Глава 18

1     Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,

2    Говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

3    В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4    Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

5    Но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6    И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7    Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8    Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

9     Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

10   Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11   Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12   Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

15  Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.

16  Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

17  Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

18  И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19   Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20  Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21  Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22  Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь

сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23  Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24  Иисус, видя, что он опечалился, сказал: [843] как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25  Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26  Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27   Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

28  Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

29  Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,

30  И не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

31  Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,

32   Ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,

33   И будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.

34   Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

35  Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

36  И, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

37  Ему сказали, что Иисус Назо-рей идет.

38   Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

39   Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

40  Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

41  Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

42   Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

43   И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

1. притчу: [Притча о неправедном судье, Лук. 18:1-8. Ср. на гл. 11:5-8; на притчи (см. 203-207 стр.)]. Весьма вероятно, что эта притча была высказана по тому же случаю, что и наставление, отмеченное в гл. 17:20-37 (см. на 20 ст.; ср. НУХ164,165). Время — приблизительно март 31 г. по Р. Хр. незадолго после воскресения Лазаря (см. на 11, 20 ст.), и за несколько недель до последней Пасхи. Место — вероятно где-то в Перее. Некоторые из предшествующих наставлений (см. на 20 ст.) были направлены непосредственно фарисеям, и посему можно заключить, что они еще присутствовали.

Иисус обращался к Своим ученикам (гл. 17:1; ср. гл. 16:1), но фарисеи прервали Его своим вопросом о времени наступления царствия гл. 17:20. Теперь Иисус, вероятно, снова обратил Свое внимание главным образом на учеников. Собственно говоря, после специального ответа на вопрос фарисеев гл. 17:21, Иисус обратил Свое внимание, отчасти, на учеников (см. на 22 ст.).

Необходимо отметить, что увещание к серьезной, искренней молитве здесь следует сразу же после рассуждения о времени кризиса, предшествующего Второму пришествию гл. 17:22-37, особенно с точки зрения обманов, имеющих цель — прельстить избранных. Подобное увещание высказано в гл. 21:36 (см. также Марк 13:33).

о том: Эта притча особенным образом применима к опыту народа Божия в последние дни (НУХ164), в ожидании обмана, который они должны встретить и преследования, которые они должны перенести.

всегда молиться: Особенно в виду Второго пришествия и времени испытания, которое предшествует ему. Молитва — это необходимость, она представляет собой нечто большее, чем обязанность. Иисус здесь не ссылается на постоянную занятость в молитве, чтобы исключить практические усилия, прилагаемые, чтобы сотрудничать с небесными силами для достижения целей, ради которых и дана молитва или чтобы пренебречь личной ответственностью (см. ниже на «не унывать»). Иисус имеет в виду, что мы не должны прекращать молиться, когда ответы на наши молитвы задерживаются (см. 7, 8 ст.). «Всегда» молиться также означает — жить ежедневно и ежечасно такой жизнью, как бы пребывая в постоянном соприкосновении с Богом. Относительно [844] принципов истолкования притч (см. 203, 204 стр.). Относительно рассуждения о молитвенной жизни Иисуса (см. на Марк 1:35; 3:13). О дальнейшем наставлении относительно молитвы, данном Иисусом Своим ученикам (см. на Лук. 11:1-9). Сравните также Его наставление в Матф. 9:38.

не унывать: Т.е., не уставать в молитве, не потерять мужества в молитве. Иудеи времен Христа были научены совершать молитвы три раза ежедневно (см. на Дан. 6:10). Два раза из этих трех посвящались регулярным утренним и вечерним часам молитвы, когда совершались утренние и вечерние жертвоприношения за весь Израиль и, когда совершалось воскурение фимиама перед завесой (см. на Лук. 1:9,10). Как уже упоминалось выше, некоторые раввины зашли очень далеко, поучая, чтобы личности избегали в другие, а только лишь в объявленные времена для молитвы, чтобы не беспокоить Бога и не утомлять Его, подобно как назойливая вдова в этой притче утомила неправедного судью.

2. в одном городе был судья: Буквально, «некоторый судья в некотором городе». Иисус был осмотрительным в употреблении иллюстраций подобного типа. Он был уверен, что Его слушатели не воспримут это высказывание как ссылку на какого-либо определенного судью. Только слишком ярые враги Иисуса могли воспользоваться каким-либо удобным случаем, чтобы обвинить Его в высказывании против бывшего тогда правления (см. на гл. 23:2).

Бога не боялся: Этот судья, очевидно, был сам себе закон. Он не проявлял никакой любви ни к Богу, ни к ближним или уважения к какой-либо скрижали закона (см. на Матф. 22:34-40).

3. вдова: В древнем обществе на Востоке, вдова часто была самой беспомощной личностью, особенно если она не имела сыновей, чтобы отстоять ее права. Эта вдова, по-видимому, не имела никого, чтобы защитить ее. Кроме того, она не имела, что предложить в уплату за отправление правосудия. Псалмист изображает Бога как «судию вдов» (см. Пс 67:6). Иаков представляет как признак «непорочного благочестия» — «призирать сирот и вдов в их скорбях» Иак. 1:27. Одним из осуждений, произнесенных Христом против книжников и фарисеев был их недостаток, что они «поедали домы вдов» (см. на Матф. 23:14; см. также на Иов. 22:9).

приходя к нему: Согласно подлиннику, «она приходила постоянно».

защити меня: Или, «окажи мне справедливость» (см. НУХ166). Кажется, что муж этой вдовы оставил ей имущество, возможно данное в залог другим, которое они отказывались возвратить в условленное время согласно положениям закона (см. на Лев. 25:23-25). Очевидно, не имея никого, чтобы отстоять свои права, вдова всецело положилась на чувство справедливости и милости судьи, хотя он не отличался ни милосердием, ни справедливостью. Он представлял собой исключительную противоположность Богу, он отражал характер сатаны.

соперника: Греч, antidikos, также применяемое обычно как юридический термин для обозначения оппонента в судебном процессе, обычно ответчик [обвиняемый], но иногда истец (см. на Матф. 5:25). О сатане говорится, как antidiJtos [противнике] христиан (1 Пет. 5:8; см. Зах. 3:1-4). Antidikos встречается также в переводе LXX в 1 Цар. 2:10; Есф. 8:1.

4. он … не хотел:Согласно Греческому оригиналу, «он продолжал отказывать». Он поступал так постоянно.

А после сказал: Ее настойчивость преодолела его.

сам в себе: См. на 11 ст.

я и Бога не боюсь: См. на 2 ст.

5. эта вдова не дает мне покоя: Настойчивость в просьбах была единственным средством вдовы, имевшимся в ее распоряжении. Ее великая нужда не волновала чувство справедливости или милосердия судьи (см. на 3 ст.), но ее настойчивость была эффективной в пробуждении его нетерпения. Сразу же и с небольшими усилиями с его стороны, которыми он мог справедливо разрешить этот вопрос, но он не поступил так до тех пор, когда легче стало выполнить акт правосудия, чем избежать его.

защищу ее: См. на 3 ст. Не из чувства справедливости или сочувствия к ее беспомощности, но чтобы предохранить себя от дальнейшего беспокойства. Он не обращал никакого внимания на закон и был совершенно равнодушным к страданию и притеснению.

докучать мне: Буквально, «предстоять пред моими глазами», «бить меня ниже глаз» или «бить так, чтобы причинить ушибы», следовательно, образно «бить меня» или «докучать мне», то есть, «привести меня в нетерпеливую раздражительность». Именно в этом образном смысле «великая досада» заставила судью применить это выражение здесь.

6.  неправедный?: Это выражение прямо отражает мнение [845] Иисуса о таком судье и в равной мере Его мнение о нечестном управителе (см. на гл. 16:8).

7. Бог ли не защитит: Согласно подлиннику, на вопрос подразумевается положительный ответ (см. на гл. 6:39). Урок притчи основывается на резком контрасте между характером неправедного судьи и праведным, милостивым Богом. Если судья по причине своего эгоистичного характера, в конце концов, решился ответить на просьбу вдовы, как гораздо более ответит Бог тем, которые обращаются к Нему со своими просьбами. О подобном контрасте (см. на Матф. 15:26, 27). Если настойчивость в отношениях с неправедным судьей принесла свои результаты, несомненно, подобная черта характера не пройдет не отмеченной и не вознагражденной праведным Богом.

избранных Своих: Т.е., Его «избранных» (см. на Пс. 104:6, 43; Не. 43:20; 65:15).

вопиющих к Нему день и ночь: Т.е., непрерывно или постоянно (см. на 1 ст.). Сравните вопль «душ» о справедливости, которых Иоанн видел «под жертвенником» Откр. 6:9,10.

хотя и медлит защищать их?: Может часто казаться, «Его избранным» что Бог медлит с ответом (см. Аввак. 1:2), в то время как на самом деле Его действия всегда отличаются «поспешностью». Он приводит в действие те силы, которые выполнят Его благую волю для «избранных» и эти силы могут находиться в действии задолго до того, как станут очевидными результаты. Кроме того, Бог может иногда медлить «защищать Своих избранных», чтобы те, которые преследуют их, имели время и возможность для покаяния. Бог в такой же мере любит преследователей, как преследуемых; «Не медлит Господь исполнением обетования», все же в то же самое время «не желает, чтобы кто погиб» 2Пет. 3:9. Кроме того, посредством испытаний совершенствуется характер (см. на Иов. 23:10), и Бог иногда может замедлить с ответом на наши просьбы, чтобы предоставить благоприятную возможность для развития характера (см. ЖВ 200; НУХ 175, 177). Промедление также полезно для увеличения нашего чувства нужды, без чего Богу часто невозможно трудиться для нас (см. НУХ 152). Об отношении Бога к Своим «избранным», которые страдают несправедливо и относительно позиции, которую они должны занимать при таких обстоятельствах (см. 1 Пет. 2:20-24).

8.  Сказываю вам: Эти слова подчеркивают здесь высказанное заключение.

Сын Человеческий: См. на Матф. 1:1; Марк 2:10.

пришел: Это одна из первых прямых ссылок нашего Господа на Его Второе пришествие, событие, о котором Он уже кратко напоминал около шести месяцев назад (см. Матф. 16:27). Притча о плевелах, сказанная приблизительно полтора года назад, ссылается на «Сына Человеческого», который пошлет ангелов Своих, чтобы отделить плевелы от пшеницы (см. на Матф. 24:31), но не ссылается прямо на Свое пришествие снова на эту землю (см. Матф. 13:40-43; ср. Лук. 17:22-30).

Некоторые комментаторы-критики не видят связи между этим заявлением, что Сын Человеческий найдет веру на земле при Своем пришествии и предшествующей притчей. Они заключили, поэтому, что высказывание об Иисусе носит обособленный, отдельный характер и Лука поместил его здесь случайно. Принимающие эту точку зрения упустили из виду отметить, что «Сын Человеческий пришед», «защитит Своих избранных» 7, 8 ст., факт очень ясно отмеченный в других местах Священного Писания в связи с Его пришествием (см. Матф. 16:27; Откр. 22:12). Именно в этом случае Он воссядет как Судья Матф. 25:34-46; 1 Пет. 4:5; Рим. 2:16; 2Тим. 4:1, 8; Откр. 19:11.

найдет ли веру: Буквально, «найдет ли определенную веру?» Непосредственно перед возвращением Христа будут такие обстоятельства, что временами будет казаться, что зло одерживает победу, и что Бог оставил «Своих избранных», чтобы страдать и пасть перед их врагами (см. ВБ 630). Несколько недель спустя после высказывания этой притчи, когда Иисус представил знамения Своего пришествия, Он увещевал Своих учеников, что они должны подвергнуться «великой скорби» Матф. 24:21, которая должна испытать их до крайности Матф. 24:22. Однако «избранные будут терпеть до конца» Матф. 24:13 и будут «спасены».

9. следующую притчу: [Притча о фарисее и мытаре, Лук. 18:9-14; на притчи (см. 203-207 стр.)]. Нет никакой очевидной связи между этой и предшествующей притчей — о неправедном судье, и невозможно узнать или обе они были даны одновременно. Эта притча, подобно предшествующей, была высказана приблизительно в марте 31 г. по Р. Хр., где-то в районе Пе-реи. [846]

уверены были о себе: Хотя они не названы определенно, все же ясно, что Иисус имел в виду особенно фарисеев. Это подчеркивается фактом из притчи, где фарисей был представлен как «уверенный» в себе, что он был «праведным» и «уничижал других». Книжники и фарисеи присутствовали на предыдущих случаях, когда Иисус учил (см. на гл. 15:2; 16:14; 17:20), и вероятно присутствовали и здесь. В своем введении к притче, Лука указывает, что она адресована тем, которые верили скорее «себе», чем Богу (см. гл. 18:8, 9). Их ложная вера, в противоположность истинной вере Божьей должна была обнаружиться. Об иллюстрации состояния ума фарисеев, «которые уверены были о себе», смотрите личное описание Павла о себе, как фарисее Фил. 3:4-6.

что они праведны: Т.е., согласно их личным стандартам праведности, которых фарисеи скрупулезно придерживались или, по крайней мере, претендовали на это. Стандарт праведности фарисеев состоял в строгом соблюдении законов Моисея и раввинских традиций. В сущности, это была праведность посредством дел. Фарисейское законническое понятие о праведности основывалось на предпосылке, что спасение можно заслужить, придерживаясь определенных правил поведения, и придавая мало или не придавая совершенно никакого внимания необходимости посвящения сердца Богу и преобразования человеческих побуждений и целей жизни. Фарисеи придавали значение букве закона, пренебрегая духом его. Основное понятие, влиявшее на их мышление и жизнь — заключалось во внешнем согласии с Божественными требованиями, независимо от побуждений, напоминавших о послушании им. В различные времена Иисус предостерегал Своих учеников и других, против этого формального подхода к спасению (см. на Матф. 5:20; 16:6; Лук. 12:1).

уничижали: Греч, ехшт&епед, «не принимать в счет», «презирать чрезвычайно» или «относиться с презрением». Это слово также переведено следующими выражениями: «уничижив» Лук. 23:11, «пренебреженный» Деян. 4:11, «унижаешь» Рим. 14:10 и «слаб» [презренный — в других переводах] 2Кор. 10:10. Рассматривающие себя образцами добродетели, склонны смотреть на своих ближних с презрением.

других: Буквально, «остальных» в значении «всех других». То есть, фарисеи относились с презрением ко всем тем, которые не признавали их определения «праведности» и соответственно не придерживались их образа жизни.

10. Два человека: Иисус не имеет в виду, что там не присутствовали другие лица, но упоминает лишь двух человек, имеющих отношение к притче. Один из них считал себя святым и «пришел» с целью похвалиться перед Богом и людьми. Другой видел себя грешником и «пришел» исповедать свои грехи перед Богом, умолять о Его милости и получить прощение.

вошли: Возможно, это выражение употреблено здесь в смысле естественного восхождения от более низкого положения самого города к возвышенному положению горы Мориа, где располагался храм. Для фарисеев посещение утренних и вечерних часов молитвы и в такой же мере других служений в храме было делом заслуги с целью — вызвать благосклонность Бога и одобрение людей. О религиозных действиях, совершаемых согласно этим побуждениям, Иисус сказал: «Они уже получают награду свою» (см. на Матф. 6:2). Дух истинного смирения перед Богом и ближними, является одним из наилучших доказательств обращения (см. на Мих. 6:8).

помолиться: Вероятно, в утренний или вечерний час молитвы (см. на гл. 1:9, 10). Даже после Пятидесятницы некоторые из апостолов придерживались обычая посещения служений в храме в часы молитвы (Деян. 3:1; ср. Деян. 10:3).

Фарисей: См. 51, 52 стр. В то время слово фарисей представляло собой наивысший Иудейский идеал благочестия.

мытарь: См. на 66 стр. С другой стороны — мытарь, представлял самый низкий уровень на Иудейской социальной шкале.

11. став: Такая поза не часто применялась во время молитвы (см. 1 Цар. 1:26; ЗЦар. 8:14, 22; Матф. 6:5; Марк 11:25; см. на Неем. 8:5; Дан. 6:10).

сам в себе: Т.е., не слышно, возможно шевеля губами или вполголоса. Очевидно, он скорее обращался к самому себе, чем к Богу. Возможно, фарисей стоял в стороне от других поклонников, собравшихся во дворах храма, как, если бы он был слишком хорошим, чтобы тесно соединяться с ними, даже в молитве. [847]

Боже! благодарю Тебя: Несомненно, он имел в виду следующее: «Боже! Ты должен быть благодарным, что имеешь личность подобную мне среди тех, которые пришли поклониться Тебе. Я несравненно выше и лучше этого пришедшего народа».

как прочие люди: Буквально, «как остальные люди», то есть, все другие человеческие существа (см. на 9 ст.). Простой народ далеко отстоял от его возвышенного стандарта самоправедности. Всегда опасно определять нашу меру праведности, сравнивая ее с праведностью наших ближних независимо от их духовного состояния (см. на Матф. 5:48). В резком контрасте с фарисеем, Павел считал себя первым грешником (см. 1Тим. 1:15).

грабители: Греч, harpages, «те, которые хватают», «похитители», следовательно, «грабители» или «вымогатели» (см. на Матф. 7:15; Лук. 11:39). Фарисей начал подробное перечисление своих отрицательных качеств характера. Он был уверен, что этим проявляет особую любовь к Богу. Он привел устный перечень некоторых грехов, в которых не был виновен. Он скорее благодарил за свои личные качества характера, чем за праведность и милость Божию. Его благодарность заключалась в том, что посредством прилежных усилий он строго придерживался буквы закона, но кажется, совершенно забыл о духе, который должен сопутствовать истинному послушанию, чтобы оно могло быть приемлемым в свете Божьем.

обидчики: В других переводах, «несправедливые» или «неправедные». Он явно, открыто не нарушал закон.

прелюбодеи: См. на Матф. 5:27-32.

или как этот мытарь: Слово «этот», вероятно употреблено здесь не только чтобы определить личность мытаря, но также выразить презрение к нему (см. на гл. 14:30; 15:2). «Этот мытарь» был особенно заметным и видимым, поскольку «стоял вдали» от толпы гл. 18:13. Как только глаза фарисея обнаружили присутствие этого социального негодяя, он молился в таком духе: «здесь, Господи, находится образец того, что я имею в виду — это отвратительный сборщик налогов. Я радуюсь, что не являюсь таким негодяем, как он».

12. Пощусь два раза: Перечислив список пороков, в которых он не был виновен, фарисей теперь начал перечислять добродетели, которыми он особенно гордился, добродетели, с помощью которых он рассчитывал приобрести себе спасение. Но даже не все фарисеи постились «два раза в неделю», то есть, в понедельник и четверг (см. на Матф. 6:16-18). Фарисеи особенно гордились тем, что относительно поста и десятины они исполняли больше, чем требовала буква закона, полагая, что Бог должен оценить их добровольные усилия свыше определенной обязанности, как они, возможно, размышляли (см. на Матф. 23:23). Они также имели особенные посты в период между Пасхой и Пятидесятницей, между праздником Кущей и праздником Обновления (см. II том, 108 стр.; I том, 709, 710 стр.; Лев. 23:2-42; см. на Ин. 10:22).

Согласно богословию фарисеев, достаточный кредит предположительно похвальных дел должен аннулировать дебет злых, греховных дел. Праздник Обновления (см. 30 стр.) приходился на 25 день 9-го месяца, приблизительно два месяца спустя после праздника Кущей, который заканчивался 22-го числа 7-го месяца. Между Пасхой и Пятидесятницей был период семи полных недель.

Впоследствии, усердные христиане постились по средам и пятницам в определенные времена года, чтобы никто ошибочно не воспринял их за Иудеев, которые постились в понедельник и четверг. В Дидахе гл. 8:1, неканоническом христианском документе 2-го столетия дано увещание: «Но пусть ваш пост не будет назначен вместе с лицемерами, ибо они постятся во второй день недели и в пятый; а вы имейте свой пост в четвертый день и в [день] приготовления».

десятую часть из всего: Даже из растений специально не упомянутых в законе Моисеевом относительно десятины (см. на Матф. 23:23), таких как «мяты, аниса и тмина». Возможно, что его усердие даже превосходило то, что требовали раввинские учения.

что приобретаю: Т.е., в своих приобретениях.

13.  стоя вдали: Вероятно от фарисея и других поклонников, поскольку он знал о неодобрительном отношении к нему. Также и другие люди считали для себя неприятным близкое общение с мытарем (см. на гл. 3:12).

поднять: Сравните описание Иезекииля об одном праведном человеке, который не мог «поднять своих глаз к идолам» (Иез. 18:6, 15; ср. Иез. 18:12). При молитве также был обычай [848] стоять с поднятыми к небесам руками (см. ЗЦар. 8:22; Пс 27:2; 62:5; 133:2; Пим. 2:8).

ударяя себя в грудь: Буквально, «продолжая бить себя в грудь». Действия сборщика налогов в данном случае свидетельствовали об искренности его слов и наглядно, ярко выражали его чувство недостойности. Он чувствовал себя недостойным даже помолиться. Но его чувство вины побуждало его к молитве.

милостив: Или, «милосердный, KJV». См. на Матф. 5:7. Чувство нужды является первым условием благосклонного отношения Бога, сознание, что без Его милости мы должны быть совершенно погибшими (см. НУХ 158). В противоположность фарисею, мытарь, несомненно, размышлял о многих пороках и знал, что он совершал их, он размышлял о добрых качествах характера и знал, что не обладал ни одним из них. Подобно апостолу Павлу он признавал себя грешником (см. Пим. 1:15), чрезвычайно нуждающимся в Божественной благодати. Благодать является исключительным видом Божественной любви, которая не могла быть понята вполне до тех пор, пока во вселенной не появился грех. Благодать, это выражение Божественной любви, проявленной к тем, которые не заслужили ее. Греческое слово, здесь переведенное «милостив» кажется очень близким по значению к Евр. cAesed(cu. Дополнительное Примечания к Пс. 35 гл.), обычно переводимое словом «милость» 1 Пар. 16:34; Пс 135 гл. или «милосердие» [нежная заботливость] Пс 50:3; 137:2 или «благость в KJV» Пс 51:3.

грешнику!: Буквально, «определенному грешнику» (ср. Пим. 1:15). Сборщик налогов «мытарь», говорит о себе так, как, если бы не было никого другого из грешников — он был единственным. Подобно фарисею, он вполне отождествлял себя с тем классом, который представлял. Он не лучше других людей, он грешник. Фарисей рассматривал себя значительно выше «других людей» Лук. 18:11, мытарь считал себя значительно ниже других людей.

14. Сказываю вам: Выражение, часто применяемое Иисусом с целью ввести важное заявление, касающееся истины или выделить ее, а также, чтобы вывести заключение к определенной линии рассуждения или к притче. Выражение «сказываю вам», многократно отмечено Лукой гл. 4:25; 9:27; 10:24; li:51; 13:3,5,27; 17:34; 18:8,14; 19:40.

оправданным: Т.е., принят Богом и объявлен праведным перед Ним. Фарисей рассматривал себя праведным (см. 9 спи), но Бог не видел его таковым. Мытарь признавал себя грешником (см. 13 спи) и это сознание открыло путь Богу провозгласить его безгрешным, грешника, оправданного Божественной благодатью (см. на 13 спи). Это различие определилось отношение этих двух людей к самим себе и Богу.

более, нежели тот: Фарисей сам лишил себя права получить Божественную милость и благодать. Самодовольство закрыло дверь его сердца к изобильным потокам Божественной любви, принесшим радость и мир мытарю. Молитва фарисея не была принята Богом, ибо она не сопровождалась фимиамом заслуг Христа (см. ПП 353; см. на Исх. 30:8).

возвышающий сам себя: См. на Лук. 14:11; Марк 9:35. Проблема гордости в сравнении со смирением находится в самом центре борьбы между добром и злом.

Лук. 18:14 констатирует собою конец «великой вставки» Луки — как иногда называется промежуток гл. 9:51 по 18:14, благодаря факту (см. гл. 9:51), что никто из других авторов Евангелий не отметил большинства случаев и наставлений, затронутых в этом разделе повествования.

15. младенцев: [Благословение детей, Лук. 18:15-17 = Матф. 19:13-15 = Марк 10:13-16. Главный комментарий: Матфея]. Или, «маленьких детей».

17. Истинно: См. на Матф. 5:18. как дитя: См. Матф. 18:2-4.

18.  некто из начальствующих: [Богатый юноша, Лук. 18:18-30 = Матф. 19:16-30 = Марк 10:17-31. Главный комментарий: Матфея].

24. что он опечалился: Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к опущению этих слов.

31. мы восходим в Иерусалим: [Предсказание Иисуса о Своей смерти, Лук. 18:31-34 = Матф. 20:17-19 = Марк 10:32-42. Главный комментарий: Матфея]. Хотя рассматриваемый здесь случай обычно известен как третье извещение о Его смерти, в действительности же — это шестое извещение, согласно Евангелию Луки. Первые два сообщения были высказаны в период шестимесячного уединения, последовавшего после публичного отвержения Иисуса в Галилее (см. гл. 9:22, 44), между Пасхой 30 г. по Р. Хр. и праздником Кущей того же года. Впоследствии, в период времени, [849] которое можно отметить как служение в Перее гл. 9:51 по 8:14, в фазе служения Христа, не отмеченной другими авторами Евангелий (см. на гл. 9:51), Лука отметил три дополнительных случая, в которых Иисус, хотя и косвенно ссылается на Свои приближающиеся страдания и смерть (см. гл. 12:50; 13:33; 17:25). Эти три дополнительных случая произошли в период последующих шести месяцев после праздника Кущей 30 г. по Р. Хр.

34. они ничего из этого не поняли: Из всех авторов конспективных (синоптических) Евангелий, Лука больше всех останавливается на полной неудаче учеников — понять истины, так ясно выраженные Иисусом. Причина была ясна и проста — их умы были преисполнены ложными понятиями о природе царства, которое Иисус пришел учредить. Они, очевидно, не допускали в свое сознание мыслей, которые каким-либо образом противоречили их предвзятым мнениям по этому вопросу (см. ЖВ 547, 548).

35. один слепой: [Слепой Вартимей, Лук. 18:35-43 = Матф. 20:29-34 = Марк 10:46-52. Главный комментарий: Марка].

39. Шедшие впереди: Эти сведения проливают свет на расположение группы, путешествовавшей с Иисусом. «Шедшие впереди» могли быть частью лиц, сопровождавших Иисуса, а не просто некоторые из любопытной толпы, которая всегда собиралась вокруг Ыего, ни даже некоторых из путешественников, которые случайно могли идти в Иерусалим в том же направлении, как и Иисус (см. на Марк 10:47).

42. спасла тебя: Т.е., исцелила тебя.

43.  весь народ: Лука здесь упоминает факт, не упоминаемый ни Матфеем, ни Марком — реакцию тех, которые были свидетелями происшедшего чуда. В противоположность Иудейским руководителям, которые многократно приписывали силу диавола Иисусу (см. на Матф. 12:24), обычный простой народ, понятие которого не было ослеплено предубеждениями, приписывал Его силу Богу.

Комментарий Б. Г. Уайт к 18 главе Евангелия от Луки.

I            СИ 225.

1-8       НУХ164-180.

3           НУХ 166, 170.

7            НУХ 171; 5СЦ524.

7,8       НУХ 177; ЖВ495; ВБ631; ПП203; 1СЦ 183; 6СЦ282.

8            СА 98; ПП 103; 5СЦ 167, 232.

9            НУХ 150. 9-14     НУХ 150-163.

II          НУХ 150, 152; ЖВ495; СЕ 140; НПХ 6; ОЖ9; 1СЦ416; 6СЦ 399.

11-14    1СЦ331.

12          5СЦ 539. 12,13    НУХ 151.

13          СУ 164; ЖВ495; Ев. 291; СЕ 213; НПХ 8; МЖС 19; ПХ 30,40; 1СЦ26; 5СЦ638; 6СЦ283.

14          НУХ 152, 163. 15-17    ЖВ 511-517.

16         ВД 491, 565; СИ 44; Воз. 290; 1СЦ397; 4СЦ 142.

18-23    ЖВ 518-523.

18-30    НУХ 390-396.

22         1СЦ207.

25         1СЦ141.

27         ЖВ 555.

30         5СЦ 42.

31-34    ЖВ 547-551.

37         СИ 107; 6СЦ262.

41         4СЦ178.