Комментарии на 1 главу

1. В третий год. На основании Библейских событий, совпадающих во времени и имеющих отношение и связь годами царствования некоторых царей Иудеи и Навуходоносором, годы царствования которого были установлены астрономически как третий год царствования Иоакима, согласно иудейскому календарю, начинался с осени 606 года и длился до осени 605 года до р. Хр. Следовательно, события, записанные в этом стихе и в следующем, должны были произойти в течении гражданского иудейского года, который начинался в 606 году и окончился в 605 году до р.Хр. В свое время, этот стих и первый стих из 25 главы книги пророка Иеремии вызывали немалое затруднение в своем объяснении. Но благодаря археологическим раскопкам, все исторические и хронологические затруднения были устранены и еще раз была подтверждена правдивость и неприкосновенность Священного Писания (Объяснение по этому вопросу смотри в предисловии).

Иоаким был вторым сыном Иосии. Когда Иосия был убит в Мегидоне, народ сделал царем Иоахаза, четвертого сына Иосии ( 1 Парал. 3:15 ). Когда прошло три месяца со дня воцарения Иоахаза, Нехао, египетский царь, возвращаясь с войны в Месопотамии, свергнул Иоахаза и воцарил вместо него Елиакима (4 Цар. 23:29 — 34). Новый правитель Иудеи, который был переименован с Елиакима на Иоакима был вынужден платить больше подати Египту (4 Цар. 23:34 — 35).

1. Навуходоносор. Это еврейское имя в переводе означает : «Пусть Бог неба хранит сына”. Несмотря на молчание Геродота об этом царе, найденные клинообразные письмена подтверждают его подлинность.

Присутствие Навуходоносора в Палестине в 605 г. до р.Хр., о чем говорится в Даниила 1:1, подтверждается Вавилонским историком Беросисом. Беросис говорит о том, как Навуходоносору было повелено его отцом Набополассаром потушить восстание в Египте, Финикии и Сирии. Исполнив это поручение, он еще находился на западе, Навуходоносор получил сообщение о смерти своего отца. Оставивши пленников, в числе которых были и иудеи, в распоряжение своих военачальников, он поспешил обратно в Вавилон самыми кратчайшими путями и переходами. Конечно, такая поспешность вполне понятна. Он опасался незаконного захвата власти и трона. Его отец умер в июле или же в начале августа в 605 году , как об этом говорят Вавилонские документы. Один из таких документов датирован именем Набополассара 8 августа в 605 году до р.Хр. В то время, как первый документ с царским именем Навуходоносора датирован в месяце дузу (день не датирован), который начался 9-го июля и окончился 7 — го августа в 605 г. И, следовательно, Навуходоносор взошел на престол 7 — го августа в 605 году до Р.Хр.

Историк Беросус говорит о том, что Навуходоносор оставил Иудею на усмотрение своих военачальников, а сам поспешно возвратился в Вавилон. Среди этих пленников был Даниил и его три товарища в 1:1 и сообщение Беросуса является единственным документом об этом походе Навуходоносора против Иоакима, иудейского царя. Но восстановленная хронология того времени вполне отвечает и подтверждает библейские сообщения об этом. Необходимо заметить, что в настоящее время существует только очень немного исторических документов о царственных годах Навуходоносора, и что не обнаружено и не найдено никаких клинообразных таблиц, свидетельствующих о разрушении Иерусалима в 586 году до Р.Хр.

Царь Вавилонский. Когда Навуходоносор пошел в поход против Иерусалима в третий год царствования Иоакима, — это было за несколько недель до смерти его отца, или даже пусть несколько месяцев, в то время он еще не был царем. Но Даниил, вероятно записал эти события в первый год Кира (21). Спустя семьдесят лет после всего происшедшего, естественно, он называет Навуходоносора «Вавилонским царем”. Когда Даниил прибыл как молодой пленник в Вавилон, Навуходоносор уже был царем. И с тех пор он и знал его таким в течение 43 лет. Следовательно, вполне логично, что с первого стиха Даниил и называет его «царем”.

2. Часть сосудов. Конечно, Навуходоносор взял самые ценные и дорогостоящие сосуды храма для употребления их в служении богу Мардуку. И он, наверное, оставил только то, что и было крайне необходимо для проведения ежедневных богослужений в храме Иерусалима. И вообще халдеи имели несколько возможностей, чтобы принести сосуды с собой в Вавилон в данном походе : когда Иерусалим был взят в последний год царствования Иоакима, т.е. в 597 г. до Р. Хр. (4 Цар. 24:13), и третья возможность – в конце царствования Седекии, когда в 586 г. до Р. Хр. После длительной осады Иерусалим был взят и разрушен (4Цар. 25:8-15). Ограбление, или же расхищение сокровищницы Иерусалима Вавилонскими воинами было осуществлено согласно пророчеству Исаии, сказанному за сто лет до этого (Ис. 39:6). Об участии ковчега смотри Иер. 37:10.

Земля Сенаар. Историки раннего периода относили это определение к южному Вавилону, т.е. к земле «Шумер”. Но в настоящее время такое толкование полностью опровергнуто. В большинстве Ветхозаветных ссылок Сенаар определяет Вавилон. Происхождение этого слова неизвестно (Быт. 10:10). Тем не менее, в Быт. 14:1,9 Сенаар определяет северную часть Месопотамии согласно Быт. 11:2; Ис. 11:11; Зах. 5:11. «Земля Сенаар” упоминается Даниилом и относится к Вавилону.

Бога своего. Главный бог Вавилона был Мардук, который еще со времен первой династии более чем за тысячу лет назывался Бел -«господь”. Его главный храм назывался Эсагила, во дворе которого стояла высокая башня.

Сокровищница. В Вавилонских клинообразных документах часто упоминается сокровищница Эсагила великого храма Мардука.

3.Асфеназ. По всей вероятности это имя имеет персидское происхождение. Возможно, что этот начальник и был первым. При дворе многие чужестранцы занимали высокие посты и службу.

Начальник евнухов. В буквальном смысле слова — «начальник одной головы”, т.е. царя.

Часто возникают вопросы, то ли это определение говорит лишь о физическом значении этого слова, или же им определяется царская служба особенного доверия. Но все же, невозможно дать тот, или иной ответ. Хотя Ассирийские изображения и свидетельствуют о том, что царя окружали евнухи в физическом значении этого слова. Некоторые, самые выдающиеся люди Ассирии, принадлежали только к этому классу людей, например визир Салманасара 3, а также и другие крупные военачальники и администраторы. Исаия пророчествовал, что некоторые из потомков Езекии будут евнухами во дворе Вавилонского царя (Ис. 39:7). Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что Даниил и его товарищи принадлежали к этому классу людей.

Израиль. После разрушения Самарии в 723 г. и 722 г. до Р. Хр., когда десять северных колен перестали существовать как отдельная нация, иудейское царство осталось единственным представителем потомков Иакова или Израиля. Поэтому имя Израиль так часто употребляемое во время плена и после него говорит о представителях царства южного (см. Иез. 14:1; 17:2).

Царский род. Когда Навуходоносор взял Иерусалим в 605 г. до р. Хр., он также взял заложников из царского дома Иудеи, а также из других знатнейших семейств этой несчастной страны. Это был древний обычай победителей, чтобы брать с собой царских заложников, чтобы таким путем гарантировать себе верность побежденного врага. Из летописи о Тутмосе 3 мы видим, что после нарушения союза между Сирией и Палестиной и происшедшей в следствии этого битвой у Мегиддо в 15 в. до р.Хр. побежденным царям было разрешено возвратиться на свои троны, но отдать в Египет по одному представителю из царской семьи. В Египте они получили образование, согласно обычаям и нормам этой страны и, когда один из царей – ставленников Палестины или Сирии, умирал его место занимал другой из подобных фаворитов фараона.

Князья. То есть «благородные”. Это слово на еврейском языке заимствовано из Персидского языка. Даниил иногда прибегал к заимствованным словам из Персидского языка, величие которого в то время было сильно заметным.

4.Отроки. То есть «молодые люди” в возрасте 16 лет и выше. Ксенофонт говорит, что на службе у царя не могли быть взяты молодые люди моложе 17 лет.

Недостатка. На древнем Востоке, как и на современном, большую роль имело и имеет телесное и умственное развитие.

Халдеи. Этот термин обозначает членов арамейского колена, некогда жившего в нижней Месопотамии, а потом приобретшие мировое господство. Этим термином определяется и класс ученых в Вавилоне, которые были выдающимися астрономами своего времени. Они также были глубокими знатоками и других точных наук, как математика, хотя они и подключали к этой области магию и астрологию. Что касается фразы «научить их книгами и языку халдейскому”, то согласно старой точки зрения сюда входило знание арамейского языка и литературы, в то время, как современные комментаторы полагают, что это означало как научные, а также лингвистические, т.е. языковые познания халдеев. Все известные труды научные того времени записывались на глиняных табличках клинообразным шрифтом на вавилонском языке, а также и на других языках при переводе.

5.Назаначил. Ученикам царской школы выдавалась и пища с царского стола. Об этом свидетельствуют документы более позднего персидского периода, чем вавилонского.

Три года. То есть, включая и полный год царствования Навуходоносора, когда Даниил был взят в плен, до второго года царствования царя.

6.Между ними. Это выражение говорит о том, что помимо этих четырех отроков были еще и другие юноши… Эти четыре отрока упоминаются потому, что их история останется во все времена яркой и поучительной. Их непоколебимая верность Богу снискала им большие мирские почести и духовные благословения (см. 2:49; 3:30; 6:2; 10:11).

Даниил. Это имя означает «Бог – мой судья”. Впервые это имя мы встречаем в Ветхом Завете в 1Парал. 3:1. Этим именем назван второй сын Давида (иностранный перевод). Затем имя священника в 5-м столетии (Ездр. 8:2; Неем. 10:6). Это имя было известно широко среди семейств.

Анания. Это имя означает «милосердный Иегова”, обычное еврейское имя встречающееся в Ветхом Завете не менее 14 раз.

Мисаил. Это имя означает «тот, кто принадлежит Богу”. Эти имена носили некоторые библейские лица до и после плена (см. Исх. 6:22; Неем. 8:4).

Азария. Это имя означает «Иегова помогает”. Это имя часто встречается в Библии.

7.И переименовал. Новые имена, данные этим еврейским юношам, означали их принятие в вавилонский двор. Этот обычай встречает свою параллель и в библейской истории. Иосиф – получил египетское имя, когда стал членом двора (Быт. 41:45). Гадасса – была переименована в Есфирь (Есф. 2:7), возможно, когда она стала царицей. Этот обычай был распространен среди вавилонян с самых древних времен. Ассирийский царь Феглафеласар 3 назывался Фулу (библ. Фул), когда он стал вавилонским царем (см. 1Пар. 5:26). И Салманасар 5 стал называться Улуай.

Валтасар. Согласно еврейского и арамейского перевода означает «Вал – охраняющий жизнь царя” по имени бога Навуходоносора (4:5).

Седрах. Это имя перетолковывается с вавилонского языка и не относится к вавилонскому имени.

Мисах. Удовлетворительного объяснения не найдено, это имя не вавилонское.

Авденаго. Считается, что это имя означает «слуга бога Набу”.

8.Не оскверняться. Было несколько причин, по которым набожные иудеи должны были избегать пищи с царского стола (1). Вавилоняне подобно другим языческим народам употребляли в пищу нечистое мясо (2). Животные, употребляемые ими, убивались не по левитскому закону (Лев. 17:14,15). (3). Часть мяса прежде всего посвящалась языческим богам (Деян. 15:29). (4). Употребление богатой и нездоровой пищи и вина противоречило острым принципам воздержания. (5). Даниил и его товарищи не хотели употреблять в пищу мясо. Еврейские юноши решили не употреблять в пищу ничего такого, что могло бы помешать и препятствовать их телесному, умственному и духовному развитию.

9.Даровал милость. Сравнивая с опытом Иосифа (Быт. 39:2,21), (Ездры 7:28) и Неемии (Неем. 2:8), вне всякого сомнения, что проявленная вежливость, любезность и верность со стороны этих мужей, и снискала им благосклонность их начальства, и в то же время они относили этот успех как Божьему благословению. Бог сотрудничает с теми, кто сотрудничает с Ним.

10. Я боюсь. То есть он отвечал перед царем за тех, кто был доверен его заботам и попечению.

11. Амелсар. Согласно новейшим вавилонским находкам это означает «начальник”, «распорядитель”. Невзирая на дружеское расположение начальника евнухов к Даниилу и его друзьям, он не мог сам решить этого вопроса.

12. Десять дней. На первый взгляд кажется это очень короткий срок для того, чтобы приобрести надлежащий внешний здоровый вид. Но Даниил и его товарищи еще до этого испытательного часа были приверженцами принципов строгого воздержания, и в принципе они обладали хорошим здоровьем, которое в данное время нуждалось только в соответствующей еде. Они надеялись восстановить свои физические силы после мучительного перехода в гораздо кратчайшие сроки, чем остальные пленники, не придерживающиеся правил воздержания и умеренности. В этом случае Божественная сила объединилась с человеческими усилиями и результат воистину был велик. Божьи благословения сопровождали благородное решение этих решительных юношей: не оскверняться царскими блюдами. Они знали, что употребление возбуждающей еды и напитков будет препятствовать их высокому телесному и умственному развитию. Амелсар был уверен, что такая строгость в еде сделает юношей бледными, хилыми в то время как богатый царский стол сделал бы их «красивыми, здоровыми”. И насколько же он был удивлен, когда увидел обратное действие.

Бог возвысил этих юношей, потому что в их непоколебимом намерении лежал принцип справедливости и верности. Одобрение со стороны Бога было для них дороже благосклонности сильнейшего монарха, дороже самой жизни. Это твердое решение не возникло у них под давлением обстоятельств. С самого детства эти молодые люди были воспитаны в рамках строгих правил воздержания. Они знали о пагубном влиянии возбуждающей пищи и задолго до этого критического момента решили не ослаблять своих телесных и умственных сил удовлетворением аппетита. Когда окончился испытательный срок, они прекрасно выглядели во всех отношениях.

Даниил не потому отказался от еды с царского стола, чтобы казаться оригинальным, необыкновенным человеком. Многие возможно убеждены, что при данных обстоятельствах можно было бы и сделать некоторые отклонения от строгих норм воздержания и что в конце концов Даниил был уж слишком ограниченным фанатиком, придирчивым и щепетильным человеком. Даниил старался иметь со всеми хорошие отношения и дух сотрудничества со своими начальниками, пока это не требовало от него принесения в жертву его принципов. Когда же все это коснулось его верности по отношению Иеговы, он был готов скорее пожертвовать мирскими почестями, богатством, положением и даже жизнью.

17.Четыре отрока. См. стих 4.

Знание и разум. Те знания, какие получил Даниил и его товарищи были для них также и испытанием веры. Наука халдеев была тесно переплетена с идолопоклонством и языческими обрядами, как колдовством и предрассудками. И от всего этого юноши – евреи держали себя в стороне. Каким образом им удавалось избегать конфликтов, нам не известно, но вопреки разлагающему влиянию, они продолжали крепко придерживаться веры своих отцов, как это позже и показали события. Эти четыре молодых человека изучали халдейские науки, не смешивая их с языческими элементами.

Каким образом эти молодые люди сохраняли свою веру незапятнанной вытекает из следующего:

(1) Они имели твердое намерение остаться верными Богу. У них было больше чем желание, или надежда иметь в себе ценные свойства характера. Они желали делать все доброе и хорошее, и уклоняться от всякого зла. Победа возможна только при условии правильных действий воли.

(2) Их независимость от силы Божией. Хотя они и обладали высокой одаренностью и способностями и признавали необходимость действий со стороны людей, все же они знали, что всему этому должна прилагаться скромная зависимость и полное доверие от силы Божией.

(3) Они отказались притуплять свои духовные и моральные силы угождением аппетиту. Они сознавали, что самое незначительное уклонение от принципов ослабит их чувство сознания к справедливому и несправедливому, что при малейшем неправильном отношении влечет за собой другой неправильный шаг, а в конце всего – к полному отступлению.

(4) Они постоянно молились. Их жизнь была постоянной жизнью молитвы. Даниил и его юные друзья понимали, что молитва необходима и в особенности еще потому, что их постоянно окружала атмосфера зла.

Видения и сны. Три друга Даниила подобно ему, обладали особенными умственными дарованиями, а сам Даниил был избран Богом еще и быть специальным Его вестником. Даниил не был толкователем снов. Он был пророком, и его пророческий дар не был результатом успешного прохождения курса в этом вопросе в школе царских магов, колдунов и предсказателей. Он был призван Богом совершать специальную работу и стал пророком одним из самых важнейших пророчеств всего времени (см. 7 – 12 гл.)

18. По окончании тех дней. Когда окончился срок обучения, молодые юноши «предстали пред царем”: царь устроил им проверку и нашел их лучшими среди лучших по степени развития и знания.

Что же произошло за эти годы?

1. Навуходоносор взошел на престол и пленники, приведенные в Вавилон, были отданы для обучения.

2. Счет царственного года Навуходоносора начался спустя год, т.е. после кануна нового года и считался как первый год его царствования.

3. Это был второй год царствования Навуходоносора, когда ему снился сон и он потребовал объяснения (см. 2:1). Поэтому, учитывая этот древний обычай ведения счета царственных лет, вторая глава пророчества Даниила не противоречит первой главе.

19.Говорил с ними. После окончания учебного срока молодые люди, пройдя проверку, оказались, как в физическом отношении, так и в умственном намного выше всех остальных. Каким образом происходила эта проверка нам неизвестно. Из дальнейших описаний о способностях Даниила данных матерью Валтасара, которая по всей вероятности была дочерью Навуходоносора. Мы узнаем, что он был известен ей, как муж способный изъяснять загадочное и разрешать проблемы (5:12). Заданные вопросы конечно могли носить и загадочный характер, и это было излюбленным видом испытательной беседы вообще при дворе на Востоке. Также такого рода проверка могла означать и разрешение материальных и астрономических задач, в которых вавилоняне были большие мастера, как об этом свидетельствуют и документы древности, а также еще чтение и письмо трудных клинообразных таблиц. Глубокие знания Даниила и его юных друзей не были результатом случая или как говорят «судьбы”, или же чуда. Эти молодые люди честно и серьезно относились к своим учебным обязанностям, и Господь благословил их старания. И, вообще, в любом мероприятии только тогда будет настоящий успех, когда будут вместе сотрудничать человеческие и Божественные силы. Одни человеческие старания ничего не стоят.

Из всех отроков. Это выражение может относиться и к другим юношам евреям, приведенным в Вавилон вместе с Даниилом и его друзьями, а также и к другим молодым людям знатного происхождения и из других стран.

И стали они служить пред царем. Сравни 5 стих со 2 гл. 2 стих, т.е. это говорит о начале их службы у царя. Мы встречаем подобное выражение «предстали” и в Быт. 41:46, 1 Цар. 16:21,22, 2 Парал. 9:7; 10:6,8.

20.И во всяком деле мудрого понимания. Здесь делается упор на глубокие логические выводы, имеющие в своей основе самое точное и исчерпывающее знание, т.е. что любое мудрое заключение или вывод вытекают из источника глубоких знаний, следовательно, в таком случае исключается вопрос о магии или же какой-либо другой сверхъестественной науке. Это принуждает предполагать, что Даниил и его товарищи превосходили всех остальных в такой области, как точная математика, астрономия и в вопросах лингвистики. Они очень хорошо разбирались в клинообразном письме, прекрасно знали вавилонский и арамейский языки и арамейский транскрит.

Волхвы. Это определение не часто встречается на библейском языке. На египетском языке означает «начальник магии”. Согласно находкам наших дней это слово употреблялось в Вавилоне и Даниил заимствовал его из священных рукописей при изучении истории своего народа. Это еще лишний раз говорит о том, что его речь и выбор слов находились под сильным влиянием библейского языка.

Тайноведцы. Или же астрологи. Гадатели, заклинатели духов и астрологи пользовались большой популярностью в древности и этим занимались люди ученые и образованные. Часто будущие события определялись по внутренностям священных животных, или по полету птиц. Гадание особенным образом происходило на печени священных животных, при сравнении ее с печенью из глины. И все это имело свои объяснения и истолкования. Иногда прибегали за советом, разливая масло по воде, а по форме разлитого масла искали для себя ответ, или метали стрелы и следили за их полетом и падением (Иез. 21:21). Гадатели часто обращались к духам умерших. Истолковывали сны. Каждый восточный монарх имел много гадателей и магов в своем распоряжении. Они всегда находились под рукой и сопровождали царя во всех его военных предприятиях и походах, охоте и государственных визитах.

Но было бы ошибкой предполагать, что ученые люди Вавилона – это были только гадатели и волхвы. Хотя они проявляли немало искусства, и в этом они были в настоящем смысле этого слова глубокими знатоками науки. Их познания в области астрологии и математики были очень солидными и глубокими. Они пользовались формулами, которые как раньше думали, принадлежали грекам. Они были прекрасными архитекторами, искусными врачами. Именно в этой области познаний Даниил и его друзья превосходили всех остальных вавилонских волхвов, астрологов и ученых.

21. До первого года. Некоторые комментаторы считают этот стих противоречащим 10:1, когда Даниил получил видение в третий год Кира. Этот текст не говорит о конечной дате пребывания Даниила во дворе. Даниил просто мог согласиться на эту дату по причине происшедшего события, которое произошло в том году. Некоторые предполагают, что это событие относится к указу Кира, который положил конец вавилонскому пленению (2 Цар. 36:22,23; Ездр. 1:1-4;6:3). Этот указ приводил в исполнение одно из важнейших пророчеств, которые Даниил очень серьезно исследовал, а именно пророчество Иеремии о том, что плен будет длиться 70 лет (Иер. 29:10, Дан. 9:2). Даниил жил все эти годы в плену с самого начала в 605 г. до Р.Хр. до издания Киром указа в 537 году до р.Хр. Возможно, что Даниил хотел поставить своих читателей в известность, что хотя он и был в числе первых пленников, приведенных в Вавилон, но он все еще жив, хотя с тех пор прошло 70 лет плена. Можно допустить еще одну мысль, что первая глава возможно и не была написана до первого года царя Кира. Если допустить это, тогда становится понятным и заимствование слова из персидского языка. Даниил снова занимает государственный пост при персидском царе вскоре после падения Вавилона (Дан. 6:1-2). Находясь в непосредственном общении с персами, он свой лексикон пополняет некоторыми персидскими словами, как это видно из дальнейших глав.

Дополнительные комментарии Елены Уайт на 1-ю главу книги Даниила

Мы нуждаемся сегодня в людях подобных Даниилу, — людях, которые обладали бы самоотречением и мужеством стать коренными реформаторами воздержания. Каждый христианин должен быть убежден, что его пример и влияние находятся на стороне реформы. Служители Евангелия должны самым верным образом наставлять и предостерегать народ в этом вопросе. И каждый из нас должен помнить, что наше счастливое пребывание в этих двух мирах – на земле и на небе – зависит от правильного отношения к этому вопросу. (Знамение времени, 6 декабря 1910 г.)

1-21 ст. исследуйте книгу пророка Даниила. Изучайте историю царств, государственных мужей, могущественных армий и вы увидите, как Бог ниспровергает все гордое и надменное. Только один Бог – Велик.

В пророческих видениях Он ниспровергает одного монарха и ставит другого. Он – Ветхий днями – живой Бог, Источник всякой премудрости, Распорядитель настоящего. Он открывает будущее – создает Свое вечное, несокрушимое царство.

Изучайте эту книгу и вы увидите и поймете, каким жалким, ничтожным, ошибающимся, недолговечным является человек. Как преступен он в своем тщеславном желании возвыситься!

Свет, полученный Даниилом от Бога, был дан специально для этих последних лет. Видения, которые он видел на берегах Улая и Хелекло – «великих Сенаарских рек” – теперь исполняются и вскоре все эти пророческие события найдут свое абсолютное отражение во времени и действии. (Письмо 57. 1896 г.)

«Даниил – посол неба в вавилонском дворе”.

Возможно, что на первый взгляд может и показаться, что Даниил и его товарищи оказались в более благоприятной обстановке, чем юноша – Иосиф в Египте, но вряд ли постигшее их испытание можно считать менее суровым, чем Иосифа. Будучи взятыми из своей скромной родины в плен, они оказались в одном из самых великолепных городов мира, во дворе одного из самых величайших монархов и были там определены для обучения и затем для несения службы при царе. О, какие сильнейшие искушения ожидали их в развращенном и роскошном дворе! Да, это случилось: поклонники Иеговы стали пленниками Вавилона, сосуды храма Божия оказались в храме вавилонских богов. Сам израильский царь стал пленником вавилонян – и все это в самых хвастливых выражениях подчеркивалось победителями, как доказательство превосходства их религии и обычаев над религией и обычаями евреев. Даже пользуясь и такими обстоятельствами, как унизительное и рабское положение Израиля, — в следствии их неповиновении Его заповедям, Бог показал Вавилону свое превосходство, святость Своих требований и последствия повиновения. И это свидетельство Он дал только таким путем, каким оно только может дано, а именно через тех, кто по прежнему оставался Ему верен и послушен.

Даниилу и его друзьям, в самом начале их карьеры пришлось столкнуться с сильнейшими испытаниями. Повеление царя о том, чтобы они питались с его стола, говорило о благосклонности царя к ним и о его беспокойстве об их благополучии… Часть пищи с царского стола посвящалась идолам и участие в царской трапезе, означало для юношей принесение своеобразной чести лжебогам. Их верность в отношении Иеговы не позволяла им сделать это. И еще, как они могли решиться подвергнуть опасности свое телесное здоровье, умственное и духовное развитие, употреблением сложной и богатой пищи с царского стола.

Даниил и его товарищи самым верным образом были обучены принципам Слова Божия. Их учили жертвовать земным ради духовного. И они пожали то, что сеяли. Их привычки в воздержании, их глубокое понимание ответственности, как представителей Божиих, дало им благороднейшее развитие телесных, умственных и духовных сил. В конце учебного срока при проверке вместе с остальными кандидатурами на места царской службы «не нашлось подобного Даниилу, Анании и Мисаилу, и Азарии” (Дан. 1:19).

В вавилонском дворе были собраны представители со всего мира: люди редчайших дарований и способностей, обладающих высочайшими знаниями и культурой ума, но все же среди них, еврейских пленников, не было равных. У них не было соперников в их прекрасном и здоровом виде, умственной свежести и остроты мышления, и литературных дарованиях. «И во всяком деле мудрого понимания, о чем не спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайновидцев и волхвов, какие были во всем царстве” (Дан. 1:20). (Воспитание, 54 – 55 стр.).

Царь не принуждал этих юношей – евреев отречься от своего убеждения и принять язычество. Он надеялся постепенно сделать это. Переименовав их прежние имена на языческие, поставив их в условия ежедневного общения с языческими обрядами и подвергая их постоянному влиянию заманчивых обрядов языческого культа, он надеялся незаметным образом оказать на них такое воздействие, что они сами откажутся от своей национальной религии и станут почитателями вавилонских богов…

Если бы Даниил хотел, то и при тех обстоятельствах, в каких он находился, он мог бы найти правдоподобное извинение за свое нарушение в принципах воздержания. Он мог бы доказать, что всецело зависел от царской милости, и, находясь в его власти, для него не было другого выхода, как только есть и пить с царского стола и, если бы он при этом придерживался Божественного учения, то такое поведение с его стороны оскорбило бы царя и возможно он потерял бы свое положение и даже жизнь. Нарушив заповеди Господни, он приобрел бы царскую благосклонность, получил бы замечательное образование и земные блага. Но Даниил не поколебался. Одобрение Божие было для него дороже благосклонности самых мужественных властелинов мира, дороже, чем его собственная жизнь. Он решил, невзирая ни на что, «оставаться твердым и непреклонным.”

В своем решении юные евреи не действовали самонадеянно, но во всем полагались на Бога. Они поступали так не потому, что хотели отличиться от других, но лишь потому, что не могли обесчестить своего Бога. Если бы они поддались напору обстоятельств и сделали какие-либо уступки в этом отношении, тогда нарушение принципа ослабило бы их чувства святости и умалило бы их отвращение ко греху. Один неправильный шаг повлек бы за собой другой, третий и т.д. Пока их связь с небом не оборвалась, и они не пали бы жертвой искушения.

Принужденные порвать святые и родственные связи, они старались быть верными во имя славы Того, Чьими рабами они были.

Они сознавали, что для того, чтобы быть представителями истинной религии, они должны обладать ясностью ума и совершенством христианского характера. Сам Бог был их Учителем. Постоянно молясь, добросовестно относясь к своим обязанностям, поддерживая непрерывную связь с Невидимым, они подобно Еноху ходили с Богом.

Истинный успех в любом труде не является результатом случая или судьбы, но есть работа Божьего провидения, вознаграждение за веру и полное самопосвящение, добросовестное отношение и старательность. Замечательные умственные способности, высокая мораль не являются случайными. Бог предоставляет человеку возможность, а успех уже зависит от того, как он будет их использовать”.

Человеческие старания остаются безуспешными без Божественной силы и Божественного усилия, часто остаются безуспешными без человеческих стараний. Для того, чтобы благодать Божия заняла определенное положение в нашей жизни, мы должны совершить ту часть работы, которая требуется от нас. Его благодать дана для того, чтобы работать в нас, творить и созидать, но она никогда не может стать силой подменяющей наши старания или участие в этом.

Подобно тому, как Господь сотрудничал с Даниилом и его товарищами, так Он будет работать со всеми теми, кто будет стараться исполнить волю Его. Посредством Святого Духа Он укрепит всякое истинное намерение, каждое возвышенное решение. Все, идущие путем послушания, столкнутся с многочисленными трудностями. Коварная, могущественная сила может тянуть их к земному, но Господь в силах разрушить всякое орудие, могущее нанести поражение Его избранным. С Его силой они могут победить всякое искушение, преодолеть любую трудность.

Так как Бог в Свое время призвал Даниила быть свидетелем в Вавилоне, так Он призывает и нас, чтобы и мы были Его свидетелями в этом мире как в маленьких, так и в больших жизненных делах. Он желает, чтобы мы показали людям принципы Его царства. Многие ждут пока им представится возможность совершить нечто большое в то время, как они ежедневно теряют возможность проявить свою верность по отношению Бога.”

В жизни истинного христианина нет ничего незначительного. Перед лицом Всемогущего каждая обязанность важна. Господь точно измеряет каждую возможность, какую человек может использовать для работы. Мы отдадим Богу отчет за использованные и неиспользованные возможности. Мы будем судимы за то, что мы должны были сделать, но не сделали, потому что мы не применили наши способностей для прославления Божьего имени.

Благородный характер – это не случайное явление. Он приобретается не благодаря особенным милостям, или дарам Провидения. Он является результатом самодисциплинированности, подчинения низшей природы и отдаче своего «я” на служение Богу и человеку.

Через верное отношение к принципам воздержания, проявленного еврейскими юношами, Господь и сегодня обращается к молодежи. Мир нуждается в людях, которые бы подобно Даниилу боролись за истину. Мир нуждается в чистых сердцах, твердых руках, беззаветной смелости, ибо борьба между пороком и добродетелью призывает к неусыпной бдительности.

Тело является единственной средой, где развивается ум и дух для созидания характера. Поэтому враг человеческой души и направляет свои искушения на то, чтобы ослабить и уничтожить телесные силы. Тело должно подчиниться высшим силам существа. Желания должны контролироваться волей, которая непосредственно должна быть под Божественным контролем. Царственная сила разума, освященная Божественной благодатью должна занять главенствующее место в жизни. Умственная сила, запас жизненной энергии и продолжительность жизни зависят от неизменных законов. Таким образом, путем повиновения этим законам человек может одержать победу над самим собой, над всеми наклонностями. Он одержит победу над «мироправителями века сего” и «духами злобы поднебесной”.

Юноши наших дней также могут быть подобны Даниилу. Они могут черпать из того же источника силы, владеть той же силой самообладания и проявить ту же твердость и верность даже при более неблагоприятных условиях… Путем твердого решения и неусыпной бдительности они могут выдержать любое искушение осаждающее их душу. Тот одержит победу, кто будет поступать «праведно во имя справедливости”.

Как прекрасна была жизнь этих благородных юношей евреев! Когда они последний раз простились с родным кровом своего детского очага и во сне даже не представляли ту высокую участь, которая ожидала их! Верные и непоколебимые, они всецело предались Божественному руководству, чтобы посредством них Он мог исполнить Свое намерение.

Те великие истины, какие Бог открыл через этих мужей, Он желает дать их миру через детей и юношей наших дней. Жизнь Даниила и его товарищей является наглядным примером того, что Бог желает сделать для тех, кто доверяется ему всем сердцем Своим и стремится исполнить Его намерение. (Пророки и цари, 479 – 490 стр.)

1 – 2 стих

Первые годы царствования Иоакима характеризовались полнотой данных предостережений, относительно надвигающихся судов Божиих. Переданные пророками слова Божии были близки к своему исполнению. Ассирийскому могуществу на севере, которое длилось столько времени, приходил конец. Египту – на юге, на мощь которого так надеялся иудейский царь, должен был быть нанесен сокрушительный удар. На Востоке восходила заря нового мирового могущества – вавилонское царство, которому вскоре суждено было затмить собой все остальные царства.

Спустя несколько недолгих лет и вавилонский царь должен будет стать орудием гнева в руках Божиих для наказания нераскаявшегося иудейского народа. Неоднократно Иерусалим должен был подвергнуться нападениям и осаде войск Навуходоносора. Вначале в небольшом количестве, а затем тысячами и десятками тысяч иудейский народ будет отведен в Сенаарскую землю, землю своего насильственного изгнания… Иерусалим будет опустошен и предан огню. Иоаким, Иехония и Седекия – все эти иудейские цари в свое время должны будут стать подданными вавилонского царя. Храм, построенный Соломоном будет разрушен и иудейское царство падет, чтобы уже больше никогда не занять своего прежнего положения среди народов. (Пророки и Цари, 422 стр.). 2. См. к 1-21.

3 – 4 стих

Среди Израильского народа, отведенного в вавилонский плен, были герои – христиане, мужи с непоколебимой проницательностью, характер которых был незапятнан себялюбием, но которые чтили Бога ценой любой жертвы. В земле рабства они должны были осуществлять намерения Божии, разделяя с язычниками те благословения, какие несут с собой познание об истинном Боге. Они должны были быть Его представителями. Никаких уступок они не сделали по отношению к идолопоклонникам. Превыше всего они должны были дорожить своей верой и своим именем, как поклонники Бога живого. Этот долг они с честью выполнили. Во дни благополучия и несчастья они своей жизнью возвеличили славное имя Бога и Он, в Свою очередь, прославил их (Пророки и цари, 480 стр.)

3 – 6 стих

Посылая Свой свет Своему народу в древности, Бог не действовал в этом отношении через какой-нибудь только строго определенный класс людей. Даниил – был иудейским князем. Исаия принадлежал к царскому роду. Давид – пастух, Захария – пленник в Вавилоне, Елисей – пахарь. Господь призвал Своих представителей, пророков и князей, знатных и незнатных и наставлял их в истине, которая должна была быть дана людям.

Каждому, кто становится причастником Его благодати, Господь поручает совершить определенную работу для других. Каждый в отдельности из нас там, где мы находимся и живем, должны сказать: «Вот я! – пошли меня!” На любом человеке, кто бы он ни был, или проповедник слова, или медработник, врач, рядовой член церкви, коммерсант, земледелец, мастеровой или занимающийся другим видом ручного труда, лежит ответственность трудиться для блага других. Это наша работа – открыть людям Евангелие Спасения. Чем бы мы ни занимались, мы должны использовать это знание для этой конечной цели.

И те, кто выполняют определенную работу, несут не только благословение другим, но и сами получают его. Сознание исполненного долга окажет свое благотворное влияние на их душу. Отчаивающийся забудет свое отчаяние, слабый станет сильным, невежда – знающим и все найдут в Том, Кто их призвал, неизменную помощь и поддержку. (По стопам В. Вр., 148 стр.)

Сам Бог руководил воспитанием Израиля. Бог повелел иудеям учить своих детей Его требованиям и знакомить их со всеми фактами Его обращения с их отцами. Это была одна из главных обязанностей каждого отца, которая не могла быть поручена кому-либо другому… История о могущественных делах Божиих при освобождении Его народа и обетование о грядущем Искупителе должны были быть частой темой бесед в их доме. Великие истины о Божием провидении должны были найти достойное отражение в юном сознании. Они должны были быть так воспитаны, чтобы видеть Бога в картинах природы и словах откровения. Мерцающие на небе звезды, деревья и полевые цветы, величественные горы, журчащие ручейки – все вещало о Творце. Торжественное принесение жертв и служение во святилище, слова пророков являлись откровение Божиим.

Такое воспитание получил Моисей в Гесеме в скромной хижине своих родителей. Самуил – от своей любящей матери, Давид – среди вифлиемских холмов, Даниил, прежде чем стать пленником в чужой земле. Таковой была и ранняя жизнь Христа в Назарете. Такое воспитание получил и мальчик Тимофей. Будучи научен истинам Св. Писания из уст своей бабушки Лоиды и матери Евнмке. (Патриархи и пророки, 592 стр.)

4 – 5 стих

Трудно отыскать в другом месте более яркую и содержательную картину истинного воздержания и последующими за этим благословениями, чем в истории Даниила и его друзей. Эти молодые люди отказались не только пить царское вино, но и кушать с царского стола. Они повиновались Божественному закону как физическому, так и моральному. В их привычках самоотречения сосредоточилась и твердость цели, старания и настойчивость. А результат всего этого мы видим во дворе царя во время проверки и сурового испытания.

Бог всегда воздает должное всему правильному и истинному. Во дворе вавилонского царя были собраны лучшие из лучших и все же, эти юноши не знали себе равных… Их стройные фигуры, твердая, упругая походка, прекрасная внешность, здравое суждение, легкое дыхание – все это самым красноречивым образом свидетельствовало и о том ярком благородстве, каким природа так щедро вознаграждает всех повинующихся ее законам. (Воздержание, 271 стр.)

5 стих

Среди блюд, подаваемых к царскому столу, были также и мясные кушанья из свинины и других животных, которые согласно закона Моисея, считались нечистыми и которых евреи не могли употреблять в пищу. Суровое испытание встало перед Даниилом. Оставаться ли ему верным наставлениям родителей относительно пищи и питания и тем самым нанести большое оскорбление царю и подвергнуть опасности не только свое положение, но и жизнь, или же нарушить заповеди Божии и сохранить расположение царя, сулящее такие огромные умственные горизонты и заманчивые мирские перспективы.

Даниил долго не размышлял. Он решил твердо оставаться непоколебимым в своем убеждении, в котором был уверен, что оно является правильным. Он решил так поступать во что бы это ему не обошлось. «И положил Даниил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь.”

В наши дни есть такие верующие люди, которые считают Даниила фанатиком, ограниченным человеком и святошей. Они смотрят на вопрос пищи и питания слишком легко и считают действия Даниила неправильными, чтобы по той причине лишиться всех земных благ. Но все думающие так в день суда увидят, как далеко они уклонились от правильных взглядов относительно справедливости закона Божия, создавая свои личные правила и взгляды на принципы добра и зла. Они убедятся тогда, что все то, на что они смотрели как на малозначащее, совершенно иначе рассматривается Всевидящим взором Всемогущего. Его заповеди должны свято соблюдаться. Тот, кто соблюдает один из принципов закона Божия, потому что убедился в этом, но в то же время нарушает другие принципы, потому что соблюдение их требует большой жертвы, тот умаляет степень справедливости закона Божия и падает другим пример легкомысленного отношения к нему. Но слова «Так говорит Господь” – должны стать путеводительными словами в нашей жизни. (Пища и питание, с. 29).

В самом начале карьеры юношей их характер был испытан самым решительным образом. Было определено, что они будут питаться с царского стола. Этим царь хотел показать свое милостивое отношение к ним. Хотя только часть пищи посвящалась идолам, но уже весь царский стол считался посвященный богам и тот, кто кушал с него, тем самым выражал свое почтение к вавилонским богам. В таком случае, конечно, верность по отношению Бога не позволяла Даниилу и его товарищам кушать ту пищу. Даже если бы они только делали вид, что кушают ее и пьют вино, то это означало бы отречение от их веры. Это означало бы, что они соединились с язычеством и нарушили принципы закона Божия. ( Пророки и цари, с. 481).

Даниил был правдивым, благородным и великодушным человеком. Он от всего сердца желал иметь мир со всеми людьми, но в то же время он не мог допустить, чтобы какая-либо внешняя сила совратила его с дороги лежащего пред ним долга. Он желал повиноваться свои начальникам, но не принося в жертву истину и справедливость, и ни цари, ни их указы не могли поколебать все принципиальное и верное отношение к Царю царей. Даниилу было всего восемнадцать лет, когда он стал пленником вавилонского царя. И такое благородное сопротивление злу и неуклонная приверженность истине в такие юные годы вызывает еще большее восхищение. Его благородный пример должен вдохновлять утомленных и искушаемых даже в наши дни.

Строгая согласованность с библейскими требованиями принесет не только благословение душе, но и всему телу. Плоды Св.Духа – это не только любовь, мир и радость, но также и воздержание. Нам повелено, чтобы мы не оскверняли наши тела, потому что они являются храмом Св.Духа. История Даниила учит нас, что посредством религиозного принципа, молодые люди могут одержать победу над прихотями плоти и остаться верными Божиим требованиям, если бы даже для этого нужно было принести большие жертвы. А что если бы Даниил поддался этому искушению и повиновался царю, и находясь в таких стесненных обстоятельствах, ел и пил вместе с вавилонянами? Тогда конечно, один неверный шаг повлек бы за собой другой и так, пока его связь с небом не была бы утрачена. Но с непоколебимым детским доверием, привязавшись к Богу, он получил пророческую силу. В то время, как люди обучали его и приготавливали для службы в царском дворе, Бог учил его читать тайны будущих веков. (Свидетельство, т. 4, с. 570)

6 стих.

Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Видя в этих молодых людях многообещающих, даровитых юношей, Навуходоносор решил дать им соответствующее образование, чтобы потом они могли занять высокое положение в его царстве. Для того, чтобы они вполне отвечали жизненной задаче, стоящей перед ними, он поручил им изучать халдейский язык и за три года получить то надлежащее образование, какое имели знатные люди его царства. (Пророки и цари, с. 480)

7 стих.

Имя Даниила и его товарищей были переименованы на имена обозначающие халдейское божество. (Пророки и цари, с. 481)

Для того, чтобы у нас сложилось правильное представление об умеренности и воздержании, мы должны рассматривать этот вопрос с библейской точки зрения. И нигде мы не встретим более яркой и доступной нашему пониманию картины об истинном воздержании и последующих за этим благословений, как пример пророка Даниила и его друзей во дворах вавилонского царя.

История Даниила и его друзей записана на страницах Библии для блага юношества и во имя всех грядущих поколений. То, что может сделать один, то может сделать и другой. Разве юноши – евреи не остались непоколебимыми пред лицом сильнейших искушений и не оставили своим личным примером могущественного и благородного свидетельства в защиту истинного воздержания? Юноши наших дней также могут дать миру подобное свидетельство.

Вытекающий отсюда урок необходимо тщательно исследовать. Опасность для нас таится не в скудных условиях жизни, а обильных. Нас подстерегает искушение излишества. Те, кто желает сохранить свое здоровье в самом наилучшем состоянии для служения Богу соблюдают строгую умеренность во всех дарах, посылаемых Небесным Отцом и воздерживаются от всего вредного и низменного. (Пища и питание, с. 28)

Характер Даниила дан нам, как потрясающий пример того, что может сделать благодать Божия над павшими и испорченными грехом людьми. Все, написанное об этом самоотверженном и благородном подвиге жизни, является ободрением для людей нашего времени. Отсюда мы можем научиться для себя, как нужно решительно и твердо сопротивляться искушениям и в духе смирения оставаться непоколебимыми в принципах правды, даже в час тягчайших испытаний. (Пища и питание, с. 30)

Искушение удовлетворения аппетита и желаний обладает силой, которая может быть побеждена только с Божьей помощью. Во всяком искушении мы имеем обетование от Бога, что Он уже приготовил путь избавления. Почему же многие тогда оказываются побежденными? А потому, что не возлагают своего упования на Бога. Такие люди не используют те средства, какие даны в наше распоряжение для нашего избавления, по вопросу удовлетворения аппетита и извращенных желаний, не имеют никакого веса пред Богом.

Даниил дорожил своими умственными способностями, но не полагался на них. Он вполне доверился силе, какую Бог обещал всем тем, кто в смирении сердца придет к Нему и отдаст себя в Его распоряжение. (Пища и питание)