Комментарии на 6 главу

Даниил … три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.

Зияющая пасть лвиного рва не удержала Даниила от его ежедневных молитв.

Когда сатана слышит пламенную горячую молтву, он приходит в ярость, потому что знает, что потерпит неудачу.

Как на общественном богослужении, так и в личной молитве мы имеем преимущество преклонить колени перед Господом, вознося к Нему свои прошения. Иисус, наш Пример, «преклонив колена, молился”(Лк. 22:41). О Его учениках говорится, что и они «преклонив колена, молились” (Деян. 9:40; 20:36; 21:5). Павел возвещал: «Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа” (Еф. 3:14). Ездра преклонял колени, исповедуя перед Богом грехи Израиля (см. Езд. 9:5) (Служители Евангелия. Стр.178).

Примечательна в этом отношении и история Даниила, сумевшего сохранить свою веру и принципы в самых тяжелых обстоятельствах. Он был осужден на смерть за отказ поступиться даже малейшей частичкой своей верности Богу, несмотря на строжайший указ царя. В те дни его неукоснительную привычку — трижды в день преклонять колени и молиться своему Богу перед открытым окном, прекрасно зная, что недруги следят за каждым его шагом и только и ждут момента обвинить его в неверности царю — можно было назвать излишне праведной, однако Даниил даже перед угрозой смерти в львином рву не позволял ничему земному стать между Богом и им. Господь не препятствовал врагам бросить Даниила в львиный ров, но послал вместе с ним ангела, который заградил пасть львам, чтобы они не причинили Даниилу вреда; поэтому, когда на рассвете следующего дня царь, подойдя ко рву, кликнул Даниила, тот ответил ему «Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления” (Дан. 6:22). Даниил был по-настоящему благородным и стойким слугой Божьим (Свидетельства для церкви. Т5, стр. 527).

И последовавшее за этим освобождение Даниила из львиного рва явилось еще одним доказательством того, что Тот, Кому он поклонялся, был истинным и живым Богом (Свидетельства для церкви. Т5, стр. 453).

1. Сатрапы. Правители областей.

2. Три князя. Этот административный орган не упоминается в небиблейских источниках. Также не сохранилось никаких материалов относительно организационной структуры персидского царства до царствования Дария.

Один был Даниил. Буквально «один”. Вскоре, престарелый пророк отличился среди остальных своим честным, самоотверженным трудом.

3. Высокий дух Это уже не первый случай, когда царские придворные замечали в Данииле необыкновенный дух. Навуходоносор засвидетельствовал о том, что в Данииле был «Дух Святого Бога” (4:8). Королева-мать повторила это выражение в своей беседе с Валтасаром в ту самую роковую ночь (5:11). Она обратила внимание царя на пребывающий в Данииле «Дух Святого Бога” (5:12). Вне всякого сомнения, что этот дух Даниила проявлялся не только в разрешении трудных задач (5:12), но и в абсолютной честности, непоколебимой верности, преданному отношению к долгу, благородству речи и поступков. То есть, такие качества, которые очень редко встречались среди главенствующих лиц того времени. Краткое знакомство с подобной характеристикой Даниила, современнике золотого века вавилонской империи было вполне достаточно, чтобы убедить Дария в том, что Даниил будет наиболее подходящей кандидатурой для назначения его на управляющую должность в новой империи и что он будет вернейшим советником царской короны.

4. Искать предлога к обвинению Даниила. Несмотря на свой преклонный возраст – Даниилу тогда было около 80 лет, он так управлял делами государства, что в нем нельзя было найти никакой придирки для обвинения. Его личные духовные качества и непоколебимое доверие к Небесному Отцу делали его работу совершенной и безошибочной. Любить Бога и служить Ему было для него дороже и важнее собственной жизни. Правильное отношение к законам здоровья, начиная с ранней юности, помогло ему сохранить ясность мышления, живость и бодрость духа, чего нельзя сказать об остальных людях его возраста.

5. В законе Бога его. Самое тщательное исследование привычек Даниила, его отношение к подчиненным и сослуживцам, проверка результатов его работы – ничего не давало поводов для обвинений. Тем не менее, враги Даниила обнаружили, что он иногда не присутствует на их богослужениях и не принимает участия ни в каких языческих ритуалах. Вне всякого сомнения, что они также заметили, что Даниил не приходил на работу в субботу – день еженедельного покоя, установленного законом Божиим. Разумеется, от их внимания не ускользнуло и то, что его определенные часы для молитвы нарушали служебный график работы.

6. Тогда эти князья и сатрапы. Конечно, к царю по этому вопросу пошли лишь те, кто завидовал Даниилу. Если бы пошли все, то это вызвало бы подозрения у царя, к тому же, отсутствие Даниила могло еще более усилить подозрения. Заговорщики решили, что только назначенные лица представят этот вопрос на рассмотрение царя. В таком случае будет больше шансов на то, что удастся склонить царя на свою сторону, чем если бы все явились к нему.

Вовеки живи! См 2:4.

7. Все. Конечно же, это было ложью. Представляется весьма сомнительным, чтобы было проведено совещание со всеми представителями областей по данному вопросу.

Будет просить. Сам по себе указ такого характера был абсолютно чужд персам, которые были широко известны своим великодушным отношением к религиям. Трудно представить себе, что такое мог сделать Кир. Тем не менее, Дарий Мидийский очевидно имел другие понятия. Нам мало известно о религиозной терпимости мидян. Персидский царь Кир восстанавливает национальные храмы, разрушенные вавилонянами и таким образом, проявляет дух терпимости к религиям других народов. В то время, как Дарий потребовал, чтобы Смердис, его предшественник, который управлял государством около полугода (522 г. до р.Хр.), показал свой дух нетерпимости разрушением храмов. Хотя разного рода обобщения подвластны ошибкам, все же нужно сказать, что мидяне, или же некоторые определенные лица среди них, были менее терпимы в вопросах религии.

Нужно отметить, что повеление в течение месяца обращаться со всякой просьбой к царю, хотя в данном случае и было направлено против Даниила, тем не менее это был национальный обычай среди мидян, согласно которому, все почести воздавались царю. Геродот, греческий историк Деиосис, один из первых известных истории мидийских царей сделал свою личность предметом религиозного поклонения и никогда не показывался простым людям, чтобы таким путем убедить всех в том, что он не такой, как все. О том, что даже персидские цари были склонны принимать божественные почести видно из того, что в Египте они разрешили прибавлять к своим именам божественные качества. Иероглифические надписи свидетельствуют о том, что сын Камбиза величал себя «сыном Ра”, бога солнца, Дарий – «сыном Бога”.

Львиный ров. Древняя литература и искусство часто описывают царей Египта, Ассирии и Персии как увлекающихся спортивной охотой на диких животных. Преимущественно на львов, но иногда и на пантер, быков и слонов. Документы свидетельствуют, как царские вассалы посылали своим царям Месопотамии диких животных в качестве дани. Там их содержали в специальных загонах как символ царской власти, а также для развлечения царя и его подданных. Хотя из дошедших до нас материалов о персидской империи ничего не говорится об осуждении преступника на съедение диким животным, однако у них существовали другие не менее страшные формы смертной казни.

8. Чтобы он был неизменен. О неизменности законов мидян и персов см. Есфирь 1:19, 8:8. Это подтверждается и греческими писателями. Например Диодор Сикулус описывает отношение Дария II к вынесению смертного приговора над Каридемосом. Он утверждает, что царь после объявления смертного приговора каялся и порицал себя за то, что очень глубоко ошибся в решении суда, но все же, уже было невозможно отозвать однажды вынесенное решение царским авторитетом.

Закон Мидийский и Персидский. Критики атеисты часто ссылаются на это выражение из книги пророка Даниила, которое появилось тогда, когда в действительности персы имели больше власти, чем мидяне. Они считают это доказательством того, что книга Даниила была написана гораздо позже, чем принято считать. Они считали, что таким образом можно выражаться лишь тогда, когда данное политическое положение уходит в прошлое в сознании людей. Но обнаруженные документы опровергают такую точку зрения. Найденные источники относятся к персам, а также к мидянам, а также к мидянам и персам, аналогично изложенному в Библии. Клинописи упоминают о различных персидских царях, носящих титул «царей мидийских”. Следовательно, так как Дарий был «мидянин”, то естественно, что придворные в его присутствии и сослались вначале на закон его страны, говоря о «законе мидян и песов”.

10. Дом свой. Дом Даниила вероятно имел плоскую отрытую крышу, как большинство старинных и современных домов в Месопотамии. Обычно на одном из углов крыши делалась надстройка с решетчатыми окнами. Такие комнаты были чудесными местами для отдыха.

Окна … были открыты. Вероятнее всего, окна были открыты в направлении к Иерусалиму, городу, в котором он, вероятнее всего, никогда больше и не был. Относительно обычая, во время молитвы обращаться в сторону Иерусалима см. 3 Царств 8:33, 35; Пс 27:2.

Преклонял колени. Библия отмечает разные положения молящихся. Мы видим, что слуги Божьи молились сидя как Давид (2 Цар. 7:18) –»И пошел Давид и сел пред лицом Господа” (Иностранный перевод), кланяясь как Елеазар (Быт. 24:26), Илия (3 Цар. 18:42), стоя как Анна (1 Цар. 1:26). Но самым подходящим положением вероятно считалось преклонение, как у Ездры (Ездры 9:5), как у Иисуса (Лк. 22:41), как у Стефана (Деяния 7:60).

Смирение Соломона, выразившееся в словах, произнесенных вначале, когда он признал Его правление: «но я отрок малый” (3 Цар. 3:7), его особенная любовь к Богу, глубочайшее благоговение, сомнение в своих силах, возвеличение Безграничного Творца,- все эти черты, достойные подражания, были присущи ему, когда, молясь при освящении храма, он как проситель смиренно упал на колени. Сегодня последователям Христа следует особенно заботиться о том, чтобы не утратить дух благоговения и страх Божий. Священное Писание учит людей приближаться к своему Творцу со смирением, благоговейным страхом, с верой в Божественного Заступника.

Псалмопевец говорит:

«Ибо Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами”. «Приидите, поклонимся, и припадем, преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего” (Пс. 94:3,6). Когда мы дома или в церкви с мольбой обращаемся к Богу, лучше всего стать на колени. Иисус, подавая нам пример, «преклонив колена, молился” (Лк. 22:41). О Его учениках говорится, что они также, преклоняя колени, молились (см. Деян. 9:40). Павел говорит: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа” (Еф. 3:14). Исповедуя перед Богом грехи Израиля, Ездра стоял на коленах. Даниил «преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его” (Дан. 6:10). Истинное благоговение перед Богом вдохновляется осознанием Его безграничного величия и присутствия. Ощущая Невидимого, всякое сердце должно трепетать. Время и место молитвы святы, ибо Бог присутствует там. Чувство благоговения будет глубже, если молящийся выразит его своим поведением. «Свято и страшно имя Его!” — восклицает псалмопевец (Пс. 110:9). Когда ангелы произносят имя Божье, они при этом покрывают лица свои. С каким же тогда почтением должны произносить это имя мы — падшие грешные существа?!

Все люди, независимо от возраста, пусть поразмыслят над словами Священного Писания, говорящими о том, как нужно почитать место присутствия Божия. (Пророки и цари. Стр.48).

Три раза в день. Согласно иудейской традиции, молитвы возносились три раза в день – в третьем, шестом и девятом часе. Третий и девятый часы соответствуют времени утренней и вечерней жертвы. Псалмопевец делал то же самое (Пс 54:18). Позднее трехразовая молитва превратилась в неизменное правило для каждого иудея. Та же самая традиция была внесена и в первую христианскую церковь.

11. Нашли Даниила молящегося. Заговорщикам не пришлось долго ждать, чтобы убедиться в том, что Даниил пренебрег царским постановлением. Был указ, или нет, но этот муж Божий осознавал, что должен следовать своему неизменному правилу в молитве. Бог был для него источником всякой мудрости и жизненного успеха. Его поведение в данном случае, было естественным проявлением верности Богу.

13. Который из пленных. Эта форма выражения обвинителей раскрывает всю ненависть и презрение эти людей к пророку. Они не говорят о нем, как о человеке, занимающем высокое положение в стране, но просто как о чужестранце, к тому же пленнике. Конечно, они пытались истолковать его поведение, как акт возмущения против царского авторитета. Они задали царю провокационный вопрос: «Как может человек, которого царь так высоко ценит, который должен быть благодарен ему за все, который должен доказать свою преданность строгим повиновение царю, мог таким бесстыдным и открытым образом пренебречь царским указом? ” Их слова были рассчитаны на то, чтобы заставить царя смотреть на Даниила, как на неблагодарного, предательски настроенного человека.

14. Старался избавить его. Теперь монарх увидел сеть, которая была расставлена перед ним. Когда был предложен указ, эти мужи прибегли к хитрости и престарелый царь согласился с ними, даже не подозревая о заговоре, составленном теми, кому он привык доверять. Внезапно все открылось ему. Он понял, что все это было сделано с той целью, чтобы лишить его верного и достойного высокого положения друга. Несмотря на свои невероятные усилия, царь не смог отыскать никакой лазейки, чтобы спасти Даниила и в то же самое время, не нарушить неизменности мидийского и персидского законов.

15. Приступили. В тот роковой для Даниила день его враги пришли к царю второй раз, теперь уже вечером. Целый день они ждали исполнения приговора, но увидев, что он все откладывается, вновь пришли к царю, требуя от него своей жертвы. Они знали, что имеют законное право требовать смерти пророка, что в их законах нет никакого исключения, которое могло бы спасти Даниила.

16. Он спасет тебя. Слова этого царя совсем не похожи на слова Навуходоносора, которые тот сказал при похожих обстоятельствах (3:15). Похоже, Дарий был уже знаком с чудесами, которые Бог совершил во дни Навуходоносора и Валтасара.

17. И принесен был камень. Во время раскопок не было обнаружено ни одного львиного рва. И потому нет возможности описать его.

Царь запечатал его. Опечатывание рва имело двойное значение. С одной стороны это давало гарантию царю, что Даниил не будет убит кем-то, если не погибнет от львов. Дарий надеялся, что Бог Даниила спасет Своего верного раба от львов, поэтому он принял все меры, чтобы обезопасить его от людей, задумавших погубить его. С другой стороны, печать давала гарантию врагам Даниила, что не будет никаких попыток спасти его, даже если львы разорвут его не сразу. Советники царя опасались, как бы царь, или друзья Даниила не предприняли попыток спасти пророка. Таким образом, печать обеспечивала неприкосновенность пленника и исполнение приговора.

19. Поутру же. Рано утром, как только начала вставать заря, царь поспешно отправился ко рву.

20. Жалобным голосом. По-арамейски «печальным” «тревожным”, «полным тревоги”. Голос человека говорит о его чувствах. Обычно трудно бывает скрыть свои внутренние переживания так, чтобы они не отразились в голосе. Царь перенес тяжелое испытание, он был свидетелем того, как его верного слугу бросали львам. А вслед за этим последовала долгая бессонная ночь. Не удивительно, что его голос выдал тревогу, озабоченность и горечь переживаний.

Раб Бога живаго! Это выражение Дария говорит о том, что он был знаком с Богом Даниила. Тот факт, что царь выразился о Боге Даниила, как о «Живом Боге” дает право предположить, что Даниил говорил с ним о природе и могуществе истинного Бога.

21. Царь! вовеки живи! См 2:4.

22. Заградил пасть львам. Апостол Павел в послании к евреям ссылается на опыт Даниила, который был силой веры избавлен из львиного рва (Евр. 11:33).

Я оказался пред Ним чист. По-видимому Даниил не оправдывал себя и не защищался, когда его бросали в ров. Каждое слово, сказанное им в тот момент, могло быть истолковано врагами, как слабость, или как чувство страха. Теперь же, когда Бог нашел нужным спасти его жизнь, Даниил упомянул о своей невинности.

23. Поднять Даниила. Требование царского указа было выполнено и Даниил был брошен в ров. Данный указ требовал не смерти преступника, но только того, чтобы преступник был брошен в ров со львами. Разумеется, такое повеление само по себе несло смерть осужденному. Но поскольку приговор был исполнен в точности, ничто не мешало теперь царю вытащить Даниила из рва.

24. Брошены в львиный ров. Рассерженный царь действовал вполне типично для того времени. Древняя история знает немало примеров подобных действий. Некоторые критически настроенные комментаторы утверждают, что львиный ров не мог быть настолько большим, чтобы вместить в себе сразу 122 человека и их семейства. Вряд ли в Вавилоне было столько львов, чтобы их хватило на всех этих людей. Однако, нигде не говорится, что все 122 человека были казнены, поскольку совершенно необязательно все они были участниками заговора, а речь шла именно об обвинителях Даниила.

И дети их. По свидетельству Геродота, жены и дети, согласно персидскому обычаю, разделяли участь своих мужей и отцов.

26. Мною дается повеление. После чудесного избавления друзей Даниила из огненной печи, Навуходоносор издал указ, относящийся ко всем народам и запрещающий под угрозой смертной казни говорить что-либо непочтительное о Боге этих евреев (3:39). Подобным же образом и Дарий, после чудесного избавления Даниила из львиного рва издал указ, повелевающий всем народам его царства благоговеть пред Богом Даниила. Разумеется, что это еще не означает, что Дарий оставил язычество. Дарий только признает, что Бог Даниила – это живой Бог. Что царство Его несокрушимо и вечно, но это еще не дает нам уверенности в том, что царь признал Бога Даниила, как единственного Живого Бога.

28. В царствование. Повторение этого выражения не говорит об отделении персидского царства от мидийского,а лишь о различии царей. Один из царей был мидийским царем, а другой – персидским. Такое построение предложения дает нам право считать Кира соправителем Дария, или же его преемником.

Дополнение к 6-й главе книги Даниила

Дарий мидянин, сын Ассуров из рода мидийского был преемником Валтасара и предшественником Кира в управлении вавилонской империей. Между тем, по свидетельству греческих историков Геродота и Ксенофонта царская власть Вавилона после смерти Валтасара перешла не к Дарию, а к Киру, завладевшему вавилонской империей. Равным образом, Александр Полигистер и канон Птолемея после рассказа о завоевании Вавилона, сразу же говорят о царствовании в нем того же самого Кира. Здесь несовпадения свидетельства книги Даниила со свидетельством вавилонских надписей. Это разногласие между библейским и небиблейским свидетельством усиливается, наконец, и тем обстоятельством, что имя Дария мидянина для историков остается неизвестным. Основываясь на этом, противники Библии отвергают существование этого царя и историческую достоверность шестой главы. Но что касается смены вавилонских царей после Валтасара, то достоверность книги Даниила подтверждается свидетельством вавилонских записей. Кир в них называется вавилонским царем не раньше третьего года после падения Вавилона, а в течении двух первых лет, он просто именуется царем. Следовательно, он занял вавилонский престол не сразу после взятия Вавилона, а эти два года царствовал кто-то другой. Об этом говорит и Даниил, называя предшественником Кира по вавилонскому царствованию Дария мидянина. И так как по свидетельству Иосифа Флавия он носил у греков другое имя, то и это не противоречит данным Даниила. Таким лицом, помогавшим Киру был Киаксер II, сын мидийского царя Астиага. В пользу отождествления с ним Дария говорит прежде всего, одинаковое значение имен Киаксар и Дарий. Киаксар – мидийское имя, означающее «самодержец”, Дарий – персидское имя, означающее «правитель”.

Киаксар воцарился в Вавилоне по настоянию Кира. В полном соответствии с этим, пророк Даниил и пишет о Дарии, что он был «поставлен царем над царством халдейским”.

Последним аргументом в пользу отождествления Дария с Киаксаром является и ссылка на сходство их характера и одинаковый возраст при воцарении. По рассказам Ксенофонта характер Киаксара представлял сочетание больших противоположностей. Он умел ценить и выбирать достойных людей и в то же время обнаруживал большую непроницательность, был ленив и предан чувственным удовольствиям, слабовольным до того, что иногда плакал, он был способен и к сильным проявлениям гнева.

Таков же и Дария мидянин. Оценив достоинства Даниила и приблизив его к себе, он в то же самое время согласился с предложением вельмож издать известный указ (9 стих), не подозревая его тайной цели. Уступив после длительного спора требованиям вельмож (14-16) он впадает затем в глубокую скорбь (18 стих). Не желая обременять себя государственными делами он назначает 120 сатрапов для управления страной.

Дарий вступил на престол, когда ему было 62 года. Равным образом, по свидетельству Ксенофонта, Киаксар тоже был того же возраста. Все эти данные дают право на отождествление Дария мидянина с Киаксаром II.

Дополнительные комментарии Елены Уайт на 6-ю главу книги Даниила

Для людей занимающих высокое положение возможно и трудно идти путем безукоризненной честности независимо от того, что их ожидает – хвала, или осуждение. Но тем не менее – это единственно правильный шаг. Вся награда, которую они могут получить ценой продажи своей чести, или репутации будет равна только мусору, моментально поглощаемого огнем. Те, которые имеют смелость противостоять пороку и заблуждениям своих ближних, будут теми, кого вместо мирской чести ожидает ненависть, оскорбления и низкая клевета. Их могут низвергнуть с высоких постов, потому что их нельзя ни купить, ни продать. Их нельзя обольстить деньгами, или запугать, чтобы они испачкали свои руки беззаконием. И тогда им будет казаться, что все на земле сговорились против них. Но Бог положил печать на Свою работу. Люди могут оценивать их как слабовольных, не мужественных людей, непригодных для святой работы. Но как они презирают их, в действительности сами достойны этого. В то время, как бури клеветы и оскорблений могут сопровождать человека с неуклонной честностью до конца его жизни и продолжать эту битву даже над его могилой, Бог приготовил Свое «весьма хорошо” для него. Безрассудство и нечестие могут только листать эту жизнь покоя и мира, но их голоса смолкают у тернового смертного одра (Знамения времени. 2 фев. 1882 г.).

Бог хочет, чтобы в Его деле трудились люди, сердца которых верны, как сталь, и которые в любом случае сохранят порядочность, невзирая на обстоятельства.

(Свидетельства для церкви. Т4, стр.448).

1 – 5 стихи.

Когда Дарий мидийский взошел на престол, который ранее принадлежал вавилонским царям, он немедленно начал назначать новых людей на ответственные посты. «Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей, из которых один был Даниил, чтобы сатрапы давали им отчет, и чтобы царю не было никакого обременения. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством”.

Честь, оказанная Даниилу, возбудила зависть влиятельных людей царства, и они искали случая пожаловаться на него царю. Но им не удалось найти никакого предлога, «потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем”.

Безупречное поведение Даниила вызвало еще большую зависть его врагов (Пророки и цари, стр.539).

3-4 стихи.

Сатана внушает многим людям, что молитва к Богу не нужна, что она — пустая формальность. Враг хорошо знает, как важны для последователей Христа молитва и духовные размышления, чтобы бодрствовать и сопротивляться дьявольским уловкам и обману. С помощью своих ухищрений он отвлекает человека от этих важных упражнений, дабы душа не прибегала за помощью к Всемогущему и не получала от Него силу для противодействия сатанинским нападкам. Мне было указано на ревностные и действенные молитвы детей Божьих в древности. «Илия был человек подобный нам, и молитвой помолился” (Иак. 5:17). Даниил молился своему Богу три раза в день. Сатана приходит в бешенство, когда слышит пылкую молитву, ибо знает, что в этом случае он потерпит поражение. Даниил был поставлен выше всех сатрапов и начальников, потому что в нем жил высокий дух. Павшие ангелы боялись, что своим влиянием он ослабит их власть над правителями царства, ибо Даниил занимал высокое положение. Воинство злых ангелов-клеветников возбудило ревность и зависть у сатрапов и начальников, и они следили за Даниилом, чтобы найти хоть какое-то обвинение против него и донести на него царю, но потерпели провал. Тогда агенты сатаны попытались сделать верность Даниила Богу поводом для его же уничтожения (Свидетельства для церкви. Т1, стр. 295).

4 стих.

Даниил, непоколебимый в верности Богу, с благородным достоинством и вежливым почтением относившийся к окружающим и в совершенстве владевший собой, снискал «милость и благорасположение” своего языческого повелителя. Таким он был всегда. От положения обычного пленника Даниил быстро возвысился до поста царского премьер-министра. На протяжении царствований побеждающих монархов, падения нации и установления нового царства его мудрость и искусство управлять государством, его совершенная тактичность и учтивость, искренняя доброта сердца в сочетании с верностью принципам были таковыми, что даже его враги «никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен” (Дан. 6:4). (Воспитание. Стр. 56).

Даниил, непоколебимый в верности Богу, с благородным достоинством и вежливым почтением относившийся к окружающим и в совершенстве владевший собой, снискал «милость и благорасположение” своего языческого повелителя. Таким он был всегда. От положения обычного пленника Даниил быстро возвысился до поста царского премьер-министра. На протяжении царствований побеждающих монархов, падения нации и установления нового царства, его мудрость и искусство управлять государством, его совершенная тактичность и учтивость, искренняя доброта сердца в сочетании с верностью принципам были таковыми, что даже его враги «никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен” (Дан. 6:4). (Пророки и цари. Стр. 547).

4 – 10 стихи.

Поразмышляй о жизни Моисея. Самой выдающейся чертой его характера была кротость, которую он проявлял среди ропотников, мятежников и провокаторов. У Даниила был смиренный дух. Хотя он был окружен всеобщим недоверием и подозрением и враги расставили сети для души его, пророк ни на минуту не уклонился от принципов. Он сохранял безмятежный, жизнерадостный дух и упование на Бога (Свидетельства для церкви. Т4, стр. 368).

5 стих.

Положение, занимаемое Даниилом не было завидным. Он возглавлял кабинет бесчестных, неверующих продажных людей, которые следили за ним ревнивыми, злыми глазами, выискивая предлог к обвинению. Они приставили к нему специальных осведомителей, которые не спускали с него глаз. Сатана выработал план своих дальнейших действий, чтобы избавить этих людей от Даниила. Он сказал: «Используйте его религию для его же осуждения”. (Настав.н. I.1900).

6-9 стихи.

Поэтому наместники, и князья, посовещавшись, составили заговор, надеясь погубить пророка. Они решили предложить царю подписать указ, подготовленный ими самими, по которому ни один человек в царстве в течение тридцати дней не мог просить о чем-либо ни Бога, ни человека, но только царя Дария. Всякий же осмелившийся нарушить этот указ должен быть брошен в львиный ров.

Итак, князья, подготовив такой указ, представили его Дарию. Разжигая тщеславие царя, они убеждали, что этим указом он значительно возвысит свой авторитет и честь. Не догадываясь о коварном намерении князей, царь не увидел злого умысла в этом указе и, обольстившись, подписал его.

Враги Даниила вышли от царя радостные, уверенные, что теперь слуга Иеговы непременно попадет к ним в сети. В этом заговоре сатана играл основную роль. Пророк занимал высокое положение в царстве, и злые ангелы опасались, что под его влиянием ослабнет их власть над правителями страны. Именно сатанинские силы возбуждали в князьях зависть и ревность; именно они были вдохновителями плана уничтожения Даниила, и князья, став орудиями зла, осуществляли его.

Враги пророка рассчитывали на верность Даниила своим принципам и поэтому верили в успешный исход заговора. И они не ошиблись в своих предположениях (Пророки и цари. Стр.540).

10 стих.

Как на общественном богослужении, так и в личной молитве мы имеем преимущество преклонить колени перед Господом, вознося к Нему свои прошения. Иисус, наш Пример, «преклонив колена, молился” (Лк. 22:41). О Его учениках говорится, что и они «преклонив колена, молились” (Деян. 9:40; 20:36; 21:5). Павел возвещал: «Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа” (Еф. 3:14). Ездра преклонял колени, исповедуя перед Богом грехи Израиля (см. Езд. 9:5). Даниил «три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его” (Дан. 6:10). (Служители евангелия. Стр 178). Он сразу разгадал злой умысел, скрывающийся в указе, однако это не вызвало ни малейшей перемены в его привычках. Почему он должен перестать молиться теперь, когда он больше всего нуждается в молитве? Он скорее расстался бы с жизнью, чем с надеждой получить помощь от Бога. С прежним спокойствием продолжал он нести обязанности главы всех князей, а в час молитвы уходил в свою горницу и, открыв, по обыкновению, окна со стороны Иерусалима, возносил молитвы небесному Богу. Он не пытался скрывать этого. Хотя ему хорошо было известно, к чему может привести верность Богу, его дух не поколебался. Он не позволил, чтобы замышлявшим погубить его показалось, будто его связь с Небом прекратилась. Во всех случаях, когда царь имел право повелевать ему, Даниил подчинялся, но ни царь, ни его указ не могли заставить Даниила проявить неверность по отношению к Царю царей. Таким образом, пророк смело и в то же время кротко и спокойно заявил, что никакая земная сила не имеет право становиться между душой и Богом. Окруженный идолопоклонниками, он оставался верным свидетелем истины. Его бесстрашная преданность истине сияла светлым лучом среди нравственного мрака, в который был погружен языческий двор. И сегодня Даниил является для всего мира достойным примером христианского бесстрашия и верности (Пророки и цари. Стр. 541). Для людей занимающих высокое положение возможно и трудно идти путем безукоризненной честности независимо от того, что их ожидает – хвала, или осуждение. Но тем не менее – это единственно правильный шаг. Вся награда, которую они могут получить ценой продажи своей чести, или репутации будет равна только мусору, моментально поглощаемого огнем. Те, которые имеют смелость противостоять пороку и заблуждениям своих ближних, будут теми, кого вместо мирской чести ожидает ненависть, оскорбления и низкая клевета. Их могут низвергнуть с высоких постов, потому что их нельзя ни купить, ни продать. Их нельзя обольстить деньгами, или запугать, чтобы они испачкали свои руки беззаконием. И тогда им будет казаться, что все на земле сговорились против них. Но Бог положил печать на Свою работу. Люди могут оценивать их как слабовольных, не мужественных людей, непригодных для святой работы. Но как они презирают их, в действительности сами достойны этого. В то время, как бури клеветы и оскорблений могут сопровождать человека с неуклонной честностью до конца его жизни и продолжать эту битву даже над его могилой, Бог приготовил Свое «весьма хорошо” для него. Безрассудство и нечестие могут только листать эту жизнь покоя и мира, но их голоса смолкают у тернового смертного одра (Знамения времени. 2 фев. 1882 г.).

После того как Он целый день учил народ. Спаситель часто посвящал ночь молитве. С сильным воплем и слезами Он приносил Отцу Свои просьбы и мольбы. Сын Божий молился не за Себя, а за тех, кого Он пришел искупить.

Не многие служители молятся всю ночь напролет, как наш Спаситель, или посвящают молитве дневные часы, чтобы быть умелыми служителями Евангелия и так действенно раскрывать перед людьми красоту истины, чтобы они обретали спасение через заслуги Христа. Даниил молился трижды в день, но многие, претендующие на самое высокое исповедание, не смиряют свои души в молитве к Богу даже один раз в день. Иисус, наш дорогой Спаситель, преподал замечательные уроки смирения всем, но особенно служителям Евангелия (Свидетельства для церкви. Т4, стр. 373).

Мне была показана жизнь Даниила. Хотя он был таким же человеком, как и все мы, вдохновенное перо описывает его как непорочную личность. Его жизнь дана нам в качестве яркого примера того, каким человек может стать даже в этой жизни, если он сделает Бога своей силой и будет мудро использовать доступные ему возможности и преимущества. Даниил был интеллектуальным гигантом, однако он постоянно стремился к еще большим познаниям, к еще более высоким достижениям. У других молодых людей были такие же преимущества, но они не направили, подобно ему, всю свою энергию на то, чтобы взыскать главную мудрость — знание Бога, открытое в Его Слове и Его делах. Хотя Даниил являлся одним из великих мира сего, его нельзя назвать гордым и самонадеянным. Он чувствовал необходимость получать в молитве отраду для души своей и каждый день излагал свои просьбы перед Богом. Он не лишил себя такого преимущества даже тогда, когда мог угодить за это в львиный ров. (Свидетельства для церкви. Т4, стр. 569).

Даниил не отказался молиться своему Богу, хотя перед ним предстали все ужасы львиного рва, а Седрах и его товарищи, не испугавшись раскаленной печи, не преклонились перед истуканом Навуходоносора (Свидетельства для церкви. Т5, стр. 43).

И так как Даниил, следуя своему обычаю, молился три раза в день небесному Богу, внимание всех князей и правителей было невольно обращено на него. И он таким путем получил возможность сказать о себе, указать на истинного Бога и представить причины, почему Он Один достоин поклонения, славы и чести. И последовавшее за этим освобождение Даниила из львиного рва явилось еще одним доказательством того, что Тот, Кому он поклонялся, был истинным и живым Богом (Свидетельства для церкви. Т5, стр. 453).

Примечательна в этом отношении и история Даниила, сумевшего сохранить свою веру и принципы в самых тяжелых обстоятельствах. Он был осужден на смерть за отказ поступиться даже малейшей частичкой своей верности Богу, несмотря на строжайший указ царя. В те дни его неукоснительную привычку — трижды в день преклонять колени и молиться своему Богу перед открытым окном, прекрасно зная, что недруги следят за каждым его шагом и только и ждут момента обвинить его в неверности царю — можно было назвать излишне праведной, однако Даниил даже перед угрозой смерти в львином рву не позволял ничему земному стать между Богом и им (Свидетельства для церкви. Т5, стр. 527).

12-13 стихи.

С величайшей радостью они сообщили Дарию об отношении еще одного из самых доверенных советников к его указу (Пророки и цари. Стр. 542).

14-17 стихи.

Услыхав эти слова, монарх моментально догадался, какую сеть расставили для его верного слуги. Он понял: его приближенные, готовя указ, руководствовались не желанием почтить и прославить царя, а завистью к Даниилу. Царь «сильно опечалился”, что ему пришлось принять участие в этом деле, и «даже до захождения солнца усиленно старался” спасти своего друга. Князья, предвидя подобный шаг со стороны царя, подошли к нему со словами: «Знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено”. Указ, хотя и быстро сфабрикованный, оставался в силе и должен был быть приведен в исполнение (Пророки и цари. Стр. 543).

16 стих.

Во все века избранные Богом свидетели подвергались поношению и гонению за истину. Иосифа злословили и гнали за то, что он сохранял честность и порядочность. Давида, избранного вестника Божьего, враги преследовали, как дикого зверя на охоте. Даниил был брошен в львиный ров за то, что остался верным Господу. Иов лишился всего имущества и был поражен таким тяжелым телесным недугом, что его возненавидели родственники и друзья; но, несмотря на это, он не изменил своим принципам. Иеремия не мог не повторять слова, которые Бог вложил в его уста; свидетельство пророка привело в такое бешенство царя и князей, что они бросили его в грязную яму. Стефана побили камнями за то, что он проповедовал Христа, и притом распятого. Павла заключили в темницу, били палками, забрасывали камнями и, наконец, предали смерти за то, что он непрестанно возвещал язычникам о Боге. А Иоанн был сослан на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа”.

Эти примеры человеческой стойкости говорят о верности обетовании Божьих — о Его неизменном присутствии и подкрепляющей благодати. Они свидетельствуют о том, что вера может противостоять силам мира. Она позволяет полагаться на Бога в самый мрачный час; при самых тяжелых испытаниях, когда на нас налетает буря, вера помогает человеку почувствовать, что событиями управляет Небесный Отец. Только очами веры можно заглянуть вперед и в полной мере осознать непреходящую ценность вечных сокровищ (Деяния апостолов. Стр. 575).

Как часто доверяющие Слову Божьему, хотя и чувствовали себя совсем беспомощными, все же выдерживали давление всего мира: Енох, чистый сердцем, святой в жизни, твердо держащийся веры в победу праведности над испорченным и насмехающимся поколением; Ной, его семья, противостоящие людям своего времени, людям, обладающим огромной физической и умственной силой и самой низкой моралью; народ Израильский на Красном море — беспомощная, запуганная толпа рабов — перед самой мощной армией сильнейшего народа на земле; Давид-пастушок, полагающийся на Божье обетование о престоле, и Саул, могущественный монарх, твердо стремящийся удержать свою власть; Седрах со своими друзьями в огненной печи, противостоящие Навуходоносору на престоле; Даниил, стоящий среди львов в глубоком рву, брошенный туда своими врагами; Иисус висящий на кресте, стоящий перед иудейскими священниками и правителями, принуждающими даже римского правителя исполнить их волю; Павел в цепях, приговоренный к смерти как преступник, и Нерон — деспот мировой империи (Воспитание. Стр.254).

Бог хочет, чтобы в Его деле трудились люди, сердца которых верны, как сталь, и которые в любом случае сохранят порядочность, невзирая на обстоятельства. Среди мрака и испытаний они остаются такими же, какими были, когда перед ними открывались блестящие и радужные перспективы и когда условия их жизни были такими, что лучше не пожелаешь. Даниил во львином рву остался тем же Даниилом, который стоял перед царем в лучах Божьего света. Павел, ожидающий в мрачной темнице смертного приговора от жестокого Нерона, оставался тем же Павлом, который блистательно выступал в афинском ареопаге. Человек, сердце которого уверено в Боге, в час самых тяжелых и мучительных испытаний, самых разочаровывающих обстоятельств остается таким же, каким был в благоприятное время, когда он, казалось бы, купался в лучах Божьего света и благоволения. Вера постигает невидимое и крепко держится за вечное (Свидетельства для церкви. Т4, стр. 448).

Имеющие тесную связь с Богом могут не испытать благоденствия в этой жизни; зачастую им суждено переносить жестокие испытания и страдания. Иосифа оклеветали и преследовали из-за того, что он сохранил свою добродетель и непорочность. Нечестивые враги Давида, избранного вестника Божьего, травили и гнали его, подобно дикому зверю. Даниил был брошен в львиный ров за его непреклонную верность Богу. Иов лишился земного состояния и терпел такие телесные страдания, что даже его родственники и друзья возгнушались им, однако он сохранил верность и преданность Богу. Иеремия говорил слова, которые Бог вкладывал ему в уста, и его прямое свидетельство привело царя и князей в такое бешенство, что пророка бросили в отвратительную яму. Стефана побили камнями, потому что он проповедовал Христа, и притом распятого. Павла бросали в темницу, били розгами, побивали камнями и в конце концов приговорили к смерти, потому что он был верным вестником и возвещал Евангелие язычникам. Возлюбленный ученик Иоанн был сослан на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа” (Откр. 1:9). (Свидетельства для церкви. Т4, стр. 525).

22 стих.

Так было и при издании указа, запрещающего молиться любому богу, кроме царя. И так как Даниил, следуя своему обычаю, молился три раза в день небесному Богу, внимание всех князей и правителей было невольно обращено на него. И он таким путем получил возможность сказать о себе, указать на истинного Бога и представить причины, почему Он Один достоин поклонения, славы и чести. И последовавшее за этим освобождение Даниила из львиного рва явилось еще одним доказательством того, что Тот, Кому он поклонялся, был истинным и живым Богом (Свидетельства для церкви. Т5, стр. 453).

Примечательна в этом отношении и история Даниила, сумевшего сохранить свою веру и принципы в самых тяжелых обстоятельствах. Он был осужден на смерть за отказ поступиться даже малейшей частичкой своей верности Богу, несмотря на строжайший указ царя. В те дни его неукоснительную привычку — трижды в день преклонять колени и молиться своему Богу перед открытым окном, прекрасно зная, что недруги следят за каждым его шагом и только и ждут момента обвинить его в неверности царю — можно было назвать излишне праведной, однако Даниил даже перед угрозой смерти в львином рву не позволял ничему земному стать между Богом и им. Господь не препятствовал врагам бросить Даниила в львиный ров, но послал вместе с ним ангела, который заградил пасть львам, чтобы они не причинили Даниилу вреда; поэтому, когда на рассвете следующего дня царь, подойдя ко рву, кликнул Даниила, тот ответил ему «Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления” (Дан. 6:22). Даниил был по-настоящему благородным и стойким слугой Божьим (Свидетельства для церкви. Т5, стр. 527).

21-23 стих.

Избавление Даниила из львиного рва Бог использовал для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на Кира Великого. Выдающиеся способности человека Божьего как государственного деятеля и пророка побудили персидского царя оказать ему честь и уважение. И теперь, именно в то время, когда, по словам Божьим, должно начаться восстановление храма в Иерусалиме, Господь хотел, чтобы Кир, которому предстояло стать орудием Всевышнего, обратил внимание на касающиеся его пророчества, с которыми Даниил был хорошо знаком, и дал свободу иудейскому народу Пророки и цари. Стр.557).

«Вы — свет мира”. Какое впечатление произвело на Дария поведение Даниила! Даниил жил чистой и святой жизнью. Бог стоял у него на первом месте. Всякий раз, когда настоящее христианство царствует в сердце, оно будет открываться в характере. Про таковых все будут знать, что они были с Иисусом. Безраздельная любовь должна принадлежать Богу (Свидетельства для проповедников. Стр.443).

Хорошо зная о царском указе, Даниил тем не менее преклонялся перед Богом своим, и «окна его были открыты”. Он считал молитвы и прошения к Богу настолько важными, что скорее готов был пожертвовать жизнью, чем отказаться от них. За молитвы к Богу его бросают в ров со львами. До этого момента злым ангелам удавалось осуществлять свои намерения. Но Даниил продолжает молиться даже в львином рве. Допустил ли Бог, чтобы львы повредили ему? Забыл ли Он его? О нет! Иисус, могущественный Предводитель Небесного воинства, послал Своего ангела заградить пасти голодным львам, чтобы они не повредили молящемуся человеку Божьему, и в этом страшном рве воцарился мир. Царь стал свидетелем избавления Даниила и наградил его почестями. Сатана со своими ангелами потерпел поражение и пребывал в ярости. Агенты, которых он использовал, были обречены на страшную гибель, ту самую, что они готовили Даниилу (Свидетельства для церкви. Т1, стр. 296).

25-27 стихи.

Языческие монархи, благодаря своей связи с представителем Неба вынуждены были признать Бога Даниила (Воспитание. Стр. 56).

26 стих.

Еще раз языческий правитель издал указ, возвеличивающий Бога, Которому поклонялся Даниил, как истинного Бога. Царь Дарий, написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов”.

Несправедливое обвинение, возведенное против Божьего слуги, было полностью опровергнуто. «Даниил благоуспевал в царствование Дария и в царствование Кира Персидского” (Пророки и цари. Стр.545).

Небо очень близко к тем, кто страдает ради праведности. Христос объединяет Свои интересы с интересами Своего верного народа; Он страдает вместе со Своими святыми, и тот, кто прикасается к его избранным, прикасается и к Нему. Сила, всегда готовая избавить от телесных страданий и боли, готова спасти человека и от большого зла, давая возможность слуге Божьему сохранять чистоту при любых обстоятельствах и с помощью Божественной милости одержать победу (Пророки и цари. Стр.547).

Несправедливое обвинение, возведенное против Божьего слуги, было полностью опровергнуто. «Даниил благоуспевал в царствование Дария и в царствование Кира Персидского”. И благодаря общению с ним эти языческие монархи были вынуждены признать, что его Бог «есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо” (Пророки и цари. Стр.545).