Глава 2

1.

Ангел: см. Откр.1:20.

Ефес: существует определение слова «Ефес» как «желанная». Во дни Иоанна Ефес был главным городом римской провинции в Асии и позже стал ее столицей. Он был расположен на западной окраине главной магистрали, пересекающей Среднюю Азию со стороны Сирии, и благодаря такому географическому расположению, являлся важным морским портом на Эгейском море, а, значит, и торговым центром. Впервые Евангелие было проповедано здесь Павлом в 52 году по Р. Хр., когда он, возвращаясь из своего второго миссионерского путешествия, остановился здесь, прежде чем направиться в Иерусалим и Антиохию. Его друзья Акила и Прискилла временно поселились там вместе с Аполосом (Деян.18:21,24,26). Павел вернулся в Ефес. Он оставался там, около двух лет. Такое длительное пребывание апостола в Ефесе по сравнению с его пребыванием в других местах говорило о том, что его работа там увенчалась особенным успехом. Его биограф Лука говорит:»Все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины»(Деян.19:10). Вполне вероятно, что в то же самое время были основаны и другие общины (Кол.4:13:15-16).

После своего первого заключения Павел, хотел, по-видимому, посетить Ефес, но поручил сделать это Тимофею.

О дальнейшей истории Ефесской церкви неизвестно ничего определенного, пока это название спустя 30 лет не появляется в Откровении. Тем не менее, предание говорит о том, что Иоанн, возлюбленный ученик Иисуса, стал главой этой церкви, вероятно, после закрытия церкви в Иерусалиме во время иудейско-римской войны, примерно в 68 году по Р. Хр.

Следовательно, в то время, когда писалось Откровение, Ефес был одним из ведущих центров христианства, и поэтому, вероятно, он и был тем самым подходящим местом, куда было направлено Слово Христа.

Центральное положение Ефеса в христианском мире, его духовное состояние как нельзя лучше характеризуют всю церковь апостольского периода, история которого длилась примерно до конца первого столетия по Р. Хр. Эта эра вполне законно может быть названа эрой апостольской чистоты, что было особенно дорого в очах Божьих.

Держащий: более энергичное выражение, чем в Откр.1:16.

Семь звезд: см.1гл.16:20 ст. Руководители церкви находятся под особой защитой и руководством Христа. В выполнении своей работы они всегда поддерживаются Божественной силой и милостью.

Следует отметить, что Христос представляет себя каждой церкви так, как Иоанн видел это в видении (Откр.1:11-18).

Ходящий: более энергичное описание отношения Христа к Его церкви, чем в Откр.1:13: где Иоанн говорит о Христе как о «стоящем» посреди семи светильников.

Подобно тому, как отдаленные церкви апостольских времен радовались заботливому отношению Христа к себе, так и вся христианская церковь на протяжении всех периодов своей истории пользуется таким же неизменным отношением Христа.

Таким путем исполнилось Его обетование, данное ученикам, быть с ними всегда, даже «до скончания века» (Матф.28:20).

Светильник: см. Откр.1:12.

2.

Знаю: каждой из семи церквей Христос говорит: «Я знаю твои дела». Его предостережение — это предостережение Того, Кто знаком со всеми проблемами каждой церкви и Кто поэтому может и готов помочь во всем.

Твои: это слово стоит в единственном числе, так как здесь Христос обращается к ангелу (см.1 ст), который представляет собой каждого члена общины или же всю церковь как единое целое. Христос обращается к людям на общих принципах, как к церкви, так и к каждому человеку в отдельности.

Дела: слово «ерга» (греч.) — «действие, действительность». Действия, в особенности подчеркивающие моральный характер человека. Вся жизнь и поведение церкви известны Иисусу Христу.

Труд: огромная усталость, вытекающая из напряженного труда. Другими словами, Христос говорит здесь: «Я знаю все, что ты сделал, и Мне также известны те огромные усилия и стойкость, какие необходимы, чтобы сделать это».

Терпение: как это часто бывало и в прежние времена, так и теперь церковь склонна «сносить» ради ложного мира в своей среде ложные учения и другие проявления.

Служители Христа, возможно, считают для себя более удобным и легким сохранять молчание относительно любимых грехов, которые совершаются членами церкви, нежели смело выступить и встать за истину (2Тим.4:3).

Христос похвалил Ефесскую церковь за то, что она провела отчетливую и твердую границу между истиной и заблуждением, как в учении, так и в личной жизни людей, и за то, что заняла твердую позицию против зла.

Развратных: то есть поведение ложных апостолов было сразу замечено и обсуждено очень детально. Рано или поздно глубокие доктринальные извращения получают свое отражение в грубых действиях, неправильном поведении. Поведение человека и все его действия неизбежно являются отражением всего того, что он думает и во что верит (Прит.4:23; Матф.12:34-35).

Испытал: Ефесская церковь очень внимательно и серьезно исследовала требования и учения лжеапостолов. Игнатий, живший во втором столетии по Р. Хр., в своем известном труде «К Ефесянам» подчеркивал это внимательное отношение верующих Ефесской церкви к возникающим ересям.

В одном из своих посланий Иоанн предостерегает верующих от проявления «антихриста» и советует им «испытывать духов, от Бога ли они»(1Иоан.4:1-3).

Предостережения, данные Павлом руководителям Ефесской церкви за много лет вперед, о том, что «лютые волки» войдут в их среду,»говоря превратно», исполнились (Деян. 20:29-30). Он советовал Фессалоникийцам все испытывать и хорошего держаться (1Фес.5:21). Петр подробно писал относительно лжеучителей (2Петр.2 гл; ср. с 1Тим.1:2 и 2Тим. 4:12-15). Хотя вначале трудно разобраться в хитрых и коварных приемах их учения, такие люди всегда открываются «по своим делам» (Матф. 7:15-20).

Так и сегодня в жизни тех, кто учит и поступает неправильно, не проявятся настоящие плоды Духа (Гал.5:22-23).

Каждому искреннему христианину, обладающему высокой чувствительностью к духовным вопросам, обещано, что он сможет различать нехристианский дух и побуждения, которыми руководствуются все учителя заблуждений и лжи (1Иоан.4:4; Откр.3:18).

Апостолы: среди заблуждений, серьезно угрожающих чистоте церкви в конце первого столетия, следует указать на гностицизм. Как говорят материалы ранних времен, некий Кердон посетил Ефес и произвел там немало возмущения (Ириний «Против ереси»).

Борьба Ефесской церкви того времени с лжеучителями является достойным примером для церкви наших дней.

3.

Переносил: Ефесская церковь отказалась сносить развратных (см.2 ст), но терпеливо переносила все неприятности, причиненные лжеучителями, и преследования от рук иудеев-фанатиков и язычников.

Терпение: см. ком. к Откр.2:2.

Для имени Моего: см. Деян.3:16. Последователи Христа были известны благодаря Его имени, которым они назывались. Их преданность этому имени, их верность Ему как своему Господу навлекали на них преследования римских властей и страшную ярость тех, кто всеми силами пытался разрушить их веру.

4.

Первую любовь: эта форма любви включала в себя всю преданность сердца Богу, истине, любовь к братьям и вообще к людям (Матф.5:43-44; 22:34-40).

Возможно, доктринальные споры, возбуждаемые лжеучителями, поднимали раскольнический дух и настроения среди верующих. Вопреки серьезным усилиям многих искренних членов приостановить поток лжеучения, значительная часть членов, вне всякого сомнения, подпадала под его влияние в большей или меньшей степени.

Мы можем только предполагать, до какой степени это зло нашло себе место в церкви, и до какой степени была умалена и ниспровергнута работа Святого Духа как вестника истины (Иоан.1:13), который несет на себе важнейшую задачу — обратить принципы истины в живую силу для преобразования характера (см. Иоан.16:8-11; Гал. 5:22-23; Ефес.4:30).

К тому же нужно сказать, что свидетелей жизни и смерти Иисуса уже не было в живых: один за другим они сошли в могилу; истина о скором возвращении Христа начала утрачивать свою остроту, бдительность и близость, и огонь веры и преданности постепенно угасал.

5.

Сдвину светильник: см.1 гл.12 ст. Церковь как представительница Христа изменила своим уставам и требованиям. Церковь «пала», но божественная милость терпеливо предлагает ей возможность раскаяться (2Петр.3:9).

6.

Николаиты: одна из ложных сект, причинившая много неприятностей Ефесской и Пергамской церквам (ст.15). Ириней отождествлял николаитов с гностической сектой. Гностика — греческое слово: у древних греков и евреев — высшее религиозное значение. Религиозная система, которая возникла во втором веке по Р. Хр., состояла из смеси христианских, иудейских и языческих учений (по словарю Гавкина).

В своем труде о еретиках Ириней писал: «Иоанн, ученик Господа, проповедует о божественности Христа и старается возвещением Евангелия уничтожить это зло, которое Кердон распространял среди людей, и особенно усердно он работал среди николаитов, которые являются плодом этого «знания»; он старается, чтобы они поняли, что есть только один Бог, Который все создал Своим Словом. Имеются также и исторические данные о том, что секта гностиков именовалась «николаитами».

Некоторые из отцов церкви говорили, что основателем этой секты был Николай из Антиохии, один из семи диаконов (Деян.6:5). Насколько верно это предположение о Николае?

Мы знаем, что Иоанн говорит об этой секте, она возникла во втором веке. Приверженцы ее учили, что дела плоти не оказывают никакого влияния, и действия на чистоту души, и, следовательно, спасение не зависит от дел плоти.

7.

Имеющий ухо: то есть обратить внимание на данный совет (Откр.1:3;

Ис.6:9-10; Матф.11:15). Подобные слова обращены к каждой из семи церквей.

Слышит: на греческом языке слово «слышать» означает «услышать и сделать»(ср. с Деян.9:4). Бесполезно только слышать Слово Божье, если жизнь не будет сообразоваться услышанному (Матф.19:22-26).

Церквам: данное здесь обетование Ефесской церкви принадлежит в особом смысле этого слова всем «церквам» апостольских времен, представленных Ефесской церковью, хотя в целом эти слова относятся ко всем верующим всех времен (см. Откр.1:11).

Побеждающему: здесь форма глагола на греческом языке обозначает человека, который постоянно одерживает победу. Эта мысль о победе очень часто повторяется в книге Откровение. Обетования, данные в этой книге, всегда были особым образом дороги гонимым и преследуемым детям Божьим всех столетий. Однако по содержанию стихов 2-6 следует отметить, что пожелание победы особенно относится к тому, чтобы одержать победу над лжеучителями и лжеапостолами, которые соблазняли верующих вкушать от дерева человеческой мудрости. Как уместно во второй части этого стиха обещание победителям в награду доступа к дереву жизни!!!

Дерево жизни: см. Быт.2:9. и Откр 22:2.

Посреди: подобно как в Едеме (Быт.2:9) занимаемое деревом центральное положение подчеркивает его важное значение в Божьем плане для Новой Земли.

Рай: (см. Быт.2:8). Едемский сад был «раем»

 на земле. Когда Едем будет возвращен этому миру, тогда земля вновь станет «раем». (см. дополнительный материал в конце главы по Ефесскому вопросу).

8.

Ангел: см. ком. к Откр.1:20.

Смирна: долгое время полагали, что название происходит от слова «мирра», так называли благовонный кустарник, растущий в Аравии. Это вещество употреблялось для бальзамирования умерших, в медицине же как мазь или болеутоляющее средство, а также как благоухание (см. Матф. 2:11). Совсем недавно ученые пришли к выводу, что это название происходит от имени анатолийской богини Саморны, которой поклонялись в этом городе.

Смирна в настоящее время представлена одним из лучших по своему географическому расположению городов в Малой Азии — Исмиром. Этот город расположен в плодородной долине реки Менес и имеет хорошие связи с такими городами как Пергам, Сардис, Ефес. Ничего не известно о том, кем была основана церковь в Смирне. Кроме этого места в Священном Писании о смирне нигде не упоминается.

Исторический смирнский период начался примерно в конце первого века по Р. Хр. и длился до 313г., когда Константин начал оказывать поддержку церкви (см. дополнительный материал в конце главы). Некоторые считают 321 год годом его предполагаемого обращения в христианство. Необходимо заметить, что пророчество 2-3 глав в строгом смысле этого слова не является ограниченным определенным пророческим временем, и поэтому указанные здесь даты даны с целью приблизительного соотношения пророчества с историей.

Первый и последний: см. ком. к Откр.1:8:17.

Был мертв: см. Откр.1:18 и 2:1. Для церкви, которую преследовали и гнали и членов которой умервщляли за их веру, напоминание о том, что Христос жив, имело особенное значение.

9.

Твои: см. ком. к Откр.2:2.

Скорбь: или же «страдание, горе, бедствие».

 Церковь того времени переносила гонения и преследования. При Трояне (98117 гг.), Андриане (117-138 гг.), Марке Аврилии (168-180 гг) эти испытания носили периодический и местный характер. При Диции (249-251) и Валериане (253-259) было объявлено общее гонение на христиан. Особенного подъема волна преследований достигла при Диоклетиане (284-305) и его сменяющихся преемниках (305-313). С исторической точки зрения период, представленный смирнской церковью, вполне может быть назван периодом мученичества… Все последующие столетия благоухают любовью и преданностью неизвестных по имени десятков тысяч мучеников того периода, которые остались «верными до смерти».

Нищету: ср. с Марк.12:42. Вне всякого сом нения, церковь в Смирне не была так многочислена и цветуща, как расположенная по соседству церковь в Ефесе. Верующие в Ефесе оставили «свою первую любовь», но последователи Христа в Смирне не заслуживали такого порицания. Наоборот, Христос говорит, что духовно они «богаты».

Злословие: говорить плохо о Боге или человеке. В данном случае уместнее было бы сказать «клевета».

Иудеи: по всей вероятности слово «иудеи»

 здесь употреблено образно, а не в буквальном смысле, как например сегодня христиане представлены как «Израиль»

(см. Рим. 2:28-29; 9:7-8; Гал. 3:28-29;

1Петр.2:9). Вне всякого сомнения, что этот термин говорит здесь о тех, которые только думали о том, что они служат Богу и говорили о себе, но на самом деле служили сатане.

Это образное употребление имеет свое историческое основание. В книге «Деяния апостолов» показаны неоднократные примеры того, как христиане подвергались многочисленным неприятностям из-за клеветнических обвинений, воздвигаемых на них иудеями (Деян. 13:45; 14:2:19; 17:5; 18:5-6; 21:27). По всей вероятности, такое положение было и в Смирне. Во втором веке по Р. Хр., как говорит история, иудеи предали на смерть Поликарпа, епископа смирнской церкви. Говоря об этом времени Тертуллиан, называет синагоги «источниками преследования».

Они не таковы: они были лицемерами.

Сборище сатанинское: английский перевод гласит:»синагога сатаны». Центром деловой жизни иудеев была синагога, где и составлялись различные заговоры против христиан. Слово «сатана» означает «обвинитель» или же «противник»(Зах.3:1;

Откр.12:10). Такие центральные места, где собирались иудеи, буквально обозначают «собрание обвинителей».

10.

Не бойся: см. Иак.1:2. ср. с Иоан.16:33.

Будет претерпеть: или же о том, что «придется перенести».

По-видимому, смирнская церковь была важнейшей мишенью клеветы иудеев, но, тем не менее ее члены не испытали всю силу гонения. Христиане знали о преследованиях, происходивших во многих других местах, и заранее должны были подготовить себя. Выражение «не бойся» говорит о том, что они уже испытывали страх. Христос, обращаясь к ним, с полной уверенностью убеждает их не бояться (см. Матф. 5:10-12).

Претерпеть: сатана подвергает их преследованию, чтобы заставить их отречься от веры. Бог же допускает это испытание, чтобы укрепить их веру и чтобы посредством этого они доказали подлинность своей веры. Хотя сатана и будет свидетельствовать против церкви, но рука Божья будет с ними до завершения Его цели (см. Иак.1:2- 3; Откр.2:9).

Римский император Троян (98-117г. по Р. Хр.) издал первый официальный эдикт относительно христиан. В известном 97 письме, написанном им Плинию Младшему и Понтию в Малую Азию, Троян приводит целый ряд советов по поводу того, как нужно обращаться с христианами, которые в то время считались нелегальным обществом. Он повелел, чтобы римские власти не преследовали христиан, но если случится, что обвиняемые по другим вопросам окажутся христианами, то их нужно казнить, если они не откажутся от своей веры.

Этот закон оставался в силе до тех пор, пока Константин в 313 году по Р. Хр. не издал закон о веротерпимости. Таким образом, христиане в течение двух столетий жили в постоянном опасении возможного внезапного ареста и смерти за свои убеждения. Их благосостояние в значительной мере зависело от благосклонности их языческих и иудейских соседей, которые могли оставить их в покое, или же предать властям. Такое положение было очень тяжелым. Император не предпринимал активных мер против христиан, но разрешал своим представителям и местным властям действовать по их усмотрению. Такая политика оставляла христиан на милость местных правителей.

Во время голода, землетрясения и других катастрофических бедствий христиане становились предметом особой ярости и нападок, так как их соседи-язычники полагали, что, отказываясь служить их богам, христиане навлекает божественный гнев на всю страну.

Периодически римская власть также обрушивалась на церковь (см. ком. на Откр.2:9).

Император Деций в 250 году издал закон, согласно которому христиане подвергались мучениям, смерти и конфискации имущества.

Поводом для этого послужила знаменательная дата — тысячелетие со дня основания Рима.

Но главное — христиан сделали козлом отпущения за то, что страна переживала финансовый кризис, и что Рим теперь не был так великолепен, как прежде. Уже было решено уничтожить церковь, чтобы спасти государство, но этот указ утратил свою силу в связи со смертью Деция. Спустя некоторое время император Валериан время вновь ввел в силу этот указ, однако вскоре его смерть приостановила преследования. А с восшествием на престол Диоклетиана церковь столкнулась лицом к лицу с суровым кризисом испытания (см. ниже).

Десять дней: на основании принципа исчисления «день за год» (см. Дан. 7:25 и Иез. 4:4-5) этот промежуток времени соответствует буквальным десяти годам и совпадает с периодом жестокого преследования христиан в 303-313 годы. В течение этого времени Диоклетиан и его приемник Галерий проводили самые жестокие операции с целью уничтожения христианства. Их действия характеризовались страшной жестокостью из всех мер, вообще когда-либо применяемых против христиан в языческом Риме. Подобно Децию и Валериану, эти правители были убеждены, что если христианская церковь будет расти и распространяться в империи, то в недалеком будущем ее влияние вытеснит традиции Рима и уклад его жизни, и это послужит причиной распада Рима как государства.

Преследования начались с армии, где было много воинов-христиан, и затем распространились по всей империи. Римская власть обрушила гонения на духовенство в надежде, что овцы сами по себе рассеются, если будут уничтожены пастыри. Ужасы преследования и страдания, перенесенные христианской церковью, очень ярко описаны историком Теодиретом, который также пишет о собрании епископов на Никейском соборе спустя несколько лет после прекращения преследования (325г). Многие остались калеками, без глаз, с искалеченными руками и другими увечьями, многие, конечно, не перенесли этих пыток и погибли.

В 313 году, спустя 10 лет после начала этого ужасного преследования, Константин издал указ, дарующий христианам свободу и право отправления всех религиозных обрядов.

Несмотря на неопровержимое свидетельство истории относительно «десяти дней», некоторые не считают этот период «десятилетием», а в буквальном смысле слова «десятидневным», исходя при этом из того, что выражения «тебе надобно будет претерпеть», «диавол», «темница»,»смерть» здесь буквальны. Если бы это было так, то число «десять» просто представляло бы собой округленное число, что мы встречаем в Священном Писании, как например Екл.7:19; Ис.5:10; Дан.1:20; Аггей.2:16; Зах.8:23; Матф.25:1:28; Лук.15:4.

Но в данном случае выражение «десять дней» представляет короткий период преследования, который перенесла смирнская церковь в апостольские времена. И такое убеждение вполне гармонирует со здравыми принципами пророческого истолкования (Втор.18:15). Следовательно, выражение «десять дней» имеет буквальное применение к историческому положению в Смирне и образное отношение к периоду истории, символически представленному смирнской церковью (см. Откр.1:11; 2:1-8 и дополнительные примечания к 2-й главе).

Будь верен: греческая форма этого глагола имеет значение «быть постоянно, всегда верным, преданным чему-либо».

Смирнская церковь доказала свою верность и преданность Богу.

До смерти: греческая форма этого глагола имеет значение «до момента наступления смерти, включая этот мучительный процесс».

Венец: по гречески «венок», «гирлянда», или же «гирлянда победы», но не в смысле «венец правления». Таким словом называли призы для премий на соревнованиях в Греции.

Здесь же это слово является символом награды, данной победителям в борьбе с сатаной.

Жизни: выражение «венец жизни», возможно, лучше будет перевести в смысле «венец, который есть жизнь». Такой «венец жизни» является доказательством победы над сатаной и «страданиями» (ср. с 2Тим.4:7-8).

11.

Имеющий ухо: см. ком. Откр.2:7.

Побеждающий: см. ком. Откр.2:7. Здесь особенное ударение падает на слово «побеждающий», ввиду тех тяжелых страданий, какие предстояло перенести христианам (см. ком. Откр.2:10).

Вторая смерть: здесь проведено противопоставление с первой смертью, которой оканчивается временная человеческая жизнь на земле и после которой встанут при воскресении как «праведные», так и «неправедные»(Деян.24:15). Вторая смерть — это окончательное уничтожение греха и грешников, и после нее уже не будет воскресения (см. Откр.20:14).

12.

Ангел: см. ком. Откр.1:20.

Пергам: этот город некогда был столицей римской провинции в Азии в течение двух столетий после того, как один из последних его царей Аттал-III завещал его Риму в 133 году до Р. Хр. В начале III-го столетия до Р. Хр. Пергам оставался главным центром культуры и научной жизни того времени. Хотя во времена Иоанна Ефес считался новым городом в Азии, Пергам по-прежнему не терял своего высокого положения. Эти два города долгое время соперничали между собой.

Происхождение слова «Пергам» окончательно не установлено, но одно из возможных значений — «крепость», «твердыня». Пергамский период церкви характеризуется высоким положением, потому что из состояния гонения и преследования церковь поднялась до степени популярности и власти.

Острый с обеих сторон меч: это описание заимствовано из Откр. 1:16 (см. ком. к этому стиху).

13.

Престол сатаны: в 29 году до Р. Хр. Пергам отличился тем, что стал первым местом поклонения живому императору. Был построен храм, предназначенный для совместного поклонения богине Рима (как олицетворение духа империи) и императору Августу. В то самое время, когда Иоанн писал свое обращение к Пергамской церкви, христиане этого города переносили тяжелые преследования за отказ поклоняться императору Домициану (81-98 г. по Р. Хр.), который требовал себе поклонения как «господу богу». Пергам также был религиозным центром Малой Азии, местом отправления религиозных мистических обрядов Востока, заимствованных из Месопотамии и совершающихся во многих языческих храмах. Выражение «где престол сатаны» очень метко характеризует все то, что происходило в этих храмах.

Пергамский период в истории церкви начинается в 313 г по Р. Хр. или же с момента ложного обращения Константина в 323 году и оканчивается в 538 году (см. дополнительные примечания к 2 гл). Это было время, когда папство утвердило свои позиции как в религиозной, так и политической власти в Западной Европе, благодаря чему сатана и обосновал свой «престол» внутри христианской церкви. Папство в то время представляло собой хитрейшую искусную смесь язычества с христианством. Этот период можно охарактеризовать следующим термином: «период популярности».

Имя: см. ком. к Откр.2:3.

Веры Моей: то есть веры в Меня. Ср. все перенесенное героями веры с именами, данными в 11 главе послания к Евреям.

Антипа: греческое имя, состоящее из слова: «анти», что значит «вместо», и слова «па», что по-гречески имеет значение «папы». Такое имя отражало в себе надежду отца, что названный так сын в свое время будет продолжать работу и жизнь отца. Некоторые комментаторы придерживаются того мнения, что христианин, носящий такое имя и живущий в Пергаме в то время, погиб мученической смертью за веру, видимо, за отказ поклоняться императору. Если это так, то пример этого мученика можно считать символом верности и мужества тех неисчислимых страдальцев, тысячи которых погибли во имя веры в течение всех последующих столетий. Тем не менее, хотя это имя, возможно, имеет образное значение для пергамского периода времени, в Духе Пророчества мы не встречаем подтверждения подобной мысли.

Свидетель: греческое слово «мученик»; имеет значение «свидетель».

«Мученик»- это тот, кто ценой своей жизни свидетельствует о вере. По гречески «верный свидетель» будет «верный мученик». Такое определение тождественно с определением Христа в 1-й главе и 5-м стихе Откровения и переведено как «свидетель верный».

14.

Валаам: см. Числ.22-24 главы. Аналогия с Валаамом заставляет предполагать, что в пергамской церкви были люди, которые, вероятно, намеревались разделить и разрушить церковь путем разрешения того, что было запрещено христианам (см. Деян.15:29). Валаам был озабочен успехом только своих личных планов, а не народа Божьего.

Ввести в соблазн: буквальный перевод этих слов с греческого будет следующий: «Защелка, которая захлопывает ловушку». Следовательно, ввести в соблазн означает «заманить человека в западню или хитрым образом поймать его в сети».

Идоложертвенное: согласно английскому переводу стиха, это слово имеет значение «кушать то мясо, которое было посвящено идолам». Упомянутые здесь поступки особенно были запрещены Иерусалимским советом (см. Деян.15:29; Рим.14:1; 1Кор.8:1).

Валаам научил Израиль, как грешить с дочерями Моава: приносить жертвы Моавитским богам и кушать мясо, посвященное этим богам» (Числ.25:1. 31:16).

Эти два греха привели к смешению язычества с истинной религией. Применительно к христианской истории это характеризовало положение церкви в период, последующий за легализацией христианства Константином в 313 году по Р. Хр. и его мнимого обращения.

Этот император неуклонно шел по пути самого тесного слияния язычества и христианства, чтобы добиться союза между противоречащими сторонами и таким путем укрепить свою империю. Благодаря его благосклонности церковь заняла даже господствующее положение, но именно это и сделало ее добычей тех искушений, которые всегда идут рука об руку с популярностью и благополучием. При Константине и его преемниках церковь превратилась в духовно-политическую организацию и утратила очень многое из своей прежней чистоты и духовности.

15.

Николаиты: см. ком. к Откр.2:6.

16.

Покайся: это резкое предупреждение говорит о той большой опасности, которой подвергались пергамские верующие (опасности оказаться вне царствия Божьего).

Мечем уст Моих: см. ком. Откр.1:16. ср. с ком. Откр.2:12. Меч говорит о наказании, которое могло постигнуть в случае нераскаяния.

17.

Имеющий ухо: см. ком. Откр.2:7.

Побеждающему: см. ком. Откр.2:7.

Сокровенная манна: Исх.16:14-34. Некоторые считают эти слова ссылкой на манну, которую Аарон положил в сосуд, и которая сохранялась в ковчеге (Исх.16:33; Евр.9:4). Принимая во внимание 6 главу Евангелия Иоанна (31-34 стихи), можно предположить, что манна является символом духовной жизни во Христе теперь и символом вечной жизни в будущем (см. Иоан. 6:32-33).

Белый камень: были изучены различные древние обычаи, которые могли послужить основанием развязки вопроса о белом камне, но ни один из них не принес удовлетворительного ответа. Один из самых подходящих древних обычаев говорит об употреблении белого и черного камней, которые решали участь обвиняемого к осуждению или помилованию. Одно остается ясным и определенным: вне всякого сомнения, Иоанн ссылается на этот обычай, чтобы показать ту специальную награду, которая ожидает победителя.

Новое имя: в Библии имя человека часто указывает на его характер, так же и новое имя указывает на его новый характер. Нужно заметить, что Бог дает побеждающему на небе не новый характер, но новое имя, которое полностью отражает его характер, который готовится здесь, на земле. Новое — это не подражание старому, но совершенно иное, отличающее его от старого. Здесь христианину обещано «новое имя», то есть характер, подобный Божьему, возможность существования в неприступном свете, безгрешность (ср. Ис.62:2; 65:15; Откр.3:12).

Никто не знает: пережитый опыт духовного перерождения, преобразования характера может быть понят только на личном опыте. Попытки объяснить эти пережитые опыты человеку, который сам лично не был рожден вторично, напрасны и бесполезны (ср. с Иоан.3:5-8).

18.

Ангел: см. ком. Откр.1:20.

Фиатира: происхождение этого названия неизвестно. Некоторые предполагают, что «Фиатира» означает «сладкий запах труда»; возможно, что такое утверждение основывается на 19 стихе. Будучи менее выдающейся среди остальных шести городов, Фиатира, однако, славилась разнообразием торговли и ремесленным мастерством. Скорее всего, одной из ведущих отраслей производства была окраска тканей (см. Деян.16:14). Слова, обращенные к Фиатирской церкви того периода, как нельзя лучше характеризуют те переживания, которые переносили христиане во время мрачного средневековья (см. дополнительные примечания в конце главы).

Мрачное средневековье было временем больших трудностей для тех, кто искренне любил Бога и служил Ему. О фиатирском периоде церкви вполне законно можно сказать как о периоде бедности и скорби.

Под давлением гонений и преследований огонь истины постепенно угас.

Отклонения, начавшиеся в ранний период истории церкви, приобрели доминирующую силу в средневековье. Писание не было доступно бедным христианам, и поэтому вместо Библии процветали традиции и человеческие постановления. На дела смотрели как на средство для достижения спасения. Ложное и человеческое служение священников заменило истинное, божественное священнодействие Иисуса Христа.

Реформация оживила и возродила великие истины Евангелия. Она учила, что люди могут получить спасение только через веру во Христа, что Писание является их единственным образцом веры и примером и что каждый человек может сам предстать пред великим Первосвященником Иисусом Христом без посредника-человека.

Сын Божий: см. Лук.1:35; Иоан.1:14. Сын Божий как автор этой книги, второе лицо Божества.

Очи: см. ком. Откр.1:14.

19.

Дела: см. ком. Откр.2:2.

Любовь: см. Матф.5:43-44. Весь смысл текста говорит о доказательстве любви: вера, служение и терпение, то есть любовь и вера фиатирских христиан создали внутреннюю основу для внешнего выражения служения и терпения.

Служение: см. Рим.12:6-8.

Терпение: см. ком. Откр.1:9.

Последние: то есть последние дела больше первых. Из семи церквей только фиатирская церковь получила признание в улучшении духовной жизни. Невзирая на трудности и бедствия, церковь духовно возрастала. Противоположный Ефесу пример (см. Откр. 2:4-5 ст.)

20.

Немного: смысл 20 стиха противоречит слову «немного», поэтому предпочтение нужно отдать такому смыслу: «Я имею против тебя». Некоторые древние манускрипты говорят вместо «немного»,»много».

Попускаешь: греческое слово «позволяешь», «разрешаешь действовать». Церковь была виновна не только в том, что многие открыто подчинились отступлению, но также и в том, что не было приложено никаких серьезных усилий, чтобы приостановить течение этого зла.

Иезавель: относительно этого имени как исторического см: 3Цар.16:31;

18:13; 19:1-2; 21:5-25; 4Цар.9:30-37. Подобно тому, как Иезавель покровительствовала поклонению Ваалу в Израиле (3Цар.21:25), так и во дни Иоанна некоторые лжепророчицы пытались увлечь церковь в Фиатире. Само послание говорит о том, что здесь больше, чем в Пергаме, распространялось и открыто действовало отступление. Упоминание о Иезавели в фиатирском периоде христианской церкви говорит о той силе, которая производила это великое отступление во время средневековья.

Любодействовала и ела идоложертвенное: см. Откр. 2:14 и 4Цар.9:22. Прежде всего это имеет местное отношение к фиатирской церкви, но что касается вообще фиатирского периода в истории церкви, то это говорит о смеси язычества с христианством (см. Иез. 16:15-16; Откр.17:1). Этот губительный процесс был ускорен при Константине и его преемниках. Если говорить о церквах средневековья, христианство по духу и форме было больше языческим.

21.

Было дано значительное время для раскаяния данной пророчице.

Не раскаялась: то есть «не желала раскаяться». Она отказалась сделать это не по причине того, что не знала, и ей не был дан свет. Она упорно, сознательно сопротивлялась, чтобы не делать этого.

22.

Повергаю ее на одр: наказание должно со ответствовать ее преступлению. Это выражение семитского происхождения и означает, что она будет наказана болезнью (см. Исх.21:18; Матф.9:2).

Буквальное значение этого выражения: «парализованным лежать в постели».

Любодействующие с нею: эти личности не указаны (ср. Откр. 17:1-2).

Если не покаются: дверь благодати еще не полностью была закрыта для них. Бог никогда не отвергает от себя грешников, это грешники отвергают любовь Бога от себя.

Делах своих: согласно тексту следовало бы читать «ее делах». Обращая внимание на то, как Бог говорит о Своей церкви, грехи Иезавели и ее любовников это ее грехи, ибо она как ложная пророчица склоняла церковь ко греху.

23.

Детей: распутство Иезавели было чем-то привычным, постоянным, так как у нее были дети. Образно это можно понять в том смысле, что она имела приверженцев. Суды должны были постигнуть не только мать, но и ее детей, осквернившихся ее характером. Сравните с участью детей Ахава (2Цар.9:7-8).

Смертью: в Иез.33:27: предложение: «а те, которые в пещерах, умрут от моровой язвы». На греческом языке эта фраза будет иметь следующий смысл: «а тех, которые в пещерах, Я поражу смертью». Вместо «смерть» на еврейском языке читается «язва». Возможно, что Иоанн это имел в виду.

Внутренности: или почки. Английский перевод гласит «поясница», что в древности почиталось как «седалище» воли человека и его чувств (ср. Пс.7:10).

Сердце: то есть разум, сознание… Христос проникает как в мысли, так и в чувства. Дух Христа справедлив, ибо он видит все и принимает во внимание все тайны сердца (см. Пс.7:10; Иер.11:20).

24.

Прочим: то есть верным членам фиатирской церкви. Рассматривая эти слова с исторической точки зрения, мы увидим, что они относятся к небольшой группе верующих, которая была рассеяна по всей Малой Азии и осталась верной апостольскому учению.

Группы таких людей были и в древней католической церкви, в Европе, такие как вальденсы и последователи Виклифа в Англии. Ни одна из этих рассеянных групп не обладала полным светом Евангельской истины, который впоследствии был дан протестантской Реформации.

Весть «прочим», находящимся в Фиатире, вполне соответствует им. Бог не возлагал на них другого бремени, как только то, что они должны были оставаться верными тому свету, какой они получили.

Сего учения: т. е. учения Иезавели (Откр.2:20).

Глубин: имеется в виду «глубина учения».

 Христос использует то же выражение, какое употребляли и отступившие от правды, и определяет его как «глубины сатанинские». Гностики претендовали на знание «глубин вопросов».

Другого бремени: верное отношение к полученному свету. Другого Бог не требовал от них.

25.

Пока приду: «блаженное упование»(см. Тит. 2:13) о скором возвращении Христа всегда было заветной мечтой верных детей Божьих. Говоря это, Христос не говорил о Своем пришествии во дни фиатирской церкви и жизни ее членов (Откр.1:1).

26.

Побеждающий: см. ком. Откр.2:7.

Дела Мои: то есть дела, которые отражают характер и находятся в таком резком, несравненном контрасте с «делами»

тех, кто были союзниками Иезавели (ст.22).

Власть над язычниками: ср. с Откр.20:4.

27.

Пасти: т. е. «управлять» (Матф.2:6). Это выражение заимствовано из Пс.2:9. О времени, обстоятельствах и природе действий Христа, когда Он сокрушит «жезлом железным»

народы, см. Откр.19:15. Иудеи рассматривали это место в Пс.2:9 как пророчество о работе Мессии, и в сохранившихся манускриптах о псалмах Соломона мы читаем: «Он (Мессия, сын Давида) исторгнет грешников из их наследия. Он уничтожит гордость грешника как глиняный сосуд. Железным жезлом Он разнесет в куски все их состояние. И так как искупленные будут жить и царствовать со Христом, то поэтому здесь и отражено их участие в работе со Христом (Откр.12:5; 20:4).

Жезл: это определение может означать пастырский жезл (Пс.22:4) как удерживающий скипетр (Пс.44:7), как жезл наказания (Пс.124:3). Исходя из содержания 27 стиха, можно предположить, что «жезл» здесь является символом правления и орудием наказания.

Сосуды глиняные: см. Иер.19:1:10-11.

Сокрушатся: т. е. произойдет уничтожение нечестивых. Что касается природы этой власти, см. Откровение 20:4.

Как и Я получил: см. Матф.11:27;Иоан.3:35; 5:22; Деян.17:31.

28.

Утренняя звезда: т. е. сам Христос (Откр. 22:16. ср. с 2Петр.1:19).

29.

Имеющий ухо: см. ком. Откр.2:7.

Дополнительные примечания ко второй главе

Применение вести к семи церквам, к семи последовательным периодам истории церкви (см. Откр.2:1), естественно, подчеркивает выгодность переходящих дат, чтобы можно было лучше и удобней представить согласованность этих вестей с историческими периодами времени. Но при определении этих дат следует помнить, что:

1. Пророчество о семи церквах не является пророчеством времени в обычном смысле этого слова, потому что никакая специальная хронологическая датировка не соответствует этому. Прежде всего это событие относится к текущим опытам, переживаемым церковью, и совершенно отличается от таких пророчеств, как 1260 дней (Дан.7:25), 2300 дней (Дан.8:14) и 70 недель (Дан.9:25-27).

2. Большинство из этих историй едва ли можно отметить точными датами. Действительно, переход одного периода в другой — это постепенный процесс. Тем не менее, целесообразней всего остановиться на приблизительных датах для установления соотношения вестей с определенными событиями истории.

Некоторые не согласны с датами, данными ниже, и употребляют другие названия для определения различных периодов. Однако эта несхожесть с датами и названиями не отражается на веских данных семи церквей. …

1. Ефес: существует всеобщее согласие по поводу этого периода, который представляет собой апостольский век и продолжается приблизительно с 31 по 100 годы.

2. Смирна: послание ко 2 и 3 церквам свидетельствует о переходе Смирны в Пергам из положения преследования в положение популярности. Царствование Константина Великого (306-357гг.), первого так называемого христианина — императора в Риме и является этим переходом. До его известного эдикта, подписанного в Милане в 313 г., христианство было запрещенной религией и часто подвергалось самым суровым преследованиям. Императорский эдикт давал законные права всем верующим во всей империи и возвращал христианам отнятое у них имущество; в то же самое время Константин освободил их от гражданской и военной службы, а также от налогов. Его мнимое обращение произошло в 323 году. Поэтому 313 или 323 годы могут считаться как года перехода церкви от смирнского периода в пергамский.

3. Пергам: Божественное откровение характеризует пергамский период как время компромиссов, отступления и популярности, время, в которое церковь Рима укрепила свою власть и силу. Поэтому в конце пергамского периода мы находим величественный Рим на высоте его положения, папство полностью сформировалось и приготовилось к тому, чтобы занять господствующее положение в Западном христианском мире.

Несложные события являются как бы пограничными знаками, определяющими завершение этого периода. Такой исходной датой является свержение последнего римского императора в 476 году.

Обращение французского короля Киовоса в 496 г, переход первого германского монарха в ряды римских христиан и его связь с интересами церкви в одержании победы над другими германскими народами — другой исходный пункт. В 538 году декрет Юстиана соответственно безоговорочной политической власти папы на Западе вошел в силу.

Историки в общем принимают папское посвящение Григория Великого (510-604гг.), как переход от древнего периода к средневековью, и его владычество как папы может считаться другими пограничными знаками. Григорий считается первым из прелатов средневековья. Он смело принял на себя роль императора на Западе, и годы его правления послужили основанием для дальнейшего притязания папства на абсолютную власть.

756 год характерен укреплением политической власти папства и приходом Франции к власти, как «названый сын папства».

В этом году Пипин Француский покорил ламбардов северной Италии, которые угрожали папе, и сдал ему их территорию. Этот случай известный как «дар Пипина», характеризует начало «папских Штатов», где папа управлял как абсолютный монарх более тысячи лет.

Однако 538 год, как исходная точка 1260

дней более чем другая дата говорит о завершении пергамского периода.

4. Фиатира: фиатирский период начинается с 538 года. Он характеризуется эрой папского владычества. Важное значение 1260-летнего периода в Библейском пророчестве говорит о том, что 1798 год считается завершающей датой фиатирского периода.

Но ввиду такого важного вопроса, как работа реформации и низвержение папского владычества, 1517 год также может считаться завершающей датой.

5. Сардис: этот период характеризуется реформаторской деятельностью, и поэтому начало его можно отнести к 1517 или же к 1798 годам.

6. Филадельфия: божественное откровение представляет эту церковь временем великого пробуждения, возвещающим о Втором пришествии Христа. Различные даты отмечают этот период. Некоторые останавливаются на 1833 годе, когда совершилось на небе великое знамение, предсказанное нашим Господом (Матф.24:29), и который был также тесно связан по времени с первоначальным возвещением адвентистской вести, проповедуемой Вильямом Миллером. Другие останавливаются на 1798 годе, как начале «времени скорби» (Дан 11:35), и этот год также приемлем. Среди исследователей Слова Божьего в среде Адвентистов Седьмого Дня существует всеобщее мнение, что 1844 год является завершающим годом филадельфийского периода и началом лаодикийского.

7. Лаодикия: начало этого периода – 1844 год. Будучи последним из семи периодов церквей, лаодикийский период простирается до конца времени.

Комментарий Е. Уайт ко 2-й главе

К Откр. 2:1. «Христос также представлен держащим семь звезд в Своей руке. Это служит залогом того, что ни одна община, верно исполняющая свой долг, не должна опасаться, что «врата ада одолеют ее».

Ибо ни одна звезда, находящаяся под покровительством Всемогущего, не будет вырвана из рук Христа.

«Так говорит Держащий семь звезд в деснице своей», — эти слова относятся к учителям церкви, на которых возложена великая ответственность. Благотворное влияние, которое должно наполнять церковь, связано со служителями Божьими, которые должны отражать в свою очередь любовь Христа. Небесные звезды находятся под контролем Бога. Он дает им свет. Он управляет их движением. Если бы Он не делал этого, они упали бы. Так обстоит дело и с Его служителями. Они являются только орудиями в Его руках, и все то доброе, что они делают, совершается Его силой. Через них сияет Его свет. Если они будут взирать на Него, так как Он (Спаситель) смотрит на Своего Отца, то они будут способны совершать Его работу. Если они сделают Господа своей опорой, тогда Он даст им от Своего света, который отразится в мире» (Д. А.538 стр).

«В день суда обнаружится, что Бог знал каждого по имени. Незримый свидетель наблюдает за жизнью каждого. «Я знаю твои дела»,- говорит Тот, Кто «ходит среди семи золотых светильников». Ему известно, какими возможностями не воспользовался человек, и как неутомимо старался Добрый Пастырь разыскать тех, кто заблудился на широких путях, чтобы привести их обратно на путь жизни. Голос Божий постоянно взывает к любителям удовольствий; снова и снова зажигает Он Свой свет на их пути, чтобы они увидели угрожающую опасность и спаслись. Но они не обращают на это внимания, они веселятся и шутят — до тех пор, пока не окончится время испытания. Божьи пути точны и определенны, и когда им будет вынесен приговор, он не встретит никакого возражения» (Свид.5 т. 435 стр).

«Христос ходит в среде Своей церкви. Он желает освятить, возвысить и облагородить Своих последователей. Влияние тех, кто верит в Него, будет подобно живительному запаху жизни. Христос держит звезды в Своей правой руке, и Он желает, чтобы они изливали свет на окружающий их мир. Таким путем Он желает приготовить Свой народ для высшего служения в небесной церкви. Будем верно исполнять ту великую работу, которую Он поручил нам. Покажем в нашей жизни, что божественная благодать может сделать для человечества» (Свид.8 т.23 стр).

К Откр. 2:1-5. «Когда прошли первые поры вы, их любовь к Богу и друг другу начала ослабевать; в церкви появилась холодность, безразличие. Возникли разногласия, и глаза многих отвратились от Иисуса Начальника и Совершителя их веры. Люди, которые должны были быть обращены посредством живого примера истины, оставались во мраке.

Тогда к Ефесской церкви и было послано слово Верного Свидетеля. Отсутствие в них интереса ко спасению душ говорило о том, что они утратили свою первую любовь; ибо никто не может любить Бога всем сердцем, разумом, душой и крепостью, не любя тех, за кого умер Христос. Бог призывает их к раскаянию и к прежним делам, чтобы в противном случае, их светильник не оказался сдвинут.

И разве это переживание Ефесской церкви не повторяется на опыте церкви последнего времени? Каково сегодня состояние церкви, которая получила знание истины от Бога, и как она использует это знание?

Братья и сестры! Я спрашиваю каждого из вас в отдельности: кто из вас утверждает, что он верит истине? Находится ли ваша практическая жизнь в гармонии с полученным светом, преимуществами, посланными вам небом? О, это серьезный вопрос! Солнце праведности взошло над церковью, и она должна светить. Это ее долг. Это преимущество каждой души, чтобы она продвигалась вперед.

Те, кто соединен со Христом, будут возрастать в благодати и знании Сына Божьего до полного возраста. Если бы все, кто говорят, что верят истине, воспользовались бы всеми данными им преимуществами и возможностями, тогда они были бы сильны во Христе» (Свид.6 т. 422 стр).

Вести к ефесской и сардисской церквам неоднократно повторялись мне Тем, Кто всегда давал мне наставления для Его народа» (Свид.8 т.98 стр).

К Откр. 2:2-3. «Энергия и рвение последователей Иисуса того времени записаны на страницах Священного Писания для примера и ободрения верующих всех столетий…

Все члены были единодушны в своих стремлениях и делах. Любовь ко Христу, подобно золотой цепи, объединила их. Они стремились к тому, чтобы еще больше и совершенней познать Господа, и чтобы в их жизни в полной мере отражались мир и радость Иисуса. Они помогали сиротам и вдовам в их нуждах и сохраняли себя незапятнанными от этого мира, сознавая, что если бы они поступили иначе, это противоречило бы их убеждению и означало бы их отречение от Искупителя.

Работа продвигалась в каждом городе. Души обращались, и каждый из них чувствовал, что он в свою очередь должен рассказать другим о неоценимых сокровищах благодати Божьей…

И они не успокаивались до тех пор, пока свет, озаривший их разум не проникал в души других» (Д. А.579 стр).

«В эти последние дни Бог избрал народ, который Он сделал хранителем Своей истины. И перед этим народом стоят нелегкие поручения, которые он должен выполнить: «Ты не можешь сносить развратных и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал». Как много нужно всегда бдительности и постоянной борьбы, чтобы сохранить наши общины от зла, в таких случаях всегда должна быть проявлена твердость и несгибаемость» (Свид.5 т.26 стр).

К Откр. 2:4. «Христос вознесся на небо и послал Своего Святого Духа, чтобы влить силу в работу Своих учеников. Тысячи обращались за один день. В одном поколении Евангелие было возвещено всем народам, но постепенно наступили перемены. Церковь утратила свою первую любовь. Члены ее сделались себялюбивыми. Дух мира приобретал над ними свою власть. Враг набросил свою чародейную тень над теми, кому Бог дал свет, чтобы передать его миру, свет, который должен был сиять в добрых делах. И мир был лишен тех благословений, которые Бог желал дать людям» (Свид.8 т. 26 стр).

К Откр. 2:4-6. «Тайна беззакония предсказана еще ап. Павлом в первой апостольской церкви. Она начала проводить свою работу, и когда появились лжеучителя, относительно которых предостерегал Петр верующих, многие были увлечены ими, некоторые, не выдержавши испытания, отрекались от веры. В то время, когда Иоанну было дано это откровение, многие утратили свою первую любовь к Евангельской истине. Но в Своем милосердии Бог не оставил церковь в ее заблудшем состоянии. В Своей вести к ним, дышащей такой безграничной нежностью, Он показывает Свою любовь к ним и Свое желание, чтобы они с уверенностью трудились для вечности. «Вспомни,- умоляет Он,- откуда ты ниспал, покайся и твори прежние дела».

Церковь была полна недостатков и нуждалась в остром порицании и наказании. Иоанн должен был написать слова предостережения, обличения и увещевания к тем, которые оставили фундаментальные принципы Евангелия и находились в опасности потерять надежду на спасение, но слова божественного обличения, которые Он должен был послать, всегда были обличены нежной любовью и несли с собой твердое обещание мира тем, кто раскаивается. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною»(ДА.587 стр.).

«Верный Свидетель, обращаясь к Ефесской церкви, говорит: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:4-5).

С нежным состраданием, намного превосходящим те чувства, какие побуждают родителей прощать их заблудших страдающих детей, Спаситель ожидает ответа на Свой зов любви и прощения. Он взывает к заблудшим: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам». Но если грешник упорно отказывается внять голосу, приглашающему его с такой сострадательной, нежной любовью, то, в конце концов, он будет оставлен в совершенном мраке.

Сердце, которое столько времени отвергало милосердие Божье, ожесточается во грехах и становится неотзывчивым к голосу Божьему: «Привязался к идолам Ефрем; оставь его!»

(Ос.4:17). В день суда отраднее будет городам Иорданской равнины, чем тем, которые отвергли любовь Христа ради удовольствий греховного мира.

О, вы, так легкомысленно отвергающие зов милосердия, подумайте о длинном списке дел, свидетельствующих против вас в небесных книгах. Ибо там ведется учет беззаконных действий народов, семейств и каждого человека в отдельности. Бог может долгое время сносить все, в то время как отчетная книга пополняется. Он приглашает раскаяться и предлагает им Свое милосердие. Однако настанет время, когда отчетный список заполнится; человек придет к окончательному решению, когда, наконец, благодаря личному выбору участь каждого будет решена. Тогда настанет время действовать судам Божьим» (ПП.165 стр).

«Почему на пути нашего странствования не раздадутся звуки духовных гимнов? Почему мы не возвратимся к прежней чистоте? Мы утратили радость, и причина заключается в том, что мы потеряли нашу первую любовь. Мы должны раскаяться, быть ревностными, чтобы светильники наши не были сдвинуты» (Свид. т.6.368 стр).

«В сердца тех, которые уже долгие годы находятся в истине, вкрался тяжелый судебный дух критики. Такие люди очень критично на все смотрят и постоянно ищут ошибки в других. Они сели на судебные места и выносят приговор тем, кто не разделяет их мнений.

Бог призывает таких людей оставить занятые ими судебные места и склониться пред Ним в большом раскаянии, исповедуя свои грехи.

Он говорит: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Свид. т.8.288-289 стр.).

К Откр. 2:5. «От тебя не требуется, чтобы ты исповедовался перед теми, кто не знает твоего греха и заблуждения. Ты не должен публиковать свое исповедание, потому что неверующие люди, когда прочтут об этом, будут радоваться, но перед теми, кто отнесется честно к твоему признанию и не извлечет из него никакого материала против тебя, исповедуйся согласно Слову Божьему, и они помолятся за тебя. Отбрось твою гордость и тщеславие и сделай это. Вернись к стаду Божьему. Пастырь ожидает тебя. Покайся, делай твои первые дела, и ты снова обретешь милость Божью» (Свид. т.2.296 стр.).

«Мне были показаны общины в разных местах, которые говорят, что соблюдают заповеди Божии и ожидают Второе пришествие Христа. Но среди них царит вызывающее тревогу безразличие, гордость, любовь к миру и холодный формализм… Аппетит и страсти господствуют над ними.»Я» занимает первое место. Многие из них жестоки, диктаторски настроены, повелительны, хвастливы, честолюбивы и непосвященны. И некоторые из них являются духовными служителями, держащими в своих руках священные истины. Если они не раскаются, то их светильники будут сдвинуты.

Приговор Спасителя, произнесенный над бесплодной смоковницей, является проповедью против всякого формализма, хвастливого лицемерия, кичащегося перед миром своей горделивой листвой, но лишенного плода. Какой упрек для тех, кто имеет только вид благочестия, а на самом деле в своем нехристианском образе жизни отрекся от Его славы. Он, Который обращался с нежностью с мытарями, Который никогда не отталкивал от Себя самых больших грешников, произнесет Свой приговор над теми, кто имеет только вид благочестия, но делами своими отрекся от своей веры» (Свид. т.4.402 стр).

«Скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его». Эти слова сказаны долготерпеливым, прощающим Господом. Они являются торжественным предостережением ко всем общинам и отдельно к каждому человеку и говорят о том, что Страж, Который никогда не дремлет, измеряет действия всех… Его Дух не вечно будет бороться, Его терпение скоро кончится» (Свид. т.5.612 стр.).

«О, как немногие знают время своего посещения!! Как многие даже среди тех, кто говорит, что верит настоящей истине, не понимают знамений времени, или же того, что ожидает нас вскоре!! Мы теперь живем во время божественного долготерпения, но сколько еще времени ангелы Божии будут держать ветры, чтобы они не дули?» (Свид. т. 7. 462 стр.).

«Покайся, и твори прежние дела твои. Почему царит такое смутное представление об истинном духовном состоянии церкви? Не слепота ли поразила стражей, стоящих на стенах Сиона? Наверное, многие слуги Божьи безразличны и довольны всем, как будто столп облачный и огненный покоится во святилище день и ночь. Не потому ли, что занимающие ответственные посты и говорящие, что знают Бога в своей жизни, в своем характере отреклись от Него, не потому ли, что многие, которые считают себя избранными детьми Божьими, довольствуются жизнью без истины Божьей, могущей спасти их от всех сатанинских сетей и его нападений.

О, как страшно! Христос обесчещен теми, кто называет себя христианами, но чья жизнь не свидетельствует об этом; их отношения друг с другом лишены той любви и уважения, которого Бог ожидает, которое они должны проявить в почтительных словах и предупредительных действиях» (Свид. т. 7. 248 стр.).

К Откр. 2:10. «Через того, кто сам о себе говорит, что он брат и соучастник в скорби, Христос открыл Своей церкви то, что она должна пережить ради Его имени. Проникая историческим взором долгие столетия мрака и суеверия, сосланный старец видел, как многие умрут мученической смертью ради любви к истине. Но он видел и Того, Кто поддерживал Своих свидетелей во все века преследования до конца времени.

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть», говорит Господь,- «вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Д. А.588 стр.).

«Тогда я увидела очень много ангелов, которые несли из города сверкающие венцы для каждого святого венец с его именем на нем. Когда Иисус спросил о венцах, ангелы поднесли их к Нему, и Он Своей рукой возложил их на головы святых» (Оп. и вид. 288 стр).

«При самых свирепых преследованиях эти свидетели Иисуса сохраняли веру в чистоте и незапятнанности. Лишенные всех жизненных удобств и солнечного света, нашедшие себе родину в недрах темной, неприветливой земли, они не издали ни одного жалобного возгласа и ропота. Словами веры, терпения и надежды они подкрепляли друг друга в лишениях и скорбях. Потеря всех земных благословений не могла заставить их отказаться от веры во Христа, испытания и гонения были для них ничем, как только теми ступенями, которые приближали день их покоя и награды.

Подобно рабам Божьим в древности, многие «замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евр.11:35). Они помнили всегда слова Своего Господа, что когда их будут гнать ради имени Христа, чтобы они радовались тому, что их нашли достойными страдать ради истины, и из горящих костров раздавались их победоносные гимны.

Верой взирая на небеса, они видели Христа и Его ангелов, которые с величайшим участием наблюдали за их непоколебимой твердостью.

Они слышали голос Божий, доносящийся с Его престола: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (ВБ.41 стр.).

«Все вошедшие в град Божий пройдут сквозь узкие врата с мучительными усилиями, ибо «не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27). Но никто из упавших не должен приходить в отчаяние.

Пожилые люди, некогда славившие Бога, могут согрешить, принести добродетель в жертву на алтарь страстей, но если они раскаются, оставят свои грехи и обратятся к Богу, для них есть надежда. Тот, кто говорит: «будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», также приглашает: «да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7). Бог ненавидит грех, но Он любит грешника, Он говорит: «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них» (Ос.14:5; ПЦ. 84 стр.).

«Идите вперед, выполняйте ваш личный долг, а последствия предоставьте Богу. Если мы будем идти вперед, туда, куда ведет нас Иисус, мы увидим Его победу; мы разделим Его радость. Мы должны переносить скорби, если хотим носить венец победы. Подобно Иисусу, мы должны стать совершенными через страдания. Если бы жизнь Христа была одной из легких, тогда мы быстро обленились бы. Но так как Его жизнь была отмечена постоянным самоотречением, страданием и самоотверженностью, то мы не должны жаловаться, если становимся соучастниками Его страданий. Мы только тогда будем безопасны на темном пути, если Свет мира будет вести нас» (Свид. т.5.71 стр).

«К Откр. 2:17. «При входе в Божий город Спаситель раздает Своим последователям эмблемы победы и одевает на них знаки, соответствующие их царственному положению. Блестящие ряды выстраиваются в квадрат, вокруг своего Царя, величие и осанка Которого намного превосходит святых ангелов и лицо Которого сияет неизреченной любовью и милостью. В этом бесчисленном множестве искупленных взор каждого обращен на славу Того, Кто был обезображен паче всякого человека; Спаситель Сам, Своей правой рукой возлагает на головы победителей венцы славы. Для каждого искупленного приготовлен венец с его новым именем и словами: «Свят Господу!» Каждому дается победоносная пальмовая ветка, блестящие гусли, затем по знаку управляющих ангелов задается тон и каждая рука искусно перебирает струны и раздается прекраснейшая музыка. Неизреченный восторг охватывает сердце каждого и все уста славят и сливаются в благодарности и славословии: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» (Откр.1:5-6. ВБ. 646 стр.).

«Манна, падающая с неба для насыщения Израиля, является символом Того, Кто пришел от Бога «дать жизнь миру». Иисус говорит: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан.6:48-51).

И среди обетований благословения для Божьего народа о вечной жизни написано: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну» (ПП 297 стр.).

К Откр. 2:26-28. «Обыкновенное выслушивание проповедей в субботу, неоднократное чтение Библии подряд или же отдельная работа над каждым стихом не принесут никакой пользы ни нам, ни слушающим нас, если мы не отразим истин Слова Божьего в нашей личной жизни. Наш разум, воля, чувства — все это должно быть подчинено контролю Слова Божьего. И тогда посредством работы Святого Духа все заповеди Слова Божьего станут принципами нашей жизни.

Постоянно ходите в свете Божьем, размышляйте над Его характером и тогда вы увидите всю Его работу. Тому, кто побеждает, дам «звезду утреннюю» (По стопам Великого врача. 516 стр).