5. Под руководством Божиим

Или покушался ли какой Бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог наш в Египте пред глазами твоими. Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его”. Втор. 4:34-35.

“Через пророка вывел Господь Израиля из Египта и через пророка Он охранял его”. Ос. 12:13.

Эти оба текста говорят, как Господь в Свое время вывел Израиля из Египта великими знамениями и чудесами и крепкою рукою. Он дал им в качестве вождя пророка и велел стеречь народ во время странствования также при посредстве пророка.

Исход Израиля прошел по истечении пророческого времени в 400 лет, как обещал Господь Аврааму. Точно таким образом собрал Себе Господь народ их всех племён и исповеданий; и собрание это совершилось тогда, когда конец времени, т.е. время обещания приблизилось. Это мы видим самым наглядным образом.

Подобно Израилю и этот народ пережил много разочарований и испытаний, и искушений, но всякий раз Господь его укреплял и поддерживал Своим вернейшим пророческим словом. И не только это, но мы уже видели два раза, как Господь посредством видений и откровений показывал им путь, по которому они должны были идти. Здесь мы ссылаемся на видение Гудзона Фосса и как Фиран Эдсон из Портланда — Гибсон получил свет относительно небесного святилища.

Этот народ, которым мы теперь ближе займемся в нашем описании, не есть куча собравшихся мечтателей-сектантов, но собрание верующих образовавшегося из всего движения адвентизма, начиная со времени реформации.

Это был народ согласно пророчества, который явился на сцене тогда, когда исполнилось время.

Слабейшее существо среди слабых — Е.Г. Уайт.

Как мы уже видели, Гудзону Фоссу при видении было сказано, что если он не решится рассказать откровение Божие, то он от него будет освобожден и бремя будет возложено на слабейшее существо среди слабых. Гудзон Фосс сопротивлялся и бремя от него было устранено.

“Слабейшим созданием среди слабых”, которое Господь Себе избрал, чтобы сообщить народу Свою волю и Свое откровение — была Елена Григоровна Уайт, уроженка Хармон. Она родилась 26 ноября 1827 года в Гархаме в Майне; умерла 16 июля 1915 года прожила 87 лет 7 месяцев и 20 дней.

Согласно ее собственной биографии, она было обращена благодаря проповеди Вильгельма Миллера в 1840 году, т.е. 13-ти лет отроду. Кто читал ее жизнеописание равно ее многочисленные книги и статьи, которые она писала, кто слышал ее проповеди или кто был с нею лично знаком или видел ее, тот должен признаться, что она была смиренною и истинною рабой Божией.

Автор этого сочинения имел счастье познакомится с ней лично и слышал несколько проповедей ее при открытии Генеральной Конференции в Такома Парке в Вашингтоне в 1909 году. Впечатление, которое он вынес при чтении ее проповедей, благодаря ее личному присутствию в нем — еще сильнее укрепилось. Она была матерью Израиля.

Она был близнецом из первого дня рождения — слабой, кроме того, на 9-ом году ей было причинено телесное повреждение ударом камня, которое отзывалось в течении всей ее жизни.

Она вместе со своими родителями принадлежала к общине методистов и следовательно пережила торжественное время 1840-1844 гг.

Так как брат Лофборо привел из своей книги на английском языке “Возникновение и успехи Адвентистов Седьмого Дня” также несколько видений с Вайт, то приведем несколько выдержек относительно этого. Первое видение было у нее на 17-ом году жизни, два месяца спустя по истечении “времени”, следовательно в декабре 1844 года.

Брат Лофборо пишет: ”Так как имел случай разговаривать с некоторыми лицами, которые были в Портланде ко времени первого видения и был знаком с госпожой Гайнес в то время, как пять сестер единоверцев были на утренней молитве. Остальные уже помолились и сестра Уайт молилась тихим голосом, как вдруг на нее снизошла сила Божия, которая охватила всех. Она стала нечувствительной ко всему, что происходило вокруг ее — она была в видении.

Путь к небесному граду.

Следующее краткое описание ее первого видения, как она о нем рассказывала верующим в Портланде о свойстве ее видений.

“В то время, как мы молились, сила Божия снизошла на меня, как я ее никогда раньше не испытывала. Я была окружена светом и поднималась все выше и выше над землею”.

Я смотрела на адвентистов во всем мире и не могла их отыскать, но голос сказал мне: ”Посмотри еще раз, но гляди несколько выше”. Тогда я подняла свои глаза и видела прямую узкую тропинку, которая была высоко над землею. По ней странствовали Адвентисты ко святому граду, который был расположен на другом конце тропинки. За ним при начале пути был яркий свет, который был как мне сказал ангел, “полночным криком”. Он светил на всей тропинке и был светом для их ног, чтобы они не спотыкались, когда путники пристально устремили свои взоры на Иисуса Христа, Который вел их по пути в град; то они шли уверенно: Иисус ободрял их, и когда Он поднял Свою правую руку, из которой исходил свет, изливавшийся над адвентистами, то они воскликнули: “Аллилуйя!”

Все же некоторые легкомысленно отрекались от того света, который светил позади их и говорили, что Бог не привел бы их сюда. За такими свет потухал и под их ногами было совершенно темно. Они спотыкались, теряли Иисуса из виду и падали с тропинки на темную злую землю.

Вскоре мы услышали голос Бога, подобно шуму многих вод, который сообщал нам о дне и часе пришествия Господа. Живые святые подняли свой голос, в то время как безбожники думали, что это гром и землетрясение. Когда Бог объявил о времени, то Он излил на нас Святого Духа и лица наши были освещены и блаженство Божие отражалось на лице Моисея, когда он сошел с горы Синай.

Состояние во время видения.

Прежде чем рассматривать дальнейшие рассказы этого чудного откровения Духа Божия, я хочу рассказать о некоторых фактах по отношению к видению. Я видел Е. Уайт (продолжает брат Лофборо) в видении первый раз в первую субботу в октябре 1852 года. Это видение продолжалось больше часа. После этого я имел счастье видеть это около 50 раз. Я присутствовал даже тогда, когда врачи исследовали ее в таком состоянии в такое время считаю радостью говорить о том, что я видел и слышал. Я надеюсь, что передача фактов, изложенных очевидцами, не будет отложена в сторону, чтобы не дать повода беспочвенным предложениям тех, которые никогда не видели Уайт в таком состоянии.

Когда Уайт видит видение, то она троекратно восклицает с увлекающей силой ”Глори”, что значит “Слава” равно и “Честь”. Второй и еще более и слабее третий крик первого, но тем более захватывающий. Получается впечатление, что голос доходит из некоторого отделения и все более отделяется пока не теряется в пространстве”.

“В течении четырех-пяти минут, кажется, что она лежит в обмороке, не имея более сил в себе. Затем она наполняется сверхъестественной силой и иногда тотчас встает и расхаживает. Она часто водит своими руками вправо и влево, смотря по направлению ее головы.”

На мой вопрос, откуда исходит эта сила, она мне ответила, что ангел дотрагивается до нее. Все эти движения в высшей степени грациозные и никто не сможет повести ее руку в другое положение. Ее глаза постоянно открыты, но она не видит ими. Ее голова поднята и она смотрит вверх, но не подвижным взглядом в пустоту, но с приятным впечатлением, уступая от своего нормального вида настолько, что кажется, что она смотрит на отдельный предмет внимательно. Она не дышит, но пульс ее бьется правильно. Черты лица ее приятны, а цвет лица такой же, как в нормальном состоянии.”

Прекращения дыхания, потеря сил и ее укрепления, когда до нее дотрагивается ангел Божий, согласуется со следующим описанием пророка Даниила своего собственного состояния во время видения. “И остался я один и смотрел на это великое видение; но во мне не осталось крепости и вид лица моего изменился чрезвычайно и не осталось во мне бодрости”. “И как может говорить раб Господина моего с таким Господином моим? Ибо во мне нет силы и дыхание замерло во мне. Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня.” Дан. 10:8, 17-19.

Показания врачей.

Доктор М.Г. Коллог был очевидцем одного такого видения, которое имела Уайт 29 мая 1853 года во время одного собрания в большом помещении В. Давсона в Тироне в Левонгтонском Конте в Мичигане. Это было ее первое видение в этом штате и он сообщает относительно него следующее: “Сестра Уайт была в видении приблизительно 20 минут или полчаса. Одновременно все присутствующие, казалось, Чувствовали силу и близость Божию, а некоторые из нас, чувствовали, что Дух Божий могущественно почиет на них. Это происходило в час молитвы и христианских опытов в субботу утром приблизительно в 9 часов.

Брат Уайт, мой отец и сестра Уайт уже помолились, а я молился еще в это время. Мы искренно молили Господа о том, чтобы Он благословил наше собрание и дело в Мичигане — и при этом в полном спокойствии, без всякого возбуждения, как вдруг сестра Уайт воскликнула: “Глори, глори, глори!” Брат Уайт поднялся и показал собранию, что его жена находится в видении. Он сказал, что она в это время не дышит и просил присутствующих подойти к ней и исследовать ее состояние.

Доктор Драмонд, бывший одновременно и проповедником адвентистов первого дня и объяснявший до сих пор, что ее видения происходят от месмеризма и что он может подтвердить ее такому видению. Поднялся и основательно исследовал ее состояние, побледнел и сказал: “Она не дышит”.

“И мне известно, что она не на этот раз, ни в другие не дышит, когда я ее видел в видении. Конец видения выражался точно также известным признакам, как и начало его”.

“Первым признаком того, что видение окончено, было глубокое и длинное дыхание благодаря чему можно ясно узнать, что легкие были совсем без воздуха. Через несколько минут она опять вздохнула, что опять наполнило воздухом легкие, затем наступал перерыв около двух минут и лишь после третьего дыхания восстанавливалось естественное дыхание.

Подписано: Др. М.Г. Коллог. Баттл-Крик

28 декабря, 1890 г.

Следующее показание дает очевидец одного медицинского исследования, которое было произведено над Уайт, когда она была в видении в 1853 году в Стоусе. Бертановите при всей своей учености и опыте, приводит причину ее особенного состояния.

Сначала он держал зажженную свечу близко, около ее глаз, которые были широко открыты, но ни один глазной мускул не двигался. Затем он исследовал ее пульс и дыхание. Он высказал так, что для подобного состояния нет естественного или научного объяснения”.

Подписано: Т.Е. Касталь

Следующий доклад основан на исследовании, которое происходило 26 ноября 1854 года, когда Уайт имела видение во время одного собрания в ее доме в Монто-Стрит, в Речестре Н.И.

“Мне было тогда 17 лет, но как бы теперь я слышу троекратный крик: “Глори”, который она испускала, когда она упала навзничь на пол. Но она не упала, но опустилась медленно назад и один из присутствующих поддержал ее прямо. Так как в это время присутствовало два доктора — один постарше, а другой помоложе, то брат Уайт желал, чтобы они тот час исследовали ее состояние. Они пользовались небольшим зеркалом, которое они держали перед устами ее, но это они скоро оставили и должны были сказать: “Она не дышит”.

Затем они тщательно исследовали правую и левую стороны ее, не найдут ли они каких-либо признаков глубокого дыхания”.

Как раз, когда закончили свое исследование, она находилась все еще в видении и, держа высоко Библию, открывала один текст за другим и правильно указывала, и глаза ее в то время были обращены не на книгу, а вверх. Она видела последние семь язв и торжество святых…”

…Эти факты я охотно свидетельствую.

Подписано: Пресвитер Д.Г. Ламсон, Гильстель. Мичиган 8 февраля 1893 года.

Другое свидетельство относительно медицинского исследования дает нам сестра Друзила Ламсон, вдова двоюродного брата пресвитера Ламсона, в настоящее время начальница санатория в Клифтоне Спринг, которое было произведено 26 июля 1854 года на одном из собраний”.

“Я припоминаю собрание, на котором было устроено исследование, чтобы установить, прав ли брат Уайт, говоря, что сестра Уайт не дышит во время видения. Но я не могу припомнить только, кто из докторов присутствовал при этом, все же я предполагаю, что это был доктор Флеминг, так как его часто приглашали для советов. Он теперь уже почивший. Но все же я знаю, что такое исследование было устроено и на зеркале, нельзя было заметить ровно никакого следа от дыхания”.

С почтением ваша Друзила Ламсон.

Клифтон Спринг, Нью-Йорк, 3 марта 1893 года.

Следующее исследование над С. Уайт в феврале 1857 г. произвел доктор Форд, который был уже врачем 50 лет, когда она был в видении в общественном зале в Гильдале в Мичигане. Следующие показания даны были по этому вопросу:

“Мы присутствовали, когда Уайт имела видение в феврале 1857 года в Вальдроисе-Галле в Гильдале. Др. Лорд исследовал ее и сказал: “Ее сердце бьется, но у нее нет совершенно дыхания. Жизнь есть, но нет никакой деятельности в легких. Относительно этого состояния я не могу дать никакого объяснения”.

Подписано: А.Ф. Фловер и г-жа Фловер

Гильсдалле. 1 января 1892 года.

“Я присутствовал, когда Уайт видела выше упомянутое видение в Вальдронсе-Галле в Гильсдалле и к сказанному хочу еще прибавить, что я слышал, как доктор сказал, что состояние Уайт превосходит его знание. Он также сказал: “Это нечто сверхъестественное”.

Подписано: К.С. Гловер. Батл-Крик

10 января 1891 года.

Сим удостоверяем, что мы присутствовали в феврале 1857 года в Вальдроисе-Галле в Гильдале. Когда г-жа Уайт имела видение и была в этом состоянии, когда ее исследовал доктор Лордом, и мы, нижеподписавшиеся, слышали слова, переданные уже супругами Фловер.

Подписано: В.Р. Карпентер, Элиза Карпентер. Нобльсвиль. Инд. 30 августа 1891 г.

Нижеследующее имело место в Букс-Бридж. “28 июля видел я Уайт первый раз в видении. Я никогда не верил в ее видение, но между прочим было обстоятельство, о котором я хотел бы здесь упомянуть, что именно убедило меня, что видения ее от Бога. Чтобы убедиться, дышит ли она или нет, я положил сперва свою руку на ее грудь и держал так долго, пока я ясно не установил, что ее грудь точно также не поднимается, как и у мертвеца. Затем я положил руку на ее рот и зажал указательным и большим пальцем так крепко, чтобы невозможно было вдыхать, даже если бы она хотела. Таким образом я держал ее около 10 минут, совершенно достаточное время, чтобы при нормальных обстоятельствах задушиться, но это не произвело на нее ни малейшего впечатления. С тех пор я не могу больше сомневаться, что причина этих видения Божественная”.

Подписано: Д.Т. Бурдов. Батл-Крик

4 февраля 1891 г.

Медицинское исследование посредством медиума.

Я хочу упомянуть еще об одном исследовании, когда присутствовали 12 января 1861 года в Парквилле ст. Джозеф в Мичигане. При окончании одного увещания, которое производила сестра Уайт в большом собрании, в местном молитвенном доме адвентистов. Дух Божий могущественно осенил ее и она имела видение в то время, когда сидела на стуле.

Некий доктор Браун был при этом, физически крепкий и здоровый мужчина, спиритический медиум. Он сказал, что видение Уайт происходит также при участии духов и что он в течении одной минуты может вывести ее из видения, если бы она была в таком состоянии в его присутствии. Последовало приглашение посредством исследования в ее состоянии.

Доктор подошел к Уайт, но он на половину не окончил своего исследования, как вдруг он побледнел как мертвец и задрожал как осиновый лист. Брат Уайт сказал ему: “Вернитесь, не хотите ли вы доложить о ее состоянии?” Но он воскликнул: “Она ведь не дышит!” и поспешно пошел к двери. Некоторые лица, слышавшие его хвастовство, сказали ему: “Вернитесь и сделайте, как вы сказали и выведете эту женщину из ее видения?”

В величайшем волнении он схватился за ручку дверей, но его не выпустили, пока он не ответил, стоявшим у дверей. “Господин доктор, что это такое? — спрашивали они и он ответил: Это знает лишь Бог. Выпустите меня из этого дома,” — и он убежал.

Было очевидно, что дух, влиявший на него, как на медиума, точно также не мог успокоиться в присутствии силы, обладавшей Уайт, как одержимые во время Христа, спрашивавшие Его: “Зачем Ты пришел прежде времени мучить нас?” Матф. 8:29.

Признаки истинного пророка.

В Священном Писании сказано: “Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним”. Числ. 12:6

Как мы только что видели, что не только адвентисты, но и врачи считали видение Уайт Божественного происхождения. Равным образом считали ее произведения и в общем должны признать, что все ее творения носят на себе печать истины.

Некоторые возражали и думали, что если это дар от Бога, то Уайт должна иметь силу творить чудеса. Но Священное Писание не требует этого от истинного пророка, а наоборот, указано на лжепророков последнего времени, что они будут творить знамения и чудеса, что бы если возможно, прельстить даже и избранных.

Мы знаем о большом числе избранных пророков, о которых ничего не упомянуто, что они творили чудеса. О пророке Науме, Аггее, Захарии, Осии, Амоса, Авдии, Иеремии, Иезекиеле, Малахии ничего не известно, что они творили чудеса.

Иоанн Креститель, бывший больше, чем пророк, равно и апостол Иоанн — бывший на Патмосе — и они не оставили нам никаких доказательств о своих чудесах. Их Задание было приготовить путь Господу и собрать народ, который будет ожидать Его (Лук. 1:15-17), иного мира, о наказании безбожных должны были предупредить. Откр. 1:11.

Это было как раз тем делом, которое делала Уайт во всю свою жизнь, — притом пророчество не для неверующих, но для верующих (1Кор. 14%2)… Уайт в свое время как “слабейшее существо среди слабых” покорно взяла на себя поручение Господа и в течении 71 года была она опорой для дела Божия и предостережением, советом и делом, и могла много добра оказать в темную годину руководителям общин. Когда братья Ю.Т. Бехтер, Д.Н. Геде, Д. Исаак и автор сего труда посетили летом 1909 г. во время Генеральной Конференции Токома Парке при Вашингтоне видели Уайт в ее комнате, то она очень заинтересовалась делом Божиим в России и ее молитва была о том, чтобы Господь сохранил ее в ее глубокой старости, хорошую память до последней минуты ее жизни.

Это противоречит мнению, что она как будто бы сказала, что она доживет до пришествия Христа. Уснула она в полной памяти и покоится рядом со своим мужем на кладбище в Батл-Крик до дня воскресения мертвых.

Брат Джеймс Уайт.

Брат Джеймс Уайт родился 4 августа 1821 года, умер же 6 августа 1881 года в Батл-Крике в Мичигане.

Брат Уайт собрал много сведений об адвентистском движении, но хотя он имел крепкое телосложение, тем не менее его здоровье сильно было подорвано усердными школьными занятиями и многочисленными проповедями.

30 августа 1845 года он сочетался браком с Еленой Уайт. Говорят, что они начали дело проповеди без денежных средств, без журналов, без книжек и без молитвенных домов. Способ употреблять палатки для молитвенных собраний, как это случалось после, этого тогда не знали. Они начали маленькими собраниями в частных домах, на которых редко присутствовали не адвентисты; разве если только они хотели услышать проповедь женщины. Сама Уайт пишет об этих собраниях: “Сначала я шла ощупью в деле публичной проповеди. Если я имела уверенность, то это было дано мне Духом Святым. Когда я говорила свободно от всего сердца и уверенно, то это было дано мне от Бога. Мой дух говорил обыкновенно проповедь относительно особых, определенных учений; а затем я следовала продолжительным увещаниям, приноравливаясь к характеру слушателей. Так сеял мой супруг семя истины, я его поливала, а Господь дал нам удачу”. Автобиография Е. Уайт стр. 81.

Осенью 1846 года супруги Уайт начали праздновать Библейскую субботу. На эту мысль навел пресвитер Иосиф Бейтс, принявший веру в пришествие и бывший усердным работником в этом деле. Сначала Уайт думала, что брат Бейтс ошибается и придает заповеди о субботе более значения, нежели другим заповедям, но в одном видении внимание было обращено на Небесное Святилище и на ковчег завета и на четвертую заповедь в Законе Божием. Ей было сказано, что эта заповедь содержит сама по себе имя Творца и основание субботы было положено, когда были сотворены небо и земля.

Далее она видела, что “человек греха” сделал изменение в законе Божием, что весть в Откр. 14 призывает народ повиноваться закону и принять субботу Господню. С этого времени стали проповедовать третью ангельскую весть в связи с другими ангельскими вестями. Правда о субботе в связи с ковчегом Божиим и все увеличивавшемся светом относительно Святилища доказывают, как мы уже видели, что адвентистское движение согласуется с порядком Божиим и светом относительно трех ступеней, которые вели по тропинке ко граду Господню.

Брат Джеймс Уайт был основателем издательства Адвентистов Седьмого Дня. Как невелико, но с какой самоотверженностью, с каким духом и с каким успехом он начал это дело. Об этом пишет Уайт в своей автобиографии. “Приблизительно в 1849 году он начал издавать небольшой журнал под заглавием “настоящая истина” Книгоиздательство было в Милтоне, в 8 миглийских милях от Роки и он часто проделывал путь туда и обратно пешком, хотя он хромал в это время. Когда он в первый раз принес журнал из типографии, мы все стали на колени вокруг него и просили Господа с покорным сердцем и обильными слезами ниспослать Свое благословение на слабый труд Его раба. Затем он адресовал журнал всем, которые по его мнению будут его читать, и понес их в чемодане на почту. Каждый журнал приносился из Мадлтона в Роки Гилл и всякий раз, прежде, чем его приготовить для отправки, мы его распростирали перед Господом и с искренней молитвой и со слезами мы умоляли, чтобы Его благословение сопровождало этого немого вестника.

Очень скоро поступили письма, которые кроме хороших вестей: что много лиц приняло истину, принесли также средства для распространения журнала.

Но начиная работу по издательству журнала, мы никоим образом не оставляли своей деятельности по проповедованию истины и ездили с одного места в другое, проповедовали учение, давшее нам столь большую радость. Мы воодушевили верующих, выяснили заблуждения и ввели порядки в общинах. Но чтобы быть в состоянии вести одновременно работу по издательству и нашему влиянию в различных частях нашей деятельности, то журнал издавался то тут, то там”.

Мы приведем здесь содержание одного признания, которое прилагал брат Уайт ко своим произведениям, которые он разослал как подробные экземпляры, поучительные и вполне достойные подражания, как проповедникам, так и общинам.

“Позвольте мне обратить ваше внимание на последнюю часть этого произведения: “Закон Божий и памятный день Божий”. Эти две темы были написаны с большой тщательностью и автор хотел бы распространить среди народа. Я дал напечатать 10 тысяч экземпляров в форме трактата по 16 страниц и, которые я отдал каждому по одному доллару за сотню.

Друзья, хотите ли вы меня поддержать при распространении этих трактатов. После того, как вы их тщательно проверите, вы можете снова их ценить и поддержать меня двояким способом. Во-первых, вы можете прислать мне свои заказы и сами их распространять. Во-вторых, вы можете мне прислать от своего избытка денег для печатания этих трактатов и я буду стараться распространять их моей собственной рукой”.

“Я их буду раздавать каждому ребенку, который готов мне протянуть стакан с водой. Человеку, который захочет напоить моего коня, я также дам один экземпляр. Усталому путнику, который у моей двери попросит ночлега, я также дам несколько. Особенно же дам каждому благорасположенному лицу, с которым я могу говорить относительно библейских истин. Братья! Не хотите ли вы работать со мной для этого дела?”

“Еще раз эти произведения, которые ты держишь в руке, должны быть читаемы десятками тысяч, которые слишком бедны, чтобы их купить; даже те, которые мало интересуются ими, должны прочитать их. Я их написал строчка за строчкой дрожащей рукой и с большим нервным напряжением. Я считаю, что мне поручено окончить начатое дело, чтобы удовлетворить потребности народа.

Братья, не отворачивайтесь от этого моего призыва. Дайте мне достигнуть вашего сердца и ваших средств. Пришлите свои заказы для этих произведений и свои деньги. Когда вы заказываете, то присылайте каждый раз пог 1-10 долларов больше стоимости заказа.

Чтобы у меня были средства дать возможность тысячам другим лицам получить их. Ваши пожертвования будут оприходованы в газетах. Цена за сотню 1 доллар; для друзей, 0,75; для для бедных 0,6 доллара. Мой адрес: Гринвиль Монклам Ко.Мич. Джеймс Уайт.

Какой успех имела эта самоотверженная работа в этой отрасли дела, мы увидим несколько далее, но этого достаточно для доказательства, что собратья Уайт при помощи Божией были основателями общины адвентистов Седьмого дня, имя их неразрывно связано с нею. Ими основана община и с их именами связана история ее.

Введение празднования субботы.

Еще прежде, чем супруги Уайт обратили внимание на субботу, то другие адвентисты, еще до времени “Полночного крика” слышали уже об этом в 1844 году. Некая Р. Ярстон, баптистка седьмого дня, переехала в Вашингтон, где она застала общину адвентистов приблизительно в 40 человек. Она приняла учение об адвентизме и благодаря ее миссионерской деятельности община начала праздновать субботу Господню. Это привело к исследованию этого вопроса и притом даже в адвентистской прессе. В “Крике” от 5 сентября 1844 года было: “Много лиц заняты мыслью, обязаны ли они праздновать седьмой день?” Эта заметка была сделана редактором в статье, в которой он хотел подтвердить празднование воскресения и вследствие этого вопрос этот возбужден для публичного обсуждения.”

“12 сентября в другом номере уже появился результат, причем было сказано, что они полагают, что христианина не связывает какое-либо определенное время — но если эта мысль неправильна, то седьмой день единственный, на который указывает закон Божий.”

Брат Лофборо пишет на стр. 114 своей книги по этому поводу: “Внимание адвентистов, как общины вполне правильно было направлено на вопрос о субботе благодаря статье относительно этого вопроса.” Т.М. Проблем, помещенной 13 февраля 1845 года.

Эта же статья появилась в английском журнале “Надежда Израиля” в Портланде. В Майне 28 февраля 1845 года. После этого, как он привел доказательство в пользу субботы из Библии — и доказал факт, что она было переменена на воскресенье, вследствие большого отступления в церкви, он замечает:

“Таким образом, мы видим исполнилось пророчество у Дан. 7:25, когда “малый рог” отменил “времена и закон”, поэтому мне кажется, что все, которые празднуют первый день, как субботу — признают воскресенье папы и нарушают этим субботу Господню”. (Сезиспте дос. Саббатс С. 554)

“Вскоре после этого появилась статья Дж. Б. Кука, в которой он доказал, что в Библии нет ни одного доказательства в пользу воскресения, пользуясь при этом словами: “Таким образом, лишаются всякой почвы те, которые быть может бессознательно находится под флагом папского воскресения”.