Глава 10

1. Братия!: Павел часто пользуется этим выражением, особенно когда он хочет сказать что-либо важное (см. Рим. 7:1; 8:12; 12:1; Гал. 3:15). Вопрос, который он рассматривает в данной главе, выражен им в Рим. 9:31-33, где говорит, что Израильтяне не достигли праведности, потому что они искали праведности, основанной на личных заслугах. Однако, прежде чем перейти к болезненному вопросу разоблачения вины и заблуждения своего народа, Павел здесь вновь выражает своё заверение собратьям по плоти в том, что искренно, от всего сердца заинтересован в их спасении (ср. гл. 9:13).

желание: Греч, eudokia, добрая воля, одобрение. Сравните употребление слова в Матф. 11:26; Ефес. 1:5, 9;Фил. 1:15; 2:13; 2Фес. 1:11. Павел искренне желает спасения своим собратьям Иудеям.

молитва: Греч, deesis, прошение, ходатайство (см. Ефес. 6:18; Фил. 4:6; 1Тим. 2:1; 5:5), от слова deomai, что значит нуждаться, просить, молить, отличается от слова proseuche, которым обозначается молитва в более широком смысле Рим. 1:10 тем, что deesis выражает просьбу об особом благословении.

об Израиле: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что вместо приведенных слов, следует читать о них, то есть, о тех, которые упоминаются в гл. 9:31,32. Личное местоимение указывает на тесную связь между обоими глаголами. Глава 10 представляет собой непрерывное продолжение мысли Павла об отвержении Израиля, которое является темой гл. 9.

во спасение: Примечательно, что сразу после своих рассуждений об отвержении Христа Иудеями, Павел молился об их спасении, это показывает, что, несмотря на их греховное поведение, он не считает их положение безнадёжным. Больше того, если Павел видел в их отвержении предначертанную волю Божию, как некоторые её видят в этом, согласно учению о предопределении, то он бы тогда не молился об их спасении. Евангелие учит, что всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся 13 ст. Евангелие предназначено для всех людей, включая и Иудеев гл. 1:16; 3:29, 30; 10:12.

2. свидетельствую им: Или, я свидетельствую, как свидетель. Павел мог хорошо им засвидетельствовать, на основе своего первоначального опыта. Он сам был прежде неумеренным ревнителем отеческих преданий Гал. 1:14 и был хорошо знаком с их ревностью, не по рассуждению (см. Деян. 22:3; Фил. 3:6).

ревность по Боге: Т.е., ревность к Богу. Сравните выражение Ревность по доме Твоём Пс. 68:10; Ин. 2:17. Иудеи гордились своей ревностью по Боге и Его законе (Деян. 21:20; 22:3; ср. Гал. 1:14), и Павел хорошо отзывается об их ревности, относящейся к религии того периода.Печальная история Иудеев состоит в том, что, несмотря на своё религиозное рвение, они не достигли праведности Рим. 9:30-32. Их религия была в высшей степени формальной. Их показное послушание прикрывало собой внутреннее развращение. Однако Павел говорит об их ревности по Боге в гл. 1:8, прежде чем вести речь об их заблуждении, он подчёркивает их положительные качества. В их ревности не по рассуждению он, по-видимому, находит некоторое утешение и некоторую надежду[595] на то, что если бы их ревность была направлена на истинный путь, то они могли бы спастись.

Рассуждению: Греч, epignosis. Это слово обозначает совершенное познание ср. гл. 1:28; 3:20). Иудеи не остались без познания (gndsis), как такового, но им недоставало того истинного знания, которое побудило бы их служить Богу должным образом. Они получили особые преимущества относительно познания Бога, но их ревность о Нём была неразумной. Несмотря на то, что они знали закон и пророков, они не имели верного познания о смысле Божественных деяний. Их неосвящённое рвение стало фанатизмом. Они более ревновали о форме и букве, нежели о Боге.

3. Ибо: Этим стихом Павел поясняет, почему ревность была не по рассуждению. Если бы они захотели повиноваться воле Божией, то они пришли бы к познанию истины (см. Ин. 7:1 7). Но они отказались повиноваться.

не разумея: Ниже Павел показывает, что неведение Иудеев не извинительно, так как они имели все возможности чтобы быть просвещёнными истиной (ср. Ин. 5:39, 40).

праведности Божией: См. на гл. 1:17.

усиливаясь: Греч, ziteo, буквально, стараться, стремиться.

поставить: Греч. histemi, установить. Это слово выражает гордость, которую имели Иудеи. Пытаясь установить собственную праведность, ревнуя внешне о Боге, Иудеи фактически заботились о приобретении собственных благ. Сравните в этом смысле описание пророка Осии: Израиль ветвистый виноград, умножает для себя плод Ос. 10:1. Вместо того чтобы искать праведности путём Божиим, Иудеи самоуверенно полагались на свои собственные дела (ср. Фил. 3:9). Они стали рассматривать простое жертвоприношение или простое совершение жертвоприношений и обрядов, как саму праведность, вместо того, чтобы взирать на праведность Того, на Кого все эти прообразы указывали. Таким образом, их религия превратилась в самодовольный формализм. И чем больше Иудеи теряли из виду божественную праведность, тем строже они стали относиться к соблюдению церемоний с целью установления собственной праведности.

покорились: Греч, hupotassd, обычный глагол, обозначающий подчиниться. повиноваться (ср. Иак. 4:7; 1. Пет. 2:13; 5:5). Иудеи гордились своим знанием Бога и Божественного закона Рим. 2:1, но в действительности они отказывались повиноваться воле Божией. Уверенные в собственной праведности, они не желали покорить свои сердца Божественному плану, согласно которому они должны были признать то, что их спасение зависит не от них. Нет большего препятствия для благодати, чем собственная праведность грешника Ис. 64:6 и его нежелание покориться Божественной заповеди, которая гласит, чтобы мы уверовали во имя Сына Его Иисуса Христа 1Ин. 3:23. Иудеи показали, что их вера в Бога только пустословие, так как сущность веры заключается в добровольном послушании. Их нежелание покориться, было причиной не только их невежества, но и отвержения их как избранного народа

4. конец закона Христос: В Греческом тексте слово конец, стоит с положении эмфазы, то есть, усиления. Это место Священного Писания толкуют по разному. Христос, конец закона как такового, Христос, как цель закона (ср. Гал 3:24), Христос, как исполнение закона (ср. Матф, 5:17), Христос, как конец закона и средство спасения (ср. Рим. 6:14). Первое толкование содержит в себе резкое противоречие антиномистов и является извращением Писания (см. на гл. 3:31). Три последних толкования верны, но третье более подходит к контексту. Павел противопоставляет Божий путь, приобретение праведности через веру, человеческим усилиям достичь её посредством закона. Евангелие возвещает, что Христос, конец закона, как средство праведности для всякого верующего. Здесь, по-видимому, важно отметить присутствие артикля со словом закон (см. на гл. 2:12). Это указывает на то, что Павел говорит о принципе закона в широком смысле, а не о каком-либо конкретном законе. Основное направление всего [596]доказательства Павла свидетельствует о том же.

В данном стихе отнюдь не говорится о том, что в ВЗ время праведность можно было приобрести посредством закона, и что только с пришествием Христа закон, как средство спасения, был замещён верой. Со времени грехопадения Адама Бог открыл для людей лишь один путь спасения, через веру в Грядущего Мессию (Быт. 3:15; 4:35;) Приведённый стих нельзя также рассматривать в том смысле, что Христос есть конец закона, как такового и что людям нет больше надобности, повиноваться божественному закону. Христом был упразднён не закон, как таковой, а закон как средство достижения праведности. Давая Израильтянам Свой закон Бог был намерен открыть им таким образом их греховность Рим. 3:20 и их нужду в Спасителе Гал. 3:24. Однако Иудеи извратили намерение Божие и использовали законы как нравственные, так и церемониальные, в качестве средства установления собственной праведности в содействии со своими усилиями. Христос пришёл восстановить закон в своих правах и указать путь веры. Такая вера не упраздняет, но, напротив, утверждает его (см. на Рим. 3:31) и даёт людям возможность исполнить его требования (см. на Рим. 8:4).

5. Моисей: Павел показывает резкое различие между праведностью посредством дел и праведностью, посредством веры словами, взятыми из ВЗ. Таким образом, он доказывает, что между ВЗ и НЗ в этом вопросе нет никакого противоречия.

пишет: Греч, grapho, буквально, писать. Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что здесь возможен такой вариант 5 ст.: Моисей пишет, что человек, будет жив ею. Цитата взята из Лев. 18:5, которая повествует: Поэтому вы должны соблюдать Мои уставы, и Мои законы, которые, если человек будет исполнять, он жить будет ими(ср. Гал. 3:12). Павел цитирует эти слова в том значении, в основе которого лежит понятие Иудеев, что праведность закона предполагает совершенное исполнение закона. Его нужно исполнять вплоть до мелочей и здесь не может быть никакого снисхождения. Всё что требует закон, нужно исполнить, в противном случае не может быть никакого спасения (см. Гал. 3:10-13). Но такое условие, как ясно показал Павел, не может быть исполнено ни одним грешником и никогда не может быть исполнено ни одним, не возрожденным человеком гл. 8:58. Следовательно, тех, кто своё оправдание перед Богом делает зависимым от исполнения закона, ждёт только осуждение гл. 3:20.Важно заметить, что в контексте Лев. 18:5 закон Божий изображается в виде постановлений и уставов законов, которые можно было бы соблюдать, и, соблюдая которые, люди могли наследовать жизнь. Ссылка на это же место из Лев. 20:11, 13, 21 и из Неем. 9:13, 29 также показывает, что условия Божии можно было исполнить, и при этом получить обещанное от Бога. Основываясь на более широком плане Божием, открытом в НЗ, мы можем смело заключить, что главная мысль приведённых выше стихов из ВЗ состоит в том, что для того, чтобы получить прощение и действие благодати к послушанию, верующие всех веков должны иметь веру в грядущего Искупителя (см. на Иез. 16:60; 20:11; 36:26, 27). Писания ВЗ нельзя понимать в том смысле, что праведность можно обрести соблюдением закона независимо от веры. Однак фарисеи и, под их руководством, массы Иудейского народа, придерживались именно этого ложного взгляда. Они требовали праведности и жизни в награду за своё строгое соблюдение закона. Их отношение с Богом было чисто юридическим, основанным на законе. Их завет был с Ним основан скорее на делах, нежели на вере и благодати. Бог стремился привести их к более возвышенному положению, но они отказались продвигаться вперёд (см. на Иез. 16:60).

Павел приводит слова из Лев. 18:5 с той целью, чтобы показать им ложность их позиции. Он пользуется словами самого Моисея, чтобы напомнить им, что праведность даётся только послушным. Однако совершенного послушания нельзя добиться без помощи извне. Сравните ответ Иисуса законнику, ищущему праведности от закона, так поступай и будешь жить Лук. 10:28.

6. от веры: Здесь Павел олицетворяет праведность с верою. Сравните также олицетворение мудрости Пр. 1:20; Лук. 11:49 и утешения Евр. 12:5. Апостол мог бы сказать: Моисей говорит так, относительно праведности через веру. Таким образом, обе части Рим. 10:4 подтверждаются свидетельством [597] Моисея о том, что невозможно достичь праведности посредством закона 5 ст., но её можно достичь только через веру 68 ст.Многие толкователи не могут до конца уразуметь того, почему Павел приводит слова Моисея, как будто бы относящиеся исключительно к закону, для описания праведности через веру. Однако вся трудность заключается в широко распространённом ошибочном мнении, будто закон и Евангелие диаметрально противоположны друг другу. Данный вопрос становится ясным, если признать, что праведность через вер всегда была Божиим средством спасения человека, и, что законодательство, осуществлённое через Моисея, было неотъемлемой частью всего плана спасения. Больше того, под руководством Божиим Моисей воздвиг целую систему прообразов и церемоний, которые символизировали план праведности через веру во Христа. Следовательно, совершенно неразумно считать, что Моисей ничего не знал о правильном взаимоотношении закона и Евангелия, что он говорит о строгом повиновении заповедям Божиим и, якобы, этим проповедовал праведность, посредством закона, а не через веру.

так говорит: Т.е., говорит таким образом. Цитата взята из Втор. 30:11-14 В этой главе Моисей перечисляет те благословения, которые бы сошли на Израиля, если бы он повиновался закону Божьему. Важно заметить, что Моисей обращается к тем, кому он до этого говорил такие слова: И обрежет Господь, Бог твой сердце твоё и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе Втор. 30:6. Здесь Моисей описывает опыт истинно раскаявшихся и верных Израильтян. Он говорит о законе с точки зрения имеющих обрезание сердца. Не правы те толкователи, которые считают, что Павел пользуется словами Моисея о законе просто для того, чтобы обосновать свою мысль, которой у Моисея не было. Подобно тому, как Павел видел праведность через веру у Авраама, который верил и повиновался Господу, так и в данном случае сущность праведности через веру он видит в жизни тех, кто в раскаянии обращается к Богу, любит Его и повинуется от всего сердца. В словах Моисея, если понимать их в истинном духовном смысле, мы найдём описание праведности, которая в сущности есть праведность через веру.

не говори в сердце твоем: Эти слова взяты из Втор. 9:4, и Павел использует их как вводное выражение к словам из той же книги Втор. 30:12-14. Говорить в сердце, является Еврейским идиоматическим выражением в значении помышлять, обычно о чём-либо злом (см. также Втор. 15:9; 18:21; Пс. 13:1; Матф. 3:9; 24:48; Откр. 18:7; ср. 1Кор. 7:37).

кто взойдет на небо?: Эти слова Моисей высказал, с тем, чтобы подчеркнуть, что слово Божие недалеко от каждого человека, что оно уже открыто и разъяснено ему. Павел использует те же слова, относительно ещё более ясным откровением слова Божьего во Христе.

Христа свести: Как будто Он ещё не пришёл. Праведность через веру говорит: Не сомневайся в том, что Христос уже приходил. Сын Божий стал Сыном Человеческим и обитал с нами. Верить не так уж трудно, поскольку Христос уже пришёл.

7. кто сойдет: Вместо слов кто сходил бы для нас за море? Втор. 30:13, Павел говорит кто сойдёт в бездну?. Подобно тому, как Израильтянам не было нужды ходить за море за Божьими заповедями, так никому нет нужды опускаться в бездну с тем, чтобы воскресить Христа, ибо Он уже воскрес.

в бездну?: Греч, abussos, пропасть (см. на Марк 5:10). Павел, по-видимому, подразумевает под этим словом местопребывание мёртвых, куда сходил Христос.

8. что говорит: Т.е., что праведность через веру говорит? Павел продолжает олицетворять праведность через веру (см. на 6 ст.).

Близко к тебе слово: В этих словах ВЗ содержится заверение Израилю в том, что Бог предусмотрел, каким образом можно исполнить требования закона. Вечный завет, заключённый с Адамом в Едеме, содержал в себе прощение соделанных грехов и давал благодать к послушанию через веру в грядущего Мессию. Люди показали свою веру в Искупителя посредством принесения в жертву животных и соблюдением других требований церемониального закона. Этот завет, заключённый с Адамом и возобновлённый с Авраамом, Израильтяне приняли неохотно (см. на Иез. 16:60). [598] И предпочитали достигать праведности своими собственными силами, направляя их к послушанию. Пророки ВЗ многократно старались убедить народ в необходимости принять план Божий, но без успеха. Господь через пророка Иеремию предложил им НЗ (см. на Иер. 31:31-34). Пророк Иезекииль подчёркивает нужду людей в новом сердце и новом духе (см. на Иез. 36:26). Таким образом, им была предложена праведность через веру, но не принесло им пользы слово слышанное, не растворённое верою слышавших (Евр. 4:2; ср. Гал. 3:8). Слово было близко к ним. От них лишь требовалось: вера в сердце и прославление устами. Таким образом, Павел противопоставляет простоту праведности через веру, скрупулёзным и безнадёжным стараниям поставить собственную праведность Рим. 10:2, 3, 5.

слово веры: Т.е., Евангельская весть относительно веры. Это единственное употребление приведённого выражения в НЗ. Слово, которое Моисей изображал близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоём Втор. 30:14, по сути дела, то же слово веры, которое проповедовал Павел — Евангелие, провозглашающее веру этим принципом праведности.

которое проповедуем: Этими словами Павел подчёркивает, что истина о праведности через веру, не является тайной, её может понять всякий, кто пожелает прислушаться к ней. О том, что Иудеи не могут оправдаться своим неведением, более подробно говорится в 14-17 ст.

9. Ибо: Или, потому что. Если перевод этот сохранен, значит Павел продолжает говорить дальше в своём послании относительно веры. Если уместна фраза потому что, то Павел дает доказательство того, что слово веры присутствует рядом. В любом случае содержанием послания является праведность через веру, чтобы показать соответствие с учением Моисея во Второзаконии.

исповедывать: Греч, homologeo. Этот глагол часто переводится словами признавать, заявлять Матф. 7:23; Тит. 1:16; Евр. 3:1. Буквально оно означает соглашаться с чем-либо, говорить то же, что и другие. Таким образом, исповедание верующего есть выражение его согласия со всем тем, что Бог признаёт за истину. Такой истиной является всё то, что Он открыл нам в законе о грехе и нашей нужде в Спасителе, а также всё то, что Он говорит о единственном средстве спасения- вере в Своего Сына Иисуса Христа.

Иисуса Господом: Иудеи считали Богом только Отца. Язычники поклонялись вместо Бога своему императору. Христиане же признают Христа Господом неба 1Кор. 15:47, Единородным Сыном Божиим Ин. 3:16, главой Церкви Ефес. 5:23 и Господом всех Деян. 10:36. Признание Его Господом, означает готовность следовать за Ним и повиноваться Его заповедям Ин. 14:21; 1Ин. 2:3, 4.

веровать: Вера обыкновенно предшествует исповеданию. Однако Павел придерживается здесь порядка слов 8 ст. В 10 ст. он говорит в начале о вере, а потом уже об исповедании.

Бог воскресил: См. на 7 ст. Воскресение Христа свидетельствует о Его Божественности, и, что оно было печатью Божьей на Его искупительной жертве (см. на гл. 1:4). Веря, что Бог воскресил Иисуса из мёртвых, христиане признают победу Христа над грехом и смертью, и Его право оправдывать и спасать грешников (см. на гл. 4:25). Как противопоставлена праведность от закона гл. 10:5 в сравнении с праведностью через веру зависит скорее от того, что способны были сделать мы своими усилиями.

10. сердцем: См. на гл. 1:21. Иудеи считали сердце местом обитания мыслей и чувств. В их понимании чувства в сердце неотъемлемы от рассудка. Говоря о вере сердцем, Павел имеет в виду веру, которая влечёт за собой полную перемену. А такая перемена приводит к оправданию и праведности гл. 3:22; 5:1.

исповедуют: Внешнее исповедание внутренней перемены, это исповедание устами и решительное отстаивание того, что признаётся за истину. Готовность исповедовать Христа и словом и делом, всегда считалось доказательством истинной принадлежности к Его ученикам (Матф. 10:32; Лук. 12:8; ср. Откр. 3:5). Доброе исповедание перед миром и сохранение его до конца, в конечном итоге приведёт ко спасению Откр. 2:10. [599]

11. Писание говорит: Цитата взята из Ис. 28:16 (см. на Рим. 9:33).

всякий: Этого слова из приведённого текста в книге пророка Исаии нет. Павел желает им подчеркнуть факт, что Евангелие предназначено для всех.

12. Здесь: Это представляет объяснение Павла в 11 ст.

различия: Сравните гл. 3:22. Как Иудеи, так и язычники, согрешили перед Богом и нуждались в спасении (см. на гл. 3:23). Бог даровал всем людям только одно средство спасения, одинаковое как для язычников, так и для Иудеев. Поэтому все национальные, классовые, социальные и индивидуальные различия исчезают.

Еллином: Т.е., язычником. См. на гл. 1:16.

один Господь у всех: Или, тот же самый Господь у всех (RV, RSV). Как у Иудеев, так и у язычников- один Бог,(ср. гл. 3:29, 30) искупивший всё человечество Ин. 3:16 Сравните выше 9, 11 ст. из Рим. 10, где указывается на то, что под словом Господь. здесь указывается Христос. В Деян. 10:36 Христос назван Господом всех (ср. Рим. 14:9; Фил. 2:10,11).

богатый для всех: Сокровищам Господним нет предела (см. Рим. 8:32 11:33; Ефес. 1:7; 2:7; 3:8).

призывающих: Призывать Господа или признавать имя Господа- это общепринятое выражение, почти полностью тождественное с выражением чтить Господа. В основе лежит привычка Иудеев своё обращение к Богу начинать с произношения Его имени. Иудеи были известны как призывающие имя Иеговы. Христиане же названы призывающие имя Христа 1Кор. 1:2. Примечательно, что это выражение в НЗ употребляется в отношении Христа. Поскольку подобное поклонение принадлежит только Богу, то оно свидетельствует о Божественности Христа (см. Деян. 7:59, 60; 2Тим. 2:22). О божественной природе Христа (см. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.).

13. всякий, кто призовет: Цитата взята из Иоил. 2:32. Эти слова приводит также Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы Деян. 2:21. Приведённые слова пророка Иоиля, Иудеи понимали в том смысле, что все истинные поклонники Иеговы спасутся в день Божьего суда. Павел же относит эти слова ко Христу. Слова на всякую плоть Иоил. 2:28 показывают, что язычники также входят в это пророчество.

14. Но как призывать Того: Рассказав нам об универсальном характере спасения, Павел говорит теперь об условиях, которые должны быть исполнены с тем, чтобы все люди могли принять спасение. Эти условия он перечисляет в форме вопросов. Каждый вопрос представляет собой аргумент и вывод, который самоочевиден и служит основой следующего вопроса. Например: Как могут они признавать Господа, если прежде не уверуют в Него? Они не могут, потому что прежде должны уверовать, но как они могут уверовать, не слышавши? Они не могут. И так далее. Некоторые связывают 14 и 15 ст., относя их к проповеди Евангелия язычникам. Если Евангелие предназначено для каждого, как видно из слова всякий , тогда оно должно быть проповедано каждому. Другие толкователи связывают /5 ст. более тесно с остальными стихами главы. Павел говорит не о миссии к язычникам, а о неверии Иудеев. Иудеи, как уже выше пояснял Павел, не знали истинного пути достижения праведности, чтобы они могли вполне осознать серьёзную вину в этом, Павел стремится им показать, что они имели все возможности познать и уразуметь план Божий. Он начинает с вопроса о том, какие условия необходимы для того, чтобы призвать Господа, и затем доказывает, что эти условия были выполнены. Поэтому Иудеи никак не могут оправдать своего неверия. Мысль 14-21 ст. может быть коротко сформулирована таким образом: были ли посланы вестники Евангелия с тем, чтобы все получили возможность уверовать? Да, Евангелие было проповедано, как об этом и предсказывал пророк Исаия. Доказывает ли сам факт, что многие не уверовали, потому что они не слышали 16 ст.? Нет, ибо пророк Исаия также предсказывал, что некоторые не примут вести 16, 17 ст. Может быть некоторые Иудеи не слышали 18 ст.? Нет, этого не может быть, так как весть Евангелия распространилась повсюду. Но если Израильтяне слышали её, то возможно ли, чтобы они не поняли смысла 19 ст.? Это также исключается, ибо, согласно словам Моисея и пророка Исаии, менее наделённые преимуществами и менее просвещённые язычники смогли уразуметь её, то есть, евангельскую [600] весть 19, 20 ст. Поэтому Иудеи не могут оправдать своё неверие незнанием Евангелия. Реальная причина их неблагополучия, как об этом говорит пророк Исаия состоит в том, что они народ упорный и непослушный 21 ст.

Кого: Слушающие Евангелие от проповедников, которых посылает Христос, должны в этом слышать слова Самого Христа 2Кор. 5:20. Желающие услышать Господа, услышат, когда Он говорит через Своих избранных представителей.

15. будут посланы?: Греч, apostоlo, от чего происходит слово apostolos апостол. Как Отец послал Своего Сына, так и Сын послал апостолов, а те, в свою очередь, под руководством Духа Христова посылали других людей (см. Лук. 9:2; 10:1, 3; Ин. 4:38; 17:18; Деян. 26:17; 1Кор. 1:17). Воззвание божественного послания было осуществлено теми, кто был уполномочен Богом для этой цели (ср. Иер. 1:7; 7:25; 14:14,15; 23:21).

как написано: Цитата взята из Ис. 52:7. Здесь Павел цитирует эти слова в кратком и свободном изложении, опуская выражение на горах, как имеющее возможно поэтическое значение, и, изменяя единственное число благовествующего, на множественное- благовествующих, а также, опуская слова проповедующих спасение.

как прекрасны ноги: Т.е., как желателен приход благовестников (см. на Ис. 52:7).

благовествующих мир: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что это предложение опущено.Цитируя слова пророка Исаии, Павел имеет в виду, что вестники Евангелия уже посланы Богом. О значении приведённого места в контексте подлинника (см. на Ис. 52:7). Эта часть пророчества рассматривалась как Иудеями так и христианами,- относящейся к деятельности Мессии. Радостная весть об избавлении из Вавилонского пленения символизировала радостную весть спасения.

благовествующих благое!: Греч, euagg izo, от которого происходит слово Евангелие, euagg ion (см. на гл. 1:1).

16. послушались: Греч, hupakouo, повиноваться, послушание, внимательно прислушаться (см. на гл. 5:19). Это слово хорошо подходит и к контексту, где Павел описывает неверие, которым была встречена евангельская весть, что Иудеи слышали её, но не желали быть послушными ей.

благовествования: Или, добрая весть, или благая весть (см. на гл. 1:1).

Исаия говорит: Цитата взята из Ис. 53:1. В Еврейском тексте слова Господь нет, но оно встречается в переводе LXX. Пророк Исаия предвидел также непослушание Иудеев. Сразу же после описания вестников Евангелия Ис. 52 гл., он предсказывает неспособность народа принять эту радостную весть. Сравните слова об исполнении пророчества в Ин. 12:37, 38. Вышеприведённая часть стиха, указывает на то (ср. Рим. 10:15), что весть была провозглашена, иначе её невозможно было бы услышать или принять.

17. вера: Или, веры. Чтобы оценить близкую связь между приведёнными 16, 17 ст. нужно проследить, что Греческий язык не имеет двух отдельных слов для веры и вера. Греч, pistis, вера или вере, является существительным, полученным из pisteuo, переведенный глагол поверил в 16 ст. (см. на гл. 3:3).

слышания: Греч akol, в данном стихе это слово употребляется дважды. В 16 ст. слово akoe предоставлено как сообщение, там это имеет значение буквально, что слышат, если то же самое значение употреблено как akoe, здесь, возможен перевод: кто поверил, тот и получил известие от нас? Чтобы оттого могла пребывать вера, потому что услышал и, что слышит от тех, кто говорит слово Божье Этот перевод делает более очевидную связь между 16,17 ст.

слова Божия: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что здесь правильнее было бы написать слова Христа. Это выражение означает весть о Христе, поскольку слово веры 8 ст. есть весть о Христе (см. на 8 ст.). В приведённых словах данного стиха есть важное свидетельство о природе и источнике истинной веры. Истинная вера не есть слепая вера, покрывающая недостаточность свидетельства Евр. 11:1, и это убеждение мы должны понимать из познания, основанного на слове Божьем, то есть, вести о Христе. Регулярное средство приобретения преобразующей и твёрдой веры нельзя заменить никакими другими средствами.

18. Но спрашивая: Иудеи, по всей видимости, доказывали, что они не имели возможности слышать и потому не приняли Евангелия. Павел продолжает опровергать это их заявление.

разве они не слышали?: Или, значит ли это, что они не слышали?, или они были не в состоянии слышать. Греческая конструкция данного вопроса предполагает отрицательный ответ и исключает всякое оправдание. Слово они относится к слову не все 16 ст., которым обозначаются неверующие Иудеи.

Напротив: Это слово представляет собой эмфатическое выражение Павла, предположение о том, что они, то есть, Иудеи, не слышали вести. Павел утверждает, что Евангелие распространилось по всему миру..

голос: Греч, phthoggos. Это слово представляет собой подражание звуку музыкального инструмента или звуку, образуемому вибрацией человеческого голоса. Согласно словам псалмиста, их голос-это голос природы, безмолвный свидетель того, что Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердьПс. 18:1. Псалмист сравнивает откровение Бога в делах творения Пс. 18:16, с откровением Его Божественного слова. Павел видит в этом изображение всемирного характера Евангельской вести и пользуется словами псалмиста, чтобы описать, как голос проповедующих слово веры прошёл по всей земле.

вселенной: Греч, oikoumeni, необъятный мир (см. на Лук. 2:1). Во время написания данного послания Евангелие, очевидно, не было проповедано повсюду, в буквальном смысле этого слова. Так, например, оно ещё не проникло в Испанию (см. Рим. 15:20, 24, 28). Тем не менее, слово веры к этому времени так широко распространилось по всему миру, что Павел вполне обоснованно, делает столь обширный вывод. Ещё при жизни его поколения, Евангелие было возвещено всей твари поднебесной (Кол. 1:23; ср. Вос. 96). Больше того, Евангельская весть была возвещена в первую очередь Иудеям Деян. 9:20; 11:19; 13:5; 14:1; 17:1, 2, 10; 18:4, 19; 28:17; Рим. 1:16. В данной главе Павел, очевидно, ставит своей целью показать, что ни один Израильтянин не может оправдаться тем, что он, якобы не слышал Евангелия.

19. разве Израиль не знал?: Более точно, является ли это, что Израиль не знал? или Израиль был не в состоянии понять. Как и в 18 ст., конструкция Греческого вопроса предполагает отрицательный ответ. Несмотря на откровение Божие через Моисея и пророков, Израиль так и не узнал о Божьем пути праведности.

первый: Т.е., первый по порядку в пророческой цепи.

Моисей говорит: Цитата взята из Втор. 32:21. Тот же Моисей, который возвестил Израильтянам их особые благословения и преимущества от Бога, возвестил им и принципы веры, через которую их настоящее привилегированное положение могло измениться, и фактически со временем изменилось (см. Втор. 32:18, 20).

Я возбужу в вас: Проявляя милость к язычникам, Бог надеялся возбудить в Своём народе ревность о Себе. Сравните Ос. 2:23; Рим. 9:25.

не народом: Буквально, не народ (ср. Втор. 32:21). Язычники названы не народом, потому что они не были с Богом в столь близком отношении, как Израиль (см. Втор. 4:58). Они были народом несмысленным, потому что не получали того же откровения от Бога и, вследствие этого, поклонялись идолам каменным и деревянным (см. на Рим. 1:21). Павел стремился вызвать в своих соотечественниках ревность с указанием на то, что, как и предсказывал Моисей, Бог отныне проявляет своё особое благословение к народу, который Иудеи привыкли считать низшим (см. гл. 11:14) Вместе с тем, он искренно молился, чтобы его народ мог покаяться и получить спасение во Христе Иисусе гл. 9:13; 10:1.

20. А Исаия: Или, тогда Исаия, или и Исаия.

«Меня нашли»: Цитата взята из Ис. 65:1. Неожиданная вера язычников, должно быть, служила уроком привилегированным и просвещенным, но всё же неверуюдим Иудеям (ср. гл. 9:30-33).

21. Об Израиле: Т.е., в отношение Израиля, или к Израилю.

говорит: Т.е. пророк Исаия говорит. Пророк говорит от имени Бога. Цитата из Ис. 65:2 и более [602] всего соответствует переводу LXX, нежели Еврейскому тексту.

целый день: Этими словами пророк Исаия выражает долготерпение Божие в отношении Своих детей, в то время как они упорно продолжали не повиноваться Ему и отвергать Его приглашение. Отношение Бога даже с непослушными грешниками исполнено нежности и сострадания. Целый день Он протягивал свою милосердную руку ко всем непослушным и непокорным. Что Господь был постоянно милостив и сострадателен, в конце концов, признают все, которые отвергли Его (Откр. 15:4; ВБ 670, 671).

упорному: Буквально, противоречащему, противящемуся. Отвергая весть Евангелия и оказывая ей своё сопротивление, Иудеи проявили характер, предсказанный и осуждённый пророками. Перед своей мученической смертью Стефан говорил о том же (Деян. 7:51-53; см. также Лук. 13:34).

Комментарий Е. Г. Уайт к 10 главе Римлянам

1 ДА 374.

2 1СЦ 165; 2СЦ 110, 147, 232; ЗСЦ 109; 4СЦ 489; 5СЦ 343.

3 НПХ55; ГЩ709; ПП372.

6-9 ЖВ 184.

10 ХД401; РУУ242; 5СЦ536.

11,12 МС251.

11-13 ЖВ 403.

12 ЖВ 249.

14 СЕ 19; СП 399; 6СЦ21; 9СЦ52.

14,15 7СЦ 224.

17 НУХ100.

20 ПЦ 367.

21 ДА 375; ЖВ 458.