Глава 14

1     Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2    И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3    По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4    Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5    При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6    И не могли отвечать Ему на это.

7    Замечая же, как званые выбирали [805] первые места, сказал им притчу:

8    Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

9    И звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10  Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал «друг, пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

11   Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

12  Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни брать-

ев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13   Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

14  И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15  Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

16  Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17  И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

18  И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19  Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20  Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

21  И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22   И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23  Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.

24  Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

25  С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:

26  Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

27   И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

28   Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29  Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30  Говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

31  Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

32  Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

33   Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

34   Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее»?

35  Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

1. Случилось Ему … придти в дом: [Обед у одного из начальников фарисейских, Лук. 14:1-15. На чудеса (см. 208-213 стр.; относительно притч см. 203-207 стр.)]. Нет никаких сведений, чтобы определить точное время и место этого случая, за исключением этого контекста Луки, который подразумевает, что это могло происходить в Перее в период между праздником Обновления зимой 30-31 г. по Р. Хр. и Пасхой последующей весны.

одного из начальников Фарисейских: Сравните предыдущие случаи, когда Иисус принимал [806] приглашения фарисеев на званный обед гл. 11:37-54. Предстоящее повествование подразумевает, что хозяин, позвавший Иисуса, был влиятельным и богатым раввином. В Священном Писании не отмечено случая, чтобы Иисус когда-либо отверг приглашение будь то со стороны фарисеев или мытарей (см. на Марк 2:15-17).

субботу: Кажется, это было довольно обычным среди Иудеев времен Христа — принимать гостей по субботам. Несомненно, пища приготовлялась за день раньше и сохранялась теплой или, возможно, принималась в холодном виде. Зажигать огонь в субботу — рассматривалось как нарушение закона (см. на Исх. 16:23; 35:3), следовательно, всю пищу необходимо было приготовить в день, предшествующий субботе (см. на Исх. 16:23). Обед, на который приглашались друзья, обычно рассматривался как символ благословений вечной жизни (см. на Лук. 14:15; ср. НУХ219).

вкусить хлеба: Обычное Еврейское идиоматическое выражение, означающее «пообедать».

они наблюдали за Ним: Несомненно, на этом обеде присутствовали и шпионы (см. на гл. 11:54), наблюдавшие со злым намерением (см. на гл. 6:7). Или шпионы сговорились, чтобы представить человека, страждущего «водяною» болезнью, мы не знаем. Но из случаев в прошедшее время, они заметили, что Иисус, не колеблясь, исцелял людей по субботам, в противоположность их узаконенной традиции и вероятно они полагали, что Он снова поступит таким образом. Из семи случаев исцеления в субботу, отмеченных в евангельских повествованиях, это был седьмой и последний, указанный в этом месте (см. Лук. 4:33-36, 38, 39; 6:6-10; 13:10-17; 14:2-4; Ин. 5:5-10; 9:1-14).

2. водяною: Греч, hudropikos, обычный медицинский термин, происходящий от Греч, hudor, «вода» и изображает положение человека, имеющего излишек жидкости в тканях своего тела. Слово встречается в Греческой Библии только здесь. Это единственный записанный пример такого случая, привлекшего внимание Иисуса. Он мог придти по своему собственному желанию, в надежде быть исцеленным, хотя запись не отмечает, что он представил себя пред Иисусом для исцеления. Возможно, как некоторые подчеркивают, что один из присутствовавших фарисеев условился о присутствии на обеде больного человека, чтобы уловить Иисуса в нарушении, что Он исцеляет по субботам. Очевидно, исцеление произошло прежде, чем приглашенные заняли место за столом (см. 7 ст.).

3. Иисус спросил: В других переводах, «Иисус ответил». Иисус не «ответил» в смысле ответа на какой-либо вопрос, обращенный к Нему. Он «ответил» на мысли фарисеев, которые наблюдали, чтобы увидеть, что Он будет делать. Употребление слова «ответил» в этом смысле является обыч—. ным в древнееврейском языке (см. на гл. 13:14).

законников и фарисеев: В Греческом подлиннике имеется лишь один определенный артикль для обоих слов. Это подчеркивает, что здесь они рассматриваются как принадлежащие скорее к одной группе, чем к двум (ср. гл. 7:30, где определенный артикль повторяется дважды в Греческом подлиннике). Относительно «законников» и «фарисеев» (см. 51, 52, 55 стр.). позволительно ли: Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) за прибавление «или нет».

4. Они молчали: Т.е., «были безмолвны». Беседа приостановилась, они ожидали ответа. Очевидно, осознавая, что посредством разговора они ничего не смогут достигнуть, они решили молчать, и в комнате водворилась тишина. Они не осмеливались сказать, что это было «позволительным», ибо их собственные раввинские предписания, казалось, воспрещали исцеление в таких случаях как этот, и с другой стороны — они остерегались высказаться, что такое действие было незаконным. Лука, кажется, любил отмечать случаи, когда враги Евангелия «молчали» или «умолкали», «утихали» Лук. 20:26; Деян. 15:12; 22:2.

прикоснувшись: Т.е. «взял его».

отпустил: Греч, apolua, «освободить», «отпустить», «выпустить». Это, кажется, произошло до начала принятия пищи (см. 7 ст.). Возможно, Иисус пытался спасти человека от такого смущения и растерянности, к которому Иудейские руководители недавно привели другого исцеленного в субботу (см. Ин. 9 гл.).

5. осел: Текстовое свидетельство (ср. стр. 146) раздвоено, между этим и чтением «сын».

колодезь: Греч. рАгеаг, «колодец» или «шахтный колодец или яма».

6.  И не могли отвечать: Критикам Иисуса теперь было бесполезно защищаться. Им не хотелось согласиться, что они заботились о воле и осле более чем о человеке. [807]

7. первые места: Скорее, «полулежащие места». Относительно обычаев во время Иудейских пиров (см. на Марк 2:15-17). Согласно Талмуду, почетные места, расположенные ближе к месту хозяина. При последующем случае, среди всех других замечаний, Иисус сделал выговор книжникам и фарисеям, занимавшим почетные места на пиршествах (см. Матф. 23:6).

притчу: «Притча» не обязательно должна представлять собой повествование, она может быть краткой, содержательной поговоркой (см. 203-204 стр.). Переданная здесь «притча», вероятно, основана на непосредственном наблюдении Иисуса за гостями, рассаживающимися за столы. Он «заметил» как гости «выбирали» почетные места. Кажется, что подобный спор имел место среди учеников Иисуса на последней вечере (см. на гл. 22:24).

8. брак: Т.е., «брачный пир», как это явствует из контекста.

9. звавший тебя: Или, «хозяин». и его: Почетного гостя.

последнее место: Т.е., наименее почетное, полулежащее место. Все в наличии места теперь, вероятно, были заняты, и не оставалось другого места.

10. садись: Скорее, «возляжь».

честь: Т.е., «честь» в устарелом, архаичном значении слова «почитание».

пред сидящими: Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к чтению «пред всеми ими».

11. всякий возвышающий сам себя: Здесь Иисус повторяет выражение, неоднократно Им употребленное в том или другом виде (см. Матф. 18:4; 23:12; Лук. 18:14; и т.д.). Провозглашенный здесь принцип наносит удар в самый корень гордости — желание возвысить себя в глазах других; и гордость, в свою очередь, вместе с эгоизмом является корнем всякого греха. Сам Иисус представил наивысший образец смирения (см. Ис 52:13, 14; Фил. 2:6-10).

унижен: Это аксиома жизни того человека, главной целью которого является продвижение в том, в чем он видит свой личный интерес, обычно находит других, принуждающих его занять более низкое место.

возвысится: И наоборот, человек, забывающий свои личные интересы и употребляющий свой труд, чтобы поддержать и содействовать другим, — часто является именно тем человеком, кого с удовольствием почитают его ближние. Более того, несомненно, смирение является паспортом — личными качествами человека, для возвеличения в царствии небесном, в то время как желание возвыситься является действенным препятствием против входа в это царство (ср. Ис. 14:12-15; Фил. 2:5-8).

12. обед: Греч ariston, первоначально означавшее первое принятие пищи или утренний завтрак, но впоследствии примененное, чтобы выразить принятие пищи в полдень.

ужин: Греч, deipnon, обычно указывает на вечернее принятие пищи.

не зови друзей твоих: Согласно подлиннику, мысль может быть заложена как следующая: «Пусть не будет твоей привычкой — всегда приглашать только своих друзей». Иисус не исключает присутствия друзей, но скорее предостерегает против эгоистичных побуждений, которые приводили многих к тому, чтобы приглашать лишь тех, от которых они надеялись получить проявление подобной любезности. Иисус поощряет гостеприимство, основанное на подлинной заинтересованности в нуждах ближних, возможно нуждающихся в пище или дружелюбии. Он указал, что этот вид гостеприимства, хотя не возместится в этой жизни, но получит награду в грядущей жизни.

чтобы и они тебя когда не позвали: Т.е., в ответ на предыдущее приглашение.

13.  зови нищих: Согласно закону Моисееву, это была прямая обязанность (см. на Втор. 14:29). Находящиеся в нужде не должны быть забыты.

14. воздастся: Буквально, «вознаградится» или «возмещено». праведных: Упоминание о «воскресении праведных» подразумевает подобное воскресение и «неправедных» (см. Ин. 5:29; Деян. 24:15).

15.  некто: Относительно обстоятельств, при которых было сделано это заявление 15 ст. (см. на 1 ст.).

блажен: Или, «счастлив» (см. на Матф. 5:3). Нежеланная, неприятная обязанность, изложенная Иисусом в 12-14 ст., привела к этой попытке направить беседу в более приемлемое русло (см. НУХ 221). Ссылка Иисуса на воскресение 14 ст., вероятно напомнила этому фарисею стандартное религиозное выражение, которое он произнес. Говорящий находил удовольствие в созерцании награды праведных дел, но для него была неприятной мысль о совершении таких праведных дел. Он страстно желал наслаждаться преимуществами царства небесного, но не желал взять на себя его ответственности. Он не желал исполнить условия входа в это царство, но, кажется, [808] не имел ни малейшего сомнения, что ему должно быть предоставлено почетное место на великом евангельском пире

вкусит хлеба: Т.е., «пообедает» (см. на 1 ст.). Относительно значения термина «Царство Божие» (см. на Матф. 5:2, 3; Марк 3:14; Лук. 4:19). Иудейское идиоматическое выражение «вкусить хлеба в Царствии Божьем», означает наслаждаться благословениями неба (ср. Ис. 25:6; Лук. 13:29). Необходимо подчеркнуть, что само по себе заявление фарисея было стандартно правильным, но дух, в котором оно было высказано и побуждение, подсказавшее его, были совершенно неправильными. Говорящий самодовольно принял вид, что он был уверен в приглашении.

16.  большой ужин: [Приглашение на большой ужин, Лук. 14:16-24. Ср. на Матф. 22:1-14 На притчи (см. 203-207 стр.)]. Под символом великого пира, очевидно известного Его слушателям (см. на /5 ст.), Иисус здесь ссылается на обильные благословения царства небесного. Христос не оспаривал мнение заявления фарисея 75 ст., но скорее подверг сомнению искренность говорящего. Фактически, фарисей был одним из тех, кто в тот момент отверг евангельское приглашение (см. на 18, 24 ст.).

Существует большое сходство между этой притчей и притчей о брачном пире в честь царского сына (см. Матф. 22:1-14), но есть также и большое различие. Также заметно различие и в обстоятельствах, при которых эти притчи были высказаны. Притча, отмеченная в Лук. 14 гл., была высказана в доме фарисея, в то время как представленная в Матф. 22 гл. была высказана в связи с попыткой, арестовать Иисуса (см. Матф. 21:46).

звал многих: Это выражение представляет первое приглашение на евангельский пир, приглашение обращенное к Иудеям в период ВЗ времени (см. IV том, 26-32 стр.). В особом смысле это указывает на неоднократные призывы Бога к Израилю через древних пророков (ср. на 21-23 ст.).

17.  послал раба своего: Самого Иисуса можно рассматривать как «раба» посланного провозглашать, что «уже все готово». В странах Востока даже и теперь имеется обычай посылать вестников незадолго перед началом пира, чтобы напомнить гостям об их приглашении. В случае если гость забыл о приглашении или не знал, когда он должен явиться, данное напоминание предоставляло ему время, чтобы приготовиться к этому случаю и достигнуть места, предназначенного для пира. На Востоке, где на календари и часы обращается меньше внимания, чем в странах Запада, такое напоминание представляет практическую ценность, помогая избежать замешательства как хозяину, так и его гостям.

18. начали: — Каждый предполагаемый гость, придумал свой предлог, ибо никто из них не имел приемлемой достаточной причины. Конечно, действительная причина заключалась в том, что приглашенный гость был заинтересован более в чем-либо другом, именно тем, что он мог отложить на некоторое время в сторону, если бы желал присутствовать на пире. Извинения подразумевают также недостаточно высокую оценку гостеприимству и дружелюбию по отношению к человеку, устроившему пир. Отклонившие приглашение явиться на евангельский пир, более оценили временные, чем вечные интересы (см. Матф. 6:33).

В странах Востока отклонить приглашение, за исключением очевидной невозможности принять его, часто рассматривается как отказ от дружбы. Среди некоторых арабских народов отклонить приглашение во время напоминания (см. на 17 спи), является провозглашением враждебного отношения. С другой стороны — принять приглашение и присутствовать на пире служит признаком дружелюбия.

как-бы сговорившись: — Почти становится явным, что приглашенные гости имели вместе тайный сговор, чтобы нанести оскорбление этому любезному хозяину. Конечно, приглашенных на пир было больше, чем три человека (см. 16 ст.). Очевидно три извинения, которые перечислил Иисус, даны как примеры того, что услышал слуга, напоминая о приглашении. О подобных сравнительных случаях, где включены более чем три личности (см. гл. 19:16-21).

я купил:землю: Даже принимая во внимание ценность, извинение было неосновательным — покупка уже была сделана. Покупатель, несомненно, тщательно осмотрел землю прежде заключения сделки.

19.  пять пар волов: — Снова покупка уже совершилась. Покупатель лишь имел в виду определить — насколько выгодной была эта сделка, дело, которое можно легко было отложить, если он на самом деле желал присутствовать на пире.

20. не могу придти: — Человек, выразивший это [809] третье извинение, казалось, был более грубым, чем другие. В то время как они с показной вежливостью просили извинения, он просто и решительно сообщил слуге: «Я не могу придти». Некоторые полагают, что этот человек, вероятно, мотивировал свой отказ фактом, что такому человеку предоставлялись определенные освобождения от некоторых обычных военных и гражданских обязанностей в период первого года его семейной жизни (см. на Втор. 24:5). Следовательно, он сказал: «Я не могу придти». Но этот закон не освобождал его от обычных общественных взаимоотношений, и любая попытка притвориться, что он поступал так, могла представлять собой лишь пустую, неосновательную отговорку. Извинение этого человека на самом деле было несущественным или, по крайней мере, не лучшим, чем первых двух из них.

21. разгневавшись: — По мере того, как слуга подробно излагал одно за другим неосновательные извинения, гнев хозяина увеличивался. Первоначально все люди приняли его приглашение и согласно числу принявших таковое, он заготовил все необходимое для пира. Но теперь, когда приготовления были завершены, и пища была приготовлена, налицо оказался тайный сговор, чтобы привести его в замешательство (см. на 18 ст.). Кроме того, он должен был понести значительные расходы, приготовляясь к пиру.

Разумеется, конечно, Бог, Который приготовил небесный пир, не стал «гневаться» в известном смысле, как поступили человеческие существа. Однако, в виду всего, что Он совершил, чтобы предусмотреть благословения спасения для погибающего человечества, Его великое сердце любви очень опечалено, что люди пренебрежительно относятся к Его милостивому приглашению к праведности и Божественной благосклонности. Все источники неба помещены в дело спасения и от людей требуется очень мало — оценить и принять то, что Бог предусмотрел.

пойди скорее: — Совершенно ясно, что хозяин не желал видеть свои приготовления истраченными напрасно. Если его наилучшие друзья не решились воспользоваться преимуществами его благой воли, он с радостью пригласит на свой пир посторонних людей. Далее следует отметить, что действия хозяина находилось в полном согласии с советом, который Иисус высказал непосредственно перед этой притчей (см. 12-14 ст.), совет, который, кажется, был неприемлемым для гостей этого пира, где присутствовал Иисус, о чем свидетельствует высказывание одного из них, пытавшегося изменить тему разговора (см. на 15 ст.).

улицам и переулкам: — Т.е., широким улицам и примыкающим улицам или переулкам. Евангельское приглашение, прежде всего, было дано Иудейскому народу, представленному здесь постоянными жителями «города». Выдающиеся граждане города, которые отвергли приглашение — суть Иудейские руководители, часть которых была собрана вместе с Иисусом на пиру в доме фарисея (см. на 1 ст.). Гости, отвергшие приглашение, представляли собой религиозную аристократию Израиля. Теперь добрый хозяин перевел свой взгляд от своих избранных друзей на незнакомые лица города -пренебреженных, а иногда и презираемых членов общества. Они также были жителями того же самого «города», что и приглашенные гости, а посему -Иудеями. Но некоторые из них были мытарями и грешниками, мужчины и женщины, которых религиозная аристократия нации рассматривала как отверженных, негодных людей. Однако они алкали и жаждали евангельской вести (см. на Матф. 5:6).

нищих, увечных: — Обычно Иудеи рассматривали лиц, страдающих материально или физически, как находящихся в немилости у Бога и посему

таковые презирались и пренебрегались своими ближними (см. на Марк 1:40; 2:10). Бог, вероятно, покинул их, и поэтому общество рассматривало их как отверженных. В этой притче Иисус отверг этот взгляд, — что такие личности презирались Богом, — и провозгласил, что они не должны быть презираемы ближними, даже когда их страдания могли быть последствием их собственных преступлений или неразумного курса действий. Находящиеся в бедном состоянии и с физическими недостатками в данном случае кажется, представляют главным образом тех, которые были морально и духовно должниками. Они не имели никаких своих добрых личных дел, чтобы предложить Богу взамен благословений спасения.

22.  еше есть место: Слуга, очевидно, сознавал, что добрый хозяин без сомнения желал, чтобы места на его пиру были заняты. Точно также обстоит дело и с великим евангельским пиром. Бог создал землю «не напрасно» (см. на Ис. 45:18), чтобы она была необитаемой пустыней, но определил, что она должна быть населена как вечный дом счастливой человеческой расы. Хотя грех задержал исполнение этой цели на некоторое время, —  она, в конечном счете, будет достигнута (см. ПП 67). Каждой личности, родившейся в этом мире, предоставлена возможность, участвовать на евангельском пире и вечно пребывать [810] на новой земле. Эта притча ясно подчеркивает, что такая возможность, отвергнутая одними, будет с большим желанием воспринята другими (ср. Откр. 3:11).

23. по дорогам и изгородям: Первоначально приглашенные на евангельский пир были Иудеи (см. на 16, 21 ст.). Бог призвал их первыми не потому, что возлюбил их более, или что они были достойнее их ближних, но чтобы они могли разделить с другими святые преимущества, вверенные им (см. IV том, 25-38 стр.).

Иисус, к великому ужасу Иудейских руководителей, часто общался с мытарями и грешниками, отверженными обществом (см. на Марк 2:15-17). В период своего Галилейского служения, Он очень ревностно трудился для духовно «нищих» и «увечных» по «улицам и переулкам» Галилеи (см. на Лук. 14:21). Но когда народ Галилеи отверг Его весной 30 г. по Р. Хр. (см. на Матф. 15:21; Ин. 6:66), Иисус неоднократно служил язычникам и Самаря-нам в такой же мере, как и Иудеям (см. на Матф. 15:21). Однако, вручение евангельского приглашения «по дорогам и изгородям», представляет главным образом благую весть язычникам после заключительного отвержения Иудеями, как нацией, евангельского приглашения. Отвержение этого приглашения достигло своей высшей кульминационной точки при избиении Стефана камнями (см. IV том, 33-36 стр.; Деян. 1:8). «Дороги и изгороди», согласно притче, представляют территорию за пределами «города» и поэтому могут, соответственно, представлять местности, не населенные Иудеями — другими словами говоря, — язычников (см. на Лук. 14:21). Когда апостолы, проповедуя Евангелие миру, встречали сопротивление соотечественников, -они обращались к язычникам (Деян. 13:46-48; ср. Рим. 1:16; 2:9).

убеди: Греч, anagkazo, «принуждать» или «заставлять» силой, или посредством убеждения. Некоторые считают, что это заявление оправдывает применение силы для обращения людей к Христу. Но сам по себе факт, что Иисус никогда не прибегал к силе, чтобы заставить людей верить в Него; также, что Он никогда не наставлял учеников поступать так и что апостольская церковь никогда так не поступала, — все это очень ясно подчеркивает, что Иисус не имел в виду, чтобы люди так истолковали Его слова. В действительности, посредством наставления и примера, Господь неоднократно советовал Своим ученикам избегать спора и мести за нанесенные обиды (см. на Матф. 5:43-47; 6:14, 15; 7:1-5, 12; и т.д.), как отдельным личностям так и официальным вестникам Евангелия (см. на Матф. 10:14; 15:21; 16:13; 26:51, 52; Лук. 9:55). Что касается учеников, то они не только не должны были преследовать других Лук. 9:54-56, но наоборот кротко переносить преследования (см. на Матф. 5:10-12; 10:18-24, 28).

Посредством слов «убеди придти», Иисус здесь просто подчеркивает настойчивость приглашения и убеждающую силу Божественной благодати. Убеждающая сила заключается в нежной любви (см. НУХ 235). AnagJkazo употреблено в этом самом смысле при случае, когда Иисус «понудил» Своих учеников войти в лодку Матф. 14:22. Имеется громадная разница между настойчивым призывом, который Иисус имел в мыслях и применением физической силы, которую многие исповедники христианства в прошедшие столетия считали приемлемой и что некоторые, исповедующие имя Христа, должны полагаться на это сегодня, если им представляется возможность поступить так.

Сама по себе притча говорит о том, что физическая сила совершенно не должна применяться в какое-либо время, чтобы обеспечить гостей для пира. Если бы хозяин имел цель — употребить силу, он должен был бы применить ее к первой группе приглашенных гостей. Приглашения на евангельский пир всегда сопровождались словами «жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром» Откр. 22:17. Эта притча не представляет никакой санкции для толкования теории о религиозном преследовании, как средстве приведения людей к Христу. Любое применение силы или преследования в вопросах религии — является линией поведения, внушенной диа-волом, но не Христом.

чтобы наполнился дом мой: См. на 22 ст. Хозяин пригласил «многих» гостей (см. 16 ст.). Кроме того, когда слуга первый раз пошел по улицам и переулкам города, он мог найти достаточное количество людей, чтобы дом наполнился гостями (см. 22 ст.).

24. никто из тех званных: Это резко выраженное исключение, первоначально приглашенных гостей — является провозглашением хозяина в притче. Но это не означает, что Небо произвольно исключает кого-либо. Добрый хозяин в этом повествовании просто отменил свое первоначальное приглашение, которое было так грубо отвергнуто. Очевидно его дом теперь «наполнился» 23 ст. и уже не было более места. [811] Но в царствии небесном есть достаточно места для всех желающих войти в него (см. на 22 ст).

Иисус не учит этой притчей, что земные блага не совместимы с царством небесным, но скорее, что чрезмерная любовь к земному лишит эту личность права на вход в небеса — в действительности, она не оставляет в нем никакого желания к небесному. Человек не может «служить двум господам» (см. на Матф. 6:19-24). Те, которые прилагают свои первые и наилучшие усилия, чтобы накапливать земные блага или наслаждаться земными удовольствиями, будут исключены [из царствия] по единственной причине, что их сердце было привязано скорее к земному, чем к небесному (ср. Матф. 6:25-34). Алчность к земному, в конце концов, устранит желание к небесному (см. на Лук. 12:15-21), и когда алчные люди приглашаются разделить их накопленные богатства, они удаляются с «печалью» (см. на Матф. 19:21, 22). «Богатому человеку» было «трудно войти в царство небесное» Матф. 19:23 по простой причине — он не имел достаточного желания — войти в него.

не вкусит моего ужина: Т.е., в том случае, если они не изменят своих мыслей в последующее время. Спасение состоит из приглашения, предложенного Богом и воспринятое человеком. Одно не может быть эффективным без другого. Священные Писания неоднократно представляют вероятность, что те, которые легкомысленно восприняли благодать Божью, кажется, не смогут переменить состояние своего ума, когда будет слишком поздно, то есть, когда призыв благодати уже не будет более звучать (см. Иер. 8:20; Матф. 25:11,12; Лук. 13:25). Этот призыв, в конце концов, удалиться не по причине какого-либо временного ограничения, то есть, что благодать Божия прекратится, но они скорее не будут допущены из-за принятого ими заключительного решения. Если затем они переменят свои мысли, эта перемена будет заключаться лишь в осознании факта, что они сделали неправильный выбор согласно результатам, но это не означает, что ими внезапно овладеет подлинное желание — жить в послушании Богу.

25. шло множество: [Цена ученичества, Лук 14:25-35. На притчи (см. 203-207 стр.)]. Относительно времени, места или обстоятельств, при которых совет, содержащийся в этом разделе — не отмечено ничего определенного. Время — вероятно ранняя весна 31 г. по Р. Хр. и место действия -Перея (см. на 1 ст.). Вокруг Него снова собралось множество народа, как в период Его публичного служения в Галилее (см. на Матф. 5:1; Марк 1:28, 37, 44, 45; 2:2, 4; 3:6-10; и т.д.). Теперь, к концу Его служения, в умах многих созревало убеждение, что Он должен вскоре провозгласить Себя руководителем Израиля, восстав против Рима (см. на Матф. 19:1, 2; 21:5, 9-11). Хотя многие, несомненно, следовали за Ним из искренних побуждений, большинство, вероятно, следовали из-за любопытства или эгоистичных побуждений.

Он обратившись: Кажется, что однажды, когда толпы неотступно следовали за Иисусом, Он остановился, повернулся к ним лицом к лицу и изложил принципы, отмеченные в 26-35 ст. Многие, следовавшие за Господом, скорее препятствовали, чем помогали Его делу. Иисус обратился к ним — каждому лично и всем вообще, чтобы они подумали о том, что они делали.

26.  Если кто приходит: Иисус теперь излагает четыре следующих принципа: 1) что быть учеником — включает в себя несение креста 26, 27 ст.; 2) что цена ученичества должна быть тщательно взвешена 28-32 ст., 3) что все честолюбивые личные стремления и мирские обладания должны быть положены на алтарь жертвоприношения 33 ст.; 4) что дух жертвы должен поддерживаться постоянно 34, 35 ст.

не возненавидит отца своего: Согласно применению в Священном Писании становится ясным, что эта «ненависть» не в обычном значении этого слова. В Библии выражение «ненавидеть» часто необходимо понимать просто как типичное Восточное преувеличение, означающее «меньше любить» (см. Втор. 21:15-17). Этот факт очень ясно изложен в параллельном месте, где Иисус сказал: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» Матф. 10:37. Это поразительное преувеличение, очевидно, употреблено, чтобы ярко выделить последователю Христа факт, что во все времена он должен ставить первым в своей жизни царство небесное. Снова, что касается материальных владений, руководящий принцип заключается в вопросе, что мы ставим на первое место в жизни (см. на Матф. 6:19-34).

не может быть Моим учеником: Не в смысле, что он «не желает», но «не может». Какими бы ни были личные интересы, если они стоят выше верности Христу и преданности Его служению, — таковые воспрепятствуют выполнить [812] требования Христа. Во все времена и при всех обстоятельствах призыв, касающийся царствия, должен занимать первое место. Служение Иисусу требует полного и постоянного самоотречения. Относительно комментария на 26, 27 ст. (см. на Матф. 10:37, 38)

27. несет креста своего: Скорее, «несет своего личного креста» (см. на Матф. 10:38, 39). Казнь посредством распятия, вероятно, была введена в Палестине Антиохом Епифаном (Иосиф Флавий, Иудейские Древности xii. 5.4 [256]).

28.  кто из вас: Эти две одинаковые притчи в 28-32 ст. составляют предостережение против легкомысленного принятия на себя ответственностей ученика Христа. Те гости, которые первыми приняли приглашение на пир, но изменили свои мысли, как только лишь возникли другие интересы, не придали серьезного значения приглашению, когда впервые принимали его. Две последующие притчи особым образом применимы к таким людям.

башню: «Башня» может быть большой или ценной по своей структуре (ср. гл. 13:4) или просто башней, сделанной из ветвей (ср Матф. 21:33). Здесь очевидно — в первом значении. Возможно в городе, где Иисус находился в данный момент, поучая народ, был пример таких обстоятельств, изложенных в притче.

вычислит издержек: Вначале не возникало никакого вопроса, что человек не в состоянии завершить труд. Такой проект отнимает время и энергию без принесения какого-либо заслуживающего сравнения вознаграждения. «Цена» ученичества представляет собой полное и постоянное самоотвержение, относительно честолюбивых личных стремлений и мирских интересов. Тот, кто не желает пройти весь путь — может даже не начинать его.

29. смеяться над ним: Недостаток предусмотрительности подвергнет его не только неудаче, но также и личному замешательству.

30. этот человек: Иногда «этот» употребляется, чтобы ясно отметить презрение или едкую насмешку относительно какой-либо личности (см. на гл. 15:2).

31. какой царь: Относительно значения этой притчи и ее отношения к рассуждению в целом (см. на 28 ст.). Предыдущая иллюстрация взята из обычных деловых занятий мира, эта взята из ведения военных действий, но обе иллюстрируют одну и ту же истину.

двадцатью тысячами?: Явиться царю с 10.000 солдат против превосходящих сил, кажется, можно было бы лишь при наличии других факторов, ведущих к тому, чтобы свести на нет численное превосходство врага и иметь надежную перспективу на победу.

32. просить о мире: Или, «условиях соглашения о мире».

33. Так: Как обычно Иисус ясно заявил, что урок, вытекающий из Его притчей, предназначен, чтобы научить. Следовать за Иисусом, то есть, быть Его учеником — включает безраздельное помещение на жертвенник всего, что человек имеет в этой жизни: — планов, стремлений, друзей, родственников, имущества, богатств, — всех и всего, что может воспрепятствовать служению для царства небесного (ср. гл. 9:61, 62). Таким был опыт апостола Павла (см. Фил. 3:8-10).

34. Соль — добрая вещь: Относительно комментария на 34, 35 ст. (см. на Матф. 5:13; ср. Марк 9:50). Здесь особенность «соли» представляет дух преданности и посвящения. Быть учеником Иисуса без этого духа преданности и посвящения, согласно высказываниям Иисуса, — не имеет никакого значения.

35. Кто имеет уши: Относительно комментария (см. на Матф. 11:15).

Комментарий Е. Г. Уайт к 14 главе Евангелия от Луки.

I            НУХ219. 10         СИ 477.

II          4СЦ379; 5СЦ638.

12-14    НУХ220; НПХ112; СИ 353; 6СЦ305.

12-24    НУХ 219-237.

13          НУХ 370. 13,14    МЖС201.

14          6СЦ312.

15          НУХ 223. 15-20    НУХ 221. 16-21    ЗСЦ 383. 16-23    СБ 245.

17          НУХ 237; Ев. 16, 82, 383; ОХВ 366; СП 231; 2СЦ 225, 226, 295; 6СЦ 72, 291; 7СЦ 15, 24; 8СЦ 16, 72, 77, 153; 9СЦ 36.

17,18    ЗСЦ 384.

17-20    НУХ 224.

18          СЗ 507; СЕ 195; 4СЦ 76; 5СЦ 369. 18-20    2СЦ 39.

20          ХД351; СБ176.

21          НУХ 225. 21-23    СБ 122. 21-24    2СЦ 40. 22,23    НУХ 226.

23 ДА 364; ХВ 32, 37; СЗ 390; ЛЕ 24, 39; НУХ 228, 235, 237; РУУ 548; Ев. 40, 45, 47, 50, 51, 54, 60, 114, 143, 436, 458; ОХВ 366, 529; СЕ 187; СИ 147, 164; МС 312; СП

198; 6СЦ 66, 76, 79, 83, 280, 294; 8СЦ 216; 9СЦ 35, 115;

СБ 73, 98,257.

24 НУХ236,307; ЖВ495. 28 СУ273; Ев. 85; 7СЦ99,283; 8СЦ191. 28-30 СУ 281. 30 СП 178. 33 ОХВ 125; ПХ44; ЗСЦ397; 5СЦ83.

[813]