Глава 2

1. Итак: В значении из-за этого. Это слово связано либо с мыслью о суде гл. 1:32; делающие такие дела достойны смерти, либо с главной мыслью всего отрывка 18-32 ст. Здесь Павел продолжает своё рассуждение о том, что все люди нуждаются в спасительной силе, которая заключается в откровении правды Божьей через веру 16,17 ст. Они уже проследили процесс падения человека, начиная от его сознательного отвержения познания Бога через все стадии идолопоклонства и разврата. Наконец, в 32 ст. он описал ту последнюю стадию человеческого вырождения, когда люди не только перестали делать всё доброе, но и даже стали поощрять злодеяния других. Впрочем, они хорошо сознают [484] свою вину и всё своё падение, так как им известно справедливое определение Божие, вынесенное против тех, кто так поступает. Далее Павел развивает свою мысль о том, что Иудеи не менее виновны, чем язычники, потому они также нуждаются в плане спасения. Он показывает, что Иудеям было дано больше света, чем язычникам, однако они поступали не лучше их. Многое из того, что сказано о язычниках, относится также и к Иудеям гл. 1:18-32, так как они грешили против своего разума и совести.

неизвинителен: Иудеи были склонны осуждать язычников, но поскольку в их распоряжении в течении столетий было больше света, нежели у язычников, то им не может быть никакого извинения за совершение тех же грехов.

всякий человек: Свою мысль о тщетной попытке Иудеев своими силами достичь праведности Божьей Павел начинает общим выражением, имеющим отношение ко всем людям. Подобным же образом он начинает развивать свою мысль и о грехопадении язычников гл. 1:18. Возможно, в этом проявляется искусство Павла вести рассуждение. Если бы он прежде назвал Иудеев, то это могло бы вызвать с их стороны решительное возражение. Поэтому он предпочитает излагать свою мысль постепенно и в общих выражениях. Затем, представив свои доказательства, он обращается непосредственно к самим Иудеям гл. 2:17.

судящий: Греч, krind. Это слово само по себе не означает осуждать, а скорее отделять, избирать, предпочитать, определять, выносить суждение и там где этого требует контекст осуждать. В данном случае, как указывает контекст, 1- 3 ст. говорится об осуждении.

другого: Буквально, других.

судишь: Греч, katakrind, форма глагола судить, которая ясно выражает отрицательное суждение или осуждение. Здесь Павел высказывает мысль, подобную той, которую выразил пророк Нафан в беседе с царём Давидом 2Цар. 12:57. Павел старается убедить Иудеев в том, что осуждает их за то, что, осуждая на суде своих ближних, они сами осуждают себя. Они говорят о преступлениях, в которых и сами виновны.

осуждаешь: Греч, prasso. Это слово означает проступки, которые рассматриваются как обычное явление.

Примером тому, как Иудеи осуждали распущенность язычников, и как они превозносили свою собственную чистоту, могут служить строки из письма Ариста. Вот, что он пишет: Большинство людей оскверняют себя тем, что пускаются в низкий разврат, и целые страны и города гордятся такими пороками. Многие из мужчин не только гомосексуалисты, но что хуже того, бесчестят своих матерей и дочерей. Но мы ограждены от таких грехов (Слова из книги Чарльза Апокрифы и Псевдоэпиграфы Ветхого Завета II том, 109 стр.) О том, что нравственное состояние не было столь идеальным у Иудеев, видно из отдельных упоминаний раввинов в своих писаниях низких пороков среди Иудеев, а также из законов раввинов о мерах пресечения таких пороков. Такое нравственное состояние Иудеев, как видно, с большей достоверностью отражено в подделке (подлоге), которыми Иудеи занимались в начале 2го столетия по Р. Хр. Завещание двенадцати патриархам (см. Чарльз Апокрифы и Псевдоэпиграфы II том). Там мы читаем такие слова: а в седьмую неделю пусть будут священниками идолопоклонники, прелюбодеи, лихоимцы, гордецы, беззаконники, похотники и скотоложники (завещание Левию Лев. 17:11 ). Ныне выслушайте дети мои, ибо я читал в писании Еноха, что вы также отступите от Господа и будете подобно язычникам ходить в беззаконии и уподобитесь Содому (завещание Нефалиму 4:1). Замечено, что те, кто склонен критиковать и осуждать других, часто сами виновны в тех же самых поступках. Иногда люди с жаром восстают против неблаговидных поступков других, хотя сами втайне занимаются тем же. Классическим примером может служить гнусное лицемерие, проявленное набожными обвинителями женщины, взятой в прелюбодеянии. Эти мнимые блюстители праведности сами ввели свою жертву в грех (ЖВ 461). Давид сразу осудил несправедливость, о которой сказал ему пророк Нафан 2Цар. 12:16.

2. мы знаем: Буквально, мы уверены. [485] Павел рассматривает суд Божий, как достоверную истину и считает, что он вправе основывать на ней все свои доводы.

по истине: Эмфатическое выражение, означающее критерий справедливости Божьей. Бог не судит по наружности (см. Ин. 7:24). Его суд над людьми основан на значении сердечных побуждений и потому беспристрастен. Основан на знании их сердечных побуждений и поэтому не лицеприятен Рим. 2:11. Он знает даже самые тайные грехи каждого человека Еккл. 12:14.

суд: Греч, krima, вынесение решения в данном случае, осуждения.

3. думаешь ты: Неужели ты считаешь, что твоё солидное знание истины или твоё рождение, которое связывает тебя с верующими патриархами и избранным народом Божиим, поможет тебе избежать суда? Эта льстивая надежда, не быть судимым, есть обычная форма самообмана. Она находится в прямом противоречии с истиной. Божией о беспристрастном суде над всеми грешниками. Тем не менее, среди Иудеев, по-видимому, было распространено мнение о том, что поскольку они соблюдают обряды и церемонии своей религии, то Бог не станет их судить так жестоко, как язычников, погрязших в разврате и идолопоклонстве. Они полагали, что их нация на суде будет иметь особое преимущество. В этом их самомнении в своё время обличал Иоанн Креститель, говоря: Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: Отец у нас Авраам (Матф. 3:8, 9; ср. Ин. 8:33; Гал. 2:15). Грех остаётся грехом, где бы и кем бы он ни совершался. Он не становится менее тяжёлым оттого, что его делают люди, наделённые особыми духовными преимуществами. Народу Божьему не дано ни малейшего права согрешать, чтобы никто не мог подумать, что Бог менее строг по отношению к тем, кто исповедует Его Имя. Библия постоянно учит, что самые серьёзные грехи, это те, которые совершаются служителями Божьими (см. Ис. 1:11-17; 65:25; Матф. 21:31, 32).

избежишь: В греческом языке личное местоимение несёт эмфатическое ударение.

4. пренебрегаешь: Божья любовь и долготерпение вызывает в сердце закоренелого грешника лишь чувство самоуверенности: Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце человеческое делать зло (Еккл. 8:11; ср. Пс. 9:32, 34). Иудеи привыкли заявлять о том, что поскольку Бог их благословляет, значит, Он не считает их грешниками (см. Лук, 13:15; Ин. 9:2). Как легко мы ныне поддаёмся подобному обольщению, видя, что Бог по Своей милости ещё дарует нам время и благоприятные возможности приготовиться к Его встрече. Мы злоупотребляем этой Его милостью, продолжая в самодовольстве своём ходить греховными путями. Мы не понимаем причины Его долготерпения по отношению к нам.

богатство: Излюбленное выражение Павла, с помощью которого он описывает свойства и дары Божии (см. Рим. 11:33; Ефес. 1:7, 18; 2:7; 3:8, 16; Фил. 4:19; Кол. 1:27; и т.д.).

благости: Греч, chrestotes, благородство, доброта, нежность.

кротости: Греч, attache, буквально, удерживание или сдерживание. В классическом греческом языке это выражение употребляется в значении перемирия во время войны. Оно означает нечто временное, что в иных условиях может исчезнуть. Так, например, оно выражает снисходительность Божию в связи с грехами, сделанными прежде гл. 3:25. В Своей снисходительности Бог удерживает Свой гнев, как будто Он заключил с грешниками перемирие. Однако это не значит, что Его гнев так и не будет излит. Напротив, это означает, что если грешник не воспользуется этим благоприятным временем перемирия для своего покаяния, то гнев непременно изольётся на него.

долготерпения: Хотя Бог ненавидит грех, тем не менее Он в Своём долготерпении не сразу наказывает человека за совершённый им грех. Он скорее щадит людей, день ото дня давая им возможность раскаяться и получить спасение 2Пет. 3:9. Люди презирают долготерпение Божие, делая вывод о том, что Он никогда не намерен наказывать за грехи, и что, следовательно, они могут спокойно продолжать грешить.

не разумея: Имеется в виду сознательное неведение (ср. Ос. 2:8).

ведет тебя: На Греческом языке это выражение скорее обозначает усилие, которому не дано осуществиться и может быть переведено, как старается или намерено вести тебя.

к покаянию: Греч, metanoia. Как и во многих других местах НЗ это слово означает [486] изменение образа мыслей, цели и практической жизни. Его значение шире, нежели скорбь о грехе (см. на Пс. 31:1).

5. по: Греч, kata, согласно чему либо или из-за чего либо.

упорству: Или, упрямству. Иудеи находились в таком состоянии, при котором благодать и долготерпение Божие не оказывали на них никакого влияния.

нераскаянному сердцу: Т.е., сердцу, которое отказывается раскаяться. В таком сердце не видно никакой перемены, оно продолжает ожесточаться, несмотря на то, что Бог старается влиять на него.

сам себе собираешь гнев: Эти слова звучат так, как противопоставленные богатству Божьей благодати 4 ст. и небесному сокровищу Матф. 6:20. Отвержение богатства благодати имеет своим последствием гнев Божий. Человека, отвергающего любовь Божию, нельзя поставить на одну ступень с человеком, которому неведома божественная благодать. Их положение разное. Каждое благословение и преимущество, которое получает человек, возлагает на него соответствующую обязанность. Упорное противление любви Божьей собирает гнев на день отмщения (см. Втор. 32:34, 35). Как в Рим. 1:18 (см. соответствующий комментарий), гнев, это не благоволение ко греху, а выражается в том, что человек предоставляется суду смерти. Павел не говорит: Бог собирает гнев, а вы сами себе собираете гнев. На день гнева, буквально в день гнева.

на день гнева: Буквально, в день гнева.

праведного суда: День гнева явит как людям, так и ангелам, всем как добрым, так и злым, что Бог есть Праведный Судья. Этот гнев Божий проявится в том, что Он воздаст каждому по его делам (см. ЖВ 763, 764; ВБ 668).Окончательное проявление гнева Божия, которое будет иметь место во время поглощения всего грешного на земле, можно по контексту сравнить с проявлением гнева и праведного суда Божия, выраженном в растленном, падшем состоянии человечества гл. 1:18.

6. воздаст: Здесь Павел приводит слова, взятые из Пр. 24:12или Пс. 61:13. Всё Священное Писание учит о том, что люди будут судимы согласно своим делам (см.Иер. 17:10; Матф. 16:27;2Кор. 5:10;Откр. 2:23; 20:12;22:12). Каждый, включая и иудеев как избранный народ, получит награду согласно своему характеру и поступкам. Некоторые считают вообще невозможным согласовать это место Писания с учением о том, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона Рим. 3:28. Однако Павел ни в коей мере не противопоставляет истинное положение человека тому состоянию, которое он должен был занимать согласно своему исповеданию. Павел утверждает, что Бог судит человека соответственно его праведным или же нечестивым делам. Далее в своём послании он объясняет, что одни дела закона, противопоставляемые делам праведности (см. 1Фес. 1:3; 2Фес. 1:11), не являются истинно праведными делами Рим. 9:31, 32. Дела предстанут на окончательном суде Божьем, как доказательство веры. Вера в благодать Божию никак не заменяет собой праведного поведения и святой жизни. Однако, искренность веры может быть доказана только таким образом Иак. 2:18. Бог воздаст каждому человеку согласно его реальным делам.

7. постоянством: Греч, hupomone, терпение, стойкость, выносливость Павел здесь говорит не о пассивном отречении, а о действенном терпении.

в добром деле: Это выражение в целом можно перевести так: Настойчивость в добром деле. Библия не учит тому, что Бог даёт жизнь вечную тем, кто время от времени совершает добрые поступки. Он даёт её лишь тем, которые настолько постоянны, то есть, настойчивы в добрых делах, что становится очевидным их послушание Богу, это образ их жизни (см. Матф. 10:22; Откр. 2:10).

ищут: Греч, zSteo, что вероятно означает серьёзное стремление, как в словах Ищите же прежде Царства Божия Матф. 6:33. Сравните также мы положили отправиться в Македонию Деян. 16:10. Тот же глагол употребляется и в нижеследующем отрывке: В небеса невозможно войти, просто плывя по течению, и ни один бездельник не сможет войти туда. Если мы не прилагаем усилия, чтобы получить право на вход в Божье Царство, если искренно не стремимся познать законы этого Царства, мы окажемся непригодными для пребывания там (НУХ280).

славы, чести и бессмертия: Такая награда будет дарована Господом во время воскресения 1Кор. 15:42,43; 1Пет. 1:47. В своём первоначальном, безгрешном состоянии человек был увенчан славою и честию Евр. 2:7. [487] Всё это будет возвращено тем, которые настойчиво ищут этого.

жизнь вечную: Грамматически, как показывает греческий подлинник, это выражение связано с предложением который воздаст 6 ст. В таком виде всё предложение читается так: Который воздаст жизнь вечную тем, . и т.д Бог даст жизнь вечную тем, которые ищут её, как об этом написано в Его Слове.

8. упорствуют: Греч, eritheia, корыстный, эгоистичный дух. Это слово также имело значение трудиться за плату. Позднее оно стало означать эгоистичные или раскольнические устремления, интриги, соперничество. В других местах НЗ то же слово употребляется в значении распрей и любопрения 2Кор. 12:20; Гал. 5:20; Фил. 1:16; 2:3; Иак. 3:14,16. В большинстве подобных случаев в раннем издании Библии KJV слово eritheia, переводится как распря, очевидно, на основании предложения о том, что оно происходит от корня другого слова era, близкого к нему по звучанию, означающему разногласие, ссора (см. на Рим. 1:29). В сравнении с праведными, которые постоянны в добрых делах, нечестивые здесь изображаются как люди эгоистичные, действующие раскольнически по отношению к Богу и Его истине. Тот же дух в своё время побудил многих иудеев сопротивляться Евангелию (см. Деян. 13:45; и т.д.). Их формальное и корыстное отношение к религии и их эгоистичный взгляд на спасение привели к тому, что они отвергли Божественный путь приобретения праведности через веру во Христа и, таким образом, отвергли самого Бога.

не покоряются истине: Сравните поведение тех, которые подавляют истину неправдою гл. 1:18. Те, которые поступают раскольнически и эгоистично, не заботятся о том, чтобы быть послушными истине. Будучи самолюбивы 2Тим. 3:2, они не приняли любви истины для своего спасения 2Фес. 2:10. К ним относятся все возлюбившие неправду 2Фес. 2:10,12.

ярость и гнев: Грамматически, эти слова связаны с предложением который воздаст не так тесно, как слова жизнь вечную (см. на 7 ст.). В изменённом виде эта часть предложения выглядит так: Их постигнут ярость и гнев. Здесь с помощью изменённой конструкции Павел, как бы тактичным образом, намекает на то, что Бога, который является источником вечной жизни, нельзя в прямом смысле рассматривать инициатором вечного наказания. Гибель, это естественный результат поведения каждого грешника (см. на гл. 1:18). Ту же цель преследует изменение конструкции и в гл. 9:22, 23, и слова готовые к гибели (пассивный залог) предполагает многозначительное действие, нежели слова которых приготовил к славе (активный залог). Бог Сам приготовил сосуды милосердия к славе, а сосуды гнева сами приготовили себя к истреблению (см. ВБ 543).Порядок слов в Греческом языке обратный тому, который даётся в переводе. На греческом языке, переведённое выражение звучит так: гнев и ярость. Слово гнев переводимое с греческого (orge), воспринимается как выражение уравновешенного чувства и характера. Сравните слова гнев Божий пребывает на нём Ин. 3:36. Слово ярость (thumos) выражает вспышку (порыв чувства гнева), которое появится в действии истребления Откр. 14:10. О значении Божьего гнева (см. на Рим. 1:18).

9. Скорбь: Греч, thlipsis, означает гнетущее бремя в виде испытаний и бедствий. В данном случае в виде наказания за грехи.

теснота: Греч, stenochdria, буквально, тесное место. Здесь имеется в виду вынужденное состояние. В переводе LXX Втор. 28:53, 57 это слово означает осада. Оно выражает тревогу и страдания человека, когда его со всех сторон теснят лишения и испытания, либо наказания, а он не знает, где ему найти облегчение. Сопоставьте часто встречающееся в ВЗ описание радостного состояния человека, которого Господь выводит на пространное место 2Цар. 22:20; Пс. 117:5.

всякой душе человека: Т.е., всякому человеку. Многие толкуют это выражение в том смысле, что страдать будет душа человека, а не его тело. Как бы там ни было, но слово душа Греч, (psuche) часто характеризует личность в целом (см. Рим. 13:1; ср. Пс. 15:10; Матф. 10:28).

Во первых Иудея: Подобно тому, как иудеям первым дарованы преимущества и благоприятные возможности, так в первую очередь на них возлагается и вина (см. на Рим. 1:16; ср. Лук. 12:47, 48).

10. слава и честь и мир: Здесь как противопоставление скорби и тесноте тех, кто делает зло.

делающему доброе: Эти слова противопоставлены словам делающего злое 9ст. Об отношении добрых дел ко спасению (см. на гл. 3:28). [488]

11.лицеприятия: Греч, prosdpolempsia, буквально, принятие лица, означающее пристрастие. Это слово встречается в НЗ только в посланиях Кол. 3:25; Ефес 6:9; Иак. 2:1, Слово Prosopolemes указывает на того, кто проявляет пристрастие ( встречается в Деян. 10:34, а слово prosdpolemed, точнее судить пристрастно имеется в послании Иак. 2:9. Ни одна из трёх форм слова перевода LXX не встречается в произведениях нехристианских писателей. Следовательно, оно, по-видимому христианского происхождения. В ВЗ соответствующее Еврейское выражение означает, либо оказать посетителю радушный приём Быт. 19:21; Иов. 42:8, либо проявить к нему пристрастие Лев. 19:15; 2Пар. 19:7. В НЗ это слово выражает пристрастие с отрицательным оттенком. Беспристрастность есть черта Божьего характера, свидетельствующая о Нём, как о справедливом Судье Втор. 10:17; 2Пар. 19:7; Иов 34:19.

12. Те: Из-за нечестия язычников иудеи подвергли сомнению принцип, что нет никакого лицеприятия перед Богом 11 ст. что он мог применяться и по отношению к ним. Но они злоупотребляли их благословляемым положением, полагая, что занимая такое положение, они чувствовали себя свободными осуждать преступления других, когда те их совершали, хотя те же самые грехи делали сами. Теперь Павел продолжает объяснять, как воля Божия осуществляет беспристрастность и суд к избранным Иудеям, и менее привилегированным язычникам. Воля каждого может быть оценена методом приспосабливания к его случаю. Иудеи имели писанный закон против которого они грешили, а язычники имели неписаный закон в своей совести против которой они тоже грешили.

не имея закона: Здесь, очевидно, в значении не имея писанного или какого либо закона, выраженного в контекстной форме, так как язычники имеют закон, записанный в своих сердцах (см. на 14, 15 ст.). Язычники не будут судимы по закону, которого у них нет. Тем не менее, если они нарушают написанный закон совести, то погибнут так же, как и те, которые грешат, хотя им открыт больший свет. Павел уже писал выше о том, что язычники не будут иметь за свои грехи никакого оправдания, потому что они отвергли Бога, открывавшегося им в природе и в их совести гл. 1:19 20, 32. Много ли, мало ли открыто человеку света, но ни в том, ни в другом случае это не даёт ему право грешить. Язычники, которые согрешат, погибнут, если даже у них нет писаного закона Божия. Они грешат против того закона, который у них есть, и пожнут возмездие, как неизбежное последствие.

по закону: Буквально, в законе, то есть, в рамках или сфере закона. Излагая в общем смысле принципы Божьего Правосудия, Павел употребляет слово закон без определённого артикля. В посланиях к Римлянам это слово встречается около 35 раз с артиклем и около 40 раз- без артикля. Вопрос о том, какой закон конкретно имеется в виду в каждом отдельном месте Священного Писания, обсуждается уже много лет Пока что с достоверностью можно сказать только одно: на основании лишь наличия или отсутствия артикля нельзя судить, то ли речь идёт о Десяти заповедях, то ли о церемониальном законе. Впрочем, большинство толкователей согласны с тем, что отсутствие артикля позволяет понимать слово закон в его первоначальном значении, как некий универсальный принцип, тогда как наличие артикля выделяет закон, как специальный, конкретный кодекс. Поскольку наличие или отсутствие определённого артикля не даёт возможности точно установить вид закона, то целесообразно в таком случае опираться на контекст. В каждом важном месте Священного Писания, где встречается слово закон, следует o6paщать внимание на наличие или отсутствие артикля в этом слове в греческом языке. Затем нужно обратиться к контексту, который поможет установить, о каком именно законе идёт речь: либо о законе как принципе, либо о других сторонах закона. Приведенный стих, ввиду отсутствия артикля, можно понимать, как изложение принципа о том, что согрешившие против закона, по закону осудятся. Те же, которые согрешают, не имея закона, вне закона и погибнут. Как бы там ни было, но из контекста ясно видно, что Павел ссылается на писаный кодекс нравственного поведения, который нарушали иудеи. По существу, это нравственный закон Десяти заповедей, однако, возможно также, что Павел имеет в виду всю ВЗ систему в виде законов, уставов и правил нравственного поведения, основанных на Десяти заповедях (см. ПП 464). Те, кто имели [489] возможность познать закон и все-таки грешили против ясно выраженной воли Божьей, получат большее наказание, нежели тот, кто был посвящён меньше. Тяжесть наказания соответствует тяжести вины, а тяжесть вины зависит от числа представляемых возможностей. Библия ясно учит, что существуют различные степени наказания Матф. 11:21-24; 12:41, 42; Лук. 12:47, 48.

осудятся: Параллельное выражение так же погибнут указывает на то, что это суд осуждения, то есть, связанный с осуждением. Слово осуждённый встречается в подобном значении там, где подсказывает контекст (см. Ин. 3:18; 2Фес. 2:12; Евр. 13:4, а также в раннем издании Библии KJV, где оно переводится как осуждение). Оба класса грешников будут осуждены, и те и другие погибнут. Но об осуждении по закону говорится лишь по отношении к тем, кто имеет закон.

13. не слушатели: Иудеи имели возможность слушать закон, регулярно читавшийся в синагогах Деян. 15:12. Но они решили, что теоретическое знание само по себе составляет праведность. Они не признавали необходимости полного и постоянного послушания. Иисус обличал их за такое отношение к Слову Божию. Вы исследуйте Писания, говорил Он им, чтобы через Них иметь жизнь вечную . но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь (Ин. 5:39, 40; RSV ср. ЖВ 211). Иудеи имели в своих руках Священное Писание и считали, что одного лишь теоретического знания для них достаточно, чтобы иметь жизнь вечную (ЖВ 212). Тот же ошибочный взгляд, что якобы знание само по себе обеспечивает человеку праведность и спасение, ещё довольно распространён среди современных иудеев и христиан. О том, что волю Божию не только нужно знать, но что ей необходимо и повиноваться, говорится также в Матф. 7:21, 24; Лук. 6:47 49; Иак. 1:22.

Закона: В Греческом тексте это слово стоит без артикля. Те, которые имеют закон, данный им для того, чтобы им руководствоваться, должны ему повиноваться, если они желают быть оправданными на суде. Контекст указывает на то, что, говоря об иудеях, Павел ссылается на мерило нравственного поведения, которое у них было, мерило, которое указано в ВЗ, особенно в Десятисловии.

Или, призванные, объявлены быть праведными. Павел продолжает сопоставлять положение на суде тех, которые знают волю Божию, но не хотят повиноваться ей с положением тех, которые не только знают волю Божию, но и проявляют по отношению к ней полное послушание. О том, что такое послушание может исходить лишь от веры, в этом послании уже упоминалось (гл. 1:15,17; ср 3:20). Этот стих ещё более подчёркивает тот факт, что люди будут судимы в соответствии не с тем, что они знают или чьё имя носят, а в соответствии со своими делами, гл. 2:16.

14. когда язычники: Буквально, всякий раз, когда язычникам. Отсутствие фразы привлекает внимание их к характеру как не Иудеев.

не имеющие закона: Т.е., не имеющие конкретно сформулированного кодекса морального поведения от Бога, какой имели иудеи. Павел объясняет, что у язычников есть закон, но только иного свойства.

по природе: Т.е., самопроизвольно, в соответствии с голосом своей совести, не согласно требованиям юридического закона 15 ст. Через Христа каждый человек получает жизнь, и через Него он также получает каждый луч божественного света. В сердце каждого человека заложены не только интеллектуальные, но и духовнь способности, например, чувство справедливости, стремление к добру и т.д. Те из язычников, которые признают откровение Божие в делах творения гл. 1:19, и следуют взошедшему в их сердцах божественному порыву делать добро, по природе законное делают (см. НУХ385).

законное делают: В греческом тексте слово стоит с артиклем (см. на 12 ст Совершенно ясно, что здесь Павел имеет в виду принцип нравственного закона, содержащийся в Десятисловии. Язычники не могли, по всей вероятности, по природе исполнять все обряды и церемонии, предписанные в Моисеевом законе, но они впоследствии могли исполнять требования нравственного закона. Далее Павел объясняет, что любовь есть исполнение закона гл. 13:10. См. ЖВ 638. [490] В 13 ст. объясняется, что только исполнители закона оправданы будут. Непросвещенные язычники, которые посредством своего духа любви показывают, что они настоящие исполнители закона, будут оправданы, в то время, как просвещённые иудеи и христиане, получившие богатые духовные преимущества, которые посредством своего недостатка любви показывают, что они только слушатели закона, не будут оправданы.

сами себе закон: Потребность и стремление делать добро, существующее в разуме и совести язычников, является своего рода мерилом или законом для каждого из них, как об этом более подробно говорится в 15 ст. (ср. Иак. 4:17).

15. дело закона: Т.е., требование закона. Под этим выражением некоторые также понимают дело закона в его практическом исполнении, показывающее различие между добром и злом.

написано в сердцах: Хотя язычники и не знают писанного закона, однако, когда они проявляют свою любовь к Богу и к своим ближним, они показывают, что требования закона написано в их сердцах (см. Иер. 31:33; Евр. 10:16). О значении его в сердце (см. на Рим. 1:21). Там, где проявляется любовь и симпатия, там проявляется действие Святого Духа Божьего (НУХ 385; ср. Гал. 5:22). Дух Святой ни коем случае не ограничивается только иудеями или христианами, но влияет всюду на сердца и разум всех людей. Это место было трудно понимаемо в учении иудаизма чтобы уверовать. Это не менее необходимо сегодня христианам, кто искушен принять узкое и эгоистичное представление о плане Божьего спасения (см. Ин. 3:16; 2:4).

Свидетельствует: Павел указывает на проявление совести у язычников, что свидетельствует о том, что им, до некоторой степени, была известна воля Божия, несмотря на их незнание писаного закона Божия.

Совесть: Греч, suneidesis, подсознание или вторичное сознание, то есть, понимание человеком свойств своих поступков наряду с осознанием самих поступков. Это слово suneidesis Павел употребляет в своём послании более 20 раз. Люди имеют способность, которая позволяет им судить о своих мыслях, словах и поступках. Совесть может быть щепетильной 1Кор. 10:25 или сожженной 1Тим. 4:2. Она может быть просвещена познанием истины 1Кор. 8:7 и действует в соответствии с полученным светом.

мысли: Или, размышления, рассуждения.

то обвиняющие, то оправдывающие: Эти и остальные слова 15 cm. объясняются по-разному. Некоторые воспринимают их как размышление о добре и зле. В переводе Библии RSV место этого стиха читается так: Их мысли, находящиеся между собой в борьбе, то обвиняют, то оправдывают их. Некоторые добавляют сюда слова друг перед другом и делают вывод о том, что Павел говорит здесь об обвинениях или осуждении, которое язычники якобы возводят друг на друга.Как бы там ни было, но данное место стиха ясно выражает мнение Павла о том, что у язычников было некоторое понятие о добре и зле, и что они будут судимы в соответствии с голосом своей совести.

16. В день: Т.е., в день окончательного суда Деян. 17:31. В раннем переводе Библии KJV эти слова непосредственно связаны с Рим. 2:12, и включены в круглые скобки 13-15 ст., как вводные слова. Однако в этом нет большой необходимости расценивать 13-15 ст. как вводные. Стих 16 можно рассматривать как обобщение предыдущей мысли.

по благовествованию моему: Некоторые понимают это выражение в том смысле, что Павел настолько уверен в возвещающей им истине, что он мог утверждать, что его благовестие будет мерилом во время окончательного суда (см. 1 Kop. 15:1; Гал. 1:69). Возможно, также, что Павел подчёркивает тот факт, что люди не просто будут судимы согласно его благовествованию, но и лично через Иисуса Христа. Учение о грядущем суде ясно изложено в ВЗ Дан. 7:9-12, 26, 27. Евангелие ясно и определённо указывает на то, что Тот, кто жил и умер на земле ради спасения людей, Он же будет и судить их 2Кор. 5:10.

тайные дела: Или, скрытые дела. Через них открывается истинный характер (см. на Пр. 7:19), так как Бог имеет точные сведение о каждом поступке в нашей жизни (Еккл. 12:14; ср. Матф. 10:26; Лук. 8:17; 1Кор. 4:5). Он способен судить, не взирая на лица (Рим. 2:6, 11; ср. ВБ 486). Ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное хорошо оно или худо Еккл. 12:14. Приведённые выше стихи разъясняют основную мысль Павла, которую он рассматривает в Рим. 2 гл. Иудеи, будучи избранным народом со всем их знанием закона Божия, смотрели на непросвещённых язычников свысока и считали их недостойными спасения. Однако, только один Бoг, видящий внутреннюю жизнь каждого человека, способен вынести точное решение. Добрые, сердечные побуждения, готовность повиноваться закону своей совести,- это то, что в полной мере известно лишь одному Богу. Но это не есть то, что в сущности составляет соблюдение закона Божия. Это те качества характера, [491] которые Бог ожидает от иудеев, равно как и от язычников, и никакое внешнее благочестие не искупит человека во время окончательного суда.

Иисуса Христа: Библия ясно учит, что Иисус не только наш Спаситель, но также и наш Судья Матф. 25:31-46; Ин. 5:22, 27; Деян. 10:42; 17:31; 2Тим. 4:1.

17. Вот: Греч. ide. Исследование текста показывает (ср. 10 стр.), что сюда более подходит слово ei de но если. Слова ide и eide похожи как по написанию, так и по звучанию. Слово но если усиливает связь вместо вот между 17-20 и 21 cm.

Выше в своём послании Павел показал, что язычники согрешают. Он разъяснил, что в своё время, как язычники, так и Иудеи предстанут перед беспристрастным судом Божиим. Теперь же он развивает свою мысль о том, что Иудеи виновны в тeх же грехах и преступлениях, за которые они так легко осуждают язычников. Таким образом, Павел доказывает, что все люди находятся под осуждением и нуждаются в праведности и спасении, которые открываются в Евангелии.

Иудеем: Название иудей впервые встречается в 4Цар. 16:6 (см. соответствующий комментарий). Оно стало национальным именем Еврейского народа после Вавилонского пленения. Иудеи очень гордились своим именем и своей национальностью Гал. 2:15; Откр. 2:9; 3:9. Быть Иудеем значило иметь отличие от язычников и пользоваться особыми привилегиями Рим. 9:4; Гал. 2:15. Говоря о вине Иудеев Павел тут же отмечает их хвастливое заверение о своём преимуществе Рим. 2:17 о своём мнимом превосходстве 19,20 ст.

успокаиваешь себя законом: Иудеи рассматривали простое признание закона знаком благоволения к ним со стороны Бога. Они основывались на том, что у них закон, и что они таким образом отделены от других, вместо того, чтобы сделать его правилом своей жизни и светом для просвещения своей совести. между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!.

хвалишься Богом: Иудеи постоянно заявляли о своём особом отношении к Богу, но это особое отношение, которое должно проявляться в смирении и послушании по отношению к Нему, они проявляли в их презрении по отношению к другим народам. Их отношение было противоположно тому прославлению, которое угодно Богу. Но хвалящийся, хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь Иер. 9:24. Истинно, что Иудеи были очень привилегированны в познании Бога Втор. 4:7. Это должно было быть причиной для благодарности, а не поводом для пустого хвастовства. К сожалению, был обычай хвалиться о чести, чем о благодарности в познании. Это не является никаким свидетельством благоговения для человека чтобы хвалиться его познанием о Боге. Скромная благодарность в том, что он имеет такое познание, благодарность, которая ведет его к тому, чтобы желать, чтобы и другие могли иметь ту же самую честь, это и есть свидетельство истинного благоговения христианина.

18. волю Его: Т.е., волю Божию.

Разумеешь: Греч, dokimazo, испытывать, проверять (см. Рим. 12:2; 2Кор. 8:8). Или ободрить в результате испытания (см. Рим. 14:22; 16:3; 1Фес. 2:4).

лучшее: Буквально, отличное от другого. Отсюда то, что более превосходно с точки зрения того, кто это одобряет. Это выражение свидетельствует либо о способности Иудеев [492] различать с помощью закона доброе и злое, либо о том, что они одобряли всё лучшее, но лишь теоретически. Они гордились своим тонким пониманием нравственности, как будто понимание и одобрение делали сами по себе их праведными. Всем ходом своего рассуждения Павел подготавливает нас к тому, чтобы мы могли увидеть резкий контраст между духовным просвещением Иудеев и их духовным падением 21-24 ст.

научаясь: Греч kateched. Это слово встречается в папирусных рукописях с оттенком: наставление в законе. Katecheo сравните употребление этого глагола в Лук. 1:4; Деян. 18:25; 1Кор. 14:19; Гал. 6:6. Иудеи были тщательно наставлены в законе уже в своей юности и до конца жизни регулярно слушали чтения и объяснения ВЗ.

19. уверен о себе: Бог положил в Своём плане, чтобы Иудеи были свидетелями Его истины и чтобы они могли преподать её миру. Их грех состоял в том, что они только хвалились своим преимуществом, ничего не делая, чтобы оправдать возложенную на них ответственность.

путеводитель слепых: См. Матф. 15:14; см. на Матф. 23:16.

20. Наставник: Или, исправитель. греческое слово соединяет в своём значении и учение и дисциплину

младенцев: Т.е., религиозно незрелых людей. Так Иудеи называли новообращённых из язычников. Иисус употреблял это слово по отношению к простому народу, который с радостью слушал Его Матф. 11:25. Павел также называл этим словом новообращённых Коринфян 1Кор. 3:1.

в законе: Возможно, имеется в виду учение ВЗ в целом (см. на 12 ст.).

образец: Греч morphosis, форма, схема, подобие. Здесь Павел говорит о внешней стороне закона, которую он называет образцом. В том же значении это слово встречается ещё в НЗ 2 Тим. 3:5, где вид благочестия противопоставляется его силе. Образец, о котором упоминает Павел, есть форма, что было для Иудеев выражено в законе. Согласно Божьему плану, этот образец должен был быть не только их путеводителем, но и их инструментом, с помощью которого они могли бы возвестить Евангельские истины всем язычникам.

21. Как же ты: Поскольку Иудеи постоянно твердили о своём благочестии и Постоянно заявляли о своём высоком призвании, что естественно было ожидать от них многого. Здесь Павел изображает несовместимость их притязаний с их поведением, ибо они говорят и не делают Матф. 23:3.

22. крадешь?: Такая непоследовательность проявилась среди Иудеев не сразу . Ещё задолго до этого, псалмист писал о нравственном упадке народа Пс. 49:16,17. Укоряя Иудеев в краже, Павел, несомненно, среди всего прочего также имеет в виду нечестивые методы торговых сделок, которые происходили прямо в храме при полном одобрении и участии в них священников и начальников (см. Ж.В.155). Говоря о прелюбодеянии, Павел вероятно, при этом имеет такую порочную практику разводов, которая имела место среди Иудеев (см. на Матф. 5:32). О нравственности Иудеев (см. на Рим. 2:1).

прелюбодействуешь?: См. на 1 ст.

гнушаясь: Греч, bd lusso, ненавидеть, отворачиваться с презрением.

святотатствуешь: Или, обкрадываешь храмы. Большинство толкователей сходятся на том, что здесь имеется в виду обкрадывание (или ограбление) языческих храмов, о котором Павел упоминает для того, чтобы показать несовместимость этой, порочной практики Иудеев с их боязнью не иметь ничего общего с идолопоклонством, чтобы не оскверниться. О том, что Иудеи занимались преступным делом и имели через то неблаговидную репутацию, видно, хотя бы из Деян. 19:37-40, где блюститель порядка оправдывает Павла и его спутников, говоря, что они не грабители храма. Этот грех в Израиле был строго запрещён Втор. 7:25. Иосиф Флавий излагает этот запрет следующим образом: Пусть никто не высказывает своего богохульства, против богов, которых чтут другие народы, не обкрадывая чужие храмы, не беря у них сокровища, которое посвящено тому или другому богу (Иудейские древности 8.10 [207]).

Вполне возможно также, что Павел говорит об осквернении иудеями своего храма и богослужения, которые в нём происходили. Сущность идолопоклонства заключалась в осквернении Бога, а в этом Иудеи были в высшей степени виновны. Они превратили дом Божий в вертеп разбойников Матф. 21:13; Марк 11:17; Лук. 19:46.

23. Хвалишься законом: Краткое изложение приводится в 17-20 ст.[493]

преступлением закона: Более подробно смотрите выше 21, 22 ст.

бесчестишь: См. на 24 ст.

24. написано: Цитата вероятно взята из Ис. 52:5. Однако не исключено, что Павел делает ссылку также и на 2Цар. 12:14; Иез. 36:21-24. Павел здесь приводит это выражение в новом значении. Пророк Исаия говорит о бесславии имени Божия, которому оно подвергалось со стороны врагов вследствие того, что Израиль находился у них в плену.

хулится: Или произносится с непочтением, поносится. Язычники судили о религии Иудеев по их неблагочестивой жизни и хулили Бога, основавшего такую религию. Иудеи хвалились законом и в то же время своим непослушанием позорили Законодателя. Порочное поведение и лицеприятие Иудеев давали повод презирать религию, которая казалось, была не в состоянии очистить и удержать своих последователей. Иудеи так ревновали об имени Божием, что даже боялись произносить в слух священное имя, которым они именовали своего Бога. Однако в своей жизни они вели себя так, что это давало язычникам повод хулить Его имя. Павел говорит, что причиной бесславия Божия является неблагочестивая жизнь самих Иудеев.

25. Обрезание: Иудеи придавали большое значение обряду обрезания, как будто церемония обрезания сама по себе гарантировала им особое благоволение Божие. Бог учредил этот обряд, как знак Своего завета с Авраамом и его потомками Быт. 17:9- 14; Деян. 7:8. Как знамение, напоминающее о таком взаимоотношении, обрезание могло быть для Иудеев благословением. Но поскольку они далеко отступили от основных требований Завета, то их обрезание сделалось не более чем пустой формой.

закон: Это слово в греческом языке стоит без артикля (см. на 12 ст.). Поэтому предложение если исполняешь закон, возможно, эквивалентно словам, если ты блюститель закона. В греческом языке ударение делается на послушание, которое рассматривается, как естественное явление. Искреннее желание повиноваться закону Божьему всегда было условием, при котором Бог был согласен исполнять благие обетования, данные Им иудеям Исх. 19:5, 6; Втор. 26:16-19; Иер. 4:4.

преступник закона: В греческом языке это слово стоит без артикля (см. на 12 ст.). Слово преступник происходит от древне греческого parabates, что значит преступивший границу, или черту. Отсюда преступник, как это слово и переводится в Гал. 2:18; Иак. 2:11; и т.д. В греческом тексте НЗ встречается много слов, выражающих различные оттенки греха. Parabates, это слово означает человека, нарушающего прямую заповедь, то есть, ясно выраженную заповедь.

стало: Буквально, сделалось.

26. необрезанный: Т.е., необрезанный мужчина, язычник.

постановления: Греч, dikaidmata, то есть, требования или предписания (см. на гл. 8:4). Выше Павел уже говорил о том, что язычники могли исполнять требования закона (см. на гл. 2:14,15).

вменится: Или, будет зачтено. Если язычники повинуются требованиям закона, то их не обрезание ни в коей мере не сделает их послушание менее приемлемым. Обрезание было символическим обрядом, предназначенным Богом для того, чтобы помочь сынам Израиля развить образ жизни, который находился бы в полной гармонии с Его законом. Если язычники не исполняют этого обряда, но делают законное, то есть, поступают по закону, то они также будут иметь участие в обетованиях, данных Иудеям (см. Матф. 8:11). Сравните 1Кор. 7:19; Гал. 5:6;

27. по природе: Выражение необрезанный по природе, можно рассматривать тождественным, то есть, сходным с выражением по природе Иудеи Гал. 2:15. Слова того и другого выражения означают: в своём естественном состоянии, (то есть, будучи необрезаны). Приведённое выражение можно также рассматривать эквивалентным, то есть, равнозначным физическому необрезанию Рим. 2:28, 29, где ис тинное обрезание не есть что-то внешнее, физическое, а скорее нечто исходящее из сердца, духовное, а не материальное, плотское.

осудит: В смысле обвинения. Идея может быть таковой помещена дополнительно как стыд (ср. Матф, 12:41, 42).

при Писании: Греч, gramma. Это слово означает документ или письмо (см Лук. 16:6, 7; Деян. 28:21). В данном контексте означает писаный закон вообще. Здесь подчёркивается тот факт, что Иудеи имели у себя писаный закон, и они были обрезаны, в то время, [494] как язычники не обладали таким преимуществом Рим. 2:14 Иудеи нарушали волю Божию, несмотря на то, что у них был такой закон, и они были обрезаны. Таким образом, они осуждены послушанием тех, которые соблюдают закон при менее благоприятных обстоятельствах.

28. не тот Иудей: Одно лишь внешнее исповедание ещё не делает человека настоящим Иудеем. Как об этом ясно говорит Библия, если даже он является потомком Авраама и имеет обрезание.

29. внутренне: Буквально, тайно (ср. Матф. 6:4). Настоящий Иудей, это тот, который имеет дух и характер избранного Богом народа. Бог отделил их не для того, чтобы они исполняли одни лишь церемонии, а, прежде всего для того, чтобы были народом святым в своём сердце и в своей жизни Втор. 6:5; 10:12; 30:14; Пс. 50:18, 19; Ис. 1:1120; Мих. 6:8.

в сердце: ВЗ ясно учит, что церемония обрезания бесполезна, если она не заключает в себе духовного смысла (см. Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; 9:26; Иез. 44:9; см. также Деян. 7:51; Фил. 3:3; Кол. 2:11). Смысл обрезания состоял в том, что оно должно было служить знаком отделения от языческого мира и посвящения истинному Богу. Этот обряд означает оставление всех грехов и отделение от всего того, что не было угодно Богу. Такая работа должна была происходить главным образом в сердце

по духу: Буквально, в духе, то есть, во внутренней духовной жизни.

не по букве: Смотрите употребление этого же выражения в Рим. 7:6; 2Кор. 3:68. Истинное обрезание включает в себя внутреннюю духовную работу повиновения Богу, и является более чем только внешним исполнением обряда.

Похвала: Это выражение можно рассматривать как игру слов. Имя Иудей происходит от слова Иуда, которое в Еврейском языке образовано на основе корня слова, означающего похвала (см. на Быт. 29:35). В Рим. 2:17 Павел начинает анализировать духовное состояние Иудеев с рассмотрения имени, которым они так гордились. В 29 ст. он характеризует человека, который достоин этого имени. Здесь вполне уместны его слова о том, что настоящий Иудей, это тот, который получает похвалу не от людей, но от Бога. Сравните 1Цар. 16:7. Многое из того, что сказано в этой главе об Иудеях, можно отнести к современным христианам. Кто имеет в своём распоряжении Слово Божие и понимает свой долг, тот имеет большие преимущества. Такое познание может привести нас к святости и блаженству в этой жизни, а затем к жизни вечной. Те христиане, которые пренебрегают своим преимуществом, находятся в большой опасности, они будут судимы согласно полученному ими свету. Одно лишь вероисповедание их не спасёт, каким бы правильным оно ни было. Оценка, которую люди дают своему внешнему благочестию, не есть мерило их истинного характера и их близости к Богу. Внешняя сторона обрядов и церемоний имеет меньшее значение, нежели состояние разума и сердца . Тот факт, что человек получил крещение, ещё не говорит о том, что он будет спасён. Если он даже числится членом церкви или имеет родословную от верующих патриархов, то всё это ещё не гарантирует ему спасение. Истинный христианин тот, кто таковой внутренне, так как истинное исповедание есть дело сердца.

Во всей своей повседневной жизни христианин всегда должен ставить на первое место прославление Бога. Мы должны повиноваться Богу не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души (Ефес. 6:6; ср. Кол. 3:22). В этом для нас пример Сам Христос. Он говорит: Я всегда делаю то, что Ему угодно Ин. 8:29. Подобным образом Павел всегда старался угождать не человекам, но Богу 1Фес. 2:4.

Комментарий Е. Г. Уайт ко 2 главе Римлянам

1 НУХ124, 125; СИ 485.

3 8СЦ 85.

4 НУХ 202; РУУ 366; ПХ 27; 8СЦ 64.

5 Ев. 27; СП 146; 7СЦ 88. 5,6 ВБ540.

6 СУ 21; ЖВ 708; РП 53; ВБ 673; 4СЦ 646; 7СЦ 180.

7 СУ 149; РП 114; ВБ 533; ОЖ 48; МЖС 167; 1СЦ 39; 2СЦ 102, 229; 7СЦ235.

9 ВБ 540.

10 ВМ 54.

11 ДА 380; СУ 162; ОХВ 315,336; ПЦ 369; СП 192; 4СЦ 225; 5СЦ677.

12,13 ВБ 436.

14,16 НУХ 385;ЖВ 239,638; ВБ436.

29 ДА 204; ОХВ 399.