Комментарии на 2 главу

1.Во второй год. О значении второго года царствования Навуходоносора и объявления трех лет обучения, которые окончились спустя три года см. 1 гл. 18 стих.

Снились сны. Возможно, здесь потому употреблено множественное число, чтобы оттенить различные серии сна. Вообще, в древности люди с большим благоговением относились к снам, считая их откровением своих богов, а потому всегда стремились найти им разгадку.

Согласно провидения Божия, Навуходоносору снился сон. Бог желал таким образом дать царю определенную весть. Во дворце Навуходоносора были Его представители, через которых Бог хотел передать языческому народу свет о Себе. Бог нелицеприятен ни к одному человеку, или народу. Он желает спасти всех ищущих спасения из любого народа и колена. Он также желал спасти древний Вавилон, как и Израиль.

В этом сне Бог желал показать Навуходоносору, что дело всей истории человечества находится в руках Всевышнего и что все подчинено Его воле. Навуходоносору была показана его ответственность в великом плане Неба для того, чтобы он мог работать и действовать согласно Божественной программе.

Уроки истории, данные Навуходоносору, содержали в себе намерение дать наставления всем народам и людям до конца времен. В великом плане Божием для каждого народа древности было отведено специальное место и время. Когда монархи и народ пренебрегали данными им преимуществами и возможностями, их слава величия приходила к своему закату. Народы наших дней должны обратить серьезное внимание на уроки древней истории. Поднимаясь над зыбкой неустойчивостью политики и человеческих планов Небесный Бог «бесшумно и терпеливо приводит в исполнение Свою личную волю” (Пророки и цари, стр. 500). И в конце времени Он учредит Свое царство, которому не будет конца (см 4:17).

Посредством сна Бог приблизился к Навуходоносору, чтобы оказать на его сознание более сильное влияние, чтобы таким путем он понял важность посылаемой для него вести, чтобы он мог понять и свою часть взаимного сотрудничества в этом. Подобно всем людям древности, Навуходоносор верил в сны как средство, к которому прибегали боги для открытия своей воли людям. Божественная мудрость всегда находит людей в их обыденной, естественной обстановке. Возможно, что сегодня Бог пользуется и менее бросающимися в глаза средствами для сообщения Своей воли, но тем не менее, Его благие намерения от этого не изменяются и не умаляются. Он всегда приспосабливает Свои методы работы к положению каждого человека в отдельности, а также к духу времени и эпохи, в которую люди живут (см также 4:10).

Возмутился. То есть, встревожился. Подобное еврейское выражение мы встречаем также в Быт 41:8 и других местах. Этот сон произвел глубокое впечатление на Навуходоносора.

Тайноведцы. Заимствованное слово из Египетского языка (см.1:20).

Гадатели. См. 1:20

Чародеи. Еврейское слово. В своем корне имеет значение «употреблять чары”. Чародеи обладали способностью совершать чудеса (см. Исх 7:11). Закон Моисея под страхом смерти запрещал обращаться к черной магии (Лев 20:27).

3.Желаю знать этот сон. Хотя этот сон и оставил в сознании царя неизгладимое впечатление, все же, проснувшись, он не мог ничего вспомнить о его подробностях. Некоторые предполагают, что царь помнил сон, но хотел испытать искусство мудрецов. Но царь был слишком встревожен и взволнован для того, чтобы воспользоваться этим случаем и подвергнуть проверке своих мудрецов и при этом его мучила неизвестность и загадочность всего происшедшего.

4. Халдеи см. 1:4.

По-арамейски. Царская семья и высшее общество империи изъяснялось на арамейском языке, взявшем свое происхождение из южной Месопотамии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что халдеи обратились к нему на арамейском языке, а не на обычном вавилонском языке страны. Арамейцы были основной ветвью семитских народов, язык которых имел много диалектов.

Начиная с этого стиха и до конца 7 главы все написано на арамейском языке, а не на еврейском, как остальная часть книги.

Царь! Вовеки живи! Вавилоняне имели подобное выражение: «Пусть Набу и Мардук дадут долгие дни и вечные годы царю, моему господину” ( Сравни с 1 Цар 10:24 , 3 Цар 1:31, Неем 2:3, Дан 3:9, 5:10, 6:21.

5. Слово отступило от меня. Царь этими словами дал ясно понять, что ничего не помнит о сне. Это специально было допущено, чтобы мудрецы не истолковали сон ложно.

В куски будете изрублены. Буквально «расчленены”, или «четвертованы”. Такая жестокость была обычным явлением в древности. Ассирияне и вавилоняне были всем известны своим жестоким и варварским обращением с недругами.

8. Выиграть время. Мудрецы действительно хотели выиграть время. Вторично говоря о своей просьбе, они возбудили у царя подозрение, что они просто оттягивают время. Трудно предположить, что уже в этот момент он перестал доверять их способности отгадывать непонятное. Все же царь глубоко верил в то, что боги сообщат через людей свою волю. Вначале он истолковывал их колебание как тайный сговор для того, чтобы в свое время воспользоваться этим сообщением во вред ему. И если действительно сон содержал в себе нечто такое, что требовало благоприятного момента, то всякое промедление влекло за собой роковую развязку. Некоторые сообщения через богов требовали своего исполнения в строго указанное время, например, при пересечении определенных планет. Поэтому это выражение «выиграть время” наверное и было понято царем, как ожидание такого благоприятного момента.

10. Нет на земле человека. Халдеи вынуждены были признать свою неспособность открыть сон. Они напомнили царю, что тот требует от них невозможного и что ни один царь еще не требовал ничего подобного от своих подчиненных.

Царь, великий и могущественный. Обычный древневавилонский титул.

11. Богов. Некоторые видят в этом намек на два класса богов. То есть, что например, эти мудрецы были в связи с богами второго класса, не главными, второстепенными, которые поддерживали связь с людьми. В то время, как другие боги первого, или высшего класса были недосягаемыми. Как бы оно ни было, но халдеи продемонстрировали всю беспомощность своего искусства.

Другие предполагают, что множественная форма «богов” — это простая почтительная форма обращения по отношению к одной личности. Во всяком случае, халдеи искренно признавали существование высшего божества, верховную мудрость, обладающую высшими познаниями, недоступными человеческому пониманию. Такое признание бессилия со стороны халдеев давало Даниилу чудесную возможность открыть перед всеми могущество и силу живого Бога, которому он служил и поклонялся.

12. Приказал истребить. Жестокость царя в вынесении смертельного приговора была необычной даже для того времени. Это был очень смелый жест со стороны монарха: издать указ об истреблении людей, принадлежащих к высшему научному обществу.

Вавилонских. Возможно, только в черте города этот указ имел силу, а не по всей стране.

13. Искали Даниила. Это было незаконное преследование Даниила и его товарищей, потому что они еще не были членами общества мудрецов. Они только совсем недавно окончили учебный курс и даже не были приглашены вместе с остальными для объяснения сна. Монарх пригласил только высший класс мудрецов. Из этого следует, что ни царь, ни другие ответственные люди в государстве и не думали доверить им важные государственные посты, а использовать их в другом виде работы. Нет никаких оснований предполагать, как это считают современные критики, что Даниил во время учебы проходил магию, потому что в таком случае он был бы приглашен вместе с остальными (см. 1:20).

14. Мудростью. Арамейское слово «тиим”, которое также может быть переведено как «такт”, или же как «большая осторожность”. Даниил с большим тактом и осторожностью обратился к начальнику за разъяснением.

15. Грозное. означает «жесткое”. Некоторые ученые настаивают, что оригинал с арамейского имеет основную идею безотлагательности.

16. Дать ему время. Как мы видим из 1:8 царь был сильно разгневан предложением мудрецов дать им время. Но по-видимому, царя сильно взволновал сон и он наверное был рад, что еще не все потеряно и что можно надеяться на разъяснение. Навуходоносору нравился Даниил, его непреклонность и ум, и он поверил ему. Верность Даниила в менее значительных делах теперь открывала перед ним дверь к великому.

Толкование. Просьба Даниила отличалась от просьбы халдеев. Мудрецы требовали, чтобы царь рассказал им сон. Даниил же просил только дать ему время и заверил царя, что представит ему разъяснение сновидения.

18.Чтобы они просили милость. Даниил и его товарищи имели право обратиться к Богу с сильной верой и детским доверием, потому что все свои наилучшие знания и способности они посвятили тому, чтобы открыть Его волю в своей жизни (см. 1Ин 3:22). Они были убеждены, что это рука Божия прислала их на это место и что они совершают работу, порученную им Небом. Если бы в своих первоначальных переживаниях они сделали уступку и поддались искушениям, окружающим их в царском дворе, тогда они не имели бы права надеяться на божественную помощь и вмешательство в этот час сурового кризиса. Сделайте сравнение между их опытом и опытом пророка из Иудеи, который лишился божественной защиты по причине своего неповиновения (3Цар 13:11-12, 3Цар 13:24).

19.Ночном видении. См. 1Цар 3:1

Даниил благословил. Как только Даниил получил божественное откровение, первой его мыслью было воздать должную хвалу Тому, Кто открыл «сокрытое”. И это является большим уроком для всех, кто получает от Бога замечательные благословения.

20. Имя Господа. Это выражение часто употребляется, чтобы отметить силу, власть и активность Бога. «Имя” часто употребляется как синоним слова «характер”.

Мудрость. Те, которым недостает мудрости, могут получить ее из настоящего источника, в ответ на молитву веры ( Иак 1:5).

Хвастливое заверение вавилонян о том, что их боги обладают мудростью и прозорливостью оказалось ложным.

21. Он. Логическое ударение подчеркивает только Ему принадлежащую мудрость и могущество.

Времена и лета. Эти два слова сохраняют почти одно и то же понятие. Но все же, предпочтительно рассматривать как «период времени”.

Низлагает царей. Это выражение изображает истинную картину человеческой истории. Цари и правители находятся под непосредственным управлением и контролем Всемогущего Монарха вселенной.

Дает мудрость мудрым. Бог с большим наслаждением дает мудрость тем, кто желает использовать ее с умом. Он сделал это для Даниила и сегодня сделает для всех, кто вполне доверится Ему.

22. Он открывает. Бог открывает Себя в природе (Пс. 18), в личных опытах, через пророческий дар и другие дары Св.Духа (1 Кор. 12), а также через Слово.

Сокровенное. То, что еще не открыто людям.

Мрак. Что человек не в состоянии видеть, не скрыто от глаз Бога.

23. Славлю и величаю Тебя. Или «Спасибо Тебе”. Энергичное выражение на арамейском языке. Тебя, Боже отцов моих благодарю.

О чем мы молились. Хотя сон был открыт только Даниилу, все же, он относит это не только к себе, но и к своим товарищам, молившихся вместе с ним.

24. Не убивай мудрецов. Прежде всего, Даниил побеспокоился о том, чтобы был отменен смертный приговор мудрецам. Они ничего не сделали заслуживающего милости, но их спасло присутствие в их среде праведного мужа. Так часто и бывает. Праведники – это «соль земли”. Они несут в себе элемент сохраняемости. Благодаря присутствию Павла на корабле был спасен весь экипаж (Деяния 27:24). Неверующие люди даже не подозревают, как многим они обязаны верующим. Как часто беззаконники насмехаются и преследуют тех, кому они должны быть только признательны за сохранение своих жизней.

25. Немедленно. Возможно, из-за большой радости, что открыты секреты сна, что не нужно уже будет приводить в исполнение этот страшный смертный приговор.

Я нашел. Создается впечатление, что Ариох хочет обратить внимание царя на свое усердие в нахождении человека, способного объяснить сон. Возможно, он даже и не знал о беседе Даниила с царем (16 ст.). Но вполне возможно, что это был способ открытия, или нахождения чего-то.

26. Валтасар. О значении этого имени и причине, по которой оно ему было дано см Дан. 1:7. В присутствии Навуходоносора Даниил, естественно, назывался своим новым именем, т.е. Валтасаром.

27. Не могут….ни мудрецы. Такими словами Даниил не хотел возвысить себя над мудрецами. Он желал лишь открыть глаза царя на то, что тщетно надеяться на мудрецов, но надеялся обратить его внимание на Великого Бога, которому служил Даниил, Бога евреев. На народ, который находился в порабощении.

Тайноведцы – астрологи. См. 1:20.

Гадатели. Это выражение имеет арамейское происхождение. Корен этого слова означает «отрезать”, «решить”. То есть, определители судьбы, участи. Исходя из положения звезд планет, а также благодаря другим хитрым действиям, эти люди предсказывали будущее (см. 1:20).

28. Последние дни. Весть, содержащаяся во сне имела прямое отношение к Навуходоносору, а также ко всем правителям до конца времени (Ис. 2:2). Изложение этого пророчества ведет нас от дней Навуходоносора (см 29 ст.) и до конца истории мира, и до второго пришествия Христа (см. 44, 45). Навуходоносор с любопытством желал приподнять завесу далекого будущего. И Бог открыл ему будущее, но не для того, чтобы удовлетворить его любопытство, но чтобы возбудить в его сознании чувство личной ответственности, что касается планов Неба.

29. Что будет после. В этом сне изображены будущие события, начиная с времени Даниила и Навуходоносора, и простирающаяся до конца истории Земли.

31. Истукан. По-арамейски – статуя.

Страшен. Или ужасен. Это выражение встречается в речи Даниила 7:7, 19.

34. Без содействия рук. То есть, без вмешательства человека.

36. Скажем. Множественное число, употребленное Даниилом, говорит о желании подчеркнуть участие его товарищей в молитвах.

37. Царь царей. Обычное для тех времен обращение к царю. Это же название встречается в надписи персидского царя Ариарамна, современника Навуходоносора.

Бог Небесный даровал. Навуходоносор относил свое благополучие к милости бога Мардука, но Даниил тактично исправил эту ошибку. Он подчеркнул, что именно Бог Небесный одарил его силой и властью.

Царство. Территория, которой владел Навуходоносор, имела долгую историю и принадлежала разным народам и царям. Согласно книге Бытие, город Вавилон был частью царства, основанного Нимродом (Быт. 10:8-10). Еще на заре истории человечества в долинах Тигра и Евфрата уже были основаны столичные города. Позже, некоторые из них объединились в Шумерские царства (Сеннаарские). За первым периодом шумерского владычества последовало царство Аккада, во главе с великими семитскими царями Саргоном I и Нарамом-сыном. На смену семитам пришли другие народности : готты, еламиты и шумеряне. Они же, в свою очередь, уступили место семитам, которые и обосновали древнюю вавилонскую империю, процветавшую во времена патриархов. Затем Аморейская империя с царем Хаммурапи, который овладел всей Мессопотамией до самой Сирии. Позже, Мессопотамия была завоевана харанами и казитами и Вавилония утвердила свое могущество. Потом на арену вышли Хеттское и Египетское царство. Затем, на севере Мессопотамии появилась новая мировая держава – Ассирийское царство, которое вновь присоединило к себе всю Мессопотамию и западную Азию до Средиземного моря. После Ассирийского периода Вавилон вновь стал независимым под халдейским правлением и еще раз занял место мировой империи. Набополассар (626 – 605 г. до р. Хр.) был основателем халдейского, или нововавилонского царства, которое достигло своего наивысшего расцвета, так называемого «золотого века” при Навуходоносоре (605-562 г. до р.Хр.) и завершилось своим падением при вступлении во власть Мидии и Персии в 539 г.

38. Зверей земных. См. Иер. 27:6, 28:14, сравни Быт 1:26. Характерное описание владычества Навуходоносора в его честолюбии и властности.

Ты – эта золотая голова. Навуходоносор был главой Вавилонской империи. Военные завоевания, грандиозная архитектура Вавилона были в значительной степени обязаны доблести Навуходоносора.

Золото. На украшение Вавилона было использовано много золота. Историк Геродот пишет, что золото было основным материалом в отделке храма. Пророк Иеремия сравнивает Вавилон с золотой чашей (Иер. 51:7). Плиний описывает одеяния священников, как переливающиеся золотом.

Навуходоносор был выдающимся среди царей древности. Он оставил своим преемникам большое и процветающее королевство, как можно почерпнуть из следующей надписью:

«От Средиземного моря и до… (далее надпись стерта) все, что мне доверил мой бог (Мардук) я сделал…Я сделал город Вавилон прекраснейшим среди всех городов. Аромат храма Мардука разносится далеко за его пределами…Я сделал людей счастливыми.. Я проложил множество дорог и т. д….

39. Восстанет другое царство. Подобно тому, как серебро стоит ниже золота по своему достоинству, так и Мидо-персидское царство было ниже Вавилонского. Оно занимало большую территорию, однако, уже не было таким великолепным по архитектуре и богатым.

Происхождение персов и мидян полностью не выяснено, но есть основания предполагать, что примерно 2000 лет до р.Хр. многочисленные арийские племена под предводительством Мадая (Медеса) начали мигрировать к югу Росии. Позднее там возникла Северная Персия (Быт 10:2). Среди арийцев были и персы, обосновавшиеся в Загросских горах, граничащих с Эламом в конце IX века до р.Хр. Примерно в 675 году их царь основал город Аньшан. Некоторое время они вели обособленный образ жизни. В начале VI столетия они стали вассалами мидийского царства, границы которого распространились от восточной Малой Азии к северу и востоку вавилонской империи.

В 553, или 550 г до р.Хр. Кир, ставший царем Персии и вассалом Мидийской империи, нанес поражение остготам мидии. И подчиненная Персия стала доминирующей силой в Мидийской империи. Прежний престиж Мидии, нашедший свое отражение в выражении «Мидо-персидская”, относится к завоевателям Вавилона во дни Даниила и даже позже (см. Есф. 1:19). Пророк Исаия описал работу Кира (Ис.:45:1). Этот завоеватель быстро покорил себе соседние племена и его владычество простиралось от Арарата, к северу и югу Вавилона, к югу Персии. Расширяя свои владения он покорил себе в (547 до р.Хр.) царя Лидии Креза , в 539 г. завоевал и Вавилон. Кир признает, что Господь отдал в его руки все эти царства (2 Пар. 36:23, Ездра 1:2).

Третье царство. На смену Мидо-персидскому царству пришло Греческое (Македонское или Эллинистическое). Империя Александра и его преемников. По-еврейски «грек”, звучит как «Иаван” — это имя одного из сыновей Иафета. Имя упоминается в генеалогической линии сразу после Мадая, прародителя Мидии (Быт. 10:2). В то время, как израильтяне обитали в в Ханаане, индо-еврейские племена, позднее именовавшиеся греками, эмигрировали к восточным берегам Малой Азии, где побеждали и завоевывали жителей бассейна Средиземного моря. Эти перемещения были связаны с движением народов моря к бассейну восточных берегов Средиземного моря.

Греция была разделена на небольшие города-государства с одним языком. Когда мы думаем о древней Элладе (Греции) в нашем воображении возникает золотой век Греции с ее цивилизацией в V ст. до р.Хр. Этот расцвет греческой культуры является плодом величайших усилий разрозненных государств-городов объединиться для успешной защиты от Персии во времена царицы Есфири. Относительно персидских войн см. 11:2.

Греция. Представленная в 8:21 не относится к разделенным городам-государствам классической Греции, а к более позднему македонскому царству, которое завоевало Персию. Македоняне (греки), живущие на севере, покорили себе все греческие города-государства и объединили их в одно сильное, могущественное царство. Александр Великий, унаследовавший от отца греко-македонское царство, расширил его владения и культуру на восток и покорил Персию. Пророчество представляет Греческое царство следующим за Персидским потому, что Греция никогда не была объединенным государством до образования Македонской империи, сменившей Персидскую империю как мировую державу (См. 7:6, 8:5-8,21,22, 11:2-4).

Последним царем в Персидской империи был Дарий-III, который был разбит Александром в 334 г. до р.Хр. Относительно комментариев по периоду Александра см. в 7:6

Медь. Греческие воины отличались тем, что их шлемы, щиты и боевые топоры были сделаны из меди. (См.2 Цар.8:8). Геродот сообщает, что Псамметих первый, царь Египта видел в наступающих греках исполнение предсказания оракула о «людях бронзы, идущих от моря” (Геродот I, 152,154).

Владычествовать над всею землею. История подтверждает, что правление Александра распространялось над Македонией, Грецией, Персией, включая Египет до восточной Индии. Это была самая большая империя того времени, чья территория распространялась «по всей земле”, в том смысле, что ничто на всей земле не могло сравниться с ней по мощи и обширности территории. «Мировая держава” может обозначать одну из сильнейших среди всех остальных, но не обязательно как распространенную по всей земле. Древние правители всегда употребляли подобные высокопарные, громкие определения. Царь Кир называл себя «царем всего мира”, Артаксеркс величал себя «Великим царем царей”.

40. Четвертое царство. Речь не идет о разделении царства Александра, как мы увидим далее, а о следующем царстве, покорившем Македонскую империю. В другом месте Даниил будет говорить о разделении империи Александра (8:22), четырьмя рогами козла, но не зверем (см. 7:6).

Речь идет о Риме, о «железной монархии”, которая вначале и не была мировой державой. Рим в начале своего возникновения, задолго до традиционной даты – 753 г. до р.Хр., был основан латинскими племенами, пришедшими в Италию. В период от III до V ст. этот латинский город-государство управлялся соседними этрусскими царями. Римская цивилизация находилась под сильным влиянием этрусков, которые пришли в Италию в X столетии, а также греков, пришедших двумя столетиями позже.

Около 500 лет до р.Хр. римское государство стало республиканским и сохраняло республиканскую форму правления около 500 лет. К 265 году до р.Хр. вся Италия уже находилась под контролем римлян. В 200 году до р.Хр. римляне вышли победителями в борьбе «не на жизнь, а на смерть” со своим могущественным соперником на севере Африки – Карфагеном (Финикийская колония). Благодаря этому, Рим стал владыкой западного бассейна Средиземного моря и одним из сильнейших государств на Востоке. Заняв такое положение, Рим затем покорил разрозненные государства преемников Александра и таким путем стал новой мировой державой после Александра. Это четвертая империя, которая стала самой долговечной из всех остальных, распространившись во втором христианском столетии от Британии, до Евфрата (7:7).

Разбивает и раздробляет. Все, что относится к истории создания Рима, может быть охарактеризовано только таким выражением. Только путем насилия, меча и страха он расширял и укреплял свои владения. Вначале он защищался от своего соперника Карфагена и вел войны за войнами…Затем, сокрушая направо и налево своих врагов, Рим стал агрессивным победителем всего бассейна Средиземного моря и Западной Европы. Вначале христианской эры и немного позднее, могущественное железо римских легионов создало римский мир. Рим был одной из самых обширных и могущественных держав, существовавших когда-либо.

41.Ноги и пальцы. Хотя упоминая пальцы, Даниил обращает внимание на их количество, он особенным образом подчеркивает разделение царства. Многие комментаторы придерживаются того мнения, что число пальцев относится к десяти рогам четвертого зверя из 7 главы (7:7).

Железо, смешанное с глиной. См. стих 33.Рим утратил твердость железа и его силу, а его преемники стали подобны крепости железа, смешанного с глиной.

42. Частью крепкое. Эти варварские царства отличались военной отвагой и героизмом.

43. Через семя человеческое. Многие комментаторы относят это к брачным царским узам, хотя это выражение может иметь и более широкий смысл. Выражение «человеческое” означает «человеческий род”. «Семя” – потомки. Следовательно, это может указывать на передвижения народов, рост нации. Перевод 70-ти говорит, согласно массоретского текста: «А что ты видел железо, смешанное с глиной горшечной, это значит, что будет смешение народов (или среди потомков), но у них не будет дружественных отношений, т.е. одного образа мыслей, как невозможно смешать железо с глиной”. Трудно отдать предпочтение тому, или иному переводу, не зная оригинальных текстов Даниила. Но интересно отметить, что в недавних находках, среди материалов по книге Даниила, датированных началом третьего столетия до р.хр. этот стих лучше соотносится с переводом 70-ти.

Но не сольются. Пророчества Даниила выдержало все испытания временем. Одни государства слабеют силой, другие укрепляются. Все попытки объединить разные народы в одно государство, после четвертой империи, завершаются неудачами. Временные успехи некоторых завоевателей совсем не означают несостоятельность библейских пророчеств. Дальновидные правители всеми путями пытались достичь единства народов для успешного сотрудничества, но все их попытки не имели успеха. Пророчество не говорит, что вообще невозможен никакой временный союз среди народов посредством насилия, или политического господства. Пророчество говорит, что среди составных частей народов, даже при достижении какого-либо союза, по-прежнему будет оставаться обширное поле для подозрений и недоверия. И союз, заключенный на таком основании, обречен на провал. Временный успех, достигнутый насилием, или диктатурой со стороны кого-либо, еще не говорит о неправдоподобности пророчеств книги Даниила. В последние времена сатана сумеет достигнуть временного союза народов (см. Отк. 17:12-18, 16:14), но этот союз будет весьма кратковременным и спустя некоторое время участники этого союза начнут борьбу между собой (см Великая борьба 656 стр., Опыты и видения 290 стр.)

44. Воздвигнет царство. Многие комментаторы пытались отнести эту часть пророчества к первому пришествию Христа и торжеству Евангелия в мире. Но это царство не является современником ни одному из этих четырех царств. Оно следует после периода «глины и железа”, которого еще не было, когда Христос был на земле. Царство Божие – это вопрос будущего, как сказал Христос Своим ученикам на последней вечере (Мф. 26:29). Оно будет учреждено тогда, когда Христос придет в последний день судить живых и мертвых (2 Тим. 4:1, ср. Мф. 25:31-34).

45. Камень. По-арамейски «Хэбен”, что означает «единственный камень”, сделанный из плит, или высеченный из камней.

Слово «Рок” (Rock) , которое часто символизирует Бога (Втор. 32:4, 1 Цар. 2:2) происходит от еврейского слова «пур”. Хотя между этими двумя словами и нет никакой параллели, но мы видим, что данное Даниилом объяснение вполне определяет свое назначение.

Не руками. Это царство имеет сверхъестественное происхождение. Оно будет учреждено не доблестной рукой человека, а могущественной рукой Бога.

46. Пал на лице свое. Знак уважения и почтения. Такие знаки почтения часто встречаются в Ветхом Завете (Бытие 17:3; 2 Цар. 9:6; 14:04).

Поклонился. Разрешал ли Даниил Навуходоносору поклоняться, неизвестно. Навуходоносор ничего не знал об истинном Боге, тем более, как нужно Ему поклоняться. Он вдел в Данииле отражение Божественного характера и Даниил рассказал ему об истинном Боге. Вполне возможно, что Навуходоносор видел в Данииле живого представителя «богов, обитание которых не с плотью” (ст.11) и был намерен совершить служение в честь Бога Даниила. Очень мало зная истинного Бога, Навуходоносор, тем не менее, хотел сделать все наилучшим образом, чтобы выразить признательность и оказать честь Тому, чья мудрость и сила были проявлены так ярко.

Дары. Имеется в виду бескровная жертва.

Благовонные курения. То есть фимиам.

47. Бог ваш есть Бог богов. Выражение высшей степени. Навуходоносор называл своего покровителя Мардука богом всех богов. Теперь признает Бога Даниила самым величайшим среди всех вавилонских богов.

Владыка царей. Навуходоносор знал, что этот титул принадлежит Мардуку в вавилонской истории творения. Он сам принимал его царское помазание в новогодние праздники. Позднее, он принял имя Набу, как сын Мардука, что означает в переводе: «Тот, кто пишет книгу судьбы”. Сам Навуходоносор был человеком большого ума и мудрости. Мы видим это из его способностей давать оценку знаниям и понимать тех, кто проходил испытание. И все же, в своем невежестве в познании истинного Бога, он теперь имел неопровержимые доказательства того, что Бог Даниила был мудрее всех мудрецов и всех вавилонских богов. Дальнейшие опыты снова убеждали Навуходоносора в высочайших способностях Небесного Бога (см. на 3:28, 29; 4:34, 37).

48. Главным начальником. Даниил объяснил сон царю не за царское вознаграждение. Его единственной целью было возвысить Бога перед царем и всем народом Вавилона.

49. Даниил просил. Великие почести, оказанные царем, не опьянили Даниила. Он помнил о своих друзьях, которые были с ним в молитвах. Они должны быть с ним и при награждении.

Двор. Место, где цари востока проводили суды и советы (см. Быт. 19:1).

Дополнительные комментарии Елены Уайт на 2-ю главу книги Даниила

«Чем больше мы будем постигать Бога и то, что мы представляем в Его глазах, тем более мы будем трепетать перед Ним..

Люди не могут исследованием найти Бога. Пусть никто надменной рукой не пытается приподнять завесу, скрывающую Его славу. «Непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его” (Рим. 11:33). Таинственность Его величия является доказательством Его милосердного отношения к людям…Ни один смертный разум не может проникнуть в мир, где обитает и трудится Всевышний. Мы о Нем знаем только то, что Он считает нужным открыть о Себе. Разум должен признать высший авторитет над собой. Сердца и умы должны склониться перед величественным «Я есмь”.”

(«Свидетельства для церкви ” 8 том, стр. 284-286)

«Исследуя летопись истории человечества, мы можем подумать, что процветание народов, возвышение и падение государств совершаются по воле и доблести человека. Кажется, благодаря могуществу человека, его честолюбивым стремлениям, или прихоти его, совершаются те, или иные события. Но в Слове Божием мы видим, как во всех человеческих стремлениях, орудия Всемогущего бесшумно и терпеливо исполняю Его личную волю.

В непревзойденных по своей красоте и проникновенности словах ап. Павел показал перед мудрыми афинянами Божественное намерение в отношении к расам и народам. «Бог сотворивший мир и все, что в нем”, — сказал апостол (Деян. 7:24-27).

Бог сказал, что всякий желающий может войти в «узы завета” (Иез. 20:37). Еще при творении, Он имел намерение, чтобы Земля была населена существами, жизнь которых была бы благословением как для них самих, так и для других, а также для славы их Творца. Все желающие могут стать носителями этого божественного намерения. О таковых сказано: «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу мою…” (Ис. 43:21).

В Своем законе Бог изложил такие принципы, в исполнении которых лежит истинное процветание как народов, так и отдельных лиц. Обращаясь к израильтянам, Моисей сказал относительно закона: «итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный” (Втор. 4:6). Благословения, обещанные Израилю предлагаются на тех же условиях всякому народу и каждому человеку, живущему под небом.

На целые столетия вперед, до того, как упомянутые государства вышли на мировую арену, Всемогущий, пронизывая Своим Божественным взором века, предсказал возникновение и падение мировых царств. Бог объявил Навуходоносору, что вавилонское царство падет, а на смену ему восстанет другое, которое также будет переживать критические времена. Не прославив истинного Бога, это царство также пройдет, а на место его встанет третье царство. Оно также пройдет. А четвертое, крепкое, как железо покорит себе все народы.

Если бы вавилонские правители — самые богатые среди всех остальных — испытывали страх Божий, то Господь послал бы им мудрость, и силу, и крепость. Но они обращались к Богу только тогда, когда сталкивались с несчастьем и затруднениями. В такие моменты, не находя помощи у своих мудрецов, они искали ее у людей, подобных Даниилу, мужей, которые чтили живого Бога и которых, в свою очередь, возвеличил Бог. К этим мужам они обращались за разъяснением тайн провидения, ибо, хотя правители гордого Вавилона и были чрезвычайно умны, беззакония настолько отдалили их от Бога, что они оказались не в состоянии понимать откровения и предостережения о будущем.

Внимательно читая Божье Слово, можно видеть в истории народов буквальное исполнение Божественного пророчества. Вавилон, раздробленный и растерзанный, наконец окончательно пал, потому что в дни благополучия цари его мнили себя независимыми от Бога и приписывали всю славу своего царства человеческим достижениям. Небесный гнев посетил и Мидо-Персию, за то что там был попран закон Божий. Страх Божий не нашел места в сердцах большинства ее жителей. Повсюду процветало зло, богохульство и разврат. Последующие за ней царства отличались еще большей испорченностью и развратом, и нравственный упадок там был еще непоправимее.

Власть, которой пользуется всякий земной властелин, дается ему Небом, и успех его зависит от того, как он ее использует. Обращаясь к каждому правителю. Божественный Страж говорит: «Я препоясал тебя; хотя ты не знал Меня” (Ис. 45:5). Слова, сказанные некогда в древности Навуходоносору, — это урок для каждого из нас. «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой” (Дан. 4:24).

Осознание того, что «праведность возвышает народ; что правдою утверждается престол и что милостию он поддерживается; признание действия этих принципов в проявлении силы Того, Кто «низлагает царей и поставляет царей”, — означает понимание философии истории (Притч. 14:34; 16:12; 20:28; Дан. 2:21).

Только в Слове Божьем это выражено со всей ясностью. В свете Священного Писания становится понятным, что сила народов, как и отдельных лиц, не таится в предоставленных им возможностях или благоприятных условиях, которые делают их непобедимыми, не скрывается она и в их кичливом величии. Эта сила определяется степенью той верности, с которой они осуществляют замысел Божий. («Пророки и цари” стр246-248).

Поразмышляйте над опытом Даниила. Призванный предстать пред царем Навуходоносором, Даниил без колебания признал источник своей мудрости. И разве это искреннее признание Бога умалило влияние Даниила при царском дворе? Нисколько! Напротив, в этом признании заключался секрет его силы и именно этим он завоевал благорасположение в очах вавилонского монарха. Во имя Божье Даниил представил царю посланную небом весть, весть предостережения, порицания, обличения, но он не был отвержен. Пусть же работники Божьи наших дней внимательно читают убедительное, смелое свидетельство Даниила и следует его примеру! («Свидетельства для церкви” Т7 стр. 151)

1-4 стихи.

«Вскоре после того как Даниил и его товарищи были взяты на службу к вавилонскому царю, произошли события, которые открыли языческому народу могущество и верность Бога Израилева. Навуходоносор видел необыкновенный сон, отчего «возмутился дух его, и сон удалился от него». Но, хотя этот сон произвел очень сильное впечатление на царя, проснувшись, он обнаружил, что не в состоянии припомнить какие-либо детали. ” («Пророки и цари” стр. 491)

«Не удовлетворенный уклончивым ответом и подозревая мудрецов в нежелании помочь ему, хотя они и утверждали, что им открыты все тайны, царь, обещая им богатство и почести, с одной стороны, а с другой — угрожая смертью, повелел не только растолковать, но и пересказать сам сон. «Слово отступило от меня, — сказал он, — если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины; если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть».

Даниил и его товарищи также оказались в числе тех, кого искали воины для исполнения царского указа. Когда им сообщили, что по указу и они должны умереть, то Даниил, «с советом и мудростью» обратился к Ариоху, начальнику телохранителей и спросил его: «Почему такое грозное повеление от царя?» Ариох рассказал ему о замешательстве царя, вызванном необыкновенным сном, и неудачной попытке получить помощь от тех, кому он прежде так беспредельно доверял. Услыхав это, Даниил, собравшись с духом, пошел к царю и просил дать ему время, чтобы он мог попросить своего Бога открыть значение сна.

Монарх ответил согласием. Тогда «Даниил пришел в дом свой и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии — товарищам своим». Вместе они в молитве обратились к Источнику света и знания. Юноши твердо верили, что по воле Божьей находились при царском дворе и трудились для Господа. При любом затруднении, при возникновении опасности они всегда обращались к Нему за помощью, и Он никогда не оставался безучастным. Теперь в раскаянии сердца они вновь воззвали к Судье всей земли и умоляли Его, чтобы Он спас их в этот тяжелый момент. Они взывали не напрасно. Бог, которого они прославили своей жизнью, теперь был готов прославить их. Дух Господень почил на них, и Даниилу «в ночном видении» был открыт сон царя и его значение.

Первым долгом Даниил возблагодарил Бога за данное ему откровение. «Да будет благословенно имя Господа от века и до века, — воскликнул он, — ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя».

В свете Священного Писания становится понятным, что сила народов, как и отдельных лиц, не таится в предоставленных им возможностях или благоприятных условиях, которые делают их непобедимыми, не скрывается она и в их кичливом величии. Эта сила определяется степенью той верности, с которой они осуществляют замысел Божий. ” («Пророки и цари” стр. 494)

«Эту истину хорошо иллюстрирует история древнего Вавилона. Царю Навуходоносору истинная цель государственного управления была представлена в образе огромного дерева, высота которого «достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные» (Дан. 4:8, 9). В этом видении символически показан характер правителя, который исполняет Божью волю, — он защищает и заботится о своем народе.

Бог возвысил Вавилон, чтобы таким образом было выполнено Его предначертание. Процветание сопровождало это государство, пока она достигло той высоты, богатства и силы, которых с тех пор не достигал никто во всей мировой истории. Это положение царства в мировой истории символизирует в Писании «золотая голова» ” («Воспитание” стр.175)

«По мере увеличения нашего познания о Боге и самих себя в свете Его лица, мы преисполнимся благоговейным страхом и трепетом”. («Свидетельства для церкви” Т8).

«Человек не может путем исследования найти Бога. Пусть никто не осмеливается дерзкой рукой приподнять завесу, которая скрывает славу Божью. «Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его!» Рим. 11:33. То, что Его сила скрыта от нас, является доказательством Его милости; потому что приподнять завесу, скрывающую Его божественное присутствие — означает смерть. Ни один смертный ум не может проникнуть в тайну, окружающую присутствие и дела Всемогущего. [286] Мы можем познать только то, что Ему угодно открыть нам. Разум должен признать высшую над ним власть. Сердце и разум должны преклониться перед великим «Я есмь».” («Свидетельства для церкви” Т8 стр. 286).

24-30 стихи.

«От начала Бог изливал благословения на мир через Свой народ. Бог сделал Иосифа источником жизни для древнего Египта, и благодаря его честности и порядочности была сохранена жизнь целого народа. Через Даниила же Бог спас всех мудрецов вавилонских. Эти случаи избавления показывают, какие духовные благословения предлагаются миру через связь с Богом, Которому поклонялись Иосиф и Даниил. Тот, в чьем сердце живет Христос, кто являет миру Его любовь, является соработником Бога в деле спасения человечества. Когда он получает от Спасителя благодать, чтобы передавать ее другим, все его существо излучает потоки духовного света и жизненной силы” («Деяния апостолов”).

37 стих.

«Вознесенный на вершину земного величия и признанный даже Священным Писанием как «царь царей» (Иез. 26:7), Навуходоносор тем не менее некоторое время приписывал славу и величие своего царства милости Иеговы. Так было сразу после того, как он увидел во сне истукана. Это видение и мысль, что вавилонская империя, несмотря на свою обширность, в конце концов падет и что такая же участь ожидает другие государства, пока наконец все земные царства не заменит Царство Божье, которому не будет конца, произвели на него огромное впечатление” («Пророки и цари” стр. 514).

31-49. стихи.

«По провидению Божьему Даниил и его товарищи находились в непосредственной связи с великими людьми Вавилона с тем, чтобы эти люди могли лучше познакомиться с религией евреев и узнать, что Бог управляет всеми царствами. В Вавилоне Даниил был поставлен на чрезвычайно ответственный пост. Однако, честно выполняя свои обязанности высокого государственного сановника, он решительно отказывался от участия в любом деле, которое противоречило воле Бога. Его поведение вызвало горячее обсуждение, и таким образом Господь обратил внимание вавилонского царя на веру Даниила. Бог желал излить Свой свет на Навуходоносора и через Даниила Он указал царю на события, касающиеся Вавилона и других царств, о которых было предсказано в пророчествах. Через истолкование сна, данного Навуходоносору, Иегова был возвеличен как намного превосходящий Своим могуществом земных правителей. Так Бог был прославлен через верность Даниила. И сегодня Господь желает, чтобы о Нем подобным же образом свидетельствовали наши издательства ” («Свидетельства для церкви” Т7 стр. 161).

37-43 стихи.

«Примеры возвышения и падения царств, описанные в Книге Даниила и в Откровении Иоанна Богослова, учат, что земная слава и могущество не имеют никакой цены. Вавилон, с его непревзойденной силой и величием, казавшимися людям того времени несокрушимыми и бесконечными, — навсегда канул в вечность. Как «цвет на траве» исчез он (Иак. 1:10). Так исчезли и Мидо-Персидское, Греческое и Римское царства. Таким же образом исчезает все, что не опирается на Бога. Сохраниться может только то, что соответствует Его замыслу и выражает Его сущность. Его принципы являются единственными незыблемыми основами, известными нашему миру.

Тщательное изучение того, как осуществляются Божественные замыслы в истории народов и в откровении грядущих событий, поможет нам определить настоящую цену свершившемуся и предстоящему и познать, в чем состоит истинная цель жизни. Рассматривая все временное в свете вечности, мы можем, подобно Даниилу и его последователям, жить ради того, что истинно, возвышенно и вечно. И познавая в этой жизни принципы царства нашего Господа и Спасителя, царства, которое будет пребывать во веки и веки, мы сможем приготовиться к Его пришествию, чтобы вместе с Ним войти в уготованные нам обители ” («Пророки и цари” стр. 548).