Глава 8

1.

Седьмую печать: в шестой главе открываются первые шесть печатей.

Седьмая глава является как бы вводной главой по своему содержанию и прерывает откровение печатей, чтобы показать, что Бог имеет истинный народ, который может перенести все испытания и ужасы. Теперь же вновь видение возвращается к открытию печатей.

Безмолвие на небе: в противоположность потрясающим событиям, сопровождающим открытие шести печатей, наступает благоговейное молчание при открытии седьмой печати. Это безмолвие объясняется с двух точек зрения:

1. Безмолвие наступает на небе сразу же после уже описанных ужасных событий, которые произойдут перед самым пришествием Христа (см. Откр. 6:14-16). Оно вызвано тем, что небесное воинство оставит небесные дворы, чтобы сопровождать Христа на землю (Матф. 25:31).

2. Сторонники другой точки зрения объясняют, что это безмолвие будет торжественным ожиданием. Как мы видели раньше, небесные дворы были полны славословия и ликования.

Теперь же все погружено в состояние торжественного ожидания исполнения определенных событий. Понимая так, тогда нужно сказать, что «наступившее молчание» при седьмой печати является как бы мостом между открытием печатей и действием труб, а это означает, что еще есть дополнение к этому, что открытие семи печатей не является полным открытием Божьей панорамы относительно событий в великой борьбе со злом.

Как бы на полчаса: некоторые комментаторы понимают, что время в рамках пророческой формулы, то есть исходя из того, что один пророческий день равняется одному буквальному году (см. Дан.7:25; Числ.14:34). На этом основании «полчаса» равняется одной буквальной неделе, то есть семи дням.

«Мы все вошли в облако и в течение семи дней поднимались к стеклянному морю…» (Оп. и вид. стр.16).

Другие придерживаются мнения, что пророческое время не разделяется меньше, чем на один день и понимают, что «полчаса», это просто как бы короткий, неопределенный отрезок времени.

Адвентисты Седьмого Дня придерживаются первой точки зрения.

2.

Я видел: см. ком. Откр.4:1.

Семь ангелов: хотя Иоанн нигде раньше и не упоминает о семи ангелах, но здесь он особенно подчеркивает важность и сложность выполняемых ими поручений занимаемого ими положения: «Которые стояли перед Богом».

Стояли: лучше «стоят».

Семь труб: В настоящем видении семь ангелов трубными звуками оглашают наступление Божественных судов (см.5 гл.6 ст).

3.

Другой ангел: т. е. не из числа семи ангелов, имеющих трубы.

Жертвенник: Ср. с Исх.30:1-10.

Кадильница: Ср. с Лев.10:1ст.

Много фимиама: см. Исх.30:34-38.

И молитвами: Ангел к молитвам святых дополняет «множество фимиама», когда они возносятся к престолу Божьему. Это символическая картина посреднического служения Христа за Его народ (Рим.8:34).

Христос, как Посредник, смешивает Свои заслуги с молитвами святых, что делает их приемлемыми в глазах Божьих.

4.

Дым фимиама: см. Откр.8:3.

5.

Наполнил ее огнем: Происходит внезапная перемена в служении посредничества. Ангел еще наполняет кадильницу, но не фимиамом, а горящими углями.

И поверг ее на землю: значение этого действия очень важно для понимания тех событий, которые происходят тогда, когда трубы начинают трубить. Здесь возможно дать два объяснения: Адвентисты Седьмого дня понимают, что прекращение ангелом служения пред жертвенником курения означает окончание служения Христа за человечество, т. е. закрытие двери благодати. Голоса, громы, молнии и землетрясения происшедшие тогда, когда ангел бросает кадильницу на землю, говорит о событиях, которые произойдут в конце седьмой трубы и при которых также следует и открытие храма (см. Откр.11:19). И седьмая язва, когда из храма раздается голос: «Совершилось!» (см. Откр.16:17).

Некоторые комментаторы предпочитают видеть в Откр.8:3-5 ст. не хронологическую последовательность, а как логическую, имеющую тесную связь с печатями и трубами. Их точка зрения совпадает с тем, что служение ангела пред жертвенником символизирует посредническую работу Христа за Его народ в течение всей христианской эры, но особенный упор делают на то, что молитвы святых, как видно из третьего стиха, возносятся к небу и дальше объясняют значение этих молитв во свете молитв мучеников, которых видел Иоанн в пятой печати: «Доколе, Владыка святый и истинный не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:10). И это не только молитва этих мучеников; эти слова являются темой молитв всех детей Божьих, которые переносили огромные страдания, описанные при открытии печатей. Понимая так, тогда действия ангела бросившего кадильницу не смешанную с фимиамом на землю, символизируют ответ неба на молитву святых (Откр.6:11). Мученикам дается заверение о том, чтобы они подождали, пока не наполнится число мучеников. Теперь же на их молитвы дается ответ… Гнев Божий против притеснителей Его народа не будет вечно удерживаться. В конце концов он изольется без милости и заступничества со стороны Христа. И трубы рассматриваются как исполнение этих судов.(Эта вторая точка зрения, пытающаяся связать вместе печати и трубы, выдвигает действие труб как ответ Бога на события, описанные при открытии печатей).

Голоса: об этих знамениях см. Откр.11:19; 16:18.

6.

Семь ангелов: см. 2 стих в этой же главе.

Семь труб: см. 2 ст. Существует несколько точек зрения по поводу событий, сопровождающих действия труб. Первая точка зрения о трубах основывается на том, что если пятый стих символизирует окончание посреднического служения Христа, то последующие события логически рассуждая, должны означать суды Божии, изливаемые на землю после времени испытания. Согласно этому эти суды по своему содержанию параллельны семи последним язвам (Откр.16 гл).

Сторонники этой точки зрения указывают на определенные события в каждой трубе, которые встречают то же повторение и в каждой из последних язв. Вторая точка зрения заключается в том, что семь труб не следует рассматривать хронологически, (то есть рассматривать события по времени их свершения), но как символ Божественного ответа на молитвы страдающего народа Божьего всех веков.

Другими словами, сторонники этой точки зрения видят в семи трубах Божье заверение, данное Его гонимым детям о том, что несмотря на войны, язвы, голод и смерть, какие они должны были пройти, Он держит в Своей руке контроль управления над миром. Он — Судья и накажет неправедных (5 стих).

Адвентисты Седьмого дня видят в этих семи трубах в большей мере уже пройденный этап времени, покрывающий собой христианскую историю, период семи церквей (Откр.2 и 3 гл.); семь печатей (Откр.6-8:1) и характерные политические и военные события за это время. Об этих событиях речь будет идти ниже при объяснении каждой из последующих труб.

7.

Град и огонь: сцена великой бури, сопровождаемая градом и молнией, напоминает седьмую язву в Египте (Исх.9:22-25).

На земле: Земля и весь растительный мир является особенным местом действий этого страшного бедствия (ср. с Откр.16:2). Здесь идет речь о нашествии вестготов под водительством Тевтонского ордера в Римскую империю, которое и сыграло такую решающую роль в ее окончательном падении. В начале 396г. по Р. Хр. вестготы опустошили Францию, Македонию и Грецию на востоке империи и затем перешли Альпы, разграбили Рим в 460 году по Р. Хр. Они также подвергли страшному опустошению ту часть, где сейчас располагается Франция и окончательно обосновались в Испании.

Третья часть: эта математическая величина часто встречается в книге Откровение (см. Откр.8:9; 9:15:18; 11:12; 12:14 сравните с Зах.13:8-9). Это числовое выражение, возможно, имеет значение какой-то определенной части, но не большую из целого.

Вся трава зеленая: Жестокость и свирепость бури усиливается уничтожением всякой зелени.

8.

Как бы большая гора… Видимо Иоанн пользуется этим выражением для того, чтобы описать проходящую перед его глазами картину событий. Пр. Иеремия в 51:25 ст, описывает Вавилон как «разоренную гору», так вероятно, и Иоанн вводит с этой целью выражение «гора, пылающая огнем».

Море: море со всеми живущими в нем и на нем является, в данном случае, как бы главным предметом этого суда (Ср. Откр. 18:3).

Опустошение, вызванное второй трубой, символизирует разрушительные войны вандалов. Выдворенные из своих владений во Франции гуннами, которые вторглись к ним из центральной Азии, вандалы двинулись через Галию (современная Франция) и Испанию к северной Африке (провинции Рима) и там обосновали свое царство около Карфагена. Завоевавши западное побережье Средиземного моря, их пиратский флот грабил берега Испании, Италии и даже Греции и нападал и на Римские корабли. В 499 году по Р. Хр. вандалы в течение двух недель уничтожили и разграбили город Рим.

Третья часть: см. ком. Откр. 8:7.

Море сделалось кровью: этот суд напоминает первую язву в Египте (Исх.7:20). Во второй язве (Откр.16:3) море сделалось как кровь мертвеца. Кровь в данном случае, без сомнения означает, сплошную резню.

9.

Одушевленных тварей: греч. выражение, обоз начающее живые существа, имеющие жизнь (Исх.7:21).

10.

Упала большая звезда: грозные военные действия гуннов под предводительством Аттилы в 5 столетии вторглись в Европу через Центральную Азию.

Приблизительно в 372 году по Р. Хр. гунны впервые поселились вдоль реки Хуайхе. Спустя три четверти столетия они снова поднялись и через короткое время потрясли всю Римскую империю. Перейдя Рейн в 451 г. по Р. Хр., они были остановлены союзными войсками Рима и Германии на севере Галии. Спустя некоторое время после опустошительных грабежей в Италии Аттила умер в 453 г. по Р. Хр. и сразу же после его смерти гунны сходят с арены истории. Несмотря на всю непродолжительность своего существования, гунны были настолько стремительны в своих опустошительных действиях, что это название вошло в историю как синоним самой жестокой войны и опустошения.

Светильнику: здесь в значении факела (см. Матф.25:1).

Третью часть: см. ком. Откр.8:7.

Рек: суд постигает и источники с чистой и свежей водой.

11.

Имя: так как часто имя характеризует то, к чему оно относится, так и имя этой звезды описывает суд, совершающийся в третьей трубе (см. Деян.3:16).

Полынь: горькая трава.

12.

Третья часть: см. ком. Откр.8:7.

Солнца: солнце, луна и звезды символизируют собой правящие круги Западно-Римской империи: императоров, сенаторов и консулов. С падением Западно-Римской империи в 476 г. по Р. Хр, последний из ее императоров сошел с арены политической жизни. Позже ее сенат и консульство также прекратили свою деятельность.

Третья часть не светла была: относя это образное выражение к разделениям, господствующим в римском правлении, нужно сказать, что эти слова говорят об неуклонном падении славы и власти императора, сенаторов и консулов.

13.

И видел я: см. ком. Откр.4:1. Это краткое отстпление, вносящее некоторый разрыв в последовательное изложение событий в трубах, обращает внимание на последние три трубы, которые названы «горем».

Ангела: содержание текста этой главы бо лее склонно к тому, чтобы вместо «ангел», сказать «орел», который является как бы предзнаменованием ожидающей участи (см. Матф. 24:8. ср. Втор. 28:49; Ос. 8:1; Аввак. 1:8).

Посреди неба: т. е. в зените, чтобы все мог ли слышать эту весть.

Горе, горе, горе…: слово «горе» повторяется трижды, потому что три характерные суда должны были совершиться после трубных звуков трех труб. Каждая из этих труб означает «горе» (см. Откр. 9:12; 11:14).

Живущим на земле: т. е. беззаконникам (см. Откр.3.10).

Комментарий Е. Уайт к 8-й главе

К Откр. 8:3. «Откровение небесного святилища представлены двумя отделениями святилища на земле. Когда в одном из видений ап. Иоанну было разрешено посмотреть храм Божий, он увидел там, как «семь огненных светильников горело пред престолом». Он увидел также ангела, который стоял «перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» (ВБ стр.414).

К Откр. 8:3-4. «Своей непорочной жизнью, своим послушанием, своей смертью на Голгофском кресте Христос ходатайствовал за потерянный род. И теперь Он ходатайствует за нас не просто как ходатай, но как победитель, требуя Свои трофеи. Его жертва совершенна. И как посредник Он совершая вверенное Ему дело, возносит к Богу фимиам Своих безупречных молитв, исповеданий и признательности Своего народа.

Окружаемое ароматом Его праведности, все это возносится к Богу, как приятное благоухание. Возношение принимается и прощение покрывает все беззакония» (Пр. Хр. стр.156).

«Он сказал им: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое». Он показал им, что успех их работы будет зависеть от того, как они будут просить о силе и благодати во имя Его. Он будет находиться пред Отцом Своим, чтобы просить Его о них. Молитву смиренного, прощенного дитяти Он представит Отцу, как Свою личную просьбу. Небо слышит каждую искренную молитву. Если она и не будет так плавно выражена, но если она исходит от сердца, то она будет принята на алтарь, перед которым служит Христос и Он представит ее Своему Отцу очищенной от нескладных, сбивчивых слов, овеянной ароматом Своего личного совершенства» (ЖВ стр.667).

«Во Святом святых я увидела ковчег, крышка которого и стороны были из чистого золота. По краям ковчега стояли херувимы с распростертыми крыльями, их лица были обращены друг ко другу и глаза опущены вниз.

Над ковчегом где находились ангелы, было очень яркое, необыкновенной силы сияние здесь был престол Божий. Иисус стоял у ковчега, и когда молитвы святых возносились к Нему, курение кадильницы начинало дымить и тогда он возносил молитвы их с курением фимиама к Своему Отцу»(Оп. и вид. стр.32).

«… между херувимами была золотая кадильница, и когда молитвы святых в вере возносились к Иисусу и Он представлял их Отцу, благоухающее облако поднималось от курения подобно дымке, окрашенной в различные цвета. Над тем местом, где стоял Иисус, перед ковчегом, была необыкновенная слава, но я едва могла смотреть,- здесь было место престола Божьего. И когда курение поднималось к Отцу, от престола к Иисусу исходила неописуемая слава и покрывала тех, чьи молитвы поднимались подобно приятному благоуханию» (Оп. и вид. стр.252).

«… Подобно тому, как и в прообразном служении священник с верой взирал на невидимый престол благодати, так и народ Божий должен теперь направлять свои молитвы ко Христу, Своему Великому Первосвященнику, который невидим для человеческого взора, но который ходатайствует за них в небесном святилище.

Фимиам, поднимающийся с молитвами Израиля, представляет собой заслуги и посредничество Христа, Его совершенную праведность, которая через веру вменяется в заслуги Его народу и только посредством которой и принимается Богом служение людей. Перед завесой Святого святых находится жертвенник постоянного искупления. Посредством крови и курения Бог приближается к народу. Эти символы указывали на Великого Ходатая, через Которого грешники могут приближаться к Богу и через Которого только раскаявшаяся душа может получить милость и прощение»(Патр. и прор. стр.353).

«Во имя Христа наши просьбы возносятся к Отцу. Он (Христос) ходатайствует за нас и Отец откроет все богатства тому, кто обращается к Нему… Христос — это связывающее звено между Богом и человеком… Когда мы приближаемся к Богу через заслуги Искупителя, Христос ставит нас рядом с Собой и обнимает нас Своей человеческой рукой, а Божественной рукой Он держится за престол Безграничного. Он вкладывает Свои заслуги как приятное благоухание в кадильницу и возносит их к Отцу. Он обещает слышать и отвечать на наши мольбы» (Свид. т.8. стр.178).