Глава 6

1. Что же скажем?: Об употреблении этого предложения (см. на гл. 4:1). В предыдущей главе Павел говорил о всеобщем вырождении человечества в результате падения Адама, но, вместе с тем, он оставил заверение верующим о том, что, несмотря на унаследованные и развиваемые человеком наклонности ко злу, преизобилующая благодать Божия способна спасти его от греха, его преступление заменить праведностью, а смерть, жизнью вечной. Чем более распространился грех, тем более умножилась божественная благодать. Означает ли это, спрашивает Павел, что люди могут грешить, с тем, чтобы умножилась благодать?

оставаться ли нам: Греч, epimeno, первоначально оставаться, пребывать (см. 1 Kop. 16:8; Фил. 1:24). Это слово означает также твёрдо или постоянно пребывать в чём-либо (см. Рим. 11:23; Кол. 1:23).

Павел уже говорил, что учение об оправдании через веру независимо от дел закона, будучи изображено врагами в ложном свете, как будто содержало в себе делание зла, с тем чтобы вышло добро (см. на Рим. 3:8). Даже верующие были подвержены опасности, злоупотреблять благоприятной свободой Гал. 5:13. Поскольку такое неверное понятие об оправдании через веру мешает уразуметь план Божий относительно воссоздания в человеке первосозданного совершенства, то Павел стремится к тому, чтобы всесторонним образом раскрыть смысл освящения, которое следует непосредственно за оправданием.

Никак: См. на гл. 3:4.

2. умерли для греха: На Греческом языке это выражение указывает на определённый момент или событие. В данном случае на повиновение верующего Христу и его последующее возрождение и оправдание. Здесь Павел утверждает, что мы не мо жем жить во грехе, если умерли для него.

жить в нем?: Одно дело, вследствие плотской немощи совершить случайный грех, другое, жить во грехе. Жить во грехе, значит жить в той нравственной атмосфере которая наполнена грехом. Такая жизнь совершенно несовместима с верой. Вера во Христа, делающая оправдание грешника, предлагает безраздельную готовность исполнять Его волю и ненавидеть всё то, что причиняет Ему страдание (см. на гл. 3:28, 31). Вера, которая требует оправдания, но, в то же время, уживается со грехом, не есть вера вообще. Доказательством того, что человек получил оправдание, возродился и перешёл из смерти в жизнь, является то, что он отныне находит удовольствие в послушании Закону Божию (1Ин. 2:16; ср. Рим. 13:8). Родившись свыше, сердце человека приходит в согласие с Богом подобно тому, как оно приходит в согласие с Его законом. Когда в грешнике произойдёт такая перемена, это значит, что он перешёл от смерти в жизнь (ВБ 468). Верно, что верующий иногда может впадать в тот или иной грех (см. 1Ин. 2:1), но что он действительно рождён от Бога, доказывается тем, что он перестаёт грешить, то есть, перестаёт делать прежние грехи [537] 1Ин. 3:9. Поскольку Павел описывает это, он больше не живет во грехе.

3. не знаете: Буквально, действительно ли вы неосведомлены? Другими словами, вы признаете истину, которую я говорю или, возможно, что вы не понимаете, что значит ваше крещение?.

крестящиеся во: Подобный перевод этого выражения встречается в 1Кор 10:2 (там переведено крестились в) с указанием опыта, пережитого Израильтянами вместе с Моисеем. Благодаря тому, что Израильтяне постоянно находились под покровом облака и перешли через воды Красного моря, они пришли в более тесное общение со своим вождём. Они поверили Господу и Моисею ради него Исx. 14:31. с этого момента они стали верить Моисею ещё больше. Они полагались на него, как на своего освободителя, и следовали за ним, как за своим вождём. Союз верующего Христианина со своим Спасителем, разумеется, ещё более тесный. Он включает в себя отношение такой любви и искренней доверчивости, что верующий поистине становится во всём похож на Своего Искупителя (см. 2Кор. 3:18; ср. РУУ249).

Выражение во Христе Иисусе означает, установление союза с Иисусом Христом. Этот союз не сводится лишь к церемонии водного погружения. Крещение есть открытое признание духовной связи со Христом, которая установилась ещё до этой церемонии. Крещение представляет собой соединение жизни верующего в таком тесном союзе с жизнью Христа, что оба, если так можно сказать, составляют одно целое (см. 1Кор. 12:12, 13, 27; Гал. 3:27).

Понятие Павла о союзе со Христом показывает, что его обращение было не просто изменение его образа мыслей. Его личное принятие Христа, как Своего Искупителя и Господа, привело к такому тесному и безраздельному общению с Ним, что Его союз стал обозначать почти полное слияние с волей Божьей Гал. 2:20. Когда дружат два человека между собой, то нередко случается, что они имеют такое единство цели, как будто они думают и действуют, как одно лицо. Дружба со Христом имеет основание так как она скреплена не простыми человеческими усилиями, но могущественной силой Божьей.

в смерть: Его Значение этого выражения объясняется в нижеследующих стихах, особенно в 10 и 11 ст., где Павел говорит о том, что подобно тому, как Христос умер для греха, так и христианин должен быть мёртвым для него. И, если посредством крещения верующий принимает участие в смерти Христа для греха 10 ст то он никак не может быть во грехе, который вызвал эту смерть 2 ст.

Для того, чтобы жертва Христа могла послужить ко спасению грешника, он должен хорошо сознавать, какое значение имеет для него смерть, погребение и воскресение Спасителя. Внешне он это выражает в исполнении церемонии водного крещения в соответствии с повелением Иисуса Матф. 28:19.

4. погреблись: Лучше, были захоронены. Греч, sunthad, буквально, означает погребать вместе. Описание Павлом крещения в виде погребения свидетельствует о том, что крещение, совершаемое путём водного погружения, имело место у первых Христиан (см. на Матф. 3:6). Если допустить, что Павел имеет другую форму крещения, которая была общепринятой в более ранее время, то символику данного стиха кажется, по крайней мере, не естественной, если не совсем бессмысленной.

крещением: Греч, baismos, от слова baize, что значит окунать, погружать (см. на Матф. 3:6).

в смерть: Это выражение можно связывать либо со словом погреблись, либо со словом крестились (ср. 3 ст.). Разница между обоими словами не существенна. Согласно утверждению Павла, водное погружение указывает на то, что смерть верующего для греха настолько же определённа и бесповоротна, как была смерть Христа, когда Он лежал в могиле. А если смерть верующего для греха так определённа и бесповоротна, то она в данном случае знаменует собой конец старого образа жизни и начало — нового. Подобно тому, как за погребением (полным погружением) при крещении следует выход из воды, так и за смертью Христа для греха, которая символически сражена в погружении, следует — наше с Ним воскресение для новой жизни.

Важно иметь в виду, что крещение символизирует не только смерть и погребение, но и воскресение. Этот обряд указывает на два момента: на нашу смерть до греха и на новую жизнь [538] во Христе. Подобно тому, как за смертью Христа должно было последовать воскресение (см. на гл. 4:25), так и действие благодати не ограничивается смертью верующего для греха. Скорее эта смерть для греха открывает дуть для более возвышенной, святой и счастливой жизни. Оправдание предлагает полное, совершенное освящение христианина.

славою под славою Божьей подразумевается всякое превосходство и всякое совершенство (см. на гл. 3:23). В воскресении Иисуса Христа особенным образом проявилось превосходство Божественной силы (см. Рим. 1:4; 1Кор. 6:14; 2Кор. 13:4; Ефес. 1:19, 20). О воскресении Лазаря Иисус, свидетельствуя, сказал: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию? Ин. 11:40.

нам ходить: Буквально, должен идти в соответствии, при недопущении прежнего своего поведения, следовательно, должен жить (см. Рим. 8:4; 2Кор. 5:7; 10:3; Ефес, 2:10; 4:1).

жизни: Греч. zoe. Заметьте, что здесь Павел не употребляет слово bios, означающее образ жизни, переведённое как жизнь или живущий в Марк 12:44; Лук 8:14; 1Ин. 2:16; 1Тим. 2:2; 2Тим. 2:4; и т.д. Греческое слово zoe обозначает принцип жизни, и это слово используется в Матф. 19:16; Лук. 1:75; 12:15; Ин. 1:4; 3:16; 5:26; Рим. 11:15; Откр. 22:1; и т.д. О поведении в ежедневной жизни уже упоминалось — словом ходить. Когда верующий возрождён от Духа Святого, то его жизнь отныне исполнена животворной силы (см. Рим. 8:9-11). Таким образом, ходить в обновленной жизни значит, жить или ходить по духу 4 ст. Следовательно, поведение христианина в ежедневной жизни открывает присутствие и действие Духа жизни (см. Кол 3:13; 6СЦ 98, 99).

5. соединены с Ним: Греч, sumphutoi, выросли вместе. Этими словами изображается тесный, жизненный союз Христа с теми, кто вступил с Ним в братское общение через веру. Сравните притчу Христа о виноградной лозе и ветвях Ин. 15:18. Пока верующий не вступает посредством своей веры в тесную связь со Христом, он не может ходить в обновленной жизни, как бы он к этому не стремился.

Должны быть соединены: Последняя часть данного стиха в Греческом языке короче, чем она переведена в KJV. Если перевести буквально, то эта часть стиха читается так: должны быть соединены с воскресением. Некоторые связывают смысл этих слов с будущим воскресением, что, однако, не согласуется с контекстом. Павел подчёркивает, что, как верующий умирает для греха, и это уподобляется смерти Христа, так воскреснув для новой праведной жизни, он тем самым, уподобляется Его воскресению. И в том, и в другом случае, он проявляет тесную связь со своим Спасителем.

Несомненно то, что духовное возрождение и жизнь по духу приведут к воскресению и вечной жизни. Для тех, кто ходит в обновленной жизни, жизнь в известном смысле уже началась (см. на Ин. 8:51).

6. Зная то: Сравните это выражение со словами: Неужели не знаете это. Сознание необходимости иметь тесный союз со Христом исходит из понимания значения и смерти Христа и Его воскресения, как это видно из последующих пояснений Павла.

ветхий наш человек: Т.е, наше я, находящееся прежде в развращённом греховном состоянии. Смысл этого выражения Павел поясняет другими местами его посланий (см. Ефес. 4:22, 23; Кол. 3:9).

распят: Лучше, был распят. Речь идёт об опыте верующего, когда он впервые принял Христа, отверг своё нечестивое прошлое и умер для греха. Сравнивая свою прежнюю жизнь с настоящей, Павел сознаёт, что он был подобен ветхому человеку, который изменился так, как только может изменить смерть. Его прежнее — умерло. Теперь он — новый человек во Христе, и Христос отныне живёт в нём (см 2Кор. 5:17; Гал. 2:20).

Этим местом стиха подчёркивается, что обращение и возрождение означает больше, чем только перемену взглядов и привычек. Они включают в себе коренную перемену во внутреннем человеке, которая может лишь совершиться посредством возрождения от Духа Божия. План спасения человека заключает в себе не только освобождение от клятвы закона через принятие жертвы Христа, но и рождение нового человека, свободного от рабства греха.

Столь глубокое значение обряда крещения ясно показывает нам, что крещение детей никоим образом не отвечает [539] цели Господа, ради которой предназначен этот обряд. Только глубокое осознание смысла этого символического обряда принесет верующим соответствующее благословение. Он размышляет над каждым шагом своего крещения, как бы говоря при этом: Вот, я вступаю в союз со Христом через Eго смерть, погружаясь в воду, я умираю вместе со Христом. Когда я выхожу из воды, то воскресаю для новой жизни во Христе. Таким образом, исполнение этого обряда выражает не пустую форму, а определённый, преобразующий момент, постоянно напоминающий нам с помощью символической картины об окончании прежней жизни греха и о начале новой, праведной жизни в союзе со Христом.

тело греховное: Т.е., тело, как вместилище, в котором все члены являются орудием неправды 13 ст. Подобные выражения встречаются и в других местах, например, гл. 7:24 мы читаем: сего тела смерти, то есть, тела, которое склонно жить плотским похотям. Таким образом, греховное тело плоти Кол. 2:11 адекватно ветхому человеку. Оно изображает тело, как орудие и рабство греха. Его распять, с тем, чтобы грех его не мог более держать в рабстве.

упразднено: Греч, katargeo. To же слово употребляется в гл. 3:3, где оно передано словом уничтожить. Сравните употребление этого слова katargeo в 3:31;4:14. Оно означает приведение греховного тела в состояние инертности. Конечно, не значит, что наше физическое тело подлежит уничтожению. Это означает то, что мы должны сделать его по отношению ко греху настолько бездейственным, что оно как бы приравнивается к мёртвому телу.

рабами греху: Или, быть порабощённым, чтобы грешить (см. на 17 ст.), во грехе 2 ст., значит находиться под рабством греха. Иисус учил тому, что делающий грех, есть раб греха Ин. 8:34, и что истина может освободить от этого Ин 8:32 ст. Посредством плотских наклонностей, грех управляет всем естеством человека. Поэтому наш ветхий человек должен быть распят вместе со Христом Гал1:20 так, чтобы мы могли освободиться от пагубного влияния греха.

7. умерший: Буквально, тот, кто умер. В 6 ст. (см. соответствующий комментарий), грешник изображается как раб. Только смерть Христа может освободить от рабства греха. Для подтверждения своего тезиса Павел ссылается на истину о том, что когда раб умирает, он перестаёт быть рабом своему подвластному господину, как и христианин, когда умирает для греха, он освобождается от его власти (ср. Пет. 4:1).

освободился от грех:. Буквально, свободный от греха.

8. Если же мы умерли: Сравните 7 ст.

веруем: Подобно тому, как Авраам верил в то, что Бог силён исполнить Своё обещание (Рим. 4:21; ср. 1 Фес. 5:24; 2Фес. 3:3; 2Тим. 2:11).

и жить будем: Здесь идёт речь о настоящей, нежели о славной будущей жизни, хотя это также может подразумеваться (см. на 5 ст.). Павел подчёркивает, что за смертью, освобождающей нас от рабства греха, следует новая жизнь свободы 8-11 ст., которая более не подчиняется власти греха, но отдаётся на служение новому господину 12-14 ст. Павел особенно подчёркивает то обстоятельство, что христианин должен ходить в обновленной жизни -4 ст. здесь на этой земле, то есть, жизнь Христа должна быть в нём Гал. 2:20, и его жизнь должна быть сокрыта во Христе Гал. 3:3.

9. Зная: Наша вера в то, что мы будем жить со Христом, основана на нашем познании факта, что Он является вечно живым Евр. 7:25.

уже не: Сравните Откр 1:18.

уже не имеет власти: Или, не является больше господином. Грех низвёл Христа в царство смерти, но не Его грех, а наши грехи. Ради них Он добровольно пожертвовал Собой (см. Ин. 10:17,18). Отныне, когда Его унизительное положение окончилось, Он является победителем и властелином смерти.

10. Ибо, что Он умер: Буквально, тот, который умер и может быть переведено, как он умер смертью. Сравните, жизнь, которой я теперь живу, буквально, той, которой я живу Гал. 2:20.

для греха: Не знавший греха сделался жертвою за грех 2Кор. 5:21. Грех, который Он возложил на Себя, был не Его грех. Это были наши грехи (см. Флп.2:8.)Смирил Себя и сделался послушным даже до смерти, и смерти крестной. Он, воистину, сделался носителем [540] нашего греха. Цель, ради которой Он добровольно смирил Себя, была исполнена раз и навсегда (см. Рим. 3:25,26).

однажды: Греч, ephapax, раз и навсегда. Нет необходимости в том, чтобы жертва приносилась многократно (см. Евр. 7:27; 9:12, 26, 28; 10:10).

А что живет: В этих стихах мы имеем свидетельство того, кто видел Господа в ярком свете, Который ослепил его по дороге в Дамаск. Павел ощутил присутствие Самого Бога и спросил: Кто Ты, Господи?. После этого он был ошеломлён, узнав что Иисус, последователей Которого он гнал, жив Деян. 9:39

для Бога: Христос жил на земле как для людей, так и для Бога. Павел делает различие между жизнью Христа на земле: борьба со грехом, смирение, вплоть до смерти крестной, и Его настоящей, славной жизнью одесную Небесного Отца Ин,17:5; Деян. 7:55. Так как Иисус сделался жертвою за наши грехи 2Кор 5:21, то Он, будучи нашим Посредником, чувствовал на Себе гнев Своего Отца (ДА 753). Ныне же, когда Он восторжествовал над грехом и смертью, Он вновь имеет тесное общение с Отцом и живёт для Бога.

11. почитайте :Чтобы наглядно изобразить опыт Христианина, Павел говорит о верующих, как будто бы в них живут два человека: ветхий человек мёртв, так как он распят со Христом 6 ст., и новый человек, возрождённый от Духа Святого 4 ст Таким образом, согласно Павлу, человек как бы мёртв по отношению ко греху, и в же время жив, по отношению к Богу. В дополнение к этому Павел разграничивает сознание ветхого человека с тем, чтобы верующий, мог сознательно почитать ветхого человека мертвым, а нового — живым.

мертвыми: Это слово выражает продолжительное, вернее, постоянное состояние смерти. Как Христос умер однажды для греха (см. на 10 ст.), так и верующий, соединившись однажды со Христом, должен почитать себя мёртвым для царства греха навсегда.

живыми же для Бога: Новая жизнь верующего должна всецело принадлежать Богу и быть полностью посвящена Ему на служение. Как и Христос живёт для Бога 10 ст., так и христианин начинает жить на земле для Бога, святой жизнью, чтобы на небе его жизнь была увенчана славой, честью и бессмертием.

во Христе Иисусе: Уподобление верующего смерти Христа для греха и есть жизнь для Бога. Достигается не только через Христа, но и в Иисусе Христе. Такой опыт доступен христианину через Христа. Но принимать в нём участие он может только лишь в том случае, когда пребывает в Иисусе Христе.

Господе нашем: Исследование текста указывают (ср. 10 стр.) на отсутствие в подлиннике этого выражения. Впрочем, смысл стиха от этого не меняется.

12. царствует: Павел здесь делает противопоставление между царствованием. и полным отвержением греха, а не царствование и его сосуществование.

повиноваться в похотях: Исследование текста указывает (ср. 10 стр.) опущение слова ему, смысл от этого не меняется, хотя ветхий наш человек изображён распятым со Христом 6ст., но мы ещё в смертном нашем теле со всеми его страстями и похотями. Грех ещё не уничтожен полностью. Если мы позволим, то грех может вновь господствовать над нами. Возрождение от Духа Святого само по себе убивает в нас вожделения плоти, тем не менее, такое рождение приводит нас в соприкосновение с высшей силой, которая поможет нам успешно сопротивляться любому искушению греха. Но от нас зависит, желаем ли мы быть подданными греха или Иисуса Христа.

Ввиду всего вышесказанного, мы должны ежедневно переживать процесс нового Обращения (см. 1СЦ 699; 7СЦ 44). Наш вчерашний опыт на сегодняшний день недостаточен, и наш ветхий человек может появиться во всём своём отвратительном обличье и сегодня. Лишь в том случае, когда мы наше ветхое я постоянно будем удерживать мёртвым для греха, что символически отображено нашим крещением, мы сможем ежедневно жить для Бога. Такая жизнь возможна лишь в союзе со Христом посредством веры в Него, которая настолько тверда и постоянна, что мы, [541] подобно Ему, ненавидим грех и любим праведность. Сравните (НУХ 331). О ежедневном посвящении Павла (см. 1Кор. 15:31; СИ 452, 453; ср. 1Кор. 9:27).

13. предавайте: Слово предавать, употребляется дважды в этом стихе, но формы слова в греческом – различны. Сначала подразумевается непрерывное действие, не продолжать уступать или прекращать уступать второе употребление, принести однажды всего себя (см. также гл. 12:1).

членов: Т.е., частей и функций тела (см. также Рим. 7:5, 23; 1Кор. 6:15; 12:12, 18,20).

орудие: Греч, hopla. To же слово переведено как вооружённые или оружие в Ин. 18:3; Рим. 13:12; 2Кор. 6:7; 10:4. В НЗ это слово употребляется в смысле — военные орудия. Некоторые толкователи в этом стихе видят картину войны греха с праведностью и их воюющих сторонников. Добиваясь превосходства, грех вызывает целую армию плотских вожделений в нашем теле, которые делают его орудием утверждения неправды. Другие же толкователи считают, что Павел просто обращает наше внимание на то, чтобы мы не позволяли своим членам повиноваться греховным вожделениям, имеющим целью совершить какое-либо нечестие. ( Сравните 2СЦ 454).

представьте: себя Имеется в виду раз и навсегда.

как оживших из мертвых: Т.е., как людей воскресших для новой жизни 11ст

орудия праведности: Посвятив, таким образом, свои члены, Христианин получает возможность стремиться с помощью силы Духа Святого к наибольшему совершенству каждого своего органа тела и каждой способностью души, с тем, чтобы он мог знать и любить своего Искупителя, а также с готовностью служить Ему.

14. не должен господствовать: Или, не владеть. Верно, что грех может соблазнить и причинить неприятность. Тем не менее, над истинным Христианином он бессилен добиться своего господства. Поэтому, верующий должен смело предать себя на служение Богу, так как ему обещана победа над грехом.

не под законом: Слово закон и благодать в данном случае стоят без артикля (см. на гл. 2:12). Павел здесь говорит, не о каком-либо неопределённом законе, а о законе вообще, как о принципе. Он утверждает, что Христиане имеют путь спасения не через закон, а через благодать. Закон не может спасти грешника, ни положить конец греху и его влиянию. Закон открывает грех 3:20, и вследствие греховности человека, он как бы умножает преступление гл. 5 Закон не может ни простить греха, ни помочь его победить. Грешник, стремящий, путём закона получить спасение, найдёт лишь осуждение и станет ещё больше рабом греха (ЖВ 35, 36).

Но христианин не ищет спасения через закон, как будто его приведут к этому спасению его дела послушания гл. 3:30, 28. Он признаёт, что он преступник Божественного закона, что своими силами он не способен исполнить его требования, что он по справедливости заслуживает осуждения и через веру во Христа передаёт себя действию милости и благодати Божьей (см. на 24 ст.). Его греховное прошлое ему прощается, и он получает Божественную силу ходить в обновлённой жизни. Когда человек находится под законом, то, несмотря на все его усилия, грех по – прежнему властвует над ним, потому что закон не может освободить его из-под власти греха. Если же он находится под благодатью, то его борьба с грехом не только не окажется напрасной, но в конечном итоге приведёт к радостной победе.

Дар благодати, с помощью которого можно победить грех, и сила, дающая воможность достичь любого совершенства, предлагается каждому потомку Адама. Однако многие упорно продолжают оставаться под законом, даже искренне желающие получить спасение. Они ошибочно полагают, что своим послушанием закону, они могут обрести благоволение Божие и заслужить спасение. Так поступали некогда Иудеи, и так поступают ныне многие, называющие себя христианами, которые гордятся собственной праведностью, не желают признать своей слабости и передать себя всецело милости и преобразующей благодати Божьей.

Павел говорит о том, что пока человек[542] находится под законом, он, вместе с тем, остаётся под властью греха, так как закон не может спасти грешника ни от осуждения за грех, ни от силы греха. Но те, кто находятся под благодатью, получают только свободу от осуждения греха Рим. 8:1, но и силу победить его гл. 6:4. И грех уже не властвует над ними.

15. станем ли грешить: См. на 1 ст. Форма Греческого глагола указывает случайный грех по сравнению с постоянной жизнью во грехе 1 ст. Позволительно нам иногда согрешать, когда мы не под законом, а под благодатью? Павел отмечает: всякое потворство греху есть возврат к рабству греха, от которого благодать освободила грешника. Считать, что, будучи под благодатью, верующий может безнаказанно нарушать нравственный закон Божий, значит не иметь никакого представления о намерениях Божиих, выраженных в Его плане спасения. Нарушение человеком закона Божьего — вот та первая и главная причина, которая побудила Бога из любви к грешнику проявить к нему милость. Посредством благодати Божьей, человек освобождается от власти греха. Как же может в таком случае кто-либо считать справедливым и разумным, снова подвергать себя игу рабства? Проявление непослушания божественному закону — есть грех 1Ин. 3:4.И всякий, продолжающий грешить, есть раб греха Ин. 8:34 Продолжая жить во грехе, получив прощение Божие и Его благодать, значит отвергать цель благодати, то, для чего она была послана. Кто не позволяет благодати Божьей вести его к более совершенному послушанию Божественному закону, тот отвергает благодать и поворачивается спиной к своей свободе и спасению.

Под законом: Буквально, под законом, как в 14 ст. (см. там комментарий).

Никак: См. на гл. 3:4.

16.Неужели вы не знаете: Отвечая на вопрос, поставленный в 15 ст., Павел, в целях наглядности, ссылается на обычаи рабства, которые его читателям были хорошо известны.

рабы: Греч douloi, рабы, подневольные слуги. У Греков и Римлян раб считался собственностью хозяина, и его владелец мог им распоряжаться, как угодно. У жестокого господина, участь раба была особенно тяжёлой, с ним часто обращались хуже, чем со скотиной. Такое же положение и у каждого несчастного грешника. Он — раб сатаны, а его злые наклонности и желания являются безжалостными надзирателями 12 ст.

То же слово раб Павел употребляет и для обозначения служителей Христа (см. на гл. 1:1) Затем он поясняет, что они являются собственностью Господа. Но, поскольку Христос бесконечно благ, то служение Ему,- настоящая свобода. Он требует от нас лишь того послушания, которое, в конечном итоге, приведёт нас к вечному блаженству.

того вы и рабы: Своим поведением мы показываем, какому господину мы служим. Ни один человек не может одновременно служить двум господам (Матф. 6:24; Лук. 16:13; ср. Ин. 8:34).

к смерти: Т.е., ведущего к смерти.

послушания: Т.е., конечно, повиновение Богу, как это видно из контекста. Такое послушание есть, послушание веры (см. на гл. 1:5).

праведности: Возможно, здесь означает правильный характер. Действия послушания ведут к привычке повиновения, и такие привычки составляют праведный характер.

17. Благодарение Богу: Буквально, благодарить Бога. Сравните гл. 7:25, в Греческом языке данная фраза то же самое.

вы, бывши прежде рабами: В буквальном переводе с Греческого языка, это выражение создаёт видимость, будто Павел благодарит Бога за то, что Римские христиане находились в рабстве греха. Очевидно, это не так, скорее Павел благодарит hough за то, что они хотя и были рабами греха, зато теперь они сделались послушными новому образу учения. Послушание грешников становится причиной большой Радости и благодарения (см. Лук. 15:7, 23, 24). Если мы человеческую душу ценим так высоко, как ценит её небо, тогда мы будем ещё более радоваться при виде того, как заблудшие находятся, и возвращаются ко Христу.

от сердца: Это такое послушание, которое исходит от веры во Христа. В таком послушании видна любовь и доверие. Оно достигается только через благодать, а не через закон, как думают законники. Оно не насильственное, а добровольное и искреннее.

послушны: Или, вы стали послушны или стали повиноваться.

образу учения: Буквально, тип [543] учения. О значении слова образ, или подобие tupos (см. на гл. 5:14). Контекст показывает, что в данном стихе слов образ уподобляется в значении образца или примера (ср. Фил. 3:17; 1фес1:7; 2Фес. 3:9; 1Тим. 4:12; Тит. 2:7). Павел говорит о мериле или образце христианской веры и долга, относительно которых верующие получили наставление.

которому предали себя: Буквально, которому вы были преданы. В данном стихе вернее было бы говорить об образе учения, переданном верующим (см. 2Пет 2:21; Иуд. 3). Но Павел, очевидно, продолжает рисовать картину перехода грешника к новому господину. Верующие, бывшие некогда рабами греха, стали ныне послушны от всего сердца тому образу или мерилу учения, в котором они были наставлены.

18. Освободившись: Буквально, бывши освобожденными или бывший освобожденным. То есть, освободившийся от власти греха.

стали рабами: Обращение — означает перемену господ. Верующий освобождается от деспотизма греха и становится рабом праведности. Но служение праведности, есть истинная свобода. Служители греха и сатаны являются рабами своих собственных страстей, которые в свою очередь направляются всё тем же лукавым. Призывая людей служить праведности, Бог предлагает нам свободу от рабства греха, избавление от плотских страстей и наклонностей (СИ 131).

19. по рассуждению человеческому: Т.е., как принято рассуждать среди людей. Сравните Рим. 3:5; Гал. 3:15. Павел, очевидно, считает недостаточным использовать символы рабства для описания взаимоотношения верующего Христианина и Господа, так как они указывают на подневольное механическое служение.

немощи плоти вашей: Немощь означает слабость, хилость. Плоть представляет собой человеческую природу в её физической, умственной и духовной слабости. Павел поясняет, что ему приходится брать примеры из обыденной жизни, вследствие отсутствия духовной подготовленности (ср. Евр. 5:1-14). Возможно, он описал бы взаимоотношения верующих христиан и Христа на более высоком духовном уровне, но, как благоразумный учитель, он использовал такой пример, который вполне соответствовал уровню способностей тех верующих, к которым он послал своё послание.

рабы нечистоте :Кажущееся удовольствие, которое сопровождало грех, фактически было тяжёлым рабством.

беззаконию: Греч, anomia. Такое определение греха принадлежит Иоанну (см на 1Ин. 3:4). Нечистота и беззаконие составляют отличительные черты язычества . (см. 1. Пет. 4:3, 4; Рим. 1:24-32).

на дела беззаконные: Подчинение членов тела нечистоте и беззаконию, делает беззаконие привычным, то есть, постоянным явлением. Потворство греху наказывается тем, что грешник предаётся последствиям этого греха (см. гл. 1:24,). Сравните действие праведности, приводящей к освящению.

рабы праведности: См. на 18 ст. Павел призывает верующих посвятить себя полностью служению праведности, как они до этого служили греху.

дела святые: Греч, hagiasmos, часто переводится как освящение 1. Пет. 1:2; 1Фес. 4:3, 4; 2Фес. 2:13. Слово hagiasmos употребляется как для описания процесса, посредством которого достигается святость, так и для описания конечных результатов освящения. Последнее состояние также может быть передано греч. hagiosune Рим. 1:4; 2Кор. 7:1; 1Фес. 3:13. Эти оба слова происходят от одного и того же Греч. hagios, что значит святой. Здесь слово, hagiasmos, вероятно, характеризует работу освящения.

Освящение есть постоянный процесс посвящения (см. 2Пет. 1:5-10; Ефес. 5:12-15). Это есть ежедневное и гармоничное развитие наших физических, умственных и духовных способностей до тех пор, пока в нас не изобразится образ Божий, по подобию которого мы были первоначально сотворены (см. ВБ 470; ХД 57). Намерение Божие, выраженное в плане спасения, заключается не только в нашем прощении и оправдании, но и в нашем духовном совершенствовании или освящении. Бог намерен населить новую землю святыми совершенными существами. Именно к такому духовному совершенствованию Павел и призывает [544] верующих посвятить всего себя: своё тело, разум и сердце.

20. рабами греха: См. на бет. ср. на 17-19 ст.

свободны от праведности: Это конечно не значит, что они были свободны от праведности, точнее от требования праведности, но это говорит о том, что они, подобно допотопному миру, всецело были преданы греху Быт. 6:5.

21. плод: О значении и употреблении этого слова (см. на гл. 1:13).

имели: греческий глагол указывает на постоянство или продолжительность действия.

тогда?: Т.е., в то время. В Греческом языке данное место представлено словом поэтому, которое, однако, опущено в KJV, поэтому означает возвращение к рабству греха, которое упоминается в предыдущем стихе. Данное место может иметь значение: Поэтому, какой плод вы имели в то время, а именно, в течение вашего служения греху?

Можно закончить вопрос словом тогда и отношением: то, что есть, вы теперь стыдитесь. Представленное в KJV не обеспечивает никакого заявляющего ответа, но ясно подразумевает, что они не имели никакого плода или, по крайней мере, имели бессмысленные плоды. Постановка последнего, возможно, будет предпочтительней.

смерть: См. на 23 ст.

22. освободившись от греха: Т.е., от рабства греха (см. на 18 ст.).

стали рабами: Здесь употребляется то же Греческое слово, что и в 18 ст. (см. комментарий). Павел не стыдился называть себя рабом Христа (см.на гл. 1:1). Тем не менее, в своём служении мы повинуемся Богу не как рабы, а как любящие Его Ин. 14:15, и Бог, в свою очередь, обращается с нами не как с рабами, а как с сынами Гал. 4:7

святость: См. на 19 ст. Кто является рабом Божиим, тот постоянно приносит драгоценный плод Духа Гал, 5:22. Такое служение означает развитие всех способностей ума, тела и души Рим, 12:1, 2 и это в конечном итоге приведёт к вечной жизни (см. гл. 2:7; 5:21).

жизнь вечная: См. на Рим. 6:23; ср. Матф. 25:46.

23. возмездие :Греч, opsonia. В значении плата, воздаяние, вознаграждение. В НЗ часто употребляется слово misthos (см. Лук 10:7; Ин. 4:36; Рим. 4:4; т.д., где используется misthos). Слово opsonia происходит от слова со значением приготовленная пища, в особенности имеется в виду рыба или мясо, в сочетании с другим словом, означающим покупать. Отсюда оно стало означать провизию, продовольствие или рацион, подобный тому, который выдают солдатам (см. Лук. 3:14; 1 Kop. 9:7; 2Кор. 11:8). Позднее оно стало употребляться для обозначения жалования или зарплаты вообще. Возможно, но совсем не достоверно, что здесь Павел продолжает изображать символическую картину служения греху, сравнивая это служение со служением на войне (см. на Рим. 6:13).

смерть: Грех платит своим рабам то, что они заслужили: душа, согрешающая, та умрёт Иез. 18:4. Поскольку смерть здесь сопоставляется с жизнью вечной, то Павел, говоря о смерти, имеет в виду вечную или вторую смерть (Откр. 20:6, 14,15; ср. ВБ 544; РП 51). Во время окончательного истребления, грешники получат то, что они заслужили. Они отвергли божественный дар благодати и вечной жизни и будут пожинать последствия своего сознательного выбора (см. на Рим. 2:6; см. ЖВ 763, 764).

дар: Греч, charisma, то же самое слово предварительно переведено как дар (см. на гл. 5:15). Дар находится в резком контрасте с возмездием. То, что Христианин получает, представляет собой дар благодати Божией. Даже служение и послушание, которые оправданный и возрождённый верующий может явить Богу, являются не его личной заслугой, но плодом Духа Святого, Которого Бог посылает обитать в нём. Никто из нас не в силе заслужить спасение, никто из нас не заслуживает искупления. Мы спасаемся благодатью через веру, что есть дар Божий Ефес. 2:8. См. на Матф. 20:15.

жизнь вечная: Дар вечной жизни, которого Адам и Ева лишились вследствие своего преступления, (см. на гл. 5:12), будет возвращён всем тем, то желает принять его и приготовиться к нему посвящением своей жизни на служение Божие (Рим. 2:1, 6:22; ср. Откр. 21:4; 22:2, 3).

во Христе Иисусе: Или, Иисусе Христе (см. на Рим. 6:11; ср. 2Тим. 1:1} Христос есть воскресение и жизнь Ин, 11:25. Он источник вечной жизни, которую Он даёт всем тем, кто желает принять Его и приготовиться к ней посвящением своей жизни, и кто верует в Него Ин. 6:40. Божественный дар вечной жизни предлагается не только через [545] Христа, но он постоянно пребывает в Нём и может быть приобретён лишь в тесном союзе с Ним, Который есть жизнь наша (Кол. 3:4; ср. ЖВ 786, 787).

Комментарий Е. Г. Уайт к 6 главе Римлянам

2. 9СЦ 20.

5 6СЦ 98.

11 СП 147; 5СЦ436.

12 Воз. 183;2СЦ381; 4СЦЗЗ. 12,13 2Т454.

13 ХД128; ВМ 55; 5СЦ116.

15 4СЦ295.

16 ВМ114;ОЖ92; 1СЦ404; 2СЦ442;4СЦ 105,453,607. 1618ЗСЦ 82.

22 РУУ329;1СЦ289; 2СЦ 239,488, 551; ЗСЦ 538.

23 ДА 519; РП 220;ОХВ 234, 376; ВБ 503, 540, 544; МС 180; ПП 61, 70, 341, 741; 1СЦ 543; 2СЦ 210, 286, 289; ЗСЦ 365, 475; 4СЦ11,31,363;5 СЦ730.