Глава 12

1. Итак: Это слово, вероятно, относится либо к мысли Павла о всеобъемлющей милости Божией гл. 11:32-36, либо в более широком смысле, к его предыдущей мысли, которая достигает кульминационной точки в гл. 11:32-36. Поскольку верующие получили оправдание через веру во Христа и усыновление, основанное на любви и доверии к Богу, то с этого времени они должны проводить чистую, непорочную жизнь, какая подобает их новому положению. Таким образом, Павел поясняет, что учение о праведности через веру и спасение посредством благодати никоим образом не поощряет беззакония или пренебрежительного отношения к заповедям Божиим. Напротив, верующий, получающий оправдание и освящение от Бога, eще более желает повиноваться, так что оправдание закона исполняется в нём . В любви и признательности, он стремится более серьёзно познавать и исполнять волю Божию, которая есть благая, угодная и совершенная гл. 12:2

умоляю вас: Павел переходит теперь к рассмотрению применения на практике, учения о праведности через веру, которое он подробно разъяснил в 1-11 гл. Праведность через веру означает не только прощение грехов, но и обновление жизни. Она включает в себя как оправдание, освящение, так и примирение, равно как и преобразование. Цель Божия состоит в полном обращении грешников для того, чтобы сделать их способными жить в Его присутствии.

милосердием: Греч, oiktirmoi, это слово выражает самое нежное сострадание (см. 2Кор. 1:3). Оно выразительнее слова eos, которым также обозначается милость Рим. 11:31. Павел подчёркивает, что нежное сострадание Божие должно побуждать нас к послушанию. Бог проявил к грешникам столько милости, что отдал ради них на смерть Своего Сына, и простил им беззакония, чтобы они с радостью посвятили себя Ему.

представьте: Греч, paristemi, буквально, ставить рядом, отсюда представить. Сравните употребление этого слова в Лук. 2:22; Ефес. 5:27; Кол. 1:28.

тела ваши: В первую очередь Павел призывает христиан посвятить свои тела Богу. Затем он призывает посвятить свои умственные и духовные способности Ему 2 ст. Истинное посвящение, это посвящение всего человека, его духа, души и тела 1Фес. 5:23. Это гармоничное развитие всех его физических, умственных и духовных способностей, пока в нём не восстановится образ Божий, по подобию которого он был создан Кол. 3:10. Состояние ума и души, в значительной степени зависит от состояния тела. Поэтому необходимо поддерживать свои физические силы на самом высоком уровне. Всякое злоупотребление или удовольствие, ослабляющее физические силы, задерживают наше умственное и духовное развитие. Врагу человеческих душ это хорошо известно, и он соответственно этому, придумывает всё новые соблазны, направленные на ослабление и вырождение физической природы человека. Павел отчётливо видел последствия его разрушительной работы. Поэтому он всеми силами старался помочь язычникам избавиться от низменных привычек (см. Рим. 1:24, 26, 27; 6:19; Кол. 3:5, ) убедить новообращённых проводить непорочную жизнь (см. 1Кор. 5:1, 9; 2Кор. 12:21). Не случайно он призывает их предать свои члены Богу в орудие праведности (Рим. 6:13; ср. 1Кор. 6:15, 19; 7:34). Христианин должен подчинить свои физические наклонности высшим силам своего существа, а они в свою очередь должны быть представлены контролю Бога. Царственная власть разума, освящённая божественной благодатью, должна занять главенствующее место в жизни (ПЦ 489). Только в таком случае верующий [616] может предоставить Богу свое разумное служение. См. ниже под словом разумного и служения.

жертву живую: Жертвы ВЗ церемониальной системы состояли в предании животных смерти. Христианская жертва, напротив, состоит в посвящении человека для жизни. Верующий христианин отдаёт всего себя на служение Богу.

святую: Иудеям строго запрещалось приносить в жертву животных хромых, слепых или другим образом повреждённых Лев. 1:3, 1 :1; 22:20; Втор. 15:21; Мал. 1:8. Каждое приносимое в жертву животное тщательно осматривалось, и если в нём находился какой-либо порок, оно отвергалось. Подобно этому и христиане, должны представить тела Богу в наилучшем состоянии. Все свои силы и способности, они должны хранить в чистоте и святости, в противном случае их посвящение Богу не будет Им принято.

Это не произвольное требование. Намерением Божиим в отношении верующих, является их полное восстановление. Для этого необходимо очищение и укрепление их физических сил, а также умственных и духовных способностей. Поэтому христианин, всецело предавший себя Богу для спасения, с радостью будет исполнять все Его повеления относительно здоровья своего тела. Он будет относиться к нему с величайшей ответственностью. Поступать иначе, значит препятствовать в Божией работе восстановления.

благоугодную: Буквально, хорошо представить (см. Фил. 4:18; Кол. 3:20; Тит 2:9). Богу, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего для спасения грешников, благоугодно, когда люди оставляют свои пагубные привычки и полностью отдаются Ему. Таким образом, они дают Ему возможность исполнить в отношении их, Своё благое намерение: привести их к совершенству, которое они имели при первоначальном творении.

разумного: Греч, logikos, разумный, духовный, логический. В НЗ это слово встречается ещё в 1. Пет. 2:2 KJV, где оно переводится словом верующий (см. соответствующий комментарий).

служения: Греч latreia. Под этим словом подразумевается религиозное служение или поклонение, в Евр. 9:1 оно переводится как богослужение (ср. Рим. 9:4). В Английском переводе Библии, выражение разумное служение, передано не совсем ясно. Его можно понимать как уместное, то есть, приличное служение. Однако в Греческом тексте смысл данного выражения другой. Павел, говорит о служении, относящемся к душе и разуму человека, отличающегося от внешнего материального служения. Посвящение христианина непорочной, святой жизни, это есть момент его духовного служения. Он более не приносит в жертву животных, но приносит самого себя, для религиозного служения, которое принадлежит сфере его разума. Так, например, Петр называет верующих священством святых, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет. 2:5; ср. ЗСЦ162).

В приведённом стихе большое значение придаётся принципам здоровой жизни. Своё духовное служение верующий проявляет в том, что отдаёт своё здоровое тело вместе с посвящённым разумом и сердцем Богу. Поступая так, он предаёт всего себя воле Божией, давая Богу возможность восстановить в нём божественный образ. Сохранение своих физических сил в наилучшем состоянии, неотделимо от духовного служения. Хорошо, когда христианин прославляет Бога в своём теле (1Кор. 6:20; ср. . 10:31), служа живым примером Божьей спасительной благодати и со всей активностью участвуя в деле распространения Евангелия. Именно благодаря этому вавилонский двор увидел в Данииле и его товарищах пример благости Божией и любви Христа (ПЦ 489), чья непорочная жизнь и прекрасное развитие как в физическом, умственном, так и в духовном отношении является ярким свидетельством того, что воля Божья делает для тех, кто приносят себя Ему и кто стремится исполнить ?го благие намерения. См. на Дан. 1:12,18.

2. сообразуйтесь: Греч suschematiz, уподобляться другому образу, это слово употребляется здесь в том же значении, что и в 1 Пет. 1:14.

веком: Греч aion, буквально, век (см. на Матф. 13:39; 24:3). Как сыны века сего, Лук. 16:8; 2:34. христиане не должны следовать обычаям века сего, как это они делали раньше во плоти Рим. 8:12, Напротив, они должны пройти процесс полного преобразования, путём обновления своего ума.

преобразуйтесь: Греч, metamorphoo, от которого [617] произошло Английское слово метаморфоза. В Матф. 17:2; Марк 9:2 оно употребляется, чтобы описать преображение Христа. Во 2Кор. 3:18 оно используется, чтобы описать преображение верующего в образ Христа. Павел говорит о том, что христианам не следует подражать внешним, проходящим обычаям века сего, но что они должны быть полностью внутренне преобразованы. В других местах НЗ это преобразование называется возрождением Ин. 3:3, воскресением Рим 6:4, 11, 13 и новым творением 2Кор 5:17; Гал. 6:15.

обновлением ума вашего: До обращения сила человеческого разума, его способность различать добро и зло, находится под влиянием плотских наклонностей. Ум такого человека назван плотским умом Кол. 2:18. Но во время обращения, ум человека оказывается под влиянием Духа Божия. Вследствие этого, мы имеем ум Христов 1Кор. 2:13-16. Слова: и дам вам сердце новое, означают- и дам вам новый разум (РГ18 декабря, 1913). Смерть старой жизни по духу Рим. 6:313 изображается в виде бани возрождения и обновления Святым Духом Тит. 3:5 Эта обновляющая перемена, начинающаяся с момента обращения и возрождения верующего, есть прогрессивное и непрерывное преобразование, так как внутренний наш человек, со дня на день обновляется 2Кор. 4:16 в познании Кол. 3:10. И по мере того, как внутренний человек преобразуется, посредством силы Святого Духа, так и внешний, то есть, жизнь человека, непрерывно обновляется. Освящение разума верующего будет проявляться в образе жизни, поскольку характер Христа будет отражаться в нём (см НУХ69).

познавать: Греч, dokimazo. Это слово означает испытание и одобрение, включая в себя двойной процесс. Познание, что есть воля Божия и одобрение и решение действовать в соответствии с этой волей (ср. Рим. 2:18; Ефес. 5:10; Фил. 1:10). Посредством обновления своего ума, верующий получает способность знать, что Бог требует от него. Бог подсказывает ему, как вести себя в развращённом веке. Поскольку теперь он уже имеет не плотской ум, но ум Христов, то он желает исполнить волю Божию, и таким образом становится способным воспринимать и разуметь истину Ин 7:17. Лишь тот, кто возрождён посредством Святого Духа, может правильно объяснить слово Божие. Священное Писание можно понять лишь под вдохновением того через Которого оно дано было нам (см. Ин. 16:13, 14; 1Кор. 2:10, 11; СЕ 297)

благая, угодная и совершенная: Можно придать последней половине этого выражения вот какой смысл:вы можете испытать и убедиться в том, что воля Божья — является благая, угодная и совершенная.. Его волю необходимо различать даже в небольшом значении.

3. По данной мне благодати: В силу авторитета, данного ему, как апостолу, Павел возвещает волю Божию (см. Рим. 1:5; 15:15, 16; 1Кор. 3:10; 15:10; Гал. 2:9; Ефес. 3:2, 7, 8).

всякому из вас: Этими словами Павел подчёркивает, что он обращается лично к каждому члену общины, независимо от его положения и авторитета. Возможно, он опасался, что христиане в Риме могут впасть в ту же гордость, в которую впали верующие города Коринфа, откуда он писал свое послание (см. 1Кор. 15 гл.; 2Кор. 10:13).

говорю: Павел продолжает показывать практические результаты обновленного и просвещенного ума. Вначале он говорит о скромности и трезвости, которые приличны истинно верующему, а также о правильном употреблении даров для созидания церкви.

не думайте: В Греческом тексте это выражение представляет собой игру слов. Оно содержит в себе серьёзное предостережение от того, чтобы мы не переоценивали самих себя. Человеку необходимо знать слабые, а также и сильные стороны своего характера, с тем, чтобы он мог остерегаться [61 8] таких дел, для которых Бог его не предназначал (см. СЕ 319).

скромно: Греч soproned, быть трезвым. Человек тщеславный и гордый, не меет верного рассудка. Смирение является результатом отдачи всего себя Богу и обновления ума. Истинно верующий признаёт, что он полностью зависим от Бога, что всякое духовное дарование, он может получить лишь посредством Его благодати, и сознавая это, он оставляет всякое сомнение.

по мере веры: Вот истинное мерило, посредством которого человек может измерить самого себя. Человек невозрождённый, (плотского ума), измеряет себя по мирским стандартам, которые есть богатство, положение или учёность. Он постоянно стремится создать о себе хорошее впечатление, что он больше, чем он есть на самом деле. С приходом же веры и обновления ума, верующий делается способным видеть ограниченность своих дарований. Вера даёт ему новое мерило, согласно которому он точно определяет характер и границы своих способностей и, таким образом, не думает о себе слишком высоко. Он понимает, что чем больше будет его вера, тем больше будет его духовное влияние. Однако его знание, не является поводом гордости, так как он сознаёт, что чем больше мера его веры, тем больше его зависимость от Бога.

4. в одном теле: Причина, почему христиане должны иметь смирение и здоровое суждение, заключается в том, что церковь подобна телу человека и составлена из многих членов, исполняющих каждый свою функцию. Все функции необходимы и важны, но не все одинаково славны. Благополучие и успех целого общества зависит от духа любви, сотрудничества и взаимного уважения между членами, когда член исполняет возложенные на него обязательства. Это символическое изображен тела и членов более подробно рассматривается в 1Кор. 12:12-27.

дело: Греч praxis, функция, образ действия.

5.одно тело во Христе: Подобно тому, как человеческое тело состоит из многих частей, так и тело Христа, состоит из многих христиан. Христос соединяет, оживляет всё общество верующих в Него. Сравните описание Павлом Христа, как главы тела и членов, покорных Ему Ефес. 1:22; 4:15, 16; Кол. 1:18. Такое единство христианской церкви предполагает взаимную зависимость всех её членов. Поскольку они принадлежат одному телу, так и индивидуально принадлежат друг к другу. Таким образом, Павел призывает верующих трудиться вместе, каждому в своём деле, для благосостояния церкви.

6.различные: По благодати, данной Павлу, он был поставлен апостолом (см на 3 ст.). И по благодати, данной верующим, многие из которых были поставлены пророками, учителями, чудотворцами, исцелителями больных и т.д. 1Кор. 12:28 Посредством благодати Божьей, члены Христианской церкви наделены различными дарованиями, с тем, чтобы оказывать помощь друг другу и возвещать Евангелие всякому народу, колену и языку. Более подробно об этом Павел говорит в1Кор. 12 гл. (см. соответствующий комментарий).

дарования: Греч, charismata, дары благодати (см. Рим. 1:11; 5:15, 16; 6:23; 11:29; 1Кор. 7:7; 12:4, 9, 28). Так называются особые способности, данные верующим Святым Духом для служения в церкви. Нередко это могут быть и природные таланты, которые Дух умножает и освящает. Все эти духовные дары, суть дары благодати, посылаемые в соответствии с волей и намерениями Божьими. Те, кто их получает, не имеет никакой причины хвалиться ими. Источник их силы и влияния находится не в них.

пророчество: В Священном Писании, этими словами обозначается всякое вдохновенное изречение, а не только предсказание будущего. Пророк может говорить о прошлом, настоящем и будущем (см. Исх. 7:1; Лук. 1:76, 77; Деян. 15:32; 1Кор. 14:3, 24, 25).

по мере: Греч, analogic, это слово в НЗ встречается только в этом месте. В классическом Греческом языке оно употребляется как математический термин. Первоначальное Английское слово аналогия, было выражено в значении по мере веры, [619] это становится вполне понятно из параллельного ему выражения по мере веры, какую каждому Бог уделил 3 ст. Если христианин обновил свой разум 2 ст. и стал способен судить более трезво 3 ст., то он тогда правильно оценит свои способности и скромно употребит их на служение Богу, который наделил Его этими дарами для этой цели (см. на 3 ст.).

7. служение: Греч, diakonia. В НЗ это слово употребляется в более широком смысле, обозначая всякое служение в христианской церкви (см. Деян. 1:17, 20:24; 21:19; Рим. 11:13; 1Кор. 12:5;2Кор. 3:8, 9;4:1; 5:18;6:3; 11:8, 2Тим. 4:5,11). Иногда оно же употребляется в более узком значении , обозначая какое-либо поручение или физическую поддержку Деян. 6:1; 11:29.Еще оно переведено, как облегчение Деян. 12:25; Рим. 15:31; 1Кор, 16:15; 2Кор.5: 4; 9:1, 12,13.

Поскольку в приведённом стихе Павел говорит о различных специальных дарах и отличает служение от пророчества, учения и увещевания, то, очевидно, слово служение, следует понимать в более узком значении, когда речь идёт о чём-то временном, материальном, например, об оказании помощи бедным, больным или странникам.

пребывай в служении: Эти слова были добавлены и, очевидно, уместно. Смысл их, вероятно, в том, что те из нас, кто посвятил себя какому-то служению, должны посвятить себя ему от всего сердца. Работу по удовлетворению временных нужд церкви, нельзя недооценивать. Она есть дар Божественной благодати, как пророчество. Духовное значение такого служения подчёркивается тем фактом, что во времена апостолов, только люди, исполненные Святым Духом и мудростью, были поставлены для ежедневного раздаяния милостыни Деян. 6:1, 3.

в учении: В 1Кор. 12:28 учитель назван после апостолов и пророков. Его работа состоит в том, чтобы разъяснить, запечатлеть и связать с жизнью те истины, которые уже были открыты. Их дарование заключается в ясном понимании истины и в ясном её изложении. Именно эти качества позволили Павлу иметь большое влияние на людей (см. Деян. 18:24-28). Те, которые были призваны, посредством благодати Божьей, быть апостолами или пророками, не должны были презирать своей работы, имеющей менее важное значение. Дух Божий ставит верующих на такое служение, для которого они более всего подходят и, соответственно своему положению, лучше могут исполнить намерения Божии относительно всей церкви. Поэтому христианский учитель, имеющий веру в руководство Христа Своей церковью, полностью посвятит себя своему призванию. Больше того, как Павел указывает Тимофею 1Тим. 5:17, старшие, которые трудятся при учении (KJV учение) достойны чести вдвойне.

8. Увещатель: Греч, paraklesis, призыв, воодушевление, утешение (сравните его использование в Рим. 15:5; 1Кор. 8:4; Фил. 2:1). Учение главным образом относится к разуму, тогда как увещевание относится к душе человека. Некоторые имеют особый дар воодушевлять людей на добрые дела или поддерживать их в горе. Этот Божий дар нужно использовать смиренно и искренно для служения (см. на

раздаватель: Греч, metadlddmi. Это слово означает делать вклад или лечить чьё-либо имущество (сравните его использование в Лук. 3:11; Ефес. 4:28). От характеристики даров, относящихся к специальному служению в церкви, Павел переводит к характеристике даров, в более широком смысле. Принятие Христианства принесло многим верующим первоапостольской церкви материальную нужду, и поэтому появилась необходимость, чтобы братья по вере помогали им своими добровольными пожертвованиями (см. Деян. 2:44, 45; Рим. 15:26; 1Кор. 16:1; Гал. 2:10).

в простоте: Греч, haplotes, искренность, простота целей, иногда щедрость (см. 2Кор. 8:2; 9:11, 13). Христианин, уделяющий от своего имущества другим, должен делать это от всего сердца (ср. Ефес. 6:5;Кол. 3:22) и не колебаться. Здесь не должно быть места хвастовству или какому-либо корыстолюбию. Подобная искренность и щедрость, является также даром Духа, Который указывает верующим, как правильно употребить своё имущество (ср. Матф. 6:3; 19:21).

начальник ли: Буквально, поставленный впереди. Это слово в НЗ обозначает тех, кто занимает влиятельное положение либо в [620] церкви1 Фес5:12; 1 Тим. 5:17, либо дома 1Тим. 3:4, 5,12. Дар таковых есть дар управления 12:28.

с усердием: Греч, spoude. В других местах НЗ (KJV) это слово переводится поспешность Марк 6:25; Лук. 1:39, усердие 2Кор. 7:11, попечение 2Кор 7:12, усердие другим 2Кор. 8:8, усердие к вам 2Кор. 8:16. Усердие и устремлённость необходимо иметь каждому руководителю. Эти качества являются даром Святого Духа, и христианин, получивший их, должен исполнять возложенную на него работу.

благотворитель: В этом списке даров, Павел проводит некоторое различие между простым дарованием и благотворительностью. Здесь он, по-видимому, говорит о такой благотворительности, которая заключается в том, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях Иак. 1:27, исцелять сокрушённых сердцем (Ис. 61:1; ср. Лук. 4:18), посещать больных и находящихся в темнице Матф. 25:36, 39, 44.

с радушием: Греч, hilarotes, радость, радостное настроение. Это единственный случай употребления данного слова во всём НЗ, хотя родственное ему прилагательное (hilaros) встречается в 2Кор. 9:7, где читаем доброхотно дающего любит Бог. Всякий благотворитель, независимо от того, утешает ли он упавшего духом или поддерживает страждущего, должен ясно свидетельствовать о себе, что своё служение он совершает добровольно и с радостью. Добрые поступки, совершаемые с искренним радушием, ценятся гораздо более тех, которые совершаются из чувства долга. Вокруг Иисуса постоянно теснились страждущие и немощные, однако Он ко всем был сострадателен и отзывчив (см. СИ 24).

Различные дары, которые перечисляет Павел, нужно использовать с разумной целью и для блага всех. Верующий христианин не будет презирать ни своего положения, ни дела, которое доверил ему Бог. Он не станет также думать о себе больше, чем следует. Его целью и радостью будет верное истолкование им своих обязанностей, относящихся к царству жизни, к которому он призван Самим Богом.

9. Любовь: Греч, agape (см. на Матф. 5:44; 1Кор. 13:1). Дав нам ряд полезных советов относительно правильного употребления вышеперечисленных даров. Павел говорит теперь об употреблении величайшего из всех даров, основе истинного христианства-любви, как и в 1Кор. 12,13 гл. Павел в заключении своих рассуждений о духовных дарах, говорит о любви. Те добрые качества, которые он перечисляет в Рим. 12:9-21, являются плодом искренней христианской любви.

непритворна: Греч, anupokritos, искренная, настоящая, истинная. Искренной является лишь та любовь, которая ненавидит зло и твёрдо отстаивает то, что является добром (см. 1Кор. 13:6).

отвращайтесь :Греч, apostugeo, в НЗ встречается только здесь и означает отвращение человека к чему-либо до такой степени, что он удаляется от предмета, прежде им любимого. Искренняя любовь не может потворствовать злу в другом, независимо от того, что он очень любимый. Цель её постоянно направлена к тому, чтобы побеждать зло и удерживать добро. Любовь Илии к своим отступившим сыновьям не отличалась такой искренностью. Если бы его любовь была настоящей, то он постарался бы исправить их недобрые качества. Священное Писание рассказывает нам также о пагубных последствиях слепого служения, не основанного на любви (см. Лев. 10:1,2; ПП360, 361; 1Цар. 3:13; 4:11,18-22; ПП 575-579).

прилепляйтесь: Греч, kollao, буквально, склеивать [соединять] вместе, отсюда присоединиться к чему-либо (см. Матф. 19:5; Деян. 8:29).

10. братолюбивы: Греч. Philad phia, это слово выражает тесный союз, существующий между членами Христианской церкви. Сравните его использование в 1Пет. 1:22; 2Пет. 1:7; 1Фес. 4:9; Евр. 13:1. Последовательность слов в этой части буквально, в братской любви друг ко другу [будут] в нежности и доброте. Апостол Павел говорит о том, что, любя своих братьев, верующие будут чувствовать ту особую теплоту отношений, которая существует между самими близкими родственниками.

с нежностью: Греч, philostorgoi, этот термин выражает нежную любовь, какая может быть только между близкими родными. Это слово хорошо передаёт братские взаимоотношения в единой семье. Верующие должны относиться друг ко другу с нежностью, как сын и дочь одного Отца (ср. Марк 3:35).

предупреждайте: Греч, proegeomai, буквально, идти вперёд, как руководитель. Это единственный случай употребления данного слова во всём НЗ. Приведённое здесь Греческое [621] выражения, в почтительности друг друга предупреждайте перевести трудно. Оно переводится по-разному, например превзойти другого в почтительности (RS V), желая оказать друг другу почтительность и т.д. Правильное его значение, вероятно можно понять, если сравнить его с параллельным ему стихом в Фил. 2:3, по смиренномудрию, почитайте один другого высшим себя. Истинная любовь, ведёт к тому, что человек не ищет себе чести или положения, но желает сам воздать честь другим. Верующие христиане, движимые искренней любовью, готовы скорее почитать других, а не принимать от других почестей. Никто из них не будет требовать себе чести, но каждый будет стремиться оказать почтение своему брату по вере.

11. В усердии: Греч, spoude, пыл, ревность, страсть. Spoude переведено как усердие в 8 ст. Однако Павел не говорит о материальном деле, а о духовном рвении. Христианин не должен ослабевать в своём усердии, но от всего сердца должен отдавать себя на служение Господу Кол. 3:23. Такое постоянное усердие или рвение, является результатом искренней христианской любви, ибо это есть любовь Христа, объемлющая всех его последователей 2Кор. 5:13, 14. В царстве Божьем не будет места ленивым (см. СП 183,184), ибо недостаток их ревности свидетельствует о корыстолюбии и отсутствии любви. Любовь и жертва Христа не вызвали в них такого желания, которое бы побудило их следовать за своим Учителем в деле спасения грешников от быстро надвигающегося потока греха.

не ослабевайте: Греч, okneroi, медлительный, колеблющийся, робкий, беспечный, ленивый. Это слово часто встречается в переводе LXX в Притчах (см.Пр. 20:4; и т.д.). Оно обозначает злого раба в притче Господа о талантах Матф. 25:26.

духом: Под этим словом может подразумеваться либо человеческий дух, либо Дух Божий. Вероятно, Павел здесь говорит о человеческом духе, подкрепляемом и воодушевляемом Духом Божиим. Целеустремлённый, ревностный верующий, не будет считать исполнение своих христианских обязанностей скучным делом. Напротив, он постоянно будет находить в этом свою радость и чувствовать обновление своих сил. В своём усердии он постоянно спешит туда, где можно сделать добро. Он несёт любовь Христа падшим людям, помогая своим ближним, и в этом находит самое глубокое удовлетворение. Подобно Господу, он имеет пищу, о которой люди не знают, ибо его пища есть творить волю Призвавшего Его, чтобы закончить Его дело Ин 4:32-34.

пламенейте: Греч, zeo, буквально, кипеть, бурлить. Об Аполлосе, например, говорится, что он горел духом Деян. 18:25. Ревностный Христианин всегда будет поддерживать свой интерес к делу Божьему, если так можно выразиться, на грани кипения. Его ревность сделает его влиятельным среди людей Деян. 18:25, 28 и сильным в слове Божием. Апостол Иоанн был сильным проповедником, серьёзным и ревностным в своём деле, и та ревность, которая сопровождала его проповедь, давала ему возможность иметь подход ко всем классам людей (ДА 546).

Господу служите: Ревность и усердие проявляются, как правило, в сердце того верующего, который признаёт, что где бы он ни трудился, он все делает как для Господа, а не для человека (Кол. 3:23, 24; ср. Ефес. 6:58).

12. Утешайтесь надеждою: Три кратких наставления, приведённых в данном стихе, кажутся более выразительными, если придерживаться порядка слов Греческого языка. В таком случае мы читаем: В надежде, утешаясь, а в молитве, терпеливо достигая. Павел уже говорил о духе радушия в 8 ст. В гл. 5:2 он пишет о том, что верующий радуется надеждою славы Божией. Эта Христианская надежда, которая есть причина радости верующего человека, подробно рассматривалась в гл. 8:20-25. Такая надежда даёт христианину возможность сквозь мрак и скорбь настоящего времени взирать на невидимое и вечное 2Кор. 4:17, 18. Тот факт, что надежда, подобно другим христианским добродетелям, исходит из любви, говорится в 1Кор. 13:7, любовь всего надеется.

терпеливы: Греч, hupomeno, вынести (ср. hupomone, терпение; см. на гл. 5:3). Подобное усердие, как оно описано в предыдущем стихе, вскоре наталкивается на препятствие и на различные неприятности. Однако, имея перед собой надежду славы Божией, христианин не проявляет ни ропота по отношению к Богу, ни вражды, по отношению к своим гонителям. Он спокойно остаётся на своём посту, исполняя свой долг, не взирая на всевозможные последствия. Примером такого терпения может служить терпение [622] Христа, Который проявил его в более трудных условиях по сравнению с теми, которые могут встретиться у Его последователей. Терпение было особенно необходимо в тяжкое время, которое переживала первоапостольская церковь. Павел из своего личного опыта знал, что страданий, за дело Христово, верующим встретится не мало (см. Рим. 8:35; 2Кор. 1:4; 1Фес. 1:6; 3:37; 2Фес. 1:46). О связи любви с терпением, говорится также в 1Кор. 13:7, любовь всё переносит.

постоянны: Греч proskartereo, упорствовать, оставаться стойким, упорно добиваться. То же самое слово переведено в других местах как, готовность Марк 3:9, находиться непрерывно рядом Деян. 10:7, что-то делать постоянно Рим. 13:6. Только пребывая в постоянном общении с Богом, христианин может получить силу и могущество перенести те скорби, которые неминуемо встретятся на его пути (см. Деян. 1:14; 6:4; Кол. 4:2). Помышляя всегда о горнем (ср. Кол. 3:2) и рассматривая каждый свой поступок и побуждение сквозь призму славы и воли Божией, мы будем иметь в своих руках вернейшее средство, которое поможет нам выработать терпение и устоять против всяких соблазнов. Кроме того, Бог даёт Духа Святого только тем, кто искренно и постоянно желает Его присутствия (см. Ин. 16:23, 24; Деян. 1:14; 2:4), и Тот же Дух Который приносит любовь (см. Рим. 12:9) и утешение (ср. 12 ст.), приносит с собой также и долготерпение, воздержание, буквально, самоконтроль Гал. 5:22, 23.

13. святых: См на гл. 1:7. О тех, которые являются своими по вере Гал. 6:10, нужно проявлять особую заботу.

принимайте участие: Греч koinoneo, разделять, принимать участие в чём-либо, действовать как соучастник. Сравните употребление этого слова в 1Пет. 4:13; Рим. 15:27; Фил. 4:15; 1Тим. 5:22; Евр. 13:16. Здесь Павел говорит о том, что Христиане должны принимать участие в нуждах своих собратьев. Они должны заботиться о них, как о самих себе и всегда быть готовыми помочь тем, которые находятся в менее благоприятных обстоятельствах. Это больше, нежели простое подаяние, это конкретное проявление принципа любви Рим. 12:9. Павел применял на деле то, чему он учил других. Это видно из его постоянных усилий в деле сбора средств для оказания помощи нуждающимся собратьям, недавно вступившим в церковь (см. Рим. 15:25, 26; 1Кор. 16:1; 2Кор. 8:17; 9:25; Гал. 2:10).

ревнуйте: Греч dioko, буквально, преследовать, следовать чему-либо. Сравните использование этого слова в 1Пет. 3:11; 1Кор. 14:1; 1Фес. 5:15; Евр. 12:14. Это значение показывает нам, что христиане должны не только проявлять гостеприимство, но и иметь дух гостеприимства.

странноприимстве: Греч, philoxenia, буквально, любовь к странникам, отсюда приём или принятие пришельцев. Странноприимство или гостеприимство, уже в самом начале считалось одной из главных христианских добродетелей (см. 1Пет. 4:9; 1Тим. 3:2; Тит 1:8; Евр. 13:2). Оно было необходимо особенно в виду большого числа странствующих верующих. Многие христиане были изгнаны из своих домов и городов и вынуждены были искать крова вместе со своими братьями единоверцами (см. Деян. 8:1; 26:11). Странноприимство, которое верующие оказывали друг другу, сильно способствовало единству, которое таким образом поддерживалось среди членов ранней христианской церкви.

14. Благословляйте: Греч, eulogeo, говорить хорошо о чём-либо, призывать благословение. В 13 ст. Павел говорил об отношениях христиан к своим друзьям. В приведённом стихе он учит нас правильному отношению к врагам. Когда благословляем наших гонителей, то мы, таким образом, это делаем во благо их .Здесь слова Павла напоминают нам наставления Иисуса в (Матф. 5:44; 1 Пет. 3:9).

гонителей: Греч, dioko, преследовать, нередко, как здесь, со злым намерением. Это же слово, переведено как принимать участие в 13 ст. Христианин должен следовать принципу гостеприимства по отношению к своим собратьям и благословлять нечестивых, которые преследуют их, в смысле, их гонят. Этими словами наставления Павел предвосхищает мысль, которую он более подробно развивает в 17-21 ст. о том, что долг каждого христианина, любить врагов и побеждать зло добром. Этот долг может исполнить лишь тот верующий, чей разум обновлён посредством Духа 2 ст. и чья любовь непритворна 9 ст.

15. Радуйтесь: Сочувствие при всех благоприятных обстоятельствах, так и не благоприятных, является верным доказательством искренней любви. Из двух видов сочувствия, упомянутых в данном стихе, первое для нас, наверное наиболее труднее. Легче и проще[623] сочувствовать кому-либо в горе, но радоваться успеху и счастью другого может далеко не каждый, а только человек с благородным сердцем. Противоположностью названных добродетелей является зависть, которая на удачи других смотрит болезненно и злобно и, напротив, радуется чужому несчастью. Такое проявление эгоизма является естественной наклонностью невозрождённого сердца. В 1Кор. 12:26, 27 Павел сравнивает сочувствие, которое должно быть между членами Христианской церкви, с тем сочувствием, которое проявляется членами тела по отношению друг ко другу. Движимый чувством сострадания, Иисус плакал у гроба Лазаря (Ин. 11:35; ЖВ 533). Но Он радуется спасению, даже самого упорного грешника (см. Лук. 15:57,10, 23, 24, 32; Иуд. 24).

16. Будьте единомысленны: Каждый христианин должен усвоить чувства и желания своих собратьев, с тем чтобы быть с ними одних взглядов (см.Рим. 15:5; 2Кор. 13:11; Фил. 2:2; 4:2). Среди христиан должно быть всегда согласие, основанное на общей цели, надежде и стремлении.

не высокомудрствуйте: Или, не гордиться гл. 11:20, не быть надменным (RSV). Любовь . не превозносится, не гордится (1Кор. 13:4, RV). Поводом к появлению гордости может послужить даже преимущества духовных достижений (см. 1 Kop. 12 гл.). Любовное согласие не может долго продолжатся там, где есть высокомерные люди, где царит личное честолюбие, тщеславие и презрение к другим.

последуйте: Греч, sunapago, буквально, уносить с, как наводнением, отсюда уступить, повиноваться. Сравните употребление данного глагола в 2Пет. 3:17 и Гал. 2:13, где несоответствующий смысл указан не глаголом.

смиренным: Смысл Греческого слова не совсем ясен: имеются ли в виду смиренные и простые люди, или скромные занятия и дела. Другое Греческое слово (tapeinos) в том же значении в других местах НЗ относится только к людям. Вполне возможно, однако, что в данном контексте Павел говорит о скромных человеческих обязанностях. Впрочем, чтобы он ни имел в виду, в любом случае, он делает ударение на смирение. По-видимому, большинство членов ранней христианской церкви были бедными, и немногие, которые были богатыми, вероятно склонны были их презирать (см. Иак. 2:19). Такое отсутствие любви и сочувствия, очевидно, не давало верующим возможности быть между собой единомысленными. Поэтому христиане должны иметь нрав Иисуса Христа. Хотя Он был Сыном Божиим, тем не менее, Он не высокомудрствовал. Он принял образ раба и смирился настолько, что мог быть в общении с простым народом и даже с самыми недостойными из грешников, трудясь вместе с ними для их спасения Фил. 2:58. Если Сын Божий согласился так унизиться из любви к Своим падшим, развращённым творениям, то и все истинные христиане должны, несомненно послужить личным смирением своим собратьям (см. СЕ 330-336). См. на Иак. 1:9, 10.

не мечтайте о себе: Буквально, не будьте мудрыми в своих глазах (ср. на гл. 11:25). Такое самомнение, есть оскорбление христианской любви, ибо оно включает в себя презрение к мнению других и, в конечном итоге, к советам Божиим. Поэтому пророк Исаия предсказывал, говоря: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Ис. 5:21; ср. Пр. 3:7). Христианин, занимающийся преобразованием своего ума, не станет надеяться на свою ловкость и дальновидность и отказываться выслушать советов других. Напротив, в своей любви и смирении, он будет с уважением относиться к своим собратьям, прислушиваясь к их мнению и наставлениям. Он будет с готовностью признавать свою ограниченность и ошибки и станет учиться у других.

17. не воздавайте: Или, вознаградить, оплачивать назад, возмещать. Для понимания этого принципа (см. на Матф. 5:38-48). Любовь воздаёт за зло добром, и приносит другим не проклятие, а благословение (см. 1. Пет. 3:9; Рим. 12:14; 1 Kop. 13:5, 6; 1Фес. 5:15;).

пекитесь: Греч, pronoeo, что-то брать, думая об этом заранее.

добром: Греч, kala, доброе, благородное, верное. Эти слова Павел заимствовал, по-видимому из (LXX Пр. 3:4). Чтобы обезоружить своих врагов, Христианин должен поступать весьма осмотрительно, так, чтобы его доброе и разумное поведение было безукоризненным не только в очах Божиих, но и в глазах всех людей. Идущий по узкому пути и стремящийся убедить других в истинности и возвышенности той вести, которую он несёт, должен тщательно наблюдать за своим поведением, чтобы оно всегда было безукоризненным. Они никогда не должны давать повода к подозрению или же к оскорблению. Христианин, который хочет светить людям так, чтобы они видели его добрые дела и прославили Отца Небесного Матф. 5:16, никогда не будет участвовать в мероприятиях сомнительного характера, которые могут положить пятно не только на него, но и на всю христианскую церковь. Павел никогда не боялся вызвать сопротивление, если этого требовали его долг и совесть. Тем не менее, в приведённом стихе он призывает христиан проявлять осторожность и предусмотрительность, с тем чтобы не оскорбить других и, таким образом, не вызвать в них враждебность к себе. Такое поведение диктуется не только любовью, но и здравым смыслом. Невозможно убеждать людей и в то же самое время настраивать их против себя.

18. Если возможно с вашей стороны: Буквально, относительно того, кто выступает против вас, в значении насколько от вас это зависит. Связь этих слов с предыдущим стихом очевидна. Что касается Христианина, то он должен делать все возможное, чтобы сохранить мир. Однако бывают моменты, когда по отношению к другим возникает враждебное отношение. Поэтому Павел и говорит, если возможно. Жизнь Павла была наполнена почти непрерывной борьбой, и это нам показывает, что не всегда можно быть в мире. В мире, князем которого является сатана, воины Христа не должны надеяться на мирный исход. Тем не менее, христианин должен беспокоиться о том, чтобы в случае, когда будет нарушен мир, он оказался в этом непричастен.

19. возлюбленные: Греч, agapetoi. В (KJV) иногда это слово переводится буквально, возлюбленный (см. Рим. 1:7;9:25; 11:28; 16:12;Ефес. 1:6; и т.д.),а иногда добавляют квалификацию нежно в KJV (см. 1Кор. 10:14; 2Кор. 7:1; 12:19; Фил. 4:1; и т.д.).

дайте место гневу: Определённый артикль, стоящий перед словом гневу, указывает на то, что здесь речь идёт о гневе Божием (см. на гл. 5:9). Такое толкование подтверждается словами, Мне отмщение, Я воздам. Христиане никогда не должны стараться отомстить тем, кто поступил с ними несправедливо. В каждом подобном случае им следует всё вверить на рассмотрение Богу. Только совершенный, всевидящий и любвеобильный Бог, сможет произвести правильный суд и справедливо наказать виновных. Мысль и слова этого наставления хорошо переданы в Ефес. 4:27, где Павел разъясняет, что, мстя за себя, мы даём место диаволу. Те, которые ищут отмщения, дают сатане возможность внушить им гнев, ненависть и ожесточение, тогда когда им следовало бы воспитать в себе плоды Святого Духа: любовь, мир, радость и долготерпение Гал. 5:22.

Есть ещё два толкования на данное место стиха. Первое выражается в таких словах: дайте время остыть своему гневу, второе, дайте место гневу вашего противника. Впрочем, оба эти толкования не соответствуют ни Греческому тексту, ни контексту.

Ибо написано: Цитата взята из Втор. 32:35. Сравните с Евр. 10:30. Во Второзаконии эти слова звучат как предостережение народу Божьему. В Еврейском оригинале они имеют отношение к отступникам. Здесь же, в послании к Римлянам, они приводятся, как утешение для гонимого за правду народа Божия. Бог отомстит за них в своё время, ибо Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь? (Лук. 18:7; ср. Втор. 32:40-43; 2Фес. 1:6-10; Откр. 6:9-11).

отмщение: Греч, ekdikesis, защита, возмездие, наказание (ср. Деян. 7:24; 1. Пет. 2:14; 2Кор. 7:11). Всякая мысль о личной мести должна быть исключена, поскольку речь идёт о карающей справедливости Божией, которую воздаст каждому соответственно по его делам. В день мщения Божия, нечестивые пожнут неизбежные последствия своего выбора. Своим непослушанием, они до такой степени удалились от Бога, что одно Его присутствие является для них огнём пожирающим 2Фес. 1:6-10; Откр. 6:15-17. Слава Того, Кто есть любовь, истребит их (ЖВ 764)

20. если враг твой: Цитата взята из Пр. 25:21, 22. [625]

горящие уголья. Т.е., живые угли. (См. на Пр. 25:22). Доброта, это лучшее отмщение, которое христианин может применить против своего врага. О том, что горящие уголья на голове врага скорее суть выражения любви, нежели злобы, подтверждается контекстом как из ВЗ, так и НЗ. Приведённое место стиха взято из Пр. 25:22 и оканчивается этими словами, и Павел не указывает на то, что Господь вознаградит тебя, а именно твои добрые дела, соделанные твоему врагу. В настоящем контексте общий смысл сказанного выражен в словах: Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром Рим. 12:21.

21.Не будь побежден злом: Наказание и отмщение свидетельствует не о силе, а о слабости. Тот, кто позволяет себе выходить из себя и оставляет христианские принципы любви и самообладания, неизменно терпит поражение. А тот человек, который подавляет в себе желание отмщения за причинённое ему зло, обращая в благо приятную возможность проявить добро, тот одержит победу не только над собой, но и над силами зла. Такое поведение не только благородно само по себе, но и действенно. Оно может обезоружить врага (ср. Пр. 15:1) и обратить многие души к Господу. Таким образом, Бог не предаёт грешников мести, которую они давно заслужили, но согревает их своей милостью и любовью. И только благость, долготерпение и сострадание Божие, ведёт людей к покаянию Рим. 2:4. Христианин, который преображается в образ Божий гл. 12:2, своим обращением с врагами день ото дня будет показывать, что его характер всё более и более уподобляется характеру Бога, Который есть любовь 1Ин. 4:8. 1.

Комментарий Е. Г. Уайт к 12 главе Римлянам

1 ХД 301; Пит. 58, 165; СЗ 22, 24, 42, 67, 121, 505; РУУ 301; в 439; ВБ 473;СИ 130; МЖС 6; ВМ 244; ПЦ 65, 489; ПП 352 ОЖ27; Воз. 19,62, 149, 191; СП 161; 1СЦ 126; 2СЦ65, 70, 381 ЗСЦ63, 83, 162, 164; 5СЦ441.541; 6СЦ224.

1,2 Пит. 446;СЗ 49; ОХВ 289, 351; Воз. 108;СП 448; 1СЦ 694 2СЦ492; ЗСЦ157; 6СЦ 143, 239; 7СЦ75; 9СЦ113.

2 СЗ 23; РУУ 262; СИ 404;МЖС 153, 318; 1СЦ 240, 285, 479 704; 2СЦ44, 56, 71, 82, 86, 174, 185, 194, 301, 678; ЗСЦ 126, 163; 4СЦ645; 5СЦ542.

3 5СЦ 289. 4,5 4СЦ16.

8 МЖС 195. 813 IT 692.

9 4СЦ 325.

9,10 ЗСЦ 361; 5СЦ 171.

10 ДА 275; ХД 421,423; СИ 489; МЖС 119; ПП 133; 2СЦ 162. 10,11 2СЦ419; 5СЦ 108, 178.

10-13 ЗСЦ 224.ДА 351; ХД23; ВД 123, 125; ЛЕ 77; НУХ51.346; СУ 159, 165, 269; Ев. 480, 654; ОХВ 214, 316;МЖС 104, 243;ВМ 72; СП 183; 1СЦ115, 317, 325; 2СЦ 255, 500, 673, 701; ЗСЦ 400; 4СЦ 191; 5СЦ276,459; 6СЦ469; 7СЦ 12, 196; 9СЦ150; СБ 239.

12 НУХ 172; МЖС 18; ВМ278; ПХ97; 2СЦ48.

13 ХД445; СУ 29.

15 СИ 143, 157; ЗСЦ 186.

16 СП 193; 4СЦ20.

17 МЖС 330.

18 МЖС 52; ОЖ20; 1СЦ356.

19 РП 274. 21 СИ 486.