Те, которые сегодня пытаются сделать дом их Отца домом молитвы (Мф. 21:13) будут избегать, чтобы превратить его в место для обычных мыслей, слов или действий. Они будут входить в Его дом с благоговением и почтением, сознавая о Его Святом присутствии, сердцем и умом возносясь в молитве и хвале (см. Ин. 4:23, 24. Ср. Пс. 95:9).

17

Ученики Его вспомнили. Вероятно в то же самое время (ср. ст. 22).

Ревность. Гр. зелос — ревность, рвение, негодование. Эта цитата взята из Пс. 68:10 (см. комм. там). Иисус искренно желал, чтобы дом Его Отца употреблялся исключительно для целей, на которые он был посвящён (см. на Исх. 25:8, 9. Мф. 21:13). Снедает Меня. Т.е. поглощает Меня. Верность по отношению к Богу была всепоглощающим страстным желанием Иисуса. Так должно быть и нами.

18

Иудеи. Характерное определение Иоанна для религиозных руководителей нации.

Знамением. Гр. семеинон (см. стр. 208. См. на Ис. 7:14. Мф. 12:38, 39). руководители требовали доказательства, что Иисус имел право принимать на Себя управление делами храма. Его действие бросало прямой вызов их авторитету, вызов, который они не могли не заметить (ср. на Ин. 1:19, 25). Как обычно, требование какого-либо рода знамения, чего так желали эти критики, не было выполнено (см. на Мф. 12:38, 39. Лк. 23:8).

19

Разрушьте храм сей. Здесь слово для храма — наос — собственно само святилище (см. на ст. 14). Этими словами Иисус впервые намекнул о Своей судьбе, которая ожидала Его в конце Его земного пути. Иудеи уже составили заговор о Его смерти (см. Желание веков 164). При суде над Ним они превратили это провозглашение в обвинение, что Он намеревался разрушить храм, и сделали обвинение своим оправданием за исполнение пророчества Христа (ср. Мк. 14:58. См. на Мф. 26:61).

Аналогия между буквальным храмом и телом Христа не настолько маловероятна, как может на первый взгляд показаться. Святилище и впоследствии храм был определён, как место пребывания Бога на земле (см. на Исх. 25:8, 9). Там над престолом благодати проявлялась Шекинах — чудесный символ пребывающего присутствия Бога (см. на Быт. 3:24. Исх. 25:17). Но как Иоанн уже указал (см. 1:14) эта же самая Божественная слава пребывала в человеческой плоти в лице нашего Господа (ср. 1Кор. 3:16).

Три дня. См. на стр. 248-250.

Воздвигну. Иисус ссылается на Своё воскресение (см. на 10:18), но иудеи не вполне поняли значение провозглашения, вытекающего из буквального храма. Что в конечном счёте, со временем, они распознали истинное значение слов Иисуса, явствует из Мф. 27:63-64.

20

46 лет. См. на стр. 242, 243. Ясное, образное заявление Иисуса, взятое буквально о храме, превратилось в нелепость. Иудеи постоянно отказывались видеть глубокое, внутреннее значение Его слов или увидеть в Нём что-либо большее, чем обычного человека (см. 7:15, 20, 33-36. См. на 5:17, 18. 8:52-59). Это поверхностное истолкование жизни и учения Иисуса было типичным для иудаизма с самого начала и до настоящего времени.

21

А Он говорил. См. на Ин. 2:19, 20. Ср. 1Кор. 3:16, 17.

22

Когда же. Т.е. когда предсказание исполнилось (ср. на Мф. 17:9). Только с точки зрения служения Иисуса в целом — ученики были в состоянии понять более глубокое значение некоторых Его слов и дел. После воскресения Святой Дух привёл их к более совершенному пониманию значения Его слов и дел (см. Ин. 14:26. 15:26. 16:13).

Писанию. Иоанн кажется имел ввиду особенное место Св. Писания, возможно Пс. 15:10. 68:10 цитированное во Вт. 17). Возможно, Он ссылался в общем смысле на все ветхозаветные мессианские пророчества, значение которых ученики поняли более определённо после воскресения (ср. на Лк. 24:25-27, 44. Ин. 12:16).

Слову. Т.е. сказанному Иисусом, как отмечено в ст. 19.

23

Празднике Пасхи. См. на ст. 13.

Многие… уверовали. Это первая запись о публичном отклике на весть Иисуса. Иоанн неоднократно отмечает, что при различных случаях многие уверовали (см. на 4:39. 11:45. 12:42. См. на 1:12). Таким образом, отмечено начало служения в Иудее, которое продолжалось на протяжении многих месяцев и соответственно окончилось на Пасху 29 г. (см. доп. прим. на Лк. 4 гл., см. на Мф. 4:12).

Чудеса. Это только запись чудес совершённых в период служения Иисуса в Иудее. Исключительно выдающееся упомянутое чудо — чудо, отмечающее конец служения в Иудее — исцеление человека в купальне Вифезда (5:1-9).

24

Вверял Себя. Или доверял Себя, т.е. тем, которые открыто исповедывали Свою веру в Него (ст. 23). Он знал, что многие из тех, которые теперь так шумно приветствовали Его, будут подобны людям из Галилеи, которые два года спустя отошли и не ходили с Ним (ср. 6:66). Он знал о непостоянстве человеческого сердца, и как многие ненадёжные обращённые были невнимательными или лицемерными (см. 6:64. на 7:2-9).

25

Что в человеке. Иисус часто читал мысли людей, таким образом представляя им доказательства Своей Божественности (см. на Мк. 2:8).

Комментарий Е. Уайт на 2 главу

Иоанна 2:1, 2

(Мф. 4:1-11. Лк. 2:51. 4:1-13)

Между искушением Христа и браком в Кане.

Предстоял брак в Кане Галилейской. Стороны этого брака были родственниками Иосифа и Марии. Христос знал об этом семейном собрании, и что многие влиятельные лица должны быть собраны вместе. Поэтому со Своими новопризванными учениками Он совершил Свой путь в Кану. Как только стало известно, что Иисус прибыл на место, Ему и Его друзьям было послано специальное приглашение. Это было то, что Он имел ввиду, и таким образом Он удостоил брачный пир Своим присутствием.

Он был отделён от Своей матери на протяжении порядочного времени. В этот период Он принял крещение от Иоанна Крестителя и перенёс искушение в пустыне. Марию достигли слухи о её сыне и его страданиях. Иоанн, один из Его новых учеников, исследовал всё о Христе и нашёл Его в Его унижении, истощённого и носящего на Себе знаки великой, физической и умственной (душевной) скорби. Иисус не желал, чтобы Иоанн был свидетелем Его унижения, вежливо, но настойчиво попросил оставить Его. Он желал быть наедине; ни один человеческий взор не должен был созерцать Его агонии; никакое человеческое сердце не должно было откликнуться сочувствием на Его печаль…

Этот ученик разыскал Марию в её доме и рассказал ей о своей встрече с Иисусом, а также о крещении, когда был слышен голос Божий в призвании Своего Сына и пророк Иоанн Креститель указал на Христа, говоря: Се Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира. На протяжении 30 лет эта женщина хранила как сокровище доказательства, что Иисус был Сыном Божиим, обещанным Спасителем мира. Иосиф уже умер, и она не имела никого, чтобы доверить лелеянные мысли своего сердца. Она колебалась между надеждой и сбивающими с толку сомнениями, но всегда чувствовала более или менее уверенность, что её сын был в самом деле обетованным Мессией. (Дух пророчества 2 том 99, 100 стр.)

Иоанна 2:19 — См. ЕГВ на Мк. 16:6.

Иоанна 2:1, 2 — Ад. 99, 100, 503. Желание веков 144. МЖ 186. Воздержание 193.

Иоанна 2:1-11 — Ад. 341. Желание веков 144-153. 7 т. 114.

Иоанна 2:3, 4 — Желание веков 146.

Иоанна 2:4 — Желание веков 147, 486.

Иоанна 2:5 — Е.Т. 415.

Иоанна 2:5-10 — Желание веков 148.

Иоанна 2:7-9 — Е.Р. 206. Служение Исцеления 333.

Иоанна 2:12-13 — Желание веков 154.

Иоанна 2:12-22 — Желание веков 154-166.

Иоанна 2:13-14 — Желание веков 157.

Иоанна 2:14-15 — НП 2. МС 122.

Иоанна 2:15-16 — Желание веков 158.

Иоанна 2:16 — Желание веков 591. ВМ. 316. 8 т. 250.

Иоанна 2:17 — Желание веков 158. 4 т. 396.

Иоанна 2:17-19 — Желание веков 785.

Иоанна 2:18 — Желание веков 192.

Иоанна 2:18-20 — Желание веков 164.

Иоанна 2:19 — Желание веков 165, 777.

Иоанна 2:19-21 — Желание веков 705.