Глава 10

1.

Видел я: см. Откр.1:1;4:1. Откровение 10-я и 11-я глава с 1-14 стихи являются вводными главами, то есть расположенными внутри или в середине между шестой и седьмой трубами. Такое же явление мы наблюдаем и в седьмой главе, которая также была вводной между шестой и седьмой печатями.

Другого Ангела сильного: то есть в дополнение ангелам, о которых уже раньше шла речь, по внешнему виду он отличается от четырех ангелов, держащих четыре ветра (Откр.7:1), от имеющих в руках семь труб (Откр.8:2), и от ангела стоящего у жертвенника (Откр.9:13). Этот могущественный ангел, который давал указания Иоанну был никто иной, как Сам Иисус Христос. Положение занимаемое Им, где Он правой ногой стоит на море, а левой на суше, говорит о том участии, которое Он принимает в заключительных сценах последней великой борьбы с сатаной. Занимаемое Им положение подчеркивает Его верховную власть и силу над всей землей. Эта борьба из столетия в столетие становится все ожесточеннее и упорнее, постоянно развиваясь в своей интенсивности, пока наконец в заключительных фазах истории земли коварная хитрая работа сил тьмы не достигнет своей наивысшей точки. Сатана «объединяется с неправедными людьми, введет в заблуждение весь мир и церкви, которые не примут настоящей истины и отвергнут любовь к ней. Но этот могущественный ангел требует внимания. Он говорит громким голосом. Он вынужден проявить силу и авторитет своего голоса, обращаясь к тем, которые соединились с сатаной, чтобы противодействовать» (Рукопись 59.1900 г).

В данном случае, как автор истории, Он делает заявление в шестом стихе.

Сходящего с неба: хотя видение и сосредоточено на появлении небесного лица, все же действия происходят на земле.

Облеченного: с греческого — «окутанный, окруженный». Как видим этот ангел окутан облаком. В Священном Писании Христос часто появляется окруженный облаком (см. Дан.7:13;Деян.1:9; Откр.1:7; 14:14; ср. с Пс.103:3. Обратите внимание на интересное место: 1Фес.4:17).

Радуга: ср. Откр.4:3; Иез.1:26-28. Лицо ангела было «как солнце», которое сияло сквозь облака, окружающие его, свет который освещал их.

Как солнце: ср. с описанием Христа в Откр.1:16.

Ноги: сравнивать ноги со столбами было бы противоестественно, но здесь «ноги» употреблены в смысле назначения, как нижние конечности, которые в занимаемом ими положении были подобны столбам (ср. с П. Песней и с Иез.1:7.)

Столпы огненные: ср. с описанием ног Христа в Откр.1:15.

2.

В руке у Него: ср. с символикой Иез.2:9.

Книга: Английский перевод говорит «не большая книга». Греческое слово «небольшой свиток». В Новом Завете такое выражение появляется только в этой главе.

При сравнении с книгой, которая была в руке Божьей из Откр.5:1 этот небольшой свиток был значительно мал и необъемист (ср. с Иез.2:9).

Раскрытая: если взять перевод этого слова с греческого в его грамматической форме, то оно будет означать: «эта книга открыта и продолжает быть постоянно открытой». В противоположность запечатанной книге (Откр.5:1) эта книга открыта. Даниилу было сказано: «Сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени»(Дан.12:4).

Это предостережение относилось, в частности, к части пророчества Даниила, говорящего о последнем времени (см. Дан.12:4) и особенно ко времени 2300 вечеров и утр Дан.8:14: а также к проповеди троекратной ангельской вести — Откр.14:6-12.

Весть этого ангела имеет отношение ко времени и по-видимому, к событиям, имеющим место в конце того времени, когда книга Даниила должна быть открытой — Дан.12:4.

Вполне логично, что эта «небольшая книга», которую ангел держит в руке открытой и есть книга Даниила. С вручением Иоанну раскрытой книги запечатанные места пророчества Даниила открываются. Период времени, указывающий конец на 2300 вечеров и утр, становится ясным и понятным. Следовательно, все внимание в данной главе сосредотачивается на времени, когда совершается все изложенное в 6 и 7 стихах книги Даниила, т. е. от 1840 по 1844 года.

На море… на землю: море и земля часто употребляются для обозначения мира в целом (Исх.20:4:11; Псал.68:35). Положение ангела, стоящего на море и земле, означает распространение вести по всему миру и также говорит о его власти и силе над землей.

3.

Громким голосом: ср. с Откр: 1:10; 5:2; 6:10; 7:2.

Как рыкает лев: подчеркивается только глубина и сила голоса ангела, а то что он говорил не отмечено.

Семь громов: книга Откровение характерна словосочетанием «семь». В данном случае мы сталкиваемся с очередным новым словосочетанием «семь».

4.

Я хотел было писать: Иоанн понимал голоса семи громов и приготовился писать то, о чем они говорили. Данный момент говорит о том, что Иоанн сразу же записывал данное ему видение.

Скрой: английский перевод говорит «запечатай». Подобно Даниилу Иоанн также получает указание «запечатать» откровение, полученное им — (см. Дан.12:4). Павел также в видении «слышал неизреченные слова, которые человеку не дано право говорить» (английский перевод. 2Кор.12:4).

Вести «семи громов», конечно, не были откровением для людей, живущих во дни Иоанна, ибо в этом случае они бы открыли содержание вестей, которые должны быть проповеданы в конце времени (Дан.12:4).

Следовательно, «запечатанное» Иоанном следует понимать как изображение событий, которые произойдут в связи с провозглашением первой, второй ангельской вести (Откр. 14:6-8). «Скрой, что говорили семь громов»,- это относится к будущим событиям, которые будут развертываться в своей последовательности. Даниил встанет в конце дней для получения своего жребия. Иоанн видит эту книгу открытой. Пророчество Даниила занимает свое определенное место в первой, второй и третьей ангельских вестях. Открытие этой книги было вестью о времени.

Книга Даниила и Откровения — это одно. Одна из них — это пророчество, другая откровение. Одна запечатанная, другая открытая. Иоанн слышал тайну, сказанную семью громами и получил указание не писать об этом.

«Специальный свет, данный Иоанну и переданный семью громами, представлял собой план событий, которые должны были произойти при возвещении первой и второй ангельской вести. Для людей не было полезно знать обо всем этом, ибо их вера должна была быть испытана и прекрасная прогрессивная истина Божья должна была стать достоянием мира.

Первая и вторая ангельские вести должны были быть возвещены миру и никакой дальнейший свет не должен был быть открыт прежде, чем эти вести не совершат своей специальной работы. Это положение представлено ангелом, стоящим одной ногой на море и клянущимся самым торжественным образом, «что времени уже не будет».

Это время, о котором с такой торжественностью заявил ангел, не означает ни конец истории мира, ни время испытаний, но окончание пророческого времени, предшествующее пришествию нашего Господа. То есть, что народу не будет дано другой вести на это время. После второго периода времени (от 1842 по 1844 год) нет уже больше определенного времени, которое можно было бы проследить и пророчески взвесить. Самое длинное пророческое исчисление окончилось осенью 1844 года.

Положение ангела, стоящего одной ногой на море, другой — на земле, означает широкое распространение этой вести, которая пересечет широкие воды и достигнет других стран, пойдет по всему миру…

Понимание истины, радостное принятие этой вести представлено тем, что Иоанн съел эту книгу. Истина относительно времени пришествия нашего Господа была драгоценной вестью для нас» (Рукопись 59:1900 г).

5.

Поднял руку свою: Характерный жест при произношении клятвы как в древнее время, так и теперь (см. Быт.14:22-23; Втор.32:40; Иез.20:15; Дан.12:7).

6

Живущим: ср. с Откр.1:18; 4:9; 15:7.

Который сотворил: ср. с Исх.20:11; Пс.145:6. Более торжественной клятвы нельзя было и дать (Евр.6:13). Клянясь Творцом, Ангел, Который есть Христос (Откр.10:1), клянется Сам Собой.

Что времени уже не будет: это загадочное заявление поразному истолковывалось. Многие комментаторы понимали эти слова как значение конца времени и начала вечности. Другие понимали слово «время» в смысле времени перед окончательными событиями истории и следующим образом переводили это место: «нет больше замедления, задержки, отсрочки».

Адвентисты Седьмого Дня понимают, что эти слова относятся к вести, возвещенной в 1840-1844 году Вильямом Миллером и другими вестниками в связи с завершением пророчества о 2300 вечеров и утр. Они также понимают, что это пророческое время и его конец означает окончание самого длинного пророческого периода, т. е.2300 дней из Дан.8:14.

С окончанием этого пророческого периода нет больше вести, возвещающей какой-то еще другой новый определенный период времени. За границей 1844 года, больше нет пророческого времени.

7.

Но в те дни: некоторые комментаторы берут это выражение «дни» по-библейскому принципу — день за год. Но даже если понимать эти слова как года, то и тогда это не будет иметь никакого существенного значения, так как это выражение «дни» уже само по себе носит общий характер и стоит после заявления, сделанного в 6 стихе. Следовательно, это слово не может означать специально отмеренного периода времени (см. ст.6). Смысл этого стиха говорит о том, что во время седьмой трубы совершится тайна Божья. В Божьем плане это событие следует за заявлением о том, «что времени уже не будет» (см.6 стих, ср. с заявлением сделанным после седьмой язвы: «Совершилось» (Откр.16:17).

Седьмый ангел: см. в Откр.11:15-19 события, которые происходят в это время.

Когда он вострубит: седьмая труба означает наивысшую точку великой борьбы между Христом и сатаной, как об этом заявляют голоса на небе в Откр.11:15.

Тайна Божия: относительно разъяснения слова «тайна» см. ком. Откр.1:20: ср. с Рим.11:25. Иисус употреблял такое же слово, например, «тайны Царствия Божия»

(Марк.4:11). Павел также говорит о тайне Божьей (Кол.2:2.) и тайне Христа (Кол.4:3).

Тайна Божья, которую Он открыл Своим детям,- это Его намерение и цель относительно их, это план искупления (ср.1Тим.3:16).

«Церковь остатка проповедует всему миру вести Божьи, в которые желали проникнуть пророки, цари и святые мужи. Пророки пророчествовали об этом, они жаждали понимать то, о чем они предсказывали, но им не было дано этого преимущества. Они жаждали видеть то, что мы видим, и слышать то, что мы слышим, но им не было дано это. Они все узнают, когда Христос придет во второй раз; когда окруженный неисчислимым множеством спасенных Он объяснит им тайну искупления, совершенную через Его великую жертву» (Свид. т.6. стр.19-20).

Совершится: см. Откр.11:15.

Рабам Своим пророкам: благовествование и открытие тайны Божьей всегда было главной целью проповеди пророков в их работе с людьми (см. Рим. 3:21).

8.

И голос: несомненно, что это тот же голос, который запретил Иоанну писать то, о чем проговорили семь громов (ст.4), это мы видим с повторения слов «с неба» и «опять».

Пойди, возьми: Иоанн получает приглашение действовать в определенной части видения.

Раскрытую небольшую книгу: см.2 ст. в этой же гл.

Из руки: см. Откр.10:2.

Стоящего на море и на земле: см. Откр.10:2.

9.

Дай мне: здесь мы видим Иоанна, который выражает свое желание получить эту книгу. Он символизирует собой тех, кто возвещал весть о пришествии Христа в 1840-1844 годы, хотя и ошибаясь, что касается времени этого события, они тем не менее были руководимы Богом и эта истина была очень дорога их душе. Их вычисления относительно времени в пророчестве Дан.8:14 было верным, но они ошиблись, что касается природы того события, которое должно было произойти в конце 2300 дней.

Съешь ее: ср. с символикой в книге проро ка Иез.3:1 и Иер.15:16. Если перевести эти слова — «съешь ее» с символического языка на язык действительности, то это будет иметь значение «полностью проникнуться содержанием этой небольшой книги».

Поступок Иоанна, описанный в 10 стихе говорит о том, что ожидавшие пришествия Христа прониклись еще более глубоким пониманием значения трехангельской вести (Откр.14:6-12) в связи с действительным исполнением пророчества о 2300 днях.

Она будет горька во чреве твоем: порядок изложения в 9 и 10 стихах вполне соответствует принципу еврейского параллелизма: (см. Откр. 9:17).

«Она будет горька во чреве твоем», «но в устах твоих будет сладка, как мед», «в устах моих была сладка, как мед», «горько стало во чреве моем».

10.

Я взял: см. ком. Откр.10:9.

Сладка, как мед: ср. с Иез.3:3. Как и на опыте пережитом Иезекиилем, вести Божьи, посланные Его слугам, являются часто смесью сладости с горечью, ибо они должны открыть Его любовь, а также и Его суды. Пророки Божьи переживали и как наивысшую радость, получая Божественные видения, а также и всю горечь в сообщениях этих вестей порицания и обличения людям.

В особенном смысле состояние пережитое Иоанном символически рисует переживания народа Божьего в 1840-1844 годах. Когда они услышали впервые о близости Второго пришествия эта весть для них была «сладка, как мед». Но когда Христос не пришел тогда, когда они ожидали Его, их состояние и переживания воистину были «горьки» и тяжелы (ср. с 9 ст).

Горько стало во чреве моем: см. выше ком, «сладка, как мед».

11.

Он: Христос, «Ангел» из 1 и 9 стиха.

Тебе надлежит опять пророчествовать: ср. с Иез.3:1:4. Хотя это все завершилось для Иоанна горечью, Христос в убедительных словах наставляет пророка снова пророчествовать. Слово «надлежит» заключает в себе всю настойчивость этой фразы. Иоанну, как представителю адвентистского народа после разочарования, дано и впредь строгое обязательство проповедовать эту весть. Еще нужно было сделать большую работу, которая оставалась не сделанной. Как народ, они должны были идти вперед и возвещать весть третьего ангела из Откр.14:9-12 ст.

О народах: эти вести должны быть проповеданы как «о народах», а также и «перед народами». В английском переводе говорится так: «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать перед многими народами, племенами и языками, и царями.

Когда полное значение трехангельской вести озарило ожидающих пришествия Христа, они все больше и больше убеждались в том, что это и есть та весть, которая послана для этого мира и что она должна быть проповедана пред многими народами, племенами, языками и царями. И это убеждение вылилось в одну из самых всемирно распространенных программ Евангелизации, которую когда-либо знала христианская история. Адвентисты Седьмого Дня вышли на мировую арену, чтобы возвестить «всякому племени и колену, и языку и народу (Откр.14:6) весть ввереную им.

Комментарий Е. Уайт к 10-й главе

К Откр. 10:11. «Народ, которого Бог сделал хранителем Своего закона не должен скрывать свой свет. Истина должна быть возвещена в самых темных уголках земли. Препятствия должны быть устранены и преодолены. Должна быть сделана великая работа. И эта работа возложена на тех, кто знает истину, они должны ходатайствовать перед Богом о помощи. Любовь Христа должна излучаться из их сердец, Дух Христа должен излиться в них и они должны быть готовы предстать пред судом. В то время как они посвятят себя Богу, убедительная сила будет сопровождать их старания объяснять истину другим, и свет ее озарит многие сердца. Мы не должны больше спать на заколдованной территории сатаны, но призвать к действию все наши силы и использовать все наши способности, какими только Провидение одарило нас. Последнее предостережение должно быть дано «пред многими народами, племенами, языками и царями», и нам дано обетование: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Свид. т.5. стр. 454).

«Мне было поручено указать нашим работникам на города, где еще не совершалась работа, и побудить их, всеми доступными средствами открыть путь для представления истины. В. некоторых городах, где весть о втором пришествии Христа бы­ла лишь в некоторой степени затронута, мы вынуждены вновь приняться за работу, как и на новых полях. Как долго мы будем проходить мимо этих бесплодных полей, этих не тронутых ве­стью городов? Мы должны начать сеять семя истины без про­медления во многих, многих местах». (Свид. т. 9 стр. 123)