Комментарии на 4 главу

«Ныне я … славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо.”

«Как сложные конструкции колес управлялись руками под крыльями херувимов, так и запутанная игра событий в жизни людей находится под Божественным руководством. Тот, Который восседает над херувимами, управляет и событиями на земле, присутствуя среди борьбы и мятежа народов.” («Воспитание”).

1. Спокоен был. Выражение свидетельствует о том, что царство Навуходоносора находилось в своем расцвете и покоилось в мире. События данной главы относятся к первой половине его царствования 42 годов. И как глупый богатый человек в притче, забыл о своей ответственности перед Тем, Кому был обязан своим благополучием и величием.

2. Устрашил. Резкий переход к совершенно иными событиям, подчеркивает внезапность всего происшедшего (см. 2:1).

3. Повеление. Как и тогда, когда Навуходоносору приснился сон, так и теперь были приглашены мудрецы. Но в этом случае царь не забыл сон. И его требования относительно истолкования отличаются от прежних.

4. Тайноведцы. Мы уже встречались ранее с представителями вавилонских мудрецов. В данный момент была приглашена лишь одна группа из четырех.

Не могли мне объяснить значения его. Некоторые полагают, что мудрецы Вавилона были мастерами своего дела в истолковании снов и знамений, носящих сверхъестественный характер. Возможно они и дали какое-то объяснение. Но сон был настолько реалистичен и определен по своему содержанию, что царь сам сознавал, что он содержит в себе что-то зловещее. Именно это и тревожило его. Тем не менее, придворный этикет позволял его служителям не высказывать неприятную весть прямо в глаза. Поэтому, если мудрецы в какой-то степени и подозревали что-то роковое в отношении царя, они предпочли скрыть это. Они могли бы частично истолковать сон, но вряд ли это удовлетворило бы царя. Они не были в состоянии истолковать сон так хорошо, как это делал Даниил.

5. Валтасар. Вначале упоминается настоящее имя, под которым был известен Даниил своим соотечественникам, затем его вавилонское имя, данное ему в честь главного бога Навуходоносора (см. 1:7). Почему Даниил, названный «главой мудрецов” до сих пор оставался в тени, остается непонятным.

Дух святого Бога. Это выражение открывает причину, по которой царь доверял Даниилу. Это также показывает нам, что Навуходоносор имел представление о природе Того, Кому Даниил был обязан своей мудростью и силой. Даниил и его товарищи уверенно несли свидетельство о Боге, Которому они служили.

6. Глава мудрецов. Термин, используемый в данном случае, используется также 2:48. Царь именует Даниила главным начальником мудрецов.

7. Я видел… дерево. Божественная мудрость часто использует притчи и сравнения для более наглядного разъяснения истины. Этот метод наиболее выразителен и лучше всего запоминается. Сравни с Иез.31:3-14. В древности люди привыкли придавать значение любому необычному сновидению. Возможно, именно поэтому Бог использует сновидение для передачи человеку Своих намерений.

10. Бодрствующий. В контексте переводов этот термин означает Божьего посланника – ангела.

12. Главный корень его оставьте. Сравните Иов 14:8, Ис.11:1. Выражение говорит, о телесном восстановлении царя после болезни. Это пророчество имело в виду только самого Навуходоносора, ане всю нацию.

В узах… В данном случае возможны две трактовки. Это могли быть буквальные цепи, применение которых было связано с состоянием царя. Но это можно понимать и как фигуральное выражение, указывающее на ограничения, которым невольно должен быть подвергнут царь из-за своей болезни.. И в том, и другом случае, вывод будет справедливым

13. Сердце человеческое. Имеется в виду, что царь примет природу зверя.

Семь времен. Большинство древних и современных толкователей трактуют арамейское выражение «идден”, как «время”, имеющее значение года.

14. Бодрствующих. См 10 стих. Форма множественного числа указывает на небесный свет, или собрание (См. Иова 1:6-12, 2:1-6).

Живущие. Вынесенный приговор открывает Божественное намерение в его исполнении. Божье действие с Вавилоном и его царем должно было послужить наглядным примером и для других наций в их принятии, или отвержении Божественных планов относительно народов.

Всевышний владычествует. В делах народов Бог «терпеливо и бесшумно выполняет Свою личную волю” («Воспитание” стр. 173).

Как в примере с призванием Авраама, Бог разрешает целой цепи событий продемонстрировать мудрость Его действий. На примере допотопного мира Он позволил злу развиваться его естественным путем, и таким образом показать абсурдность сопротивления принципам истины и справедливости. Но освобождение евреев из Египта было прямым вмешательством Бога, иначе силы зла уничтожили бы средства и пути, определенные для спасения мира. Приказывает ли Бог, позволяет или вмешивается – все говорит о том, что все события, происходящее в мире находятся под Божественным контролем. Во все века действует сила, проявляющая Свое высшее намерение и цель (Рим 13:1).

«Каждому народу Бог определяет особое место в Своем великом плане и дает им возможность исполнить цель и намерение Бодрствующего и Святого. Согласно Божественному плану, каждое правительство несет на себе задачу способствовать безопасности и развитию данной нации и предоставить своему народу возможность к познанию Творца, а также позволить другим народам сделать то же самое ” («Воспитание” стр.175). (См. Деян. 17:27).

«Каждая нация сильна в такой степени, с какой степенью верности она исполняет Божьи намерения относительно нее. Ее успехи и рост зависят от исполнения доверенной ей силы и власти, ее согласованности с Божественными принципами. Это является мерой ее процветания и участь ее зависит от выбора руководителями верных принципов”(«Воспитание” стр. 174, 175, 177, 178. «Патриархи и пророки” стр. 536).

«Бог дает мудрость и силу тем, кто остается верен Ему, но оставляет тех, кто приписывает свою славу человеческим усилиям и действует независимо от Него” («Пророки и цари” стр. 501).

Уничиженного. По-арамейски «шепал”, что значит «смиренный”.

15. …скажи значение его. См. 4 ст.

16. В изумлении. Переводится как «быть напуганным”, «недоумевать”, «испытывать неловкость”. Эти слова характеризуют чувства, испытанные Давидом, поскольку он сразу же понял значение сна и его последствия. Он был крайне озадачен, каким же образом все это преподнести царю (см. 2:5).

Около часа. По-арамейски «единица времени” не дает точного определения. Это может быть момент, или более длительный период времени. Как бы не трактовался этот термин, но ясно совершенно определенно, что Даниил нуждался в некотором времени для того, чтобы подыскать нужные выражения и слова, чтобы как-то изложить царю весьма неприятные факты относительно его дальнейшей участи.

Царь начал говорить. Царь ясно увидел ужас на лице Даниила. Он сам понимал, что сон не несет ничего доброго для него. Тем не менее, он все же нашел в себе мужество подбодрить своего преданного слугу и заверил его, что он может совершенно не опасаясь царского гнева, высказать свое толкование.

Твоим бы ненавистникам. Хотя Даниил стал пленником, был лишен своей родины, чтобы служить чужестранцам, притеснителям своего народа, все же он не питал никакой ненависти к Навуходоносору. Напротив, его слова свидетельствовали о расположении к царю, на что были не были способны многие из иудеев его времени. С другой стороны, эти слова не свидетельствовали о личной враждебности к царским ненавистникам, а скорее воплощали в себе любезный ответ в восточном духе.

19. Это ты, царь. Не мучая больше царя неопределенностью, хотя и сам царь уже начал подозревать это, Даниил сказал, что дерево представляет самого царя.

Достигло до небес. Возможно некоторым может показаться, что такое выражение является преувеличением пророка, но мы должны помнить, что Даниилу пришлось выражаться придворным восточным языком. Такие выражения замечательным образом сравниваются с хвастливым языком Навуходоносора, как свидетельствуют о том археологические исследования.

22. С полевыми зверями. Хотя слова небесного посланника ясно говорили о суде, мудрецы не могли понять природу этого наказания. Царь лишался разума. Это становится явным не только в данном стихе, но из в дальнейшем выражении: «Разум мой возвратился ко мне” (31 стих). Предположения о том, что царь был изгнан недовольными членами правительства являются несостоятельными.

23. Царство твое останется при тебе. Многих удивляет, почему обезумевший царь не был убит, или его место не было занято другим. Для этого были веские для того времени причины. В древности люди верили, что все умственные расстройства причинялись злыми духами, которые приобретали власть над своей жертвой. Если кто-то убивал помешанного, тогда дух жертвы переходил на убийцу. Если же больной лишался своего места, или состояния, то тяжкое наказание ожидало всех виновных в этом. По этим причинам умалишенный лишь изолировался от всего общества, но все остальное сохранялось за ним (1 Царств 21:12 – 22:1).

24. Искупи грехи твои. Этими словами был представлен Божественный принцип правосудия. Вынесенный приговор может быть отменен, в случае покаяния и обращения (Ис 38:1,2,5. Иер 18:7-10. Иона 3:1-10). Хотя Бог и сообщил Навуходоносору о суде, однако Он дал ему целый год для покаяния и предотвращения этого страшного события (см. 4:29). Но царь не переменил своего образа жизни, соответственно этому и был вынесен приговор суда. В противоположность этому, вспомните Ниневию, которой было дано 40 дней для раскаяния. Тот город воспользовался этой последней возможностью и никто не погиб (Иона 3:4-10). «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам” (Амос 3:7). Бог всегда предупреждает народы и нации о предстоящей их участи. Он и сегодня посылает миру специальную весть, предупреждающую его о надвигающейся погибели. Но лишь немногие внимают этой вести. Но поскольку предупреждение было дано, то люди останутся без извинения в день своего бедствия.

Милосердием. Царь получил предупреждение, чтобы он поступал справедливо со всеми своими подчиненными, чтобы был милостивым к угнетенным и несчастным (Михей 6:8).

26. …царским чертогам. Неизвестно откуда царь смотрел на свой город, либо с вершины знаменитых висячих садов, либо из летнего дворца, находящегося в северной секции нового города..

27. Который построил я. Исследователи древней истории знакомы с таким гордым высказыванием царя, сохранившимся среди развалин Вавилона. Вот несколько таких изречений надменного монарха: «Тогда я построил дворец – престол моего царства, место поклонения людей, центр радости и веселья..” В другом месте он говорит: «В Вавилоне, моем любимом городе был дворец – предмет всеобщего восхищения народов, центр земли, прекрасный дворец, обитание величия на земле Вавилона”. Претенциозное заявление Навуходоносора «построил” не относится к основанию города вскоре после потопа Быт 11:1- 9). Эти слова относятся к грандиозной строительной работе, развернутой его отцом Набополассаром и завершено Навуходоносором. Масштаб строительных работ Навуходоносора был необычайно велик. Строго говоря, эти слова не были преувеличением. По свидетельству надписей царя, по результатам археологических раскопок Р.Колдевея, можно понять, что Вавилон и в самом деле был созданием Навуходоносора. Размер нового Вавилона в два раза превышал старый за счет строительства новых районов и пригородов по обе стороны Евфрата.

Однако, столь горделивые слова царя звучат как вызов Верховному Владыке вселенной.

28. Как был с неба голос. (Сравни Ис 9:8). Вслед гордым словам монарха последовало его унижение.

30. Исполнилось. Многие комментаторы относят болезнь царя к известной форме безумия, когда человек воображает себя каким-либо животным, подражая его повадкам и образу жизни. Во время раскопок был найден древний клинописный документ подтверждающий этот факт. Поэтому нет надобности сравнивать болезнь Навуходоносора с подобными заболеваниями, известными современной медицине. Пережитое царем было весьма необычным. А факты изложены слишком кратко и различные предположения необоснованны.

31. По окончании же дней тех. То есть, когда окончились «семь времен”, другими словами – семь лет.

Я, Навуходоносор, возвел глаза мои. Важно отметить, что рассудок вернулся к царю только тогда, когда он признал истинного Бога. Когда смирившийся царь с молитвой поднял глаза к небу, к нему снова вернулось человеческое обличье, носящее на себе образ Божий. И тот, кто в течении целого ряда лет влачил жалкое и унизительное существование, был снова поднят до уровня человека, который был дан ему Богом при сотворении. Важно отметить, что примерное то же самое происходит при обращении любого грешника, разумеется, в несколько ином масштабе.

Благословил я Всевышнего. Эти слова говорят в пользу некогда гордого и надменного монарха, у которого после всего пережитого появилось побуждение поблагодарить Бога, прославить Его как Вечного и признать Его вечное правление.

32. Ничего не значат. ( Сравни с Ис 40:17. Вторая половина этого стиха имеет общее с Ис 43:13) Некоторые предполагают вероятность знакомства царя со словами Исаии из бесед с Даниилом. Возможно, он в нужный момент вспомнил о них. Царь имел свой собственный опыт с Богом и научился чтить Его.

33. Возвратился ко мне. С возвращением рассудка, Навуходоносор вновь занял свое царственное положение и трон. Для того, чтобы подчеркнуть близкую связь между возвращением рассудка и восстановлением его в царственных правах здесь снова повторяется это выражение в стихе 31.

Взыскали меня. Выражение «взыскали” совсем не означает, что в течение всего времени безумия, царь был оставлен без присмотра и заботы. Это скорее говорит о возвращении его к служебным делам. Когда стало известно о выздоровлении царя, все сановники царства воздали ему должное почтение. Во время болезни царя, эти же сановники несли на себе ответственность государственного правления.

34. Славлю, превозношу. Это заключительные слова Навуходоносора, в которых раскаявшийся грешник признает праведность Божию. Признавая Бога «Царем небесным”, он тем самым выражает свое глубокое благоговение к своему вновь обретенному Богу. Исцеленный монарх Вавилона понял преподанный ему урок.

«Царь, сидящий на вавилонском троне стал свидетелем Божьим, свидетельствуя о Нем искренно и красноречиво, от всего сердца, которое черпало милость и благодать, праведность и мир от Божественной природы (Нас. Юношества 13 дек. 1904 г.)”

Дополнительные комментарии Елены Уайт на 4-ю главу книги Даниила

И если какая-либо община станет гордой и хвастливой, станет действовать самостоятельно, независимо от Бога, такая община будет оставлена Богом и она падет (Свидетельства для церкви. 8Т стр. 127).

Истинное величие состоит в истинной добродетели (Пророки и цари.Стр. 521).

4 стих.

Сильно встревоженный этим сном, который, без сомнения, предсказывал какое-то несчастье, царь поведал о нем тайноведцам, обаятелям. Халдеям и гадателям, но, несмотря на то, что сон был очень определенным, никто из мудрецов не мог объяснить его значения.

Еще раз в этой языческой стране было доказано, что только тому, кто любит и боится Бога, открыты тайны Небесного Царства. В замешательстве царь послал за своим слугой Даниилом — человеком, уважаемым за честность, постоянство и непревзойденную мудрость.

(Пророки и цари. Стр.16).

8-9 стих.

В последующие годы Навуходоносор забыл о намерении Божьем по поводу народов, но когда его гордый дух был унижен перед всеми людьми на поле Деир, он еще раз признал, что Царство Божье – «царство вечное, и владычество Его — в роды и роды”. Будучи язычником по своему рождению и воспитанию и находясь во главе языческого народа, Навуходоносор все же обладал врожденным чувством справедливости и истины, и Бог мог воспользоваться им как орудием в Своих руках для наказания непокорных и осуществления Своих Божественных планов. «Лютейший из народов” (Иез. 28:7), как называли Навуходоносора, после упорных и изматывающих попыток завоевал Тир; Египет также стал добычей его победоносных войск, и по мере присоединения к Вавилонскому царству народа за народом росла и его слава как величайшего правителя того времени.

Не удивительно, что победоносного, честолюбивого и гордого монарха могло посетить искушение оставить стезю смирения — единственную, которая ведет к истинному величию В промежутках между завоевательными войнами он много внимания уделял укреплению и украшению своей столицы, пока наконец Вавилон не стал славой царства, золотым городом, «славой всей земли” (Иер 51 41). Его пылкое увлечение строительством Вавилона и превращением его в одно из чудес света увеличивали его гордыню, пока над ним не нависла серьезная опасность испортить свою репутацию разумного правителя, которого Бог мог использовать как Свое орудие для осуществления Божественных намерений (Пророки и цари. Стр. 514, 515).

8-10 стихи.

Все это открыто в Слове Божьем. Только в библейских историях наглядно показано, что величие нации или отдельной личности не определяется возможностями или дарованиями, не имеющими под собой истинной основы. Все измеряется верностью, с которой выполняется Божий план.

Эту истину хорошо иллюстрирует история древнего Вавилона. Царю Навуходоносору истинная цель государственного управления была представлена в образе огромного дерева, высота которого достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные (Дан. 4:8, 9). В этом видении символически показан характер правителя, который исполняет Божью волю, — он защищает и заботится о своем народе.

Бог возвысил Вавилон, чтобы таким образом было выполнено Его предначертание. Процветание сопровождало это государство, пока она достигло той высоты, богатства и силы, которых с тех пор не достигал никто во всей мировой истории. Это положение царства в мировой истории символизирует в Писании «золотая голова” (Дан. 2:38) (Воспитание. Стр.175).

10 стих.

Каждое государство, занимавшее господствующее положение на мировой арене, своим правлением показывало, насколько оно выполняет волю Созерцающего и Святого (Воспитание. Стр. 177).

11 стих.

Рука гордого и властного монарха уже не держала скипетр. Некогда могущественный правитель — стал помешанным. Теперь он находился вместе со стадами скота и питался их пищей. Он стал обитать с полевыми зверями. Чело, некогда носившее корону, теперь было обезображено отсутствием разума и интеллекта. Повеление Божье гласило: «Срубите это дерево, отрубите ветви его, стряхните листья с него и разбросайте плоды его”. Дан. 4:11.

Таким образом Господь возвеличил Себя как живой и истинный Бог. Это хорошо отметил: Давид: «Видел я нечестивца грозного, расширяющегося, подобно укоренившемуся многоцветистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу”. Пс. 36:35-36. Пусть люди превозносятся в своей гордости, Господь не поддержит их и не сохранит их от падения. Пусть церковь хвалится и гордится, пусть не полагается на Бога и не превозносит Его силу, — и Господь непременно оставит ее, так что она будет унижена до земли. Пусть люди хвалятся богатством, разумом, знанием, или чем-либо другим, кроме Христа, — очень скоро это приведет их в замешательство.

14 стих.

Заявляя Христу: «Царство и слава всего мира принадлежат мне, и кому захочу, тому и отдам их”, — сатана был прав лишь частично, он пытался утвердить свой план обольщения. Сатана похитил власть у Адама, но Адам был лишь наместником Творца. Он не был независимым управителем. Земля принадлежит Господу, и Господь отдал все своему Сыну. Адам должен был царствовать под началом Христа. И хотя Адам отдал свою власть в руки сатаны, Христос по-прежнему остался законным Царем. Поэтому Господь и сказал Навуходоносору: «Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет” (Дан. 4:14). Сатана может использовать незаконно захваченную им власть только в той мере, в какой позволяет ему Господь (Желание веков. Стр. 129).

Когда читаешь летописи истории человечества, на первый взгляд создается впечатление, что процветание народов, возвышение и падение империй зависит от воли и доблести человека; представляется, что на ход событий влияет его сила, амбиции или прихоти. Но в Слове Божьем, где занавес поднят, во всех действиях людей, во всех противоречивых столкновениях интересов, сил и стремлений мы видим, как милосердный Бог бесшумно и терпеливо осуществляет Свои планы.

Непревзойденными по красоте и проникновенности словами апостол Павел объяснил ученым мужам Афин, почему Бог создал и расселил племена и народы. «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, — сказал апостол, — Он, будучи Господом нёба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду. Сам давая всему жизнь и дыхание и все; от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас” (Деян. 17:24-27).

(Пророки и цари. Стр.500).

Господь является державным властелином. Все цари, все нации в Его распоряжении и находятся под Его управлением. Его средства и возможности неограниченны. Премудрый Соломон говорит: «Сердце царя в руке Господа…как потоки вод, куда Он захочет, туда и направит их…”

Те, в чьих руках находится судьба народов, постоянно контролируется Тем, Кто не знает усталости и Кто дает спасение царям, Которому принадлежат щиты Земли (Ревью энд геральд. 28 марта 1907 г.).

15-19 стихи.

Пророк понимал, что Бог возложил на него торжественную обязанность сообщить Навуходоносору о наказании, которое падет на его голову из-за гордости и высокомерия. Даниил сознавал, что ему следует так. объяснить сон царю, чтобы тот понял, и хотя значение сна повергло Даниила в немое изумление, он, невзирая на последствия, должен был рассказать всю истину (Пророки и цари. Стр. 517).

20-24 стихи.

С почтением истолковав царю сон, Даниил настоятельно просил гордого монарха раскаяться и обратиться к Богу, чтобы, живя праведно, избежать грядущего несчастья. «Царь,-умолял пророк, — да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным, вот чем может продлиться мир твой”. (Пророки и цари. Стр.518).

24 стих.

Каждому земному правителю власть дается Небом, и от того, как он будет использовать дарованную свыше власть, зависит его успех. Всевидящий Бог обращается к каждому: «Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня” (Ис. 45:5). Слова, сказанные в древности Навуходоносору, насущны сегодня для каждого: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой” (Дан. 4:24). (Воспитание. Стр. 174).

27 стих.

Но царь не захотел признать Силу, возвысившую его. Исполненный гордости, Навуходоносор сказал: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!” (Дан. 4:27).

Вместо того чтобы стать защитником порабощенных народов, Вавилон стал гордым и жестоким угнетателем (Воспитание. Стр.174).

28-30 стихи.

Некоторое время предостережения и советы пророка возымели свое действие на Навуходоносора, но вскоре сердце его, не обновленное благодатью Божьей, вышло из-под влияния Святого Духа. Самолюбие и тщеславие так и не покинули царя, и позже эти пороки вновь проявились в нем.

Несмотря на наставления, данные ему так милостиво, несмотря на прошлый опыт, Навуходоносор позволил завладеть собой чувству зависти к грядущим царствам. Его правление, отличавшееся до сих пор величайшей справедливостью и милосердием, стало деспотическим. Ожесточившись, он употребил данные ему Богом таланты для прославления своего имени и самовозвышения над Тем, Кто дал ему жизнь и власть.

В течение долгих месяцев Бог медлил с вынесением окончательного приговора. Но вместо того чтобы во время Божественного долготерпения раскаяться, царь все больше возвеличивался в собственных глазах, пока наконец совершенно не перестал верить в значение посланного ему сна и начал смеяться над своими былыми страхами (Пророки и цари. Стр. 519).

30, 31 стихи.

Мгновенно он лишился разума, данного ему Богом, рассудительности — совершенной, как думал царь, и мудрости, которой он гордился; и некогда могущественный монарх превратился в помешанного. Его рука больше не могла держать державный скипетр. Он пренебрег Божьими предостережениями и теперь, лишенный силы, ниспосланной Творцом, и отлученный от человеческого общества, «ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы”.

В течение семи лет Навуходоносор приводил в глубочайшее изумление своих подданных; в течение семи лет он находился в унизительном состоянии на глазах у всех. Когда же разум вернулся к нему, он, в смирении обращая взор к небесному Богу, признал, что это Божественная рука наказала его. Он перед всеми признал свою вину и величайшую милость Божью, благодаря которой он выздоровел (Пророки и цари. Стр.520).

Мы живем в последние дни истории нашей земли… Неверие сделалось модным… С кафедр раздаются проповеди, которые не отвечают жизни тех, кто их говорит. Но невзирая ни на что, голос предостережения будет раздаваться до конца времени. Люди ожесточают свои сердца подобно фараону и Навуходоносору, пока Господь не лишит их разума и их сердца станут совсем невосприимчивыми. Слово Божие дано им, но если они изберут непослушание, тогда они становятся виновными в своей погибели (Письмо 1).

32 стих.

Мой брат, Господь не оставил вас вести борьбу своими собственными силами. Он наделил вас мудростью, вы пользуетесь милостью у Бога и людей. Он — ваш Помощник. Он избрал вас Своим орудием, чтобы возвысить истину в Батл-Крикском санатории, поскольку она не возвеличивается в медицинских учреждениях этого мира. Его цель такова, чтобы Батл-Крикский санаторий стал известен всем, как учреждение, где Господь ежедневно признается Властелином Вселенной. «По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?” Дан. 4:32.

Господь желает, чтобы провозглашение вести третьего ангела было величайшей работой, проводимой в мире это время. Он почтил вас, доверив очень ответственное положение в Его деле. Вам не следовало отделять свое влияние от евангельского служения. В каждый аспект вместо работы вам следовало вносить понимание истины и послушание ей. То место, которое Господь определил вам, при Божественной теократии принадлежало Ему Самому. Вам следовало научиться от Иисуса, Великого Учителя планировать и выполнять работу, следуя Его примеру. Необходимо было ставить Бога на первое место, всегда повинуясь Его Слову. В этом заключалась бы ваша сила.

Вы должны были быть верным врачом душ и в такой же мере тел, находящихся у вас на попечении. Оправдав такое доверие, вы не были бы одиноки в своем труде. Тот, Кто никогда не ошибается, осуществлял руководство, Только сила Святого Духа может сохранить дух работника нежным и податливым, способным говорить надлежащие слова в нужное время.

Вы не были свободны от ошибок. Вы часто теряли контроль над собой. Тогда ваши слова бывали не такими, какими им должно быть. Иногда вы проявляли своеволие и чрезмерную требовательность. Но когда вы старались владеть собой, с вами сотрудничали ангелы Божьи, ибо Бог употребил вас, чтобы возвеличить Свою истину так, чтобы мир познал ее. Бог дал вам мудрость не для того, чтобы прославить ваше имя, но для того, чтобы все, кто побывали в Батл-Крикском санатории, унесли с собой приятные впечатления о работе Адвентистов Седьмого Дня и питали уважение к принципам, лежащим в основе нашей работы. Та честь, которая пришла к вам, дана вам не потому, что вы праведнее всех людей, но потому, что Бог желал употребить вас как Свое орудие (Свидетельства для церкви. Т8 стр. 180).

33, 34 стихи.

Некогда гордый монарх стал кротким дитем Божьим; жестокий, властный правитель — мудрым и сострадательным царем. Он, который насмехался и поносил небесного Бога, теперь признал силу Всемогущего и искренне заботился, чтобы его подданные были счастливы и боялись Иегову. Под твердой рукой Того, Кто есть Царь царей и Господь господствующих, Навуходоносор наконец осознал то, что должны осознать все правители, — истинное величие состоит в истинной добродетели. Он признал Иегову как живого Бога, говоря: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо”.

Намерение Божие о том, чтобы величайшее царство в мире прославило Его, теперь исполнилось. Всенародное признание милосердия, доброты и власти Господа стало последним поступком Навуходоносора, записанным на страницах священной истории.

(Пророки и цари. Стр.521).

В жизни Даниила доминировало одно сильнейшее желание: прославить Бога. Он понимал, что если находясь в присутствии великих людей, он упустит момент представить Бога, как источник своей мудрости, то это сделает его неверным хранителем истины. И его постоянное исповедание Бога перед царями и князьями, ни на одну йоту не лишало его влияния и авторитета. Царь Навуходоносор, перед которым Даниил неоднократно возвеличивал Божье имя, в конце концов был полностью обращен и научился славить, превозносить и величать Царя Небесного (Ревью энд геральд. Январь 1906г.).

Царь, сидящий на вавилонском троне стал свидетелем Божьим; свидетельствуя о Нем искренно и красноречиво от всего сердца, которое черпало милость и благодать, праведность и мир от божественной природы (Наставления юношества. 13 Дек. 1904 г.).