Комментарии на 9 главу

Христос не пришел на землю, чтобы только уничтожить грех. Он пришел, чтобы примирить человека с Богом. Он пришел, чтобы сделать возможным вменить и передать Свою праведность кающемуся грешнику.

Когда человек принимает Его, тогда Он облекает его в одежду Своей праведности и такой человек тогда стоит в присутствии Бога таким, как если бы он никогда не согрешил. Бог любит кающихся, доверяющих Ему людей так, как Он любит и Своего единственного Сына и ради Христа принимает их в Свою семью…

Своей жизнью, смертью и воскресением Христос сделал вечную праведность доступной каждому дитяти Адама, которое в простоте веры желает принять Его (Библ. ком. АСД, 4 т., 352 стр.).

1. В первый год Дария. Относительно данных о Дарии см. дополнительное примечание к главе 6. Это было весьма необычным, чтобы премьер-министр побежденного царства был вновь назначен на высокий государственный пост. Но это произошло с Даниилом. Благодаря его выдающимся способностям, благородству и честности он был назначен персами на это место.

2. Сообразил по книгам. Разумеется, пророк был очень занят государственными делами, однако, он постоянно исследовал Слово Божие. Безусловно, Даниила продолжала беспокоить мысль, каким образом события, показанные ему в 8-й главе связаны с недалеким будущим -–возвращением иудеев в конце 70-ти лет (Иер. 29:10) см. Дан. 9:21.

Семьдесят лет. Этот период заканчивался. И нет ничего удивительного, что внимание Даниила было сосредоточено на этом времени. Он был обеспокоен тем, как бы Господь не отсрочил время освобождения Своего народа, находящегося в рабстве.

3.С молитвою и молением. Господь обещал, что освободит Свой народ в назначенное время, но Даниил знал об условной природе многих Божьих обетований (Иер. 18:7-10). Он опасался, что нераскаянность народа может отменить, или отсрочить исполнение этого обетования. Кроме того, видение 8-й главы говорило о последующем опустошении святилища и города. Непонимание этого видения причиняло пророку немало тревог и беспокойств.

4. Я молился. В этой главе от 4 до 9 стиха содержится одна из самых замечательных и трогательных молитв ВЗ. Это молитва за народ Божий, исходящая из глубины истерзанной и изнуренной души. Она производит поистине неизгладимое впечатление.

Боже великий и дивный. Сравни с Неемия 1:5, 9:32.

Хранящий завет. Даниил начинает свою молитву с признания Божьей верности. Бог никогда не нарушает Своих обетований. Он – Бог, соблюдающий, то есть, исполняющий завет. Он всегда готов выполнить Свою часть договора и если этот договор нарушается, то только вследствие неверности со стороны человека (См. Евр. 8:8).

Любящим Тебя. Любовь к Богу и соблюдение Его заповедей – это неотделимые понятия. Любящие Бога должны показать свою любовь в соблюдении Его заповедей (Ин. 14:15). Одна необходимость проистекает из другой. Любовь к Богу может выражаться в радостном и добровольном послушании. Истинная церковь последних времен будет отличаться соблюдением заповедей Божьих (Отк. 12:17).

5. Мы согрешили. Сравни 3 Цар. 8:47, Пс. 105:6. Даниил не отделяет себя от своего народа. В его молитве нет самоправедности.

6. Пророков. Обязанностью пророков было обращать внимание народа на пренебрежительное отношение к Божественным постановлениям и указаниям, а также давать соответственные советы и наставления при любой сложившейся обстановке. Но народ не ценил и не дорожил таким преимуществом. Грех народа заключался не в неведении, а в сознательном отвержении данного света.

7. Правда. Даниил противопоставляет Божию праведность с неправедностью Израиля. В Своем отношении к человечеству, в частности, к Израилю, Бог всегда был праведен и справедлив.

9. Милосердие и прощение. Невзирая на отступление Израиля и его возмущение, Даниил выражает полную уверенность в том, что Господь по Своей великой милости всегда готов простить тех, кто придет к Нему с сокрушенным сердцем. И твердо веря в это Божественное качество характера, Даниил горячо молится об Израиле, смело противопоставляя милосердие Бога беззаконию народа.

11. Излились. Моисей и пророки говорили об излитии проклятий на головы тех, кто добровольно будет нарушать закон Божий (Лев.26:14-41, Втор. 28:15-68). И этот результат был ни чем иным, как вполне заслуженной закономерностью.

Раба Божия. Так назывался Моисей (Втор. 34:5) и Иисус Навин (1:3).

13. Как написано. См. Втор. 19:21, 27.

14. Наблюдал. По-еврейски «шакад” – «быть на страже”, «бодрствовать”.

15. Изведший народ Твой. Здесь Даниил ссылается на великое избавление израильского народа в прошлом из египетского рабства. Он основывает свое моление на величайшем акте милосердия, проявленного Богом во время Исхода.

16. По…правде. Или по праведности (другие переводы). В еврейском тексте это существительное стоит во множественном числе. Подразумевается как много доброго, великодушного, возвышенного проистекает от Божьей праведности по отношению к Израилю. Даниил основывает свою мольбу опираясь не на добрые дела народа, а на Божью милость, оказанной Израилю в прошлом. Именно это он делает основой своего прошения.

Святой горы Твоей. Израиль должен был быть светом всему миру (2 Цар. 22:44,50, 1 Цар. 8:43, 4 Цар. 23:27), но по причине упорного возмущения Иерусалим и Израиль сделались теперь притчей во языцех и поруганием среди народов земли.

17. Воззри светлым лицем Твоим. Другими словами – «будь милостивым, великодушным” ( См. Чис. 6:25).

Святилище. Внимание Даниила сосредоточено на святилище в Иерусалиме. На протяжении многих лет рабства город и святилище лежали в руинах, а теперь приближалось время их восстановления.

19. Не умедли. По-еврейски «акхар”, что означает «отложить”. Даниил очень обеспокоен, чтобы обетование об избавлении не было отложено. Бог любит, когда мы обращаемся к Нему подобным образом, умоляя Его ускорить обещанное спасение.

21. Гавриил. См. 8:15,16. Это был тот самый ангел, который давал пророку надлежащие объяснения в 8-й главе. Теперь он вернулся, чтобы закончить порученное ему дело.

Некоторые комментаторы не видят связи между 8-й и 9-й главами, а отсюда и тесной связи между «2300 днями” из 8-й главы и 70 «неделями” из 9-й главы. Однако, содержание этих глав тесно связано между собой. Обратите внимание на следующие доказательства…

1. Все символы видений 8:2-14 полностью объяснены в 15-26 стихах за исключением «2300 дней” из 13,14 стихов. 13,14 стихи объяснены в 24 и 25 стихах 9-й главы. В 26 стихе Даниил упоминает о времени, но пока не дает дальнейших объяснений (См. ниже под цифрой 3).

2. Даниил знал, что 70 лет рабства, предсказанные пророком Иеремией заканчивались (См. 9:2, Иер. 25:11).

3. Даниил не понимал периода времени «2300 дней”, который был ему объяснен в 6-й главе (См. выше под цифрой 1) и очевидно опасался, что этот период означал время пленения и разрушения святилища (См. 9:19). Он знал, что обетование о возвращении было обусловлено искренним раскаянием Израиля.

4. Ужасные картины преследования и гонений периода «2300 дней” (8:10-13,23-25) для престарелого пророка оказались большими, чем он мог вынести, поэтому он был болен в течение нескольких дней после этого (8:27). И ангел в это время прервал свои объяснения.

5. В эти дни Даниил тщательно исследовал книги пророка Иеремии, чтобы еще яснее представить себе Божественное намерение относительно плена, а в особенности вопрос о 70 годах (9:2).

6. Придя к выводу, что беззаконие израильского народа как нации очевидно способствовало продолжению срока их рабства (См. выше под цифрой 5), Даниил с разбитым, сокрушенным сердцем продолжал ходатайствовать о своем народе. Чтобы Господь восстановил лежащее в руинах святилище (9:19). Его молитва заканчивалась повторением просьбы, чтобы Бог «простил” грехи нации и «не умедлил” исполнить Свое обетование об их возвращении (19 стих).

7. Обратите особое внимание на то, что не объясненная часть видения 8-й главы говорит о том, что «святилище и воинство будут попираемы” (8:13,14,24) в течении «2300 дней”. В своей молитве Даниил умоляет Бога, чтобы время пленения не было продлено (см. 9:16-19). При тщательном сравнении молитвы 9-й главы с не разрешенными вопросами 8-й главы, становится очевидным, что Даниил именно это все имел в виду, когда молился. Он думал о видении «2300 дней”, пророчествующих об опустошении святилища и гонении народа Божия, которое означает «промедление” в возвращении израильского народа из плена.

8. В ответ на эту молитву Гавриил, которому было поручено объяснить видение 8:15-19, но которое им не было сделано ранее (См. выше под цифрой 4), приветствует Даниила следующими словами: «Даниил! Теперь я пришел, чтобы научить тебя разумению” (9:22).

9. Объяснение 9:24-27 является ответом Неба на молитвы Даниила (9:23) в разрешении проблемы, о которой он молился (См. выше под цифрой 6 и 7). Сделайте сравнение между первым повелением, данном Гавриилу объяснить видение (8:16) и повторным повелением, данном ему во время молитвы Даниила (9:23).

10. Обратите внимание, что Даниилу было сказано «вникнуть” в слово и уразуметь видение (9:23). То есть, видение, которое он получил прежде (21стих). А это может относиться только к видению 8:2-14, потому что с того момента ему не было дано никакого другого видения. Сравните слова «объясни ему это видение” (8:16) со словами «уразумей видение” (9:23).

11. Проведенные параллели по содержанию 8-й и 9-й глав самым убедительным образом говорят о том, что объяснение, данное в 9:24-27 является продолжением и дополнением комментариев, данных в 8:15-26, а толкование, данное в 9:24-27 сосредоточено исключительно на не объясненной части видения, то есть, на понятии времени «2300 дней” из 8:13,14. В обоих случаях эту задачу выполняет Гавриил (8:16, 9:21). Вопрос остается одним и тем же, а содержание обеих этих глав говорит о том, что заключительная часть данных объяснений в конце 9-й главы протягивает свои нити и завязывает свой узел на не разрешенной ранее проблеме 8-й главы.

Быстро. Как радостно осознавать, что Небо так близко находится от Земли. Всякий раз, когда мы нуждаемся в помощи и просим об этом, Господь поручает святому ангелу немедленно прийти нам на помощь.

Коснулся. По-еврейски «нага”, то есть, «приблизиться”, «подойти очень близко”. Трудно сказать, что именно сделал ангел.

Времени вечерней жертвы. Еврейское «минкех”. В левитском законе это обычное слово для обозначения хлебного жертвоприношения. Специальная хлебная жертва совершалась при вечернем и утренним всесожжении (См. Чис. 28:3). Очевидно, Даниил молился во время вечернего жертвоприношения, совершаемого в храме.

22. Разумению. Несомненно, что это относится к видению в 8:26,27, которое Даниил не понимал. Даниил не мог понять связи между 70 годами пленения, предсказанными пророком Иеремией (Иер. 29:10) и «2300 днями”, которые должны были пройти до очищения святилища. Он потерял сознание, когда ангел сказал ему, что это видение «относится к отдаленным временам” (8:26).

23.Уразумей видение. Ссылка на видение о вечере и утре (8:26). В своих последних словах, обращенных к Даниилу, Гавриил подчеркнул истинность видения о 2300 днях и вечерах. И в 9:24 Божественный наставник начинает с того момента, где он и остановился в прошлый раз – 8:26.

24. Семьдесят седмин. Такое определение возможно, со стороны ангела и звучит достаточно неожиданно, или резковато, но ангел приходит к Даниилу со специальным поручением – «объяснить ему видение”. Поэтому он сразу приступает к выполнению этого поручения.

Выражение «седьмина”, или «неделя” – это период времени, состоящий из семи дней, следующих один за другим (См. Быт. 29:27, Втор. 16:9, Дан 10:2). 70 недель – это годы, согласно принципу, где один пророческий день является одним буквальным годом , 70 недель равны 490 годам (См. Дан 7:25).

Определены. Еврейское слово «чатак” – выражение, которое встречается в Библии только в этом месте, оно имеет значение «отрезать”, «отрезанный”, «решенный”, вынесенный решением”. Но значение этого слова устанавливается, исходя из общего контекста. В виду того, что 9-я глава является объяснительной главой к необъясненной 8-й главе и тем более, что это касается 2300 дней, то вполне логично прийти к выводу, что 70 недель, или 490 буквальных лет были «отрезаны” из общей нити длинного периода времени. И поскольку 490 лет были особо выделены для иудеев, как избранного народа Божия, то перевод слова «определены”, «отрезаны” вполне отвечает контексту всей главы.

Народа твоего. 490 лет специально были определены для иудейской нации.

Покрыто. В 40 еврейских рукописях это слово переведено как «окончить”, «довести до конца”. Иудеи в этот период времени наполнили до конца чашу своего беззакония. Бог очень долго терпел их. Он давал им массу возможностей, но они только разочаровывали Его.

Запечатаны были грехи. Согласно некоторым переводам это звучит как «пришел конец грехам” (Исх. 30:10, Лев. 4:20). Своей заместительной жертвой на Голгофе Христос совершил искупление всех, принимающих Его жертву.

Правда вечная. Христос пришел на землю не только для того, чтобы уничтожить грех. Он пришел для того, чтобы примирить человека с Богом. Он пришел, чтобы сделать возможным вменить и передать Свою праведность кающемуся грешнику. Когда человек принимает Его, тогда Он облекает его в одежду Своей праведности и такой человек тогда находится в присутствии Бога таким, как если бы он никогда не согрешал. Бог любит кающегося грешника так же, как и Своего единородного Сына и ради Христа принимает его в свою семью. Своей жизнью, смертью и воскресением Христос сделал вечную праведность доступной каждому дитяти Адама, которое в простоте веры желает принять ее.

Запечатаны. Здесь очевидно, что не в смысле «закрыть”, но в «утвердить”, или «ратифицировать”. Исполнение пророчества относящегося к первому пришествию Мессии в точно указанное время дает право и уверенность на исполнение других деталей пророчества, в особенности о 2300 пророческих днях.

Святый святых. Еврейское слово «кодеш кодашим” означает «нечто самое святое”, или «кого-то самого святого”. Это еврейское слово применяется к жертвеннику (Исх. 29:37, 40:10), а также к сосудам и другим предметам скинии (Исх. 30:29), к приношениям (Лев. 2:8), к жертве повинности (Лев. 7:1-6), к хлебам предложения (Лев. 24:5-9), к посвященным вещам (Лев. 27:28), к освященным местам (Чис. 18:10) и к Святому-святых святилища (Исх. 26:33,34). Это выражение относится и к личности. Иудейские эксперты и христианские комментаторы относят это выражение к Мессии.

Но ввиду того, что согласно еврейской грамматике не всегда подобное выражение показывает свое отношение к живому лицу, или предмету, также ввиду того, что вопрос о небесном святилище очень заострен здесь, вполне логично допустить мысль о том, что Даниил здесь говорит о помазании небесного святилища до того времени, как Христос вошел туда как Первосвященник.

25. Как выйдет повеление. В то время, как было дано это видение, Иерусалим и храм лежали в руинах. Но Небо объявило, что выйдет повеление о восстановлении, что с того момента, как выйдет указ, пройдет еще определенное число лет до пришествия долгожданного Мессии.

В книге Ездры отмечены три указа о репатриации иудеев: первый указ был издан в первый год Кира примерно в 537 году (Езд. 1:1). Второй указ был издан в годы царствования Дария-I, скоре после 520 года (Езд. 6:1-12). Третий указ дан в седьмой год Артаксеркса, примерно 458-457 г. до р.Хр. (Езд. 7:1-26).

В своих указах ни Кир, ни Дарий не дают никаких специальных указаний о восстановлении города, как это и было предсказано в пророчестве Даниила, где речь идет о восстановлении религиозного и гражданского центра жизни иудеев, те есть – храма и города. Указ Артаксеркса в седьмой год его правления предоставлял иудеям полную автономию, подчиненную всеобщему правлению персидской империи.

Согласно недавно опубликованным открытия об Уре халдейском, упоминается год смерти Артаксеркса вместе с датой его вступления на престол – в декабре 465 года. Согласно иудейскому счету времени о «начале царствования”, этот год начинался с декабря 465 года до следующего иудейского Нового года – 464г. Следовательно, его «первый год” (первый календарный год) начинался в 464 году и заканчивался в 463 году. Седьмой год Артаксеркса приходился на период от 458 до 457 года. Это и есть начальный пункт отсчета седьмин.

Мессии (англ. Библия), Синодальный — (Христа ). По-еврейски – «Помазанный”. Греческий перевод этого слова звучит как «Христос”, что тоже означает «Помазанный”

Даниил пророчески говорит о том, что долгожданный Мессия придет в определенное время. На это время ссылался и Иисус, когда сказал: «Исполнилось время” (Мк. 1:15). Иисус был помазан во время Своего крещения осенью 27 года (См. Лк.3:21, Деяния 10:38, сравни Лк. 4:18).

Владыки. См. 9:25, 11:22.

Cемь седмин и шестьдесят две седмины . Естественный метод исчисления этих недель будет состоять в их последовательности. То есть, 62 недели должны начаться там, где заканчиваются 7 недель. Эти составляющие являются частями 70 недель, о которых идет речь в 24 стихе. 7+62+1=70. Относительно одной недели – смотри в 27 стихе.

Все начинается осенью 457 года до р.Хр. Когда указ вошел в силу, 69 пророческих недель, или 483 года достигают крещения Иисуса в 27 году по р.Хр. Следует отметить, что если 483 года исчисляются от начала 457 года до р.Хр., то этот отрезок времени простирается до конца 26 года по р.Хр. Так как этот период начался спустя целый ряд месяцев после начала 457 года, то он должен и закончиться спустя целый ряд месяцев, после окончания 26 года по р.Хр., или другими словами – в 27 году. Это связано с тем, что историки (в отличие от астрономов) никогда не считали нулевой год. Некоторые недоумевают, как Христос начал Свою работу в 27 году по р.Хр., в то время, как Писание говорит, что Он приступил к общественному служению в 30 лет (Лк.3:23). Следует отметить, что когда началось исчисление христианской эры, то вкралась ошибка в разнице 4-х лет. Христос был рожден не в первом году. Об этом свидетельствует тот факт, что когда Он родился, Ирод Великий еще был живым и умер в 4 году по р.Хр. (Мф.2:12-20).

Улицы. Еврейское слово «речоб” – широкое место.

Обстроятся. Некоторые толкователи уделяют особое внимание семи неделям, или 49 годам. Тем не менее, исторические сведения по этому вопросу очень скудны. Очень мало известно о состоянии Иерусалима во времена от Артаксеркса до Александра. А из Библии и истории мы знаем об этом лишь частично.

26. И по истечении шестидесяти двух седмин. Смерть Мессии произойдет не в течение этого периода, а после его завершения. Это выражение не несет в себе задачи точно указать на это трагическое событие. Это сделано в 27-м стихе, где данное событие помещено в «середину седьмины”.

Предан будет смерти. Согласно этому пророческому утверждению, Мессия придет не как великий Победитель и Освободитель, то есть таким, как Его ожидали иудеи. Наоборот, Он должен был умереть насильственной смертью. Он будет «предан смерти”.

И не будет. Значение этого выражение не вполне понятно. Существует много всевозможных предположений по этому поводу. Например, выражение «никто не сможет помочь Ему” и т. д…

Город и святилище. Речь идет об уничтожении храма и города Иерусалима. Это пророчество исполнилось в 70 году по р.Хр. Римские солдаты бросили горящие головни во во внутрь храма и огонь сделал свое губительное дело. Храм был полностью уничтожен.

Как от наводнения. То есть, в смысле стремительности, всеобъемлющих размеров, или же неизбежности.

27. И утвердит завет. В других переводах говорится: «И Он утвердит завет для многих в течении одной седьмины”. Речь идет о Мессии. Утверждение завета можно отнести к тому, что в этот период иудейская нация еще считалась избранным народом. С другой стороны, «утверждение” может относиться к вечному завету (См. 11:28).

Одна седмина. Эта седьмина (семидесятая) началась в 27 году по р.Хр. с началом публичного служения Иисуса, во время Его крещения. Этот отрезок времени охватывает собой распятие «в середине седьмины” осенью 32 года по р.Х. и до отвержения иудеев как народа завета, осенью 34 года. 490 лет после 457 года – это 34 год. «Виноградник” тогда был отдан другим «виноградарям” (Мф.21:41, сравните Ис.5:1-7). В течении трех с половиной лет власть в Иерусалиме запрещала апостолам проповедовать, в конце концов их ярость вылилась в избиении Стефана камнями, первого мученика христианина, а затем во всеобщем преследовании церкви. До того времени апостолы и другие служители работали исключительно в окрестностях Иерусалима (Деяния 1:8; 8:1).

Так 70 седьмин, или 490 лет являются частью длинного периода 2300 лет. Первый отрезок этого периода в 490 лет приходится на осень 34 года по р.Хр. Поэтому имеется возможность вычислить и конец 2300 «дней”. Прибавляя оставшиеся 1810 лет к 34 годам, мы приходим к осени 1844 года. Это время, когда должно было очиститься небесное святилище (8:14).

Следует отметить, что исполнение пророчества о 70 седьминах должно было запечатать видение 24 ст., то есть видение длинного периода «2300 дней” (21ст.). Точное исполнение событий, предсказанных о 70-ти седьминах, служение и распятие нашего Господа говорит самым убедительным образом о достоверности остальных событий в конце «2300 дней”.

А в половине. Середина седьмины приходится на время Пасхи после р.Хр., или спустя три с половиной года после Его вступления на общественное служение.

Прекратится. Приносимые жертвы встретились с действительностью в добровольной жертве Христа. Разрыв завесы в храме невидимой рукой в момент смерти Христа явился знамением Неба о том, что все жертвы, все жертвоприношения потеряли свой смысл и значение.

Окончательная предопределенная гибель. То есть, закономерная участь иудейской нации. Печальной была участь тех, кто отверг живую Надежду на спасение.

Опустошителя. В конце концов и сам опустошитель должен будет погибнуть (см. Мф 23:38).

Дополнительные комментарии Елены Уайт на 9-ю главу книги Даниила

1 стих.

Моленье Даниила совершилось «в первый год Дария” (стих 1), Мидийского монарха, военачальник которого, Кир, лишил Вавилонского монарха державного скипетра. Царствование Дария оказалось благоугодно Богу. К нему был послан ангел Гавриил, чтобы быть «ему подпорою и подкреплением” (Дан. 11:1). После его смерти, последовавшей спустя два года после падения Вавилона, на престол взошел Кир, и начало его царствования ознаменовало окончание семидесяти лет с того времени, как первые еврейские пленники были отведены Навуходоносором из Иудеи в Вавилон (Пророки и цари. Стр.556).

2 стих.

Во время второго видения еще больше света было пролито на грядущие события и в конце его Даниил услыхал одного святого, говорящего и сказал этот святой кому-то вопрошавшему: «На сколько времени простирается это видение?” Последовал ответ: «На 2300 утр и вечеров и тогда святилище очистится”. Эти слова наполнили его душу недоумением. Он искренно желал знать значение этого видения. Он не мог понять, какая связь существует между 70 годами рабства, предсказанного Иеремией и «2300 днями”, которые как сказал небесный посланник, должны пройти до очищения небесного святилища.

Душевно страдая об Израиле, Даниил вновь принялся изучать пророчества относительно Иерусалима. Они были настолько ясны, что он понял «число лет” о котором было слово Господне к Иеремии, что 70 лет исполнятся над опустошением Иерусалима.

В то время, как оставшиеся верными Господу в Вавилоне, искали Его и изучали пророчества, говорящие об их возвращении, Бог подготавливал сердца царей, чтобы они оказали милость Его раскаявшемуся народу (Ревью энд геральд. 21 марта 1907 года).

3-9 стихи.

Твердо время в неизменность пророческого слова, Даниил умолял Господа, чтобы поскорее наступило время его исполнения и таким путем было возвеличено Его имя. В своей молитве он и себя причислял к тем, кто отступил от намерений Божиих и исповедывал их грехи как свои личные (Пророки и цари. Стр. 555).

Пример Даниила в молитве, и его исповедание даны нам для нашего назидания и ободрения. Около 70 лет Израиль был в плену. Земля, которую Бог приготовил для Своего избранного народа, была отдана в руки язычников. Любимый город, место обитания небесного света, радость всей земли, был теперь отвержен и унижен. Храм, в котором находился ковчег с Божьими заповедями и осеняющими херувимами над ковчегом благодати – лежал в руинах. Верные дети Божьи, которым была знакома прежняя слава тяжело страдала, видя дом Божий разрушенным и опустошенным. Эти мужи были свидетелями судов Божьих по причине грехов Его народа. Они были свидетелями исполнения Его слова. Они были также свидетелями и Его обетований об Израиле, если они возвратятся к Богу и будут в страхе ходить пред лицом Его. Престарелые, убеленные сединой путники шли в Иерусалим, чтобы помолиться там среди его развалин.

Они целовали его камни и орошали их скорбными слезами. Они умоляли Бога обратить Его милосердное лицо к Сиону и покрыть его славой Своей праведности. Даниил знал, что время, определенное для пленения Израиля заканчивалось, и невзирая на обетование Божье, освободить его, Израиль должен и со своей стороны выполнить свою часть работы. В посте и душевной агонии он искал Бога, исповедуя личные грехи и грехи народа (Ревью энд геральд. 9 февраля 1897 года).

5-7 стих.

Мы знаем, что Божий пророк Даниил пользовался большим благоволением неба. Занимая высокое положение при царском дворе в Вавилоне, он служил Богу и славил Его как в благоприятное время, так и в час испытания, всегда в смирении исповедуя личные грехи и грехи своего народа. С глубокой печалью в сердце он признавал: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как сей день, у каждого иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя” (Дан. 9:5-7).

Даниил не стремился извинить себя или свой народ перед Богом; но в смирении и раскаянии души открыто рассказывал обо всех свершенных ими грехах, признавая правильными и справедливыми действия Бога от отношению к народу, который не считался с Его требованиями и не желал воспользоваться преимуществом обращаться к нему с мольбой.

Именно такого искреннего, идущего из самого сердца раскаяния и исповедания, нам сильно недостает сейчас. Не смирившие своей души перед Богом в признании собственной вины, не выполнили самого первого условия для принятия их Богом. Если мы не испытали такого раскаяния и не признались в своих грехах с истинным смирением души, с сокрушением сердца и с полным отвращением к совершенному греху, значит, мы еще никогда по-настоящему не стремились к прощению греха и никогда не ощущали мира с Богом. Единственная причина, почему мы не можем получать прощения наших прошлых грехов, заключается в том, что мы не желаем смирить наши гордые сердца и согласовать с условиями, представленными в Слове истины (Свидетельства для церкви. Т5, стр. 636).

15 стих.

Пророк Даниил является примером истинного освящения. Его продолжительная жизнь были наполнена благородным служением своему Творцу. Он был мужем, возлюбленным Небом (см. Дан. 10:11). Но, вместо того чтобы гордиться своей чистотой и святостью, этот почтенный пророк ставит себя на один уровень с грешным Израилем и умоляет Бога заступиться за свой народ: «Ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие”. «Согрешили мы, поступали нечестиво” (Великая борьба. Стр. 470).

18 стих.

В Писании ясно говорится о том, что работа освящения — это непрерывный, поступательный процесс. Когда, обратившись, грешник находит мир с Богом через искупительную Кровь, тогда христианская жизнь только начинается. Теперь он должен идти к совершенству, возрастать «в меру полного возраста Христа”(Великая борьба. Стр. 470).

19 стих.

Молиться — значит открывать сердце Богу, как своему другу. Око веры увидит, что Бог очень близко, и просящий получит драгоценное доказательство Божественной любви и заботы о нем.

Даниил не превозносил себя в молитве к Богу и не претендовал ни на какую благость: «Господи! Услыши; Господи! Прости; Господи! Внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой” (Дан. 9:19) (Свидетельства для церкви. Т4, стр. 534).

21 стих.

Небо низко склонилось к искренней молитве пророка. Он еще не окончил своей молитвы, возносимой за прощение и возвращение народа, как явился ему могущественный ангел Гавриил (Пророки и цари. Стр. 556).

24 стих.

Семьдесят седмин, или 490 лет, которые были особо определены для иудеев, окончились, как мы видим, в 34 году по Р. X. В это время решением иудейского синедриона народ запечатлел свое отвержение Евангелия, побив Стефана камнями и начав гонения на последователей Христа. После этого весть спасения вышла за пределы иудейского сообщества и стала проповедоваться всему миру (Великая борьба. Стр.328).

24-27 стихи.

«С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины” — то есть 69 недель, или 483 года. Повеление Артаксеркса вступило в силу осенью 457 года до Р. X. Отсчитав с этого момента 483 года, мы получим осень 27 года после Р. X. — тогда-то и исполнилось это пророчество. Слово «Мессия” означает «Помазанник”. Осенью 27 года Христос был крещен Иоанном и помазан Духом Святым. Апостол Петр свидетельствует, что «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета” (Деян. 10:38). И Сам Спаситель говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим” (Лк. 4:18). После Своего крещения Он пришел «в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время” (Мк. 1:14, 15). «И утвердит завет для многих одна седмина”. Упоминаемая здесь седмина является последней из семидесяти; это последние семь лет, отведенные специально для иудеев. В течение этого времени — с 27 по 34 год — Иисус вначале Сам, а затем и Его ученики проповедовали Евангелие исключительно для иудеев. Посылая апостолов возвещать о Царствии Небесном, Спаситель предупредил: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева” (Мф. 10:5, 6). «А в половине седмины прекратится жертва и приношение”. В 31 году, спустя три с половиной года после Своего крещения, Господь был распят. С принесением на Голгофе этой великой жертвы окончилась и система жертвоприношений, которая в течение четырех тысяч лет указывала на Агнца Божьего. У креста встретились прообраз и Реальность, и здесь должны были закончить свое существование все жертвы и обрядовые приношения (Великая борьба. Стр.327,328).

Переживания и опыты учеников, проповедующих «Евангелие Царствия” во время Первого пришествия Христа, находят отражение в переживаниях и опытах тех, кто возвещает о Его Втором пришествии. Подобно тому, как ученики вышли и проповедовали: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие”, так и Миллер со своими сподвижниками проповедовал о том, что самый длительный последний пророческий период, обозначенный в Библии, скоро окончится, что близок час суда, что вскоре наступит вечное Царство. Проповедь учеников относительно времени основывалась на указании о семидесяти седминах, упомянутых в 9-й главе Книги Даниила. Весть, проповеданная Миллером и его единомышленниками, говорила об окончании «2300 дней” (см. Дан. 8:14), частью которых являлись 70 седмин. Как те, так и другие основывались на исполнении различных частей одного и того же великого пророческого периода приношения (Великая борьба. Стр.351).

24 стих.

Через Своих избранных мужей Бог милостивым образом сообщал о Своих намерениях. Величественная работа плана искупления должна была идти вперед. Люди должны были получить примирение за свои беззакония и познать вечную праведность, которую принес с собой Мессия через Свою жертву. Голгофский крест – это великий центр.

Истина о кресте делает жертву Христа живой и действенной. Эту истину открыл Гавриил Даниилу в ответ на его пламенную молитву. Именно об этом беседовали Моисей, Илия и Христос на горе преображения. Своим унижением и смирением на кресте Он должен был принести вечное избавление всем тем, кто последует за Ним, давая таким образом живое свидетельство о своем отделении от мира (Письмо 20. 1897г.).

25 стих.

«Когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего… чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление” (Тал. 4:4,5). Пришествие Спасителя было предсказано людям еще в Едеме. Услышав об этом обетовании, Адам и Ева надеялись на его скорое исполнение. Поэтому они так обрадовались своему сыну-первенцу, решив, что он-то и будет Избавителем. Но исполнение обещания медлило. Те, кто впервые услышал о нем, умерли, не дождавшись его исполнения. Со дней Еноха обетование передавалось через патриархов и пророков, вселяя надежду на явление Мессии, но Он все не приходил. Пророчество Даниила открыло время Его пришествия, но не все правильно поняли это откровение. Века проходили за веками, голоса пророков умолкли. Рука притеснителя тяжело давила народ Израиля, и многие были готовы воскликнуть: «Много дней пройдет, и всякое пророческое видение исчезнет” (Иез. 12:22). Но, подобно звездам в их непрерывном движении по предназначенному пути, намерения Божьи не знают ни спешки, ни промедления (Христос – надежда мира. Стр. 31).

На вопрос Захарии ангел ответил: «Я, Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие”. За пятьсот лет до этого Гавриил открыл Даниилу пророчества, в которых шла речь о временах до пришествия Христа. Захария знал, что время это уже заканчивается, и молил о пришествии Мессии. И тот же посланник, через которого было дано пророчество, теперь пришел возвестить о его исполнении (Христос – надежда мира. Стр. 98). Адам скажет: «Он есть семя жены, Которые должен поразить голову змея.”

Спросите Авраама, он скажет: «Он – есть Мелхиседек, Царь Салима”.

Иаков скажет: «Он – отрасль Иуды”.

Исаия скажет: «Эммануил, Чудный Советник, Бог крепкий. От вечности Князь мира”.

Иеремия скажет: «Отрасль Давида. Господь оправдание наше”.

Даниил скажет: «Он – Мессия”.

Осия скажет: «Он – Господь воинств. Сущий – имя Его”.

Иоанн Креститель скажет: «Он – Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира”.

Великий Иегова провозгласил в с престола Своего: «Это Сын Мой возлюбленный”.

Мы, ученики Его заявляем: «Это – Иисус, Мессия, Господь жизни, Искупитель мира”.

А князь мира мрака признает его, говоря: «Я знаю, кто Ты! Ты – Святый Божий!”

Во время Первого пришествия Христа священники и книжники, которым были доверены истины Божьи, могли бы распознать знамения времени и возвестить о пришествии Обетованного. Пророчество Михея указывало на место Его рождения; Даниил определил время Его пришествия (см. Мих. 5:2; Дан. 9:25). Эти пророчества Бог доверил вождям иудейского народа, которым нет оправдания, ибо они не сумели определить, что Мессия уже близко, и не сказали об этом народу. Такое незнание было результатом их непростительного пренебрежения пророчествами. Иудеи воздвигали памятники убитым пророкам Божьим и одновременно, почитая великих земли, они воздавали почести слугам сатаны. Всецело поглощенные своей честолюбивой борьбой за первенство, влияние на людей и положение в обществе, они потеряли из виду Божественные благословения, предложенные им Небесным Царем. Старейшины Израиля должны были основательно, с неподдельным интересом изучать все, что касается места, времени и обстоятельств этого величайшего события в истории мира, — пришествия Сына Божьего для искупления человека. Весь народ должен был бы бодрствовать и ждать этого славного события, чтобы в числе первых приветствовать Искупителя мира. Но увы! Вот двое усталых путников, пришедших с назаретских холмов, в бесплодных поисках ночлега обходят все дома на главной узкой улочке Вифлеема до самой восточной окраины города. Ни одна дверь не открылась перед ними. Наконец они отыскали для себя укромный уголок в жалкой лачуге, служившей стойлом для скота. И там рождается Спаситель мира (Великая борьба. Стр. 313).

Сам Христос послал их с вестью: «Исполнилось время и приблизилось Царстие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк. 1:15). Эта весть основывалась на пророчестве Даниила (гл. 9). Шестьдесят девять седмин, о которых говорил ангел, простирались до «Христа Владыки”, и с самыми радужными надеждами и чаяниями ученики ожидали, что Мессия учредит Свое Царство в Иерусалиме, чтобы управлять всей землей. Они проповедовали весть, порученную им Христом, хотя сами неверно понимали ее. В своей проповеди они основывались на 9-й главе Книги Даниила (стих 25), не замечая, что следующий стих той же самой главы говорит о неизбежной смерти Мессии. С самого детства они предвкушали величие земного царства, и это не позволило им понять ни особенности этого пророчества, ни слова Христа.

Они выполнили свой долг и возвестили иудеям о предлагаемой им благодати, и в то самое время, когда они ожидали увидеть своего Господа восходящим на трон Давида, они оказались свидетелями того, как Его, словно обманщика, схватили, высмеяли, осудили и затем… распяли на Голгофе. Какое отчаяние и скорбь пережили ученики в те дни, когда их Господь покоился в гробнице! (Великая борьба. Стр. 345).

Людям предстояло получить уроки на их, человеческом языке. Вестник завета должен был говорить Сам. Его голос будет раздаваться в Его же храме. Творец истины. Он должен был очистить ее от шелухи человеческих учений, мешающих ее восприятию. Принципы Божьего правления и план искупления нужно было дать народу во всем их совершенстве. Предстояло также полностью изложить людям истины Ветхого Завета. Когда наконец Спаситель явился, став «подобным человекам” (Фил. 2:7), и начал Свое служение благодати, сатана мог жалить Его только в пяту, в то время как каждое дело Христа, исполненное смирения и страдания, поражало Его противника в голову. Муки, причиненные грехом, обрушились на душу Безгрешного, но, перенося поругания со стороны грешников, Он тем самым выплачивал долг за грешного человека и разбивал цепи рабства, в котором находилось все человечество. Каждый мучительный стон, каждое оскорбление, перенесенное Христом, служило искуплению человечества. Если бы сатана мог искусить Христа согрешить хоть в чем-нибудь, если бы он мог заставить Его запятнать Свою совершенную чистоту хотя бы одним неправильным поступком или даже мыслью, тогда князь тьмы одержал бы полную победу над Заступником человека и всей человеческой семьей. Но хотя сатана и мог причинить страдание и скорбь, он был бессилен запятнать и опорочить. Он превратил всю жизнь Христа в сплошное поле борьбы и испытаний, однако каждое его нападение уменьшало власть лукавого над человечеством. В пустыне искушения, в Гефсиманском саду и на кресте наш Спаситель бился с князем тьмы. Его раны стали трофеями Его победы во благо человечества. Когда Христос в агонии висел на кресте, когда нечистые духи ликовали и злые люди поносили Его, тогда, действительно. Он был ужален сатаной в пяту. Своей смертью Он поразил «имеющего державу смерти, то есть диавола” (Евр. 2:14). Это решило участь великого мятежника и навсегда утвердило план спасения (Пророки и цари. Стр.700).