Глава 21

1     Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

2    Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,

3    И сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;

4    Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

5    И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:

6    Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.

7    И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?

8    Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

9    Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

10  Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;

11   Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.

12   Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас,

предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;

13  Будет же это вам для свидетельства.

14  Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,

15  Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16  Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;

17  И будете ненавидимы всеми за имя Мое,

18   Но и волос с головы вашей не пропадет, —

19  Терпением вашим спасайте души ваши.

20  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:

21  Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,

22  Потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.

23  Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:

24  И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.

25  И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;

26  Люди будут издыхать от страха [862] и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,

27  И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

28  Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.

29  И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:

30   Когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.

31   Так, и когда вы увидите сбывающимся, знайте, близко Царствие Божие, то что

32  Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;

33   Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,

35  Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

36  Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

37  Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

38   И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

1. Взглянув: [Лепты вдовы, Лук. 21:1-4 = Марк 12:41-44. Главный комментарий: Марка].

5. когда некоторые говорили о храме: [Признаки пришествия Христа, Лук. 21:5-38 = Матф. 24:1-51 = Марк 13:1-37. Главный комментарий: Матфея].

вкладами: Вероятно, имеются в виду «вклады», служившие для украшения храма, такие как золотая виноградная лоза Ирода при его входе (Иосиф Флавий, Иудейские Древности xv. 11.3; ср. ЖВ 575).

7. произойти?: Буквально, «случиться».

9. тотчас: Греч, eutheos, «немедленно» или «сразу». Выражение «тотчас» в английском языке прежде имело это же значение, но сегодня оно имеет совершенно противоположное значение. Таким образом, Иисус в действительности сказал: «конец еще не наступит немедленно».

12. Прежде же всего того: Лука здесь включает 12-16 ст. часть рассуждения на Елеонской горе, не данного Матфеем, вероятно из-за недавнего упоминания практически того же самого направления мыслей, почти в тех же самых словах в более раннем рассуждении. Относительно комментария на 12-16 спи (см. на Матф. 10:17-21).

13. Будет же это вам: См. на Марк 13:9.

14. обдумывать: Греч, prvme/etao, «тренироваться заранее». Это, вероятно, ссылка на изучение речи в деталях заранее, чтобы при произнесении ее, говорящий мог быть более ознакомлен с ней. Приготовляясь к защите перед «царями и правителями» ученики не должны составлять речей, чтобы можно было произносить их наизусть. Относительно причины служащей предпосылкой для увещания Христа (см. на Матф. 10:19, 20).

18. Но и волос: Это обетование не является универсальной, всеобщей гарантией освобождения от мученичества, так как Иисус только что сказал, что некоторые из них будут умерщвлены (см. 16 ст.). Возможно, в данном случае, это означает, что правители, которые влекут христиан в суды, не смогут иметь над ними никакой власти, за исключением случая, когда Бог допустит им это (см. Ин. 19:11; Деян. 5:35-58). Или, возможно, слова Христа указывают скорее на конечный результат, чем на временные непосредственные перспективы этого мира и означают, что правители земли не смогут иметь никакой силы над кем-либо в вопросах вечного благополучия (см. Ин. 10:28, 29; см. на Матф. 10:28, 30).

19. Терпением вашим: Сравните Матф. 24:13; Марк 13:13. В RSV читаем, «посредством вашего терпения вы приобретете вашу жизнь», мысль подобна выраженной в Матф. 24:13.

20. окруженный войсками: Т.е., окруженный Римскими легионами. Относительно комментария (см. на Матф. 24:2,15-20).

запустение его: Разрушение Иерусалима в 70-м г. по Р. Хр., означало «конец» Иудейской нации как таковой (см. на Матф. 24:14,15).

21. окрестностях: Т.е., окрестностях в контрасте с городом. «Те, которые среди него (Иерусалима; см. 20 ст.)» [863] являются городскими постоянными жителями и «те, которые в окрестностях», являются постоянными жителями сельских местностей, проживавших в меньших городах и селениях.

22. дни отмщения: См. на Матф. 23:35, 36.

написанное: Очевидно, ссылка на проклятия за непослушание (см. Втор. 27:11-26; 28:15-68).

23. гнев на народ сей: Т.е., на Иудеев. См. на Матф. 23:35; ср. Иер. 5:29. Относительно более широкого рассуждения о плане Божьем в отношении Израиля, их падении и отвержении как нации (см. IV том, 26-30 стр.).

24. острия меча: Очевидно, это ссылка на кровавую кульминационную точку осады Иерусалима в 70-м г. по Р. Хр. (см. 70-77 стр.; см. на Матф. 24:2,15-20).

отведутся в плен: Согласно предсказанному Моисеем, если Израиль «не будет стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей» Втор. 28:58, 63-68. Это предостережение уже раньше исполнилось в Вавилонском пленении Иер. 16:13; 40:1, 2; 52:12-16, 28-31; Дан. 1:1-3; 9:11-14; и т.д.). В связи с объяснением Гавриила, данным Даниилу относительно окончательного возвращения из Вавилонского пленения (см. на Дан. 9:24, 25), наряду с этим там же высказано предостережение, что повторение ошибок, приведших к Вавилонскому пленению приведут к вторичному разрушению Иерусалима и храма (см. на Дан. 9:26, 27). Именно на это второе разрушение и рассеяние Иудеев Христос указывал здесь (см. на Матф. 24:15-20; ср. Лук. 21:20). Это положение не может быть исправлено, «доколе не окончатся времена язычников». Относительно дальнейшего комментария (см. IV том, 30-36 стр.).

попираем: Видимость автономии, которой Иудеи наслаждались под Римским правлением до 70-го г. по Р. Хр., никогда более не была восстановлена и, начиная с этого рокового года, Иерусалим всегда оставался в значительной степени, если не полностью, под языческим контролем. В результате восстания под предводительством Бар Кохбы, подавленным в 135 г. по Р. Хр., всем Иудеям было воспрещено входить в город под страхом смертной казни. Никогда с того времени Иерусалим не был поистине Иудейским городом. После 70-го г. по Р. Хр., храм никогда не был вновь отстроен. В разные времена один народ за другим — римляне, сарацины, древние скандинавы, турки, крестоносцы и арабы владели городом и бывшей местностью храма. Хотя недавно возникшее государство Израиль получило в управление часть города, древний Иерусалим, все еще не является Иудейским городом, и территория прежнего храма остается в руках язычников. См. 78, 79 стр.

времена язычников: Время, предназначенное Иудейской нации, должно было вскоре окончиться и они никогда не должны быть более избранным народом Божьим. После их отвержения как нации, евангельская весть должна быть направлена всем народам (см. Деян. 1:8; 13:46; 18:6; 28:25-28; Рим. 1:16). Относительно дальнейшей дискуссии о роли Иудеев как избранного Божьего народа и замены их места язычниками (см. IV том, 26-36 стр.).

25. знамения: См. на Матф. 24:29.

недоумение: Греческое выражение подразумевает, что «недоумение» обусловлено фактом «море восшумит и возмутится». Последняя часть 25 ст. читается буквально, «а на земле уныние народов в недоумении относительно возмущения моря».

море: Христос здесь соединяет проявление разрушительных сил в природе со знамениями в небесах, непосредственно предшествующих Его возвращению на землю в силе и славе.

26. Люди: В других переводах, «сердца людей», буквально, «люди будут умирать от страха» или «люди будут терять сознание от страха». Последняя часть стиха представляет как критическую причину, что «люди будут издыхать от страха» потрясание «сил небесных». Представленные здесь сцены будут иметь место при седьмой язве (РП 41; ВБ 636). «Нечестивые будут смотреть [на эту сцену] с ужасом и удивлением» (ВБ 636), взывая к горам и камням, чтобы они пали на них Откр. 6:14-17.

29. все деревья: Лука ставит в известность всех читателей, незнакомых со смоковницей, что истина, иллюстрированная таким образом, применима ко всем деревьям, а не только к смоковнице.

31. Царствие Божие: Т.е., царство славы в противоположность царству Божественной благодати (см. на Матф. 4:17; 5:2).

34. пьянством: Греч. Лпцра/е, «опьянение» или «пьяный до головной боли», от Jtrus, «головы» wpallo, «качаться». Греческие медицинские авторы употребляют Jtraipaleb ссылке на морскую болезнь и остолбенение после пьяной оргии. [864]

заботами: Т.е., «тревогами», «беспокойствами».

35. сеть: См. 1Фес.5:4; 1Тим. 3:7; 2Тим. 2:26.

36.  бодрствуйте: Греч, agrupneo, «быть не спящим», буквально,

«бодрствовать», «быть бдительным».

молитесь: См. на гл. 18:1.

да сподобитесь избежать: Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к чтению «превозмочь, чтобы избежать» или «иметь силу, чтобы избежать».

предстать: См. на гл. 19:24. В этом наивысшая цель христианской жизни.

37. Днем: Суммарное, итоговое заявление в обозрении о деятельности Иисуса в течение первых трех дней страстной недели (см. на Матф. 23:38).

ночи: Ночью первого дня недели и в понедельник Иисус возвращался в Вифанию (см. на Марк 11:11, 12, 20; см. также ЖВ 581). Эту ночь во вторник Иисус и ученики, вероятно, провели на Елеонской горе.

38.    весь народ: Это, вероятно, также итоговое заявление, заслуживающее сравнения с 37 ст. Иисус не учил в храме после этого времени.

Комментарий Б. Г. Уайт к 21 главе Евангелия от Луки.

3
5-38
12
14,15
15
16
16,17
18
19
20
20,21
20-22
25
25,26
26
28
30,31
31
33-36
34
34,35 34-36 35 36
 

ЖВ 615, 616; СЕ 467.
ЖВ 627-636.
ДА 84.
ДА 97.
2СЦ 485.
ДА 84; ЖВ 629; ПЦ 588; 5СЦ 473, 691; 9СЦ 231.
ВБ 28, 54,267; ИС331.
ЖВ 630, 634.
Ев. 631; 2СЦ320,424.
ВБ26; 5СЦ 451,464.
ВБ 30; ПП 166.
ЖВ 630.
ВБ 37, 304.
Ев. 18; 1СЦ268.
РП41; 4СЦ53.
ЖВ632; Ев. 18; ВБ308; ОЖУ272.
ВБ 308.
ЖВ 234, 634.
9СЦ 268.
НЦХ 55, 319; ЖВ 234, 636; ВБ 309, 626; СП 238; 1СЦ
168,469; 2СЦ283; 4СЦ31, 309; 5СЦ 152, 235, 259, 280,
461; 6СЦ410.
РУУ 368.
СА 24; ПП 166; 4СЦ 306; 5СЦ 100.
ОХВ 335; 6СЦ 129.
ЖВ 234, 636; ВБ 309, 544; МЖС 17; СП 508; 5СЦ235.