Комментарии на 3 главу

«Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит”.

Бог никогда не принуждает людей повиноваться Ему. Он предоставляет всякому человеку право сделать свободный выбор, кому тот желает служить.

1. Навуходоносор. Никаких дат, в связи с данными событиями мы не знаем. Лишь одно имя царя указывает на тот период времени. Перевод 70-ти и греческий перевод указывают на 18-й год царствования Навуходоносора. Но некоторые теологи считают это дополнительной вставкой к оригиналу.

Как бы то ни было, события описанные в 3-й главе, происходят значительно позже, чем во 2-й, поскольку события 3:12,30 ссылаются на 2:49. Далее, при сопоставлении обращения Навуходоносора в 3:28,29 и 4:34-37 видно, что умственное заболевание царя произошло значительно позже. Светская история также не датирует это событие. Некоторые предполагают, что эти события произошли примерно в 594-593 г. до р.Хр. При этом они учитывают такие факты. Прежде всего, эта дата совпадает с четвертым годом царствования Седекии, который в том же году отправляется в Вавилон (Иер. 51:59). Вполне возможно, что это путешествие было предпринято в связи с повелением Навуходоносора всем должностным лицам для торжественного открытия истукана (3:2). Слабовольный и нерешительный Седекия не мог оказать сопротивление из-за религиозных убеждений, подобно Седраху, Мисаху и Авденаго. Тем не менее, датирование этого события в связи со временем Езекии все же остается только возможным.

По каким причинам в этой главе отсутствует Даниил, нам не известно. Может он был болен, а может был отослан царем по важному государственному делу – все остается покрыто мраком неизвестности. В одном лишь мы можем быть уверены, что Даниил был бы так же верен в испытаниях, как и его товарищи.

Золотой истукан . Лишь голова истукана, сделанная из золота, символизировала царство Навуходоносора. Не довольствуясь одной головой, царь задумал изобразить всемирную славу своего царства истуканом, полностью сделанным из золота.

Шестьдесят локтей. Это число говорит об исчислении, в основе которого лежит число 60. Эта система была изобретена вавилонянами. 60-ричная система счисления имеет свои преимущества перед 10-ричной системой. Например 60 делится на 12 делений, а число 100 делится только на 9 делений. По этой системе измеряются секунды, минуты и часы, которыми пользуемся и мы. Поэтому, вполне естественно, что вавилоняне соорудили истукана, применяя к нему систему 60-ричного счисления. И эта деталь придает всей главе настоящую вавилонскую окраску и правдоподобность.

Ни колоссальные размеры статуи, ни ее огромная ценность вовсе не говорят о ее легендарности. История восточных народов знает случаи сооружения еще больших по размеру статуй. Так, по свидетельству Геродота, в Мемфисе стояла статуя 75 футов высоты, а Иллиопольский идол солнца имел 150 локтей высоты и 75 локтей ширины.

Поле Деир. По имени притока Евфрата. Некоторые соседние холмы также носят название Деира. Согласно преданию жителей Ирака, события главы произошли в Киркуке, который сегодня является центром нефтяных месторождений. В этом месте и поныне из-под земли вырываются горящие газы, имеется много нефти и асфальта. Возможно, именно это и родило предание. Поле Деир находилось недалеко от Вавилона и входило в его территорию.

2 стих. Торжественное открытие поставленного Навуходоносором истукана сопровождалось большой пышностью. На нем присутствовали созванные со всех мест важные сановники. Сатрапы – правители отдельных областей, совмещающие в своих руках высшую военную и гражданскую власть; воеводы – военные начальники областей; наместники – гражданские правители областей, находившиеся в подчинении у сатрапов; верховные судьи – советники; казначеи – заведующие экономическими и финансовыми делами страны; законодатели – верховные хранители законов, заведовавшие юридическими делами государства; судьи в прямом смысле этого слова и наконец, различного рода областные чиновники.

3 стих. Идет повторение вышеизложенных начальств. Типично для литературных норм того времени.

4.Глашатай.– вестник.

5. Стих. Ассирийские памятники свидетельствуют, что музыка имела место при каждом торжестве.

Труба. Простой рог, характеризующийся чистым и сильным звуком.

Свирель. Пастушья дудка.

Цитра. Нечто вроде нашей арфы, имеющей от 8 до 10 струн.

Гусли. Музыкальный инструмент треугольной формы, вроде нашей гитары, но без шейки. Пустой внутри ящик, на который натягивалось до десяти струн.

Цевница. Музыкальный инструмент треугольной формы с четырьмя струнами и ясным звуком.

Симфония. Музыкальный инструмент, подобный волынке.

Поклонитесь золотому истукану. До сих пор рассказ ничего не говорит о том, что возникнет нужда в поклонении. Во все концы царства Навуходоносора было разослано приглашение прибыть на открытие истукана ( 2 стих). Но народ уже знал все связанные с этим событием языческие обряды. Отдавая дань почтения истукану, люди тем самым показывали свою преданность царю, признание богов Вавилона превыше всех богов.

6. А кто не падет и не поклонится. Очевидно, что царь и его советники предвидели возможные попытки неповиновения, поэтому сразу же было объявлено о наказании непокорных. Такого можно было ожидать только со стороны иудеев, религия которых не позволяла им такого поклонения ( Исх. 20:5), тогда как остальные народности поклонялись своим богам. Итак, отказ поклониться золотому истукану должен был расцениваться как враждебное отношение к царю и его власти. Предвидел ли царь, в каком положении окажутся его верные служители евреи, нам неизвестно. Вполне возможно, что он нарочно отослал Даниила с каким-то поручением, чтобы избавить его от такой неприятности (ст 2). Общаясь с Даниилом, царь должен был узнать, что никакой настоящий верующий иудей не поклонится человеческим изображениям, что невозможность сделать это не может быть расценено, как признак враждебного отношения к властям.

Огненная печь. Хотя в истории мало встречается такое наказание, однако, такие случаи бывали. Об этом свидетельствуют клинописные документы. По свидетельству пророка Иеремии, Навуходоносор сжег в огне двух иудейских лжепророков – Седекию и Ахава, проповедовавших среди плененных иудеев о скором падении Вавилона и их возвращении на родину (Иер. 29:22). Огненная печь вероятно представляла из себя печь для обжигания кирпичей. Поскольку все постройки возводились именно из этого материала. Раскопки свидетельствуют, что древние кирпичи были подобны нашим, что их там было очень много. Эти печи строились обычно из кирпича, конусообразными. Необожженными кирпичами выстилалась вся внутренняя сторона. Для растопки открывалась какая-либо сторона печи. Топливо состояло из неочищенной нефти и смолы. Благодаря этому создавалась очень высокая температура и наблюдатели могли смотреть, пока кирпичи не начинали светиться белым пламенем.

8. Некоторые из Халдеев. Это были члены касты магов и ученых, астрологов и астрономов. Расовая, или национальная вражда не имела особого значения, скорее зависть и недоброжелательность среди представителей науки и религии. Обвинители принадлежали к той же касте, что и три верных иудея.

Донесли. Художественный перевод этого слова звучит как «обвинили”, то есть, буквально «кушать кусками”, или «отгрызать частями”. Подобное арамейское определение соответствует и другим семитским языкам.

9. Царь вовеки живи (см. 2:4).

12. Которых ты поставил. Прямая ссылка на положение, занимаемое этими мужами, записанная в конце 2:49. Упоминая этот высокий статус, обвинители тем самым подчеркивали их черную неблагодарность по отношению к своему благодетелю. С другой стороны, этими халдеями руководила, в данном случае, горькая зависть. Как бы то ни было, а самые высокие посты занимали иудеи, а не они – халдеи. Их обвинение таило в себе нерасположение к царю, за его государственную недальновидность в назначении на такие важные государственные посты людей из «иноземных пленников”, которые не могли быть действительно преданными царю и его богам. По их мнению, именно это царь должен был предвидеть.

14. Не служите. Открытый вопрос Навуходоносора основан на первой части обвинения, выдвинутого халдеями. Всем было известно, что эти иудейские мужи не поклонялись вавилонским идолам. И так как царь сам признал Бога, которому они служили как «Богу богов и Владыке царей”, то и не было оснований обвинять этих мужей во враждебном отношении к царю и его власти. Но в данный момент нарушен и с презрением отвергнут был прямой приказ. Именно поэтому халдеи рассчитывали на гнев Навуходоносора.

15. Тогда какой Бог. Это выражение не обязательно относилось к Богу иудеев. Тем не менее, это был вызов, брошенный Иегове в надменном духе и гордом сознании своего превосходства и власти. Некоторые находят в этом нечто тождественное заявлению Сеннахирима, ассирийского царя, который сказал: «Пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь” (Ис 37:10). Но поступок Навуходоносора был немного другим. Сеннахирим возвысил своих богов перед Иеговой, а Навуходоносор только заявил, что вообще никакой бог не в силах спасти человека от огненной печи. И в этом сравнении он только сравнил Бога иудеев со своими богами, с бессилием которых он был уже достаточно знаком.

16. Нет нужды нам отвечать тебе на это. Некоторые рассматривают этот ответ как самонадеянные, гордые слова, не приличествующие гонимым и преследуемым. Но благодаря исследованиям И.А.Монтгомери стало известно, что выражение «отвечать” при сопоставлении с другими языками переводится в значении «защищаться”, «оправдываться”, или «извиняться”. Хотя обвиняемые и не оспаривали выдвинутого против них обвинения, все же они и не видели необходимости оправдываться, или защищаться. Их дело находится в руках Бога (см 17 стих). Они ответили царю в полной согласованности и подчинении Его воле, невзирая на любой исход этого испытания. О том, что они не были уверены в том, что останутся в живых свидетельствует 18 стих. Если бы они были уверены в обратном, тогда их ответ можно было бы комментировать как случай духовного высокомерия и самонадеянности. И взвешивая данную ситуацию, мы видим, что юноши были глубоко убеждены в том, что их поступок и был единственно правильным, не нуждающимся в оправдании, или же в каких-либо объяснениях.

17,18. Если же и не будет того. Союз «если”, выражающий условие, сомнение является спорным вопросом для многих комментаторов. Некоторые объясняют применение союза тем, что отроки не были уверены в могуществе Божием, говоря так: «Если Бог наш, Которому мы служим, может спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, он избавит, если же не будет того… и т. д.” Такая точка зрения не соответствует вере этих молодых людей. «Если и не будет того” не следует воспринимать как сомнение в Божьей силе, но как неуверенность в том, что Бог сохранит от печи. Бог спасет их, если это будет нужно и необходимо для славы Его имени.

19. Разжечь печь в семь раз сильнее. То есть, положив в несколько раз больше соломы и нефти, которая в те времена легко добывалась из открытых источников в Мессопотамии. Царь приказал это сделать не для того, чтобы увеличить страдания мучеников. Увеличение огня не могло сделать этого. Вероятнее царь хотел предотвратить какое-либо вмешательство для их избавления.

«Когда царь увидел, что его воля не принята молодыми людьми, как воля Божия, он сильно рассердился. Его лицо стало злым, как лицо демона и прибегая ко всей своей власти, он повелел разжечь печь в семь раз сильнее обычного и приказал связать их и бросить в печь. Он чувствовал, что при обращении с этими благородными людьми нужно что-то большее, чем простая человеческая сила. Он чувствовал, что в защиту этих мужей вмешается сверхъестественная сила и повелел сильным людям связать их (Елены Уайт письмо 6 мая 1897 г.).

20…самым сильным мужам.Участие этих сильных людей, по мнению царя, должно было предотвратить вмешательство богов.

21. Упоминание об отдельных частях одежд, причем легковоспламеняющихся, вероятно имеет отношение к тому чуду, которое произошло с ними.

23. Этим стихом начинается, так называемая «Песнь трех святых отроков”. Отсутствие этого отдела в подлинном еврейском тексте дает повидимому, основание полагать, что изначально его там не было. Есть предположение, что эта песнь была написана в 100 г до р.Хр..

24. Поспешно встал. Царь поспешил к месту казни, чтобы убедиться, что его приказ будет выполнен надлежащим образом.

25. Подобен сыну (Человеческому) Божию. Трудно сказать, каким образом Навуходоносор узнал в «четвертом муже” Сына Божия. Несомненно, он слышал о Нем из уст еврейских пленников. Контекст показывает, что Навуходоносор признал превосходство Бога Всевышнего Израиля. Безусловно, царь имел в виду не богов, а именно Бога.

26…Бога Всевышнего. признание Навуходоносора, что Бог Евреев был «Всевышним» не обязательно означает, что король отказался от своих политеистических представлений. Для него Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, был не единственным истинным Богом, а просто Всевышним, главным из всех богов, так же, как греки называли своего Зевса «Теос хо hupsistos” , «верховный бог”. Термин также свидетельствует в этом смысле в Финикийских, а также в надписях Пальмиры.

27. Сатрапы. См. стих 2.

28… благословен Бог. Чудесное избавление этих трех молодых людей произвело неотразимое впечатление на царя и на его ошибочное представление (15 стих) о Боге евреев. Теперь Навуходоносор открыто благословляет Бога. Он признает, что Бог спас Своих поклонников. Теперь каждый, кто непочтительно будет отзываться о таком Боге, будет подвергнут смертной казни.

29. И от меня дается повеление. Таким необычным путем многие люди, которые никогда не смогли бы узнать о Боге евреев, должны были познакомится с Ним. Тем не менее, со стороны Навуходоносора это было насилием и превышением полномочий.

30. Тогда царь возвысил. Не совсем ясно, каким именно образом царь возвысил молодых людей. Но верность, с какой эти юноши встретили свое испытание перед лицом смерти, свидетельствовала об их высоких моральных достоинствах, дающим им право занять более высокие посты.

Дополнительные комментарии Елены Уайт на 3-ю главу книги Даниила

1 стих. «Символический образ, с помощью которого Бог открыл царю и народу Свое намерение относительно народов земли, теперь должен был служить средством для прославления человеческой мощи. Истолкование Даниила было отвергнуто и забыто; истина была понята и использована ложно. Символ, посланный Небом, чтобы показать людям важные события будущего, превратился в серьезное препятствие для распространения знания, которое Бог желал дать миру. Таким образом, используя коварные замыслы честолюбцев, сатана хотел извратить Божественный план. Враг человечества знал, что истина, не смешанная с заблуждением, является силой ко спасению, но если она используется для превознесения человеческого «я» и осуществления своекорыстных планов, то превращается в силу, несущую зло”.

«Из богатейших запасов своих сокровищ Навуходоносор приказал сотворить большого истукана, который бы в целом походил на того, который приснился царю; разница состояла лишь в том, что он должен был быть весь из золота. Халдеи привыкли к великолепным идолам, изображающим языческие божества, но отливать такую величественную, грандиозную, в шестьдесят локтей высоты и шесть локтей ширины статую, как эта, им еще не приходилось. Не удивительно, что в стране, где идолопоклонство было повсеместным явлением, прекрасному и бесценному истукану, установленному на поле Деир и символизирующему славу, величие и могущество Вавилона, предстояло стать предметом всеобщего поклонения. В связи с этим вышел указ, приказывающий в день освящения истукана поклониться ему, демонстрируя таким образом наивысшую верность власти Вавилона.” (Пророки и цари 505 стр.).

1-5 стихи. «Многие относятся к субботе, к четвертой заповеди, как к пустому месту, в то же самое время, с благоговением чтят ложную субботу – дитя папства. Вместо законов Божиих, выдвинуты законы человека греха. Законы, которые должны быть приняты и почитаемы, как золотой истукан Навуходоносора вавилонянами. Сооружая этот гигантский истукан, Навуходоносор повелел, чтобы ему было оказано всеобщее поклонение, как великими, так и не знатными, богатыми и бедными…” (Рукопись 1891 года).

4-5 стихи. «Назначенный день настал, и огромное множество людей из всех «народов, племен и языков» собралось- на поле Деир. Согласно царскому указу, когда заиграла музыка, все собравшиеся «пали… и поклонились золотому истукану». В тот знаменательный день казалось, что силы тьмы одержат великую победу;

поклонение золотому истукану как нельзя лучше сочеталось с прежними формами идолопоклонства, признанного главной религией страны. Сатана надеялся таким способом воспрепятствовать намерению Божьему использовать присутствие израильских пленников в Вавилоне для благословения всех языческих народов. Но Бог решил по-иному. Не все склонили колена перед языческим символом человеческого могущества. Среди тех, кто поклонялся истукану, были три человека, твердо решившие не бесчестить небесного Бога. Их Богом был Царь царей и Господь господствующих, и поклониться другому они не пожелали. (Пророки и цари стр 506).

9-15 стихи. «Навуходоносору, упоенному победой, донесли, что среди его подданных нашлись и такие, кто осмелился ослушаться его указа. Некоторые из мудрецов, завидуя почестям, оказанным верным друзьям Даниила, пришли к царю и сообщили об этом вопиющем нарушении: «Царь, во веки живи! — воскликнули они, — …Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской, Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат, и золотому истукану, который ты поставил, не поклоняются».

Царь приказал привести этих мужей. «С умыслом ли вы… богам моим не служите, и золотому истукану, который я поставил, не поклонятесь?» — спросил он. Он пытался угрозами заставить их сделать то, что сделала толпа. Указав на раскаленную печь, он напомнил о страшном наказании, ожидавшем их, если они не покорятся его воле. Но молодые иудеи были непреклонны в своей преданности небесному Богу и в своей вере в Его спасающую силу. Поклон истукану воспринимался всеми как акт богопоклонения, а такую честь они могли воздать только живому Богу.

Когда эти три иудея стояли перед царем, он заметил, что они обладают тем, чего нет у его мудрецов. Они очень точно исполняли каждую свою обязанность. Царь решил устроить им еще одно испытание. Если они вместе со всеми поклонятся истукану, то их не тронут, «если же не поклонитесь, — прибавил он, — то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем». Затем сделав надменный жест рукой, он насмешливо спросил: «Какой Бог избавит вас от руки моей?” (Пророки и цари стр 507).

16-18 стихи. «Иногда умственно очень развитые люди не могут понять некоторых мест Св. Писания, в то время как другие, не имеющие такого развития и образования, понимают эти истины и находят для себя утешение и силу там, где первые видят нечто непонятное и незначительное для себя. Почему же так бывает? Мне было объяснено, что эти люди не полагаются на свое личное суждение. Они обращаются к Источнику света, к Тому, Кто вдохновил это Писание, и со смиренным сердцем просят у Бога мудрости и получают ее. Рудники истины будут найдены и открыты серьезными читателями. Христос говорил об истине как о скрытом сокровище на поле. Она не лежит на поверхности, мы должны копать, чтобы найти ее. Но наш успех в ее открытии не столько зависит от наших умственных способностей, как от смиренного сердца и веры, которая должна полагаться на божественную помощь.

Изучающие Библию, советующиеся с Богом и полагающиеся на Христа, смогут мудро поступать во всякое время и при всех обстоятельствах. Добрые принципы проявляются в практической жизни. Пусть только истина настоящего времени будет принята всем сердцем и станет основой характера — она воспроизведет такую твердость в достижении цели, на которую не смогут повлиять приманки удовольствий, меняющиеся обычаи, презрение мира и эгоистические побуждения собственного сердца. Прежде всего должна быть просвещена совесть и подчинена воля. Пусть в душе воцарится любовь к истине и праведности, и тогда явится характер, который одобрит Небо.

У нас имеется немало примеров поддерживающей силы твердого религиозного принципа, даже страх смерти не мог заставить сильно жаждущего Давида пить воду из Вифлиемского колодца, ради которой смелые люди рисковали собственной жизнью. Даниил не отказался молиться своему Богу, хотя перед ним предстали все ужасы львиного рва, а Седрах и его товарищи, не испугавшись раскаленной печи, не преклонились перед истуканом Навуходоносора. Молодые люди, обладающие твердыми принципами, скорее пожертвуют удовольствиями, будут терпеть страдания, скорее пойдут во львиный ров и огненную печь, чем откажутся от верности Богу. Вспомните о характере Иосифа. Его целомудрие подвергалось суровому испытанию, из которого он вышел абсолютным победителем. Этот истинно благородный юноша выдержал все благодаря своему возвышенному, непоколебимому убеждению. Господь был с ним, а Его Слово было для него законом.

Подобная твердость и непоколебимость в защите принципов еще ярче проявляется в контрасте со слабостью и бездеятельностью современной молодежи. За редким исключением, современная молодежь отличается нерешительностью и неустойчивостью, готова менять свои решения в зависимости от обстоятельств и окружающей обстановки — сегодня одно, а завтра — другое. Стоит только представить им заманчивые удовольствия, дать им возможность удовлетворить свое «я», и они готовы принести в жертву собственную совесть. Можно ли доверять таким людям? — Никогда! [44] В отсутствии конкретных соблазнов и искушений их поведение может выглядеть настолько безупречным, что все ваши сомнения и подозрения покажутся просто несправедливыми; но если грянут иные обстоятельства — они не оправдают вашего доверия. Такие люди не имеют прочного сердечного основания. Именно в то время, когда требуется твердость в отстаивании принципов, они сдаются. И если они не становятся Арнольдами (американский генерал, ставший предателем) или Иудами, то только из-за отсутствия подходящей ситуации.” (Свидетельства для церкви Т5, стр. 44, 45).

23 стих. «Как часто доверяющие Слову Божьему, хотя и чувствовали себя совсем беспомощными, все же выдерживали давление всего мира: Енох, чистый сердцем, святой в жизни, твердо держащийся веры в победу праведности над испорченным и насмехающимся поколением; Ной, его семья, противостоящие людям своего времени, людям, обладающим огромной физической и умственной силой и самой низкой моралью; народ Израильский на Красном море — беспомощная, запуганная толпа рабов — перед самой мощной армией сильнейшего народа на земле;

Давид-пастушок, полагающийся на Божье обетование о престоле, и Саул, могущественный монарх, твердо стремящийся удержать свою власть; Седрах со своими друзьями в огненной печи, противостоящие Навуходоносору на престоле; Даниил, стоящий среди львов в глубоком рву, брошенный туда своими врагами; Иисус висящий на кресте, стоящий перед иудейскими священниками и правителями, принуждающими даже римского правителя исполнить их волю; Павел в цепях, приговоренный к смерти как преступник, и Нерон — деспот мировой империи.

Такие примеры записаны не только в Библии. Ими изобилуют многие повествования человеческой истории. Вальденсы и гугеноты, Уиклиф и Гус, Иероним и Лютер, Тиндаль и Кнокс, Зинзендорф и Уэсли и многие другие свидетельствовали о силе Божьего Слова против человеческой власти и политики, поддерживающей зло. Это настоящая знать мира. Это его элита. Современная молодежь призвана занять места в их ряду.” (Воспитание стр. 254).

«Все замыслы нечестивых людей и врагов церкви находятся под Его властью и [453] управляющей силой Провидения. Он влияет на сердца государственных мужей; гнев разъяренных врагов Бога, Его истины и Его народа может быть отвращен как волны морские, по Его повелению. Молитва движет руку Всемогущего. Он, Который управляет движениями звезд на небе. Слову Которого подчиняются и воды морских глубин. Тот же Безграничный Творец будет действовать в пользу Своего народа, если он с верой обратится к Нему. Он будет сдерживать силы тьмы, пока миру не будет дано последнее предостережение и пока обратившие на это внимание не приготовятся к грядущей борьбе.

«Гнев человеческий обратится во славу Тебе, — говорит псалмист, — остаток гнева Ты укротишь» (Пс. 75:11). Бог имеет в виду, чтобы испытывающая истина была выдвинута на передовую линию и сделалась предметом исследования и обсуждения, даже если это произойдет при самых унизительных условиях, в которых она может оказаться. Сознание людей должно быть пробуждено. Каждая борьба, каждый упрек, клевета — все это будет Божьим средством для того, чтобы вызвать определенные вопросы и пробудить сознание людей, которое бы при других обстоятельствах никогда не пробудилось.

Так было и в прошлые времена в истории народа Божьего. Отказавшись поклониться огромному золотому истукану, воздвигнутому Навуходоносором, три отрока были брошены в огненную печь. Но Бог сохранил Своих рабов среди бушующего огня, и все попытки принудить к идолопоклонству окончились тем, что перед собравшимися князьями и великими людьми огромного Вавилонского царства воссиял свет познания об истинном Боге.” (Свидетельства для церкви Т5, стр. 452).

24, 25 стихи.

«Мы должны облечься в духовные доспехи и приготовиться к успешному отражению всех нападок сатаны. Его злоба и жестокость недооцениваются. Когда один его план срывается, он меняет направление главного удара, применяет другую тактику и снова и снова пытается добиться своего, творя чудеса, чтобы с их помощью обольщать и губить сынов человеческих. Молодежь нужно основательно предупреждать о его силе, с терпением и молитвой наставлять молодых, как переносить испытания, с которыми они неминуемо столкнутся в жизни. Их следует убеждать держаться слова Божьего и прислушиваться к советам.” (Свидетельства для церкви Т4 стр. 47).

Живая вера в заслуги распятого Искупителя проведет их через огненную печь страданий и скорбей. Облик Четвертого станет рядом с ними посреди невыносимого жара печи, и даже запах огня не будет исходить от их одежд. Детей нужно поощрять прилежно исследовать Библию и иметь твердые религиозные принципы, которые выдержат проверку опасностями, грядущими на всех живущих по лицу земли в эти последние дни истории нашего мира.

24-26 стихи. «Откуда языческий царь мог знать, каким был Сын Божий? Иудейские пленники, занимавшие высокие посты в Вавилоне, своей жизнью свидетельствовали об истине. Когда их спрашивали, на чем основывается их вера, они отвечали без колебания. Ясно и просто они демонстрировали принципы праведности, неся людям знание о Боге, Которому служили. Они рассказывали о Христе, грядущем Искупителе, — вот почему в облике четвертого, ходящего среди огня, царь узнал Сына Божьего.” (Пророки и цари стр.502).

25-27 стихи. «Иоанна бросили в котел с кипящим маслом, но Господь сохранил жизнь Своего верного раба, как сохранил некогда трех отроков в огненной печи. Когда были произнесены слова: «Так погибнут все, кто верят в обманщика, Иисуса Христа из Назарета», — Иоанн сказал: «Мой Господь и Учитель терпеливо переносил все, что только могли измыслить сатана и его ангелы, дабы унизить и мучить Его. Он отдал Свою жизнь ради спасения мира. Я удостоен великой чести пострадать за Него. Я слабый, грешный человек, Христос свят, невинен и непорочен. Он не сделал никакого греха, и не было лукавства в устах Его».

Эти слова возымели действие, и Иоанна вытащили из котла те самые люди, которые бросили его туда.” (Деяния апостолов стр.570).

26-29 стихи. «Со стороны царя было правильно всенародно признать и возвеличить небесного Бога превыше других богов, но, принуждая своих подданных к такому же исповеданию веры и такому же благоговению, Навуходоносор превышал права земного правителя. Он не имел ни гражданского, ни морального права угрожать людям смертью, если они не будут поклоняться Богу или, как в предыдущем случае, — золотому истукану. Бог никогда не принуждает людей повиноваться Ему. Он предоставляет всякому человеку право сделать свободный выбор, кому тот желает служить.

Избавляя Своих верных рабов. Господь показал, что Он защищает притесняемых и порицает всякую земную власть, восстающую против небесной власти.” (Пророки и цари стр. 511).

27-29 стихи. «Этими и подобными словами вавилонский царь пытался засвидетельствовать перед всеми народами земли свое убеждение, что могущество и авторитет Бога евреев были достойны глубочайшего уважения. Бог с удовлетворением наблюдал, как царь старается проявить благоговение перед Ним и сделать свое царское признание в преданности Ему известным всему Вавилонскому царству.” (Пророки и цари стр. 510).

«Гнев человеческий обратится во славу Тебе, — говорит псалмист, — остаток гнева Ты укротишь” (Пс. 75:11). Бог имеет в виду, чтобы испытывающая истина была выдвинута на передовую линию и сделалась предметом исследования и обсуждения, даже если это произойдет при самых унизительных условиях, в которых она может оказаться. Сознание людей должно быть пробуждено. Каждая борьба, каждый упрек, клевета — все это будет Божьим средством для того, чтобы вызвать определенные вопросы и пробудить сознание людей, которое бы при других обстоятельствах никогда не пробудилось.

Так было и в прошлые времена в истории народа Божьего. Отказавшись поклониться огромному золотому истукану, воздвигнутому Навуходоносором, три отрока были брошены в огненную печь. Но Бог сохранил Своих рабов среди бушующего огня, и все попытки принудить к идолопоклонству окончились тем, что перед собравшимися князьями и великими людьми огромного Вавилонского царства воссиял свет познания об истинном Боге.” (Свидетельства для церкви Т.5 стр. 453).

«Эти верные молодые люди обладали большими способностями и умственной культурой, и они заняли высокое положение в стране, но все эти преимущества не послужили к тому, чтобы они забыли Бога. Все свои силы и способности они подчинили освящающему влиянию Божественной благодати. Своим благочестивым примером, своей непреклонной твердостью они воздали честь и славу Тому, Кто вывел их из тьмы в чудный Свой свет. В их чудесном избавлении перед огромным собранием народа была продемонстрирована сила и величие Бога…

Сам Иисус встал рядом с ними в огненной печи и славой Своего присутствия убедил гордого царя Вавилона, что это был именно Он – Сын Божий…

От Даниила и его товарищей исходил небесный свет, пока все, окружавшие их не поняли веру, которая облагородила и украсила их характер…” (Ревью энд геральд 1 февраля 1881 года).