Предисловие

1. Название. В сохранившихся до настоящего времени греческих рукописях, относящихся к самому раннему периоду, а также сочинениях некоторых отцов церкви эта книга носит простое название — «Откровение Иоанна богослова и Евангелиста».

Греческое слово «Апокалипсис», т. е. «Откровение», означает в буквальном смысле слова «снимать покрывало с чего-либо», а на языке религиозной литературы это слово будет означать «Открытие будущего».

2. Автор книги. Автор книги неоднократно называет себя Иоанном (Откр.1:1; 1:9; 21:2; 22:8). Это обыкновенное еврейское имя, которое очень часто встречается в книгах Ветхого Завета. Имя автора говорит о том, что он был иудеем. На основании многих фактов можно сказать, что имя «Иоанн» было его настоящим именем, а не псевдонимом, к чему часто прибегали многие иудейские и христианские писатели. Первое, что обращает на себя внимание — это то, что называя себя Иоанном, автор Откровения не делает никакой попытки выставить себя, как человека, занимающего какое-то положение в церкви. Его скромное свидетельство о себе как Иоанне, «вашем брате», свидетельствует о подлинности его имени, чтобы вызвать доверие ко всему тому, что он написал в книге Откровения.

Кто такой Иоанн? В Новом Завете мы встречаем ряд лиц, носящих это имя, как например: Иоанн Креститель, сын Зеведеев, который был одним из учеников, затем Марк, прозванный Иоанном, а также родственник первосвященника Анны (см. Деян.4:6). Конечно, автор книги не мог быть Иоанном Крестителем, который умер до распятия Христа; о родственнике первосвященника Анны нет никаких данных, что он когда-либо стал христианином. А что касается Марка-Иоанна, также мало оснований полагать, что он является автором этой книги.

Теперь наше внимание сосредотачивается на Иоанне, сыне Зеведеевом, брате Иакова. Он был не только одним из двенадцати, но также принадлежал к кругу близких друзей Иисуса. И вся христианская церковь почти единогласно признает его автором книги Откровения. Все христианские писатели, жившие до середины столетия по рождеству Христову, чьи труды продолжают распространяться до настоящего времени, считали Иоанна, сына Зеведеева, автором этой книги. Как например: Иуст, мученик в Риме (100-165), Климентий из Александрии, умерший в 220 году по Р. Хр. Все эти писатели в своих трудах выражали твердое убеждение в том, что автором книги «Откровение» является Иоанн.

Согласно некоторым христианским традициям, определенные годы жизни Иоанна были связаны с городом Ефесом. Так, Иереней в своих трудах говорит, что, будучи еще юношей, он видел престарелого Поликарпа из Смирны, который беседовал со многими, видевшими Христа. Среди них был Иоанн, который оставался в Ефесе до дней царствования Трояна (98-117 гг. по Р. Хр).

3. Исторические данные. Основываясь на исторических данных, можно определить, что книга «Откровение» была написана во время царствования Домициана, примерно в 96 г. по Р. Хр.

Интересно отметить, что во время царствования этого царя впервые был введен культ поклонения его изображению. Христиане того времени подвергались большим неприятностям по этой причине. И Иоанн был изгнан на остров Патмос. К тому времени почти никого из 12 апостолов не было в живых. Христианство перешло границу второго поколения. Многие из тех, кто лично знал Учителя, покоились в своих могилах. Церковь подверглась одному из самых ожесточенных гонений, и, естественно, она нуждалась в откровении Иисуса Христа. Поэтому видения, данные Иоанну, имели свое специальное и необходимое значение и смысл. Путем книги «Откровение» перед гонимой церковью было открыто Небо, и христианам, отказывающимся поклоняться изображению императора, было дано уверение в том, что их Господь находится одесную Бога, безгранично превосходящего величием и силой земного монарха, требующего от них поклонения своему изображению.

4. Тема. С самых первых слов (Откр.1:1.) эта глава открытий тайн будущего заявляет о себе как об Откровении, завершающегося абсолютной победой Иисуса Христа. В течении целого ряда столетий иудейская литература тех времен была проникнута языком книг «Даниила» и «Откровения».

Хотя книга «Откровение» является пророческой, она отличается от остальных библейских пророческих книг, таких, как книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и др. идеей о Вселенной. Большая часть пророчеств Ветхого Завета занята национальными проблемами, сосредоточившись главным образом вокруг истории Израиля и его славного будущего. Книга «Откровение» сосредотачивает свое основное внимание на небе — центральном месте великой борьбы между Христом и сатаной.

Эта книга, являющаяся откровением Иисуса Христа, ставит своей задачей сделать людей совершенными, чтобы они могли отражать Его безупречный характер и вести Его церковь через все превратности истории к завершению Его вечной цели. Здесь, как ни в какой другой книге Священного Писания, открывается завеса, отделяющая невидимый мир от видимого, чтобы показать людям великую борьбу между человеческими интересами и интересами Милосердного Агнца, Который молча и терпеливо трудится над проведением Своей воли и планов.

«Откровение» состоит из четырех главных разделов, или пророческих линий:

1. Семь церквей (1 — 3 гл.).

2. Семь печатей (4 — 8 гл.).

3. Семь труб (8 гл.2 ст.- 11 гл.).

4. Заключительные события великой борьбы (12 — 22 гл.).

В книге «Откровение» встречаются и находят свое завершение все книги Библии, но в особом смысле она является завершением книги Даниила. Дан.12 гл. 13 ст, открывается в книге «Откровение», поэтому эти две книги должны изучаться вместе. Книга «Откровение» содержит ссылки и цитаты из 28 книг Ветхого Завета, который состоит из 39 книг. По мнению одного авторитетного лица, книга «Откровение» содержит 505 таких цитат и ссылок, из которых 325 относятся к пророческим книгам Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а также из книг малых пророков: Захарии, Иоиля, Амоса и Осии. Из Пятикнижия особенно много ссылок из книги «Исход». Из Нового Завета — Матфея, Луки, 1-го и 2-го посланий к Коринфянам, Ефесянам, Колоссянам, Фессалоникийцам. При исследовании взятых цитат и ссылок можно сделать вывод, что Иоанн прямо переводит из еврейского Ветхого Завета, хотя временами и ощущается влияние греческого перевода.

Правильное понимание этих цитат и ссылок из Ветхого Завета в историческом плане является первым шагом к тому, чтобы представить себе, какое значение они имеют в Откровении. Особенно это относится к именам, местам, предметам и событиям. В заключение нужно особенно подчеркнуть, что все прошедшее перед Иоанном в видении было дано для руководства, утешения и ободрения церкви не только в его дни, но и во все столетия христианской эры до окончания времени.

Здесь в интересах церкви предсказано ее будущее. Даны практические советы верующим не только времен апостолов и Христа, но и живущим в последние дни истории Земли для того, чтобы все могли иметь разумное и правильное представление об опасностях и борьбе, стоящей перед ними. Например, имена семи церквей являются символами церкви в различные периоды истории. Местная церковь в Ефесе, например, сделалась символом всего христианства апостольских времен, но весть, обращенная к ней, была написана как слово ободрения к верующим всех столетий. Иногда одно пророческое место может заключать в себе одно или несколько исполнений (Втор. 18:14). Некоторые такие пророчества имеют моментальное или же более позднее исполнение и содержат принципы, применимые во все времена. Необходимо еще помнить, что обетования Божьи и Его проклятия даны на условии.

Так например, некоторые определения, которые могли бы исполниться на разных ступенях истории земли, не были осуществлены, потому что церковь не воспользовалась данными ей преимуществами и возможностями.

5. Конспект книги «Откровение».

        I. Пролог (Откр.1:1-3).

        II. Послание к семи церквам (Откр.1:4 3:22).

                    Приветствие (Откр.1:4-8).

                    Введение: видение о Христе (Откр.1:9-20).

                    К Ефесской церкви (Откр.2:1-7).

                    К Смирнской церкви (Откр.2:8-11).

                    К Пергамской церкви (Откр.2:12-17).

                    К Фиатирской церкви (Откр.2:18-29).

                    К Сардисской церкви (Откр.3:1-6).

                    К Филадельфийской церкви (Откр.3:7-13).

                    К Лаодикийской церкви (Откр.3:14-22).

        III. Престол Божий и книги с семью печатями (Откр.4:1 — 8:1).

                    Небесный престол (Откр.4:1-11).

                    Торжество Агнца (Откр.5:1-14).

                    Первые шесть печатей (Откр.6:1-17).

                                1. Первая печать: белый конь (Откр.6:1-2).

                                2. Вторая печать: рыжий конь (3-4 ст).

                                3. Третья печать: вороной конь (5-6 ст).

                                4. Четвертая печать: бледный конь (7-8 ст).

                                5. Пятая печать: вопль мучеников (9-11 ст).

                                6. Шестая печать: день гнева Божьего (12-17 ст).

                                Запечатление 144000 (Откр.7:1-8).

                                Великое множество (Откр.7:9-17).

                                7. Седьмая печать: борьба окончена (Откр.8:1).

        IV. Суды Божьи — Семь труб (Откр.8:2 11:19).

                    Введение (Откр.8:2-6). Первые шесть труб (Откр.8:7 — 9:21).

                                1. Первая труба: огонь, град, кровь(Откр.8:7).

                                2. Вторая труба: горящая гора (Откр.8:8-9).

                                3. Третья труба: падающая звезда (Откр.8:1011).

                                4. Четвертая труба: солнце, луна, падающие звезды (Откр.8:12-13).

                                5. Пятая труба: саранча (Откр.9:1-12).

                                6. Шестая труба: ангелы у Евфрата (Откр.9:13-21).

                                Ангел с раскрытой книгой (Откр.10:1-11).

                                Измерение храма (Откр.11:1-2).

                                Два свидетеля (Откр.11:3-14).

                                7. Седьмая труба: торжество Бога (Откр.11:15-19).

        V. Последнее сражение в великой борьбе (Откр.12:1 — 20:15).

                    А. Сатана идет войной против остатка (Откр.12:1-13:14).

                                1. Причины войны (Откр.12:1-16).

                                2. Сатана объявляет войну (Откр.12:17).

                                3. Роль другого зверя (Откр.13:11-17).

                                4. Роль страшного зверя (Откр.13:1-10).

                    Б. События великой последней битвы (Откр. 13:15-14:20).

                                1. Ультиматум сатаны народу Божьему: образ и начертание зверя (Откр.13:15-18).

                                2. Торжество 144000 над зверем, его образом и начертанием (Откр.14:1-5).

                                3. Божий ультиматум к жителям земли: три ангельские вести (Откр.14:6-12).

                                4. Поражение тех, кто отверг последнее приглашение Бога (Откр.14:13-20).

                    В. Последние семь язв: Божественные суды над нечестивыми (Откр.15:1 — 17:18).

                                1. Подтверждение Божественной справедливости (Откр.15:1-4).

                                2. Приготовление ко дню гнева Божьего (Откр. 15:5-16:1).

                                3. Последние семь язв (Откр.16:2-21).

                                4. Привлечение к суду Вавилона великого (Откр.17:1-18).

                    Г. Уничтожение зла (Откр.18:1 — 20:15).

                                1. Подтверждение Божественной милости: последнее приглашение оставить Вавилон (Откр. 18:1-4).

                                2. Конец религиозной борьбы: опустошение Вавилона (Откр.18:5-24).

                                3. Коронация Христа, как Царя царей (Откр. 19:1-10).

                                4. Второе пришествие Христа и торжество нашей земли (Откр.19:11-21).

                                5. Тысячелетнее царство: уничтожение греха и грешников (Откр.20:1-15).

        VI. Новая Земля и ее жители (Откр.21:1 22:5).

                    а). Новый Иерусалим (Откр.21:1-27).

                    б). Река и дерево жизни (Откр.22:1-2).

                    в). Вечное наследие святых (Откр.22:3-5).

        VII. Эпилог: предостережение и приглашение (Откр.22:6-21).

                    А. Принятие книги и ее вести (Откр.22:6-11).

                    Б. Воззвание о готовности к пришествию Христа (Откр.22:11-21).