От автора

Эта книга — вторая в серии, посвященной адвентистскому наследию. В первой, вышедшей под названием A Brief History of Seventh-day Adventists (1999), изложены общие тенденции в развитии адвентистской Церкви от самого ее возникновения и создается контекст для более детального его рассмотрения в последующих частях этой серии. Настоящее издание заключает в себе исследование исторического развития адвентистского богословия. Из его названия видно, что эта книга рассматривает данный процесс как непрекращающийся поиск своего лица, своей самобытности, своего места среди прочих церквей.

Этот поиск связан с целым рядом кризисов, с которыми пришлось столкнуться Церкви, и с вопросами, которые каждый из этих кризисов поднимал в адвентистских кругах. Так, кризис, известный как великое разочарование октября 1844 года, поставил вопрос: «Что есть адвентистского в адвентизме?»; кризис проповеди Евангелия на сессии Генеральной Конференции 1888 года вывел на передний план проблему: «Что есть христианского в адвентизме?»; в центре кризиса, связанного с противостоянием модернистов и фундаменталистов в 20-х годах прошлого столетия, был вопрос: «Что есть фундаменталистского в адвентизме?»; и, наконец, различные перемены в Церкви в 1950-х годах возродили все эти уже поднимавшиеся некогда вопросы и привели адвентизм в состояние богословского напряжения в последующие десятилетия. Ответы на вопросы и проблемы, вызванные различными кризисами, с которыми сталкивалась наша конфессия на протяжении своей истории, стали определяющими в выборе направления, по которому шло развитие богословия адвентистов седьмого дня с середины минувшего века.

Следуя цели, поставленной перед серией книг об адвентистском наследии, я постарался рассматривать темы, изложенные в этой книге, как можно более кратко. То есть там, где мне хотелось бы расписаться на тридцать страниц, я в большинстве случаев ограничивал себя всего лишь тремя. Помимо прочего эта краткость вынуждала меня держаться ключевых тенденций развития богословской мысли, лишь мельком упоминая идеи и направления, зачастую интересные и важные, но не центральные для адвентистского богословия. Таким образом, я изложил его историю смелыми мазками, не выписывая деталей. Преимущество подобного подхода заключается в том, что он позволяет ярко высветить основные направления развития. Тогда как к недостаткам его можно отнести тот факт, что при таком подходе не удается выявить тонкости и детали рассматриваемых вопросов. Мне хочется верить, что это небольшое издание окажется для читателей весьма полезным, но я надеюсь в будущем (может быть, на пенсии) расширить затронутую в нем тему до четырех книг, в которых будет достаточно места для ее детального рассмотрения.

Многие адвентисты седьмого дня скорее всего не задумываются о доктринах своей Церкви как о чем-то меняющемся во времени. Вероятно, большинству из них представляется, что основатели адвентистского движения придерживались точно такого же понимания адвентистских доктрин, с каким мы с вами вошли в двадцать первый век. В такой позиции есть большая доля правды, и все же она не вполне соответствует действительности. Как показано в первой главе данной книги, пионеры адвентизма считали, что «истина для настоящего времени» не статична, она может двигаться вперед * и изменяться по мере того, как Святой Дух ведет Церковь в ее исследовании Библии. Современный адвентизм придерживается того же мнения. С другой стороны, некоторые доктрины, которых придерживаются адвентисты, настолько фундаментальны, что определяют адвентизм седьмого дня как таковой, и потому изменение их приведет к возникновению совершенно иной религиозной общности. Таким образом, история адвентистского богословия — это постоянный преобразовательный процесс в стабильном контексте.

Книга В поисках своего лица — это первая попытка дать исчерпывающий обзор адвентистского богословия в его развитии. Самой близкой к ней по тематике книгой является труд Л. Е. Фрума Movement of Destiny, хотя Фрум преследовал несколько иные цели. Помимо книги Фрума есть несколько докторских диссертаций, которые захватывают эту тему отчасти. Самая исчерпывающая из них принадлежит перу Рольфа Дж. Пёлера и называется «Change in Seventh-Day Adventist Theology: A Study of the Problem of Doctrinal Development». Та же тема, только в более ограниченном объеме, затрагивается в докторских диссертациях Роя Адамса, Мерлина Д. Берта, П. Джерарда Дамстигта, Армандо Хуареса, Джерри Муна, Роя Макгаррела, Джулиуса Нама, Альберто Тимма, Гилберта М. Валентайна, Эрика Уэбстера, Вудро Уиддена и других, а также в книгах, посвященных богословским вопросам 1844 и 1888 годов. Дополнительные сведения можно почерпнуть в биографиях адвентистских лидеров, трудах по общей истории адвентизма и небольших статьях по разнообразным аспектам адвентистского богословия. В моих собственных книгах, посвященных миллеризму (Millennial Fever and the End of the World) и съезду Генеральной Конференции 1888 года (From 1888 to Apostasy: The Case of A. T.Jones, Angry Saints и A User-friendly Guide to the 1888 Message), богословие соответствующих периодов рассматривается более глубоко (но при этом с более узким фокусом), чем в настоящем издании.

В серии, посвященной адвентистскому наследию, планируется еще несколько книг — исторические исследования по росту адвентистской церковной организации, по развитию адвентистской миссионерской программы, по выработке адвентистского образа жизни и по развитию адвентистских программ в таких областях, как образование, здравоохранение и книгоиздание.

Книжная серия об адвентистском наследии тесно связана с моими книгами, посвященными Елене Уайт: Meeting Ellen White: A Fresh Look at Her Life, Writings and Major Themes (1996); Reading Ellen White: How to Understand and Apply Her Writings (1997); Ellen White’s World: A Fascinating Look at the Times in Which She Lived (1998); и Walking With Ellen White: The Human Interest Story (1999). Мой замысел состоял в том, чтобы обе эти серии дали возможность как адвентистам, так и тем, кто не входит в адвентистское сообщество, увидеть адвентизм седьмого дня «как он есть». В обоих случаях сделана попытка краткого, но точного изложения темы. Когда я писал эти книги, я, конечно же, имел в виду в первую очередь читателя-адвентиста, но при этом они призваны дать основательное представление о рассматриваемых темах более широкому кругу людей. В полном соответствии с назначением серии «Адвентистское наследие» текст данной книги снабжен краткими, но емкими примечаниями.

Я хотел бы выразить свою благодарность Нилу Вильсону за вступительное слово к этой книге; Бонни Берес за компьютерный набор моей рукописи; Вильмору Эва, Джерри Муну, Джулиусу Наму, Роберту Олсону и Вудро Уиддену за вычитку рукописи и предложения по ее улучшению; Геральду Уиллеру и Джаннет Джонсон за ведение всего издательского процесса и администрации Университета Андрюса за финансовую поддержку и за время, предоставленное для исследований и написания этой книги.

Верю, что книга В поисках своего лица поможет читателям, стремящимся лучше понять адвентистское богословие и этапы его исторического развития.

Джордж Найт, Университет Андрюса Берриен-Спрингс, шт. Мичиган