Комментарии на 10 главу

«…но вот, Михаил, один из первых князей пришел помочь мне…и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя нашего…”

«В этой главе, как возможно и нигде в другом месте Св. Писания приподнимается завеса, разделяющая небо и землю, и открывается картина страшной борьбы между силами света и мрака…”

1. В третий год Кира. Считая от падения Вавилона – это примерно 536-535 год до р.Хр. (см. 10:4, Ездра 1:1). В то время Даниилу уже было около 88 лет (см. 12:13). Он был взят в плен в 605 году до р.Хр. (см. 1:1).

Царя персидского. Это единственное пророчество Даниила, датированное в годы царствования Кира. Кир здесь именуется «царем персидским”, что говорит о том, что вся империя управлялась персами, в противоположность Дарию, о котором говорится в 9:1: «…был царем над царством халдейским”. Поднявшись из неизвестности, Кир за короткое время с большим успехом подчинил себе Мидию, Лидию и Вавилон, объединив все эти царства в одну большую империю.

Откровение. Даниил употребляет это выражение для описания четвертого пророческого плана (10-12 главы), который идет без символов. Этот четвертый план является дальнейшим объяснением событий, символически представленными в 8:1-14. На этом основании 10-12 главы будут комментироваться в рамках 8-й и 9-й глав. Существующая связь между 10-12 и 8-9 главами также очевидна, как и связь между 8-й и 9-й главами (см. 9:21).

Валтасар. См. 1:7.

Он понял. В противоположность остальным трем видениям (2:7 и 8-9 главам) которые были сформулированы в весьма символических терминах – это последнее откровение, данное на обычном языке. Ангел подчеркнул, что он пришел для того к Даниилу, чтобы «сказать ему то, что будет с народом его в последнее время” (10:14). И это является главным вопросом 11-й и 12-й глав.

2.В сетовании. Даниил не говорит ничего определенного о причинах своей скорби, но по всей вероятности, он был сильно удручен событиями, имевшим в то время место среди иудеев в Палестине. Можно лишь сказать, что это был серьезный кризис, заставивший Даниила в течение трех недель страдать и переживать. Это вероятно, было то время, когда самаряне восстали против иудеев, возвратившихся из плена (Ездра 4:1-5). Самаряне делали все возможное, чтобы настроить персидское правительство против иудеев. Для этого пускались в ход любые хитрости и ложные доносы. Даниил очень боялся, что указ Кира будет лишен своей силы и все строительные работы по восстановлению храма будут прекращены. Тот яркий факт, что в течение трех недель ангел сражался над сознанием Кира (12 и 13 стих) говорит о том, что действительно решение Кира находилось в опасности. В это время пророк молился о получение дальнейшего света по поводу тех вопросов, которых он еще не понимал. Он был очень озабочен тем, чтобы враг не помешал исполнению Божьего обетования по поводу возвращения Его избранного народа.

3. Вкусного хлеба. Имеются в виду мучные изделия. В период поста Даниил кушал самую простую пищу лишь для поддержания своих сил.

Мастями я не умащал себя. Употребление масел для смягчения кожи было очень широко распространено среди древних жителей, особенно в тех местах, где был жаркий и сухой климат. Во время поста и молитвы пророк забыл о себе и обычных удобствах жизни.

4. А в двадцать четвертый день. Это единственная дата, упомянутая в книге Даниила, которая соответствует точному дню и месяцу. Ничего не говорится о том, является ли это исчислением по вавилонскому календарю, которым пользовался современник Даниила – Иезекииль, или по иудейскому календарю, которым пользовались Ездра и Неемия. Если дата, указанная Даниилом базируется на вавилонском календаре (год начинается весной), то первый месяц третьего года Кира приходится на март – апрель 536 года до р.Хр. А если по иудейскому календарю (год считается полным только по истечении 12 месяцев), то первый месяц третьего года Кира начинается спустя 12 месяцев и приходится на март-апрель 535 года до р.Хр. Итак, трехнедельный пост Даниила закончился в 24-й день первого месяца. Значит, он должен был начаться в четвертый день. Следовательно, он постился в течении всего пасхального периода. Но о том, каким именно образом пасхальные празднества проводились в плену неизвестно.

Тигр. Одна из небольших рек Месопотамии. В Быт. 2:14 упоминается о реке того же названия. Но там речь идет о допотопном источнике.

5. Вот один муж. Небесное существо явилось в человеческом теле (См. Быт.18:2, Дан. 7:13, Отк.1:13). Внешнее описание очень подобно со Христом, описанном Иоанном. Это было одно и то же лицо.

Уфаз. Местонахождения Уфаза неизвестно. Название это встречается в ВЗ только в Иеремии 10:9, где также идет речь об Уфазе, как о местонахождении золота. Некоторые предполагают, что это Офир, славившийся своим прекрасным золотом (см. 3Цар. 9:28). В еврейском языке слова Уфаз и Офир пишутся одинаково.

6. Горящие светильники. См. Отк.1:14.

Блестящая медь. (В англ. Переводе «полированная латунь”) Сравни Отк. 1:15.

7. И только один я, Даниил. Это откровение было дано избранному слуге Божьему, но и бывшие с ним, ощущали присутствие небесного Гостя.

8. Но во мне не осталось крепости. Сравни Отк.1:17.

9. В оцепенении пал. Подобное выражение по-еврейски встречается в Суд.4:21, Дан.8:18, Ионы 1:5,6.

10. Коснулась меня рука. Сравни с Иез.2:2, 3:24, Отк.1:17. Очевидно, что рука Гавриила.

Поставила. Хотя Даниил и пришел в себя, но все тело его продолжало трепетать.

11. Муж желаний. Вторично Даниил получает заверение в любви Божьей к себе.

12. Не бойся. Сравни с Отк.1:17. Эти слова ободрили пророка и он встал на ноги. Он получил заверение, что несмотря на отсутствие видимого ответа после трех недель моления, Бог с самого начала слышал Даниила и сейчас отвечает ему. Он не должен бояться за свой народ. Бог принял его молитву и стоит на страже.

13. Князь. Это выражение в ВЗ встречается 420 раз при различных обстоятельствах по отношению к людям. В данном случае, это выражение по-еврейски звучит как «повелитель армии”, или 8:11 – «Вождь воинств”. Небесное существо явившееся Иисусу Навину в Иерихоне назвало себя «Вождем воинства Господня” (И.Нав. 5:14,15). Даниил часто пользуется этим выражением по отношению к небесным существам (8:11, 25; 10:13,21; 12:1). Что касается определения выражения «Вождь”, то это выражение может иметь отношение и к сатане, сражающемуся против Михаила, «Князя великого, стоящего за сынов народа Твоего” и отстаивающего свои владения и права.

Когда сатана старался повлиять на верховную власть Мидо-Персидского царства, чтобы вызвать нерасположение к народу Божьему, ангелы встали на защиту изгнанников. К этому сражению проявило интерес все Небо. Благодаря пророку Даниилу мы имеем некоторое представление о той великой борьбе, которая происходит между силами добра и зла. В течение трех недель Гавриил боролся с силами тьмы, пытаясь противодействовать влиянию, оказываемому на Кира злыми ангелами, и в конце концов Сам Христос пришел ему на помощь. «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских” (Дан. 10:13). Небо сделало все, что только можно было сделать в интересах народа Божьего. Наконец победа была одержана, а силы врага остановлены во все дни Кира и его сына Камбиза, который царствовал примерно семь с половиною лет (Пророки и цари. Стр. 571).

С другой стороны, выражение «князь” может быть употреблено в своем обычном смысле, как «правитель”. В этом значении оно относится к Киру, как к царю персидскому. В таком понимании небесные ангелы сражались и с царем, чтобы изданный им указ был в пользу иудеев.

Стоял против меня. Пророку было разрешено отчасти наблюдать страшную борьбу, происходящую между силами добра и тьмы. В связи с этим может возникнуть вопрос: почему Господь позволил силам зла бороться в течении двадцати одного дня за право контроля над сознанием Кира? В то время, как Даниил плакал, страдал и молился. Ответ на этот вопрос может быть получен только при рассмотрении этих событий во свете «всеобъемлющей и глубокой цели” – плана искупления, который должен «оправдать характер Божий пред вселенной…Пред всей Вселенной смерть Христа должна была оправдать Бога и Его Сына в их обращении с сатаной во время его восстания” (Патриархи и пророки. Стр. 68). Однако, сатана не был тогда уничтожен (когда умер Христос). Ангелы даже не понимали всего того, что включала в себя эта великая борьба. Эти принципы борьбы (на жизнь, или смерть) нуждались в ясности.

Для того, чтобы опровергнуть заявление сатаны в том, что Бог – это тиран, небесный Отец показал Свою способность, или умение удерживать Свою руку и дал возможность отступнику продемонстрировать свои методы прельщения людей на свою сторону. Бог не оказывает никакого давления на волю человека. Он дает определенную степень свободы сатане, но в то же время, посредством Своего Духа и Своих ангелов умоляет людей сопротивляться злу и следовать правде. Таким образом, Бог показал пред всем незримым миром, что Он – Бог любви, а не тиран, как сатана обвинял Его. И по этой причине на молитву Даниила не последовал моментальный ответ. Ответ задержался до тех пор, пока персидский царь сам, добровольно не сделал своего выбора в интересах добра, или зла.

Здесь открывается истинная философия истории. Бог поставил окончательную цель, которая должна быть достигнута. И посредством Своего Духа Он работает над сердцами людей, а они в свою очередь, сотрудничают с Ним в достижении этой цели. И здесь решает уже человек, какой выбор он сделает, какое примет решение и каким пойдет путем. Следовательно, события истории – это результат свободного выбора человека. Но окончательная победа на стороне Бога. И в этой главе, как возможно ни в одном другом месте Св. Писания приподнимается завеса, разделяющая Небо и Землю и открывается картина страшной борьбы между силами света и мрака.

Михаил. По-еврейски «Микаел” означает : «Кто подобен Богу?”. Здесь Он представлен как «Вождь воинств”. В 12:1 Он выступает как «Защитник народа”. Этим именем назван Христос. И это имя Христа встречается в Дан. 10:13,21; 12:1, Иуды 9, Отк. 12:7. Помимо этого, Христос называется этим именем в случаях прямой борьбы с сатаной. Это имя по-еврейски звучит вопросительно и вызывающе: «Кто подобен Богу?”. Ввиду того, что восстание, поднятое сатаной преследовало цель овладеть престолом Божьим и «стать подобным Всевышнему” (Ис.14:14), имя Михаил как нельзя лучше подходит Тому, Кто взял на Себя задачу и миссию оправдать характер Божий и ниспровергнуть несправедливые требования сатаны.

И я остался там. Происходила борьба между ангелами Божьими и «силами тьмы” над сознанием Кира. Когда пришел на помощь князь Михаил, Сын Божий, силы Неба одержали победу, а силы зла вынуждены были удалиться. И на месте сражения остались победителями ангелы Божьи. «Но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.” Перевод Лютера и Нокса подтверждают ту же самую мысль. В переводе Лютера: «Одержал победу с царями персидскими”. В переводе Нокса: «И там при персидском дворе я был оставлен как хозяин поля”.

…Царях персидских. Некоторые древние манускрипты говорят: «царь персидский”.

14. В последние времена. Или в последние дни. Это выражение часто употребляется в библейских пророчествах с указанием на заключительную часть периода истории. Так, к примеру, Иаков употребил выражение «последние дни”, говоря об участии каждого из двенадцати колен в земле ханаанской (Быт.49:1). Валаам использовал этот термин в отношении первого пришествия Христа (Чис.24:14). Моисей обратился к этому выражению, говоря о будущем страдании Израиля (Втор. 4:30). Также это выражение может использоваться для определения последних событий мировой истории (Ис. 2:2).

К отдаленным дням. Это выражение имеет отношение к тем же временам, что и предыдущее, рассмотренное выше. Ангел пришел к Даниилу, чтобы сказать ему, что ожидает святых на протяжении всех грядущих столетий вплоть до второго пришествия Христа. Но в этой последней части стиха, вероятно преследуется цель сообщить не столько о продолжительности времен, сколько о намерении Бога открыть Даниилу еще некоторые важные истины. В буквальном переводе этот текст гласит: «А теперь я пришел возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние годы, так как есть еще видение для тех дней”.

16. По виду похожий. Гавриил скрыл свое настоящее обличие, явившись пророку в человеческом виде.

Видение. Некоторые комментаторы считают, что Даниил в этом месте ссылается на видение 8-й и 9-й глав. Другие предполагают, что все, что видел теперь Даниил, оказало на него такое сильное воздействие, что заставило пророка страдать. Ввиду того, что термин «видение”, как в 1-м стихе, так и в 14-м, относится и к откровению 10:2, а также в рассматриваемом стихе продолжает еще чувствоваться состояние пророка, описанное в 15-м стихе, то вполне логично сделать вывод, что Даниил здесь имеет ввиду видение Божественной славы, которую он видел.

19. Муж желаний. См. 11 стих.

20. С князем. Это можно понимать, что ангел будет бороться на стороне князя, или против него. Согласно нормам еврейской грамматики, это выражение имеет смысл бороться «против” (См. Втор.20:4, 4Цар.13:12, Иер.41:12, Дан.11:11). Ангел говорит о своей дальнейшей борьбе с «князем Персии”. О том, что эта борьба продолжалась еще длительное время после этого видения см. Ездры 4:4-24. «Враг оставался укрощенным во все дни Кира и его сына Камбиза, который царствовал семь с половиной лет (Пророки и цари. Стр. 572).

Князь Греции. Ангел сказал Даниилу, что он возвращается, чтобы продолжить борьбу с силами тьмы, борющимися за право установить контроль над сознанием персидского царя. И затем, пророчески взирая вперед, он сказал, что когда окончательно оставит поле боя, возникнет революция в государственных делах. До тех пор, пока ангел Божий удерживал силы тьмы, стремящиеся к захвату власти персидского государства, империя оставалась сильной и самостоятельной. Но когда Божественное влияние было устранено и контроль над вождями народа полностью оказался в руках сил тьмы, империя пала. Греческая армия вскоре наряду с другими блестящими победами окончательно покорила персидскую империю.

В этих словах ангела скрыта глубокая истина. На первый взгляд создается только картина сменяющихся войн, сражений. Но все это имеет гораздо большее значение, если понимать его так, как говорит ангел. В то время, как люди борются за право державного скипетра, за всем этим стоит другая борьба, страшная, скрытая от человеческих глаз – борьба, отлив и приливы которой находят свое отражение в государственных делах народов земли. И подобно тому, как народ Божий будет охраняем на протяжении всего трудного времени, так и в этой великой борьбе легионы света одержат победу над силами тьмы.

21. В истинном Писании. Вечные планы и намерения Божии осуществляются согласно написанному «предначертанному” (Пс. 138:16, Деян.17:26, Дан. 4:17).

И нет никого, кто поддерживал бы меня. Не следует думать, что Гавриил и Михаил были равнодушно оставлены в этой великой борьбе одни. » В этой борьбе все небо заинтересовано” (Пророки и цари. Стр. 571). Здесь лишь подчеркивается мысль, что на Христа и Гавриила была возложена вся ответственность борьбы с силами сатаны, пытающимися захватить контроль в свои руки над царями земли.

Князя вашего. Михаил – мужественный воин, находящийся на стороне Бога в этой великой борьбе в интересах народа Божьего.

Дополнительные комментарии Елены Уайт на 10-ю главу книги Даниила

Как народ мы не понимаем, как мы должны понимать великую борьбу, происходящую между верными и неверными ангелами. Злые ангелы постоянно заняты работой, разрабатывая все новые планы нападения, окружая своим влиянием военных представителей царей, правителей и людей. Я призываю всех служителей Христа сделать истину о работе ангелов очень понятной и доступной. Но не пускайтесь в фантастические измышления. Написанное Слово Божье – единственная наша безопасность. Мы должны молиться подобно Даниилу, чтобы нас охраняли небесные ангелы. Ангелы как «служебные духи” посланы, чтоб служить тем, кто наследует спасение.

Молитесь братья! Молитесь, как никогда ранее. Мы не готовы к пришествию Господа. Мы нуждаемся в том, чтобы выполнить работу, необходимую для вечности… (Письмо 201. 1899 год).

1 стих.

Скоро произойдет битва при Армагеддоне. Тот, на Чьей одежде написано: «Царь царствующих и Господь господствующих”, скоро поведет небесные воинства.

Нынче слуги Божьи не могут сказать, как некогда возвещал пророк Даниил: «Было назначено длительное время” (Дан. 10:1 — англ. пер.). Теперь остается мало времени, пока свидетели Божьи не завершат свою работу, приготавливая путь Господу (Свидетельства для церкви. Т6, стр. 406).

5-7 стихи.

Сын Божий явился Даниилу. Это описание вполне соответствует описанию Иоанна, когда ему явился Христос на острове Патмос. Наш Господь теперь пришел с другим небесным вестником, чтобы рассказать Даниилу о том, что будет в последние дни. Это познание было дано Даниилу и записано в Св.Писании для нас, которые будут очевидцами конца истории мира. (Ревью энд геральд. 8 февраля, 1881 г.)

8 стих.

Так и пророк Даниил в присутствии Божественной святости замертво пал пред ангелом Божьим. Он сказал: «во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости”. Подобное состояние испытывал и Исаия. Взирая на славу Господа, он воскликнул: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами… — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа” (Дан. 10:8; Ис. 6:5). Слабая и греховная человеческая природа соприкоснулась с Божественным совершенством, и Петр увидел свои недостатки и пороки. Подобные чувства испытали все, кому было дано ощутить Божье величие и могущество (Христос – надежда мира. Стр. 246).

Пророк Даниил является примером истинного освящения. Его продолжительная жизнь были наполнена благородным служением своему Творцу. Он был мужем, возлюбленным Небом (см. Дан. 10:11). Но, вместо того чтобы гордиться своей чистотой и святостью, этот почтенный пророк ставит себя на один уровень с грешным Израилем и умоляет Бога заступиться за свой народ: «Ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие”. «Согрешили мы, поступали нечестиво”. Он прямо заявляет: «Я еще говорил и молился и исповедовал грехи мои и грехи народа моего”. И когда позже Сын Божий пришел, чтобы дать ему наставления, Даниил говорит: «Вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости” (Дан. 9:18, 15, 20; 10:8). (Великая борьба. Стр. 471).

12-13 стихи.

Из этого мы видим, как небесные силы борются с теми препятствиями, которые стоят на пути осуществления намерений Божьих в их назначенное время. Персидский царь был окружен могущественными силами мрака. Он отказался, подобно фараону повиноваться Слову Божьему. Гавриил сказал: «Он сопротивлялся мне в течении 21-го дня. Но Михаил пришел ко мне на помощь и тогда он остался с персидскими царями, удерживая контроль над ними и парализуя правильными советами злые советы ангелов”. Добрые и злые ангелы принимали самое активное участие в планах Божьих относительно Земли.

Бог имеет в Своем плане нести Свое дело вперед, чтобы оно имело успех. Но сатана всегда приготовлен оказывать сопротивление намерениям Бога. Тогда смиряя себя перед Богом, слуги Божьи смогут продвинуть Его работу вперед. Никогда они не должны зависеть от своих собственных стараний, или других показных методов работы (Письмо 201, 1899 год).

Невидимая борьба.

В Слове Божьем мы имеем примеры, когда небесные ангелы работают над сознанием царей, но в то же самое время агенты сатаны также работают над их сознанием. Никакое человеческое красноречие, самое сильное человеческое мнение не в состоянии изменить решения агентов сатаны. Сатана постоянно работает над тем, чтобы создать препятствие, дабы таким образом истина была связана человеческими мнениями и планами. А те, кто имеет свет и знание, находятся в большой опасности, если они только не будут постоянно посвящать себя Богу, смиряясь и вполне отдавая себе отчет в опасности этого времени.

Небесным ангелам поручено отвечать на молитвы тех, кто бескорыстно и преданно работает на ниве Божьей. Ангелам, занимающим самое высокое положение в небесных дворах поручено исполнять молитвы тех, кто обращается к Богу с просьбой об успешном продвижении Его работы. Каждый ангел имеет специальное место своей работы, которое он не имеет права оставить и перейти на другое место. Если бы он оставил это место, тогда им овладели бы силы тьмы и одержали победу.

Изо дня в день длится эта борьба между добром и злом. Почему те, которые имеют столько возможностей и преимуществ, не понимают всей напряженности этой работы? О, они должны быть очень осведомленными в этих вопросах. Бог является правителем. Своей верховной силой Он удерживает и контролирует земных властелинов. Посредством Своих воинов Он совершает работу, которая была предначертана еще до основания мира.

Как народ, мы не понимает так, как мы должны понимать великую работу, происходящую между невидимыми ангелами, борьбу между верными и неверными ангелами. Злые ангелы постоянно заняты работой, вырабатывая все новые планы нападения, окружая своим влиянием военных представителей, царей, правителей и простых людей…Я призываю всех служителей Христа истину о работе ангелов сделать очень приятной и доступной. Не пускайтесь в фантастические измышления. Писание Божье – единственная наша безопасность.

Мы должны молиться подобно Даниилу, чтобы нас охраняли небесные ангелы. Ангелы как «служебные духи” посланы, чтоб служить тем, кто наследует спасение.

Молитесь братья! Молитесь, как никогда ранее. Мы не готовы к пришествию Господа. Мы нуждаемся в том, чтобы выполнить работу, необходимую для вечности… (Письмо 201. 1899 год).

21 стих.

Слова, произнесенные ангелом: «Я, Гавриил, предстоящий пред Богом”, — свидетельствуют об очень высоком положении его в небесных чертогах. Придя к Даниилу с вестью, Гавриил сказал: «И нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила (то есть Христа), князя вашего” (Дан. 10:21). Спаситель говорит о Гаврииле в Откровении: «Послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну” (Откр. 1:1). А Иоанну ангел сказал: «Я — сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам” (Откр. 22:9). Какая чудесная мысль: ангел, который по чести уступает лишь Сыну Божьему, избран для того, чтобы открывать грешным людям намерения Божьи! (Христос – надежда мира. Стр.99).