Глава 7

1     Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.

2    У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

3    Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

4    И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

5    Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6    Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

7    Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

8    Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

9    Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10  Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

11  После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним

шли многие из учеников Его и множество народа.

12  Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13  Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14  И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15  Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16  И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

17  Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

18  И возвестили Иоанну ученики его о всем том.

19  Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

20  Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?

21  А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

22  И сказал им Иисус в ответ, пойдите, скажите Иоанну, что

вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;

23   И блажен, кто не соблазнится о Мне!

24  По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

25  Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

26  Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

27  Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

28  Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

29  И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись            крещением Иоанновым;

30   А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

31  Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

32  Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

33  Ибо пришел Иоанн Креститель: ни [752] хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

34  Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

35  И оправдана премудрость всеми чадами ее.

36  Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38   И, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

39  Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40  Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41  Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

42  Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43  Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44  И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла;

45  Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

46  Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47  А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48  Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49  И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50  Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

1. Когда: [Исцеление слуги сотника, Лук. 7:1-10 = Матф. 8:5-13. Главный комментарий: Луки. См. карту 219 стр.; таблицу 231 стр.; относительно чудес 208-213 стр.]. Или, «после». События в 1-10 ст. следуют после нагорной проповеди в завершении хронологической последовательности (см. на Матф. 8:2) и возможно произошли в тот же самый день. Лук. 7:1 предусматривает переход с места, где была сказана наг-орная проповедь к месту исцеления слуги сотника. О других примерах последовательного перехода в Евангелии от Луки (см. гл. 4:30, 37, 44; 5:11,16, 26; 6:11; и т.д.). Описанное время, вероятно, приходилось на конец лета 29 г. по Р. Хр. (см. НПХ2, 45; см. на Матф. 5:1), и время дня возможно после обеда к вечеру.

окончил все слова Свои: Главным образом, нагорную проповедь (Лук. 6:20-49; ср. Матф. 7:28).

к слушавшему народу: Его «аудитория» состояла из группы «слушателей».

вошел в Капернаум: Очевидно, по Своем возвращении после передачи нагорной проповеди, как подразумевает контекст (см. ЖВ 316). Относительно Капернаума, как главного города во время служения в Галилее (см. на Матф. 4:13). Кажется, что делегация старейшин, направлявшаяся с просьбой сотника, встретила Иисуса, когда Он возвращался в город.

Параллельное сообщение в Матф. 8:5-13, кажется, имеет некоторые различия, но из сравнения двух повествований становится очевидным, что таковые не являются расхождением и что два повествования являются просто различными вариантами одного и того же случая. Переходные части обоих сообщений почти идентичны и различия встречаются главным образом в повествовательных разделах. В обоих случаях центральная точка интереса — большая вера сотника язычника (см. на Матф. 7:9). Необычное обстоятельство свершившегося чуда — факт, что человек, воспользовавшийся им, не был в непосредственном присутствии Христа в момент исцеления.

2. сотника: Греч. he&atontarvhos, означающее «командир сотни [людей]», то есть, капитан группы в Римской армии, [753] называемой центурия. Число солдат в центурии колебалось от 50 до 100. Этому особому сотнику, вероятно, была подчинена рота римских солдат, помогавших поддерживать порядок Ироду Антипе, четвертовластнику Галилеи. Как становится очевидным из дальнейшего курса повествования (см. на 5, 6, 9 ст.), сотник не был обращенным в Иудейскую веру. Все сотники, упомянутые в НЗ, кажется, были людьми, обладавшими характером достойным похвалы Марк 15:39, 44, 45; Лук. 23:47; Деян. 10:22; 22:26; 23:17, 23, 24; 24:23; 27:43. Слово «одного» относится к сотнику, но не к слуге.

слуга: Греч, doulos, буквально, «раб» или «крепостной слуга».

дорожил: Греч, entimos, «в чести», «почитать» или «высоко ценить». В гл. 14:8 entimos, переведено, «почетнее», в Фил. 2:29 «в уважении» и в Went. 2:4, 6, «драгоценный». Entimos встречается в папирусе в ссылке на солдат, отличившихся длительной и выдающейся службой. Сотник очень уважал «слугу», несомненно, за его полезное служение. Выражение «дорожил» само по себе еще не подразумевает личную любовь, но в этом особом случае сотник был «нежно привязан» к слуге (ЖВ 315).

был болен: См. на Матф. 4:24. Обычный паралич не является настолько болезненным, как подразумевают слова «жестоко страдает» Матф. 8:6, которые отражают острую, сильную боль и паралич слуги, сопровождающие болезнь, в некоторой степени, напоминающей ревматическую лихорадку.

3. Услышав: Осведомленность сотника об Иисусе ограничивалась сообщениями, о великих делах Спасителя. До описанного здесь случая, он никогда прежде не видел Иисуса (ЖВ 315).

старейшин: Это могли быть или выдающиеся граждане города или совет старейшин местной синагоги (см. 56 стр.), или, возможно, они принадлежали к обеим группам. Благодаря дружественным жестам сотника (см. 5 ст.), он был в особенно хороших отношениях со «старейшинами», вопреки факту, что он был язычником, а не Иудеем. Вполне осознавая обычное Иудейское отношение к язычникам (см. на Матф. 7:6), сотник, возможно, сомневался, как Иисус отзовется на просьбу, если к Нему придет человек не из Его народа. При том, возможно, он имел неприятные опыты с различными Иудейскими руководителями в прошлом, и, возможно, страшился резкого отказа. Также, в типично восточной манере, правильный образ действия заключался в том, чтобы через посредника согласовать вопрос, который, по-видимому, находился в таком положении, что мог способствовать просьбе, которой, в ином случае, было бы отказано. Возможно эти «старейшины» были из особой синагоги, которую Иисус посетил, будучи в Капернауме (см. на Лук. 4:16).

Наиболее кажущееся различие между сообщениями Матфея и Луки встречается в этой точке повествования. Лука отмечает, что сотник послал две делегации, «старейшин» 3 ст. и «друзей» 6 ст., в то время как Матфей вообще не упоминает об этом. Последний говорит только относительно сотника, который сам пришел к Иисусу Матф. 8:5. Вероятно, что Матфей имел в виду тот факт, что делегация действительно говорила о сотнике, упростив свое сообщение, представляя слова вестников в пользу сотника, как, если бы они были сказаны самим сотником лично. Сегодня, как и в древние времена, человек, наделенный авторитетом и властью, обычно говорит, что он сделал определенные дела, когда, в сущности, действительная работа была выполнена его подчиненными. К примеру, сказано, что Пилат взял бить Иисуса [Ин. 19:1 оригинал], но фактически, конечно, били подчиненные Пилату, согласно его распоряжению. Очевидно, две делегации — «старейшин» и «друзей» делали предложение Иисусу, но когда стало ясно, что Он направил свой путь к дому сотника, последний вышел лично и когда встретил Иисуса, фактически повторил ту же самую весть, переданную «старейшинами» и «друзьями». Кроме того, Лука имел особые причины для упоминания любого дружественного акта со стороны руководителей Израиля по отношению к Иисусу (см. Дополнительное Примечание в конце главы). См. на Лук. 5:2.

просить: Или, «попросить», «упросить».

исцелить: Греч. tHasozo, «принести полное благополучие», «спасти». Сотник надеялся, что Иисус принесет его верному слуге полное исцеление от его болезни.

4. просили: Греч, parakaled, более сильное слово, чем употребленное в 3 ст., которое [754] обозначает просто «просить» или «обратиться с просьбой» (см. на 3 ст.).

убедительно: Греч, spoudaios, «серьезно» или «настоятельно». Это было одним из значений слова «убедительно», прежде переданном (см. Рим. 12:12). Просьба была «настоятельной», ибо человек «был при смерти», а время было коротко.

достоин: Личное мнение сотника о себе — он был недостоин 6, 7 ст. В глазах «старейшин» он был «достоин» 4 ст. Сознание личного недостоинства — рекомендация наивысшего рода. Но в случае с сотником, кажется, что эта оценка своего положения перед Иисусом, была более чем скромной. Сотник хотя и верил в истинного Бога, все же не был еще вполне обращенным, и согласно Иудейскому взгляду, был еще язычником и поэтому не мог принимать участие в религиозных служениях (см. на 2, 5 ст.). Истинное смирение сердца перед Богом и, вероятно, в такой же мере сознание своего положения согласно взгляду Иудеев, он пытался не стеснять Иисуса обязанностью входить в языческий дом. Такое действие могло быть наиболее отталкивающим для Иудеев и, несомненно, сделало бы Его церемониально нечистым (см. Ин. 18:28). Иудей, вызываемый посредством прямого указания Римского офицера, должен был согласиться с вызовом, ибо отказ мог быть истолкован как противодействие законной власти. Очевидно, истинно благочестивый и скромный сотник пытался избавить Иисуса от этого и не стеснять Его. Смирение сотника было истинным и действенным (см. на Лук. 7:6).

5. он любит народ наш: И был, в свете этого, «достойным» в глазах старейшин (см. на 4 ст.). Кажется, что сотник, по всей вероятности, был известен как «обращенный у врат», человек, который верил в истинного Бога и в принципы Иудейской веры, но который не принял обрезания, знака завета (см. на Быт. 17:10,11) и не выполнял церемониальных обрядов Иудейской религии. Имеются сведения, что в период первого столетия по Р. Хр. на территории Римской Империи были несметные тысячи «обращенных у врат». Они были научены, чтобы восхищаться и уважать сравнительно, чистое поклонение Иудеев и были убеждены в его превосходстве по сравнению со своим собственным. Впоследствии многие также обращенные стали вполне законными Иудеями (см. 62 стр.).

синагогу: Буквально, «определенную синагогу», вероятно особая синагога, в которой эти вестники служили как «старейшины». Возможно, что это произошло в одно из обычных посещений Христом города Капернаума, где Он начал Свое служение. Местоимение «он» подчеркнуто, вероятно, сотник построил синагогу эту на свои личные средства. Согласно надписи, относящейся ко 2-му столетию, некоторый языческий чиновник Египта содействовал Иудеям в сооружении синагоги в Атрибе. Отмечены также и другие подобные примеры.

6. пошел: Согласно Греческому выражению, «продолжал идти». Иисус не сопровождал их весь путь назад к дому сотника, как явствует из повествования (см. Лук. 7:7; ср. Матф. 8:5).

друзей: Эта вторая делегация могла состоять из Римлян, возможно, товарищей сотника. Очевидно, Иисус продолжал двигаться по направлению к дому сотника, вопреки переданному возражению о его недостоинстве (ЖВ 316). В виду факта, что вторая делегация остановила Иисуса, «когда Он уже был недалеко от дома», и что Иисус продолжал Свой путь еще дальше после встречи со второй делегацией, сотник должен был встретить Иисуса очень близко от своего дома.

я недостоин: См. на 4 ст. Хотя сотник возражал, указывая на свою недостойность, Иисус впоследствии сказал о нем: «и в Израиле не нашел Я такой веры» 9 ст. Удивительная вера этого мнимого язычника сделала его более достойным в свете Неба, чем любого из соотечественников Иисуса. Именно не преходящие интересы отличали сотника, что Иисус и Иудейские руководители, так часто находившиеся в полном несогласии, должны были оба подтвердить достоинство язычника. Но необходимо заметить, доводы и причины для этого были разными: «старейшины» одобряли дела сотника, Иисус — его веру. Возможно, в этих факторах заключалась истина, что когда вера и дела сочетаются в жизни, человек тогда может находиться в высоком уважении, как перед Богом, так и людьми. Исключительно хороший руководитель тот, [755] кого уважают друзья и враги, люди различных партий или направления мыслей. Исключительно хороший тот учитель, которого уважают все студенты, как те, которым он, по необходимости ставит низкие оценки, так и те, которым выставляет высокие. Исключительным является тот пастырь или служитель, которого с благосклонностью принимают все направления людей его общины.

кров: Греч, stege, «покрытие».

7. достойным: См. на 4, 6 ст. Возможно, угрызения совести, вызванные в сознании сотника ошибочным пониманием отношения Иисуса к язычникам (см. на 4 ст.), удерживали его, чтобы полагаться на добрую волю Иисуса, даже до такой степени, чтобы явиться пред Ним лично. Однако он пришел к Иисусу и в 7, в ст. представлено то, что он лично сказал Господу (см. ЖВ 316).

 слово: Сотник понимал, чтобы исполнить его просьбу относительно исцеления слуги, достаточно повеления Иисуса. Именно этим фактом отмечена степень веры сотника. В отличие от царедворца из Капернаума, примерно год тому назад, сотник не требовал и даже не ожидал «знамений и чудес» для укрепления своего доверия к силе Иисуса (см. на Ин. 1:48).

выздоровеет: Подобно прокаженному, чья великая вера побудила его воскликнуть: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» Матф. 8:2, сотник, казалось, осознал, что все, что необходимо было сделать Иисусу —лишь пожелать, чтобы слуга был освобожден из объятий болезни.

8. Ибо я и: Исходя из всего услышанного, сотник осознавал, что Иисус, в подобном смысле, представлял авторитет и силу Неба, как он, армейский офицер, представлял силу и авторитет Рима.

в подчинении воинов: Как сотник был представителем римского правительства и был послушен его приказам, так солдаты, находившиеся в его подчинении, признавали его авторитет и слушались его. Он знал, как принимать и как издавать приказания и видел их исполнение. Слово, исходившее от вышестоящих, исполнялось им, а слово, исходившее от него исполнялось его подчиненными. Поскольку он уже признавал Бога как Правителя неба и земли, теперь в свою очередь он признавал Иисуса, как представителя Божия. Сотник, несомненно, знал об исцелении сына царедворца год тому назад (см. Ин. 4:46-53), и, возможно, слышал о многих чудесах Иисуса, с того времени как Капернаум стал центром его служения в Галилее Ин. 4:50, поэтому слова Иисуса было достаточно, чтобы исцеление совершилось на известном расстоянии. Однако, как и в случае с прокаженным, в мыслях сотника был вопрос, пожелает ли Иисус ответить на его просьбу (см. на Марк 1:40). Прокаженный был удален из общества из-за его болезни. Вероятно, в подобном смысле, сотник чувствовал, что он не был социально приемлемым для Иудеев из-за своего происхождения.

9. удивился: Греч, thaumazo, «восхищаться» или «изумляться». Вера сотника, что достаточно лишь слова Иисуса, была сама по себе необычной. Факт, что сотник никогда не видел и не беседовал с Иисусом, сделали эту веру еще более удивительной, особенно в виду медлительности Иудеев и даже самих учеников Христа к проявлению веры (Матф. 6:30; 8:26; 14:31; 16:8; см. Марка 4:40; Лук. 8:25; 12:28; 17:6). Но факт, что сотник был официально, с Иудейской точки зрения, язычником, представил его веру великой, как нечто большее веры. Год спустя Иисус похвалил женщину Си-рофиникиянку за ее великую веру (см. Матф. 15:28) и она также была язычницей (ср. Лук. 4:24-27).

идущему за Ним народу: По всей вероятности это была та же толпа, которая в этот же самый день слушала проповедь на горе (см. на Матф. 8:1; Лук. 7:1). Если это так, тогда это чудо имело цель, подтвердить слова Иисуса и оставить живое впечатление в сознании народа.

такой веры: См. на 8 ст. Великая вера сотника является высшей кульминационной точкой повествования. Похвалу Христа сотнику можно подразумевать как его полное обращение или теперь или в последующее время. Факт, что Христос «не нашел» веры в этом множестве Израиля, подразумевает прежнее служение, покрывающее значительный период времени (см. на 1 ст.).

и в Израиле не нашел: Или, «не даже в Израиле». 1756] Лука здесь опускает комментарий Христа, отмеченный Матфеем в гл. 8:11, 12, относительно великого собрания язычников в царствии небесном, но описывает подобное заявление по другому случаю Лук. 13:28, 29. Впоследствии Павел выразил ту же истину подобным образом (см. Рим. 9:7, 8; 11:15,17, 25). Достойно внимания, что в двух случаях исцеления, совершенных по просьбе язычников, в отмеченном здесь и дочери Сирофиникиянки Матф. 15:21-28, исцеление произошло не только как вознаграждение «великой веры», но также на определенном расстоянии. Следовательно, контакт с язычниками был небольшой. Возможно, это могла быть уступка предубеждениям учеников. Это было необходимо в приготовлении к работе Евангелия во всем мире, чтобы Иисус продемонстрировал право язычников участвовать в благах царствия, которое Он пришел учредить, и с другой стороны не было необходимости, чтобы Господь совершил это, оскорбляя Иудейскую чувствительность к общественному контакту с язычниками. Поступить иначе, чем Он поступил, могло бы возбудить Иудейские предубеждения и воспрепятствовать Его миссии. Служитель в своем служении для душ, хотя сам свободный от предубеждений, может часто считать необходимым, принимать во внимание предубеждения других.

10.  Посланные: Это, вероятно, включает как «старейшин», так и «друзей», но, по крайней мере, последних. Они были недалеко от дома (см. на 6 ст.) и могли сразу же проверить истинность происшедшего чуда.

больного: Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к опущению этого слова.

выздоровевшим: От Греч, kugiaino, «быть здоровым», обычный медицинский термин (ср. Лук. 5:31; ЗИн. 2).

11. После сего: [Воскрешение сына вдовы в Наине, Лук. 7:11-17. См. карту 219 стр.; таблицу 231 стр.; относительно чудес 208-213 стр.]. Текстовое свидетельство (см. 146 стр.) раздвоено, между чтением, «день спустя» и «вскоре после этого». Большинство современных богословов рассматривают первое чтение как более соответствующее стилю Луки, обычно применяемом им при написании.

пошел: Таким образом, начинается второе великое миссионерское путешествие через города и селения Галилеи, вероятно ранней осенью 29 г. по Р. Хр. (см. на Матф. 4:12; 5:1; Марк 1:39). Второе путешествие началось из Капернаума, главного центра Иисуса в период Его служения в Галилее (см. на Матф. 4:13), самое большее, несколько дней спустя после назначения двенадцати учеников и провозглашения нагорной проповеди (см. на Матф. 5:1; Лук. 7:1). Первое путешествие произошло немного раньше, тем же самым летом (см. на Матф. 4:23; Марк 1:39; 2:1; Лук. 4:16).

Официально открыв царство Божественной благодати с назначения двенадцати (см. на Матф. 5:1) и провозгласив основной закон и цель этого царства в нагорной проповеди, Христос теперь отправился во второе путешествие по Галилее, чтобы продемонстрировать посредством наставления и примера природу Своего царства и сферу его полезности для человечества.

Как и во время первого путешествия (см. на Марк 1:39, 40), очевидно только более значительные и впечатлительные случаи отмечены евангельскими писателями (ср. Ин. 20:30, 31; 21:25). Первое селение, упомянутое в этом путешествии — Наин (см. ниже «Наин»), хотя Иисус, вероятно, служил нуждам народа и учил в других селениях вдоль этого пути. Шел ли Он прямым или окольным путем, неизвестно. Хотя последний, кажется, более вероятным. Или «множество народа» сопровождало Иисуса в Его путешествии до Наина — неясно.

После чуда в Наине наступил день служения где-то на западном побережье Галилейского озера. Именно в это время Христос высказал притчи, записанные в Матф. 13 гл. В тот же вечер, когда Христос и ученики пересекали озеро, произошла большая буря (см. на Матф. 8:23-27), а на следующее утро произошла встреча с бесноватыми у селения Гадары (см. на Марк 5:1-20). К концу этого дня Иисус возвратился в Капернаум, чтобы присутствовать на пиру в доме Матфея (Марк 2:15-17; см. ЖВ 342), исцелил женщину, которая прикоснулась к краю одежды Его, и воскресил дочь Иаира (см. на Марк 5:21-43). Таким образом, во время второго путешествия, Иисус продемонстрировал Свою силу над смертью, над элементами природы, над злыми духами, и в серии притч изложил принципы [757] Царства Небесного и их действие среди людей. Во время этого путешествия двенадцать учеников, как Его помощники, получили неоценимое воспитание в методах евангелизации, воспитание, которое вскоре, во время третьего путешествия, они имели возможность проявить на практике.

Наин: Этот город не упомянут больше нигде, ни в Библии, ни в светских источниках, но обычно отождествляется с современным Nein, на северных склонах горы, возвышающейся над широкой равниной Ездрелон на севере. JVetn расположен около 25 миль (40 км.) юго-западнее древнего Капернаума и около 5 миль (8 км.) южнее Назарета. Рядом находится лишь одно селение вдоль крутого, каменистого пути (см. ЖВ 318), проходящего с востока. Приблизительно половина мили с рядом высеченных из камня гробниц, действующих еще и сегодня.

12.  приблизился к городским воротам: Местное кладбище расположено приблизительно в половине мили восточнее Наина, рядом с единственной дорогой, поднимающейся к селению (см. на 11 ст.). Высеченные из камня гробницы еще стоят рядом с дорогой, около десяти минут ходьбы на восток от селения. В этом месте евангельского повествования впервые отмечен случай, когда Господь жизни встретился лицом к лицу со смертью и победил ее.

единственного: Греч, monogenes, «единственного» или «только одного в роду» (см. на Ин. 1:14).

вдова: Факт, что эта женщина была вдовой, а этот сын был у нее единственным, сделало эту сцену чрезвычайно жалкой и душераздирающей.

много народа … из города: Очевидно, крайняя нужда вдовы коснулась сердец жителей этого селения и многие, если не большинство из них, сопровождали ее к месту погребения. Их сочувствие было встречено сочувствием великого Жизнедателя.

13. Господь: Это один из сравнительно немногих примеров, где авторы Евангелий говорят об Иисусе, как «Господе».

сжалился: Любовь и сострадание Иисуса часто упоминаются как побудительные причины для совершения чудес (см. Матф. 14:14; 15:32; 20:34; Марк 1:41; 8:2; и т.д.). Никакой просьбы не исходило из ее уст и, насколько известно, никакое прошение не поднималось из ее сердца. Но в Своем сочувствии к страдающему человечеству, Иисус ответил на непроизнесенную молитву, как Он часто поступает и с нами сегодня.

не плачь: Или, «перестань плакать». Вдова имела достаточную причину для своей глубокой печали. Но Иисус предоставил ей причину для возможной величайшей радости, и ей не подходяще уже было плакать, как, только если бы это были слезы радости. Подобным образом перед воскресением Лазаря, Иисус пытался заранее вдохновить надежду и доверие к совершению чуда, дарующего жизнь (см. Ин. 11:23-27).

14.  прикоснулся к одру: Одр, открытый гроб с корпусом, обвитый полотном несли первым в похоронной процессии (см. ЖВ 318). В библейские времена такой «гроб», (или «одр») был, вероятно, плетенным (см. на Марк 6:43). Прикосновение Иисуса к гробу, было сигналом для тех, кто нес гроб, остановиться. Согласно закону Моисееву, прикосновение к мертвым любым образом, даже прикосновением к одру, несло с собой церемониальное осквернение на протяжении семи дней (см. на Числ. 19:11). Но для Иисуса, Который не знал ни греха, ни осквернения и, Который был Источником жизни, не могло быть никакого осквернения от контакта с мертвым.

тебе говорю: В Греческом языке слово «тебе», выделено: «К тебе Я говорю, встань!» К матери Иисус только что сказал: «Не плачь». Он имел право предложить ей не плакать, ибо Он имел власть устранить смерть, причину ее слез.

15. отдал: Буквально, «дал». Через смерть, овдовевшая мать потеряла сына и не имела никакого средства, чтобы поднять его. Теперь Жизнедатель пришел и   возвратил его ей. Сравните возвращение исцеленного от сумасшествия сына отцу гл. 9:42.

16. И всех объял страх: Или, «страх охватил всех».

славили Бога: Согласно Греческому выражению, они продолжали славить Бога. Когда народ вновь пришел в себя после страха, их следующей мыслью было прославить Бога.

великий пророк: Этот опыт, несомненно, напомнил им подобные случаи в древние времена. Здесь было неоспоримое доказательство Божественной силы, и народ заключил, что личность, через которую это совершилось, должна быть «пророком». Сравните также обетование о Мессии во Втор. 18:15 и реакцию Иудеев к Иоанну (см. Ин. 1:21) и позже к Иисусу (см. Ин. 6:14; ср. Ин. 4:19; 7:40).

Каждый христианин, который оплакивает потерю дорогих родных, может найти утешение в [758] сострадании Иисуса, проявленном к вдове из города Наина (см. на 13 ст.), и имеет преимущество утешиться фактом, что тот же Иисус все еще «бодрствует над каждым сетованием скорбящих у похоронной процессии» (ЖВ 319). Тот, Кто держит в СвоТих руках ключи ада и смерти Откр. 1:18, однажды разрушит узы, связывающие Его любимых и освободит их навеки из когтей этого великого врага человеческой расы (см. IKop. 15:26; 2Тим. 1:10).

17. мнение: Скорее, «слово» или «сведения». Новости о случившемся распространились вокруг, далеко и широко по окружающим местностям.

Иудее: Этим термином Лука ссылается на всю Палестину, включая Галилею и Перею в таком смысле, как мы обычно подразумеваем Иудею (см. на гл. 1:5).

18. возвестили Иоанну ученики: [Запрос Иоанновых учеников, Лук. 7 18-23 = Матф Л 2-6. Главный комментарий: Луки. См. карту 219 стр.]. Приведенные в недоумение ученики Иоанна рассказали ему о «слухах» или «сообщениях» всех чудесных дел Иисуса. Помещение этого заявления в этом месте подчеркивает, что именно воскрешение юноши из Наина побудило Иоанна Крестителя послать несколько своих учеников к Иисусу с вопросом (см. 19 ст.). В это время Иоанн уже находился в тюремном заключении приблизительно шесть месяце и еще оставался там других шесть месяцев до своей казни (см. на Матф. 4:12; Лук. 3:19, 20).

19. двоих из учеников своих: Буквально, «двое из некоторых его учеников». Сомнение относительно Иисуса как Мессии, первоначально возникло не у самого Иоанна Крестителя (см. ЖВ 214, 215), но у его учеников и Иоанн был обеспокоен, что они лелеяли неверие относительно личного свидетельства Иоанна, что Иисус был, в самом деле, обещанным Мессией (см. ЖВ 216). Если ученики Крестителя сомневались в его вести, как можно было ожидать, чтобы другие верили? Правда, были некоторые вопросы, которых Иоанн не понимал, такие, как: истинная природа Мессианского царства и почему Иисус ничего не сделал, чтобы освободить его из тюрьмы. Но вопреки сомнениям, которые тревожили его, он не терял своей веры, что Иисус, на самом деле, был Христос (см. ЖВ 216; ср. ЖВ 24 ст.). Разочарование и печаль томили душу одиноко томящегося узника, но он воздержался от рассуждения относительно этих затруднений, волнующих как его мысли, так и его учеников.

послал к Иисусу: В надежде, что личная беседа с Иисусом должна утвердить их веру, что они должны обратно принести весть, которая укрепит веру его остальных учеников, и что он сможет получить личную весть для прояснения его личного мышления, ради всего этого Иоанн послал к Иисусу двух учеников. Если Иоанн находился в подземной темнице Махер на восточной стороне Мертвого моря (см. на гл. 3:20), два вестника, вероятно, должны были направиться дорогой через Иорданскую долину и сразу же в Галилее могли навести справку, где в это время находился Иисус. Они должны были пройти, по крайней мере, по 75 миль (120 км.) туда и обратно и на каждую сторону пути затратить около трех дней. Это означает, что они затратили на дорогу целую неделю, а возможно и более, считая день, проведенный с Иисусом, ибо, несомненно, они не должны были путешествовать по субботам.

Ты ли: В Греческом языке слово «Ты», выделено.

Тот. Который должен придти: Греч. Ао erchomenos, которое так часто применялось как Мессианское выражение, возможно основанное первоначально на Пс. 117:26 (см. также Матф. 3:11; 21:9; Марк 11:9; Лук. 19:38; см. на Ин. 6:14; 11:27). Но erchomenosтшжи применимо ко Христу в ссылке на Его Второе пришествие (см. Матф. 23:39; Лук. 13:35; Евр. 10:37; Откр. 1:4, 8).

Бог позволяет, чтобы часы затруднений постигли даже наиболее достойных и доверенных из Его слуг, чтобы укрепить их веру и доверие к Нему. Временами, когда в этом возникает необходимость, ради их личного развития характера или для блага дела Божия на земле, Он разрешает им пройти через опыты, которые, кажется, подчеркивают, что Он забыл их. Так это было с Иисусом, когда Он висел на кресте (см. Матф. 27:46; ЖВ 753, 754). Так же было и с Иовом (см. Иов. 1:21; 13:15). Даже Илия, прообраз Иоанна Крестителя (см. на Мал. 4:5; Матф. 17:10) имел свои моменты разочарования (см. ЗЦар. 19:4). В виду всего этого, легко можно понять, что переживание Иоанна в темнице на протяжении почти целого года, в милостивом провидении Бога было допущено для ободрения бесчисленных тысяч других, которые в последующие годы должны были пострадать [759] мученической смертью (см. ЖВ 224). Зная, что вера Иоанна не должна иметь недостатка (см. Шор. 10:13), Бог укрепил пророка, чтобы он мог все перенести. Твердый до конца, Иоанн даже в тюремном заключении и при смерти был как «светильник, горящий и светящий» Ин. 5:35, его стойкость и терпение озарили темный путь жизни мучеников Иисуса на протяжении последующих столетий.

Свойственно задать вопрос, как Иоанн мог сказать: «Ему должно расти, а мне умаляться» Ин. 3:30, и перенести без ропота многие месяцы одиночного заключения в подземной темнице и в конце концов принять смерть от рук Ирода. Секрет всего этого заключается в том, что «прикосновение Божественной любви преобразовало его» (ЖВ 179), его сердце находилось в правильном, истинном положении. Он желал быть верным своей миссии вопреки факту, что в некоторой степени он неправильно истолковывал природу царства Христова, неправильное понимание, которое он разделу со своими современниками (ЖВ 215). Даже ученики Иисуса после воскресения имели взгляд, что Иисус должен учредить на земле Свое царство славы (Деян. 1:6; ср. Матф. 24:3). Христос сказал фарисеям: «Не придет царство Божие приметным образом, … ибо вот царство Божие внутрь вас есть» Лук. 17:20, 21. Как часто это было истинным, что затруднение возникало от неправильного понимания заявлений в пророчествах Библии! Такими были предвзятые мнения учеников, вопреки тому, чему Господь пытался научить их, и поэтому Его смерть и похороны стали наиболее горьким переживанием для них (ЖВ 412, 772, 796). Их опыт может быть хорошим уроком для нас, чтобы со всей тщательностью и прилежанием изучать вести, которые Вдохновение послало относительно предстоящего кризиса (ВБ 594, 598; СП 116).

другого?: Все, что Иисус сказал и сделал — Его проповеди и чудеса, не было именно тем, что ожидал Иоанн. Иисус, кажется, довольствовался лишь тем, что, собрав вокруг Себя группу учеников, направился по всей стране, чтобы учить и исцелять народ (см. ЖВ 215). Иоанн Креститель мучился в сомнениях, был ли Иисус действительно Мессией, ибо Он не соответствовал популярному общераспространенному мнению о том, кому Мессия должен быть подобен и что должен делать, когда Он придет. Сомнение Иоанна, другими словами говоря, было следующим: «Соответствуешь ли Ты роду Мессии, Которого мы ожидаем?».

20. Иоанн … послал нас: Эти два вестника, вероятно, не осознавали факта, что они были посланы главным образом ради своей личной пользы (см. на 19 ст.). Иоанн, вероятно, также желал приготовить их к тому, чтобы их привязанности и служение постепенно перешли к Иисусу. Несомненно, эти два ученика Иоанна были в числе тех, которые приблизительно шесть месяцев спустя разделили свой жребий со Христом (см. ЖВ 361).

21. А в это время: Два вестника нашли Иисуса где-то в Галилее среди толпы народа. Страдающие различными болезнями пробирались через толпу к Учителю, где Он стоял или сидел (см. ЖВ 216). Несомненно, приветствуя учеников Иоанна, Иисус уклонился от ответа на их вопрос и спокойно продолжал Свою работу исцеления.

Особый метод Христа, как Он ответил на вопрос, озадачивший двух вестников, подобно всем Его методам, является методом первостепенной важности для служителей и учителей. По этому случаю, Он мог дать добрый, практический, теологический ответ из пророков, но Он не поступил так. Был «более превосходный путь» 1Кор. 12:31, и который был в то же самое время намного более впечатлительным и более постоянным по своим результатам. Достойный внимания факт, что наивысшее доказательство, представляющее Его Божественность, заключалось в совершенном приспособлении Его служения к нуждам страдающего и погибающего человечества (см. ЖВ 217; ср. ЖВ 406, 407).

Христос не всегда употреблял метод, примененный здесь при встрече с учениками Иоанна. В более позднем случае, после Своего воскресения, Он скрыл Свою личность от естественного взора двух учеников на пути в Ем-маус, чтобы направить их духовный взор на факт, что события, связанные с Его смертью и воскресением — были результатом исполнения пророчества. Его практическое наставление из Священного Писания в этом случае предусматривало наиболее сильное, возможное доказательство, почему Его последователи должны верить в Него (см. ЖВ 799).

Два вестника, посланные Иоанном, когда-то слышали «мнение» или «слух» о служении Иисуса 17,18 ст., теперь они увидели лично и не могли более сомневаться в истине, которую они услышали. [760] Метод Христа, как Он ответил им, также иллюстрирует другой важный принцип преподавания истины, Он представил доказательство, а ученики Иоанна пусть извлекут свои личные выводы. Он не говорил авторитетным тоном, Он не принуждал их принять Его Слово за ответ и не утверждал, что кто-либо другой, говорящий противоположное, находился в заблуждении. Их мысли были совершенно свободными, чтобы рассудить вопрос на основании того, что пророчество предсказывало о Мессии, что Он должен делать (см. на 22 ст.) и что Он Сам делал 21 ст.

от болезней и недугов: См. на Матф. 4:23; Марк 3:10.

злых духов: Важно заметить, что Лука, как врач, делает тонкое различие между одержимыми диаволом и теми, чьи страдания ограничиваются их физическим телом. Этот факт предотвращает возможность, что он смешивал эти два проявления, как некоторые уверяют (см. гл. 6:17, 18; 7:2; 8:27-36; Дополнительное Примечание к Марк 1 гл.).

даровал: Греч. cAarizomai, «сделать одолжение» или «дать милостиво», от charis, «благодать» или «милость» (см. на гл. 1:30). Когда Иисус возвращал другим здоровье, Его действие не было небрежным или механическим, оно, скорее всего, отражало сочувственный интерес и величайшую сердечную любовь ко всем людям.

22. сказал им Иисус в ответ: К концу дня Иисус возвратился к двум посланным ученикам и дал им весть, которую они должны были отнести обратно тому, кто послал их; эта весть представляла собой вполне достаточный ответ на сомнения Иоанна и его учеников (см. ЖВ 217). Все сомнения были устранены, даже хотя некоторые аспекты относительно царства Христова не были еще вполне поняты.

скажите Иоанну: Ответ Христа на вопрос двух учеников Иоанна является перефразировкой Ис. 61:1, места Писания, признанного Иудеями дней Христа как определенно Мессианское пророчество (см. на Лук. 4:18-21). Не могло быть более впечатлительного ответа, чем данный.

Христос снова не упомянул «день мщения», так же, как в Назарете (см. Ис 61:2; Лук. 4:19). В Своей вести к Иоанну Христос также ничего не сказал об «освобождении пленников» Ис. 61:1. Такое упоминание могло бы очень легко быть неправильно понято, и в сердце Иоанна могла бы зародиться ложная надежда на освобождение из тюремного заключения. В ответе Христа подразумевалось невысказанное объяснение, что Он не пришел уничтожить грешников (см. Лук. 9:56; Ин. 3:17; 12:47), но физически, умственно и духовно восстановить их. Он «пришел, чтобы они имели жизнь и могли иметь ее с избытком» Ин. 10:10. Ответ Иисуса на вопрос Иоанна: «Ты ли Тот, Который должен придти?» звучал так: «Да, но Я не такого рода Мессия, как вы ожидали».

видели и слышали: Нет лучших свидетелей, чем очевидцы. Христос сделал этих двух вестников очевидцами работы, которую Он совершал для человеческих душ и тел (ср. Лук. 1:2; Ин. 1:14; 2Пет. 1:16; 1Ин. 1:1,2).

нищие: Обычно неграмотные крестьяне и труженики заслуживали очень мало внимания от гордых фарисеев и ученых раввинов. Их внимание, большей частью, обращалось на людей богатых и влиятельных. Обычный «простой народ», с их открытым сердцем и простой верой, были особенными личностями, которые были привлечены к Христу и «слушали Его с услаждением» Марк 12:37. Часто, среди Иудеев времен Христа, «нищие» не только были бедными в мирских благах, но также были притесняемы и страдали от рук людей, отличавшихся положением и влиянием (см. на Матф. 5:3). См. 55 стр.

благовествуют: Или, «распространяют добрые вести» (см. на Марк 1:1).

23. И блажен, кто: Или, «счастлив, кто» (см. на Матф. 5:3). В благодатной форме благословения, однако, в словах, значение которых не должно быть утеряно ни Иоанном, ни его учениками, которые несли ему весть, Иисус отразил нежный упрек (см. ЖВ 218). Это благословение, следующее за перефразировкой Ис. 61:1 (см. на Лук. 7:22) заключало в себе все, что Христос желал лично сказать заключенному в темнице пророку. Это был ответ Христа на невысказанное страстное желание сердца Иоанна о личном слове утешения и поощрения (см. ЖВ 217). Согласно данным, отмеченным в Евангелиях — это был последний контакт между Иисусом и Иоанном.

соблазнится: Греч, skandalizo, «запнуться», следовательно, «соблазниться» (см. на Матф. 5:29). Многие из Иудеев дней Христа «преткнулись о камень преткновения» или «камень соблазна [Греч. shmdaloH, предмет [761] пререкания или соблазна]», которым был Иисус Рим. 9:32, 33, согласно предсказанию Исайи (см. на Ис 8:14). Иисус пришел к «своим и свои не приняли Его» (см. Ин. 1:11; ЖВ 30, 213, 391-394). В то время, когда даже ученики Христа «соблазнились» о Нем (см. ЖВ 380), а «соблазнились» еще раз потому, что Иуда предал Его (ЖВ 719). И из-за соблазна, по причине предательства, в ту ночь «все ученики, оставивши Его, бежали» Матф. 26:31, 56.

24.  начал: [Одобряющая речь Иисуса об Иоанне, Лук. 7:24-35 =Матф. 11:7-30. Главный комментарий: Матфея].

25.  одетого в мягкие одежды?: Т.е., одетого в роскошные, великолепные одежды.

роскошно: Т.е., ведущие роскошный образ жизни. при дворах царских: Или, «чертогах».

29. И весь народ: Некоторые рассматривают 29, 30 ст., скорее, как вдохновенный вставочный комментарий Луки, чем часть рассуждения Христа об Иоанне Крестителе. Вставка этих подробностей, однако, является более необычной для Луки. Нет никакой причины, почему Христос не мог выразить такого заявления.

слушавший Его,:Т.е., слышал Иоанна Крестителя. мытари: См. на гл. 3:12.

воздали славу: Греч, dtkaioo, здесь означающее «признать праведность Божию». Народ воздал славу Богу (или как в других переводах, «оправдал Бога»), отвечая на Божественную весть, переданную через Иоанна Крестителя. Они осознали, что все сказанное Иоанном было истинным и что, как пророк, он имел право выставить определенные требования к ним.

крестившись: См. на Матф. 3:6. Принятие крещения из рук Иоанна было публичным признанием факта, что через Иоанна говорил Бог.

крещением Иоанновым: См. на Матф. 3:6. Христианское крещение было учреждено по образцу крещения Иоанна (см. Ин. 3:22, 23; 4:1, 2). Однако ранняя христианская церковь, очевидно, чувствовала, что только крещения Иоаннова недостаточно (см. Деян. 18:25; 19:1-5). Его крещение, в сущности, символизировало покаяние, оно на самом деле было вызвано «крещением покаяния» (Марк 1:4; и т.д.). Христианское крещение также символизирует покаяние Деян. 2:38 и вдобавок к этому веру в Иисуса Христа, как Сына Божия Деян. 8:36, 37, плюс ко всему принятие Святого Духа Деян. 10:44-48; 19:1-6. Иоанн фактически предсказал, что Иисус будет «крестить» Духом Святым (см. Матф. 3:11; ср. Деян. 11:16). Это, однако, не означает, что крещение Иоанна совершалось без одобрения Святого Духа.

30. фарисеи: См. 51,52 стр.

законники: См. на Марк 1:22; 2:16. Эти люди не были «законниками» или юристами, в том смысле, как мы применяем этот термин сегодня. Они изучали и толковали Иудейский закон.

волю Божию: Каждой группе народа, приходящей креститься, Иоанн подробно осветил, что они должны делать, чтобы принести «достойный плод покаяния» (см. на Матф. 3:7, 8; Лук. 3:10-14). Хотя некоторые из религиозных руководителей, вероятно, крестились, но это были лишь немногие из них, которые приняли крещение из рук Иоанна. Они не позволили себе допустить, что они были грешниками и нуждались в покаянии (см. на Матф. 3:6). В виду того, что крещение Иоанна обозначало покаяние, в котором они не чувствовали никакой нужды, поэтому они «не крестились от него».

о себе: Скорее, «для себя», «относительно себя».

31. Господь сказал: Текстовое свидетельство (ср. 146 стр.), склонно к опущению этих слов. Они находятся в Вульгате и в поздних Греческих манускриптах. Эти слова подчеркивают, что фраза, вставленная для выделения веры в 29, 30 ст. не была сказана Иисусом, но прибавлена как редакторский комментарий Луки (см. на 29 ст.).

36. Некто из фарисеев: [В гостях у Симона, Лук. 7:36-50 = Матф. 26:6-13 = Марк 14:3-9 = Ин. 12:1-9. Главный комментарий: Матфея и Луки. См. карту 224 стр.; таблицу 233 стр.; Дополнительное Примечание в конце главы].

просил: Иисус исцелил Симона от проказы (Матф. 26:6; ЖВ 557) и он, желая выразить свою благодарность, приготовил пир и пригласил Иисуса, как почетного гостя. Этот обед происходил в Вифании в день, предшествующий торжественному въезду Христа в Иерусалим (ЖВ 557; ср. ЖВ 569), меньше, чем за одну неделю до распятия. Кроме того, Лазарь, воскрешенный от смерти не более двух месяцев тому назад, в конце зимы [762] 30-31 г. по Р. Хр. (см. на Ин. 11:1) присутствовал как почетный гость вместе с Иисусом (ЖВ 557). Иисус любезно, в одинаковой степени принимал гостеприимные приглашения как фарисеев, так и мытарей (см. Лук. 5:29; 19:5; ср. гл. 11:37; 14:1).

возлег: Буквально, «полулежать [у стола]» (см. на Марк 2:15). Симон находился рядом с Иисусом на одной стороне, а Лазарь на другой, как гости, приглашенные разделить трапезу (ЖВ 558).

37. женщина: Мария из Вифании, иначе известная как Мария Магдалина (см. Дополнительное Примечание в конце главы).

алавастровый: Сравнительно мягкий камень, из которого можно высечь чаши, шкатулки, вазы или флаконы. Древние флаконы для миро обычно высекались из светло-серого полупросвечивающегося известняка.

миром: Обычное «миро» в Палестине представляло собой оливковое масло, к которому примешивались пряности или другие ароматические составные части. «Миро» Марии было «драгоценным» нардом (см. Марк 14:3; Ин. 12:3), вероятно, экстракт из ароматных корней растения, называемого Nardostachys jatamansi. Это растение растет высоко в Гималайских горах, и в древние времена употреблялось как сырье для парфюмерии и медицины (см. на Пес. Песн. 1:12). Если «миро» Марии было доставлено с гор северной Индии, не стоит очень удивляться, что оно было «драгоценным» Ин. 12:3, 5. Марк в Марк 14:5 сообщает, что его цена была около 300 Римских динариев (см. 49 стр.). Необходимо помнить, что эта цена равнозначна заработной плате поденного рабочего за 300 дней в то время (см. на Матф. 20:2). Такой драгоценный дар, соответствовавший дару земных монархов, предоставлял великую личную жертву со стороны Марии (см. ЖВ 559, 564).

38. ставши позади у ног: Гости пира, до принятия пищи, прежде всего, должны были снять свои сандали, и возлечь на левый бок на кушетках вокруг треугольного стола, причем левый локоть лежал на столе, а ноги протягивались вниз к концу кушетки, в противоположную сторону от стола (см. на Марк 2:15). Это расположение способствовало Марии сравнительно просто «помазать» ноги Иисуса, будучи незамеченной, до тех пор, пока ароматический запах душистого миро не наполнил дом.

обливать: Буквально, «смачивать» или «увлажнять».

слезами: Мария, вероятно, не намеревалась проливать слезы радости и благодарности на ноги Иисуса. Но когда она преклонила колени, чтобы помазать «миром», ее слезы, вероятно, начали литься вопреки попытке удержать их, и падали Ему на ноги прежде, чем она смогла употребить миро.

волосами головы своей: Для женщины обычно считалось позором распускать свои волосы публично. Но, вероятно, не приготовившись для этой, очевидно, непредвиденной нужды в полотенце, она восполнила его недостаток своими волосами.

целовала: Согласно Греческому оригиналу, она повторяла это неоднократно (см. 45 ст.). В некоторых Восточных и других странах, как в древние времена, так и в настоящее время, целование является обычной формой приветствия (см. на Матф. 26:49). Обнимать ноги другого и целовать их, было вполне приемлемым и привычным проявлением высокого уважения (см. на Матф. 28:9).

мазала: См. на Матф. 6:17. Т.е., после внезапного проявления чувств.

39. сказал сам в себе: Симон возлежал рядом с Иисусом и, возможно, был первой личностью за столом, ощущавшей миро и заметивший произошедшее. Как снисходительный, добрый хозяин, он не сказал ничего. Но он молчаливо рассуждал об Иисусе, разрешившем без возражения совершить акт благодарности этой женщине.

пророк: Текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к чтению, «пророк» [с определенным артиклем], то есть, пророк, предсказанный Моисеем во Втор. 18:15 (см. на. Втор. 18:15; Ин. 1:21). Согласно Греческому выражению, Симон в этом месте пришел к заключению, что Иисус не был пророком, ибо в противном случае Он должен был лучше знать, что из себя на самом деле представляла Мария.

какая: Или, «какого сорта». Симон, очевидно, не осознавал, что Иисус очень хорошо знал, «какого сорта» женщиной была Мария. Симон, вероятно, очень мало знал, что произошло с Марией с тех пор, как он унизил ее (ЖВ 566), данный случай, склонен подтвердить этот намек (см. Дополнительное Примечание в конце главы), что Мария оставила Вифанию, чтобы спасти себя и свою семью от смущения.

40. Иисус сказал: Т.е., ответил на вышесказанные мысли или сомнения Симона.

41. у одного заимодавца: Два должника, Лук. 7:41-43. См. на притчи 203-207 стр.]. Т.е., «определенного [профессионального] заимодавца [763] [денег с определенным процентом прибыли]». Эта краткая притча имеет отношение к благодарности за благословения спасения. Очевидно, притча основана на фундаментальном принципе, что оценка благодарности за благословения воспринимается в прямой пропорциональности к исключительному чувству нужды в этих благословениях. Только тот, кто почувствует свою крайнюю беспомощность перед Богом, в своем сознании надлежащим образом оценит, что для него сделал Бог, будь то в материальном или духовном отношении. Тот, кто не чувствует своей нужды в Божественной по? мощи и полагается на свои личные способности и возможности, не найдет разрешения проблем, стоящих перед ним. Именно по этой причине Бог часто допускает Своим земным детям исчерпать свои личные возможности, прежде чем Он вмешается, чтобы предоставить им Божественную помощь.

Но должен ли Он вмешаться прежде, чем они осознают свою крайнюю беспомощность; не должны ли они по настоящему оценить дарованные благословения; не должны ли они довериться Его мудрости и доброте, должны ли их характеры оставаться несовершенными и должны ли они продолжать доверять своим собственным планам и способностям, чтобы справиться с проблемами жизни?

Так было и с Симоном. Хотя Иисус исцелил его от проказы и он, желая быть оправданным, «решил показать свою благодарность» (см. Матф. 26:6; ЖВ 557), это была благодарность одного человека по отношению к другому, но не благодарность человека по отношению к безграничному Богу. «Характер [Симона] не был преобразован, его принципы не изменились» (ЖВ 557), с этого можно сделать вывод — он был не обращенным. Таким образом, конечная цель Христа в исцелении его телесной проказы, заключавшаяся именно в том, чтобы исцелить его от греха, все еще не была достигнута. Отношение Симона к Иисусу напоминало отношение Никодима, который признал в Иисусе «Великого Учителя пришедшего от Бога», но упустил из вида признать свою личную нужду в том, «чтобы родиться свыше» (см. на Ин. 3:2, 3). В этой стадии их религиозного опыта оба были слушателями с «каменистой» почвой (см. на Матф. 13:5).

пятьсот динариев: Т.е., 500 Римских динариев или около 56,56 $ (см. 49 стр.). Пять динариев приблизительно составляли около 5,66 $. Но фактически действительная покупательная ценность этих денег была намного большей (см. на Матф. 20:2).

42. не имели чем заплатить: Величина долга не составляла различия в способности двух должников, чтобы уплатить. Оба были неспособны покрыть долг своим кредиторам. Но огромное различие заключалось в их оценке аннулирования их долга кредиторам. Человек, имевший меньший долг, вероятно, находил это более легким — заработать средства и покрыть свой долг, в то время как человек, имевший больший долг, соответственно, рассчитывал на большее затруднение в этом вопросе. Человек, имевший долг в 500 Римских динариев (см. на 41 ст.), очевидно находился в таком большом долгу, что у него было мало надежды, чтобы заплатить его, в то время как человек, имевший долг лишь в 50 динариев, мог уплатить при условии, если ему предоставят время. Для обоих в момент, когда они были должны, по-видимому, не было никакого выбора, за исключением рабства (см. на Матф. 18:25).

он простил: Это слово было добавлено переводчиками (в KJV, переведено «искренне» после слова простил, в русской Библии его нет), но его значение подразумевается в Греч, charizonuri, «делать милость», «проявить снисхождение», «отпускать [грехи]» (см. на 21 ст.), здесь переведено «простил».

более: Буквально, «больше».

43. думаю: Как и в других притчах и уроках Иисуса, ответ был очевиден. В некоторых случаях те, к которым они были направлены — противились, в других примерах — были склонны, чтобы признать так ясно представленный урок (Матф. 21:31, 41, 45; см. Лук. 10:36, 37).

которому более простил: См. на 42 ст. Симон произнес суд самому себе. Спаситель тактично привел гордого фарисея к сознанию, что его грех в обольщении Марии был настолько большим, чем ее, как 500 динариев больше 50 (ЖВ 566, 567).

44. И обратившись к женщине: Хотя Христос при разговоре повернулся к Марии, Его слова были Адресованы Симону. Этот факт, возможно, подразумевал, что заявление Иисуса заключало в себе укор Симону и выражение благодарности Марии за ее осознанную доброту. Этот отзыв означал для Марии намного больше, чем слово, сказанное к ней лично, ибо Иисус почтил ее в присутствии других, которые полагали, что они имеют солидную причину, чтобы презирать и пренебрегать ее.

ты воды Мне … не дал: Согласно Греческому выражению, в каждом случае слова — «вода» 41 ст., «целование» 45 ст., и «масло» 46 ст., стоят первыми с целью подчеркивания, например: «Воды ты Мне не дал …» и т.д. Почему [764] Симон не дал даже воды для гостей — неясно. Сомнительно, чтобы он пригласил группу гостей разделить гостеприимство за столом своего дома, а затем отказал им в меньшей любезности, которая покоилась на обязанности хозяина. Кажется, скорее всего, что контраст, представленный здесь Христом между Симоном и Марией, не столько является контрастом неисполненной и исполненной обязанности, сколько как пренебрежение любезностью и проявление любезности (со стороны Марии). Симон был гостеприимным, но он мог сделать больше, чем он сделал. Благодарственный поступок Марии был исполнен не как обязанность, но всем сердцем, которое было преисполнено любовью и преданностью.

45. перестает: Греч, dialeipo, «прерываться». Это выражение отличает скорее повторяющееся, чем непрерывное действие.

46.  маслом: Греч. еШоп, «оливковое масло». Симон не «помазал» Иисуса даже обычным маслом Палестины. В противоположность ему, Мария употребила «миро», muron, очень драгоценный состав, который только можно было купить за деньги (см. на 37 ст.). Симон не употребил даже самого обычного масла для головы Христа, в то время как Мария употребила самое драгоценное миро для Его ног. Какой контраст, и в этом контрасте отразилось сердечное отношение каждого. Гостеприимство Симона было незначительным по сравнению с безграничной благодарностью Марии.

47.  прощаются: Любовь к Христу ведет к прощению в смысле, что любовь к Нему вызывает раскаяние и исповедание [грехов]. Любовь, проявившаяся в сердце Марии к Христу, была результатом прощения, уже дарованного ей прежде, до этого случая (см. Дополнительное Примечание в конце главы). Симон чувствовал лишь немного любви к Христу, поскольку его грехи еще не были прощены, ибо подобно Никодиму (см. на Ин. 3:3-7), он не считал себя грешником, нуждающимся в Божественном прощении.

48. прощаются: Буквально, «были прощены». Мария уже получила прощение своих грехов.

49. про себя: Или, «среди себя».

и: Греч. Jtai, «и», «также» или «даже». Кажется, что Аа/, в данном случае лучше перевести словом «даже».

50.  вера твоя спасла тебя: Вера человека всегда должна увеличиваться, чтобы восхитить благословения прощения, ибо «без веры угодить Богу невозможно» Евр. 11:6. Чувство нужды и зависимости от Христа должно сопровождать такую веру (см. на Матф. 5:3; Лук. 5:8).

Дополнительное Примечание к 7 главе.

Большинство комментаторов сходятся в мнении, что случай, отмеченный здесь Лукой, нельзя отождествлять с пиром, упомянутым другими авторами Евангелий. Некоторые из наиболее значительных причин для этого заключения суть следующие: 1) Сомнительно, чтобы Мария из Вифании могла быть по характеру женщиной, описанной Лукой, поскольку отмеченное о Марии из Вифании в других Евангелиях, кажется, для них как противоположное отождествлению ее с этой женщиной; 2) сомнительно, чтобы фарисей, тем более живущий лишь 2 мили (около 3 км.) от Иерусалима, мог меньше чем за неделю до распятия принять Иисуса публично, особенно принимая во внимание его сомнение, что Иисус Мессия; 3) По-видимому, несовместимы различия между сообщением Луки и других трех авторов Евангелий, которые, согласно их мнению, склонны перевесить многие точки подобия.

Следует заметить, что это не легкие проблемы для разбора. Но эти проблемы не представляют собой неотразимого заключения, как может показаться на первый взгляд. Это можно заметить из следующих рассуждений:

1. Иоанн отождествляет Марию, сестру Марфы и Лазаря, как Марию, которая помазала ноги Иисуса и представленный им случай, очевидно, параллельный сообщению Матфея и Марка, которые вместе с Лукой не упоминают ее по имени. Это может быть из-за того, что женщина, преданная христианка была еще в живых во время написания синоптических Евангелий. Три автора синоптических Евангелий, хотя чувствовали, что повествование должно быть включено в евангельский отчет, все же могли придти к решению, согласно с христианской вежливостью, не упоминать ее имя. Однако Иоанн не мог чувствовать себя связанным таким рассуждением, поскольку его Евангелие было написано несколько десятилетий позже (см. 181 стр.), и таким образом, вероятно много лет спустя после смерти этой женщины.

Достойно внимания, [765] что Иоанн, который лишь один упоминает Марию по имени, является единственным из всех авторов Евангелий, не упомянувшим по имени Симона.

Лука гл. 10:39, 42 и Иоанн гл. 11:1, 2,19, 20, 28, 31, 32, 45; 12:3, оба упоминают и отождествляют Марию из Вифании. Мария, известная как Мария Магдалина (вероятно «из Магдалы», города на западном побережье Галилейского озера [см. Матф. 15:39; ЖВ 405)), перечислена среди женщин, которые сопровождали Иисуса во время второго путешествия по Галилее (см. Лук. 8:1-3) и упоминается во всех четырех Евангелиях в связи со смертью, погребением и воскресением Иисуса Матф. 27:56, 61; 28:1; Марк 15:40, 47; 16:1, 9; Лук. 24:10; Ин. 19:25; 20:1,11,16,18. Иисус изгнал из нее семь бесов незадолго до второго путешествия по Галилее (Лук. 8:2; ср. Марк 16:9).

Если Мария из Вифании оставила свой дом по причине позорной жизни, ее пребывание в Магдале можно объяснить наличием в этом городе ее родственников или друзей. Большинство отмеченных случаев из Галилейского служения Иисуса происходили в окрестностях Генисаретской равнины, где и была расположена Магдала и возможно, что при одном из посещений Магдалы, Он освободил ее от влияния бесов. После того, как Мария сопровождала Иисуса во втором путешествии по Галилее, она могла возвратиться в Вифанию, уже изменившейся личностью и снова пребывать в своем родном доме. Конечно, этим невозможно доказать, что Мария из Вифании и Мария из Магдалы могут быть отождествлены как одна и та же личность, но все вышеизложенное говорит о том, как это могло произойти. Все сведения, представленные по этому вопросу в Евангелиях, могут легко быть поняты, как находящиеся в согласии с таким объяснением.

2. Доказательство, что приближаясь к заключению Своего служения, Иисус не имел друзей среди руководителей Израиля — не имеет основания. К примеру, Никодим, один из «Иудейских начальников» Ин. 3:1 смело выступивший в совете первосвященников и фарисеев (см. Ин. 7:45-53). Его влияние в этом случае в праздник Кущей 30 г. по Р. Хр., приблизительно за шесть месяцев до распятия, было очевидным, исходя из факта, что его совет был воспринят всеми и группа (этих служителей) разошлась, не достигнув своей цели (см. Ин. 7:53; ЖВ 460). При распятии, когда все люди страшились, чтобы их не приняли за последователей Иисуса, когда «все ученики, оставив Его, бежали» Матф. 26:56, и когда Петр, Его наиболее пылкий защитник неоднократно отрекся от Него Матф. 26:69-75, Иосиф из Ари-мафеи, другой «знаменитый член совета» (см. на Марк 15:43) публично предоставил место для погребения Иисуса и вместе с Никодимом открыто совершили Его погребение (см. Матф. 27:57-60; Ин. 19:38-40). Многие из «главных начальников» верили в Иисуса в это время (см. ЖВ 539, 699), но не «исповедовали» Его из-за страха быть отлученными от синагоги Ин. 12:42, хотя после воскресения многие из них, несомненно, стали христианами (см. Деян. 6:7).

3. Предполагаемые точки различия между разными повествованиями не так велики, как может казаться, и никоим образом нет сообщений, взаимно исключающих друг друга. Только Лука говорит о хозяине, позвавшем Его на пир, как фарисее; но это не удивительно, ибо там было много фарисеев, и это был просто вопрос выбора со стороны автора, отождествившего этого человека как фарисея. Только Лука из всех авторов Евангелий ссьлается на два других случая, что Христос обедал в домах фарисеев гл. 11:37; 14:1. Очевидно, Лука рассматривал общение Христа с фарисеями на дружеской, социальной основе, факт достойный особенного внимания, и именно это объясняет причину со стороны Луки, который отметил, что хозяин был фарисеем.

То, что только Лука останавливается на реакции Симона по этому случаю, в то время, как другие авторы Евангелий ничего не говорят об этом его аспекте, подчеркивая лишь реакцию Иуды, также неудивительно. Если Лука имел довод для введения этого повествования именно в этом месте своего Евангелия, скорее, чем в конце служения Христа, как это сделали другие авторы Евангелий, он едва ли мог отметить отношение Иуды и урок Христа, пытавшегося образумить его, поступить так, кажется, было бы неприемлемым в этой ранней фазе евангельского повествования. Такое изложение могло бы представить Иуду в такой характерной роли, которая еще открыто не проявилась до этого времени и запись, представленная другими тремя авторами Евангелий в позднейшей фазе в их повествованиях, могла бы лишь [766] смутить читателя Евангелия от Луки, если бы он поместил его в рассматриваемом месте. См. 191,192 стр.

В повествовании Луки имеется много пунктов, которые упоминаются лишь одним или несколькими из трех остальных евангелистов: 1) Все согласны, что описываемое событие был пир, или званный обед. 2) Все согласны, что личность, помазавшая Иисуса была женщина. 3) Три автора синоптических Евангелий согласны, что «миро» находилось в алавастровом сосуде; Иоанн не упоминает о сосуде. 4) Ни Лука, ни Матфей не упоминает вид «миро», но Марк и Иоанн называют его «нардовым». 5) Как Лука, так и Иоанн упоминают о помазании ног Иисуса. 6) Как Лука, так и Иоанн упоминают факт, что Мария вытерла ноги Иисуса своими волосами. 7) Три автора синоптических Евангелий упоминают хозяина по имени Симон. Эти сходные пункты не приведены с целью, чтобы доказать неизбежность, что случай, описанный Лукой должен быть тождественным с отмеченным другими тремя Евангелистами, но все эти факты имеют склонность увеличить степень вероятности в этом направлении.

Предположение, что пир в доме фарисея, отмеченный Лукой, аналогичен происшедшему в доме Симона в Вифании, поднимает два вопроса, требующие ответа: 1) Почему Лука вставил это событие так рано в своем евангельском повествовании, так далеко отстоящем от своего истинного хронологического местонахождения? 2) Почему его сообщение, так отличается от повествований в других трех Евангелиях в определенных, важных отношениях? Контекст Евангелия от Луки представляет полное удовлетворение и убедительный ответ на эти вопросы.

Лука, главным образом, писал для христиан из язычников, живущих вне Палестины (см. введение к Ев. от Луки 664 стр.). Упомянув неоднократно об оппозиции Иудейских руководителей по отношению ко Христу гл. 5:17, 21, 30, 33; 6:2, 7, 11; и т.д., Лука, несомненно, боялся, что его воспитанные читатели из язычников могли спросить, как же они могут положиться, чтобы верить в Иисуса, если все руководители Его собственного народа (и таким образом, по-видимому, люди, способные наилучшим образом оценить Его требования), отвергли Его. Этим, вероятно, объясняется факт, что Лука, один среди четырех авторов Евангелий упомянул три особых случая, когда Иисус присутствовал на обеде в доме фарисея гл. 7:36; 11:37; 14:1,ътахх>п же мере, как и другие отдельные случаи кажущегося дружелюбия между Иисусом и некоторыми Иудейскими руководителями (см. на гл. 7:3).

Непосредственный контекст повествования Луки об угощении в доме Симона подчеркивает еще более ясно причину, почему Лука вставил это событие в этой точке повествования. Он как раз отметил факт, что руководители отвергли как весть Иоанна Крестителя, так и весть Иисуса (см. 30-35 ст.), безусловно, не все руководители, но очевидно значительное большинство их. Поэтому, в этом самом месте повествования о Христе, Лука, возможно, наиболее почувствовал необходимость показать, что некоторые из руководителей были дружественно расположены к Нему. Кроме того, в этой самой главе Лука отметил дружественное посредничество некоторых «старейшин Иудейских» 3 ст. Непосредственно после этого случая, Лука представляет обстоятельства, отражающие личное признание Христа, что руководители Израиля отвергли как Иоанна, так и Его 11-35 ст. Дружелюбие некоторых руководителей, упомянутое непосредственно до и после 11-35 ст., возможно, по замыслу Луки, должно было уменьшить любое подозрение со стороны своих читателей, что Христос не мог быть Мессией из-за того, что Его собственный народ отверг Его.

Причина помещения этой вставки — угощение в доме Симона, не соответствующей хронологически всему ходу евангельских повествований (если принять изложенное выше предположение), становится ясной. Соответственно этому, в Евангелии Луки нет никакого указания о реакции Иуды или ссылок на приближающуюся смерть Христа. Главная точка в повествовании этого события в Луки — отношение Симона, как одного из руководителей Израиля. Что касается других трех евангелистов, там отражена позиция Иуды, как изложено в контексте соответствующих мест, где этот случай передается. Сообщения о реакции Иуды и Симона не являются взаимно исключающими, но взаимно дополняющими друг друга, но ни в коем случае не противоречащими друг другу, даже если эти описания представлены одним или несколькими авторами Евангелий.

Повествование Луки об угощении в доме Симона, ясно отождествлено в книге Желание Веков с обедом в доме Симона в Вифании, как он представлен другими евангелистами (ЖВ 557-563). Симон из Вифании [767] также отождествлен с Симоном, приведенным в Евангелии от Луки (ЖВ 557, 558, 566). Кроме того, женщина, не названная по имени в повествовании Луки отождествлена с Марией из Вифании (ЖВ 558-560, 566) и с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов (ЖВ 568). Также сам Симон представлен как введший в грех Марию некоторое время до описываемого Лукой случая (ЖВ 566). Симон уже верил в Иисуса, как пророка, признавая Его как учителя, посланного Богом, и полагал, что Он, возможно, был Мессией (ЖВ 557; ср. Ин. 3:1, 2). Но он все еще не принял Его как своего личного Спасителя, и этот случай стал поворотным пунктом в его жизни в вопросе спасения (ЖВ 567, 568).

Комментарий Б. Г. Уайт к 7 главе Евангелия от Луки.

1-17

ЖВ 315-320.

4,5

СИ 65.

4-7

СИ 63.

4-9

ЖВ316.

5,6

ЖВ317.

11-15

ЖВ318.

14

ЖВ 320.

16,17

ЖВ319.

19-28

ЖВ 214-225.

21-23

ЖВ 217.

23

ЖВ218.

30

ЖВ 595.

36-50

ЖВ 557-568.

38

ЖВ 559.

39-43

ЖВ 566.

43

ПХ36; 2СЦ75.

44,45 ЖВ 567.

47          НУХ 211; ЖВ 567; ОХВ 275; СИ 182.

48          ПП 754.