Глава 22

1     Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

2    И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

3    Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

4    И он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

5    Они обрадовались и согласились дать ему денег;

6    И он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

7    Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

8    И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

9    Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10  Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

11  И скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12  И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13  Они пошли, и нашли, как сказал [865] им, и приготовили пасху.

14  И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,

15   И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,

16  Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,

18   Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19   И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20  Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21  И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;

22  Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23   И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24  Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

25  Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26   А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.

27   Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28   Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,

29  И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,

30  Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31  И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

32   Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33   Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34   Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35  И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36  Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

37  Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38  Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39   И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за

Ним последовали и ученики Его.

40  Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41   И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

42  Говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

44  И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

45  Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

46  И сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47  Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

48  Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49  Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50  И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51   Тогда Иисус сказал: оставьте, [866] довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52  Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53  Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

54  Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

55  Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56  Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

57   Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

58   Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59  Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

60  Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

61  Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62  И, выйдя вон, горько' заплакал.

63  Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

64  И, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65  И много иных хулений произносили против Него.

66  И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

67   И сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68   Если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

69  Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

70  И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71   Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

1. Приближался: [Предательский заговор, Лук. 22:1-6 = Матф. 26:1-5, 14-16 = Марк 14:1, 2, 10, 11 = Ин. 12:10, 11. Главный комментарий: Матфея].

3. Вошел же сатана: Действие Иуды не удивило Иисуса (см. Ин. 6:64, 70, 71). Это был первый контакт Иуды с Иудейскими руководителями с целью предательства своего Учителя (см. на Матф. 26:14). Иоанн приводит подобное высказывание, относительно опыта Иуды, во время его третьего и последнего контакта с Иудейскими руководителями в ночь предательства гл. 13:2, 27.

прозванного: Буквально, «названного».

4. начальниками: Их более полное звание было «начальники храма» 52 спи Очевидно, они были начальниками стражи храма.

6. не при народе: См. на Матф. 26:15,16.

7. Настал же день: [Приготовление к Пасхе, Лук. 22:7-13 = Матф. 26:17-19 = Марк 14:12-16. Главный комментарий: Матфея].

8. Петра и Иоанна: Только Лука отождествляет двух учеников, посланных с этим поручением.

10. вот, при входе: Кажется, что Петр и Иоанн должны были обнаружить в воротах или поблизости городских ворот, указанного человека.

14.  настал час: [Празднование Пасхи, Лук. 22:14-16 = Матф. 26:20 = Марк 14:17. Главный комментарий: Луки. См. карты 232, 233 стр.]. Т.е., час для вкушения Пасхи, приготовление к которой описано в 7-13 ст. Это происходило в четверг ночью. Заметим, что Иисус установил обряд вечери Господней во время вкушения очередной Пасхи (см. Дополнительное Примечание к Матф. 26, 1 параграф).

возлег: Скорее, «опрокинулся». Относительно описания расположения стола и кушеток на древнем Восточном пиру (см. на Марк 2:15). Во время первого вкушения Пасхи, участники кушали стоя, готовые к выходу из Египта. Однако, после входа в обетованную землю, [867] они уже не стояли более, но сидели или возлежали. В то время как при вкушении первой Пасхи они стояли — положение, подчеркивающее поспешность их выхода, так положение «возлежав», в обетованной земле, теперь подчеркивало их спокойное и безопасное состояние.

двенадцать Апостолов: Это последний случай, на котором все двенадцать были собраны в одном месте. Обычай требовал, чтобы при вкушении Пасхи было не менее 10 и не более 30 присутствующих совместно. В данном случае присутствовало 13.

15. очень желал: Выражение «очень желал Я», характерное Древнееврейское идиоматическое высказывание, означающее — «Я имел очень большое желание». Подобные идиоматические выражения встречаются в Ин. 3:29 («радостью радуется»), Деян. 4:17 («с угрозою запретим»), и в других местах НЗ. Они очень распространены в переводе LXX. Это был последний случай, на котором Иисус присутствовал совместно со Своими возлюбленными учениками прежде агонии предательства, испытания и распятия. Эта кульминационная точка Его земного служения всегда была перед Ним, когда Он трудился среди людей. Почти на протяжении года Иисус с усердием старался приготовить Своих последователей к событиям этих последних заключительных часов Своей жизни (см. на Матф. 16:21; 20:17; и т.д.).

сию пасху: Это была четвертая Пасха в служении Иисуса (см. 193, 247 стр.; 5 таблицу, 229 стр.), третья, отпразднованная вместе с учениками в Иерусалиме. Не все из них, однако, присутствовали как члены этой группы на любом из предыдущих случаях — Пасхе 28-го и 29-го года по Р. Хр., которые произошли прежде избрания и назначения двенадцати летом 29 г. по Р. Хр. Несомненно, это было пасхальное вкушение пищи, которое Иисус вместе с двенадцатью теперь отмечали (см. Дополнительное Примечание к Матф. 26 гл., параграф; ЖВ 642, 652; ВБ 399).

прежде Моего страдания: Снова и снова Иисус говорил ученикам о Своих страданиях (см. на Матф. 16:21; 20:17). ВЗ пророки часто высказывались о страданиях Мессии (см. Пс. 21 гл.; Ис. 53 гл.; и т.д.). Иисус должен был пройти весь путь к кресту посредством страданий, чтобы называться «вождем» нашего спасения (см. Евр. 2:10). Без креста не могло бы быть венца (см. 1Пет. 1:11). Наше преимущество, как последователей смиренного Иисуса — иметь участие в Его страданиях (см. 1 Пет. 4:13; 2Кор. 1:7; Фил. 3:10; ЖВ 225).

16. уже не буду: Это был последний пасхальный случай, на котором последователи Христа могли участвовать соответственно с его значением и смыслом. Разорвавшаяся завеса в храме в момент смерти Христа на кресте (см. на Матф. 27:51) была небесным знаком, что символы Иудейской религиозной системы пришли к своему концу, когда Христос, на Кого эти символы указывали (см. Кол. 2:17), отдал Свою жизнь для искупления многих. Иисус заместил символы смерти живыми символами Своего собственного тела и Своей пролитой крови (см. Лук. 22:19, 20; ЖВ 652).

есть ее: Т.е., Пасху (см. 75 ст.).

совершится: Заключительное и совершенное празднование избавления от греха будет иметь место в царстве «славы», о чем Христос уже говорил ученикам (см. на Матф. 25:31). Данное заявление, высказанное Иисусом, вероятно, указывает на «брачный пир Агнца» (см. Откр. 19:7-9), устроенный в честь того, что «воцарился Господь Бог Вседержитель» (см. 1-6 ст.). Относительно комментария на торжественные религиозные праздники, как символы счастья спасенных в вечном царствии (см. на Лук. 14:15,16).

в Царствии Божием: См. на Матф. 25:31.

17. ее … разделите: [Вечеря Господня, Лук. 22:17-20 = Матф. 26:26-29 = Марк 14:22-25. Главный комментарий: Матфея]. Т.е., пейте по очереди из той же чаши, по мере того, как она переходила от одного к другому.

20.  Также: Это ссылка на взятие чаши, воздаяние благодарности и раздачу вина.

21.  рука: [Выявление предателя, Лук. 22:21-23 = Матф. 26:21-25 = Марк 14:18-21 = Ин. 13:21-30. Главный комментарий: Матфея и Иоанна]. Лука излагает повествование о вечере Господней прежде, чем Иуда был выявлен как предатель, в то время как Матфей и Марк ставят это событие в обратном порядке. Сообщение Луки соответствует хронологическому порядку (см. на Матф. 26:21).

предающего Меня: Буквально, «кто предаст». Иуда уже встретился с Иудейскими руководителями и согласился предать им Иисуса (см. на Матф. 26:14,15). Предательство уже было в стадии развития.

со Мною за столом: Руки всех [868] учеников, вероятно, были «на столе». Это заявление не отождествляет Иуду как предателя, но просто подтверждает, что предатель был одним из возлежавших за столом.

24. спор: [Иисус омывает ноги ученикам, Лук. 22:24-30 = Ин. 13:1-20. Главный комментарий: Иоанна]. Буквально, «состязание», подразумевая воинственный дух и рвение к спору. Это невыраженное явно разногласие, кажется, царило все время при вкушении пищи на пасхальной вечере. Сообщение, подчеркнутое Лукой, представляет случай, положивший начало обряду смирения, отмеченному Иоанном. В виду событий, которые должны так скоро совершиться, было печально, что ученики спорили о положении в воображаемом мнимом царстве, для которого Христос не пришел, чтобы учредить его. В основном, именно из-за неправильного понимания учеников о природе царства Христова, в предыдущих случаях (см. Матф. 18:1; 20:21; Марк 9:33-35; Лук. 9:46-48), был возбужден вопрос о сравнительном величии. Относительно ложных понятий, лелеемых Иудеями и в некоторой степени учениками даже после воскресения, о природе царства Мессии (см. на гл. 24:19). Иуда захватил для себя первое почетное место с левой стороны Иисуса, а Иоанн с правой стороны (ЖВ 644).

большим: Относительно комментария (см. на Матф. 18:1-10; 20:25, 26). Ученики рассуждали об их положении в царстве, которое, согласно их взглядам, Христос должен был учредить на земле.

25. господствуют: См. на Матф. 20:25, 26. благодетелями: Буквально, «делателями добра».

26. больше: См. на Матф. 20:26.

меньший: В Восточных домах жизнь младших братьев обычно должна была согласовываться с мнением их старших братьев. Иначе говоря, Иисус сказал: «Пусть «большие» займут положение меньших».

начальствующий: Или, «руководитель».

27. служащий?: Иисус указал на Свой личный бескорыстный пример служения для других. Тот же дух, который побудил Христа служить физическим и духовным нуждам человечества, пусть послужит мотивом жизни всех, которые желают быть Его учениками.

28. пребыли: Эти слова выражают идею о постоянной и неизменной верности. Вопреки их очевидным недостаткам, ученики в целом были верны в их преданности Христу.

напастях: Или, «испытаниях» (см. на Матф. 6:13).

29. Я завешаваю вам: Как награду за их верность (см. Откр. 3:21; 22:12; ср. Лук. 12:32; 2Тим. 2:12; см. на Лук. 19:17).

30. Да ядите и пиете: Относительно комментария (см. на Матф. 8:11; Лук. 14:15; ср. Матф. 19:28).

сядете на престолах: См. на Матф. 19:28.

31. Симон! Симон!: [Предостережение Петру и десяти, Лук. 22:31-38 = Матф. 26:31-35 = Марк 14:27-31. Ср. на Ин. 13:36-38. Главный комментарий: Матфея]. Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к опущению слов «и сказал Господь». Повторение слова «Симон» придает выразительность тому, что Иисус намеревался сказать.

се, сатана просил: Он уже достиг своего в Иуде (см. Иов. 1:12; 2:6).

вас: В Греческом подлиннике стоит множественное число. Иисус обращался к Петру, но Его слова относились ко всем ученикам.

32. Но Я молился: Какое великое утешение — знать, что Господь проявляет такую личную заинтересованность в проблемах и искушениях, касающихся каждого из нас лично! Вскоре после этой беседы Иисус возвысил Свой голос в молитве к Отцу. Его ученики — все до одного, — были основной темой Его молитвы (см. Ин. 17:2, 9,15,17).

тебе: В противоположность слову «вас» (см. на 31 ст.), слово «тебе» находится в единственном числе, подчеркивая личную природу заботы Иисуса о каждом из Его последователей, здесь в особенном смысле, о Петре.

оскудела: Греч, ekkipo, «оставить» или «покинуть», которые выражают идею оставить совершенно.

обратившись: Греч, epistrepho, «повернуться» или «возвратиться», следовательно, «реформировать», «исправляться». Иисус подразумевал, что Петр, в самом деле, падет. Но это не был конец истории, ибо он «обратится». Горький опыт, через который Петр должен был пройти, в результате отречения от своего Господа, совершит в нем преобразование, весьма очевидное для его собратьев — учеников (см. ЖВ 713, 812).

утверди братьев твоих: Смелость Петра относительно истины свидетельствовала об основательности его обращения и также об [869] образе жизни, при котором его служение удостоверило силу и ободрение для верующих в Иерусалиме и вне его (см. Деян. 2:14; 3:12-15; 4:8-13; 5:29-33; и т.д.).

33. готов … идти: См. на Матф. 26:33, 35.

34. Петр: Иисус здесь называет Петра по имени, которое Он Сам дал (см. на Ин. 1:42).

35. когда Я посылал вас: Иисус напоминает двенадцати о временах, когда Он посылал их по два в города и селения Галилеи (см. на Матф. 10:1, 5, 9,10).

имели ли вы в чем недостаток?: Греческая форма вопроса подразумевает, что Иисус надеялся получить отрицательный ответ. Ученики, в большинстве случаев, по крайней мере, были приняты сердечно. Во время указанного миссионерского путешествия, работа Иисуса достигла вершины своей популярности в Галилее, и люди были очень рады принять Его представителей.

36.  но теперь: Положение изменилось. Период популярности в Галилее окончился около года тому назад (см. на Ин. 6:66). С этого времени и впредь, когда ученики проповедовали Евангелие, они должны будут встречать подозрение и враждебность. Они не должны надеяться на снисходительное, любезное и великодушное гостеприимство, которым они наслаждались прежде. Они неоднократно убеждались, что преследование является их жребием (см. на Матф. 10:16-28; Ин. 16:33).

одежду: Греч, hi/nation, «накидка» или верхняя одежда (см. на Матф. 5:40).

и купи: — Очевидно, образное выражение, примененное здесь Иисусом, очень часто неправильно понималось. Когда ученики направились во враждебный мир, они часто оказывались в обстоятельствах, в которых, с человеческой точки зрения, оружие как средство самозащиты должно было быть им наиболее необходимо. Но во всей книге Деяние Апостолов не отмечено ни одного случая, при котором кто-либо из апостолов применял или хотя бы носил оружие. Несомненно, если бы Христос имел в виду, чтобы они поступали таким образом, они должны были бы так и делать. Час или два спустя, этой же самой ночью, когда Петр пытался применить меч (см. на Матф. 26:51-53), Иисус осудил его действия и ясно подчеркнул, что христианин, подобно своему Учителю, не должен полагаться на оружие для защиты. Христианин не должен отражать силу силой (см. на Матф. 5:39).

Мы не должны защищать жизнедательное Евангелие, убивая людей, за которых умер Христос. Наивысшее доказательство христианской любви заключается в готовности умереть за других (см. Ин. 15:13). Желание или намерение отнять жизнь у тех, которые не согласны с нами, является доказательством духа сатаны, который был «человекоубийцей от начала» Ин. 8:44. Преследование — всегда дело диавола и совершается людьми, которые подчинились его контролю. Единственное оружие, которое христианин может свободно применять для защиты своей веры — «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17; см. Евр. 4:14; см. на Матф. 26:52). Таким образом, принимая во внимание личные учения Христа и новозаветные записи апостольских методов продвижения Евангелия, мы можем заключить, что Христос здесь говорит образно, предостерегая учеников о преследовании, которое они и их обращенные будут переносить, а не о буквальном применении какого-либо оружия.

меч: Греч, machaira, обычно обозначающее короткий Римский меч (см. на гл. 2:35). Кроме своего обычного значения, machaira употребленное в переводе LXX Евр. ma'aJteletA, «нож для убоя скота», от слова ma'aJkai, «пища». Возможно, здесь имеется в виду последнее значение, «нож для убоя скота».

37. злодеям: Греч, anomoi, «преступники», буквально, «нарушители закона». См. Ис. 53:12, откуда Иисус цитирует это выражение.

к концу: Т.е., исполняется.

38.  вот, здесь два меча: Ученики, очевидно, неправильно поняли Иисуса и продолжали понимать буквально о том, что Он сказал относительно обеспечения мечами. Резкое обличение, данное Петру час или более спустя (см. на Матф. 26:51, 52), является очевидным доказательством, что Иисус не имел в виду, чтобы Его слова в этом случае понимались буквально.

довольно: Не ясно, или здесь Иисус ссылается на два меча, на которые Петр только что обратил внимание, или Он ссылается на дискуссию в целом. Иисус здесь вероятно прекращает обсуждение этого вопроса, поскольку не было времени для собеседования по этому специфическому пункту. Более важные вопросы были налицо. Возможно, Иисус имел в виду, «довольно [этой дискуссии]».

39.  по обыкновению: [Следование в Гефсиманию, Лук. 22:39 = Матф 26:30 — Марк 14:26. Главный комментарий: Матфея]. Буквально, «согласно обычаю [Его]».

40. молитесь: [Гефсимания, Лук. 22:40-53 — Матф. 26:36-56 = Марк 14:32-52 = Ин. 18:1-12. Главный комментарий: Матфея]. [870]

не впасть в искушение:  Относительно комментария (см. на Матф. 6:13; 26:41).

41. на вержение камня: Или, «расстояние, на которое можно бросить камень». Только Лука отмечает эту подробность.

43. Ангел: Это был Гавриил, который неоднократно служил лично Христу (см. на гл. 1:19). Сравните опыт Иисуса в конце Его неожиданной встречи с сатаной в пустыне (см. на Матф. 4:11).

укреплял Его: Когда Он в третий раз помолился и принял великое решение — пройти путь до креста, «Иисус пал в смертельных муках на землю, от которой лишь немного приподнялся», «испытывая страдания смерти за каждого человека» (ЖВ 693, 694). Могущественный ангел пришел, чтобы укрепить Его к часам страданий, лежащих между Ним и крестом, и после подкрепления «Он стал спокойным и безмятежным», на Его лице не было видно «никакого следа недавней агонии» (ЖВ 694). Именно в таком виде Он встретил толпу, которая пришла, чтобы схватить Его.

44. борении:В других переводах, «агонии». Относительно природы этой агонии (см. на Матф. 26:38).

капли: Греч, thromboi, «обильные капли» или «сгустки крови». Относительно ссылок на исторические примеры личностей, чьи поры выделяли кровавый пот, смотрите Международный Критический Комментарий на Лук. 22:44.

Хотя важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) может цитироваться с опущением 43, 44 ст., все же больше доказательств склонно к оставлению их.

48. Сына Человеческого?: См. на Матф. 1:1; Марк 2:10. 51. оставьте, довольно: Из этого выражения Луки не ясно, или Иисус обращается к ученикам, наставляя их, оставить события развиваться своим курсом, и повелевает им прекратить действовать с силой и насилием (см. 50 ст.), или Он обращался к тем, которые пришли арестовать, чтобы позволить Ему исцелить ухо Малху. Согласно (ЖВ 696), Он обратился к Римским солдатам, которые были пленены или зачарованы Его спокойствием.

коснувшись уха его: Это было второе доказательство Божественности, предоставленное тем, которые пришли арестовать Иисуса; первое доказательство — проявление ангельской славы (см. на Ин. 18:6). Если бы необдуманный, опрометчивый поступок Петра не был быстро исправлен, он мог быть представлен перед Синедрионом и Пилатом как доказательство, что Иисус и Его ученики были опасными людьми и представляли угрозу для нации. Власти совершенно не упомянули этого случая на суде, поскольку необходимо было согласиться с совершившимся чудом исцеления.

52. начальникам храма: См. на 4 ст.

53. ваше время: Т.е., «время», в которое им было допущено совершать то, что они должны были сделать с Иисусом. Злым людям и ангелам казалось, что теперь, наконец, Иисус находился в их когтях.

тьмы: Это была ночь, подходящее время для их зловещих замыслов; соответствующее время, чтобы им продвинуть вперед свое дело. Но духовная тьма, которая окутывала их сердца, была еще мрачнее, чем ночная тьма. Эти необузданные, злые люди выполняли волю демонов и представили широкий простор для ненависти, которая гнездилась в их сердцах.

54. Взявши Его: [Ночной допрос перед Синедрионом, Лук. 22:54-65 = Матф. 26:57-75 = Марк 14:53-72 = Ин. 18:25-27. Главный комментарий: Матфея]. Необходимо отметить, что Лука представляет судебный процесс и отречение Петра в точном хронологическом порядке (ср. 192 стр.).

55. двора: Греч, aule, «внутренний двор» (см. на Матф. 26:58).

56. у огня: Буквально, «к свету», т.е., свету от огня (см. ЖВ 710).

59. настоятельно говорил: Т.е., он продолжал утверждать или сильно настаивать.

61. Господь, обратившись: Только Лука отмечает этот трогательный случай.

65. И много иных: Упомянутые случаи являются лишь иллюстрацией того великого множества надругательств, которые Иисус претерпел от рук властей и толпы (см. на Ин. 21:25).

66.  И как настал день: [Дневной допрос перед Синедрионом, Лук 22:66-71 ;= Матф. 27:1 = Марк. 15:1. Главный комментарий: Луки. См. карту 225 стр.; таблицу 233 стр.]. Ночной судебный процесс перед избранными членами Синедриона (см. на Матф. 26:57-75), происходивший в доме первосвященника, не был официальным судебным следствием, вопреки факту, что были выслушаны свидетельства и вынесено решение. [871] Для вынесения решения был необходим официальный созыв Синедриона, который разрешалось собирать с восходом солнца. В рассматриваемое время года солнце всходило около 5:30 минут в широте Иерусалима. Следовательно, существенные характерные черты ночного судебного процесса необходимо было повторить снова. Поэтому, дневной судебный процесс имел сходство в своих главных чертах с ночным судебным процессом. То, что ночное собрание представляло собой встречу Синедриона, отмечено в заявлении, что «как только настал день, снова собрался Синедрион» (ЖВ 714).

первосвященники: См. на Матф. 2:4; 26:3. книжники: См. 55 стр.

ввели Его: Т.е., из караульного помещения во дворце первосвященника в совещательную комнату Синедриона.

синедрион: Греч, sunedrion, буквально, «сидящие вместе», следовательно, «собрание». В особом смысле sunedrion представлял собой официальный Синедрион. Этот термин, несомненно, употреблен здесь в техническом значении, чтобы указать на Великий Синедрион в Иерусалиме (см. 67 стр.).

67.  Ты ли Христос?: Ночной суд уже рассматривал ответ Христа, данный по этому вопросу, как достаточную причину для осуждения Его к смерти (см. на Матф. 26:63-66). Вопрос был повторен, чтобы все услышали. Теперь присутствовали многие члены Синедриона, отсутствовавшие во время ночного судебного процесса (см. ЖВ 714), хотя Никодим и Иосиф из Аримафеи не были позваны (ЖВ 539, 699).

если скажу вам: Иисус уже ответил им час или более до этого (см. на Матф. 26:64).

68. Если же и спрошу вас: Т.е., пожелаю обсудить этот вопрос благоразумным образом, чтобы установить факты. Но они не интересовались фактами этого дела и, следовательно, не решались исследовать доказательства. Иисус рассуждал о доказательствах Своего положения как Мессии, вероятно в этом самом зале, за два года до этого события (см. на Ин. 5:17-47, особенно 31-39 ст.).

не отпустите Меня: Они уже решили не освобождать Иисуса, однако убедительное доказательство благосклонности в Его пользу могло быть (см. на Матф. 26:59).

69. Отныне: Т.е., при Его Втором пришествии (см. Откр. 1:7).

Сын Человеческий: См. на Матф. 1:1; Марк 2:10; см. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.

одесную: Относительно комментария (см. на Матф. 26:64).

70. вы говорите, что Я: Иисус признавал истинность их заявления. Это просто идиоматическое изложение выражения «Да» (см. на Марк 14:62; Матф. 26:64). «Сын Человеческий» суть «Христос» Лук. 22:67. См. на Матф. 1:1; Марк 2:10.

71. какое еще нужно нам свидетельство?: См. на Матф. 26:65, 66.

Это было уже третье осуждение Иисуса в руках Иудейских руководителей и третья сцена оскорблений и безжалостных последующих издевательств (ЖВ 714). Если бы не сдерживающее присутствие Римских солдат, Иисус, несомненно, был бы убит в присутствии Синедриона.

Если бы Иисус не был тем, на что претендовал, Иудейские руководители были бы абсолютно правы. Но поскольку Он соответствовал всему, на что заявлял права, они были совершенно и непоправимо несправедливы.

Комментарий Б. Г. Уайт к 22 главе Евангелия от Луки.

1-5

ЖВ

645.

7-18

ЖВ

642-651.

14-23

ЖВ

652-661.

15-18

ЖВ

643.

 

19

ЖВ 653.

 

24

ЖВ 643; ВБ 348.

 

26,27

Вое. 268.

 

27

Вое. 103.

 

30

ВБ 427.

 

31

4СЦ246.

 

31,32

ЖВ 713, 812; РП 166; НПХ

119; МЖС94; ПЦ 175; 4СЦ

 

529.

 

31-34

Вое. 89.

 

32

ДА 63, 515; НУХ 156; РУУ 255; Ев. 345; РП 170; 1СЦ

 

379,469; 2СЦ317; ЗСЦ560

; 5СЦ570.

35

ЖВ273; СЕ 114; СИ 480.

 

39-53

ЖВ 685-697.

 

40

ЖВ 690.

 

41

СЕ 178; ПЦ48.

 

42

С3 375; РП167; СИ 230.

43

ЖВ 693, 694; 2СЦ206; 4СЦ

542.

43,44

РП167; 1СЦ240.

 

44

ЖВ 689, 694, 734, 759; РП

49; 1СЦ 158; 2СЦ 203, 204;

 

4СЦ 82, 534.

 

48

ЖВ696; ВБ263.

 

50-51

ЖВ 696.

 

53

ЖВ 697.

 

54-71

ЖВ 698-715.

 

57

ЖВ711.

 

58-62

ЗСЦ416.

 

61

РП 169, 194.

 

61,62

НУХ 154; Вое. 89.

 

62

4СЦ 488.

 

64

РП 170.

 

67-71

ЖВ 714.