Предисловие.

1. Заглавие. Эта книга носит название ее главного, действующего лица — Даниила. Ветхозаветний обычай называть книги по имени их главных героев характерен для многих книг, как например, книга Иисуса Навина, книга Есфирь, Иова и т. д… Подобное заглавие книги не обязательно должно носить имя автора, хотя в данном случае мы видим обратное явление, где книга Даниила имеет авторское название.

2. Авторство. Согласно традиционной точки зрения иудаизма и христианства эта книга написана в шестом столетии до Р. Хр. и Даниил является автором этой книги. Эти данные подтверждаются следующими доказательствами:

а) Содержание самой книги пророка Даниила во многих местах говорит от первого лица (8:1-7.13-19. 27. 9:2-22. 10:2-5 и т. д.) Он говорит о том, что он лично получил от Бога повеление сохранить эту книгу ( 12:4) Такие места, где он говорит о себе, как о третьем лице (1:6-11,17,19,21. 2:14-20) не должно казаться чем-то странным, потому что такие обороты речи в древних рукописях вполне приемлемы и обычны. (Ездр. 7:2)

б) Автор книги был хорошо знаком с историей. Только человек шестого столетия до Р. Хр. хорошо осведомленный в Вавилонских вопросах мог осветить некоторые исторические стороны и факты, нашедшие свое отражение в этой книге. Потому что сведения и факты этого времени, кроме Библии не отражены ни в одной древней литературе. Только недавние археологические раскопки еще раз вернули миру достоверность этих фактов.

в) Свидетельство Иисуса Христа. Цитируя из этой книги, Иисус говорит о Данииле, как об авторе (Матф. 24:15). И для каждого христианина такое свидетельство таит в себе огромную убедительную силу и неопровержимое доказательство.

Эта книга делится на две части: первая (от 1-6 главы) историческая, и вторая ( от 7-12 главы) пророческая, но с литературной точки зрения — это ОДНО ЦЕЛОЕ. Для подтверждения этой цельности можно привести следующие доказательства.

1) Различные части книги очень тесно связаны одна с другой. Употребление сосудов храма на пиру Валтасара может быть понятно только во свете того, каким путем они были доставлены в Вавилон ( 5:3. сравни с 1:1,2.) В 3-ей главе 12 стих ссылается на политическую деятельность Навуходоносора, описанную вначале во второй главе 49 стр.

2) Историческая часть содержит пророчество (2 гл.) имеющее тесную связь по теме с пророчествами в (7-12 главах) 7 глава содержит дальнейшее развитие темы, изложенной во второй главе. В этой книге очень ярко проглядывает историческое и пророческое взаимоотношение. Исторический раздел ( 1-6 гл.) говорят об отношении Бога к одному народу — Вавилону и о роли этой нации в Божественном плане, которая является и символической картиной отношения Бога ко всем народам. Подобно Вавилону, каждому восходящему земному монарху, представленному в пророческой части была дана возможность познакомиться с Божественной волей, и сотрудничать с ней, и каждый из них был взвешен по степени верности, с которой он исполнял Божественную цель и намерение. Таким образом, возникновение и падение народов, изображенных в пророческой части должны быть поняты в рамках принципов, выдвинутых в исторической части книги вместе и служит основанием для понимания той роли, какую играло каждое восходящее мировое царство.

3) Литературная гармония между исторической и пророческой частями настолько очевидна и признана всеми мыслителями, что всякие попытки отнести эти части к разным авторам безосновательны и бессмысленны.

Среди сотен рукописей, найденных в первой Кумранской пещере, три из них взяты из книги Даниила. Они были изданы Барцеленом и Миликом в книге «Открытие в Иудейской пустыне и Кумранской пещере”- № 1. 1955 г. Эти рукописи были переписаны двумя книжками, где первая и вторая главы были написаны одной рукой, а третья глава другой. Эти рукописи содержат 22 части стихов: 1,10-17. 2,2-6. 3,22-30. При сравнении этого текста с Массоретским возникает 16 вариантов, но ни один из них не оказывает никакого влияния на смысловое значение, ни один из 16-ти вариантов не имеет разного значения. Два стиха имеют небольшое различие в содержании ; остальные 7 стихов соответствуют массоретскому тексту. Обнаружены четыре прибавления в одном месте союз «и”; в другом «чтобы”, перед союзом «если”, два слова имеют по дополнительной гласной букве. Одна гласная встречающаяся в массоретском тексте не обнаружена в рукописях. Два гласных окончания, возможно ошибка переписчиков. Как показывает содержание , эти расхождения незначительны; что при переводе они не играют никакого значения. Это является доказательством того, что Еврейский текст книги Даниила остается таким же стабильным, каким он был и во времена Христа.

Дальнейший интерес представляет и тот факт, что рукопись второй главы дает исчерпывающее объяснение к 4 стиху где наблюдается переход с еврейского на арамейский. Здесь оставлено пустое место между последним еврейским словом и первым арамейским, и таким путем проведено различие между языками. Также примечательно и то, что в этих рукописях, как и в массаретском тексте не найдена апокрифическая песнь трех отроков.

(См. 3,23)

3. Историческое направление. Книга Даниила содержит

1. Определенные исторические проишествия из жизни Даниила и его трех друзей.

2. Пророческую картину о сне Навуходоносора, истолкованного Даниилом.

Хотя эта книга и написана в Вавилоне во время изгнания, все же она не ставит перед собой историческую задачу описания иудейского плена, или же биографических сведений об Данииле. В этой книге изложены возвышенные опыты Даниила, как государственного мужа пророка, его образ действий и своего рода определенные высказывания и положения.

Прежде всего Даниил дает краткое описание относительно причины своего пребывания у Вавилонского царя ( 1 гл.). Будучи взятым в плен в 605 г. до Р. Хр. во время первого похода Навуходоносора против Сирии, Даниил вместе с другими князьями, принадлежащих к царственному роду был выделен для специального обучения в Вавилонском дворе. Первоначальные 19 лет проведенные Даниилом в Вавилоне и были последними годами существования иудейского царства, хотя и покоренного Вавилоном. Бесполезные политические уловки иудейских царей против Вавилона подвергали иудейскую нацию только все новым и новым неприятностям.

Царь Иоаким, во время царствования которого Даниил был взят в плен, оставался верен Вавилону в течении нескольких лет. Но впоследствии он присоединился к антивавилонскому совету иудеи и восстал. В результате страна была подвергнута войне: жители ее утратили свободу, пошли в плен, а царь поплатился жизнью. Его сын Иехония, процарствовал только три месяца и вынужден был встретить войска Навуходоносора у стен города и в результате чего, он вместе с другими членами высшего общества был отведен в плен в 597 году до рождества Христова. Его преемник Седекия, внешне, казалось был верен Вавилону. Тем не менее, будучи человеком слабовольным и не решительным, он не мог оказать твердого сопротивления возмущающимся против Вавилона своим воиноначальникам и, в результате, Навуходоносор, утомленный постоянными мятежами в Палестине решил положить конец иудейскому царству. В течении двух с половиной лет Вавилонская армия опустошала и разоряла иудейские города, а так же Иерусалим, его храм и дворцы. Масса народа была отведена в плен в 586 году до Р. Хр.

Даниил в эти дни, полные событий, находился в Вавилоне. Он должен был видеть и пережить все эти события, в то время как Вавилонская армия отправилась в свой победоносный и кровавый поход в его родную землю; он должен был быть свидетелем ее триумфального возвращения вместе с пленными иудеями. Среди пленников был молодой царь Иехония, со своей семьей. (4 Цар. 24,7 10-16. и потом, и ослепший Седекия 25,7). В течении этих лет Даниил был среди пленных иудеев, когда все окончилось сожжением главных виновников мятежа. Это и были те причины, которые побудили Иеремию написать письмо своим пленным соотечественникам, чтобы они были спокойны и вели мирный образ жизни в Вавилоне. (Иер. 2,29)

В течении всех этих лет, Даниил и его три товарища верно исполняли свой долг в царском дворе. После прохождения учебного курса, они стали членами избранного класса людей, которые являлись советниками царя. В это время Даниил имел возможность дать царю толкование его сна ( Дан. 2. гл.) и в результате, Даниилу было оказано высшее доверие в служебном отношении. Занимаемое им государственное положение позволило ему познакомить царя с могуществом Божьим, Творцом неба и земли, Которому служили Даниил и его друзья. Как долго Даниил занимал это положение неизвестно. Но есть предпосылки думать, что это было до 570 г. до Р. Хр. Потому что с того времени его имя больше не упоминается в альманахе его современников «двора и государства”, где в клинообразных надписях перечисляются имена приближенных Навуходоносора того времени.

Отсутствие имени Даниила в этом документе не вызывает удивления, так как нам известно, когда он был удален с занимаемого им поста. В книге Даниила отражены только четыре основных события царствования Навуходоносора и в трех из них Даниил играет немалое значение.

1. Образование иудейских юношей (Гл. 1.)

2. Объяснение сна царя (Гл. 2.)

3. Посвящение истукана на поле Деир (Гл. 3.)

(4) объяснение царского сна о том, что в течении семи лет он будет поражен умственным расстройством, что и произошло с ним (Гл. 4).

Ничего неизвестно о деятельности Даниила в период болезни царя. Мы ничего не знаем о Данииле после возвращения царя на трон. Тем не менее, он был очевидцем того, как могущественная империя Навуходоносора постепенно ослабевала и распадалась. Он был свидетелем молненосного взлета царя Кира в Персии, о котором пророк Исаия говорил, как об освободителе Израиля. (Ис. 44, 28. 45,1.) В первые три года правления Валтасара Даниилу были даны великие пророческие сны (7 и 8 гл.) и человек, который до сих пор был известен нам как истолкователь снов и видений, становится одним из величайших пророков всех времен.

Вавилоняне еще раз обращаются за помощью к Даниилу в ночь падения Валтасара , в 539 г. до Р.Хр., чтобы прочитать и объяснить таинственные слова судьбы и участи на стене зала, пировавшего царя. Когда Персы пришли к власти, новые правители государства также обратились к уму и опыту старых советников государства. Даниил снова стал главным советником престола. Даниил обратил внимание царя на пророчества Исаии и это оказало такое сильное влияние на Кира, что он издал указ, разрешающий иудеям возвратиться к себе на родину и к храму. И теперь, когда пришло время, о котором Бог сказал, что будет восстановлен Его храм в Иерусалиме, Он воздействовал на Кира, как на Свое орудие, дабы обратить внимание на пророчества, касающиеся его лично и с которыми Даниил хорошо был знаком, и которые возвещали свободу иудейскому народу. Тогда царь увидел слова, предсказанные более чем сто лет до его рождения о том, как Вавилон будет взят; тогда он прочел послание, обращенное к нему Властелином всей вселенной: » Я препоясал тебя, хотя ты и не знал Меня, Я Господь и нет иного”. Когда он прочел обращение вечного Бога, » ради Иакова раба Моего и Израиля избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня”; когда он исследовал священные страницы: «Я воздвиг тебя в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих не за выкуп и не за дары” — его сердце было глубоко тронуто и он решил исполнить Божественную миссию, возложенную на него. Он решил отпустить иудеев и помочь им восстановить храм Иеговы. (Пророки и Цари 279 стр.)

В это время злоумышленники сделали заговор чтобы погубить Даниила, но Бог чудесным образом спас его (Гл. 6) В эти годы Даниил имел еще важные видения (Гл. 9, 10-12).

Даниил, как историческая личность, был подвергнут первым атакам со стороны неоплатоника Порфирия (233 г. до Р. Хр.) и его последователи считали книгу Даниила вымышленной, написанной неизвестным автором в Палестине во время Антиоха Епифана и Макавеев, между 170-174 г. до Р. Хр. Первым защитником подобного взгляда был неоплатоник Порфирий, а затем Стеноза, Бертоль, Ленгерке и другие.

Эти ученые выдвигали две главные причины:

1) Так как определенное пророчество, как например, 23-25 ст. 2гл. и 31 ст. 11 главы относится к эпохе Антиоха Епифана (170-164 г. до Р. Хр.) то согласно с точки зрения большенство пророчеств были записаны после того, как они исполнились, т. е. это были пророчества не об отдаленном будущем, а как описание минувших событий в пророческой форме.

2) Некоторые исторические описания Даниила расходятся с историческими фактами.

Первое обвинение не имеет никакого основания, так как всем верующим людям известно, что древности очень точно описывали пророчества относительно хода истории. Второе обвинение заслуживает более серьезного внимания.

Да, это верно, что Даниил пишет о таких событиях, которые не нашли свое письменное отражение на страницах истории. И это не удивительно, если нигде не записано о таком великом монархе, и следует учесть, что историки того времени отражали в своих трудах все достославное и великое. (Дан. 4,36) Таинственной является и личность Дария Мидянина.

Как вышеупомянутая, так и другие, так званые исторические проблемы, удручавшие столько времени противников Даниила и его книги, в настоящее время разрешены все возрастающим историческим знанием археологии. Ниже, мы приводим самые главные доказательства из современных разрешений этих проблем.

1. Предполагаемое хронологическое расхождение между Даниилом 1, 1 и Иер. 25, 1.

Иеремия, которого ученые историки в общем признают, как достойное доверия историческое лицо, устанавливают одновременность событий четвертого года Иоакима, царя иудейского с первым годом царя Вавилонского Навуходоносором. Однако, Даниил говорит о Навуходоносоре, как первом завоевателе Иерусалима в третий год Иоакима. И это недоразумение было устранено, когда было открыто, что Вавилонские цари начали вести счет своим годам царствования, когда, согласно религиозной церемонии, царь касался рук Вавилонского бога Вела.

Мы также знаем из трудов Иосифа Флавия, что Навуходоносор начал военный поход и уже находясь на границах Египта, узнал о смерти своего отца, он стал его примником. Следовательно, Даниил и Иеремия вполне солидарны друг с другом. Иеремия сенхронизирует первый год царствования Навуходоносора с четвертым годом царствования Иоакима, в то время, как Даниил был взят в плен, когда уже Навуходоносор отменил начало своего царствования после нового года и он, конечно, синхронизирует это время с третьим годом Иоакима.

1. Навуходоносор, как крупный строитель Вавилона.

Согласно греческим историкам, Навуходоносор играл совершенно незначительную роль в делах древней истории. Греческие историки никогда не ссылались на него, как на великого строителя своего времени и как на творца нового и великого Вавилона. Эта честь обычно приписывалась царице Семиремисе, которой отведено выдающееся место в истории Вавилона и это становится очевидным каждому читателю при исследовании греческой классической истории.

Однако, найденные клинообразные надписи совершенно изменили эту точку зрения и только подтверждают слова Даниила в 4:30 о Навуходоносере, как строителе «великого” Вавилона. Семирамис, согласно этим материалам была царственной матерью Ассирии, а не Вавилона, как утверждали греческие историки, и что она не имела никакого отношения к строительной жизни Вавилона. С другой стороны многочисленные материалы свидетельствуют о Навуходоносоре, как строителе и авторе нового Вавилона; восстановителя дворцов, храмов, башен в городе и других сооружений. Такое сообщение со стороны Даниила о Навуходоносоре приводило ученых в тупик, считалось, что он написал не в шестом столетии, а во втором.

1. Валтасар, царь Вавилонский.

Тот факт, что имя этого царя не обнаружено ни в одной классической литературе и Набонедус считался последним царем Вавилона до победы Персов, и является сильнейшим доказательством против историчности книги Даниила. Но открытия, сделанные за последние сто лет полностью уничтожили всю критику и недоверие относительно книги Даниила и реабилитировали историческое отношение пророка Даниила к Валтасару.

Язык книги.

Подобно Ездре, Даниил писал частью на еврейском и частью на арамейском языках. И некоторые используют это как основание, чтобы отрицать единство книги пророка Даниила. Ездра, например, на арамейском языке излагал царские указы и письма. По тем же соображениям Даниил делал то же. Все нужное для Вавилонян пророк излагал на арамейском языке, а то, что касалось евреев на еврейском. Арамейский и еврейские отделы находятся в самой тесной связи и один без другого непонятны. Так арамейский отдел исторической части (Гл. 2:4 стр.) нельзя отделить от еврейского (1: 1-2).

Именно, в 2:4 ст. говорится «И сказали халдеи царю по арамейски”. Кто такие халдеи, по какому поводу, когда и какому царю они сказали? Ответ на эти вопросы дает только еврейский отрывок во 2гл. 1-3 ст. И то, что Даниил использовал два языка, это говорит об особенности людей, среди которых он жил, и которые говорили на двух языках. А это становится вполне очевидным из других достоверных источников.

1. Тема.

Книга пророка Даниила по праву может называться руководством истории и пророчества. Предсказательная часть пророчеств является закрытой историей, а сама история – это исполнившаяся часть предсказанного пророчества в образе. Элемент предсказания помогает народу Божьему видеть все происходящее во времени, во свете вечности; делает их чуткими к нуждам времени и помогает развивать личное отношение к окончательному кризису и создает прочную основу для веры на почве исполняющихся пророчеств.

Книга Даниила пронизывается четырьмя главными пророческими линиями, свидетельствующими об опытах народа Божья от дней Даниила до конца времени. «Завеса времени отдернута и мы видим как во всех человеческих стремлениях, могуществе и желаниях орудия Всемогущего, безшумно и терпеливо исполняют Его личную волю.” (Пророки и Цари 500 стр.)

Каждая из этих четырех пророческих линий достигает своей кульминационной точки, где «Бог Небесный учредит царство, котрому не будет конца.” (2:44) Когда «Сын человеческий” получит вечное владычество (7:13-14) когда сила сопротивления против «Царя царей” будет сокрушена без содействия человеческой руки (8:25) и когда народ Божий будет навсегда освобожден от своих притеснителей (12:1). Следовательно, пророчества Даниила прокладывают мост, сооруженный по Божественному плану над пропастью времен к необозримым берегам вечности; мост, по которому и другие люди, подобно Даниилу имеющие в своем сердце любовь к Богу к Его работе могут уйти от неуверенности и отчаяния настоящей жизни, к миру и покою вечной жизни.

Исторический отдел книги пророка Даниила в самой яркой форме открывает философию истории. Эта часть книги является как бы предисловием к пророческому отделу. Подробное изложение Божьего отношения к Вавилонскому народу помогает нам понять значения восхождения и падения других народов, представленных в пророческих отделах книги. Без ясного и определенного понимания философии истории, как она изложена в повествовательной форме о Вавилоне, согласно Божественному плану (о Вавилоне) трудно понять и оценить роль других народов, после Вавилона, нашедших свое отражение в пророческих видениях. Относительно Божественной философии истории, изложенно в Св. Писании см. 4:17.

В историческом отделе этой книги мы видим Даниила, мужа Божия того времени, который лицом к лицу столкнулся с Навуходоносором, гением языческого мира, чтобы таким путем он имел возможность познакомиться с Богом Даниила, Вершителем истории, сотрудничать с Ним. Навуходоносор был не только монархом одной из величайших наций того времени, но он был и исключительно мудрым и от природы наделенным развитым чувством справедливости и правоты человеком. Он действительно был выдающейся личностью в языческом мире, — «властителем народов” (Иез. 31:11). Поднявшись до такой вершины, конечно, согласно Божественному плану. О нем Бог сказал: «И ныне, Я отдаю все земли в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, раба моего.” (Иер. 27:6).

Когда иудеи стали пленниками в Вавилоне, было очень важно и желательно, чтобы они находились под властью твердой и сильной, но не жестокой руки. Миссия Даниила во дворе Навуходоносора состояла в том, чтобы содействовать подчинению царской воли, воли Божьей, чтобы таким путем были исполнены Божественные намерения и планы. В один из драматических моментов Бог и свел вместе эти две выдающиеся личности. В первых четырех главах повествуется о том, каким путем Бог добился верности от Навуходоносора. Прежде всего Бог нуждался в человеке, который был бы достойным правителем принципов и политики неба в Вавилонском дворе и Он избрал Даниила, чтобы тот был его личным послом во дворе Навуходоносора. Те пути и средства, которые Бог использовал, чтобы Даниил стал пленником; каким путем он снискал благосклонность в глазах царя и каким путем Навуходоносор доверился Даниилу, а затем и Богу Даниила, потому, что Даниил был мужем принципа; мужем твердого характера; мужем- главным занятием которого и делом в жизни — было жить для Бога.

Даниил «решил в сердце своем” (1:8) жить в полной гармонии со всей открытой ему Божьей волей. Прежде всего Бог помог ему «приобрести милость и нежную любовь” со стороны служителей Вавилона (9 стр.) Это приготовило путь для дольнейшего шага — телесного превосходства Даниила и его друзей (12,15). Затем последовало доказательство умственного превосходства. «И даровал им Бог знание и разумение всякой книги и мудрости: так что они были найдены в десять раз выше всех остальных в царстве царя”.

Все эти события приготовили Навуходоносора для знакомства с Богом Даниила. Последующая цепь драматических переживаний — сон из 2-ой главы побудили Навуходоносора сделать признание: «Истинно Бог ваш, есть Бог богов, и Владыка царей, открывающий тайны” (2:47). Он откровенно признался, что мудрость Божья стоит неизмеримо выше не только над человеческой мудростью, но даже над предпологаемой мудростью его богов. А случай с золотым истуканом и огненной печью побудили царя признать, что именно Бог «избрал рабов Своих” . И в заключении он повелел, чтобы никто на всей его территории «не произносил никакой хулы на Бога, Который может так спасать.” Теперь, Навуходоносор признал, что Бог не только был мудрым, но и могущественным и не только всезнающим, но и всемогущим. И третья цепь событий — семь лет лишения умственной силы и разума научили царя, что «Всевышний” не только мудр и силен, но что и Он пользуется Своей силой и мудростью для управления в делах человечества (4:32). В нем мудрость, сила, авторитет. Замечательно то первое, что сделал Навуходоносор после своего выздоровления — это «благословил, восхвалил, и прославил Небесного царя” и признал, «что ходящих гордо, каким бы он ни был в течении долгих лет”, Бог силен смирить.

Но полученные Навуходоносором уроки, не оказали своего благотворного влияния на преемников Вавилонского трона. Последний правитель Вавилона, Валтасар открыто выступил против Бога (5:23) и невзирая на то, что он был знаком с переживаниями Навуходоносора (22 ст.). Вместо того, чтобы сотрудничать согласно Божественному плану, Вавилон стал гордым и жестоким притеснителем и отвегая принципы неба решил свою участь. Этот народ был взвешен и найден легким (5:25-28) и мировое господство перешло к персам.

Избавляя Даниила из львиного рва, Бог продемонстрировал свою мощь и авторитет перед Персидскими властителями (6:20-23) как это Он делал и раньше перед Вавилонскими начальниками. В своем указе Дарий Мидийский признал «живого Бога” и Его «несокрушимое владычество”.

Даже закон мидийский и персидский, который был неизменяем, вынужден был уступить пред решениями «Всевышнего”, Который управляет в царстве людей (4:32). Избавление Даниила из львиного рва, произвело на Кира большое впечатление. Пророческие предначертания относительно его личного воздействия в восстановлении храма и Иерусалима (Ис.44:26 по 45:13) проивели на него глубокое влияние. Его сердце было глубоко тронуто и он решил исполнить возложенное на него Божественное поручение.

Следовательно, книга пророка Даниила открывает принципы, согласно которым Божья мудрость, сила и авторитет сотрудничает на протяжении всей истории народов до окончательного завершения Божественных намерений. «Бог возвысил Вавилон, чтобы он мог исполнить Его цели и намерения” (Воспитание 175 стр.). И он прошел свои стадии воспитания: падение, увядаемую славу, исчезающую мощь и в результате его место было занято другими.

Все четыре видения книги Даниила содержат в себе борьбу между силами добра и зла на земле от времен Даниила — до восстановления вечного царства Христа. Так как сатана использует силы земли для того, чтобы ниспровергнуть Божьи планы и народ Божий уничтожить, то в этих видениях представлены те силы, через которые он и проявляет свою наибольшую активность

Первое видение (Гл.2) главным образом отражает в себе политические изменения. Главной целью его было открыть Навуходоносору его роль как правителя Вавилона и так же открыть ему, что произойдет вскоре (29 ст.).

И как бы в дополнение к первому видению, второе (Гл. 7) особенным образом подчеркивает переживание народа Божия во время могущества сил упомянутых в первом видении и предсказывает окончательную победу святых и Божьего суда над их врагами (см. стихи 14,18,26,27).

Третье видение (Гл. 8 и 9) дополняет второе, подчеркивая попытки сатаны покончить с религией и народом Христа.

Четвертое видение (10 — 12 гл.) суммирует в себе предыдущие видения и охватывает больше всех остальных много деталей и штрихов. Центральная точка этого видения выражена в

словах: » это будет с народом Божьим в последние времена; так как видение относится к отдаленным временам” (10:14). Повествовательный план истории, изложенный в 4:2 — 39 ст. ведет к последним дням, к событиям времени конца.

Пророчества Даниила имеют прямое отношение к пророчествам книги Откровения. Откровение главным образом касается, тех же самых вопросов, но особенным образом подчеркивает роль христианской церкви, как избранного народа Божия. Таким образом, те вопросы или же детали, которые и возможно покрыты мраком недопонимания в книге Даниила, часто получают свое освещение при сравнении с книгой Откровение. Ту часть пророчества, которая относилась к последним дням, Даниилу было повелено закрыть и запечатать до конца времени (В.Б. 356).

Так путем тщательного исследования книги, знания увеличиваются (12:4). Хотя пятая часть пророчества Даниила, которая относилась к последним дням и была запечатана, Иоанну было повелено особенным образом не запечатывать слов пророчества сей, ибо время близко (Откр. 22:10). Следовательно, для более глубокого понимания книги, любой части книги Даниила, кажущейся по тем или иным причинам непонятной, мы должны обратиться к помощи более тщательного изучения книги Откровения, чтобы сокрытый в ней свет рассеял мрак незнания и сорвал покров неизвестности.