Глава 2

1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:

2 Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здра­вы в вере, в любви, в терпении;

3 Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были кле­ветницы, не порабощались пьянству, учили добру,

4 Чтобы вразумляли молодых лю­бить мужей, любить детей,

5 Быть целомудренными, чисты­ми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается сло­во Божие.

6 Юношей также увещевай быть целомудренными.

7 Во всем показывай в себе обра­зец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,

8 Слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрам­лен, не имея ничего сказать о нас худого.

9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,

10 Не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога,

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех, человеков,

12 Научающая нас, чтобы мы, от­вергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, правед­но и благочестиво жили в ны­нешнем веке,

13 Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Хри­ста,

14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого безза­кония и очистить Себе народ особенный, ревностный к доб­рым делам.

15 Сие говори, увещевай и обли­чай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

1. Ты же говори: — Греческая фраза подчеркивает контраст между содер­жанием и методом передачи учения Титом и ложными учителями на Крите (см. на гл. 1:10-16). Павел наметил в общих чертах три задачи предстоящие Титу. Он должен был 1) организовать и познакомить Критских братьев с церковной формой правления гл. 1:5-8; 2) опровергнуть «пустословов и обманщиков» 10 ст., которые учили не здравому учению и повреждали моральный тон всей церкви своей неблагочестивой жизнью 9-16 ст.; 3) передать ясно и точно исти­ны Евангелия.

здравым учением: — См. на гл. 1:9.

2. старцы:Греч, presbutai, «старье люди». Сравните 1Тим. 5:1. См. на

Деян. 11:30.

бдительны:Греч, nephalioi, «воздерживающиеся от вина» (см. на 1Тим. 3:2, 3).

степенны:Греч, semnoi, «достойные чести», «достойные» (см. 1Тим. 3:8).

целомудренны:Греч, sophron, «благоразумные», «здравомыслящие» (см, на 1Тим. 3:2). Старые люди в церкви должны быть уважаемы за их мудрый совет. Когда кто-либо из таковых обучен и воспитан Богом, то совет такового нельзя принимать легкомысленно.

здравы в вере: См. на гл. 1:13.

в любви: См. на 1Kop. 13:1.

терпении:Греч, hupomone, «стойкость», «выносливость» (см. на Рим. 5:3). Эти качества характера всегда должны сохраняться здоровыми. По мере уходящих лет, люди могут стать утомленными, и их вера может извратиться посредством суеверий и преданий, их любовь превратится в простое чувство; их терпение — в равнодушную молчаливую покорность. Личная жизнь Павла была прекрасной иллюстрацией представленного здесь идеала, образец благородства для всех людей.

3. старицы — Сравните 1Тим. 5:2. Христианство возвысило общественное положение женщин к состоянию, до сих пор неизвестному. Однако это новое положение требует соответствующего ответа от женщин-христианок. Они должны исполнить первоначальное намерение Бога, служа оплотом нежности и преданности. Таким образом, женщины-христианки были поставлены как обра­зец чистоты и преданности дому и детям, как своим родственникам и в такой же мере своим соседям-язычникам (см. Тит, 2:4).

прилично святым: — Или, «подобно занятым в святом служении». Бук­вально, «как жены, занятые в святом служении».

не были клеветницы: — См. на 2Тим. 3:3.

не порабощались: — Или, «не оставались более порабощёнными».

пьянству: — См. на 1Тим. 3:8. Поскольку церковь на Крите была вновь организована, старицы представляли собой тех, которые прожили большую часть своей жизни согласно образу и привычек языческого общества. Пить вино — общепринятый обычай на востоке и среднем востоке. После такой долгой, привычной жизни, порабощение пьянству должно быть правилом, а не исклю­чением.

учили добру: — В противоположность обычной болтовне, клевете и «бабь­им басням» 1Тим. 4:7.

4. вразумляли:Греч. sdphronizd, «быть благосклонным», то есть, воспитанным в эмоциональной зрелости (см. на 5 ст.).

молодых: — Качества характера женщин наилучшим образом передаются от одного поколения к другому чрез чувства зрелых, вполне развитых женщин, которые передали хорошие уроки самообладания и личного благочестия. При­скорбно, когда молодые женщины берут на себя обязанности супружества и материнства без надлежащего обучения правилам и примерам ответственности женщины-христианки.

мужей: — Здраво мыслящая жена осознаёт, что согласие и сила зависит от её роли, как помощника своего мужа, а не соперника.

детей: — Павел подчеркивает основной закон безопасности семьи и чувст­венного усовершенствования. Вклад любящей матери, последовательно и само­отверженно жертвующей себя каждому возрастающему дитяти, не может быть вполне восполнен каким-либо другим образом. На детей нельзя смотреть как препятствие для счастья взрослых и с другой стороны как на организм, который автоматически благородно развивается с почтенными качествами характера.

5. целомудренными:: Греч, sophron, «благоразумными», «обладающими собой», «здравомыслящими». Многократное ударение Павла на «целомудрие», «благоразумие» и его производных в своих посланиях к Тимофею и Титу 1Тим. 2:9, 15; 3:2; 2Тим. 1:7; Тит, 1:8; 2:2, 4-6, 12 отражает продуманное намере­ние разрешить большинство проблем в организации церкви и усовершенствова­ния характера. Самообладание отмечает победу над эгоизмом. Личные желания должны быть подчинены всеобщему благу семьи и других и разочарования должны быть встречены с мужеством и жизнерадостностью.

попечительными о доме: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно

к чтению «работниками в доме». Матери, которые проводят большую часть времени вне дома, часто пренебрегают семейными обязанностями. Позволять детям скитаться без родительского надзора или поместить их под надзор плат­ных помощников — означает не исполнить данного здесь Божественного настав­ления.

добрыми: — Описание Павлом женщины-христианки можно сравнить с классическим изображением достопочтенной матери и жены в Пр. 31:10-31.

покорными: — См. на Ефес. 5:22; 1Тим. 2:11.

порицается: — Поскольку христиане носят имя своего Бога и открыто заяв­ляют, что являются Его представителями, Павел побуждает к внимательному обозрению ежедневных привычек, согласно которым оценивается сила религии. Подобно язычникам, многие члены церкви решаются соблюдать тщательно разработанные ритуалы, вместо верности Богу в ежедневной жизни. Верное исполнение ежедневных задач составляет первую обязанность женщины-христианки. Никакая церковная обязанность, как бы хорошо она ни была ис­полнена, не возместит потери надлежащей заботы о дитяти и эмоциональной незрелости. Если окружающие люди отметят, что женщина-христианка не имеет большего самообладания и доверия, чем их жёны, дело христианства потерпит большой урон. Поскольку христианство возвышенно представляет роль женщи­ны в доме и церкви, то окружающий мир будет тщательно рассматривать результаты такого исповедания. Павел имел особую заботу, основать церковь на правильных принципах, зная, что нравственный и духовный тон дома и общины преимущественно определяется посредством их жен.

6. Юношей: — Т.е., в противоположность «старцам» 2 ст.

целомудренными: — См. на 4, 5 ст. Возможно Тит, будучи молодым че­ловеком, мог быть наиболее успешным советником для людей своего возраста.

7. Во всем: — Сравните подобный совет Тимофею (см. на 1Тим, 4:12). Ис­тинное христианство включает всякую деятельность, при которой человек мо­жет всеми своими мыслями предаться воле Божией 2Кор. 10:5.

показывай: — Как христиане из Крита и их языческие соседи имели право ожидать, что христианский служитель должен верно отобразить принципы христианства.

По всей вероятности, Тит был воспитан в языческом доме, возможно, в рос­кошном и безнравственном городе Антиохии. Он был привлечён к служению Господу в свежести своей юности. Он был испытан в горниле испытаний и трудностей. Здесь Павел напоминает Титу, что пример его личной сдержанно­сти и воспитанной христианской зрелости должен представить наиболее воз­можное эффективное влияние для верующих Крита.

учительстве: — Или, «учении». Сравните на 2Тим. 3:10.

чистоту: — В других переводах «неподдельность». Текстовое свидетель­ство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого слова.

степенность:Греч, semnotes, «достойное поведение» (см. на 1Тим. 2:2). неповрежденность: — Или, «здравость». Сравните 1 cm.

8 здравое: — Или, «здоровое», многократно выделено в этом послании гл. 1:9,13; 2:1, 2, 8. Из-за греха человеческая природа ослабела, но благовествование является небесным предписанием для устранения причин слабости и для восстановления в людях крепкого умственного, физического и духовного здо­ровья. Ложные учения, подобно снадобью медиков-знахарей (шарлатанов) не имеют средства от болезни и часто даже осложняют её. Павел, таким образом, напомнил Титу, что его противники будут очень тщательно наблюдать как за его жизнью, так и словами, чтобы найти что-либо против него. Однако, если Тит постарается говорить точно, внимательно и набожно, то его противники будут постыжены. Они будут оставлены без основания для критики, которое они на­деялись иметь.

противник: — Или, «пустословы и обманщики» гл. 1:10, находившиеся внутри церкви или язычники вне, которые желали иметь основание для критики.

9. Рабов: — Или, «слуг» (см. на Ин. 8:34).

повиноваться: — Обращение рабов в христианство не должно было сде­лать их менее удовлетворительными работниками, но изменить гнетущее непо­слушание в бодрую полезность. Относительно дискуссии о совете Павла, касающегося рабов христиан (см. на Ефес. 6:5-9; Кол. 3:22 по 4:1; 1Тим. 6:1,2).

10. красть: — Или, «незаконно присваивать», «растрачивать [чужие день­ги]» Рабы часто занимались трудом, находясь рядом с домом или хозяйством. Некоторым из них доверялись финансовые дела с рискованно большой суммой денег, и представлялось много личной свободы. Это представляло им благоприятные случаи для нечестности. Временами они получали хорошее об­разование, как художники или врачи, в качестве которых они трудились для своих господ. Таким образом, в дни Павла раб имел много возможностей обма­нуть своего хозяина. Воровство или растрачивание имущества, принадлежащего господину на Крите, было настолько обычным, что слуг неоднократно называли ворами. Раб-христианин должен был служить доказательством превосходства в верности и честности.

добрую верность: — Рабы-христиане должны были быть вполне достой­ными доверия во время служения своим земным господам.

украшением: — См. на 1Тим. 2:9. Павел утверждает, что только Христоподобная жизнь в состоянии правильно представить Евангелие миру. Новые люди, а не новые методы составляют план Божий, для продвижения Евангелия (см. на 2Пет. 3:12; 1Тим. 4:16).

учению Бога: — Вероятно, «учение о Боге» — источнике всякой христи­анской надежды, которую Павел излагает в 11-15 ст.

11. явилась: — «Благодать», то есть, преизобильная спасающая любовь Божия, проявленная к грешникам, всегда была представлена к услугам людей (см. на Пс. 50:3-19; см. Дополнительное Примечание к Ис. 35 гл.). Но план Божий для спасения людей стал более ясным при пришествии Христа Иисуса.

благодать: Греч, charts (см. на Ин. 1:14; Рим. 1:7; 3:24; 1Кор, 1:3). Только посредством благодати Божией могут старцы Тит, 2:2, старицы 3 ст., молодые женщины 4, 5 ст., юноши 6 ст., Тит 7, 8 ст. и рабы 9-10 ст. испол­нить обязанности, каждый в своём особенном положении жизни, Торжественная запись в благовествовании Павла заключается в том, что мужчины и женщины должны победить грех, чтобы Христоподобная жизнь, однажды открытая в пло­ти и крови, могла быть в точности воспроизведена в каждом, движимом Духом Святым мужчине и женщине, каждое повеление Божие сопровождается Его «благодатью» — силою, чтобы исполнить Его намерения (см. на 2Кор. 12:9; Евр, 13:9).

всех человеков: — Сравните Ин. 1:9; 3:17; 2Пет.З:9; 1Тим. 2:4. Всем людям предоставлено достаточно возможностей для спасения, но упорный отказ многих принять «благодать Божию» приведёт к вечной смерти; таким образом, намерение Божие, ради таковых, — не исполнилось и дар спасения пренебрежён. Тема совета Павла в этой главе заключается в том, что христиане должны пра­вильно представить принципы Христоподобной жизни, чтобы язычники были привлечены превосходством христианства.

12. Научающая:Греч, paideud, «воспитывать», «совершать водительство до» многократно употреблено, чтобы изобразить процесс воспитания дитяти. Спасающая благодать не только помогает людям искоренить греховные при­вычки; она активно воспитывает новые и достойные навыки. Это ежедневное наставление от Бога можно изобразить как процесс освящения (см. на Рим. 6:19; 1Фес. 4:3).

отвергнувши: — Или, «отказавшись».

похоти: — Или, «желания», которые стремятся ни к чему высшему, как только к удовольствиям этого мира. Сравните 1Ин. 2:15,16.

целомудренно:Греч, sophronos, «здравомысленно» (см. на 5 ст.). Ис­тинный христианин осознаёт свои социальные обязанности в такой же мере, как и свои духовные обязанности как дитя Божие. «Благодать Божия» предоставила достаточную силу, чтобы люди могли проявить истинное самообладание (см. на Ефес. 4:13),

праведно: — Или, «справедливо».

благочестиво:Греч, eusebos (см. на 2Тим. 3:12).

нынешнем веке:: См. на 1Тим. 6:17.

13. Ожидая:Греч, prosdechomai, «ожидать на», «надеяться». Павел при­соединил вторую побудительную причину, обращаясь к членам Критской церк­ви, чтобы они жили, как представители Иисуса Христа. В дополнение к нынеш­нему превосходству жизни на земле, христианин будет награждён неизмеримым даром вечной жизни. Следовательно, ежедневная жизнь должна быть в согласии с пламенным исповеданием христианина относительно скорого возвращения Иисуса. Симеон был вознагражден за своё верное «ожидание» (prosdechomai), когда он созерцал Иисуса (см. на Лук. 2:25), точно также великое общество христиан, однажды обретёт свою величайшую радость, когда они засвидетель­ствуют о славе Второго пришествия Христа.

блаженного упования: — Надежда возвращения Христа была величествен­ным побуждением христианской веры на протяжения около 2000 лет, поддер­живая дух верующих и закаляя их мужество среди всех превратностей жизни. Темные моменты упадка духа, разочарований или печалей в переживаниях этой жизни, чудесно компенсированы христианской надеждой на Второе пришест­вие.

явление славы: — Относительно epiphaneia, «видимого явления» (см. на 1Тим. 6:14). Фраза «блаженного упования» в соединении с «явлением славы», или «славного явления», то есть, явления, составляющего «блаженное упование». Перевод «явления славы» подчёркивает раскрытие Божественных свойств Христа, когда Он возвратится на эту землю как Царь царей, окружён­ный славным великолепием несметного числа небесных ангелов.

Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: Сравните 2Фес. 2:8; 1Тим. 6:14; 2 Тим. 4:1, 8. Греческий смысл этого выражения неопределённый и двусмысленный, следовательно, существует неопределенность или Павел говорит об обоих Отце и Сыне, или только о Христе. Многие толкователи предпочитают рассматривать это выражение, как относящееся исключительно ко Христу. И тогда не будет никакой трудности, если истолковать именно так, ибо Павел приписывает исключительные права Божества Иисусу (см. на Рим. 1:7; Флп. 2:6; Кол. 2:9; 1Тим. 1:1). Относительно дискуссии о Божественности Христа (см. V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; 917 стр.). Сравните 2Пет. 1:1 о подобной Греческой конструкции. В контексте Павел подразумевает «яв­ление» Христа при Втором пришествии, как обещал Сам Иисус (см. на Ин. 14:1-3), поскольку в двух потрясающих фактах здесь открыто, что Иисус Хри­стос является Богом в самом полном значении этого слова, и что Его возвраще­ние в этот мир составляет величественную кульминационную точку истории, этот стих является исключительным источником утешения для христиан в каж­дом столетии.

14. дал Себя: — Павел здесь описывает работу Сына Божия, как Он испол­нил служение «Спасителя» 13 ст. Роль Христа как Спасителя и Посредника погибшего человечества, не возложена на Него произвольным желанием Отца; Христос «дал Себя» как добровольную жертву за Своё своенравное творение (см. на Ин. 10:17,18; Деян. 3:15). В личности Иисуса Христа Бог открыл лю­бовь Божественного Отца. Хотя Его сыны и дочери страдали из-за нравствен­ных и физических нарушений закона, Бог проявил Свою любовь, принимая участие в человеческой боли, причинённой грехом. Дар Христа устранил все сомнения относительно высочайшего благородства любви Божией к тем, кото­рые были непослушны Ему. От начала грехопадения Бог испытывал боль без взаимной любви. Жизнь Христа на земле является достаточной причиной для хвалы искупленных на протяжении вечности. Ангелы останавливаются молча­ливо в изумлении, что обязанность человека состоит только в принятии этой непревзойденной любви Спасителя, и в возвращении к семье Божией.

избавить:Греч, lutroo, «представить свободными», «избавлять». Относи­тельно родственного существительного lutron (см. на Матф. 20:28). Сравните Пс. 129:8. План Божий — восстановить в потерянных людях первоначальный образ, в котором они были созданы. На грех не нужно смотреть сквозь пальцы и созерцать, но вырвать его с корнем. Процесс освящения заключается в благода­ти Божией, воздействующей на полное посвящение воли человека, так что каж­дая черта греха может быть совершенно удалена из жизни (см. на Рим. 3:24; 5:1; 6:19). Избавить человека от соблазнительной силы греха и даровать ему привычки праведности требует ничего меньшего, чем силы Божией. Поскольку греховные привычки выгравированы глубоко в его внутренней жизни, человек не имеет другого прибежища, чем ухватиться за спасительную руку Божию для полного избавления. Всё же, хотя проносящиеся миры отзываются немедленно на указания Божии, человек, высшая степень всего творения, часто ставит пре­дел силе и намерениям Бога, посредством своей непослушной воли.

беззакония:Греч, anomia, «беззакония».

очистить: — См. на 1Ин. 1:7, 9; 3:3. Никакой простой Иудейский обряд или церемонии недостаточны здесь (ср. Деян. 15:9). Итогом избавления чело­века от греха, посредством благодати Божией, является жизнь, очищенная от всякой греховной мысли и дела.

особенный:: Греч, periousios, «избранный, то есть, Богом для Себя. В старинной Английской Библии слово «особенный» характеризовало личное обладание.

Христианская церковь является преемником Израиля, как особого предста­вителя для сообщения Евангелия (см. на 1Пет. 2:9). Подобную миссию пре­имущества и ответственности, которые имел буквальный Израиль, были пере­несены на духовный Израиль (см. IV том, 35, 36 стр.).

ревностный: — Христианская церковь, во время ожидания Второго прише­ствия, также исполнит миссию однажды предназначенную для Иудейской на­ции, открывая словом и делом принципы правления Божия.

15. говори: — Здесь Павел представляет три способа обучения и руково­дства христианскими общинами. Некоторые члены церкви стараются быть по­слушными; другие нуждаются в дополнительном побуждении и более прямом совете; ещё другие по различным причинам нуждаются в ещё более сильном предостережении, соединённым с неоспоримым доказательством.

властью: — Авторитет служителя, в конечном счете, покоится не в его должности, но в его Божественном поручении и в чистоте его служения.

пренебрегал: — Тит должен представить свои учения настолько убедитель­но, что его слушатели не будут искренне избегать того, что он сказал или нахо­дить его доказательства нелогичными, и таким образом терять доверие к нему.

Комментарий Е. Г. Уайт к 2 главе Титу.

1,2 1СЦ415.

5 2СЦ315.

6 РУУ535; ОХВ192.

6-8 ДА 369; ССШ119; СЕ 60; ВМ368; СП 148; 1СЦ415.499.

7 1СЦ446.

8 НУХ338; 2СЦ709.

10 СУ 27; 1СЦ507; ЗСЦ422; 5СЦ439; 8СЦ 195.

6                                    ВБ261; НПХ7.

7                                  11,12 4СЦ332.

11-14 ДА 205; РУУЗЗО; ЗСЦ52.

11-15 СП 148.

12 ДА 505; 1СЦ285. 12-14 1СЦ 507.

13 Ев. 220; 2СЦ 194. 13,14 1СЦ274,487. 13-15 1СЦ 283, 287.

14 ДА 519; СА 102; ОХВ 483; МЖС 218; ВМ 400; Воз. 199; СП 441; 1СЦ 136, 150, 305; 2СЦ 105, 150, 317; ЗСЦ 538; 4СЦ17, 332; 5СЦ 148, 592, 730; 6СЦ372; 8СЦ 248.

15 1СЦ276; ЗСЦ 359.