Глава 4

1.

После сего: то есть после того, как Иоанн видел видение в Откр.1:10 и по Откр.1:22 включительно. Слова «после сего»,- не говорят ни о какой хронологической связи между событиями последнего видения и последующего.

Я взглянул: или же «я увидел». Иоанн час то употребляет такой оборот речи, чтобы представить новую картину или же важность новых символов (Откр.1:2).

Дверь: здесь, по-видимому, имеется ввиду открытое место во Вселенную, где находится престол (см.2 ст. ср. с 5 ст).

На небе: не «в небе», как будто бы Иоанн стоял в стороне и смотрел на небо. Находясь внутри неба, он увидел престол Божий. Возможно, что это та дверь, которая открывается над местом, где находится престол Вселенной, и где было Святое святых небесного святилища.

Теперь внимание Иоанна, отвлеченное от положения церкви на земле (1-3 гл), было обращено на символическое видение престола Божьего на небе. Описание Божьего престола и всех остальных сцен в 4 и 5 главах нужно понимать более символически, чем буквально, так как, например, в Откр.6:5ст.

Мы встречаем Христа, представленного как Агнца закланного с семью рогами и семью глазами, но, тем не менее, живого, так как Он даже мог подойти и взять книгу из рук Божьих.

В описании этой символики пророк поднимается над всеми земными и материальными предметами человеческой жизни и достигает такого уровня умственного мышления и душевного состояния, что в корне отличается от способа выражения нашего буквального языка (Иез.1:10).

Прежний голос: другими словами: «Вот, прежний голос, который я уже слышал, подобный как бы звуку трубы, говоривший со мной, сказал». Вне всякого сомнения, это был тот голос, который дал ему первое видение в Откр.1:10 и теперь был готов дать ему второе.

Взойди сюда: Иоанн получил приглашение иметь видение и все его сознание было направлено к небесному.

После сего: то есть не обязательно после окончания видения, но с точки зрения того времени, в которое жил Иоанн.

2.

В духе: см. ком. Откр.1:10. Это было второе видение, данное Иоанну. Какой промежуток времени прошел между первым и вторым видением — неизвестно.

Стоял: это выражение вполне согласуется с нашим представлением о положении, занимаемом престолом.

Сидящий: благоговейная сдержанность в описании Правителя Вселенной, вероятно, основывается на том, чтобы не прибегать к антроморфическим приемам («Антроморфизм — греч. слово, это представление Бога или явлений природы в виде человека с человеческими качествами». Словарь Гавкина). И поэтому он просто говорит: «Сидящий», ничего больше не позволяя сказать себе о Его внешнем виде. Он подчеркивает только Его настоящее положение на престоле.

Такое описание Отца резко противоположно подробному описанию Сына — Откр.1:13-15: но Сын так же человеческий, как и Божественный, и поэтому Он может быть описан в человеческих красках и выражениях.

3.

И Сей Сидящий: и вновь мы сталкиваемся с описанием занимаемого Им положения (Откр.4:2).

Яспису: согласно описанию древнего натуралиста Плиния, это полупрозрачный камень. Иоанн часто прибегал к сравнению с драгоценными камнями для описания ярких, сверкающих цветов, потому что солнечное отражение от таких камней производит самые яркие краски, когда-либо увиденные человеком. В данном случае, вероятно, яспис представляет собой яркий, ослепительный свет и подчеркивает желание пророка выделить его сияние и блеск более, нежели свет.

Сардису: драгоценный камень с преобладанием отлива красноватого цвета. Плиний отмечает, что этот камень впервые был найден в Сардисе и поэтому тот город был назван по имени найденного там камня. В данном случае это выражение говорит о ярком красном свете.

Радуга: сравните с видением пророка Иезе кииля о престоле Божьем Иез.1:26-28 ст.

Подобная смарагду: то есть зеленого цвета. Яркое сияние, исходящее от престола Божьего, смягчалось мягким зеленым светом, обрамляющим Его в виде радуги. Эта радуга символизирует собой сочетание справедливости и милости, что указывает на характер Божий.

4.

Престолы: на 24 престолах, окружающих престол Божий, сидят 24 старца.

24 старца: эта картина напоминает 23 стих из 24 главы книги пр. Исаии: «Господь Саваоф воцарится… перед старейшинами его будет слава». То обстоятельство, что старцы, облеченные в белые одежды, символизирующие праведность (смотри Откр.3:4), имеют на головах венцы — эмблему победы (см. Откр.2:10), заставляет думать, что они представляют собой искупленных.

Согласно некоторым комментариям описание небесного престола в 4 и 5 главах относится к времени перед тем, как произойдут события, символическим образом представленные в семи печатях. Таким образом, если 24 старца — это люди, тогда уже во дни Иоанна они были на небе. Адвентисты убеждены, что это те святые, которые встали из могил во время воскресения Христа (Матф.27:52-53. ср. с Ефес.4:8.), так как уже тогда было известно о воскресших. Но главное воскресение — это событие будущего (1Фес.4:16).

Конечно, мы не можем утверждать, что присутствие человеческих существ на небе является доказательством того, что воскресение всех искупленных будет предшествовать событиям, описанным в печатях.

Согласно другому толкованию, 24 старца сравниваются с 24 очередями в левитском служении. Подобно тому, как священники служили пред Богом в земном святилище, так и Иоанн видел 24 старцев, исполняющих служение в небесном святилище.

И еще одно предположение: 24 старца символизируют собой полноту Израиля (см. Откр.

7:4), по два старца от каждого колена; один из них символизирует собой буквальный Израиль — народ Божий до распятия Христа; другой — духовный Израиль, христианскую церковь, народ Божий после распятия Христа.

Таким образом, они, эти старцы, представляют собой двенадцать патриархов и двенадцать апостолов. Такая точка зрения придает видению Иоанна символический характер вместо того, чтобы рассматривать старцев как святых, пребывающих теперь на небе в буквальном смысле этого положения.

И еще некоторые толкователи считают, что 24 старца — это ангелы, а не человеческие существа, основываясь на том, что эти старцы представляют Богу молитвы святых,(Откр.5:8.) то есть совершают работу, которая едва ли может быть поручена людям.

Белые одежды: см. ком. Откр.3:18.

Венцы: эмблема победы. см. ком. Откр.2:10.

Золотые: здесь, возможно, речь о ценности материала.

5.

Молнии и громы и гласы: любимое выражение Иоанна (см. Откр.

8:5; 11:19; 16;18), употребляемое им, чтобы выделить особенным образом силу и величие (см. также Иов.37:4-5; Псал.28:3-4).

Семь огненных светильников: см. Откр.5:6.

Символизируют собой семь духов Божьих, а светильники в первой главе символизируют семь церквей (см. Откр.1:20). На основании этой символики можно предположить, что «дверь» была открыта в первое отделение небесного святилища.

Семь духов: см. ком. Откр.1:4.

6.

Море стеклянное: это описание имеет очень много общего с видением Иезекииля о престоле Божием, который покоился на «своде», то есть «тверди»

(Иез.1:26). В древние времена стекло ценилось гораздо дороже, чем в наши дни. В данном случае это сравнение говорит о виде кристально чистой поверхности, на которой стоял престол.

Кристалл: бесцветный, просвечивающийся минерал или «лед». Иоанн видел огромное, необъятное пространство, отражающее красное и зеленое сияние, исходящее от престола (ср. с видением пророка Иезекииля 1 гл.22 ст.)

Посреди престола: возможно, что, подобно херувимам из видения пророка Иезекииля (1:22-26), эти животные были видны и под престолом, и вокруг него.

Животные: буквальный перевод с греческого языка говорит: «Живое существо». Это на греческом языке указывает, что собой представляют эти четыре живых существа. Тем не менее, они очень напоминают животных из видения пророка Иезекииля, которых тот называет херувимами (Иез.10:20-22).

Исполненных очей: см. Иез.1:18; 10:12. Это выражение можно понимать как символ разума и постоянной бдительности небесных существ. Учитывая то, что в видении Иезекииля мы не встречаем такого выражения, вполне логично понять эти слова в их еврейском смысле — «глаз» — девять раз употреблено в значении «цвет» или же «блеск». Допуская это значение в описании четырех существ, «полных глаз», Иоанн мог подразумевать сверкающий, ослепительный вид.

7.

Лев: каждое из четырех животных имеет та кой вид, как и животные в видении пророка Иез. 1:10; 10:14. Каждое живое существо имело одно тело с четырьмя лицами, расположенными с четырех сторон так, что каждое из четырех животных смотрело во все четыре стороны одновременно.

Так как пророк не объясняет эти символы видения и Писание также ничего не говорит о значении этих лиц, то мы можем делать только соответствующие предположения.

1. Лицо человека,- это высший символ Вечного. Лев — символ верховной власти; телец также своего рода власть, которая вместе с естественным символом силы сделалась соответствующей для человеческого применения;

орел — эмблема царской власти.

2. Лица — как символ четырех евангелистов. Эта точка зрения была выдвинута отцами церкви, среди которых Иреней первым видвинул эту теорию. Лев — отождествляется с Матфеем; человек — с Марком; телец и орел отождествляются с Лукой и Иоанном. Но такое толкование имеет только воображаемое основание.

3. Согласно древним иудейским традициям, эти четыре животных были эмблемами на знаменах сынов Израилевых, которые несли колена Рувима, Иуды, Ефрема и Дана во время их передвижения по пустыне (Числ.2:2). Но трудно уловить связь между этими знаменами и целью этих видений.

При всякой попытке истолкования по вопросу о четырех животных нужно помнить, что в символическом пророчестве пророк видит изображения настоящими и ненастоящими. Эти изображения могут быть действительными и недействительными. Часть участников пророческого видения имеют внешний вид, совершенно не отвечающий тем существам или движениям, какие они представляют. Так, например,- Ангел выполняет роль адвентистского народа в видении о разочаровании (Откр.10:1-11. ср.14:6-14).

Характерные изображения животных и дракона используются для изображения отдельных народов и сверхъестественных сил (Дан.7-8 гл. Откр.12:3; 17 гл). В одном видении Иисус представлен как Агнец с кровоточащей раной, с семью рогами и семью глазами. (Откр.5:6).

Конечно, никто даже ни на одно мгновение не допускает мысли, что такое описание рисует внешний вид Христа. В видении о Втором пришествии Иисус показан сидящим на белом коне, одетым в окровавленные одежды и держащим в руке меч. И здесь видение также не ставит своей целью показать настоящий вид Иисуса в величайший момент истории Земли (Откр.19:11-15).

Нужно внимательно относиться к тому, чтобы символические пророчества понимать символически, а буквальные — буквально.

Однажды, когда Елена Вайт подверглась резкой критике по поводу своих трудов, она писала: «Мои противники высмеяли детское представление о чудесном винограде, растущем на серебряных ветвях, прикрепленных к золотому стволу… Я не утверждаю, что виноград растет на серебряных ветвях; то, что я видела, то я и писала. Не нужно полагать, что виноград растет на серебряных ветвях или золотом стволе, но все это выглядело очень прекрасным и изумительным» (Рукописи 4.1883 г).

При толковании символического пророчества очень важно доверить Духу, давшему его, провести его отождествление. Там, где отсутствует такое отождествление, занимают первое место догадки и предположения. Догматизм здесь не допустим (догматизм — греческое слово — принятие какого-либо положения за неоспоримое. Словарь Гавкина.)

Так, например, в притчах различные символические образы имеют и различную степень значения и важности. Притча не может быть понята буквально. То же самое можно сказать и о символическом пророчестве. Не все детали в пророческой картине в одинаковой степени важны. Некоторые черты просто создают фон, на котором развертываются главные события. Что касается притч, то мы должны уметь найти и понять главную цель, и какими штрихами изображена Божественная истина в этой картине.

Эти «животные» представляют собой небесные существа. Не следует думать, что Богу служат четвероногие и четверокрылые существа. Дух Пророчества делает следующий вывод: «Такая форма изображения описана с той целью, чтобы символически представить небесных вестников во всей их полноте служения, способностей и приспособляемости».

8.

Шесть крыльев: Херувимы в видении пророка Иезекииля имели по четыре крыла Иез.1:11; 10:21. Крылья указывают на ту быстроту, с какой небесные существа исполняют данные им поручения (ср. с Евр.1:14).

Исполнены очей: см. ком. Откр.4:6.

Не имеют покоя: люди обычно днем работа ют, а ночью отдыхают, но Тот, Кто хранит Израиля, «не дремлет и не спит»(Пс.124:4). Божественная сила, управляющая вселенной, никогда не прекращает Своей деятельности.

Днем и ночью: ночь приносит перерыв человеческой деятельности, но небесные существа никогда не перестают приносить хвалу Богу.

Свят, свят, свят: тот же возглас мы встречаем в описании видения у пророка Исаии 6:3ст. Нет никакого веского основания считать, что это тройное восклицание хвалы подчеркивает тройственность лица Божьего, так как эти восклицания обращены к престолу Отца. Второе и третье лицо Божества представлены здесь другими символами (Откр.5:6).

Господь Бог Вседержитель: см. Откр.1:8.

Был, есть и грядет: см. ком. Откр.1:4.

9.

И когда животные: см.6 ст. Их хвала является как бы подхваченным гимном, начатым небесными существами, находящимися вблизи Бога.

Благодарение: небесные существа, также как и люди, должны воздавать свои (благодарственные гимны) благодарения Богу, ибо Он дал им жизнь и они всем обязаны Ему.

Сидящему: см. ком. Откр.4:2.

Живущему во веки веков: Бог является ис точником всей жизни, и так как Он живет во веки, это является основанием Его никогда не прекращающейся заботы о природе (см. Иоан.1:4;

Откр.4:8).

10.

24 старца: см. ком. Откр.4:4.

Сидящий: см. ком. Откр.4:2.

Живущий во веки веков: см. ком. Откр.4:9.

Полагают венцы свои: см. Откр.4:4

11.

Достоин: Бог достоин принять хвалу от Своего творения, потому что Он дал им жизнь и все, чем они обладают. Он сделал их тем, что они есть.

Господь: Содержание текста склоняется к тому, чтобы сказать: «Наш Господь и Бог». Если придерживаться того мнения, что 24 старца — это люди, то употребление здесь выражения «Господь» этими старцами, а не четырьмя животными имеет свое определенное значение, так как греческое слово «Господь» является копией того же слова по-еврейски — «Иегова» — Божественное имя, под которым Бог открывал Себя Своему народу (Исх.6:2-3ст.). Такое имя особенно подходит для принесения Богу хвалы со стороны людей.

Все по Твоей воле существует и сотворено: Богу было угодно вызвать Вселенную к бытию и дать жизнь всему Его творению. Он видел, что это было хорошо. Ничего приятного Он не находил в том, чтобы находится Одному в пустынной Вселенной. Он желал, чтобы вся Вселенная была населена разумными существами, способными оценить и отразить своей жизнью Его безграничную любовь и совершенство характера. С этой целью Он сотворил их.

Существует и сотворено: текстуальная очевидность требует того, чтобы в следующем виде прочесть эти слова: «Все существует и было сотворено».

Выражением «все существует» Иоанн подчеркивает существование вселенной после того, как Бог ее сотворил. Бог все сотворил, и Его рука поддерживает все, сотворенное Им (Кол.1:17).

Комментарий Е. Уайт к 4-й главе

К Откр. 4:2-3. «На небе подобная радуга окружает трон и находится вокруг головы Христа. Пророк говорит: «В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез.1:28). Автор Откровения пишет: «И вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду». Когда беззакония людей вызывают суды Божьи, тогда Спаситель ходатайствует за них перед Отцом, указывая на радугу в облаках вокруг престола и над Его головой как на знамение Божьей милости кающемуся грешнику» (ПП 107 стр).

К Откр. 4:3. «Радуга обетования, окружаю щая трон, является вечным свидетельством того, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоан.3:16). Она свидетельствует миру о том, что Бог никогда не оставит Свой народ в борьбе со злом. Это является для нас подтверждением того, что, пока стоит престол, мы всегда обеспечены силой»(ЖВ 493).

«Бог не признает никакого различия национальностей, рас или каст, Он Творец всего человечества. По своему происхождению и искуплению все люди принадлежат к одной семье. Христос пришел, чтобы разрушить всякую стену разделения, устранить всякую преграду во дворах храма; чтобы таким путем каждая душа имела свободный доступ к Богу.

Его любовь настолько широка, глубока и полна, что она проникает повсюду. Она освобождает от сатанинского рабства тех, кто был обманут им, и возносит их к престолу Божьему, окруженному радугой обетования. Во Христе нет ни иудея, ни грека, ни свободного, ни раба» (ПЦ стр. 370).

«Каждый работник должен сконцентрировать всю свою энергию и силы для самой высочайшей цели в служении, а именно: спасать людей от сети сатаны и привлечь их к Богу, создавая таким путем цепь их зависимости от Христа, прикрепленную к престолу, окруженному радугой обетования» (Свид. т.6. 340 стр).

«Мой дорогой брат и сестра! Просите Святого Духа; за каждым обетованием, данным Богом, стоит Он — наш Отец. С Библией в руках скажите: «я сделал так, как Ты сказал.

Я представляю Твои обетования: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам»; Христос говорит: «все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам». «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Матф.7:7; Марк.11:24; Иоан.14:13).

Радуга вокруг престола является заверением того, что Бог говорит правду, что в Нем нет колебаний, ни тени перемены. Мы согрешаем против Него и недостойны Его милостей, Он Сам вкладывает в наши уста одно из самых прекраснейших молений: «Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей; вспомни, не разрушай завета Твоего с нами»(Иер.14:21).

Он поклялся Собой, что услышит наш вопль, когда мы придем к Нему, исповедуя наши недостатки и грехи. Честь Его престола стоит на исполнении Его Слова о нас» (Свид. т.8.23 стр).

К Откр. 4:5. «Отделения небесного святилища представлены двумя отделениями святилища на земле. Когда в одном из видений апостолу Иоанну было разрешено посмотреть храм Божий, он увидел там, как семь огненных светильников горели пред престолом» (ВБ 414 стр).

К Откр. 4:8. «Человек, получающий прощение, не сможет молчать о величии Иисуса. Такие люди будут постоянно говорить о Его славе, и рассказывать о Его силе. И благословение Божье будет покоиться на них. Как часто бы мы не повторяли историю своего обращения, всякий раз этим повторением будет прославлен Бог. Ангел показал мне тех, кто не переставая днем и ночью говорят: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель». «Это постоянное повторение,- сказал ангел,- но Бог прославляется этим». Хотя мы можем неоднократно повторять одно и то же, это прославляет Бога и говорит о том, что мы не забываем Его доброты и милостей, оказанных нам»(Оп. и вид. стр.116).

«С каждой стороны облачной колесницы были крылья, а внизу живые колеса, и когда колеса поднимались вверх, то колеса говорили: «свят» и крылья при своем движении повторяли: «свят» и все ангелы, сопровождающие колесницу, говорили: «свят, аллилуйя!» И колесница поднималась все выше и выше к святому граду» (Оп. и вид.288 стр).

К Откр. 4:10. «Тогда все небесное воинство окружило своего величественного Повелителя и с глубочайшим благоговением склонилось пред Ним и повергло свои сверкающие венцы к Его ногам»(Оп. и вид.191 стр).

«Я видела, как искупленные, падая на колени, бросали свои блестящие венцы к ногам Иисуса, и когда Его любящая рука подняла их, они коснулись пальцами своих золотых арф и все небо наполнилось прекраснейшей музыкой и гимнами во славу Агнца» (Оп. и вид. 280-289 стр).

«Иоанн.14 глава 1-3 стихи. Как долго мы ожидаем возвращения Нашего Господа?! Но никто не должен утратить надежды в это обетование. Скоро мы уже будем в нашем обещанном доме. И там Иисус поведет нас к живым потокам, текущим от престола Божьего, и там Он объяснит нам те тяжелые обстоятельства, в которых мы были на земле и через которые Его руки вели нас, чтобы усовершенствовать наш характер. Там мы увидим немеркнущую красоту возвращенного Едема. И бросая к ногам Искупителя свои венцы, которые Он возложил на наши головы, и прикасаясь к золотым арфам, мы наполним все небо хвалой Сидящему на престоле» (Свид. т. 8. 254 стр.)