Введение.

Автором данного Евангелия был Иоанн Марк, который трудился вместе с апостолом Павлом. Свое Евангелие он написал в то время, когда находился в Риме вместе с апостолом Петром, между 64 и 68 г. по Р. Хр.

1. Заглавие. Сохранившиеся самые древние рукописи были озаглавлены просто: «Согласно Марка». Позже термин «евангелие», употребляемый в описании жизни и деятельности по отношению Иисуса, вошел в заглавие этой книги. Заглавие, которое значится, например, в переводе KJV, «Евангелие согласно Св. Марка», появилось только в позднейших манускриптах.

2. Авторство. Единодушное и определенное свидетельство христианского предания указывает на Иоанна Марка как на автора Евангелия, которое и носит его имя. Имя Марк происходит от Латинского слова Marcus w является псевдонимом автора Деян. 12:12, 25. Первым его именем было имя Иоанн (см. гл. 13:5,13). Его мать называлась Марией гл. 12:12. Он был племянником Варнавы Кол. 4:10, который некогда жил на острове Кипре Деян. 4:36. Дом Марка в Иерусалиме, кажется, был тем домом, в котором была «верхняя горница» (см. на Матф. 26:18), в которой после воскресения и после вознесения некоторое время жили апостолы Ин. 20:19; Деян. 1:13, и где собирались члены ранней церкви в Иерусалиме Деян. 12:12. Иоанн Марк был тем, который сопровождал Павла и Варнаву в первой половине их первого миссионерского путешествия гл. 13:5,13. В последующем путешествии Марк сопровождал Варнаву на остров Кипр гл. 15:36-39. Позже Марк, по всей вероятности, работал под руководством Петра и Павла 1 Пет. 5:13; Кол. 4:10; 2Тчм. 4:11. Тот факт, что это Евангелие носит имя такого неприметного человека, как Марк, является косвенным доказательством его подлинности и авторства. Если бы эта книга была подделкой, то ей было бы приписано имя более известной личности, которая имела непосредственную связь с Иисусом, как, например, апостол Петр. Нет основательной причины сомневаться в подлинности книги или в том, что Марк является ее автором. Папий, епископ города Иераполя, который находится на расстоянии около 10 миль (16 км.) от Колосс и Лаодикии в Малой Азии, является первым известным писателем, который говорит о Марке, как об авторе этого Евангелия. В своих Истолкованиях, как цитирует Евсевий (Церковная История ш. 39.15; издания Лоеб 1 том, 297 стр.), он утверждает:

«И пресвитер [вполне возможно, что этим пресвитером был Иоанн], имел привычку говорить: «Марк стал переводчиком Петра и точно записал то, что запомнил, но не в полной последовательности как говорил и действовал Господь. Он не слышал [564] слов Господних, не ходил вместе с Ним, но впоследствии как я сказал, путешествовал с Петром, который любил учить не только потому, что это было наставление Господне, но сознавая в этом необходимость. Так что Марк не сделал ничего плохого тем, что записал отдельные события так, как запомнил. Он обращал особое внимание на то, чтобы ничего не пропустить из того, что он слышал и не допустить неправильного изложения».

Эта выдержка гармонирует с обращением Петра к Марку — «мой сын» 1 Пет. 5:13.

Свидетельство Папия приведено для того, чтобы указать, что Марк был переводчиком апостола Петра, когда он не мог свободно говорить на языке своих слушателей; очевидно, это было во время путешествия по тем местам, где не говорили по Арамейски, который был родным языком Петра (см. ДА 40). Марк переводил Евангельские проповеди Петра так часто, что они стали ему настолько знакомыми, что он был подготовлен написать под влиянием Святого Духа евангельское повествование. Большинство ученых соглашаются с тем, что записи Марка являются самыми ранними среди четырех Евангелий.

Среди Отцов Церкви имеются разногласия на счет того, писал ли Марк до или после смерти Петра (64-66 гг. по Р. Хр.). Иустин Лион (185 г. по Р. Хр.) заявляет, что Евангелие от Марка было написано после смерти Петра, Климент (Против Ересей iii. 1.1.) Климент Александрийский (190 г. по Р. Хр.), в противоположность предшественнику, помещает работу Марка в период жизни Петра (Евсевий, vi. 14. 5-7; 2 том, 47, 49 стр.). Последние предпосылки подходят более близко к действительности. Как бы то ни было, написание Евангелия от Марка нужно отнести к 55 и 70 гг. по Р. Хр.

Многие выдержки из Евангелия от Марка свидетельствуют о том, что оно было написано для читателей не Евреев. Такие слова как kentunon (Латинское centurio «сотник» гл. 15:39) и spekoulator (Латинское speculator «оруженосец» гл. 6:27), взяты из Греческого языка, свидетельствуют о том, что оно было написано на Греческом языке, на языке культуры и было предназначено для Римлян. Марк мог употреблять обычные Греческие слова, вместо Латинских в Греческой транслитерации, но он это делал, видимо потому, что для его читателей они были более понятны. Он объясняет стоимость Палестинской монеты гл. 12:42, видимо потому, что его предполагаемые читатели не были с ними знакомы. Он таким разъясняет Еврейскую Пасху гл. 14:12 и обычаи фарисеев гл. 7:3, 4. Он переводит разнообразные Арамейские слова и выражения гл. 5:41; 7:34; 15:34. Ничего подобного не нужно было бы делать для Палестинских читателей. В то же время ясно, что писатель был Евреем, который знал Арамейский язык и был знаком с Ветхим Заветом, слова которого цитирует из перевода LXX.

3.Историческая обстановка. Для рассмотрения более краткой схемы исторического фона миссии и жизни Иисуса (см. 272 стр.). Для более полного обсуждения этого вопроса (см. 41-67 стр.).

4.Тема. Книга Марка, самая краткая из всех Евангелий. Но все же в некоторых отношениях она самая сильная и могущественная среди всех других. Она по содержанию равняется двум третьим всего содержания Матфея, и содержит в себе большинство событий, которые содержит книга, больше ее. Ее стиль четкий, сильный, проникновенный, живой, красочный и часто упоминает многозначащие детали, которые не упоминаются другими евангелистами.

Марк рисует Иисуса как Человека действия; в то время как Матфей характеризует Его, как Учителя. В то же самое время Марк записывает почти все чудеса, которые записаны другими авторами. Характерными для Марка словами является, eutheos [565] (или eut/tus), «тотчас», или «немедленно», которые он употребляет больше, нежели все другие синоптические авторы, вместе взятые. См. на гл. 1:10.

Марк рассказывает о жизни Христа в более хронологическом порядке, нежели Матфей. Он делает ударение на чудеса с определенной целью, возвеличить могущество силы Божией, засвидетельствованной этими «знамениями» и «чудесами» Иисуса. Это является основным доказательством Божественности Иисуса, Матфей же дополняет предсказания древних пророков. Матфей говорит об Иисусе, как о Мессии, на основании свидетельства пророков, Марк доказывает, что Он является Мессией, указывая на проявление Его Божественной силы, что, очевидно, было более убедительно для предполагаемых его читателей -христиан язычников, возможно, Римлян. См. 191, 272-2″'4 стр.

5. План. Полная хронологическая схема на Евангелие от Марка представлена на 196-201 стр., то, что представлено здесь, охватывает только самые важные фазы жизни и деятельности Иисуса:

I. Подготовка к служению, осень 27 г. от Р. Хр. — 1:1-13.

II. Служение в Галилеи, от Пасхи к Пасхе, 29-30 г. по Р. Хр. — 1:14 по 7:23.

A. Раннее служение в Галилее -1:14-34.

Б. Первое миссионерское путешествие -1:35-45.

B. Служение в Капернауме и вблизи его-2:1 по 3:19. Г. Второе миссионерское путешествие — 3:20 по 5:43. Д. Третье миссионерское путешествие-6:1 по 7:23.

III. Пребывание в общественном служении, от весны к осени 30 г. по Р. Хр.-7:24 по 9:50.

А. Служение в областях, граничащих с Галилеей — 7:24 по 8:10. Б. В ожидании креста — 8:11 по 9:50.

IV.Заключительное служение, от осени к весне, 30-31 г. по Р. Хр. -10:1-52.

V. Заключительное служение в Иерусалиме, Пасха, 31 г. по Р. Хр. -11:1 по 15:47.

A. Конфликт с книжниками и фарисеями-11:1 по 12:44.

Б. Пророчество Иисуса о падении Иерусалима и Его Втором пришествии-13:1-37.

B. Арест и суд Иисуса -14:1 по 15:20.

Г. Распятие на кресте и погребение Иисуса -15:21-47.

VI. Воскресение. Явления после воскресения — 16:1-20.