Глава 3

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И [живущие] в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14 И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,

15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;

16 [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр,

17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,

18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита

19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.

21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в] [Себе] веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?

24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;

25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;

26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

1. И пришел опять: (Человек с сухой рукой, Марк 3:1-6 = Матф. 12:9-14 = Лук. 6:6-11. Главный комментарий: Марка и Луки. См. карту 218 стр.; на чудеса 208-213 стр.]. Это очевидно не была та же суббота, о которой упоминается в гл. 2:23. Упоминается здесь другой пример, когда книжники и фарисеи возражали относительно отношения Иисуса к субботе.

имевший иссохшую руку: Греческий перевод говорит, что высыхание руки скорее является следствием травмы или болезни, нежели врожденного дефекта.

2. И наблюдали: См. на Лук. 6:7. Ясно, что здесь говорится о фарисеях (см. Марк 3:6).

4. душу: Греч. /юясЛё(см.т Матф. 10:28).

Но они молчали: Их хмурое молчание было признанием своего поражения. Прежние споры с Иисусом научили их тому, что открытая дискуссия с Иисусом им ничего не даст. Потому, что Ему всегда удавалось обратить их собственные доводы против их же самих [591] таким образом, чтоб раскрыть истину и показать людям несостоятельность позиции раввинов.

5. с гневом: Часто говорят, что единственный гнев, который может быть без греха, так это гнев, направленный против греха. Бог ненавидит грех, но Он любит грешника. Слишком часто простые смертные делают ошибку, ненавидя грешника, а любя грех. Гнев против зла, как такового, без злого умысла на дру-гюСможет считаться похвальной чертой характера.

скорбя: Только Марк описывает личные чувства Иисуса. Он «скорбит» потому, что Иудейские руководители использовали свои высокие должности и положения, чтобы представить в искаженном свете характер и требования Божий. Нет сомнения, что Он также «скорбел» о последствиях, которые постигнут как самих руководителей и тех, кто последовал за их заблуждениями. Из Греческого перевода явствует, что первоначальная реакция Иисуса — гнев, была мгновенной, но Его сострадание к этим погруженным во мрак детям, отдаленным от их небесного Отца, недопонимающим Его любовь к ним, было продолжительным.

6. немедленно: Из этого можно заключить, что фарисеи покинули синагогу немедленно, даже до окончания службы.

иродианами: Иродиане были иудейской политической партией, которая поддерживала дом Ирода (см. 54 стр.). Обычно фарисеи ненавидели Ирода и все то, что он отстаивал (см. 41 стр.). Факт, что они теперь искали помощи своих отъявленных врагов, доказывает, что они выходили из себя, стараясь найти средство, чтобы заставить замолчать Иисуса (см. на Матф. 22:16). Возможно, упрямые фарисеи надеялись, что Ирод пожелает взять под стражу Иисуса, как он сделал это с Иоанном Крестителем несколько месяцев раньше (см. на Матф. 4:12; Лук. 3:20). Некоторые считают, что это событие произошло в городе Сеппорисе, столице Ирода, примерно 4 мили (6,5 км.) севернее Назарета.

7. удалился: [Известность Иисуса, Марк 3.7-12 = Матф. 12:15-21. Главный комментарий: Марка]. Евангелие от Марка неоднократно отмечает, что Иисус ходил с места на место, чтобы избежать чрезмерной известности или чрезмерного сопротивления (см. гл. 1:45; 7:24; и т.д.). Его уход в данном случае был явно вызван стремлением избежать дальнейших конфликтов с религиозными, и возможно, политическими властями. Марк соответственно прерывает описание серии инцидентов, чтобы сообщить о дальнейшем росте популярности Иисуса, которая пропорционально сопровождалась все увеличивающейся ненавистью и враждой иудейских руководителей (см. на Матф. 12:15).

к морю: Вероятно, что исцеление человека с иссохшей рукой произошло в одном из городов внутренней Галилеи, возможно, в Сеппорисе (см. на 6 ст.). Параллельные повествования, приведенные синоптическими авторами, дают понять, что Иисус, покинув внутреннюю Галилею, пошел «к морю» Галилейскому, возможно, в окрестности Геннисаретской равнины на юг от Капернаума. Нет сомнения, что Он здесь нашел сравнительно изолированную полосу набережной, вдали от городов (см. на Лук. 5:1).

множество: См. на Матф. 5:1. Все три синоптических автора сообщают о множестве народа, которое теперь следовало за Иисусом. Такое положение выявило потребность в более совершенной организации и в большем количестве свидетелей, которые могли бы посвятить все свое время для удовлетворения вопросов, которые предъявлялись Иисусу множеством народа. Характерно, что двое из троих евангелистов обращают внимание на «множество», которое следовало за Иисусом и прилеплялось к Нему непосредственно перед призванием двенадцати и нагорной проповедью (см. на Матф. 5:1; Лук. 6:17).

8. Идумеи: Это земля Едома. Слово «Идумея» встречается в НЗ только здесь. Иосиф Флавий (Иудейские Древности xiii. 9.1 [257, 258]) говорит, что Идумея была завоевана Иоанном Гирканом, более чем за столетие до Христа, и народ Идумеи был принужден хотя бы формально принять права и обычаи иудейской религии (см. 33 стр.).

Тира и Силона: См. I том, 128 стр.; II том, 67, 68 стр.; см. на Быт. 10:15. Одна Самария отсутствует в этом перечне различных районов в самой Палестине и вблизи нее.

9. лодка: Эта деталь евангельского повествования отмечается одним Марком. Кажется, что на протяжении оставшихся месяцев Галилейского служения маленькая лодка, о которой Христос теперь договорился, была всегда под рукой, когда в ней была необходимость (см. гл. 4:35, 36; 6:32; [592] 8:10, 13). Возможно, лодка принадлежала Петру (см. Лук. 5:3).

готова: Т.е., в Его распоряжении, когда бы Он в ней ни нуждался.

многолюдства: В третий раз Марк говорит о толпе народа, которая следовала за Христом, куда бы Он ни пошел (см. 7, 8 ст.).

10. язвы: Буквально, «кара», «бич», или «наказание». Возможно, эти «язвы» были похожи на наши эпидемии или другие серьезные заболевания.

бросались: Люди не были враждебно настроены, но каждому не терпелось быть принятым по личным нуждам.

коснуться Его: Очевидно, больные и одержимые чувствовали действия чудодейственной силы от прикосновения. См. на гл. 5:23, 28.

11. духи нечистые: См. на гл. 1:23.

видели: На Греческом языке глаголы «видели», «падали», «кричали» обозначают продолжительное, часто повторяющееся действие.

падали: Некоторые предполагают возможность того, что демоны этим хотели создать видимость, будто Иисус их руководитель, намекая на Его союз с ними. Если это так, то отрицание Христом их свидетельства становится еще больше знаменательным.

Сын Божий: См. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; см. на Лук. 1:35; Ин. 1:1-3.

12. строго: Т.е., «сильно», «резко» или «требовательно». чтобы: Скорее, «для того чтобы».

не делали Его известным: В этом месте рассказа Матфей добавляет выдержку из ВЗ, пророчество о служении Иисуса нуждам человечества (см. на Мшцфг42:20).

13. на гору: [Назначение двенадцати, Марк 3:13-19 = Лук. 6:12-16. Главный комментарий: Марка. См. карту 218 стр.; таблицу 231 стр.]. Очевидно, в горный район к западу от Галилейского озера (см. на гл. 1:45). Оставив своих последователей у подножия горы (см. ЖВ 292), Иисус Сам провел всю ночь в молитве в уединенном месте на горе Лук. 6:12. Это, вероятно, было в конце лета 29 г. по Р. Хр. (см. на Матф. 5:1).

Часто Иисус посвящал целые ночи молитве (см. 2KB 419). Обычно такие случаи упоминаются евангелистами перед решающими моментами или кризисом в жизни и служении Иисуса (см. на гл. 1:35). Он прибегал к размышлению и молитве в начале Своего служения (см. на Матф. 4:1). Молитвой также отмечено начало Его Галилейского служения и непосредственно молитва предшествовала Его первому миссионерскому путешествию по городам и селениям Галилеи (см. на Марк 1:35). Ночь, теперь проведенная в молитве, предшествовала посвящению двенадцати, нагорной проповеди и началу второго путешествия по Галилее. Молитва снова особенно упоминается в связи с острым кризисом в Галилее (см. Матф. 14:22, 23; ср. Ин. 6:15, 66). То же было перед Преображением, когда Иисус представил перед тремя учениками картину Своих страданий и смерти Лук. 9:28-31. Целая ночь молитвы следовала за триумфальным въездом в Иерусалим (см. ЖВ 581). Относительно самой продолжительной молитвы Иисуса сообщается перед Его вступлением в Гефсиманский сад (см. Ин. 17 гл.). Лишь за несколько часов до распятия Иисус вознес Свою наиболее горячую, доходящую до агонии молитву в саду (см. Матф. 26:36-44).

позвал к Себе: Очевидно, имелась более многочисленная группа последователей, из которых были избраны двенадцать.

Ни один из двенадцати не был избран из-за его совершенства характера или способностей. Христос избрал людей, которые желали и были способны учиться, характеры которых могли быть изменены. При призвании все имели серьезные недостатки, но по Его милости они были устранены (кроме случая с Иудой), и на их место Иисус насадил драгоценные семена Божественного характера, которые дали ростки, созрели и в дальнейшем принесли плоды Христоподобного характера Гол. 5:22, 23. Христос принимает людей такими, какие они есть; если они желают покориться Ему, то Он делает их такими, какими Он хотел бы их видеть. Он ставит мужчин и женщин на ответственные места не потому, что считает их полностью приготовленными для требований, которые им предъявляют данные должности, но потому, что, читая их сердца, Он обнаруживает скрытые способности, которые под Божественным руководством могут быть одобрены и развиты для Его славы и для продвижения Его царства. [593]

кого Сам хотел: Призвание основывалось не сколько на их желании, сколько на Его. Позже Он напоминает двенадцати: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал» Ин. 15:16.

и пришли к Нему: Когда Он собрал их для встречи с Ним на рассвете (см. ЖВ 292; НПХ 4), где-то на склонах гор, отражающихся в тихих Галилейских водах.

14. поставил: Греч, poieo, буквально, «делать», то есть, «назначать». На самом деле в данном случае Иисус их рукоположил (см. ЖВ 296), однако, из греческого глагола это не явствует.

двенадцать: Текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) имеет основание здесь добавить слова, приведенные в Лук. 6:13, «которых и наименовал Апостолами». Не указывается никакой причины, почему именно двенадцать — не больше, и не меньше были избраны. Однако сразу приходит на мысль двенадцать сыновей Иакова, основоположники двенадцати колен Израилевых. Пятеро из призванных сейчас были учениками Иисуса с самого начала Его служения, то есть, двумя годами раньше. Это были Иоанн, Андрей, Петр, Филипп и Нафанаил или Варфоломей (см. Ин. 1:40-49). Первые три из этой группы вместе с Иоанном братом Иакова, приняли призыв у моря несколько месяцев тому назад (см. на Лук. 5:11). Сравнительно недавно присоединился к этой группе Матфей.

Назначение и посвящение двенадцати было событием большого значения в миссии Иисуса. Иоанн Креститель провозгласил близость «Царствия Небесного» Матф. 3:2, а также Иисус повторил эту весть на протяжении раннего Своего служения (см. Матф. 4:17), в особенности на протяжении завершенного незадолго до этого первого Галилейского путешествия (НПХ 2, 3). Царство, которое Христос воздвиг в Свое первое пришествие, было царством Божественной благодати (см. на Матф. 3:2; 5:2), Царем которого был Он. Его подданными были те, которые приняли Его и уверовали во имя Его (см. Ин. 1:12). Их сердца были Его владением (см. на Лук. 17:21).

Назначение двенадцати можно считать образным и торжественным открытием царства благодати, которое Христос пришел воздвигнуть. Нагорную проповедь, которая последовала вскоре, можно рассматривать и как престольную речь Царя царства благодати и как конституцию нового царства. Вскоре, после Нагорной проповеди, Христос вместе с двенадцатью двинулся во второе Галилейское путешествие, в котором Он наставлением и примером пояснил природу царства и всеобъемлющую ценность его для человека.

Имеются четыре списка двенадцати апостолов: один написан Матфеем в Матф. 10:2-4, другой Марком, а два остальных Лукой, один в его Евангелии Лук. 6:14-16, другой в Деян. 1:13. Они приводятся ниже.

Наиболее естественным методом группировки двенадцати учеников — это разделение их на пары. Когда Иисус посылал их в третье Галилейское путешествие, то посылал их по двое (см. Марк 6:7), брата с братом, друга с другом (ЖВ 350). В перечне Матфея группировка, возможно, произведена по этому методу, потому что после двух пар братьев Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, он называет остальных из двенадцати по два, при помощи союза «и».

Двенадцать Апостолов,

Матф. 10:2-4

Марк 3:16-19

Лука. 6:14-16

Деян. 1:13

Симон Петр

Симон Петр

Симон Петр

Петр

Андрей

Иаков

Андрей

Иаков

Иаков и Иоанн  — Сыны Зеведея

Иоанн

Иаков

Иоанн

Андрей

Иоанн

Андрей

Филипп

Филипп

Филипп

Филипп

Варфоломей

Варфоломей

Варфоломей

Фома

Фома

Матфей

Матфей

Варфоломей

Матфей

Фома

Фома

Матфей

Иаков (сын Алфеев)

Иаков

Иаков

Иаков

Левий Фаддей

Фаддей

Симон

Симон

Симон (Кананит)

Симон

Иуда

Иуда

Иуда Искариот

Иуда Искариот

Иуда Искариот

[594] Так Филипп сгруппирован с Варфоломеем (см. Ин. 1:45). Фома с Матфеем, Иаков (сын Алфеев) с Фаддеем и Симон (Канонит) с Иудой Искариотом. Кроме того, перечень Матфея приведен в связи с направлением двенадцати учеников на работу.

Другой естественной расстановкой является подразделение каждого из четырех списков на три группы, по четыре. Хотя порядок перечисления двенадцати несколько различен, однако состав «четверок» не изменен во всех четырех списках (кроме третьей группы в Деян. 1:13, где отсутствует Иуда Искариот).

С человеческой точки зрения эти двенадцать человек, назначенных и посвященных в этом случае, были бедны и неграмотны, — группа простых Галилейских провинциалов. Презрение, с которым иудейские руководители смотрели на последователей Иисуса вообще, побудило Его, возможно через несколько недель, привести притчу о закваске (см. Матф. 13:33; НУХ 95). Закваска преобразующей благодати Божией уже начала свою работу в сердцах этих двенадцати, ничего не обещающих простых людей и когда они прошли период своего ученичества, то уже не были неотесанными, некультурными или необразованными (см. на Лук. 5:11). Трое из них стали способными писателями, Иоанн был глубоким мыслителем. Насколько известно, ни один из двенадцати не окончил школы раввинов; очевидно, никто из них не принадлежал к иудейской аристократии. Но именно поэтому они были свободны от закоренелых предрассудков, которые почти всегда ослепляли книжников и фарисеев по отношению к Иисусу.

с Ним были: Т.е., были Его учениками или учащимися в Его школе и помогали Ему в Его работе. Из 13 ст. явствует, что были еще и другие ученики, которых Он, по крайней мере, в этом случае, не назначил и не призвал быть «апостолами» (см. на 13 ст.). Ко Христу приходили люди как «ученики», чтобы поучиться от Него. Он же посылал их как «апостолов» учить других. Слово «апостол» произошло от Греч, apostolos, которое в свою очередь произошло от двух слов аро, «с, от» и Steffi, «чтобы посылать» или «быть посланным». «Апостол» буквально означает, «посланный» (см. на Матф. 10:2). Название «апостол», таким образом, выделяло двенадцать из числа учеников вообще, не в том смысле, что двенадцать перестали быть учениками, но что они в добавок ко всему стали еще и апостолами.

В несколько более широком значении Павел часто говорит о себе, как об «апостоле» (Шор. 4:9; Гал. 1:1; и т.д.; ср. Евр. 3:1). Очевидно, что Павел основывал свои требования на апостольство на том факте, что Христос явился ему (см. 1Кор. 15:8), и лично наставлял его (см. Гал. 1:11, 12). Тем не менее, он говорит о себе и как о «наименьшем из апостолов» 1Кор. 15:9, и в то же время, что у него «нет недостатка против высших Апостолов» 2Кор. 11:5. В другом месте он объясняет эти мнимо противоречивые мысли (см. 2Кор. 12:11). В еще более широком значении такие люди, как Варнава, Тимофей и Сила были также названы апостолами (см. Деян. 14:14; 1Фес 1:1; 2:6, 7). Возможно, что это звание приписывалось делегатам или посланникам, направленным любой христианской общиной в качестве делегата 2Кор. 8:23; Фил. 2:25.

на проповедь: Здесь и в 15 ст. два направления личного служения Христа, приведены как цель служения и двенадцати также: проповедь для исцеления души; лечение для исцеления тела. Сам Иисус посвятил больше времени служению физическим нуждам человека, чем проповеди и двенадцать, несомненно, следовали Его примеру.

15. власть: Греч, exousia, «полномочия», «авторитет» (см. на Лук. 1:35).

изгонять бесов: Способность освобождать людей от одержимости бесами, которая вообще считалась неизлечимой, вероятно включала также власть над меньшими бедствиями. См. Дополнительное Примечание к Марк 1 гл.

16. Петр: Петр является первым во всех четырех НЗ списках двенадцати учеников (см. список апостолов 593 стр.). Он часто выступал в качестве представителя всей группы Матф. 14:28; 16:16; 17:24; 26:35; и т.д. Вскоре, после крещения Иисуса, Андрей привел своего брата Петра к Иисусу — первого новообращенного христианина, который приобретен рядовым членом церкви (см. Ин. 1:40-42). Петр в то время отозвался на призыв признать Иисуса Мессией и временами с перерывами стал участвовать в служении Господу. Примерно два года спустя, вероятно в конце весны или в начале [595] лета 29 г. по Р. Хр.

~смпвГМатф. 4:12), Христос призвал его на постоянное служение вместе с его братом Андреем и его товарищами по работе Иаковом и Иоанном (см. Лук. 5:1-11; см. на 7ст.).

Возможно, что Петр с общего согласия возглавлял их рыбацкую артель. Во всяком случае его пыл, ревность, усердие, храбрость, преданность, энергия и организаторские способности, несомненно, отличали его как руководителя среди учеников уже с самого начала. Петр был преимущественно человеком действия; его восторженное расположение было одним из самых сильных черт его

характера. Он был человеком явно выраженных крайностей и его сильная личность была источником явных добродетелей и серьезных недостатков. Разные и даже противоречивые черты характера существовали в нем рядом. По-видимому, он всегда бывал нетерпелив, ревностен, сердечен, великодушен, смел, бесстрашен, мужествен, но слишком часто был порывистым, неустойчивым, противоречивым, поспешным, ненадежным, хвастливым, опрометчивым и даже безрассудным. В момент кризиса он мог оказаться слабым, малодушным и нерешительным и никто не мог предсказать, какая сторона его характера и индивидуальности возьмет верх в данный момент.

Петр был родом из Вифсаиды Юлиевой (см. Ин. 1:44), расположенной на северо-восточном берегу Галилейского озера, напротив Капернаума, куда он, вероятно, позже перешел (см. на Марк 1:29). Петр и его товарищи по рыболовному делу Андрей, Иаков и Иоанн, по-видимому, все были учениками Иоанна Крестителя (см. Ин. 1:35-42; ЖВ138).

17. Иакова: Греч. lakodos, с Eep. Ya'agob, имя патриарха Иакова (см. на Быт. 25:26, 27). Иаков, как правило, упоминается перед его братом Иоанном там, где говорится об обоих, из чего видно, что Иоанн был моложе (ср. ЖВ 292). Иаков был, несомненно, первым из Двенадцати, претерпевших мученическую смерть приблизительно в 44 г. по Р. Хр. (см, на Дели. 12:1, 2). В то время как его брат Иоанн был последним из двенадцати, который умер приблизительно в 96 г. по Р. Хр. Факт, что Ирод Агриппа счел Иакова достаточно важным лицом, чтобы отобрать из всех учеников его одного на раннее мученичество, свидетельствует о том, что он был одним из видных руководителей церкви в Иерусалиме. В НЗ Иаков в начале представлен несколько эгоистичным, честолюбивым и прямым человеком (см. Марк 10:35-41), но впоследствии спокойным и способным руководителем. Многие отождествляют мать Иакова и Иоанна, жену Зеведея, с Саломией (ср. Марк 15:40; Матф. 27:56). Имеется еще и другая возможность, хотя менее вероятная, что Саломия сестра Марии, матери Иисуса, если считать, что в Ин. 19:25 упомянуты четыре женщины, а не три (см. на Ин. 19:25).

Иоанна: Иоанн был, очевидно, человеком редкой духовной интуиции, которая развивалась, когда он разглядел в Иисусе прекрасного, возлюбленного и любезного. Иоанн не только любил своего Учителя, но также был учеником, «которого любил Иисус» (см. Ин. 20:2; 21:7, 20). По природе гордый, самоуверенный, честолюбивый, пылкий, злопамятный на обиду (см. Марк 10:35-41; ДА 540, 541), мстительный Иоанн поддался более других преобразующей силе совершенной жизни Иисуса и достиг более полного отражения и подобия Спасителя, нежели его соученики. Если Иаков был первым из двенадцати, отдавшим жизнь за Евангелие, то Иоанн был последним, который умер после всех. Не без причины Иисус называл Иакова и Иоанна «сынами громовыми» (Марк 3:17; см. на Лук. 9:54). Согласно раннему христианскому преданию, Иоанн служил епископом церкви в Эфесе и старшим пастырем всех общин Римской провинции Асии на протяжении последних лет своей жизни.

Воанергес: Возможно, транслитерация Арамейского выражения, означающего «сыны буйства» или «сыны ярости», — по свободному переводу «сыны Громовы». Горячий темперамент, пылкий нрав Иакова и Иоанна при случае явно проявлялись (см. Лук. 9:49, 52-56).

18. Андрея: Греч. Andreas, означающий «мужественный». Греческое имя происходит от слова апёг, «мужчина». Хотя он является одним из первых последователей Иисуса (см. Ин. 1:35- 40), но членом внутреннего окружения он не стал (ЖВ 292) и редко упоминается в Евангельском повествовании. Больше всего, что мы знаем о нем, исходит от Иоанна (см. гл. 1:40, 41, 44; 6:8; 12:22). Матфей и Лука упоминают Андрея как второго из двенадцати апостолов, возможно, чтобы [596}, связать его с его братом Петром. Относительно семьи Андрея (см. на Марк 3:16). Андрей представлен, как прилежный работник, хотя он, может быть, не такой одаренный руководитель как его брат. Согласно преданию, он умер мученической смертью в Греции на кресте, приняв форму буквы X — из-за чего крест, имеющий такую форму, известен, как Св. Андреевский крест.

Филиппа:Греч. PhUippos, «любитель лошадей», подобно «Андрею», это также настоящее Греческое имя. Филипп был родом из Вифсаиды Алиевой (см. Ин. 1:44) вблизи северного края Галилейского озера. Многое из того, что мы узнаем о Филиппе, перед Христовым вознесением стало нам известно из записей евангелиста Иоанна (см. Ин. 1:43-48; 6:5-7; 12:21, 22; 14:8, 9).

Он был первым, кому Христос сказал: «иди за Мною» Ин. 1:43. Искренний искатель истины, но очевидно, более медлительный, чем другие, чтобы признать Христа Мессией и оценить значение Его миссии на земле (см. Ин. 6:7; 14:8, 9). Порой, иногда кажется, что он был неуверенным, как нужно действовать (см. Ин. 12:21, 22). Тем не менее, он был ревностным, и когда он нашел Мессию, немедленно начал приводить к Нему других (см. Ин. 1:45).

Варфоломея: Буквально, «сын Фалмая» (ср. Ччсл. 13:23; 2Цар. 3:3; 13:37). Нафанаил, наверно было его собственное имя. Синоптические евангелисты нигде не упоминают Нафанаила, а евангелист Иоанн ничего не говорит о Варфоломее. Иоанн упоминает Нафанаила с другими из двенадцати апостолов в такой связи, где кажется, не может быть речи ни о ком, кроме учеников из внутреннего круга (см. Ин. 21:2). Итак, нет основания сомневаться, что именно Варфоломей и Нафанаил относятся к одной и той же личности. Филипп был тем, кто представил своего друга Нафанаила Иисусу (см. Ин. 1:45); по-видимому, эти двое были близкими друзьями (ср. ЖВ 293).

Матфея: Марк и Лука называют Матфея Левием (см. на Марк 2:14). Кажется невероятным, чтобы Алфей был отцом Иакова. Этих два ученика нигде в Евангелиях не фигурируют вместе как братья, подобно Петру с Андреем, или Иакову с Иоанном. Матфей оказался способным работником. По преданию, он после воскресения посвятил все свои силы работе, главным образом среди своих соотечественников, и трудился в Эфиопии или в окрестностях Черного моря.

Фому: Назывался также Близнец (см. Ин. 11:16; 20:24; 21:2). Оба имени означают «близнец». По преданию, его настоящее имя было Иуда (обычное еврейское имя). Все, что нам известно о Фоме, записано в Евангелии от Иоанна (см. Ин. 11:16; 14:5; 20:24-29; 21:2). Хотя временами он казался сомневающимся и эгоистичным (см. Ин. 20:24, 25), однако в других случаях он был смелым и верным (см. Ин. 11:16). О Фоме говорится, что он работал в Парфе и Персии. Менее достоверное предание говорит о Фоме в Индии и Китае.

В южной Индии имеется группа туземных христиан, которые столетиями были известны как христиане святого Фомы. У них имеется версия евангельского повествования, о котором они утверждают, что оно унаследовано ими от апостола Фомы. Они утверждали, что Фома умер мученической смертью на возвышенности, имеющей название гора Св. Фомы вблизи Мадраса. Был также еврейский миссионер по имени Фома, который работал в Китае и портрет которого сохранился на камне вместе с надписью, гласящей в свободном переводе: «Фома пришел и работал с искренним сердцем и большим усердием. Если описать все то доброе, что он сделал, то нужно было бы макать перо в озеро Тянь-Тинь [большое озеро в Китае], пока бы оно не иссякло [т.е., было исписано как чернило]». Этот интересный портрет Фомы имеет хорошо заметные еврейские черты, но наверное, не является портретом апостола Фомы.

Иакова: В отличие от Иакова, сына Зеведеева, он назван Иаковом, сыном Алфеевым. Имеется основательная причина полагать, что о нем говорится в Матф. 27:56; Марк 15:40; 16:1; Лук. 24:10. Выражение «Иаков меньший» или буквально, «Иаков малый» Марк 15:40, возможно, это говорит о нем, как об Иакове младшем (см. на Пс. 113:21), или может быть, это имя ему было дано из-за маленького роста.

Некоторые пытались отождествить Иакова, [597] сына Алфеева, с таковым, братом Господним (см. Матф. 13:55). Но это предположение настолько неправдоподобно, что оно едва достойно внимания. Иаков — ученик был последователем Христа, по крайней мере, со времени, когда были назначены двенадцать, приблизительно летом 29 г. по Р. Хр. А за шесть месяцев до распятия о братьях Иисуса говорится, что они не верили в Него (см. Ин. 7:5). Даже от Матф. 13:55 и Марк 6:3 явствует, что событие, о котором там говорится, имело место приблизительно во время третьего Галилейского путешествия, то есть, действительно после избрания двенадцати. См. Деян. 12:17.

Фаддея: Матфей называет его Левием (см. Матф. 10:3). Древнее предание, против которого нет никаких доказательств, отождествляет Фаддея с Иудой, сыном Иакова (см. Лук. 6:16; Деян. 1:13). Совершенно ясно из других примеров, что этот Иуда был не братом, а сыном человека по имени Иаков, хотя Греческий текст Лук 6:16 говорил просто «Иуда Иаковлев». По всей вероятности этот Иаков, отец Фаддея или Иуды, не должен отождествляться ни с одним Иаковом из НЗ, ведь это имя было очень распространено (см. на Марк 3:17). Когда только Иоанн (см. Ин. 14:22) упоминает этого Иуду, он ясно отличает его от Иуды Искариота. Фаддей на страницах НЗ не представляется таким видным, как другие апостолы.

Симона: Названный Кананитом, чтобы отличать его от Симона Петра. Относительно значения и происхождения имени Симон (см. на 16 ст.). Его прозвище Кананит не обязательно говорит о том, что Симон произошел от одной из Ханаанских народностей, населявших Палестину, до завоевания ее Евреями (см. на Быт. 10:6). Многие другие древние рукописи называют его «Ха-нанеем», что означает или жителя города в Кане, или, что более вероятно, члена Иудейской патриотической партии, известной также по названию Зилоты (см. Лук. 6:15; 54 стр.; ср. ЖЕ 296).

19. Иуду Искариотского: НЗ имя Иуда равнозначно ВЗ (см. на Быт. 29:35; Матф. 1:2). Много объяснений предлагалось для имени Искариот, наиболее вероятным является то, что прозвище происходит от Евр. 'ish Qeriyyo/A, означающее человек из Кериот, деревни в южной Иудее, вблизи Идумеи (см. Ис. Нав. 15:25; см. на Марк 3:8). Если это происхождение имени Искариот верно, то Иуда был единственным из двенадцати, который не был из Галилеи. Он был сыном человека по имени Симон (см. на Ин. 6:71).

Иисус не призывал Иуду присоединиться к группе учеников, из которых Он избрал двенадцать (см. на Марк 3:13), но Иуда навязался им и потребовал себе места. Иуда, несомненно, верил в Иисуса как Мессию, подобно другим ученикам, по обычным иудейским понятиям о Мессии — как политическом освободителе из-под ига Рима, и желал быть членом внутреннего круга учеников, чтобы обеспечить себе высокую должность в «царствии», имевшем вскоре быть воздвигнутым. Возможно, что он добровольно вызвался быть казначеем, надеясь на назначение его на эту должность в новом царствии. Однако Иисус сознавал с самого начала, что Иуде не доставало тех основных черт, которые могли бы его определить как апостола грядущего царствия.

Несмотря на все скрытое в сердце Иуды зло, он во многих отношениях был более обещающим, нежели другие ученики, призванные Иисусом. Когда Иуда был допущен в круг двенадцати, то он не был безнадежным. Воспитание и развитие определенных добродетелей вместе с искоренением злых наклонностей могли превратить его в успешного работника в деле царствия. Но, в противоположность Иоанну (см. на 17 ст.), Иуда ожесточил свое сердце против наставления и примера Иисуса. Тем не менее, Иисус предоставил ему всякое ободрение и любую возможность развить в себе небесный характер. «Трости надломленной» — характера Иуды, «льна курящегося» — добрых его намерений Иисус не хотел переломить или потушить (см. на Матф. 12:20).

предал Его: См. на Лук. 6:16.

20ГПриходят в дом: [Слепой и глухой бесноватый; непростительный грех, Марк 3:20-30 = Матф. 12:22-45 = Лук 11:14-32. Главный комментарий: Матфея]. Или, «пришли домой». Возможно, в дом Петра в Капернауме (см. на гл. 1:29). Некоторые заметили, что Евангелие от Марка касается больше дел Иисуса, чем Его учения. Вопреки Матфею, который посвящает три главы нагорной проповеди, Марк упускает ее полностью, даже не вспоминая о том, что после посвящения двенадцати Иисус произносил [S98] такое наставление (см. на Матф. 5:1). До окончания дня Иисус и Его ученики, несомненно, возвратились в Капернаум.

и опять сходится народ: Марк не упоминает об исцелении слепого и немого бесноватого, но сообщает лишь об обвинении книжников, что Иисус изгоняет бесов силой князя бесовского и об Его ответе им (см. 22 ст.; ЖВ 321). Что касается места происшествия в хронологическом порядке и взаимосвязи этого происшествия в различных Евангелиях (см. на Матф. 12:22). Следует отметить, что у Марка гл. 3:20-35 расположено в хронологическом порядке между призывом двенадцати гл. 3:14-19 и проповедью у моря гл. 4.

21. ближние Его: Греч, hoipar'autou, буквально, «находящиеся рядом с Ним». Хотя это выражение указывает лишь на то, что эти люди были близко знакомы с Иисусом, из древних Греческих свитков явствует, что этим выражением могли быть обозначены и родственники. Поэтому, возможно, что слова 21 ст. предваряют события 31-35 ст.

вышел из себя: Т.е., «вышел из душевного равновесия». Близкое сходство между этим опасением со стороны друзей Иисуса и обвинением, предъявленным книжниками, что Иисус был в союзе с диаволом 22 ст., говорит в пользу того, что 21 ст. представляет собой вступление к обвинению, что Иисус действует как агент Веельзевула 22-30 ст.

22. книжники: См. 55 стр.

пришедшие из Иерусалима: См. Лук. 5:17. Это, возможно, были некоторые из шпионов, которые ходили по пятам Иисуса на протяжении его Галилейского служения, действуя по указанию Синедриона (см. на Марк 2:6).

Он имеет в Себе веельзевула: См. на Матф. 12:24. 29. хулить: См. на Матф. 12:31.

вечному осуждению: Текстовое свидетельство (ср. 146 стр.) склонно к чтению, «вечному греху».

31. Матерь и братья: [Посещение Иисуса Его матерью и братьями, Марк 3:31-35 = Матф. 12:46-50 = Лук. 8:19-21. Главный комментарий: Матфея]. Относительно хронологического места этого происшествия и взаимоотношения различных сообщений о нем синоптиками (см. на Матф. 12:22, 46).

Комментарий Б. Г. Уайт к 3 главе Евангелия от Марка.

1-5 ЖВ 286.

8 ЖВ298; НПХ4.

13.14 ДА 18; ЖВ 290. 13-19 ЖВ 290-297.

14.15 СЗ 557.

17 ДА 540; ЖВ 295; Вое. 87. 20-35 ЖВ 321-327. 21 ЖВ321.

25

5СЦ 244.