Глава 16

1.

И услышал я: см. Откр.1:2,10.

Громкий голос: ср. с Откр.1:10.

Из храма: так как ангелы с чашами, напол ненными язвами вышли из храма (Откр.15:6), и «никто не мог войти в храм» (ст.8), то следует понимать, что это был голос Самого Бога.

Семи Ангелам: о значении числа «семь» в книге Откровение см. ком. к 1 гл.11 ст.

Идите: хотя Иоанн и не определяет точно момент, когда было дано это ужасное повеление, все же из контекста следует, что оно последует очень скоро, после окончания времени испытания перед самым пришествием Христа (Откр.15:8).

Так как первая язва изливается на людей, которые приняли начертание зверя и поклонились Его образу (Откр.16:2), то из этого следует, что излитие язв будет после проявления власти образа и начертания его (Откр.13:14-17), и также после возвещения вести третьего ангела, который предостерегает против поклонения зверю и его начертанию (Откр.14:9-11), и поскольку семь последних язв составляют полноту Божественного гнева, не смешанного с милостью (Откр. 14:10; 15:1; 16:2), это говорит о том, что время испытания для тех, на кого они изольются окончено (откр.22:11). При излитии пятой язвы мы видим, что люди продолжали страдать еще от первой язвы (Откр.16:11).

Это говорит о том, что язвы будут изливаться очень быстро одна за другой. Это указывает на то, что суды над Вавилоном, происходящие при седьмой язве (19 ст), произойдут и над царями земли при пришествии Христа (Откр.17:16; 18:11; 19:19-20; ср. с Откр.6:15-17; 14:14).

Вылейте семь чаш: т. е. наполните землю бедствиями, образно представлено семью чашами (Откр.15:7). В некотором отношении семь последних язв подобны десяти язвам, постигшим Египет (Исх. 5:1 — 12:30). И в том и в другом случае они свидетельствуют о высшем авторитете и силе Божьей. И в том и в другом случае результат один и тот же; люди отвергнувшие Бога, терпят решительное поражение а народ Божий получает освобождение. Эти события, которые имели место в прошлом, и которые произойдут в будущем, самым убедительным образом свидетельствуют о справедливости Божьей и приносят честь и славу Его имени.

Каждая из десяти египетских язв приносила большие телесные страдания, и каждая из них свидетельствовала о том, как ничтожна, жалка и слепа надежда и вера в ложную религию (Исх.7:17; 12:12).

Гнева Божия: Откр.14:10. Вполне логично напрашивается вопрос: «Почему Бог подвергает людей страданиям, описанным в 16 гл, уже после того, как окончилось время благодати и когда больше нет возможности для раскаяния? Почему Христос не придет и сразу не положит конец господству греха?»

В ветхозаветние времена различные бедствия, как набеги, голод, моровые болезни, землетрясения и другие грозные явления природы часто допускались Богом, как дисциплинарные меры с целью привести людей к раскаянию (Исх.1:5-9…9:13…10:5-6; Иер.2:30; 5:3; Ос.7:12-16; Амос.4:6-10; Аггей. 1:5-11). Хотя семь последних язв уже ничего не смогут сделать для спасения человека, тем не менее, они выполняют определенную функцию в небесном плане.

Следует отметить, что первые четыре и даже пять язв должны вызвать в людях сознание о том, что они боролись против Бога, но вместо того, чтобы раскаяться, они еще больше проклинали Его и их возмущение против Него еще сильнее и возмутительней (Откр.16:9-11:21). Действия язв откроют тот дух возмущения, который вполне овладел их сердцами. И плевелы должны на факте показать, что они были плевелы (Матф.13:24:30:36-41). Божья справедливость в их уничтожении также должна быть очевидной. Испытания великого дня скорби, сопровождающиеся излитием семи язв, наоборот, еще больше усовершенствуют характер святых, и они еще больше будут полагаться на Бога (Откр.7:4).

Подобно тому, как готовность умереть за другого является наивысшим проявлением любви (Иоан.15:13), так, например, отнять жизнь у другого говорит о последней стадии ненависти. Во время последних двух язв весь ход событий примет такое развитие, что как люди, так и ангелы станут очевидцами этого разграничивающего принципа между людьми и праведностью в окончании истории человечества (Рим. 14:11; Фил.2:10; Откр.16:13-14:16-17), тогда вся Вселенная увидит, что остаток народа Божьего согласится скорее умереть, чем не повиноваться Богу, и увидит также и тех, которые служили сатане, что если бы только им было разрешено, они убили бы всякого, кто стоял на их пути к достижению их цели господства над землей. Пойманные на месте преступления в своем намерении привести в исполнение изданный ими указ о смерти, они остаются пред Богом вне всякого оправдания (Откр.16:17).

Между теми, кто служит Богу и теми, кто не повинуется Ему, проведена очень четкая и определенная линия. И все увидят, во что бы была превращена Вселенная, если бы сатане было бы разрешено господствовать в ней (Откр.7:1).

На землю: т. е. на жителей земли.

2.

Первый: порядковый счет каждого ангела говорит о том, что язвы будут следовать одна за другой.

Жестокие и отвратительные: или же «мучи тельные и страшные» или же»причиняющие сильные боли».

Гнойные раны: в переводе «Семидесяти» «гнойные раны» были на египтянах (Исх.9:9-10), которые нельзя было излечить (Втор.28:27). Гнойные раны, которые поразили Иова, против этих «гнойных ран» хвастливая чудодейственная сила духов, сотрудничающая теперь с падшим христианством (Откр.13:13-14; 19:20), не будет успешна. Их бессилие в этом отношении будет неопровержимым (ср. с Исх.8:9).

На людях: первая язва гнева Божьего пада ет на тех, которые не приняли трехангельской вести, которая предостерегала их против поклонения зверю и его образу (Откр.14:9) и последнего зова выйти из Вавилона (Откр.18:1-4). Эта язва не будет всеобщей (ВБ стр.628).

Начертание зверя: см. ком. Откр.13:16.

Поклоняющихся образу его: см. ком. Откр.13: 14-15.

3.

В море: при второй язве поражены реки и источники вод (4 ст). Море обычно представляет собой путь международных отношений в торговле и путешествиях. Предполагается затруднение в международной торговле и мировом рынке (Откр.13:13-17; 16:13-14; 17:3:12) и говорит о Божьем неодобрении относительно плана сатаны объединить все народы вместе под свой контроль. И это есть содержание этой язвы (ср. с Валаамом Числ.22:21-35). Подобно первой язве, которая также не является всеобщей (Откр.16:2).

Кровь: возможно по сравнению с цветом, за пахом, но не обязательно по своему составу.

Как-бы мертвеца: ничего отвратительней нельзя себе представить, как свернутую кровь мертвого человека.

Все одушевленное: или же все живое, «вся кая живая душа». Слово «душа» применяется как к жизни животного, а также и человека (см. Матф.10:28).

4.

Реки и источники вод: в библейские време на «реки и источники вод» означали употребление воды для ежедневных нужд, как питья, купания и орошения. Если вторая язва положит большие препятствия морскому передвижению (ст.3), то результаты третьей будут мгновенны и серьезны (ср. с первой язвой в Египетской земле Исх.7:17- 19). Подобно первой и второй, третья язва не будет повсеместной (ВБ стр.628).

5.

И услышал я: см. Откр.1:2:10.

Ангела вод: т. е. имеющего власть над вода ми. ср. с ангелами из Откр.7:1 и 14:18; которые имеют власть над ветрами и огнем.

«Праведен Ты…» ужасы третьей язвы как бы утверждают авторитет Бога, ибо Он также справедлив и в Своем гневе (Откр.15:3-4; 16:1).

Еси и был: см. Откр.1:4.

Свят: неизменяемость Бога конкретно оттеняется теми большими переменами, которые происходят теперь на земле.

Так судил: т. е. относительно первых трех язв и, по-видимому, тех, которые еще не были излиты.

6.

За то, что они пролили: буквально «за то, что они проливают». Сюда относится и непролитая кровь живых святых, которые были приговорены к мученической смерти (Откр.17:6). Осуждая народ Божий на смерть, нечестивые несут на себе вину, как если бы они пролили их кровь (ср. с Матф.23:35).

Святых и пророков: см. Деян.9:13; Рим.1:7; Откр.18:20.

Ты дал им: здесь язва рассматривается как прямое действие со стороны Бога (ВБ 36).

Они достойны того: наказание вполне соот ветствует преступлению. Нечестивые заслужили то, что получили. Это не было чем-то деспотичным со стороны Бога (см.1 ст).

7.

И услышал я: см. Откр.1:2:10.

Другого: т. е. ангела, несущего служение у жертвенника (ср. с Откр.14:18).

Жертвенника: т. е. жертвенник курения. Ни какого намека здесь нет на жертвенник всесожжения на небе (ср. с Откр.8:3; 9:13; 14:18).

Ей: буквально «да».

Истинны и праведны: или же «истинный и праведный» (см. Откр. 1:5; 3:7; 6:10; 15:3). Посещая своими страшными судами тех, кто отверг Его божественную милость, «Бог истинен» в том смысле, что Он остается правдивым по отношению Своего слова — Он выполняет то, что говорил (Откр.14:9-11). Он «праведен», или же «справедлив» в том смысле, что справедливость требовала наказания тех, кто восстал против неба (Откр.- 16:1).

Суды: т. е. «действия судов — язвы».

8.

На солнце: согласно перевода с греч. первые три язвы вылиты на землю, море и источники вод. Следующие три язвы вылиты на солнце, престол зверя и реку Ефрат. Седьмая язва вылита на воздух.

И дано было: буквально — «было разрешено».

Жечь людей огнем: при естественном положении вещей солнце согревает землю, людей, способствует росту растений, регулированию климата и множеству других необходимых нормальных явлений жизни на земле. Теперь же его лучи причиняют муки людям и разрушают жизнь. Люди будут страдать от его высокой температуры, засухи и великого голода, каких еще не переживал мир. Буквальная язва сопровождается голодом по Слову Божьему (ср. Амос.8:11-12), по всей земле начинается лихорадочное волнение, как облегчить страдания и горе, причиненные четырьмя язвами, и каким образом предотвратить дальнейшее бедствие. Но все это не будет истекать из чувства божественной скорби, но от скорби мирской (2Кор.7:9-11).

Главная цель во всем этом следующая: избежать несчастий, принесенных язвами, но не найти примирение с Богом. И сатана убедит жителей земли, что это не они грешники, но что все это произошло потому, что они разрешили избранному народу Божьему действовать и работать (Откр.16:14; Оп. и вид. стр.34). Как и три предыдущих язвы, эта язва не будет всеобщей.

9.

Хулили: хулили Бога, в данном случае озна чает говорить о Нем в унизительных словах и выражениях. При четвертой язве люди начнут хулить Бога за бедствия, переносимые ими и в конце концов они поймут то, что они борются против Него (Откр.16:1).

Имя Бога: т. е. Самого Бога.

Имеющего власть над сими язвами: люди увидят в излитии семи язв Божественную силу (ст.2).

И не вразумились: т. е. не раскаялись. Вмес то того, чтобы признать свою вину они упорно продолжали обвинять в своем состоянии тех, кто оставались верными и преданными Богу (Оп. и вид. стр.34). И в своем окончательном упорстве они отказались подчиниться Его воле и в конце концов открыто обнаруживают себя такими, какие они и есть на самом деле — преданными слугами сатаны (см.2 ст). Их нежелание раскаяться еще раз доказывает их абсолютное и окончательное возмущение против Бога.

Чтобы воздать Ему славу: т. е. признать Его «истинным и праведным» (ст.7). Страдая от язв, они отказываются признать себя виновными, а Бога правым, даже перед лицом таких суровых судов, которые побуждают хороших людей еще больше улучшить свою жизнь и исправить ее (ср. с Ис.26:9-10). Их сердца обнаруживают неисправимое упрямство и крайнюю нечувствительность как к Божественной милости, а также и к Его справедливости (см. Исх.4:21; Ефес.4:30; Откр.16:2).

10.

Престол: по греч. «трон». Престол зверя это видимо его центральные точки управления. Зверь здесь представляет папство в его возрожденном состоянии, не столько в его религиозной форме, как в роли мировой силы, доминирующей над другими государственными авторитетами (Откр.13:1-2:10; 17:3; 16:8-9:11).

Царство его: кроме небольшого остатка, который все еще продолжает сопротивляться власти сатаны, он считает весь мир своими подданными и через возрождение папства он будет стремиться к тому, чтобы приобрести полный контроль над всем человеческим родом (Откр.16:13-14; 17:8:12; ср. с Откр.19:19).

Во время этой язвы весь мир будет как бы погружен во мрак, таким образом в то время, как нераскаявшиеся люди на ощупь будут искать света в мире, погруженном в духовную тьму (см. Откр.16:8-9), Бог посылает на них буквальную тьму, как символ глубокой духовной ночи, которая все еще окутывает землю (Откр.13:14).

Мрачно: греч. форма выражения этого пред ложения означает, что какое-то время будет темно. Это буквальный мрак, который будет сопровождаться холодом и страданиями. Отсутствие света и тепла будет особенно мучительно переноситься после сильной жары четвертой язвы.

Кусали языки свои от страдания: по-види мому, эти муки будут причинять сильный холод, сопровождаемый сильным мраком.

11.

Хулили: люди продолжали ненавидеть Бога. Их состояние, бывшее при четвертой язве, и теперь остается таким же.

Бога Небесного: см. Откр.11:13.

От страданий своих: т. е. от действия язв (10 ст).

И язв своих: по-видимому, действие первых четырех язв не будет смертельным, по крайней мере во всех случаях. Возможно, излитие язв будет последовательным, а не одновременным.

Не раскаялись: см.9 ст.

12.

Шестый Ангел: адвентистские комментаторы выдвигают два возможных объяснения к 12-16 ст. Согласно первому объяснению «великая река Евфрат» представляет собой Османскую или Турецкую империю; «высыхание воды» означает последний упадок этой империи; Армагеддон — буквальная долина Меггидо, на севере Палестины. Таким образом, падение Турецкой империи, рассматривается как приготовление пути для восточных народов, чтобы сразиться с западом долины Меггидо. Согласно второму объяснению, река Евфрат представляет собой народы, над которыми Вавилон приобрел силу и власть; «высыхание воды» означает потерю Вавилоном их поддержки; «цари востока» — Христос и Его последователи; «Армагеддон» — последняя битва между Христом и сатаной на этой земле. Следовательно устранение человеческой поддержки от Вавилона следует рассматривать как снятие последнего барьера к его поражению и наказанию. Соответственно первой точки зрения битва при Армагеддоне начинается с политических конфликтов и достигает своей кульминации в пришествии Христа и небесного воинства. Согласно второй точки зрения, Армагеддонская битва начинается тогда, когда объединенные вместе религиозные и политические силы в открытой атаке обрушатся на остаток народа Божьего.

Хотя эти две точки зрения как бы исключают одна другую, но в действительности у них есть много общего между собой. Сторонники двух точек зрения по вопросу об Армагеддоне сходятся в следующих пунктах:

1. Армагеддон — это последняя великая битва в истории земли, и это принадлежит будущему.

2. Это — брань великого дня Божьего (14

ст).

3. Великая река Евфрат — это символ людей.

4. Три «нечистых духа»(ст.13), представляют собой папство, спиритизм и павший протестантизм.

5. Эти три духа представляют собой силы, которые соберут народы для битвы.

6. Собирание сил «трех нечистых духов» по своей природе религиозно собранные люди, это как религиозные, так и политические силы.

7. Приготовление к битве будет происходить при шестой язве, а сама битва при седьмой язве.

8. Это будет настоящая битва между людьми, с применением действительного оружия.

9. Кровопролитие не будет иметь границ и размеров.

10. Все народы будут вовлечены в эту битву.

11. Появление Христа и небесного воинства положит конец этой битве.

12. Святые, оставшиеся в живых будут очевидцами этой битвы, но участвовать в ней не будут. Существенная разница между этими двумя точками зрения сосредотачивается на трех терминах: «Евфрат, цари востока и Армагеддон». Следует ли рассматривать эти вопросы в свете их буквального географического значения, или же их нужно рассматривать совершенно в другом направлении, т. е. символически? Первая точка зрения рассматривает эти положения в их географическом значении. Вторая допускает их символическое освещение в рамках согласно содержанию глав с 13-ой по 19-ю. Дальнейшие комментарии по этим вопросам см. в 12-19 ст.

Как следовало ожидать, некоторые адвентистские комментаторы придерживаются разновидности и видоизмененности этих двух основных точек зрения. Однако ограниченность места не позволяет останавливаться на них.

О первоначальной точке зрения, о том, что Армагеддонская битва — это битва между Христом и нечестивыми народами при Втором пришествии см. материал Джеймса Вайт в «Ревью энд Геральд» от 21 янв.1862 г. стр.61.

Относительно второго положения, а именно, что Армагеддонская битва означает политическое и военное собирание народов земли в Палестине см. «Пророчество Даниила и Откровения» Урия Смит, 1924 г.

Великую реку Евфрат: приверженцы как пер вой, так и второй точек зрения сходятся в том, что Иоанн не ссылается здесь на буквальную реку или высыхание ее как буквальной воды. Воды реки Евфрат — это люди (ср. с Откр. 17:15). Соответственно первой точки зрения, однако Евфрат означает прежнюю Турецкую империю, через которую и протекала эта река; со времени падения этой империи в конце первой мировой войны ее правоприемница — Турция. Такая точка зрения заставляет предполагать, что выражение «река Евфрат», хотя и не относится к буквальной реке, как реке, тем не менее продолжает сохранять какую-то определенную меру буквального географического значения, по крайней мере, как географическая область, пересекаемая этой рекой в Месопотамской долине. Более чем 1 000 лет эта область принадлежала сарацинам и туркам, а совсем недавно перешла в руки Иракского правительства.

Согласно второй точки зрения значение выражения «река Евфрат» должно исходить из того положения, что Вавилон является символом падшего христианства (см. Откр.14:8; 17:5). Исторически и географически буквальная река Евфрат была рекой буквального Вавилона (Иер.51:12-13:63-64). Как река символического Вавилона «города великого» (см. Откр.17:18), Евфрат здесь как бы разобщает в своем прежнем буквальном значении и приобретает значение спутника символического Вавилона. Воды Евфрата — это «воды многие» (ср. с Откр.17:1-3:15), на которых восседает символический Вавилон — это жители земли (Откр.17:2. ср. с Откр.13:3-4:7-8:14-16).

Воды: см. Откр.17:1:15.

Высохла: греческая форма этого глагола означает завершенное действие, т. е. воды, которой уже нет, которая высохла. Согласно первой точки зрения, высыхание реки Евфрат, упоминаемое здесь начинается с постепенного падения Турецкой империи, окончательное завершение чего принадлежит будущему.

Согласно второй точки зрения высыхание вод Евфрата означает лишение Вавилона человеческой поддержки в связи с шестой язвой (см. выше «Великая река Евфрат» см. Откр.16:14:16-18; ср. с Ис.44:27; 45:2). Сторонники этого положения находят последствия высыхания в символических описаниях в Откр. 16:18-19; 17:15-18; и буквально в Вел. борьбе, стр.654-655.

Путь: по греч. «дорога, главный путь, шос се». В изложении 12-15 ст. это тот путь, по которому пойдут «цари» со своими армиями через Евфрат, чтобы сразиться со своими противниками. Согласно первой точки зрения этот путь географически будет лежать через Месопотамскую долину, в прошлом как территорию Турецкой империи. Согласно второй точки зрения «путь» означает способ посредством которого будет создана такая ситуация на земле, что Христос и Его небесное воинство одержат полную победу над Вавилоном (ст.19) и над царями земли.

Царям от восхода солнечного: т. е. «царям востока».

Согласно географическому значению, приписываемому «великой реке Евфрат», сторонники первой точки зрения понимают под «царями востока» в географическом смысле народы, живущие на востоке Месопотамской долины.

Согласно второй точки зрения «цари востока» представляют собой Христа и сопровождающих Его ангелов. Такое мнение базируется на исторических данных из жизни Кира, который завладел Вавилоном и позже освободил народ Божий — иудеев и возвратил их в родную землю.

Чтобы готов был путь: согласно первой точки зрения «путь для царей востока» начал готовиться постепенным падением Турецкой империи.

Согласно второй точки зрения «путь» будет приготовлен устранением от символического Вавилона всякой человеческой поддержки (см.1:12:14:17 ст). Согласно этих точек зрения это «приготовление» имеет моральный и духовный характер.

13.

Трех духов нечистых: приверженцы двух то чек зрения сходятся в определении этих «трех нечистых духов» как «дракон, зверь и лжепророк» или «современный спиритизм, или язычество, папство и павший протестантизм» (ср. с Откр.13:14-15; 19:20; 20:10).

«Три нечистых духа», очевидно, представляют трио религиозных сил, которые, все вместе взятые, и составляют современный «великий Вавилон» (Откр.16:13-14; 18:19; см. Откр. 16:19; 17:5).

Подобных жабам: по всей вероятности, и не возможно прибегнуть к другому сравнению, чтобы со всей полнотой выразить омерзительность «трех нечистых духов» в очах Божьих.

Из уст: рот — это орган речи. Выйдя из уст «дракона, зверя и лжепророка» эти «три нечистых духа» представляют их политику, какую будет проводить в мире этот тройной религиозный союз, как определяется в Откр.17:2: «вино Вавилона» (см. Откр. 16:14; 17:6).

Дракона: см. Откр.12:3; 13:1. Первый член этого тройного религиозного союза есть спиритизм, или же язычество, которое главным образом сосредотачивается в служении нечистым духам и следовательно, как нельзя лучше отражает в себе черты современного спиритизма, который получил широкое распространение в христианских странах.

Зверь: см. Откр.13:1; 17:3:8. Папство.

Лжепророк: отождествляется со вторым зве рем из Откр.13:11-17 (см.11 ст), покровительствует первому зверю из Откр.13:1:10 ст. и чудесами, которые совершает в присутствии зверя (12-15 ст), обольщает людей сделать его «образ» (ср. с Откр.19:20; 20:10).

14.

Бесовские духи: буквально «духи демонов» или «демонские духи». В Евангелии выражение «нечистый дух» всегда связано с представлением о дьяволе (см. Марк.1:27:34; 3:11; см. Откр.18:2).

Творящие знамения: или же «совершающие чудеса», т. е. чудеса, удостоверяющие права, силу и авторитет лица, делающего их. Об этих чудесах упоминается в Откр.13:13-14; 19:20. Сверхъестественные проявления различного рода составляют те средства, посредством которых сатана работает через людей, будет иметь успех в объединении мира, чтобы смести с лица земли тех, кто является единственным препятствием в его неоспоримом праве господства над человечеством.

Царям земли: «цари» — это политические силы земли в противоположность тройному союзу религиозного объединения их вместе в походе против народа Божьего, чтобы уничтожить его. Этот универсальный религиозно-политический союз (Откр. 17:3) будет стремиться к господству над миром. Согласно первой точки зрения эти «цари» представляют из себя народы Запада, в противоположность «царям востока» (Откр. 16:12) — народам Востока.

Согласно второй точки зрения выражение «цари земли всей вселенной» включает в себя народы Запада (см. комм.12 ст), или все народы, в противоположность «царям востока» т. е. Христу.

Чтобы собрать: согласно первой точки зре ния это собирание состоит из политических и военных приготовлений со стороны «царей земли и всей вселенной».

Согласно второй точки зрения это относится к действиям тройного религиозного союза, стремящегося к союзным действиям с политическими силами земли, чтобы вместе вести войну с остатком народа Божьего.

Брань: сторонники вышеупомянутых двух взглядов считают что в последующих двух главах изложены различные виды этой битвы (Откр.14:14-20; 16:12-19; 17:14-17; 19:11-21).

Согласно первой точки зрения это главным образом политико-военное сражение в буквальной долине Меггидо, между народами Востока и Запада (см. Откр.16:12).

Согласно второй точки зрения в этой битве народы соединятся, чтобы уничтожить народ Божий, и поэтому, главным образом, это религиозное сражение.

Оный великий день: т. е. день гнева Божия (ст.1).

Бога Вседержителя: см. Откр.1:8.

15.

Се: или же «вот».

Иду как тать: т. е. к нечестивым (см.1Фес. 5:2-4; 2Петр.3:10; ср. с Матф.24:43; Лук.21:35).

Блажен: или же «счастлив»(Матф.5:3).

Бодрствующий: см. Матф.24:42. Святые должны быть ревностны и бдительны, чтобы не оказаться обманутыми.

Хранящий одежду свою: т. е. остающиеся тверды и непреклонны в вере, характере и всецело преданные Богу (см. Матф.22:11).

Чтобы не ходить ему нагим: т. е. чтобы ве рующий человек не потерял одежду своего характера в результате изменения своей веры (ср. с Откр.17:16).

Чтобы не увидели: вероятно вообще люди.

Срамоты его: т. е. измены веры. Хотя участь каждого будет решена при окончании времени испытания (см. Откр.22:11), народ Божий не должен ослаблять своей бдительности. Наоборот, с увеличением сатанинского обмана и лукавства их осмотрительность и бдительность должны также увеличиваться.

16.

Он собрал: или же «они собрались». Соглас но греч. форме это выражение может быть переведено любым данным выражением. Местоимение «их» относится к трем нечистым духам из 13-го ст, а «он» к ангелу из 12-го ст. Содержание текста склоняется более к местоимению «они» собрались.

О ходе собирания см. Откр.16:14. Приверженцы двух точек зрения сходятся на том, что это собирание произойдет при шестой язве, а сама битва при седьмой (см. Откр. 12:17).

Их: т. е. царей земли из 14-го ст. Соглас но первой точки зрения военные силы земли соберутся в буквальной долине Меггидо, в северной Палестине (см. ст.12:14).

Согласно второй точки зрения «цари земли» объединятся в сознании и цели (см. Откр. 16:14; 17:13).

На место: согласно первой точки зрения, которая утверждается на географическом значении это относится к долине Меггиддо, низменности в Северной Палестине (см. Откр.16:12:14). Согласно второй точки зрения, имеющей символическое значение, это будет «состояние» или соглашение царей, которые придут к выводу, что нужно объединиться всем вместе и уничтожить народ Божий (см. Откр.16:14; 17:13).

Называемое по-Еврейски: возможно, что при помощи такого оборота Иоанн желал направить своих читателей к изучению вопроса об Армагеддоне, как «еврейского» выражения и во свете еврейской истории, чтобы таким путем это загадочное имя сделалось понятным.

Армагеддон: это слово греческое и переведено с еврейского, как объясняет Иоанн. В виду того, что нет ни одного географического места, носящего такое название, не легко установить значение этого выражения. Мнения расходятся при переводе еврейского и греческого слова. Еврейское слово «Хармагеддон» состоит из двух еврейских слов: первое означает «город» или же больше как «гора». Но как замечено, некоторые древние манускрипты опускают первый слог «хар». Что касается второй части слова — «магеддон», предполагают два происхождения:

1. Магеддон,- из еврейского слова «мегиддо» или «мегиддон» (3Цар.9:15; Зах.12:11), древний город Мегиддо, именем которого назван главный перевал через горы на юго-западе; именем которого и названа равнина израильская на севере и северо-востоке (2Пар.

35:22), а также поток Киссон, воды которого называют водами Мегиддонскими (Суд.4:7:13; 5:19:21), текущими через эту долину.

2. Мегиддон — происходит от основы слова «меъед»- это слово на еврейском языке очень распространено в Ветхом Завете в смысле «собрание» (Исх.27:21; 28:43; 29:4:10:30:32).

Как значение «праздник» (см. Лев.23:2), так и «собрание» связывают название Армагеддон с географической и исторической средой древнего Мегиддо.

Второе — предполагают возможную связь с великой битвой между Христом и сатаной. В Ис.14-ой гл, и 13 ст, где слово «Хар-мо-ед» переводится как «гора собрания» и означает гору на которой стоял храм Соломона на севере от древнего Иерусалима; Люцифер представлен как домогающийся сместить Бога как Верховного Правителя над Израилем.

Приверженцы первой точки зрения об Армагеддоне считают его происхождение от еврейского слова «хар-мегиддо» — «гора Мегиддо» и переводят это название так, как оно употреблялось в Откр.16:16: в условиях географической среды и исторических связей древнего города Мегиддо.

Приверженцы второй точки зрения понимают происхождение этого названия с символическим значением, т. е. в условиях исторических событий ветхозаветней истории, связанной с окрестностями древнего Мегиддо (см. Суд. 4:4;- 5:31; — 6:33; — 7:25; 3Цар. 18:36:40), но не приписывая географического значения названию Армагеддон в Откр.16:16; (см. ком. к Откр.16:12). Они понимают происхождение «хар-мо-ед» также образно на основании его употребления в Ис.14:13: что говорит о великой битве между Христом и сатаной (см. Откр.12:7-9:17; 19:11-21).

17.

Седьмый Ангел: относительно числа «семь» в книге Откр. см. ком. к Откр.1:11.

На воздух: как видно, действие этой язвы будет универсальным.

Громкий голос: очевидно, голос Божий (ср. с Откр.1:10.)

Храма небесного: по содержанию текста скорее всего следует прочесть просто «из храма» или же «с неба».

От престола: другими словами, было сказано официальное заявление от Владыки Вселенной (см. Откр.4:2-5).

Совершилось: эти же самые слова будут сказаны еще раз при творении Новой Земли (см. Откр.21:6). Подобные слова – «Совершилось!» — были сказаны нашим Господом на кресте (Иоан.19:30), когда работа его служения жертвы окончилась, и план спасения был с успехом выполнен. В Откр.16:17 отмечается драматический момент, когда тайна беззакония полностью будет открыта и подлинный характер мирового религиозно-политического союза (Откр.16:13-14:19) разоблачены.

Бог допускает силам зла идти вперед к намеченной цели кажущегося успеха в их зловещем желании уничтожить народ Божий. И когда в назначенное время они договорятся привести в исполнение смертный приговор и с ликующими возгласами бросятся вперед, чтобы уничтожить святых, голос Божий скажет: «Совершилось!» Это заявление положит конец бедственному времени Иакова, (ср. с 15 ст), избавит святых и возвестит излитие седьмой язвы.

18.

Голоса: или же «звуки, шум» (ср. с Откр.4: 5; 8:5; 11:19), то, что говорят «голоса», по-видимому, подобно заявлению в Откр.11:15.

Громы: или же «раскаты грома».

Молнии: или же «вспышки молний». Согласно контексту гораздо удобней было бы прочесть «голоса и громы».

Великое землетрясение: буквальное землет рясение сопровождается и символическим землетрясением, которое разрушает символический Вавилон (см.19 ст). Подобно тому, как буквальное землетрясение приносит руины и опустошения «Вавилону великому» (Откр.17:16:19; 18:6-8:21), тройной союз терпит полное поражение (ср. с Ис.28:14-22).

Какого не бывало: следует понимать бук вально и образно.

19.

Город великий: т. е. символический Вавилон (см. Откр.17:5:18; 18:10).

Распался на три части: символический Ва вилон последних дней будет состоять из папства, павшего протестантизма и современного спиритизма (см. ком. к Откр.16:13- 14 ст). При звуке голоса Божия (Откр.16:17; 17:17) этот тройной союз павших религиозных организаций теряет свою сплоченность, единство и деятельность (ср. с Аввак.3:3-16).

Города языческие: продолжая мысль о зем летрясении, разрушившем буквальный город, Иоанн теперь упоминает о политической организации на земле, в 13-ом и 14-ом стихах, как «цари земли», подобным же символом.

О «городе»(Вавилоне) как о символе заблудшей религиозной организации на земле и о городах (языческих) как их политических союзниках (см. Откр.14:8; 17:18).

Пали: политические власти земли также те ряют при шестой язве свое единство цели, ради которой они объединились. Среди них наступает страшное пробуждение, когда голос Божий отделит Свой народ от их врагов. Теперь некогда сплоченные союзники религиозно-политического объединения (Откр. 16:13-14) начинают войну между собой, и «десять царей» из Откр.17:12-16 ст. набрасываются на символический Вавилон (см. Откр. 17:17).

Исполненные бешеной злобы военные силы земли обрушиваются на своих руководителей и друг на друга с тем оружием, которое они приготовили для уничтожения народа Божьего.

Повсюду идет борьба и льется кровь, и весь мир воистину будет залит кровью (см. Откр. 14:20).

Когда на облаках небесных появится Христос и небесное воинство будет приближаться к земле, на ней все еще повсюду будет бряцание оружия и шум сражения.

«В безумной борьбе своих же собственных диких страстей и при ужасном излитии гнева Божьего, не смешанного с милостью, падут жители земли: священники, начальники, народ, богатые и бедные, знатные и простые» (ВБ стр.657).

О более подробном представлении об этой битве — см. Откр.17:14; 19:11-21. ср. с И. Навин.10:7- 14; Суд.7:19-22; 2Пар.20:22-24; Ис.19:2; 34:8- 10; 51:21-23; 63:1-6; Иер.25:12-16:29-38; Иез. 38:14-23; Аггея. 2:22; Зах.14:13.

Вавилон великий: см. Откр.14:8; 17:1:5.

Воспомянут: см. Откр.18:5: это обычное библейское выражение, обозначающее наступление часа Божественного суда (Пс.108:14; Иез.21:23-24. ср. с Иер.31:34).

Чтобы дать ему: сравните со словами про роков относительно буквального города Вавилона (Ис.51:17:22; Иер.25:15-16).

Чашу: обычное библейское выражение, обозначающее страдание и суды (Псал. 10:6; Ис.51:17:22-23; Иер.25:15-17:28; 49:12; Матф.26:39). О природе чаши, из которой теперь должен пить символический Вавилон см. в Откр.17:16; 18:5-8; ср. с Откр.14:10.

Вина: см. Откр.14:10: ср. с Откр.17:2.

Ярости: или гнева (см.1 ст).

Гнева Его: см. Откр.14:10; 16:1.

20.

Всякий остров: дано описание состояния земли, как последствий землетрясения из 18 ст. (ср. с Откр.6:14).

Гор: ср. с Откр.6:14.

21.

Град: или же «большие градины».

Талант: вес еврейского золотого сикля составлял 16:37 грамм, а серебряного 14:55 грамм. Талант же равнялся трем тысячам сиклей или от сорока трех до сорока девяти килограмм. («Деньги» Библейский словарь. Эрик Нюстрем).

Хулили Бога: уже в третий раз те, на кого пали язвы проклинают Бога, проявляя таким образом свое полное презрение к Нему, даже в момент Его самых страшных судов (см. Откр.16:1:9:11).

Комментарий Е. Уайт к 16-й главе

К Откр. 16:1. «В видении, какое мне было дано 16 июня 1850 года, сопровождающий меня ангел сказал: «Время почти окончено. Отражаете ли вы в себе образ Иисуса, как это должно быть?» Затем он обратил мое внимание на тех, которые приняли трехангельскую весть и должны были приготовиться. Ангел сказал: «Приготовляйтесь!

Приготовляйтесь! Приготовляйтесь! Вы должны еще больше умереть для мира, чем это сделали до сих пор». Я видела, какую большую работу они должны были сделать и как мало времени у них оставалось для этого.

Затем я видела, что вскоре будут излиты семь последних язв на тех, кто не был приготовлен; однако мир смотрел на это, как на обычные капли воды, которые упадут на землю. Затем я видела ужасную картину семи язв гнева Божьего. Я видела, что Его гнев был ужасен, и если бы Он простер руку, или же поднял ее в гневе, не осталось бы ни одного жителя на земле…» (Оп. и вид. стр.64).

«Многие имеют непокорное и несмирившееся сердце и больше думают о своих небольших трудностях и испытаниях, чем о душах грешников. Если бы они имели в виду славу Божию, тогда они чувствовали бы состояние погибших душ вокруг себя… Ангел сказал: «Те, кто исповедует Его имя еще не готовы».

Я видела, что семь последних язв будут излиты на незащищенную голову нечестивых» (Оп. и вид. стр.120).

К Откр. 16:9-11. «Многие из нечестивых были очень разъярены страданиями, какие им причиняли язвы. Это была сцена жуткой агонии. Родители горько упрекали своих детей, а дети родителей, братья сестер, а сестры братьев. Везде раздавались громкие тягостные вопли: «Это ты удержал меня от истины, которая бы спасла меня от этого ужасного часа.

Народ набросится на своих проповедников с горькой ненавистью и обвинениями, будут говорить: «Вы не предостерегали нас. Вы говорили нам, что весь мир будет обращен, и говорили, мир, мир, мир и уничтожали в нас каждое появление страха. Вы не говорили нам об этом часе; а тех, кто хотел предостеречь нас, вы называли фанатиками и плохими людьми, которые желали нам погибели». Я видела, что служители не избегнут гнева Божьего. Их страдания будут в десять раз больше страданий остальных людей» (Оп. и вид. стр.282).

«Мое внимание было снова обращено на землю. Нечестивые были уничтожены, и их мертвые тела валялись на поверхности земли…

Лжепастыри были особенным образом наказаны Богом. Глаза их истлели в ямах, язык во рту, но они еще продолжали держаться на ногах. После того, как святые были избавлены голосом Божьим, нечестивые, охваченные яростью, набросились друг на друга. Земля, казалось, утопала в крови и повсюду валялись мертвые тела (Оп. и вид. стр.290).

К Откр. 16:13-14. «Я видела, что святые должны иметь полное представление о настоящей истине, подтверждая ее учение местами из Св. Писания. Они должны понимать состояние умерших, потому что сатанинские духи будут являться им, выдавая себя за умерших близких и будут им говорить то, чего нет в Писании. Они будут делать все возможное, чтобы вызвать к себе доверие и будут делать чудеса перед нами в подтверждение своих слов. Народ Божий должен быть приготовлен к тому, чтобы противостать этим духам библейскими истинами о том, что мертвые ничего не знают и что являющиеся таким образом — это бесовские духи» (Оп. и вид. стр.260).

«Сатана долго готовился к своей окончательной работе обольщения. В основание его работы легло обещание, данное Еве: «Нет, не умрете… но в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5). Он постепенно готовил путь для развития вершины своего искусства обольщения — спиритизма. Он еще не достиг полноты осуществления своих намерений, но это будет достигнуто в самое последнее время. Пророк говорит: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр.16:13-14).

За исключением тех, кто будет защищен силой Божьей и верой в Его Слово, весь мир будет вовлечен в этот обман. Люди уже постепенно погружаются в роковое спокойствие и безопасность, и только излитие гнева Божьего пробудит их» (ВБ стр.561).

«Двумя великими заблуждениями — бессмертие души и святостью воскресного дня, сатана вводит людей в заблуждение. В то время, как первое из них ложится в основание для спиритизма, второе создает живейшую связь с Римом. Протестанты Соединенных Штатов одни из первых протянут руку римской власти и под влиянием этого тройного союза, эта страна пойдет по следам Рима в попрании прав совести» (ВБ стр.588).

К Откр. 16:14. «Я видела, что скоро будет считаться святотатством, говорить что-либо против «таинственных стуков» и что они будут распространяться все больше и больше. Сатанинская сила будет расти и некоторые из его преданных последователей будут иметь силу совершать чудеса и даже огонь низводить с неба пред людьми. Я видела, что на основании стуков и месмеризма современные спириты будут основывать все чудеса, совершенные нашим Господом, Иисусом Христом, и что многие поверят тому, что все великие чудеса и дела, сделанные Сыном Божиим на земле были сделаны этой же силой» (Оп. и вид. стр.87).

«Никто не должен быть обманут ложными заявлениями спиритизма. Бог осветил мир достаточным светом, чтобы жители его были в состоянии открывать сети и уловки сатаны.

Как уже и было показано, учение спиритизма в своей основе резко противоположно определенному и ясному учению Св. Писания. Библия учит, что мертвые ничего не знают и ни о чем не думают; что они не разделяют никакой фазы жизни и что им ничего не известно о радостях тех, кто им был когда-то дорог на земле.

Больше того, Бог прямо запретил всякое общение с духами умерших. Во дни евреев тоже были такие люди, как и современные спириты, которые имели связи с умершими. Но о таких «духах друзей» как называли этих пришельцев из другого мира Библия говорит как о «дьявольских духах» (Числ.25:1:3; Пс.105:28; 1Кор.10:20; Откр.16:14). Всякое общение с такими духами считалось мерзостью пред Богом, и самым торжественным образом было объявлено, что виновные будут подвергнуты смертному наказанию (Лев.19:31; 20:27). Даже само слово «колдун» или «ведьма» в наши дни произносится с презрением и отвращением. И люди думают, что это басни, принадлежащие мрачному средневековью, о том, что в те невежественные времена существовала связь с нечистыми духами. Но спиритизм насчитывающий сотни тысяч и даже миллионы приверженцев проник в научный мир, церкви, законодательные органы и даже царские дворцы и является ни чем иным, как замаскированным возрождением величайшего обмана, древнего колдовства, осужденного и запрещенного Богом» (ВБ стр.556).

«Величайшим актом в величайшей драме обольщения будет представление сатаны Христом. Церковь давно делала вид, что ожидает пришествия Спасителя, как самого заветного исполнения своих надежд. Теперь великий обманщик делает вид пришествия Христа, в различных странах земли сатана будет появляться среди людей, в величии, окруженный ослепительным блеском, напоминая собой данное через Иоанна в Откровении описание Сына Божия (Откр.1:13-14). Слава, окружающая его превосходит собой все когда-либо виденное смертными глазами человека. Торжественные возгласы наполняют воздух: «Христос пришел! Христос пришел!» В величайшем обожании люди падут; в то время как он поднимет руки и будет благословлять их, как это делал Христос, будучи на земле. Голос его нежный, не громкий, мелодичный. Словами, полными мягкости и сострадания, он будет говорить о небесных истинах, сказанных когда-то Христом; он будет исцелять болезни людей и затем, выдавая себя за Христа, объявит, что он изменяет субботу на воскресенье и повелевает всем святить этот день, благословенный им. Он заявляет, что все упорно продолжающие соблюдать седьмой день, хулят его имя, отказываясь слушать ангелов посланных им со светом и истиной. Какой сильный и почти преодолевающий обман! И подобно самарянам, обманутым Симоном волхвом, многие от малого до великого скажут: «Сия есть великая сила Божия» (Деян.8:10. ВБ стр.624).

К Откр. 16:15. «Дни нашего испытания скоро окончатся. Конец близок, нам дано предостережение: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лук.21:36). Мы должны быть очень осторожными, чтобы день сей не застал нас не приготовленными. Будьте очень внимательны, чтобы на брачном пире царя вы тоже были в брачной одежде» (Прит. Хр. стр.319).

«Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать…» (Откр.3:3).

Пришествие Христа будет неожиданностью для учителей, они говорят: «мир и безопасность». Подобно священникам и учителям перед падением Иерусалима они стремятся к тому, чтобы церковь радовалась процветанию и земной славе. Они ложно истолковывают признаки времени… именно в то время, когда мир будет насмешливо спрашивать: «Где обетование пришествия Его?» (2Петр.3:4), эти признаки исполняются. В то время, как они провозглашают «мир и безопасность» — неизбежная гибель постигнет их. Когда насмешник, оставивший истину, начнет легкомысленно смотреть на все, когда люди отвергнувшие истину устремятся к наживе; когда ищущий знаний будет искать их везде, но только не в Библии, тогда Христос придет как тать» (Ж. В. стр.635).

К Откр. 16:16. «Скоро разыграется Армагед донская битва. Он, на бедрах Которого написаны слова: «Царь царей и Господь господствующих» вскоре поведет Свое небесное воинство.

Сегодня слуги Божии не могут сказать так, как сказал Даниил в свое время, «но не скоро». Сегодня осталось уже очень мало времени в которое свидетели Божьи должны сделать работу вверенную им в приготовлении пути для Господа» (Свид. т.6. стр.406).

(Часть стиха: «и истинно было это откровение, но не скоро» — переведено по английскому переводу Дан.10:1).

К Откр. 16:17. «Когда Христос оставит святилище, мрак покроет жителей земли. В то ужасное время праведники будут жить пред святым Богом без посредника. Преграды, сдерживающие нечестивых снимутся и сатана получит неограниченную власть над необратившимися. Долготерпение Божие окончилось. Мир отверг Его благодать;

с презрением отнесся к Его любви и попрал Его закон. Нечестивые перешли границу благодати; Дух Божий, Которому они оказали такое решительное сопротивление, наконец оставил их. Лишенные Божественной милости, они остались на произвол врага. Сатана тогда повергнет жителей земли в последнюю великую скорбь. Как только ангелы Божии перестанут удерживать ярость ветров человеческих страстей, все элементы борьбы разыграются. Всему миру будет угрожать гибель более ужасная, чем постигшая в свое время жителей Иерусалима» (ВБ стр.618).

«В полночь Бог проявил Свою силу для освобождения Своего народа. Появится солнце во всей своей красоте и блеске. Чудеса и знамения быстро следуют одно за другим.

Безбожники с ужасом смотрят на все это, между тем как праведники с торжествующей радостью следят за признаками своего избавления. Кажется, что все в природе изменило свое обычное течение. Реки перестают течь.

Темные тяжелые тучи надвигаясь, сталкиваются между собой. Среди разгневанных небес виднеется полоса неописуемой славы, откуда слышится голос Божий, подобный «голосу вод многих», говорящий: «Совершилось!» (ВБ стр.636).

«Вскоре я услышала голос Божий, который потряс небеса и землю. Произошло великое землетрясение. Вокруг рушились здания. Затем я услышала победоносный крик победы. Я посмотрела на группу людей, которая до этого момента была подавленной и печальной. Их пленение окончилось. Яркий свет озарил их.

Какими прекрасными они выглядели! Все следы болезни исчезли и на лице лежала печать совершенного здоровья. Их враги, еще недавно окружавшие их, падали вокруг них мертвыми.

Они не могли переносить света, который окружал святых. Свет и слава покоились на них, пока на облаках не появился Иисус и святые были преображены в мгновение ока от славы в славу. Могилы открылись, и святые вышли из них, облеченные в бессмертие, восклицая: «Победа над смертью и могилой».

И вместе с живыми святыми они были восхищены для встречи с Господом, в то время как из каждых бессмертных уст исходили возгласы славы и победы» (Свид. т.1. стр.184).

«Колесо провидения Божьего двигается медленно, но верно. Мы не знаем, как скоро наш Господь скажет: «Совершилось!» Его пришествие приближается» (Свид. т.7. стр.235).

К Откр. 16:18. «От этого голоса содрогается небо и земля. Происходит великое землетрясение, «какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!» Небо, кажется, разверзается и сжимается. С престола Божьего, подобно пронизывающей молнии, сверкает слава Божия. Горы шатаются как тростник, колеблемый ветром, и раздробленные куски скал разлетаются во все стороны. Разъяренное море волнуется. Слышится рев урагана, подобно многочисленному голосу демонов, готовящихся к своему разрушительному делу. Вся поверхность земли колеблется и вздувается, подобно морским волнам. Все основания ее потрясены. Горные цепи погружаются в море. Исчезают в разъяренных волнах обитаемые острова, морские гавани, которые в своем нечестии были подобны Содому. «И Вавилон великий «воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» (Откр. 16:19). Каменный град «величиною в талант» совершает свое дело истребления. Самые высокомерные города земли превращаются в развалины. Великолепные дворцы, на сооружение которых великие мира отдали свое богатство, чтобы увековечить свое имя, теперь на их же глазах превращаются в руины. юремные стены рушатся и народ Божий, заключенный за веру выходит на свободу» (ВБ стр.637).

«При Втором пришествии Христа люди будут очевидцами еще ужаснейшей картины. «Горы трясутся перед Ним, и холмы тают, и земля колеблется перед лицем Его и вселенная и все живущие в ней» (Наум.1:5).

Небесные молнии соединятся с подземным огнем, и тогда горы будут гореть как в печи, низвергая страшные потоки лавы, заливая сады, поля, деревни и города. Под действием кипящей воды от низвергающихся в нее раскаленных масс неприступные скалы растрескаются, разлетаясь во все стороны. Реки высохнут. Земля будет содрогаться, повсюду будут происходить ужаснейшие землетрясения и взрывы.

Вот таким путем Бог очистит землю от нечестивых. Но среди этого смятения праведники будут защищены, как Ной в ковчеге во время потопа. Бог будет их прибежищем, и под крыльями Его мы будем безопасны» (Патр. и прор. стр.110).