Глава 17

1.

Один из семи Ангелов: ср. с Откр.21:9. Это один из ангелов, изливающий чаши гнева Божьего, из 15-ой и 16-ой глав, и то, что он готов бы показать Иоанну, имеет прямое отношение к семи последним язвам. Это видно из темы этой главы. «Суд над великою блудницею» будет совершен при седьмой язве (Откр.16:19).

Чаш: см. Откр.15:7; 16:1.

Говоря со мною: греч. слово «мета» т. е. «с», при переводе имеет оттенок близких отношений между Иоанном и ангелом. Возможно, что ангел сказал ему это перед тем, как он был взят в видении (см. Откр.1:2:10).

Подойди: это выражение имеет повелитель ную форму (см.3 ст).

Суд: по греч. «крима»- «приговор, реше ние, осуждение, приказ»- о небесном разбирательстве по делу великой блудницы (см.4-5 ст, ср. с Откр. 18:10). Заметьте, что ангел не показывает Иоанну исполнение этого приговора. Он просто сообщает ему об этом.

Семнадцатая глава состоит из двух отдельных частей:

1. Символическое видение (3-6 ст). 2. Вопрос заданный Иоанну (7 ст), и данное при этом объяснение (8-18 ст). Первая часть выдвигает преступления Вавилона и таким образом составляет как бы небесный отчет о том, почему именно над ним вынесен приговор (6 ст).

Вторая часть излагает содержание приговора и говорит о том, каким образом он будет приведен в исполнение. Преступная карьера Вавилона достигнет своей наивысшей точки при шестой язве (Откр. 16:12-16), в то время как исполнение самого приговора будет во время седьмой язвы (см. Откр.16:17-19; 17:13-17; 18:4:8; 19;2). Следовательно, первая часть освещает события, которые произойдут при шестой язве, а вторая часть говорит о том, что будет при седьмой язве.

Поэтому 17-я глава — это план событий в последнем кризисе, когда сатана приложит все свои усилия для уничтожения народа Божьего (ср. с Откр.12:17) и когда все силы земли восстанут против них (ср. с ВБ стр.634). Бог разрешил сатане и земной власти объединиться вместе в поставленной веред ними задаче, т. е. уничтожении святых.

Но в тот момент когда они будут готовы нанести сокрушительный удар, Бог вмешается в этот заговор, чтобы спасти свой народ. И силы зла, схваченные на месте преступления в своем намерении уничтожить святых — стоят теперь буквально без всякого оправдания перед судом Божественной справедливости (Дан.12:1; ср. с Оп. и вид. стр.282-285).

И не удивительно, с каким изумлением смотрел Иоанн на кульминационный момент великой трагедии тайны беззакония (Откр.17:6).

Блудницею: греч. форма этого слова имеет форму, имеющую значение «продавать» или же «экспортировать для продажи», даже как например рабов. В Греции продажными женщинами были рабыни. Ветхозаветние пророки часто сравнивают действия отступившего Израиля с блудодейством (Иез. 23:30; ср. с Ис.23:17; см. Иез.16:16. Относительно блудницы см. в Откр.17:5; ср. с 2-4 ст, Откр.19:2. Относительно ветхозаветних мест, которые по своему способу выражения и идее напоминают вышеуказанное, см. Ис.47:1; Иер.25:12; 50:1; Иез.26:3).

Сидящею на водах многих: т. е. проявляющую свою деспотичную власть над многими «народами» и людьми (см.15 ст). Греч. форма слов «великая блудница» показывает на ее состояние, как имеющую власть в данное время и продолжающую иметь эту власть.

Подобно тому, как древний город Вавилон был расположен на водах Евфрата в буквальном смысле слова (см. Иер.50:12:38) и образно обитал «на водах многих», или народах (Иер.51:12-13; ср. с Ис. 8:7-8; 14:6; Иер.50:23), так и современный Вавилон представлен сидящим «на» или же угнетающим народы земли (ср. с Откр.16:12).

2.

Цари земные: т. е. политические силы земли (см.12 ст), которые отдали свой авторитет и средства в распоряжение «великой блудницы» (см.1 и 13 ст), и посредством чего она желает осуществить свои честолюбивые намерения, а именно — уничтожить народ Божий (см.6 и 14 ст) и господствовать над жителями земли (ср. с 8 ст). «Цари земные» — это ее сообщники в преступлении.

Блудодействовали: это образное выражение говорит о незаконном союзе или соединении приверженцев истины с другим господином вместо Христа. В данном случае идет речь о религиозно-эстетическом контакте с падшими церквами и народами земли (ср. с Ис.23:15-17).

Живущие: в результате такого поведения и отношения лидеров к Вавилону жители земли окажутся обманутыми (ср. с 8 ст) и вовлеченными коварным образом в сотрудничество с политикой великой блудницы (ср. с Откр.13:8).

Упивались: т. е. состояние полного опьянения. Естественные силы разума притуплены или даже поражены, и духовный мрак сгущается все больше и больше (ср. с Иер.51:7; 2Фес.2:9-10; Откр.13:3-4:7:18; 14:8; 18:3). Следует отметить, что в данном случае опьянение жителей земли и говорит о незаконном союзе Вавилона с царями земли.

Возможно, что Вавилон бы действовал через царей земли, чтобы подчинить своему контролю тех жителей земли, которые еще не добровольно подчинились ему; но как главы государства, так и их подданные обмануты и обольщены.

Вином: «вино» — это обманчивая сатанинская политика, объединение всего мира под его контролем вместе с разного рода заблуждениями и чудесами, посредством которых он и будет продвигать вперед свою политику (ср. с Откр.13:13-14; 18:23; 19:20).

Ее блудодеяния: союз между падшим христианством и политическими силами земли — это те средства, через которые сатана намерен объединить мир под своим контролем.

3.

И повел меня: ощущение движения без сом нения должно было помочь Иоанну в его умственном состоянии перенестись из его времени и места во время и место видения, какое ему было показано (ср. с Иез.3:12-14; 8:3; 40:2-3; Откр. 21:10).

В духе: см. ком. Откр.1:10; ср. с Откр.4:2; 21:10.

В пустыню: по греч. «опустошенное место» (см. Откр.12:6). «Пустыня» это населенная область, где люди переносят много трудностей и опасностей. Там трудно добыть пищу, покров и даже воду. Там угрожает опасность как со стороны диких зверей, а также и разбойников. С одной стороны это может говорить о трудностях и опасностях, какими будет окружен народ Божий, с другой стороны — это больше говорит об условиях жизни, чем об особенности тех мест, где он будет жить.

Ввиду того, что 17-я глава особенно выделяет период семи язв (см.1 ст), некоторые предполагают, что состояние «пустыни» — это указание на те переживания, какие будет переносить народ Божий в это время. Описанное здесь положение подобно «пустыне» в Откр.12:6:13-16 ст.

Жена: ветхозаветние пророки изображают отступление народов в образе безнравственной жены (ср. с Иез.16:15-58; 23:2-21; Осия.2:5; 3:1). Эта «жена» — «великая блудница» (5 ст), виновна в крови пророков и святых и всех убитых на земле (Откр.18:24) в течении всей истории. Символический Вавилон состоит из религиозных объединений восстающих против народа Божьего, возможно, что еще с самого начала, но в данном случае в особенности при конце времени (см. Откр.17:5).

Сидящую: форма этого глагола говорит о постоянстве действия. В первом стихе «великая блудница» представлена как управляющая непосредственно отдельными людьми и религиозными средствами, а здесь уже как управляющая политикой светской власти (см.18 ст). Отступившее христианство всегда характеризовалось попыткой объединить церковь с государством для того, чтобы укрепить или утвердить религиозное управление над общественной властью (ср. с заявлением нашего Господа, что Его царство не есть от этого мира в Иоан.18:36).

Багряном: или же «темно красном, малиновом» — ярком цвете привлекающем внимание. В Ис.1:18: багряное является цветом греха (ср. с большим красным драконом из Откр.12:3).

Звере: в пророчествах Библии звери обычно символизируют собой политические власти (Дан.7:3-7:17; 8:3:5:20-21; ср. с Откр.12:3; 13:4). Цвет зверя, возможно, напоминает, что это есть зло, так как богохульные имена, какими этот зверь покрыт, говорят о том, что он враг Божий. Таким образом, сам зверь может прямо указать на сатану, действующего во все века через те политические силы, которые подчинялись его власти.

В некоторых определенных отношениях этот зверь напоминает большого красного дракона из Откр.12:3; 13:1-2 (см. ком. там же). Содержание этих мест еще больше увеличивает их родственную связь. Главное отличие между зверем из 13-ой гл, и зверем из 17-ой гл, заключается в том, что в первом, т. е. папстве не сделано никакой разницы между религиозными и политическими сторонами папской власти. В то время как во втором эти две стороны отделены; зверь представляет политическую силу, а женщина — религиозную.

Преисполненном: полное отступление и восстание против Бога.

Именами богохульными: см. Марк.2:7; 7:23; Откр. 13:1: и ком. там же, имена на семи головах, здесь они разбросаны по всему зверю. Эти имена указывают на характер зверя — он осмеливается незаконным образом захватить права, принадлежащие только Богу. «Полнота» богохульных имен говорит о том, что он полностью предан своей цели (ср. с Иер.50:29-30; Дан.7:8;11:20-25:36-37).

Семью головами: см. с 9-11 ст.

Десятью рогами: см. с 12-14 и 16 ст.

4.

Жена: см. 3 ст.

Порфиру и багряницу: ср. Иез.27:7;

 Откр. 18:7:12:16:17:19. Это царственные цвета (см. Матф. 27:28), на что и претендует эта женщина (ср. с Откр.18:7). Багряный цвет также может считаться цветом греха и разврата (см. Откр. 17:3). Эта падшая религиозная организация, изображенная во всех своих обольщениях, безвкусно одетая и вульгарно украшенная.

Она является резкой противоположностью «невесты Агнца», которую Иоанн видел облеченную в белоснежные одежды (см. Откр. 19:7-8; ср. с Лук.16:19).

Мерзостями и нечистотою блудодейства ее: золотая чаша вводит людей в заблуждение относительно природы ее содержания (ст.2).

5.

И на челе ее: характер, отражаемый именем «Вавилон», и является выражением характера действий этой женщины.

Написано: т. е. имя, которое было написано в прошлом и по-прежнему остается там же. Имя отражает характер.

Тайна: это слово описывает титул, а не часть его. Следовательно, вполне соответствующее выражение «тайна Вавилона» (см. Откр.1:20).

Вавилон великий: хотя в определенном смысле символический Вавилон и считается как представитель падших религиозных течений, возникающих на протяжении всей истории, то Вавилон великий в книге Откровение обозначает в особом смысле этого слова объединение ложных религий в конце времени (см. Откр.14:8; 16:13-14; 18:24). В Откровении 17:18 символический Вавилон назван «великим городом» (ср. с Откр.16:19; 18:18), здесь без сомнения, Вавилон упоминается как великий ввиду того, что эти главы очень подробно останавливаются на последних окончательных усилиях сатаны приобрести себе преданность всего человечества, посредством ложной религии. «Вавилон великий» — это имя, через которое Слово Божие говорит о великом тройном религиозном союзе, между папством, отступившим протестантизмом и спиритизмом (см. Откр.16:13:18-19; ср. с Откр.14:8; 18:2; Зах.10:2; 11:3-9). Название «Вавилон» относится как к самим организациям, а также к их лидерам и членам, составляющим эти соединения. Последние упоминаются как «воды многие» (Откр.17:1:15) и как «живущие на земле» (ст.2: ср. с ст.7).

Мать блудницам: как уже было замечено, «Вавилон великий» включает в себя павшее протестантство. Дочери этой «матери» представляют различные религиозные течения, составляющие павшее протестанство, особенно если учитывать, что «она» является «матерью» таких учений как учение о вечных муках, о бессмертии души и святости воскресного дня, поклонении изображениям и др. Все придерживающиеся этих учений, являются ее дочерями.

Мерзостям: см.4 ст.

6.

Упоена: см.2 ст. Буквально «находиться в состоянии полного опьянения». В общем смысле следует сказать, что Вавилон напоен кровью мучеников всех веков (ср. с Откр.18:24), но в более прямом смысле кровью мучеников в заключительных сценах истории. Бог возлагает на Вавилон ответственность за кровь тех, кого он приговорил к смерти, хотя ему не было разрешено сделать это. Вавилон упоен успехами прошлого преследования святых (см. Дан.7:25; Матф.24:21; ср. с Откр.6:9-11; 18:24) и перспективами близкого будущего в этой кровопролитной задаче (см. Откр.16:6; 17:14).

Кровию: см. Откр.16:6.

Святых: см. Деян.9:13; Рим.1:7.

Свидетелей: т. е. мучеников (см. Откр.2:13; ср. с Иер.51:49; см. Откр. 18:24).

Иисусовых: т. е. тех, кто нес свидетельство об Иисусе, прежде всего своими словами, а затем и мученической смертью.

Они были убиты потому, что продолжали настойчиво свидетельствовать об Иисусе, Его истине и остались верными Его имени даже ценой своей жизни.

И видя ее: не вполне ясно, или это относится ко всему тому, что видел Иоанн в стихах с 3-го по 6-ой, или же только ее поведению в 6-ом стихе — наивысшей точке ее преступной карьеры. Ответ ангела на изумление Иоанна (ст.7) подтверждает первое предположение.

Дивился удивлением великим: типичное, характерное для еврейского языка выражение. Ангел пригласил Иоанна быть свидетелем исполнения приговора над Вавилоном, религиозной блудницей (ст.1), и, вероятно апостол ожидал увидеть картину полного разорения и опустошения. Но вместо этого он видел женщину, одетую в богатые и вызывающие одежды. Он видел ее пьяной и сидящей на страшном звере. Уже однажды ангел говорил Иоанну кое-что об этой дурной женщине (Откр.14:8; 16:18-19), но теперь он видит более полную и четкую картину ее преступления. И все это вызывает у Иоанна необыкновенное изумление. Выдвинутые ангелом преступления символического Вавилона могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Обольщение: путем обольщений «цари земные» вошли в союз с ней, чтобы выполнять все ее страшные намерения (см. ст.2: и 18:2).

2. Притеснение — деспотизм: сидя на «водах многих», она угнетает народы земли (см. Откр.17:1).

3. Содействие виновности людей: заставляет народы земли (кроме святых) пить вино ее политики и делает их соучастниками своего злого заговора (см. ст.2). Своим блудодеянием она развратила землю (Откр.19:2).

4. Пьянство: будучи упоена кровью святых, которые отказались пить вино ее честолюбивых желаний господствовать над землей.

5. Убийство и попытки к нему: убивая святых и замышляя убийство невесты Христа, «жены» из Откр.12 гл.

7.

Я скажу тебе: вся остальная часть этой главы посвящена объяснению ангелом «тайны» или же символического видения, которое только что видел Иоанн. Зверь объясняется в ст. с 8-го по 17-ый, «жена» в 18-ом стихе.

8.

Зверь, которого ты видел: т. е. зверь из 3-го стиха.

Иоанну не был показан зверь в таких периодах как «был, и нет его», но он был показан ему в его возрожденном состоянии, следующим за временем «нет его». Тем не менее ангел коротко касается прошлой деятельности этого животного.

В вступлении к видению в 1-ом и 2-ом стихах и в самом видении с 3-го по 6-ой стихи внимание Иоанна было направлено исключительно на женщину, и о звере почти упоминается случайно. На греческом языке с 1-го по 6-ой ст, согласно тексту Нестла — 102 слова посвящены женщине и только 12 зверю. Но в объяснении видения с 7-го по 18-ый стихи ангел почти только и говорит о звере и его головах. На греческом языке в этих стихах только 36 слов посвящено женщине, а 243 слова зверю. Это заслуживает внимания: разница между видением и его объяснением заставляет предполагать, что хотя выдвинутая тема видения и есть Божественный приговор, вынесенный над символическим Вавилоном и хотя он играет важную роль в событиях, описанных в видении, все же его непродолжительная победа и внезапное падение могут быть поняты только при тщательном изучении работы зверя как в его быстрых успехах, а также и его окончательном падении.

Был и нет его: в течение некоторого времени в прошлом зверь был активен, а затем исчезает. Это выражение повторяется в конце 8-го стиха и снова в 11-ом ст. Некоторые отождествляют период зверя «был» с языческим Римом, период «нет его» с коротким интервалом между концом языческого преследования и период «явится» с папским Римом. Другие уравнивают период «был» с работой зверя и его семью головами, период «не стало» с промежутком между ранением седьмой головы и возрождением зверя, как восьмого, и период «явится» с возрождением зверя, когда он становится «восьмым». Придерживающиеся первой точки зрения уравнивают зверя с драконом из 12-ой главы Откровения, а сторонники второй точки зрения относят сюда и барса из 13-ой главы. Настоящее время «нет его» подчеркивает согласованность времени.

Явится: Ангел все еще продолжает говорить о карьере зверя до его поднятия из бездны. В то время, как Иоанн смотрел на зверя в видении, он уже поднялся «из бездны». В то время, как выражение «был и нет» повторяются в конце 8-го стиха, напрашиваются слова «есть», т. е. выходит из «бездны». Подобные слова мы встречаем в 11-ом стихе, где после слова «есть» стоит слово «восьмый», следовательно, когда зверь выходит из «бездны» и «есть», он появляется как «восьмой». В 8-ом стихе зверь идет «в погибель» после поднятия «из бездны» и существует какое-то неопределенное время как «восьмой».

Когда зверь вновь существует как «восьмой», живущие на земле удивляются, «имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира», видя зверя. Замечательное подобное сравнение сделано в Откр. 13:3 и 8-ой ст, ср. с 4 ст, где показано отношение мира к зверю, когда его смертельная рана исцелела: «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира». Если 13-я глава относится к тому же событию, что и 17 гл, 8-ой стих, то выражение «смертельная рана исцелела» (13:3) равносильно выражению «выйдет из бездны» (17:8; ср. с 20:3.7); подобно тому, как слова «жив» (Откр.13:14) равноценны выражению «явится» и «есть восьмый» (17:8:11); раненая голова, «пленение» и «рана от меча» (13:3:10:14) встречают свою двойственность в низвержении зверя в «бездну»(17:8); и «смертельная рана»( 13:3) равноценна «бездне», периоду переживаемому зверем. Отмеченное здесь сходство разрешает здесь видеть в семи головах зверя, папскую голову (Откр.17:9-10). Однако это сходство не является окончательным.(О связи зверя из 17-ой и 13-ой глав см. ком. Откр.17:3).

Бездна: означает огромное безмерное пространство (Откр.9:1). В переводе «семидесяти» это выражение относится как к морским глубинам, а также к подземным водам; в Пс.70:20 и Рим.10:7 этим словом названо место смерти. Нисхождение в бездну, таким образом, говорит о смерти зверя, который появляется, чтобы погибнуть.

Погибель: по греч. «полное уничтожение, истребление» (Иоан.17:12), это говорит об окончательной гибели зверя (Откр.17:11; см. Откр. 20:10).

Живущих: т. е. тех, на которых сидела «блуд ница» (ст.1) и кто пил вино ее блудодеяния (ст.2; ср. с Откр.13:3-4:7-8:12:14).

Удивятся: по греч, «быть изумленным»(см.6 ст). Народы земли очень удивлены, смотря на зверя, которого они видели идущим в бездну (ст.8), возвращающимся опять и принимающимся снова за свою прежнюю деятельность. В начале они «удивляются», а затем «поклоняются» ему (Откр.13:3-4:8:12:14), т. е. добровольно помогают зверю в исполнении его богохульных планов (О связи зверя из 17-ой и 13-ой глав см. ком. Откр.17:3: и слова «явится» в Откр.17:8).

Не вписаны: т. е. не перечисляются вместе с теми, кого Бог принимает как кандидатов своего царства.

Книгу жизни: см. Фил.4:3. От начала мира: можно понять, что эти име на были записаны в книге жизни от времени «основания мира» или же просто что сама книга существовала с того времени. Последнее утверждение более приемлемо (ср. с Откр.13:8).

Выйдет: т. е. «должен быть, должен прийти».

9.

Здесь ум, имеющий мудрость: ср. с Откр.13: 18. Ангел таким путем вводит свое объяснение о звере, который «был, и нет его, и выйдет» (Откр.17:8). То, что Иоанн видел было «тайной» ср. с 7 ст. см.5 ст), в том смысле, что действительность была сокрыта в символической оболочке, или языке, и требовалась «мудрость», чтобы понять его образы в буквальном значении. Хотя это определение ангела, возможно, относится большей частью к «тайне» и, следовательно, к объяснению 9-го и 10-го ст, все же это имеет отношение и ко всему видению и объяснению с 10-го по 18 стихи в целом.

Семь голов: символы семи основных полити ческих сил, посредством которых сатана пытается уничтожить народ Божий и его работу на земле (17:2:3:6:10), или Св. Писание имеет в виду эти головы как семь отдельных народов истории, не ясно и не определенно, так как в Откровении число «семь» чаще символическое, чем буквальное (Откр. 1:11). Поэтому некоторые считают семь голов как полноту политической силы, какая обрушивалась на народ Божий и его работу на земле в течение всей истории.

Другие предполагают, что силы представленные семью головами, должны быть семью отдельными народностями, о которых уже упоминалось в различных пророчествах Даниила и Откровении. Они отождествляют первые четыре головы с четырьмя великими мировыми державами из Дан.2-ой и 7-ой глав, пятую с маленьким рогом из седьмой главы Даниила и восьмую с «барсом» из Откр.13:2. Согласно такому толкованию силы, изображенные пятью головами, будут: Вавилон, Персия, Греция, Римская империя и папство. Шестая и седьмая головы — революционная Франция и Соединенные Штаты, или Соединенные Штаты и мировая организация, или же Соединенные Штаты и возрожденное папство.

И еще некоторые предполагают, что семь голов представляют собой главные силы, которые преследовали Его народ с тех пор, как существует мир, а именно: Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция, Римская империя и папство. Сторонники этого мнения указывают на важную роль Египта и Ассирии относительно Израиля в Ветхозаветней истории и пророчестве. Они также указывают на то обстоятельство, что каждая из этих семи сил стремилась или истребить народ Божий, или же поработить его или уничтожить его отличительные принципиальные черты религии.

1. Египет у Чермного моря (Исх.14:9-30).

2. Ассирия при Сенахириме (Ис.8:4-8;

36:2-22; 37:3-37).

3. Вавилон во время плена (Иер.39:9;

52:13-15).

4. Персия при Амане (Есфирь.3:8-9; 7:4;

9:1-6).

5. Греция при Антиохе Епифане (1Макк.1:20-64; 3:42; 4:14:36-54).

6. Рим в его преследовании как иудеев, так и христиан (Дан.8:9-12:24-25; Матф.24:15:21; Лук.21:20-24).

7. Папство во всей своей истории (Дан.7:21:25; 8:24; 11:33:35).

Ввиду того, что Слово Божие не говорит о том, как нужно понимать эти семь голов и не определяет времени, с какого можно было бы вести это летоисчисление, поэтому данный комментарий делает ударение на догматическом заключении. Семнадцатая глава книги Откровения говорит о звере в периоде «выйдет» и будет «восьмым» (ст. 8 и 11), и к счастью, нужно сказать, что объяснение главной мысли не зависит от исчерпывающей познваательности семи голов.

Гор: обычный пророческий символ, обознача ющий власть (Ис.2:2-3; Иер.17:3; Иез.17:22-23). Этот символ также может быть ссылкой на город Рим, расположенный на семи холмах. Классики часто упоминают о Риме, как городе семи холмов. В первые столетия нашей эры, христиане обычно ссылались на Рим, как на «Вавилон» (1Петр.5:13; Откр. 14:8), возможно, чтобы избежать обвинения против себя, когда говорили и писали относительно римской антихристианской деятельности и надвигающихся на него судов Божьих.

Имея в виду историческое отношение древнего Вавилона к народу Божьему в ветхозаветние время, отождествление «Вавилона» с Римом в его отношении к христианству вполне логично и оправдано.

Сидит жена: здесь ангел говорит о «жене», сидящей на «семи головах», тогда как в 3-ем стихе о ней просто сказано, что она сидит на «звере» (см. ком). Следовательно, «жена» сидит на головах и на звере, что, по всей вероятности, равнозначно, и между зверем и его головами нет никакого различия.

10.

И семь царей: эти «цари» не дополняют «головы» и «горы», но, вероятно отождествляются с ними. Какое различие между «царями» и «горами» не ясно.

Пять пали: исходная точка времени, которая бы указывала, «когда пять пали, один есть, а другой еще не пришел», определенно не выражена. Адвентистские комментаторы придерживаются трех различных мнений, что касается этого времени:

1. Исходя из того положения, что семь голов представляют из себя силу всех столетий, угнетающую народ Божий и его работу на земле, независимо от числа, нужно сказать, что большая часть этой силы уже сошла со сцены истории.

2. Те, кто считает первых пять голов как Вавилон, Персия, Греция, Рим и папство, понимают, что эти пять пали тогда когда папству в 1798 году была нанесена смертельная рана (Откр.13:3-4).

3. Те, кто подразумевают под пятью головами Египет, Ассирию, Вавилон, Персию и Грецию, считают, что время, указанное в 10-ом стихе — это был тот период времени, в который жил Иоанн, когда ему было дано это видение.

Один есть: согласно первой точки зрения меньшинство политических сил все еще играют свою роль; согласно второму мнению Соединенные Штаты или же другая мировая организация, как лига наций, или же объединенных наций; согласно третьей точки зрения папство (см. выше «пять пали»). Следует заметить, что если события, предсказанные в 17-ом стихе, частично подобны событиям в 13-ой главе (см. Откр.17:3:8), то из этого следует, что под «другой» подразумевается папская голова.

Не долго: это выражение употребляется 34 раза в Новом Завете в смысле «мало, немного» для определения количества и 8 раз в смысле «немного» для определения времени (Откр.12:12). Поэтому эту часть предложения можно перевести: «и он будет непродолжительное время», в смысле «ограниченности времени», в контрасте с неограниченным временем в Откр.12:12: слово не должно относится к тому непродолжительному времени, какое было дано сатане после понесенного им поражения у креста. Возможно, что ангел этим словом ободряет Иоанна, что сатана, и в частности, власть, представленная семью головами, никогда не осуществит до конца своих целей или же, что их сроки господства будут резко ограничены. Некоторые просто понимают выражение «не долго» буквально, как короткий период времени.

11.

И зверь, который был: см.8 ст.

И которого нет, есть восьмый: буквально это и есть «восьмой». Это зверь в его возрожденном состоянии в периоде «явится», следующим за его выходом из «бездны» (см. Откр.17:8:10).

Некоторые считают восьмого зверя только как папство, другие видят в этом только сатану.

Сторонники второго мнения указывают на то время, когда сатана будет пытаться выдавать себя за Христа (2Фес.2:8).

Из числа семи: зверь «восьмой» это сам зверь, к которому были прикреплены семь голов (ср. с Откр.14:11-12). Отсутствие определенного артикля на греческом языке перед словом «восьмой» заставляет предполагать, что сам зверь и был действительно авторитетным фоном семи голов. И поэтому не больше говорит о себе, чем просто другая голова, как «восьмой по счету». Итогом всей их работы, кульминационной точкой их деятельности является сам зверь. На греческом языке слово «семь» мужского рода и, следовательно, не может относится к голове которая принадлежит к женскому роду.

Погибель: см. 8 ст.

12.

Десять рогов: ср. с Дан.7:24; Откр.12:3; 13:1; см. Дан.7:7.

Которые еще не получили царства: согласно точки зрения некоторых число «десять» означает десять особенных царей или народов. Другие считают «десять» круглым числом, определяющим всю власть и силу, выраженную в «рогах», независимо от их арифметического числа. Такое понятие используется в Св. Писании в Откр.12:3. Иногда этими десятью рогами изображают также десять сил в книгах Даниила и Откровения. Другие на основании того, что эти десять получают власть, как цари земные со зверем на один час, считают, что их нельзя отождествлять вместе с различными народами, которые поднимались во время распада Римской империи.

Один час: по греч. «период», «день» (в противоположность ночи), «двенадцатый час дня» или же «определенный отрезок времени». В Матф.14:15: слово «час» переведено словом «время», в значении времени дня. Есть еще и другие примеры подобного перевода (Матф.18:1; Иоан.16:2; 1Иоан. 2:18; Откр.14:15. «Час» — переведен как «время» в Марк.6:35; Лук.2:38; в смысле, что настал именно этот момент в Рим.13:11; как «позднее время в Марк.11:11. Конечно, значение часа в каждом отдельном примере должно разрешаться контекстом. Некоторые понимают «час» из Откр.17:12 как пророческое время, которое равняется примерно двум неделям буквального времени.

Тем не менее, по контексту видно другое. В целом признано, что 18-я глава дает более подробное объяснение событиям, описанным в 17-ой главе с 12-17 стихи, но период времени, обозначенный как «один день» в 18-ой главе 8-ом ст, также назван «часом» в 10-ом, 17-ом и 19-ом стихах, очевидно, как намеренное желание Св. Писания показать небольшой период без обозначения его точного времени. И вероятно, следует и Откр.17:12 понимать в том же смысле, т. е. как непродолжительный отрезок времени. Периоды времени, упомянутые в Писании не всегда обозначают пророческое время. Так например, семь лет голода, предсказанные Иосифом, были буквальными годами (Быт.41:25-31), что остается верным и о сорока годах скитания, предсказанных в Числ.14:34: то же самое можно сказать и о 400 годах из Быт.15:13: семидесяти годах из Иер.25:12 и 19:10: и о 1000 лет из Откр.20:4. Непродолжительность часа из Откр.17:12 свидетельствует о наивысшей точке сатанинских планов относительно соединения в мире между отступившей религиозной организацией на земле, символически представленной женой, и политическими силами земли, изображенными зверем (см. Откр.16:13-14; 17:3).

По всем данным видно, что Иоанн в течение этого короткого «часа» видел и «жену», сидящую на звере в момент ее наивысшего положения, «упоенной» кровью святых и мучеников за имя Иисуса (Откр. 17:3-6).

13.

Мысли: по греч. «мнение, намерение, цель, ре шение, указ». В 17-ом стихе это же самое слово переведено как «воля». «Мысли» народов земли прямо направлены против Бога.

Народы земли символически изображены десятью рогами, здесь имеют одну цель: объединиться со зверем (ст.3), чтобы заставить жителей земли пить вино Вавилона (ст.2), т. е. объединить весь мир под его контроль и стереть с лица земли всех отказывающихся сотрудничать вместе с ними (ст.14).

И передадут силу: по греч. «способность». Благодаря помощи и содействию десяти рогов зверь достигнет своей цели.

Власть: по греч. «авторитет»(см. Марк.2:10; Рим.3:1) в буквальном смысле это выражение будет звучать так: «Они имеют одну цель т. е. они отдадут свои способности и авторитет зверю». Такое единогласное соглашение между народами будет достигнуто через работу и содействие «трех нечистых духов» (Откр.16:13), когда испытание будет окончено, Бог допустит состояться этому всемирному религиозно-политическому союзу, преследующему цель уничтожить Его народ. Этот план Его рука сдерживает еще со дней Вавилона (Быт.11:4-8; Дан.2:43; Откр.14:8; ср. с 2Пар.18:18). «И будет создан один всеобщий союз, будет господствовать одно всеобщее соглашение — союз сатанинских сил. В битве, которая разыграется в последние дни против народа Божьего, объединятся все злые силы, восстающие против закона Иеговы» (доп. материалы к Откр.17:13-14. статьи Е. Вайт).

14.

Вести брань: т. е. «присоединиться к сражению». При объединении всего мира (Откр. 16:12-16; 17:13) под руководством «зверя» из 3:8:11 стихов открывается последняя фаза вековой борьбы против Христа и Его народа. Этот этап борьбы назван «брань в великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:14), более подробно описан в 19-ой гл. с 11-21 стих (см. ком). При шестой язве совершается приготовление к этой битве (Откр.16:12-16), которая произойдет при седьмой язве.

Агнец: см. Откр.5:6.

Победит их: верный Божий народ, который так долго страдал от руки врагов (Откр.6:9-11; 13:7:15), теперь освобождается, когда Тот, Кто Царь царей и Господь господствующих, поднимет Свою всесильную руку и вступится за них (Откр.11:15:17; 18:20; 19:2:11-21). Христос вмешается в тот момент, когда силы зла, обрушатся на святых, и это произойдет в начале седьмой язвы.

Господь господствующих: титул «Господь господствующих и Царь царей» используется в Писании по отношению ко Христу в тот момент, когда Он возвращается на землю, чтобы избавить верный народ (1Тим.6:15; Откр.19:16; ср. с Матф.25:31; Откр.1:5; 17:14).

С (Ним): греческий предлог, обозначающий «поддерживать компанию кого-либо».

Званные: буквально «приглашенные», т. е. по лучившие вечное спасение (Матф.22:3:14).

Избранные: или же «выбранные». Не все «званные» окажутся «выбранными». О разнице между «званными» и «выбранными» см. Матф. 22:14; ср. с Иоан. 1:12.

Верные: или «достойные доверия, надежные». Избранные должны оставаться «верными» даже до смерти (Откр.2:10), если это будет необходимо, чтобы остаться с Ним, т. е. со Христом. Недостаточно быть «званным», но нужно быть и «избранным». Другими словами, те, кто однажды переживали на личном опыте благодать Божию через веру во Христа, должны «остаться» в этой благодати, если они желают войти в царство славы (см. Иоан. 3:18-20; Ефес.1:4-5; ср. с 1Кор.3:15; Иез.3:20; 18:24; 33:12).

15.

И говорит мне: см. Откр.17:1.

Воды: см.1 ст. О примерах где воды являются символами людей см. Ис.8:7; Дан.7:2.

Сидит: здесь ангел снова упоминает о том, что Иоанн уже видел в 3-ем и 6-ом стихах без определения точного времени (ср. с 11-13 ст. см. ком. там же).

16.

Десять рогов: см. Откр.17:12.

На звере: согласно содержанию главы следовало бы прочесть «и десять рогов и зверя». Роги и зверь принимают участие в исполнении Божественного приговора над Вавилоном. Относительно тождественности зверя см.3 ст.

Возненавидят: это говорит о перемене от ношения со стороны зверя и рогов. Некоторые относят это отношение со стороны десяти рогов к отношению народов Западной Европы к папству со времен реформации; другие считают, что исполнение этого пророчества принадлежит будущему. Но раньше «роги» отдадут свою помощь и поддержку политике «жены» (см.3:9:13 ст), в особенности в том, чтобы убивать святых (ст.14), но когда Христос победит их (ст.14), они обратятся против нее сознавая, что это она ввела их в заблуждение (ст.2).

Блудница: см. 1 ст.

Разорят: по греч. «оставить пустынным, опустошить»(ср. с 3 ст). Форма греческого слова говорит о том, что блудница останется разоренной (Откр.18:21). О более подробном, унизительном состоянии блудницы см. Откр. 18:22-24.

Обнажат: т. е. лишат ее величественных одежд (3-4 ст) и таким образом оставят в стыде и замешательстве (ср. с Иез.2:29; Откр. 16:15).

Плоть: буквально «куски тела», что рисует картину обращения с ней. Подобно тому, как зверь разрывает на куски свою жертву, когда пожирает ее, так и блудница безжалостно и жестоко будет истреблена теми же силами, какие совсем недавно еще поддерживали ее (см. выше «возненавидят»).

Сожгут: буквально «сожгут ее дотла» (ср. Откр.18:8), где читаем: «и будет сожжена огнем». В Откр.18:6 и Иез.28:17-19 символически представлена женщина, которая будет сожжена символическим огнем.

17.

Бог положил: «десять рогов и зверь» (ст.16) уполномочены Богом привести в исполнение Божественный суд или приговор над Вавилоном за его преступления (Откр.17:1; ср. с 3Цар. 15:14; 2Пар.18:18; 2Фес.2:11), таким образом Откровение 17:16-18 ст, содержит в себе кульминационную точку всей этой главы, изображая суд над великой блудницей, т. е. эту тему беседы, о которой и говорил ангел в первом стихе. Со 2-го по 6-ой стихи представляют перечень ее преступлений и таким образом ответ на вопрос «почему» над ней вынесен такой приговор мы встречаем в Откр.18:8 ст. Каким образом он будет приведен в исполнение при седьмой язве см. Откр.16:19; ср. с Откр. 18:5:21 и 19:2.

Сердце: или «разум».

Исполнить волю Его: т. е. привести в испол нение цель или же решение (см. 13 ст) небесного совета относительно «великой блудницы» (Откр.17:1).

Отдать царство их: см.13 ст.

Слова Божии: т. е. «Его воля», выраженная в приговоре против символического Вавилона (Откр.16:19; 17:1).

Исполнятся: т. е. пока приговор будет пол ностью приведен в исполнение. Объединенные религиозные организации мира (Откр.16:13) вместе со своими лидерами первые падают, в то время как политическая сторона всеобщего «религиозно-политического союза» (Откр.16:17; 17:5) становиться орудием в руках Божьих для совершения приговора против религиозной стороны этой «коалиции» (ср. с Ис.10:15; 13:4-9; 14:4-6; 29:17-22; 47:11-15; Иер.25:14:34-38; 50:9-15:29-31; Иез.26:3; Дан. 11:45; Зах.11:10; Откр.19:2.

18.

Жена: см. 3 ст.

Великий город: буквальный Вавилон был «великий город» в древнее время. Со дней Вавилонской башни Вавилон символизировал собой организованное сопротивление целям Божьим на земле (Быт.11:4-6; Откр.14:8). Вообще каждый город представляет из себя высокую форму организации человеческого общества. Следовательно «великий Вавилон» вполне соответствует пророческому символу организованной всеобщей отступившей религиозной организации.

Комментарии Е. Уайт к 17-й главе

К Откр. 17:2. «Теория о вечных муках является одним из лжеучений, составляющих отвратительное «вино» Вавилона, каким он напоил все народы (Откр.14:8; 17:2). То, что служители Христа приняли эту ересь и распространяют ее, действительно, является тайной. Представление о вечных муках навязано человеку, как и подмена субботы воскресеньем. Великие и добрые люди проповедовали подобные взгляды, но они не были озарены светом, потоки которого излились на нас. С них спросят в соответствии с тем светом, который сиял в их время; мы же должны жить согласно свету, который сияет в наши дни. Если мы отвернемся от свидетельства Слова Божьего и примем лжеучения только потому, что так учили наши отцы, тогда приговор, вынесенный Вавилону, окажется приговором и нам, ибо мы пили вино беззакония его» (ВБ стр.536).

К Откр. 17:4-6. «В Новом Завете апостол в подобных же выражениях обращается к тем верующим, которые стремились к дружбе с миром, а не к милости Божьей. Апостол Иаков говорит: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).

Женщина (Вавилон), о которой говорится в 17-ой главе Откровения, «облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

Пророк говорит: «Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых». И дальше Вавилон представлен как «великий город, царствующий над земными царями» (Откр.17:4-6;18).

Власть, которой в течение многих столетий подчинялись христианские монархи,- это Рим. Порфира и багряница, золото, драгоценные камни, жемчуг — все это в ярких красках передает нам величие и надменность Рима. Ни о какой другой власти нельзя сказать с такой правдивостью, что она «упоена кровью святых», как об этой, столь яростно преследовавшей последователей Христа. Вавилон также обвиняется в грехе незаконной связи с «царями земли». Удалившись от Господа и соединившись с язычниками, иудейская церковь стала блудницей, и Рим, искавший поддержки в земной власти, развратился подобным же образом и также подлежит осуждению» (ВБ стр.282).

К Откр. 17:6. «В 13 столетии было учрежде но одно из самых страшных орудий папства — инквизиция. Князь тьмы сотрудничал в этом вопросе вместе с представителями папской верховной власти. На их тайных сборищах незримо присутствующие там сатана и его ангелы управляли мыслями этих безбожников, в то время как невидимый ангел Божий записывал их ужасные постановления и историю всех их деяний, способных устрашить любого смертного. «Вавилон великий был упоен кровью святых». Искалеченные тела миллионов мучеников вопияли к Богу об отмщении» (ВБ стр.59).

К Откр. 17:14. «Сердце истинного служителя исполнено горячим желанием спасти грешника. Для того чтобы другие могли услышать о той истине, которая принесла его душе в свое время столько радости, мира и ликования, он отдал все свои силы и время для этого. Дух Христов будет покоиться на нем. Он с таким бдением наблюдает за душами, как Тот, Кому нужно будет отдать за них отчет. С глазами, обращенными на голгофский крест, взирая на вознесшегося Спасителя, полагаясь на Его милость и веру в то, что Он будет с ним до конца его служения, его щитом и силой, он неутомимо продолжает работать для Бога. Путем горячих и сердечных молитв, смешанных с обетованиями Божьими, он старается обратить людей ко Христу и такой служитель на небе будет в числе «званных, избранных и верных» (Д. А. стр.371).

«Общение со Христом — как это невыразимо дорого! И такое общение может стать нашей возможностью, если мы будем искать Его и если мы принесем любую жертву для того, чтобы достичь Его. Когда первые ученики услышали Слова Христа, они почувствовали нужду в Нем. Они искали; они нашли; они последовали за Ним. Они были с Ним и в домашней обстановке, в горнице, на поле. Они были с Ним, как ученики с Учителем, ежедневно принимая от Него святые истины. Они смотрели на Него, как смотрит слуга на своего господина, чтобы во всем исполнить свой долг, они служили Ему с радостью и готовностью.

Они следовали за Ним, как следует воин за своим Повелителем сражаясь добрым подвигом веры. И они «званные, избранные и верные» (Свид. т.5. стр.223).

К Откр. 17:18. «Состояние морального упадка и отступничества, которое будет наблюдаться в религиозном мире в последние дни, пророк Иоанн видел в видении о Вавилоне, «великом городе, царствующем над земными царями». Как во дни Ноя и Лота, должно произойти решительное отделение от греха и грешников. Не может быть никакого соглашения между Богом и миром, никаких оглядок назад и попыток спасти земные сокро- вища. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24; Патр. и прор. стр.167).