Глава 13

Всякая душа: Т.е., всякий человек (см. на Рим. 2:9;ср. на Пс. 15:10).

покорна: Греч hupotasso, повиноваться или быть в повиновении.

высшим властям: Т.е., тем, которые поставлены над другими. См. 1. Пет. 2:13; ср. Лук. 12:11; Тит. 3:1. Слово власть (exousia) в значении управления или руководства людьми встречается на протяжении всей этой главы. Его следует отличать от другого слова dunamis, также часто переводимого словом власти (см. Рим. 1:16, 20; 1Кор. 1:18), и означающего силу, могущество, силу [способную] исполнять.

нет власти не от Бога: Т.е., не существует ни одной человеческой власти независимо от Бога. В ВЗ, мы часто встречаем свидетельство о том, что Бог ставит одних и низлагает других (см. на Дан. 4:17; ср. Дан. 2:21; 4:25, 34, 35.

существующие же власти: Или, власть имеющие.

от Бога установлены: Греческие слова 1, 2 ст., которые переведены как покорна, установлены, установление, противящийся, все происходит от одного корня tasso, что значит приводить в порядок, ставить, устанавливать. Это дает противоположную силу данному отрывку, который не может полностью быть передан в английском языке.В указанных стихах Павел вовсе не говорит о том, что Бог всегда одобряет поведение гражданских властей. Не говорит он и о том, что долг христианина, во всех случаях повиноваться им. Требования властей могут временами противоречить закону Божию. При таких обстоятельствах христианин должен повиноваться более Богу, нежели человекам Деян. 4:19; 5:29. Павел показывает, что земные власти установлены Богом, соответственно Его намерениям, во благо человеку. Срок действия их полномочий находится в Его руках. Поэтому истинный христианин всегда будет поддерживать государственную власть. Он не осмелится противиться ей, не говоря уже о том, чтобы свергнуть её.Во дни Павла такое наставление было особенно необходимо, так как в различных частях Римской Империи наблюдались волнения среди Иудеев, нередко переходившие в открытые мятежи. Проявление христианами подобного духа неповиновения влекло за собой то же неблаговоление Божие, которое нависло и над Иудеями. Это означало бы также лишение их защиты Римского государства, которое нередко оказывалось для ранней христианской церкви благословением, о чём мог засвидетельствовать сам Павел на основании своего опыта (см. Деян. 22:24-30). Больше того, это положило бы пятно на христианскую церковь и на её проповедь о мире и любви. Поэтому Павел и в других местах своих посланий призывает верующих молиться за начальствующих 1Тим. 2:1, 2 и повиноваться им Тит. 3:1. Подобным образом и Пётр [627] повелевает всем христианам повиноваться всякому человеческому начальству, для Господа 1. Пет. 2:13-17.

2. противящийся власти: Буквально, настраивать себя против власти. Выражение определяется в множественной форме власти.

установлению: Греч, diatage, буквально, тот, который устанавливает. В НЗ это слово употребляется только в Деян. 7:53, где оно переведено как приняли. Значение данного слова, сказанного Павлом, могло быть буквально, оно определено непосредственно напротив того, что установлено Богом.

осуждение: Греч, krima, осуждение, суд (см. гл. 2:2; 5:,16; 11:33). Павел говорит здесь о приговоре суда, произносимом властями, как служителями Божиими в этом мире гл. 13:4 над теми, кто оказывает им сопротивление. Поскольку неповиновение существующим властям есть сопротивление в то же время установлению Божьему, то наказание, вынесенное властями, есть также суд и гнев Божий над непокорными.

3. страшны: Как правило, правители не страшны, если не делать зла. Однако встречаются и такие правители, которые преследуют людей за их добрые дела. Примером к этому может служить Римский император Нерон, который был виновен в мученической смерти Павла. Тем не менее, всеми замечено, что людям, проводящим добродетельную жизнь, нечего бояться властей. Правители для добрых дел не страшны, напротив, они существуют для всеобщего блага, в том числе и для блага христиан1 Тим. 2:1,2.

Хочешь ли: Греч, tho, желать. Христианин, желающий не бояться гражданской власти, должен поступать во всём справедливо, и тогда он получит похвалу от неё за своё доброе поведение (ср. 1. Пет. 2:14,15).

от нее: Т.е., от власти.

Ибо Павел объясняет причину вышесказанного. Поскольку государство существует как Божий слуга для добрых дел, то христианину, проводящему мирную жизнь, нечего бояться власти. Здесь Павел снова в широком смысле выражает высказанную им истину.

слуга: Греч, diakonos (см. гл. 15:8;16:1). Слово diakonos употребляется также для описания должности диакона 1Тим. 3:8,12.

тебе: Т.е., в твоих интересах, для твоего же блага.

на добро: В этом заключается истинная цель существования гражданской власти, как служителей и представителей Божиих.

он: Или, она, поскольку речь идёт о существующей власти 3 cm

меч: Символ власти правителя с целью наказания.

отмститель: Греч, ekdikos, мститель. Это слово в НЗ ещё встречается в 1Фес, 4:6. В Греческих папирусных рукописях это слово встречается в значении представителей власти.

в наказание: Буквально, для гнева. Как Божий слуга, государство обязано наказывать делающих зло (ср. 2 cm; гл. 12:19).

5. потому: Это слово относится к четырём предыдущим стихам, где Павел разъяснял причины для послушания.

из страха наказания, Поскольку существующие гражданские власти установлены Богом, то Христианин должен повиноваться им не только потому, что хочет избежать наказания, но и потому, что этого требует сама справедливость. Исключение может быть только тогда, когда государственный закон противоречит закону Божию.

6. подати платите: Лучше, вы отдаете долг. Греческая фраза может быть переведена любым способом. Контекст говорит, что это не повеление, а утверждение факта. Очевидно, что ранние христиане расценивали это делом принципа, возможно в основании учения Иисуса Христа Лук. 20:20-25, как показано в Рим. 13:7. Поддерживая гражданскую власть податями, христиане, таким образом, признавали свою обязанность повиноваться государству, как установлению Божьему для наказания преступников и для поощрения делающих добро 1. Пет. 2:14.

служители: Греч, leitourgoi, слуги, государственные работники, которые совершают общественное служение. Это слово отличается от того, которое записано в 4 ст. (см. соответствующий комментарий). Оба слова здесь употребляются для обозначения светского служения, однако слово служитель выражает, кроме того духовное служение (см.[628] Рим. 15:16; Евр. 8:2). Называя так гражданские власти, Павел как бы указывает до некоторой степени на священный характер их правления и, соответственно этому, подчёркивает уместность и необходимость невиновения им, как Божиим служителям. ч

сим самым: Т.е., служение Богу, описанное в 3, 4 ст.

постоянно занятые: Или, упорно добивающиеся, продолжающиеся действия- в гл. 12:12.

7. Итак: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что в подлиннике этого слова нет. Некоторые толкователи рассматривают данный стих, как вывод Павла о долге христиан повиноваться государству. Другие толкователи, напротив, считают что в приведённом стихе выражен общий принцип, относящийся как к первой, так и ко второй части главы. В данном случае слово всякому относится ко всем людям. Принцип Павла гласит: отдавайте всякому должное.

подать: Греч, pharos, налог, обязанность. В значении плата, это слово встречается в папирусных рукописях. Сравните Лук. 20:22.

оброк: Греч, t os (см. на Матф. 17:25).

страх: Греч, phobos, здесь это слово употреблено в значении уважения, с каким нужно относиться к властям, а не в смысле боязни и страха. Сравните 1. Пет. 2:18; 3:2.

честь: Сравните 1. Пет. 2:17. Во дни Павла, посланники Римского правительства, уполномоченные для сбора податей и налогов были, по крайней мере в глазах Иудеев, предметом всеобъемлющей ненависти и презрения. Поэтому совет Павла Римским верующим отдавать своим правителям не только подати, но и честь, оказывая им всяческое уважение, находилось при этом в резком противоречии с усиливающимся ропотом Иудеев, который то здесь, то там, в силу подстрекательства некоторых фанатичных Иудеев, перерастал в открытое возмущение, которое вскоре должно было навлечь погибель на всю нацию. (См. Иосиф Флавий Иудейская Война 13.47 [258-270]).

8. Не оставайтесь должными никому: Христианин должен заплатить полностью весь свой долг, кому, что он должен, но есть долг, который он никогда не сможет оплатить до конца, это долг любви по отношению к своим ближним.

взаимной любви: Взаимная любовь есть бессрочное обязательство. Это долг, который человек должен стараться исполнить, но который он никогда до конца не исполнит, поскольку всегда есть и будет возможность делать своему ближнему добро.

любящий другого: Буквально, любить других. Следовательно, перевод этой фразы: его ближних (RSV).

исполнил: Кто любит своих ближних, тот исполнил цель закона. Все заповеди Божии основаны на едином принципе любви (Матф. 22:34-40; ср. Рим. 13:9). Поэтому Его закон невозможно исполнить в совершенстве лишь внешним послушанием букве. Истинное послушание, есть дело сердца и духа (ср. Рим. 2:28, 29). Не внешнее согласие, но сердечная любовь, есть исполнение закона гл. 13:10. Эту фундаментальную истину Иудеи не желали принимать и исполнять, несмотря на то, что Моисей говорил о ней сам (см. Лев. 19:18, 34; Втор. 6:5; 10:12). Божий закон любви они превратили в суровый и холодный кодекс предписаний. Они охотно отдавали десятину с мяты, аниса и тмина, но оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру Матф 23:23; Лук. 11:42. Поэтому Иисус стремился с новой силой явить им истинную цель заповедей Своего Отца. Он учил тому, что все заповеди заключаются в любви Матф. 22:37-40; Марк 12:29-34; Лук. 10:27, 28, и что отличительным свойством послушного ученика является его любовь к своим собратьям Ин. 13:34, 35.

Закон: Буквально, закон (см. на гл. 2:12). Заповеди, которые как будто свидетельствуют о том, что он имеет в виду десятисловный закон гл. 13:9, однако отсутствие определённого артикля со словом закон даёт основание полагать, что он говорит о законе, как о принципе. Если грех есть непослушание закону или беззаконие (см. на 1Ин. 3:4), то любовь, напротив, буквально есть исполнение закона Рим. 13:10.

9. Ибо заповеди: Тот кто любит своего ближнего, тот не станет обкрадывать его, убивать, желать его имущества, произносить на него ложное свидетельство и не вступит в прелюбодеяние с его женой.

не лжесвидетельствуй: Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что в подлиннике эта заповедь не упоминается. Она, по-видимому, была добавлена переписчиком, с тем, чтобы представить знакомый перечень второй скрижали в более полном виде. Однако, очевидно, Павел [629] не ставил своей целью указать на законничество, на что указывают его слова, и все другие. Последовательность заповедей, которые приводит Павел, отличается от таковых в Исх. 20:13-15, седьмая заповедь помещена перед шестой, та же самая согласованность прослеживается и в Марк 10:19; Лук. 18:20;Иак. 2:11. Обычная последовательность найдена и в Матф19:18. Павел, вероятно, следовал той последовательности, какая была в рукописях. Последовательность, с которой он перечисляет заповеди, имеется и в Ватиканском Кодексе во Втор. 5:17. В Исх. 20:13-15 та же самая рукопись размещает седьмую заповедь вначале, в ряде последних пяти, потом восьмая и только потом шестая.

заключаются: Греч, anakephalaiod, подводить итог.

ближнего твоего: Цитата взята из Лев. 19:18 (см. соответствующий комментарий).

10. Любовь не делает: См. на 1Кор. 13:46.Греч, pleroma, выполнение, наполнение (ср. 8 ст.)

она: Буквально, закон (см. на 8 ст.).

11 Так поступайте: Это выражение напоминает нам предыдущее повеление Павла о том, чтобы мы никому ничем не оставались должниками, кроме любви, которая заключает в себе весь христианский долг, описанный в гл. 12; 13. Как безотлагательный повод для исполнения этих обязательств, Павел теперь обращается к тому что всегда было одним из самых сильных устремлений в жизни всех христиан, это вера в скорое Второе пришествие Христа (ср. 1. Пет. 4:7; 1Кор. 7:29; Евр. 10:25, 37)

время: Греч, kairos. Это слово выражает не время вообще, а определённое точно установленное время или критическому моменту, или сезону (см. на Марк 1:15; ср. 1Кор. 7:29; Откр. 1:3). Верующие в Риме не могли заметить того критического времени, которое они переживали. Поэтому Павел призывает их стряхнуть с себя равнодушие и леность, оставить плотские удовольствия и облечься в Господа Иисуса Христа.

наступил уже час: Греч, hora Me, час уже готов (ср. Матф. 24:44; 25:13).

пробудиться: Буквально, нам пробудиться. Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что здесь уместнее вариант вам пробудиться.

сна: Приготовление к великому дню Божию требует от Христиан постоянного бодрствования. Сравните притчу о десяти девах, которые все задремали и уснули (Матф. 25:5; ср. 1 Фес. 5:6).

ближе к нам спасение: Под спасением Павел здесь, очевидно, понимает пришествие Христа во славе, и всё, что произойдёт в это время: откровения сынов Божиих гл. 8:19, искупление тела нашего 23 ст., и избавление всякой твари от рабства тления в свободу славы детей Божиих 21 ст.

мы уверовали: Т.е., когда мы впервые уверовали. Время глагола в Греческом тексте указывает на тот момент, когда христианин в первый раз поверил (ср. Деян. 19:2; 1Кор. 3:5; 15:2). Постоянное ожидание пришествия Господа, это такое поведение верующих, на которое Христос обращал внимание Своих учеников неоднократно (см. Матф. 24 гл.). В то время, как Он давал им важное предостережение, о дне же том и часе никто не знает Матф. 24:36, о котором Павел хорошо знал и не забывал (см. 1 Фес. 5:1, 2; 2Фес. 2:1, 2). Однако его нетерпение было таким, что чем больше день, тем всё яснее (см. 1Фес. 4:15, 17; 1 Kop. 15:51, 52). С такой же страстностью ожидали этого события и другие писатели НЗ (см. 1. Пет. 4:7; 2Пет. 3 гл.; 1Ин. 2:18; Откр. 22:12, 20; ср. Ев. 695; ДА 265).

Тот факт, что время замедлилось более продолжительнее не говорит о том, что Слово Божие не исполнилось. Необходимо прежде должным образом потрудиться и исполнить определённые условия, и тогда придёт Христос (см. Ев. 694-697). Осознание верующим скорого окончания времени и близости пришествия Христа является для него могучей движущей силой, побуждая его к исполнению возложенного на него поручения и воспитания своего характера. Но те, кто не желают просыпаться от их плотских наслаждений и лени, для таких день Господень придёт как тать ночью и не избегнут 1Фес. 5:3.

12. Ночь: Сравнив настоящее духовное состояние своих читателей со сном, продолжает сравнение настоящей жизни с будущей, противопоставляя их, как ночь и лень (ср. Евр. 10:25).

отвергнем: Греч apotithemi, отбросить, отвернуться. Это слово в НЗ неоднократно встречается в значении оставления дурных привычек (см.. Ефес. 4:22, 25; Кол. 3:8; Евр. 12:1). [630]

дела тьмы: Изображается здесь в виде одежды, которую необходимо сбросить, вместо неё, христианин должен облечься в оружие истины и справедливости, с тем чтобы быть готовым к славному пришествию Христа.

оружия: Греч, hopla, руки или оружие. Hopla переводится в одних случаях, как оружие Ин. 18:3; 1 Kop. 10:4, а в других орудие в Рим. 6:13. Сравните описание Павла всеоружие христианина в Ефес. 6:11-18.

света: Выражение оружие света здесь намеренно противопоставляется выражению дела тьмы. Христиане призваны из тьмы в чудный Свой свет 1. Пет. 2:9. Они названы сынами света 1Фес. 5:5 и, соответственно этому, свою духовную борьбу ведут с помощью света.

13. Как днем: Злые люди, стараются скрыть свои преступления и постыдные дела под покровом ночи 1Фес. 5:7; Ефес. 5:11,12. Но христианин должен вести себя так, как будто весь мир смотрит на него. Он сын дня, а не ночи 1Фес. 5:5 и потому должен жить как сын света Ефес. 5:8.

благочинно: Греч, euschemonds, буквально, приличным образом, отсюда учтиво, подобающим образом, достойно. Сравните Рим. 12:17, где честная личность означает людей благородных и хороших. Это слово встречается также в 1Кор. 14:40 и 1Фес. 4:12, где оно, соответственно, переведено: благопристойно и чинно.

пированиям: Греч, komoi, пирушки, кутежи, попойки (ср. 1. Пет. 4:3; Гал. 5:21).

сладострастию: Греч, as geiai, чувственность, распущенность, непристойность (ср. 2Кор. 12:21; Гал. 5:19). Все эти грехи в перечисленном списке были особенно распространены среди язычников во дни Павла Рим. 1:24-31, однако не ограничивались только ими (см. гл. 2:3, 21-24).

распутству: Греч, koitai, разврат, безнравственность.

ссорам: Греч, eris, раздорам.

зависти: Греч, z os, ревность.

14. облекитесь: В 12 ст. Павел увещевает христиан облечься в оружие света, здесь же он изображает в качестве доспехов-Самого Христа,- свою жизнь, в которую он был одет, и которая должна непрерывно обновляться в опыте день ото дня и в возрастании освящения Ефес. 4:24; Кол. 3:12-14. Если он шаг за шагом продвигается в этом направлении, то он, можно сказать, каждый раз заново облекается во Христа. Христианин, который идёт неуклонно вперёд по пути преобразования своего характера, будет все более совершенно отражать жизнь и характер Иисуса Христа перед миром (см. 2Кор. 3:2, 3; НУХ69; ср. Гал. 4:19).

плоти: Т.е., падшая физическая природа (см. гл. 8:1-13). Каждый христианин должен заботиться о своём теле, но он не должен помышлять об удовлетворении низменных страстей. Роскошная праздная жизнь вызывает в человеке такие плотские наклонности, которые христиане должны научиться в себе подавлять гл. 6:12, 8:13. Поэтому Павел предупреждает всех верующих воздерживаться от подобного образа жизни.

Дополнительное примечание к 13 главе.

Создаётся впечатление, что некоторые писатели НЗ иногда рассказывают нам о пришествии Христа, как о событии, которое вот-вот должно произойти. Подтверждением этому могут служить следующие тексты: Иак. 5:8, 9; 1. Пет. 4:7; 1 Ин. 2:18; Рим. 13:11,12; 1Кор. 7:29; Фил. 4:5; 1Фес. 4:15,17; Евр. 10:25.Неоднократное описание в Библии конца мира или же пришествия Христа выявляет для нас некоторые факты с достаточной ясностью. В свете этих фактов мы полагаем, что можно сделать вывод, целиком и полностью согласующийся с верой в богодухновенность Священного Писания, в торжественное событие Второго Пришествия. Некоторые, возможно, поспешат сделать вывод о том, что писатели Библии впали в серьезное заблуждение или что ничего нельзя знать о времени пришествия Христа. Однако данные Священного Писания никак не настраивают нас на такой вывод. Эти факты таковы:

1. Писатели Библии всегда повествуют о пришествии, как о событии, которое непременно сбудется. Это относится к писателям как ВЗ, так и НЗ. Каждый читатель [631] Библии, принимающий все её слова за истинное свидетельство, сделает вывод, что Придет день Господень 2Пет. 3:10.

2. Создаётся впечатление, что писатели Библии, рассказывающие нам о Втором пришествии, настолько были поглощены величием и славой этого события, каким оно будет для каждого человека и всего творения, что они часто изображают его как одно великое грядущее событие. Ослепительное сияние великого дня Господня часто заслоняет от взора пророка все другие события. У читателя складывается ясное впечатление, что всё то, что предшествует Второму пришествию в глазах вдохновенного писателя Библии, имеет лишь второстепенное значение, для него всё это, лишь пролог к величественному явлению, которого ожидает всё творение.

Такое впечатляющее изображение Второго пришествия встречается уже у Еноха, седьмого от Адама, который возвещает нечестивым говоря: се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих, сотворить суд над всеми Иуд. 14, I5. В контексте нет никакого намёка на объяснение Енохом того, что пришествие произойдёт через несколько тысяч лет. По-видимому, он об этом даже не знал. Ему было открыто лишь то, что Господь придёт совершить суд.

3 Писатели Библии подчёркивают, что день Господень, придёт неожиданно, внезапно. Лучше всего об этом свидетельствуют слова Самого Христа: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт Матф. 24:42. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого Лук. 21:34-36.

Слова Павла созвучны словам нашего Господа: день Господень так придёт, как тать ночью 1Фес. 5:2. И Петр пишет подобно этому: Придёт же день Господень, как тать ночью 2Пет. 3:10.

Именно этот факт внезапности и неожиданности пришествия, соединённый с уверенностью относительно великого события, придавал вести пророков чрезвычайную убедительность и создавал впечатление ощутимой близости явления Иисуса Христа.

Ввиду того, что Господь сокрыл день и час Матф. 24:36 Своего пришествия и призвал Своих последователей постоянно бодрствовать, с тем чтобы день тот не пришёл на них как тать. Вполне понятно, что писатели НЗ не могли писать об этом знаменательном событии иначе, как с оттенком чрезвычайной близости. В их богодухновенных словах не может быть никакого сомнения. Через откровение и прямые наставления Христа они знали, что Он придёт снова, что Его пришествию будет предшествовать великая скорбь, что она совершится внезапно, неожиданно, и что те, к кому они несут весть, должны постоянно бодрствовать.

Но день и час пришествия Его им открыт не был. Поэтому, основываясь лишь на том, что им было открыто, они занимались увещеванием и предостережением верующих, относительно дня Господня.

Бог, очевидно, положил в Своём плане, чтобы Его пророки не имели точных сведений относительно времени пришествия Иисуса Христа. Перед Своим вознесением, наш Господь отклонил вопросы учеников о Своём будущем, говоря: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти Деян. 1:7.

4. Авторы Библии свои слова направляли не только верующим современникам, которым, например, написано вышеприведённое послание. Если бы это было так, тогда Священное Писание утратило бы своё значение с последним поколением людей, живших в одно время с Божиими вестниками, но это не так. Богодухновенные авторы часто писали даже не осознавая до конца значения своих слов о Втором пришествии Господа, для всех поколений людей. Без сомнения, часть их НЗ Писаний, например, об обрезании, относилась исключительно к тому поколению людей, которые были их современниками, тогда как другая часть, напротив, с течением времени, по мере приближения конца истории, приобретала всё большее и большее значение.

Тот факт, что их Писания имеют форму увещеваний, предостережений и наставлений, [632] направленных верующим всех веков, ещё более поясняет значение тех слов НЗ, которые говорят о неожиданности Второго пришествия. Впрочем, нужно согласиться с тем, что каждое из этих свидетельств, взятых в историческом плане, направленно к какой-нибудь одной группе верующих, живущих в соответствующее их время.

Всё же, хотя эти свидетельства написаны непосредственно к верующим прошлых веков, они ещё в большей степени касаются их потомков. Как видно из беседы Христа с учениками, важнейшее событие, предшествующее Его явлению и знаменующее его, охватывает период времени около двух тысячелетий. Описание падения Иерусалима, Он начал такими словами: Итак, когда увидите мерзость запустения, речённую чрез пророка Даниила, стоящую на святом местеМатф. 24:15. Здесь Христос обращается непосредственно к Своим ученикам, но затем продолжает говорить о великой скорби, предсказанной через пророка Даниила которая простирается вплоть до 18-го столетия и оканчивается словами увещевания: Тогда если кто скажет вам: . 23 ст. Из этого, как будто, можно заключить, что здесь Христос предостерегает Своих учеников от грядущих соблазнов Однако контекст в целом убеждает нас в том, что Он здесь обращается также и даже в большей мере, к Своим последователям, которые будут жить в 18-ом столетии и позднее.

Тот факт, что слова Христа, сказанные ученикам, предназначались не только для них, но также в ещё в большей степени и для всех последующих поколений верующих людей, предостерегая нас от поспешных выводов относительно времени исполнения указанных событий. Впрочем, не подлежит сомнению и то, что после вознесения, братья, главным образом включая апостолов, думали, что Христос придёт снова ещё при жизни их поколения. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот [Иоанн] не умрёт Ин. 21:23, но доживёт до пришествия Господня (ср. Деян. 1:6, 7).

В НЗ мы находим ясные свидетельства о том, что Бог дал евангелистам определённый свет относительно времени, предшествующем явлению Иисуса Христа. В своём первом послании к Фессалоникийцам Павел написал такие слова, мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня 1Фес. 4:15. Напрашивается вопрос, желал ли Павел этими словами убедить Фесссалоникийцев в том, что день Господень для них скоро настанет? Некоторые в то время, очевидно, полагали, что именно так и произойдёт, почему Павел не случайно возвращается к этому вопросу, говоря: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов 2Фес. 2:1, 2. Затем он переходит к описанию событий, которые должны произойти перед пришествием Христа 2Фес. 2:3-12. Главным признаком того времени будет отступление 3 ст. В другом месте Павел поясняет, что это отступление будет иметь место после его смерти Деян. 20:28-30; 2Тим. 4:68. Рассказывая своим собратьям о тех событиях, которые произойдут перед пришествием Христа, он призывает их твёрдо стоять в ожидании грядущих испытаний 2Фес. 2:15-17.

Находясь в смертной камере, Павел писал своему молодому сотруднику Тимофею такие слова: И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить 2Тим. 2:2. Из этих слов видно, что Павел наставлял Тимофея относительно того времени, которое верующий будет переживать перед пришествием Христа.

Поэтому, когда он пишет мы 1Фес. 4:15, то он не включает себя в это число, а говорит о тех верующих христианах, которые будут жить в последние дни. Слово мы просто указывает на его принадлежность к той группе верных свидетелей, которые будут в каждом поколении людей до конца земной истории.

Петр в своё время написал такие слова: Впрочем, близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах 1 Пет. 4:7. Спрашивается, относятся ли эти слова прежде всего к его современникам, которым он писал данное послание? (время написания его нам неизвестно). Он пишет: Чтобы вы помнили слова, прежде речённые святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную апостолами вашими: Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям, [633] и говорящие: где обетование пришествия Его? 2Пет. 3:24. Эти слова дают нам все основания полагать, что Петр имеет в виду такое развитие событий в будущем, которое будет способствовать появлению наглых ругателей.

Следует особенным образом отметить то, что, говоря о грядущем пришествии, Петр призывает верующих помнить слова прежде речённые святыми пророками. Выше, в том же послании он пишет, мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день, и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших 2Пет. 1:19. Из этих слов видно, что Петр указывает на период времени, который должен настать прежде пришествия Христа. Верующие должны следовать пророческому свету доколе не начнёт рассветать день. Подобным же образом, пишет и Павел в своем послании к Фессалоникийцам: О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братья, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братья, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать 1Фес. 5:4.

Такое обращение апостолов к Писаниям пророков созвучно словам Христа о тех грядущих событиях, о которых писал Даниил, говоря: читающий да разумеет Матф. 24:15.

Во свете этих увещеваний верующим, чтобы они руководствовались в своем движении пророческим светом, мы логически приходим к признанию того, что Библия содержит в себе определённые пророчества, касающиеся пришествия Господа, пророчества, охватывающие большие периоды времени и позволяющие нам знать, что пришествие уже близко, при дверях Матф. 24:33. Здесь мы ссылаемся главным образом на книгу пророка Даниила и книгу Откровение. В первые века христианской эры эти книги были поняты немногими и то, лишь в общих чертах. Некоторые из пророчеств Даниила были сокрыты и запечатаны до последнего времени Дан. 12:9. Они были предназначены главным образом для тех, кто будет жить в конце земной истории, и в этом виден мудрый план Божий.

Ныне мы имеем новый поток света, исходящий со страниц книги Даниила и родственной ей книге — Откровение. Содержащиеся в них пророческие периоды дают нам возможность понять, как никогда раньше, пророческие времена и сроки1Фес. 5:1. Эти пророчества позволяют нам с уверенностью говорить о том, что конец всему весьма близок. На основании именно этих сияющих ярким светом страниц пророчеств, Адвентисткое Движение ныне может смело возвещать весть о близости дня Господня.

Комментарий Е. Г. Уайт к 13 Главе Римлянам

ПП719; 5СЦ712.

4СЦ 93.

ХД393; СУ 257; 1СЦ220; 2СЦ435; 5СЦ 181.

ВБ467; НУХ 18.

Ев. 219; 5СЦ 88, 162, 707; 8СЦ 252.

11-14 СЗ 579.

12 СУ 231; 5СЦ382; 8СЦ 18.

ССШ 95, 107; РУУ 103; ОХВ 290, 465; СП 171; СБ 49.