Глава 1

1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избран­ных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,

2 В надежде вечной жизни, кото­рую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,

3 А в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по по­велению Спасителя нашего, Бога,

4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недокончен­ное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказы­вал:

6 Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или не­покорности.

7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяни­ца, не бийца, не корыстолюбец,

8 Но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, бла­гочестив, воздержан.

9 Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обли­чать.

10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, осо­бенно из обрезанных,

11 Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из по­стыдной корысти.

12 Из них же самих один стихотво­рец сказал: «Критяне всегда лже­цы, злые звери, утробы лени­вые».

13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их стро­го, дабы они были здравы в вере,

14 Не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвра­щающихся от истины.

15 Для чистых все чисто; а для оск­верненных и неверных нет ниче­го чистого, но осквернены и ум их и совесть

16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнус­ны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

1. Павел: См. на Рим. 1:1.

раб:— Или, «крепостной слуга». Хотя в посланиях Павел следует обычно­му образцу, здесь употреблено единственное в своем роде приветствие. Обычно Павел называет себя «раб Иисуса Христа» (см. на Рим. 1:1; Флп. 1:1).

Апостол: — См. на Рим.1:1; 1Тим. 1:1. Хотя раб Божий без имущества и независимости, Павел был посланником Царя царей со всем престижем и пре­имуществами, сопровождающими это назначение.

Иисуса Христа: Относительно значения имен Иисус и Христос (см. на Матф. 1:1), Согласно понятию Павла, Иисус Христос является Богом и облада­ет свойствами Бога (см. на Кол. 2:9; 1Тим. 1:1; 2Тим. 4:1), Авторитет Иисуса Христа, Который лично вверил Павлу апостольство (см. на Кол. 1:11,12), явля­ется наивысшим авторитетом вечного Бога. Миссия Павла снизошла из наи­большей высоты, его полномочия, как посланника, были вручены ему на пути в Дамаск Деян. 9:15; 22:14,15; 26:16,17; Кол. 1:1.

Эта часть приветствия необычна, но полна значения. Поскольку Тит должен был трудиться на новом и трудном поле, его авторитет мог многократно под­вергаться сомнению. Чтобы избежать какого-либо смущающего недоразумения, Павел ясно заявил относительно своих личных, Божественных полномочий и законности поручения Титу, таким образом, тихо удаляя любое возможное со­мнение относительно авторитета Тита.

Крит был новым и трудным полем. Очевидно, Павел трудился там лишь ко­роткое время, и его ранний уход оттуда произошел, возможно, по случаю какого либо недоразумения. Следовательно, многое зависело от правильного понима­ния положения и авторитета Тита и Павла, под чьим руководством Тит трудил­ся. Введение Павла сделало его личное положение ясным. Если кто-либо от­вергнет Тита и его совет, так поступая, он также отвергнет ясно выраженное положение и авторитет Павла. То же уважение, которое Критяне проявили к Павлу, в такой же мере должно быть оказано личному представителю Павла.

по вере: — Существует некоторое различие мнений, или эта фраза конста­тирует цель апостольства Павла или мерило, согласно которому он был избран. Если принять последнее, оно может означать, что Павел был избран в соответ­ствии с верой, то есть, с христианским откровением истины, или что его пропо­ведь находилась в согласии с этим откровением истины или с христианским учением.

Если это точно выраженная цель трудов Павла, это значит, что он рассмат­ривал себя инструментом в плане Божием, чтобы вызвать веру в сердцах людей. Мысль можно выразить следующим образом; «Определённая цель моего апо­стольства, привести избранных Божиих к спасающей вере».

Цель вступления Павла приобрести как для себя, так и для Тита полное одобрение и доверие Критских христиан. Таким образом, здесь Павел, возмож­но, подчёркивает, что содержание этого послания и всё служение Тита находит­ся в полном согласии с христианской верой, как Критяне уже понимали её. Миссия Тита, как представителя Павла, находилась в полном согласии с волей Христа и с откровением истины, которой они уже обладали.

избранных:Греч, eklektoi, «избранных [личностей]» на Рим. 8:33). Возможно, Павел здесь сравнивает христианскую церковь с древним Израилем, который был избран Богом, чтобы нести весть спасения миру (см. Ис. 43:20; 45:4; 65:9). О рассуждении относительно роли Израиля, как «избранного» на­рода Божия (см. IV том, 25-38 стр.). Обязанности, однажды предназначенные для Израиля, теперь принадлежат христианской церкви (см. на 1Пет. 2:9,10)

познанию:Грея, epignosis (см. на Ефес, 1:17). Павел ссылается не только на умственное понимание, но на экспериментальное познание Евангельской истины. На этом познании основана вера и укреплена. Сравните 1Тим. 2:4; 2Тим. 2:25; 3:7; Евр. 10:26.

благочестию: – Христианская вера или учение, предназначены, чтобы создать благочестивую жизнь, а не просто новые теории (см. на 2Пет.1:3 1Тим. 2:2; 4:7,8;6:3,5, 6; 2Тим. 3:5)

2. вечной жизни: – ( см. Ин. 3:16 ) Относительно zoe, «жизнь» (см. на Ин. 1:4), и aionW «вечная» на Матф. 25:41- Вечная жизнь была целью служения Павла и стремлением истинного христианина, который построил свою жизнь на принципах «истины» Титу. 1:1.

неизменный: — См. на 2Тим. 2:13. Христианское открове­ние настолько надежно, как и не изменяющиеся свойства Бога.

прежде вековых времен: См. на 2Тим. 1:9.

3. в свое время: — Или, «в надлежащее время», «в правильное время» (ср. 1Тим. 6:15). Даже если обетования Божии всегда существовали, Критяне лишь недавно познакомились с ними в соответствии с намерением Бога о провозгла­шении Его вести.

слово: — Т.е., весть Бога о спасении

проповеди:Греч, kerugma, «название глашатая» (см. на 1Kop. 1:21).

вверенной: — Или, «врученной» (см. на 1Тим. 1:11). Павел не колебался указать на свою проповедь, как средство через которое Слово Божие должно быть представлено публично. Апостол с уверенностью провозглашал Еванге­лие, как откровение глубочайших намерений Бога. Ужасная , внушающая страх ответственность покоится на муже, которую Бог вручил как Своему представи­телю, ибо он становится живой связью между изобилием Бога и нуждами лю­дей. Как посланник Бога или «апостол» Turn. 1:1, провозглашает не свою собственную весть, но весть Того, Кого он представляет, таким образом, истин­ный служитель, подобно Павлу, проповедует истину, как она есть в Иисусе.

повелению: — См. на Рим. 14:25; 1Тим 1:1. Назначение Павла пропове­довать Евангелие не было результатом какого-либо сработанного им самим личного плана, но всё это совершалось согласно воли и намерения Божия, кото­рый возложил на него эту ответственность таким непреодолимым образом, что он был вынужден сказать, «и горе мне, если не благовествую» 1Kop. 9:16.

Спасителя нашего. Бога: — см.1Тим.1:1.

4. Титу, -Тит не упомянут в книге Деяния Апостолов. Несколько фактов о нем можно собрать из случайных высказываний в посланиях Павла. Он был христианином из язычников Гал. 2:3, возможно обращенный Павлом Тит. 1:4. Впервые упоминается как спутник Павла из Антиохии на Иерусалимский совет (Гал. 2:1-3; ср. Деян. 14:26-28; 15:2-4) из этого иногда выводили заключение, что он был уроженцем из Антиохии. Позже он соединился с Павлом, участвуя в Третьем Миссионерском Путешествии апостола 2Кор. 2:13; 7:6,13. Из посла­ния Титу становится ясным, что он был оставлен на Крите, чтобы привести оп­ределённые вопросы в порядок, и организовать там церкви гл. 1:5. Служение на Крите было только временным, ибо Павел просил его присоединиться к нему в Никополе гл. 3:12. Последнее упоминание о Тите находится в 2Тим. 4:10, что он должен направиться в Далматию».

истинному сыну: Относительно подобных слов, адресованных Тимо­фею (см. 1Тим. 1:2). Законность положения Тита как руководителя церкви, основана на духовном руководстве и воспитании Тита, полученном им лично от Павла. Тит имел все полномочия исполнять свои обязанности, как руководитель церкви на Крите.

общей вере: — Т.е., обшей, как для язычников, подобно Титу, так и для Евреев, подобно Павлу. Христианство соединяет людей, независимо от расы, цвета кожи, социального положения или пола. Все одно во Христе Иисусе (см. Гал. 3:28). Сравните 1Тим. 1:2.

благодать: См. на Рим. 1:7.

милость: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению это­го слова.

мир: См. на Рим. 1:7; 1Kop. 1:3.

Бога Отца: См. на Рим. 1:7.

Спасителя: — См. гл, 1:3; 2:10-14; 3:4-7. Выделение Павлом роли Иисуса Христа как Спасителя человечества, предваряет главную тему послания — что христиане должны явить спасающую силу Бога.

5 Для того: — Павел здесь вновь повторяет своё первоначальное наставле­ние Титу, несомненно, в пользу членов церкви острова Крита. Сведения, отно­сительно раннего ухода Павла из Крита, отсутствуют. Возможно, давление обя­занностей в других местах заставили его поспешно уехать. Или он просто был уверен в способностях Тита, что он исполнит и продвинет вперёд эту работу. Тит уже проявил свою находчивость и административные способности в преды­дущих назначениях (см. 2Кор. 2:12,13; 7:5,6; 8:16,17,23).Поскольку о посещении Павлом Крита не упоминается в Деяниях Апосто­лов, некоторые подчеркивают, что это путешествие произошло после его перво­го тюремного заключения в Риме (см. VI том, 107 стр.).

Крите: — См. введение к Титу 355 стр.

довершил: — Тит должен был закончить дело организации Критских церк­вей. Возможно, поскольку Критяне не помышляли о дополнительной организа­ции, необходимой после ухода Павла, Тит чувствовал необходимость в этом особом полномочии, чтобы закончить действенную и эффективную организа­цию. Каждая новая организация требует времени и внимания, чтобы она смогла действовать эффективно, и каждый руководитель знает, что новые планы долж­ны быть развёрнуты постепенно и тактично.

недоконченное: — Или, «недостающее», то есть, то, что осталось сделать.

поставил: — Или, «определил».

по всем городам: — Или, «город за городом». Очевидно, Евангелие имело обширное продвижение на Крите.

пресвитеров:Греч, presbuteroi (см. VI том, 26, 38 стр.; см. на Деян. 11:30). Назначение «пресвитеров» включает в себя обряд посвящения в духов­ный сан (см. 1Тим. 4:14; 5:22; 2Тим. 1:6).

приказывал:Греч, diatasso, «подсказывал», «повелевал». Здесь Павел ссылается на предыдущие наставления данные Титу, относительно управления церковью на Крите.

6. Если кто: — Павел здесь начинает перечислять качества presbuteroi «пресвитера» или «епископа». Они параллельны с его наставлением Тимофею (см. на 1Тим. 3:1-7).

непорочен: См. на 1Тим. 3:10

муж одной жены: См. на 1Тим. 3:2.

детей имеет верных: — Т.е., детей, которые являются верующими хри­стианами и которые в своём поведении проявляют верность христианским принципам. Дети, не верные христианским принципам, являются очень боль­шой помехой для любого церковного руководителя. Неудача служителя или местного церковного пресвитера правильно управлять своим собственным до­мом, создаст плохое впечатление как внутри, так и вне церкви. Человек, потер­певший неудачу надлежащим образом воспитать своих собственных детей, так что они потеряли сдержанность и самообладание, — этим он открыл свою неспо­собность управлять другими. Соответственно, он не пригоден занять ответст­венность руководителя церкви. Сравните трагическую историю Илия и двух его сыновей (см. на 1Цар. 2:27; 3:11). «Мы не можем полагать, что любой человек, не взирая на его большие способности и полезность, наилучшим образом слу­жит Богу или миру, когда его время посвящается другим занятиям в ущерб за­боте о своих собственных детях» (ВБ 232).

распутстве:Греч, asotia, «беспутный образ жизни», «неисправимость». Сравните Ефес. 5:18.

непокорности:Греч, anupotaktos, «мятежных», «непослушных», «недис­циплинированных». Сравните 1Tuм. 1:9.

7. епископ:Греч, episkopos, «надзиратель» (см. Деян. 11:30; 20:28;

1Тим. 3:1).

непорочен: См. на 1Тим. 3:10.

домостроитель: См. на 1Kop. 4:1.

не дерзок: — Или, «не высокомерный».

не гневлив: — Или, «не быстро раздражающийся». В любой организации светской или церковной бывают моменты, когда взгляды расходятся и обнару­живаются недоразумения. Действенность церкви при таком напряженном рас­хождении мнений, зависит от стабилизирующего влияния хладнокровного ру­ководителя, чьё самообладание вселит терпение и дух взаимопонимания.

не пьяница: См. на 1Тим. 3:3.

не бнйца: См. на 1Тим. 3:3.

не корыстолюбец: См. на I Тим. 3:8.

8. страннолюбив: См. на 1Тим. 3:2.

любящий добро: — Скорее, «добродетельный».

целомудрен: — Или, «здравомыслящий» (см. на 1Тим, 3:2),

справедлив:Греч, dikaios, «честный» (см. на Матф. 1:19).

благочестив:Греч, hosios, «чистый», «благочестивый» (см. на Деян.2:27).

воздержен: — Скорее, «обладающий собой», соответствующий камню кре­пости для проявления положительных свойств. Поскольку доброе качество можно повредить невоздержанностью, самообладание во всём является самым необходимым условием для успешного руководства церковью.

9. Держащийся — Или, «держащийся твердо».

истинного: — Или, «достойного доверия», «уверенного».

слова: — Т.е., Евангелия «благовествованил».

силен: — В других переводах «мог», «был в состоянии». В дополнение к безупречному нравственному состоянию, высокое звание служителя требует умственных способностей наивысшего рода. Будущий служитель должен про­явить как способность к пониманию, так и способность к передаче истины пре­жде своего посвящения в духовный сан. Основательное познание Священного Писания, лучше всего, на его оригинальном языке, должно быть первой целью служителя. В противном случае, он может по неосведомлённости, неправильно истолковать их, отходя от их истинного значения (см. СЕ 105). Бог никогда не пошлёт Духа Святого, чтобы благословить невежественность и неосведомлён­ность (СЕ 105, 106}. Умственная дисциплина очень увеличит действенность любого христианского работника. Служение требует многого от тех, которые предались ему, чем любая другая профессия и поэтому, необходимо постоянно учиться, никогда не прекращая обучение. В самом деле, служение пастыря больше, чем любая профессия, это призвание — Божественное призвание. Успех дела Божия слишком часто тормозился людьми, которые пытались свидетельст­вовать о Нем с поддельной учёностью и необученными умственными особенно­стями.Действие Духа Святого на врождённые, естественные способности побудит служителя искать самоусовершенствования в каждом возможном случае. Со всею покорностью, рождённой от справедливой оценки самого себя, истинный служитель осознает свои собственные недостатки и огромную задачу, стоящую перед ним. Такой человек не будет поражен, но примет вызов через обстоятель­ства, противостоящие ему, и он постарается посредством молитвы и прилежа­ния усовершенствовать таланты, данные ему Богом. Даже среди множества да­вящих его обязанностей, он будет поддерживать значение соответственных ценностей. Он не позволит себе использовать эти гнетущие трудные обязанно­сти, как повод для извинения в пренебрежении воспитания своих личных умст­венных и духовных способностей, «Каждый человек пусть почувствует, что на нём покоится обязанность достигнуть высот умственного величия» (СЕ 279). Только воспитанный служитель, истинно посвящённый своему Господу, сможет вполне почтить и прославить Его. Сравните 1Тим. 3:2; 4:16.

здравом учении: См. на 1Тим. 1:10. Только служитель искусный в Сло­ве Божием, может говорить со властью «здравое» учение. Он употребит места Священного Писания в пределах контекста их первоначального значения, имен­но в том смысле, как писатели Библии, руководимые Святым Духом, имели в виду.

противящихся: — Т.е., тех, которые говорят против, противоречащих.

обличать:Греч, elegcho, «выносить приговор», «привести к сознанию» с достаточным доказательством (см. на 1Тим. 8:46; 1Тим. 5:20). Только доказа­тельства, здраво составленные, и которые в состоянии выдержать самый тща­тельный критический разбор наиболее проницательных умов, будут достаточ­ными «обличить» и заставить замолчать тех, которые противятся «здравому учению».

10. Ибо: — Павел теперь объясняет свой довод для подчёркивания высокого нравственного и умственного образцов, которым необходимо руководствовать­ся при избрании церковных руководителей. Очевидно, Критская церковь имела много ложных учителей, которые выделялись некоторыми из основных слабо­стей Критских жителей (см. на 12 ст.).

непокорных: — См. на 6 cm. Члены церкви по имени, которые отвергали сотрудничество, были раскольниками, чрезмерно уверенными и непокорными.

пустословов: — Сравните 1Тим. 1:6.

обманщиков: Сравните 2Пет. 2:3,18, 19.

из обрезанных: — Т.е., Иудейского происхождения, возможно родствен­ные учителям, извращающих закон (см. на 1Тим. 1:7), которые настаивали на необходимости обрезания и других обрядах и церемониях закона Моисеева (см, VI том, введение к Галатам 932 стр.).

11. заграждать: — Нельзя предоставлять никакой публичной возможности для «пустословов и обманщиков» 10 cm. Бдительный пресвитер обязан предо­хранять свою общину от замешательства. Сравните 1 Тим. 1:4.

развращают: См. на 2Тим. 2:18.

целые домы: — Сравните 2Тим. 3:6.

из постыдной корысти: — Сравните 1Тим. 3:8. Представленная здесь строгая характеристика требований к пресвитерам и диаконам (см. на 1Тим. 3:8; Тит. 1:7) быть в финансовом отношении безукоризненными, лучше всего была понятна в свете дней Павла. Очевидно, многие так называемые рели­гиозные работники употребляли своё церковное положение для своей личной прибыли, приспособляя свои учения, чтобы угодить богатым или употребляя свою святую должность, чтобы обеспечить личную благосклонность.

12. Из них же самих один стихотворец: — Т.е., Критский предсказатель, вероятно Эпименид, который жил в Кноссе в 6-ом столетии до Р. Хр., относи­тельно употребления Павлом подобного стихотворного выражения на Марсо­вом Холме (см. на Деян. 17:28).

«Эпименид знаменитый жрец и ясновидец древнего мира … . Даже государства до­рожили его светом … . Ему приписывают множество стихотворений и сочинений в прозе … . Известно приписываемое ему изречение, которое приводится в послании Павла к Тит, 1:12 (Большая энциклопедия Южакова 20 том, 631 стр.).

лжецы»: — Эта часть поэмы Эпименида цитирована также Каллимаксом (3-го столетие до Р. Хр.) в его гимне Зевсу. Вместо утверждения своего собствен­ного мнения, Павел мудро цитирует не слова врагов Критян, но выражения од­ного уважаемого представителя их народа. В древнем мире фраза — поступать по Критски — «означала лгать» или обманывать подобно Критянам. Эта неприятная Критская черта была теперь очевидной у порочных религиозных учителей и «непокорных» членах различных общин 10 ст.

злые звери: — Поэт здесь отметил невоспитанное высокомерие своих со­отечественников, подобную потерю нравственной ответственности теперь отме­тил и Павел.

утробы ленивые»: — Или, «ленивые обжоры». Критяне были более склон­ны баловать себя, чем серьезно трудиться для улучшения их собственного по­ложения или для общего блага (ср. Флп. 3:19).

13. Свидетельство это справедливо: — Павел здесь подтверждает строгое суждение Критского поэта, как передаваемое наследие Критского характера. То, что было написано о Критянах 600 лет до этого, все ещё было истинным — их основной характер не изменился. Эта потеря моральной честности, которая ох­ватила большинство Критского населения, представляла смертельную опас­ность для молодых церквей острова.

обличай:Греч, elegcho (см. на 9 ст.).

строго: — Как нож хирурга удаляет поражённую ткань, чтобы в результате было крепкое здоровье, так слова и дисциплина Тита и Критских пресвитеров должны были удалить всё то, что могло подвергнуть опасности будущее церкви.

здравы: — Или, «здоровы» (см. 1Тим. 6:3; 2Тим. 4:3; Тит. 1:9; см на 1Тим. 1:10; 2Тим. 1:13),

14. Иудейским басням: — См. на 1Тим. 1:4. Одинаковые проблемы пред­стояли как Титу, так и Тимофею (см. на 1Тим. 1:4-7). Иудейская практика ис­толкования ВЗ посредством иносказательного метода затемняла истину и вызы­вала предположения и споры (см. на 1Тим, 1:4; 6:4, 5). Такой метод удовле­творял ум, но оставлял пустой и бесплодной душу. Иудейские басни приводили к словопрениям 2Тим. 2:14 и потере возрождающей силы Святого Духа.

постановлениям людей: См. Матф. 15:9. Христианская церковь всегда стояла лицом с проблемой извращающих учений, которые принимали вид «ис­тины». Каждое учение церкви должно быть в состоянии выдержать самое тща­тельное испытание. Сатана всегда может причинить большой вред для продви­жения истины, действуя внутри церкви, чем нападая на неё извне.

15. чистых: — Т.е., для чистых сердцем (см. на Матф. 5:8) тех, которые приняли праведность через веру и которые осознали опасности Иудейской сис­темы обрядов, церемоний и Иудейских басней Тит. 1:14.

все: См. на 1Кор. 6:12. Павел здесь имеет дело с Иудейской ритуальной чистотой. Он проводит различие между теми, которые пытались компенсиро­вать потерю нравственной чистоты обрядовыми очищениями и теми, которые верили, что церемониальные действия несущественны для проявления жизни одобряемой Богом. Павел здесь не подразумевает, что христиане свободны вы­полнять обычаи, осуждённые в других местах Священного Писания или что библейские запрещения относительно нравственного поведения или диетиче­ские установления не применимы к христианам. Сравните учение Христа в Марк 7:19 (см. соответствующий комментарий и на Рим. 14:20).

оскверненных: — Т.е., тех, которые не были обращены и не познали мира, который сопровождает принятие праведности через веру. Они «неверны» ибо отказались исполнять благовествование Павла «противясь» 9 ст.

ум их: — Т.е., их образ мышления, их позиция. Сравните Рим. 7:23; Ефес. 4:23; Флп. 4:7; 2Тим. 3:8. «Осквернённые и неверные» позволили, чтобы их умы руководствовались не освященными желаниями. Относительно дискуссии о действии обращения на ум (см. на Рим. 12:2; ср. на Флп. 4:8).,

совесть: — Сознание нравственной справедливости и несправедливости притупляется, когда ум избирает, чтобы в нём пребывали не освящённые жела­ния. При таких обстоятельствах совесть не может действовать эффективно. По­добно намагниченному компасу, она перестаёт быть точным и надёжным руко­водителем.

16. Они говорят: — Или, Иудейские христиане или ортодоксальные право­верные Иудеи, или те и другие. Подчёркивая умственные предположения, эти необращённые учителя претендовали на познание Бога, возможно даже лучше, чем христиане. Однако их поведение открыло их настоящего хозяина, они не совершали дел Божиих.

делами отрекаются: См. на Матф. 7:21-27.

будучи гнусны: — Неискреннее, лицемерное исповедание этих совратите­лей религиозных учителей и «непокорных» 10 ст. членов церкви, представляло великое оскорбление в глазах Божиих. Для таких людей было бы лучше, если бы они никогда не слышали о христианстве (см. на Лук. 12:47}.

неспособны:Греч, adokimos, «не выдержавшие испытания», «недостой­ные» (см. на 2Тим. 3:8). В результате их лицемерной, осквернённой и эгои­стичной жизни, эти люди стали бесполезными для любого доброго или благо­родного дела. Очевидно, многие из Критских верующих ходили к учителям этого рода для наставления в христианском учении и практике. У Павла не было другого выхода, кроме как сказать откровенно, что касается как учителей, так и их последователей.

Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе Титу.

5-7 5СЦ617.

6-9 1СЦ692.

7-9 ДА 95.

8 ХД445; МЖС 194; 2СЦ 645; 6СЦ 342; СБ 85, 97.

9 1СЦ415; 8С1Д 18. 10-13 НУХ 248.

13 ЗСЦ359.

16 СП451; 1СЦ406,415; 2СЦ 125,444, 682; 5СЦ84, 145.

ПОСЛАНИЕ К ТИТУ