Глава 3

1 Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело,

2 Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказы­вать всякую кротость ко всем че­ловекам.

3 Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и за­висти, были гнусны, ненавидели друг друга.

4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя наше­го, Бога,

5 Он спас нас не по делам правед­ности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею воз­рождения и обновления Святым Духом,

6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,

7 Чтобы, оправдавшись Его благо­датью, мы по упованию соделались наследниками вечной жиз­ни.

8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, да­бы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым де­лам: это хорошо и полезно чело­векам.

9 Глупых же состязаний и родо­словий, и споров и распрей о за­коне удаляйся, ибо они беспо­лезны и суетны.

10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,

11 Зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.

12 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.

13 Зину законника и Аполлоса поза­боться отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

14 Пусть и наши учатся упражнять­ся в добрых делах, в удовлетво­рении необходимым нуждам, да­бы не были бесплодны.

15 Приветствуют тебя все находя­щиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.

1. Напоминай им: — Каждое новое поколение, каждый новый член, всту­пающий в христианскую церковь, нуждается в чистом напоминании о граждан­ских обязанностях, которые покоятся на христианах. Поскольку заслуга Евангелия измеряется достойностью её приверженцев, христианская церковь должна стоять перед миром, как организация лучших, превосходных мужчин и женщин, не пренебрегающих возможностью облегчить нужды общества и со­трудничать в каждом направлении, чтобы поддерживать силы закона и порядка, До сих пор, совет апостола относился к взаимоотношениям и обязанностям внутри церковной семьи. Теперь он направляет внимание на языческий мир, — внецерковное общество.

повиноваться: — Вероятно, этот совет был особенно необходим на Крите. Крит находился под Римским правлением на протяжении нескольких столетий, и его народ томился под иностранным владычеством, подобно Иудеям. Совет Павла относительно верности правительству был наиболее подходящим. Отно­сительно дискуссии о взаимоотношениях, которые должны существовать между христианами и языческими правительствами (см. на Рим. 13:1-7].

покоряться: — Христиане должны быть известны из-за своей верности гражданским властям в таких вопросах, как государственный налог и общест­венные планы. Пренебрежение гражданскими обязанностями приносит церкви ненужный позор. Мир и порядок являются неотъемлемой частью христианской вести, неверность и мятеж не должны рекомендовать христианство языческому миру.

Совет Павла свидетельствует о благородстве его личного характера. Его опыт с Римским правительством не был приятным. Павел был заключен в тюрьму, закован в узы, скован, избит, находился под угрозами, ибо Римские должностные лица прислушивались к злобным выдумкам, сфабрикованным его непримиримыми Иудейскими противниками.

начальству и властям: — Или, «правителям и властям». Эти выражения должны включать все уровни гражданского управления от местных должност­ных лиц до императора в Риме,

доброе дело: — Истинный христианин должен быть признан как честный, патриотический гражданин, который энергично поддерживает всякую прави­тельственную программу, предназначенную для облегчения трудностей и уста­новления справедливости. В то же самое время, христианин ограничен сове­стью, воздерживаться от любой правительственной деятельности, которая от­вергает основные права любого человека или поддерживает греховные привыч­ки.

2. не злословить: — Или, «не поносить». Так как некоторые из его сограж­дан могут быть настолько плохие, настолько жестокие как некоторые из судей, при всем этом христианин никогда не должен проявлять характер или употреб­лять оскорбительные или грубые выражения.

не сварливыми: — Буквально, «не спорящими». Истинный христианин не возбуждает ссоры (см. на Евр. 12:14).

тихими:Греч, epieikes (см. на Иак. 3:17).

кротость:Греч. ртаоШ, «покорность», «внимательность к другим», «де­ликатность», «тактичностъ»и (см. на Матф. 5:5). Это внутренний, непреодо­лимый дух, который побуждает христианина быть «тихим» Поскольку Крит находился на перекрёстке дорог и был крупным торговым центром Средизем­номорья, там часто наблюдались сцены раздражённых недоразумений между торговцами и посетителями из многих стран. Несмотря на это, Павел побуждает здесь к наиболее возможному образцу поведения в этой одной из наиболее трудной окружающей среде мрака. Из-за более тёмной теневой обстановки, истинный христианин, свидетельствуя, будет светить ещё более славно.

всем человекам: — Христианская любовь и уважение одинаково прости­раются как к грубым, так и культурным, чувственным и владеющим собой. Та­кую любовь в полноте представил только Христос.

3. некогда: — Или, «прежде», «однажды». Поскольку эти члены церкви, прежде обращения, также были язычниками, они должны теперь быть снисхо­дительными к ошибкам язычников. Кроме того, как христиане, имеющие теперь все возможности посредством «благодати Божией» 2:11, они не должны воз­вращаться к своему прежнему моральному уровню, проявляемому их язычески­ми соседями, ибо в таком случае они должны быть, как отрекшиеся от силы Божией.

несмысленны: — Или, «глупы», подчеркивая потерю понимания к тому, что нравственно, так и к тому, что духовно правильно (ср. Рим. 1:21; Ефес. 4:18).

непокорны:: См. на Рим, 11:30-32.

заблуждшие: — Или, «сбитые с истинного пути», по причине недисципли­нированного ума, легко пленяемого всякой прихотью или воображением, кото­рое взывает к удовлетворению чувств. Поскольку своя воля, а не Божия состав­ляла исключительный, единственный критерий жизни, язычник был рабом ос­лабляющих привычек, жертвой наркотических мирских удовольствий. Часто под видом культуры, красоты и изысканности, необращённые мужчины и жен­щины служили злу, отдавая вожжи управления силам эгоизма, гордости и нрав­ственного упадка. Только полное изменение направления ума, обращённого благодатью Божией, является достаточным, чтобы раскрыть безрассудность чувственного удовлетворения и мирской гордости. Когда ум освящён Духом Святым, путь послушания Божьему образу жизни будет главным жела­нием, и прежние обманы мира «похоти и различные удовольствия» будут от­крыты как безрассудность. Павел здесь напоминает членам Критской церкви о работе благодати Божией, сопровождающей их жизнь.

похотей:Греч, epithumiai (см. на Рим. 7:7).

различных: — Или, «разных», «различных».

удовольствий: — Без Бога, они были ещё непросвещённые, любящие удо­вольствия, люди.

злобе и зависти:: См. на 1Кор. 5:8. Злая воля и ревность обычны среди тех, которые любят мирские удовольствия.

ненавидели: — Ненависть является противоположностью любви (см. на Матф. 5:43, 44).

4. Когда же: — Когда человек радушно принимает Бога в своей жизни, но­вая сила начинает действовать, противоположно прежней силе греховных жела­ний.

благадать:Греч, chrestotes (см. на Рим. 2:4). В других переводах «бла­гость».

человеколюбие:Греч, phtlanthropos, «любовь к человечеству», употреб­ляемое в классическом Греческом языке для выражения доброты одного чело­века к другому, милости правителя к подвластным, человеческого сочувствия к находящимся в скорби и к выкупленным пленникам, через уплату цены за их свободу. Как chrestotes, так и philanthropes являются аспектами Божьей «люб­ви» (agape, см. на 1Кор, 13:1). Любое нравственное превосходство в жизни христиан является исключительным результатом любви Божией к Его свое­нравным детям.

Спасителя нашего, Бога: — Или, «нашего Спасителя Бога» (см. Тит. 1:3; 2:10; см. на 1Тим. 1:1). В этом послании Павел приписывает значение «Спаси­теля», как Богу Отцу гл. 1:3; 2:10; 3:4 так и Иисусу гл. 1:4; 2:13; 3:3. Когда Иисус «явился» (см. на гл. 2:11) к людям Он проявил объединённую заботу Божества о спасении человечества (см. на 2Кор, 5:18,19).

5. делам: — Человек находится оправданным перед Богом на основании благодати Божией, а не по причине добрых дел, которые он совершил (см. на Рим. 4:2, 6; 9:32; Гал. 2:16; 3:5,10; Ефес. 2:9). Общее направление всякой, не обращённой жизни, заключается в эгоизме; таким образом, никакой человек не в состоянии жить по образцу «праведности» (см. на Рим. 3:23). Оправдание человека только в верности Божией любви и благодати, а не в его личных «де­лах».

милости:: Как другой вид Божественной любви 4 ст., милость здесь употреблена вместо благодати, вероятно, для того, чтобы подчеркнуть жалкое положение человека, которое требует милости. Сожаление Бога к несчастному положению человека составляет уверенность в спасении человека.

банею:Греч, loutron (см. на Ефес. 5:26), то есть, духовным омовением, которое очищает человека от злых наклонностей, описанных в Тит. 3:3.

возрождения: — Поскольку человек находится в несчастном и погибшем состоянии, предоставленный самому себе, и поскольку Иудейские обряды и церемониальные омовения не могли изменить греховной натуры человека, единственный выбор остающийся человеку, — принять Божие решение пробле­мы греха, которое требует совершенной реформации или преобразования жизни (см. на гл. 2:14). Цель Божия, — не только простить людей, но восстановить их к безгрешной жизни. Этот процесс преобразования греховных людей в Христоподобных представителей Божьего образа жизни, известен в других местах Свя­щенного Писания, — как освящение (см. на Рим. 6:19). Освящение является не­отъемлемой частью программы Спасителя, чтобы искоренить грех. Здесь «ба­нею возрождения» исходная точка, которая начинает чудесную программу ос­вящения. Некоторые полагают, что Павел здесь ссылается на крещение. Однако кре­щение не означает «возрождение» и также не является основой для спасения человека. Хотя крещение требуется для всех обращенных (см. Матф. 28:19),оно лишь символизирует внутреннее, духовное омовение или «возрождение», уже совершённое Богом (см. на Матф. 3:6; Рим. 6:4), оно не очищает грешни­ков. Принятое искренно, оно является публичным свидетельством, что Бог уже очистил грешника от злых его наклонностей (см. на Тит. 3:8).

обновления: Сравните Рим. 12:2.

Святым Духом: — Или, «посредством Святого Духа», который ежедневно укрепляет и освящает обращённого человека. Поскольку Святой Дух не дейст­вует без согласия человека, духовный прогресс зависит от того, насколько хри­стианин ежедневно вверяется Божьему образу жизни. Таким образом, процесс освящения призывает к соучастию между Богом и человеком. После того, как человек решился избрать путь Божий, Святой Дух укрепляет его ослабленную волю, так что он в состоянии исполнить волю Божию. «Грех может быть от­брошен и побежден только посредством могущественной силы третьей Личности Божества, которая придёт не с ослабленной энергией, но в полноте Божественной силы» (ЖВ 671).

6. Которого: — Т.е., Духа Святого 5 ст.

излил: — Возможно, ссылка на Пятидесятницу (см. Деян. 2:18) но, несо­мненно, на личный опыт каждого, истинно обращенного христианина. Обетова­ние Христа о пришествии Святого Духа (см. на Ин. 14:16,17, 26; 15:26; 16:7-14) обильно исполнилось в жизни этих первых христиан. В своей личной жизни они проявили преобразование, совершённое силой обетованного Духа.

Христа. Спасителя нашего: См. на гл. 2:13.

7. Чтобы: — Или, «так, чтобы», как результат «бани возрождения» 5 ст.

оправдавшись: — Буквально, «имея оправдание» на основании подчинения человека воле Божией относительно него. Бог возрождает только тех, которых оправдывает. Он не принуждает человеческой воли (см. на Рим. 3:24).

Его:Греч, ekeinos, то есть, «Спасителя, нашего Бога» 4 ст.

благодатию: См. на Рим. 3:24.

наследниками: — Если христианин сохраняет своё положение как Сына Божия, он обладает радостью соучастия со Христом в награде искупленных (см. на Рим. 8:17). Но он не сможет быть более наследником вечного наследства, если откажется от родства с Богом и перестанет представлять принципы Отца.

веч ной жизни: — См. на гл. 1:2.

8. верно: — Или, «достойно доверия» (ср. 1Тим. 1:15; 3:1; 4:9; 2Тим. 2:11). Павел ссылается на заявление в Тит. 3:4-7 о Божьем милостивом спасе­нии.

о сем:: Простое, но всегда удовлетворяющее повествование о непревзой­денной Божьей любви, сообщающей новое восхищение и мужество при каждом новом чтении. Хотя искренние христиане постоянно созревают в усовершенствовании характера, постоянное напоминание об оправдывающей и освящающей любви Божией, обеспечивает ежедневный мир и ободрение. Начертанный Пав­лом план спасения 4-7 ст., никогда не будет вполне оценен христианами в этой жизни. Следовательно, постоянное повторение истин, относительно свойств Бога, будет открывать как старые, так и новые сокровища. Это новое понимание или проникновение предусматривает дополнительное побуждение, чтобы уско­рить восстановление образа Божия.

уверовавшие: — Греческое слово подразумевает дополнительную мысль «и ещё верят». Ежедневное принятие хлеба жизни поддержит пылкий дух подлин­ного христианина. Священное Писание провозглашает, что те, которые удовле­творяются лишь первоначальными фактами Евангелия, вскоре не будут полез­ными для христианской церкви. Их жизнь остановилась, ибо их умы находятся в бездействии. Из-за их тупости «слышания», со временем такие люди становятся неприготовленными для дальнейшего действия Духа Божия (см. на Евр. 5:11 по 6:1).

прилежными: — Буквально, «взять на себя инициативу в».

добрым делам: См. на Гал. 5:22, 23.

полезно человекам: — Т.е., программа наставления Павла, начертанная в этом послании. «Пустословы и обманщики» гл. 1:10, которые пытались сбить с пути Критские церкви, предназначали своё учение, чтобы склонить естествен­ные побуждения членов церкви с точки зрения денежных преимуществ 11 ст. Однако Павел был исключительно заинтересован в преобразовании их характе­ра (см. на гл. 2:1-10). Благовествование Павла беспокоило Критян, как ничто другое, но это беспокойство было той исключительной тревогой, которая при­вела людей к исследованию самих себя и к принятию очищающей милости и восстанавливающей благодати Божией (см. на гл. 2:14; 3:5).

9. Глупых же состязаний: — Т.е., бесполезных словесных диспутов отно­сительно Моисеева закона и фарисейских предписаний (см. на 1Тим, 1:4; 6:4; 2Тим. 2:23).

родословий: См. на 1Тим. 1:4.

споров: — Особенно выдвигаемых отступившими учителями закона (см. на 1Тим. 1:7; Turn. 1:10, 14), которые пытались превратить изучение Библии в дискуссии о странных и причудливых темах. Такие теоретические споры не приводили к усовершенствованию характера и также не способствовали христи­анскому общению.

бесполезны: — Поскольку сам Павел с раннего детства воспитывался в не­реальных рассуждениях Иудейского учения, он противостоял любой тенденции к подобным проявлениям внутри христианской церкви. Апостол видел послед­ствия на Иудаизме в зловредном росте бесполезных и извращённых учений. Он имел в виду, что христианство не должно быть так поражено.

суетны:Греч, mataios, «бесполезны», «не имеющие цели» (см. на 1Кор. 15:17).

10. Еретика:Греч, hairetikos, «раскольник» (о дискуссии относительно родственного слова hairesis см. на Деян. 5:17), Соответственно, первую фразу этого стиха можно читать «раскольническая личность». Павел здесь обрисовал в общих чертах метод обращения с любящими спорить, придирчивыми членами, которые содействовали распространению беспорядка и споров, описанных в 9 ст. Раскольник придерживается мнений, которые противоположны установлен­ному благовествованию, как оно проповедано Павлом и представлено в ВЗ. Ес­ли эти противоположные мнения активно распространяются, раскол будет раз­виваться и члены церкви, как старые, так и новые станут неустойчивыми в вере.

Добрая, сердечная и внимательная беседа с человеком-раскольником явля­ется обязанностью пресвитера. Если не последует благоприятный ответ, тогда вторая просьба к сотрудничеству, более серьезно выраженная, несомненно, яв­ляется следующим шагом руководителя. Цель этих двух бесед восстановить члена-раскольника. Для раскольника должно быть представлено достаточно доказательств так, чтобы его греховная точка зрения была справедливо и убеди­тельно выставлена (см. на гл. 1:9, 13; 2:15). Каждый руководитель должен помнить, что образец здравого учения заключается не в его личном мнении, но в Слове Божием. Любое решение относительно еретической точки зрения, долж­но быть основано на ясном Библейском доказательстве.

отвращайся:Греч, paraiteomai, «избегать», «остерегаться» (см. на 1Тим. 4:7; 5:11). Павел не находит здесь необходимым рекомендовать исклю­чение из общины человека-раскольника, из-за его личных взглядов, если он не навязывает таковых в противоположность к правильно проявленному церков­ному авторитету и наряду с этим нет нарушения моральных норм (ср. на Рим. 16:17; см. на 2Фес. 3:14),

11. развратился: — Или, «извратился», то есть, отвратился от цели, в такой

же мере как от образа истинного учения.

грешит: — Еретик не только не знает истины и, по крайней мере, на время отвержен из-за своих противоречащих учений, но он отвергнут также братскими увещаниями церковных руководителей.

самоосужден: — Т.е., его собственная совесть осудила его.

12. Артему: — Другой верный помощник, о котором ничего более неизвестно.

Тихика: — См. на 2Тим. 4:12. Или он или Артем должен заместить Тита на Крите, когда тот оставит его, чтобы направиться в Никополь. Это позволило бы Титу обустроить его работу в подготовке его сил к зимней работе с Павлом.

Никополь: — Буквально, «город победы». Возможно город в провинции Епирус,основанный Августом после успешного сражения в Актуме.

положил: — Или, «решил».

провести зиму: См. VI том, 107 стр.

13. Зину законника: — Никаких других сведений не записано в Библии от­носительно этого соработника Павла. Не ясно также, или он был знатоком Мои­сеева закона или Римского права. Согласно преданию, он, впоследствии, стал епископом Диосполиса.

Аполлоса: См. на 1Kop. 1:12.

позаботься: — Это слово должно быть соединено с «отправить». Зину и

Аполлоса необходимо было тщательно снарядить для их предстоящего путеше­ствия.

отправить:Греч, propempo, «послать вперед», то есть, после обеспече­ния всем необходимым в путешествии.

14. наши: — Т.е., Критские христиане.

упражняться: См. на 8 cm,

нуждам: — Посещение Зины и Аполлоса предоставило прекрасную воз­можность для Критских христиан проявить христианское гостеприимство, даже если бы посетители могли быть совершенными незнакомцами.

15. со мною: — Павел, несомненно, ссылается на своих спутников по пу-

тешествию.

любящих нас: — Т.е., собратьев христиан.

со всеми вами: — Очевидно, Павел имел в виду Тита, читающего это по­слание перед всей церковью.

Аминь: — См, на Матф. 5:18. Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться с опущением этого слова.

Постскриптум — Написано Титу, посвящённому в духовный сан первого епи­скопа Критской церкви из Никополя в Македонии.

Постскриптум — приписка, следуемая после 15 ст., не была в ранних руко­писях. Очевидно, она не является частью оригинальной вдохновенной записи.

Комментарий Е. Г. Уайт к 3 главе Титу.

1, 2 ОЖ 87.

2 МЖС191; 2СЦ389.

3-5 НПХ 75.

5 НУХ397; ЖВ317; СИ 65.

8 ОЖ 87.

258