7. Организация

Переживания адвентистов были похожи на переживания верующих в Иерусалиме во время праздника Пятидесятницы, когда под влиянием Духа Божия и проповеди апостолов спасались тысячи, но после того как последние прошли через великие потрясения и серьезные испытания, апостолы сочли во благо общине дать срочную организацию (Деян. 6:1-7). С начала они не видели в этом необходимости так, что при рассмотрении Евангелия язычниками апостол Павел писал к Титу: “Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как тебе я приказал” (Тит. 1)

Точно таким же образом было с общиной адвентистов седьмого дня, возникшей в следствие великого адвентистского движения. Как мы уже видели в предыдущей главе, различные принятые пункты учения сделали своих приверженцев совершенно особым и отдельно стоящим народом, который не мог соединиться ни с одной из существующих в то время церковных общин.

Они должны подобно Израилю в пустыне, продолжать свой путь самостоятельно, под охраной облака и огненного столба. Таким образом странствуя, они были связаны между собой любовью и верою. С 1848 года и до 1858 года в продолжении 10 лет они не были соединены в прочную организацию. Согласно существующих у них правил между 1851 и 1861 гг. членами общин считались все те, которые приняли истину. Те же, которые проповедовали учение адвентистов седьмого дня, были снабжены рекомендательными карточками, подписанными несколькими известными проповедниками. Они назывались при подписи: “Руководящие пресвитеры”.

Несмотря на то, что дело шло, казалось, совсем хорошо, тем не менее Господь указал еще раньше через сестру Уайт на необходимость организации союзов и общин и среди руководящих братьев были некоторые, которые были обратного мнения об организации и думали, что это поведет обратно в духовный Вавилон.

Нужна была большая мудрость и решительность, чтобы признать и провести данные Уайт указание относительно пользы и цели организации. Только печальные опыты открыли глаза некоторым и склонили их в пользу организации.

Брат Уайт, который занимался более, чем другие планом организации общины под влиянием Духа пророчества писал, указывая на организацию в “Ревью” 4 января 1881 года следующее: “Организация была предназначена к тому, чтобы обеспечить согласие в действиях и защиту против обмана. Никогда не было намерения, чтобы организация служила средством насилия привести народ к послушанию, но наоборот, организация “должна быть защитой для народа Божия”.

“Христос не гонит Свой народ к послушанию, но призывает его. “Мои овцы слушаются Моего голоса и Я знаю их и они идут за Мною”. Наш великий вождь идет перед нами и призывает народ Свой следовать за Ним”.

Человеческие догматы веры не могут создать единства. Церковная власть не сможет соединить общину в одно целое. Христос никогда не желал, чтобы помыслы человеческие были под влиянием чужих людей переформированы. Христос — глава каждого человека. Он ведет, формирует и чеканит Свое собственное изображение на наследниках вечной славы.

Как ни важно будет значение организации для защиты общины и для планомерного действия, но никогда не должна отобрать власть из рук Иисуса Христа. Между этими двумя крайностями, церковной дисциплиной и неограниченной независимостью, мы находим великую тайну единства и силы проповеднической службы и общины.

Апостол Петр обращает наше внимание в своей речи к пресвитерам своего времени: “Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и благоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. И когда явится пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы”. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же подчиняйтесь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время”.

Те, что выработали план организации Адвентистов Седьмого дня, по возможности стремились побольше употреблять выражений и форм, употребляемые в Новом Завете об организации. Чем более сохраняется Евангельский дух и чем проще форма, тем сильнее система организации.

Всемирная Конференция наблюдает за всеми отраслями организации, включая и Союзы Союз, наблюдает за всем делом внутри своей границы, включая и общины. Община же есть число верующих, которые основались на прочном основании соблюдать заповеди Божии и веру в Иисуса. Служители церкви — суть слуги ее, но не Господа, чтобы силою управлять ею. (Мф. 23:11)

Эти служители должны быть примером членам общины в терпении, бодрствовании, молитве, вежливости и щедрости, а члены должны оказывать тем, которые служат, ту любовь, которая открывается в жизни и учении Господа.

В этом изложены основные положения общественной организации, которая с 1860 года и до сего дня признана всеми АСД по всему земному шару. В каких серьезных словах указывала сестра Уайт еще заранее на необходимость порядка в общине, мы видим из приложения “Experience views” стр. 15, 1853 г.

“Община должны стремиться к Слову Божию и должна быть основана по Евангельскому образцу. Это до сих пор проглядели и пропустили, но это крайне необходимо, чтобы привести общину к единству веры.”

В Свидетельстве от 23 декабря 1860 года мы читаем: “В то время, когда мы приближаемся к концу времени, то сатана сойдет с большим кощунством, потому что он знает, что время его краткое. Особенно против последней общины применит всю свою власть. Он будет с нами вести войну, стремиться разъединить и рассеять, чтобы они ослабели и их можно было победить. Но народ Божий должен идти обдуманно вперед. Их усилия должны объединиться, все должны быть единомышленными в своих взглядах, только тогда ее старания не будут напрасны, но действительно будут содействовать устройству настоящей истине.

Организация должна быть поддержана, в действиях быть согласна, иначе сатана их обманет.

Система десятины.

В 1859 году очень усердно обсуждался среди адвентистов план относительно содержания проповедников. Правила, существовавшие для этой цели среди других общин, были признаны недостаточными, потому что у них не доставало: “Так говорит Господь”.

Проповедником И.Г. Андерсеном было устроено в Батл-Крике ряд библейских чтений и после того, как тщательно исследовали Св. Писание, в “Ревью от 3 февраля 1859 года по этому же поводу было устроено собеседование и тогда же был принят план относительно десятины для проповедников. Это положение ныне принято всеми Адвентистами Седьмого Дня во всем мире не на основании Левитского священства, а священства Мелхиседека, в котором Христос являлся первосвященником. Евр. 6:20

К этому священству принадлежал и Авраам, отец верующих, который дал десятину Мелхиседеку при встрече с ним, когда он поднес хлеб и вино (Быт. 14:18-20) Мы дети Авраама, если совершаем дело его (Иоан. 8:39)

АСД считают отданные десятины преимуществом и как справедливое равномерное распределение ее между богатыми и бедными для поддержания дела Божия, за что обещано Божие благословение.

23 июля 1853 года в “Ревью” было сделано предложение созывать ежегодно в каждом штате съезды, на которых обсуждалась и распространялась бы работа и планы Союза общин, чтобы в работе царствовали справедливость и порядок, а не замешательство.

Это предложение может быть признано началом организации Союза Общин, на основании которого АСД образовали свои Союзы не по национальности, но из всех национальностей, живущих в районе Союза. Тоже самое преследуется при организации местных общин и таким образом кладется на такое дело печать троекратного ангельского благовестия, которое собирают один народ из всех язычников.

Собственность общины.

В феврале 1860 года в “Ревью” было опубликовано воззвание к нашим проповедникам, каким образом лучше всего могла бы община содержать свое имущество: молитвенные, издательские дома и принимать по духовным извещениям денежные суммы для поддержания дела Божия. С 28 сентября по 10 октября того же года состоялось в Баттл-Крик общее собрание, на котором этот вопрос был решен в положительном смысле. Тогда был избран издательский комитет из 5 человек, который должен был организовать соответствующее товарищество.

Название АСД.

До 1860 года название “АСД” официально не было принято. На вышеуказанном съезде был поднят вопрос, какое название должно быть принято для общины. Было предложено назвать ее “Общиной Божией”, но так как этим не выражалось никакого признака, определяющего нашу общину, то это предложение было отвергнуто. В названии же “АСД” Указываются на главные основания нашего вероисповедания, т.е. надежду на близкое пришествие Христа во второй раз и на празднование субботы согласно десятисловия.

С этим названием согласилось все собрание, за исключением одного человека, который впоследствии тоже согласился с общим постановлением. В свидетельстве № 6 Уайт писала следующее: “Только то название соответствует нам, которое согласуется с нашим вероисповеданием, выражает нашу веру и выделяет нас, как особый народ”.

“Название АСД носит истинный признак нашей веры, чтобы убедить пытливый ум. Подобно стреле из лука Господня, оно будет ранить нарушителей закона Божия или будет вести к обращению к Богу и к вере в Господа нашего Иисуса Христа.

Организация общины.

Проповедник Уайт представил в своей речи на съезде в Батл-Крик в апреле 1861 года вполне обработанный план организации, который был также опубликован 11 июня в “Ревью”.

После того, как результаты были опубликованы и исследованы, то было постановлено, чтобы на всемирном съезде были депутаты других Союзов общин.

6 сентября 1861 года был организован Мичиганский Союз общин с одним председателем, секретарем и 3-мя членами совета. На основании постановления съезда было рекомендовано, что если общины будут организовываться, то они должны принять следующее согласование: “Мы, ниже подписавшиеся, сим объединяемся под названием “Адвентисты Седьмого Дня” в общину и обязываемся сохранить Заповеди Божии и веру в Иисуса Христа”. Община имеет своего пресвитера, дьякона, кассира, секретаря и совет. Было постановлено, чтобы каждый проповедник Союза имел при себе удостоверение о рукоположении и свидетельство о должности. Оба эти документа должны быть подписаны Председателем и секретарем Союза, а последнее свидетельство должно быть ежегодно возобновлено.

На Мичиганском съезде было постановлено в сентябре 1862 года, чтобы каждая община в Союзе была принята голосованием, как это происходит при соединении отдельных лиц в члены общины — 17 общин было принято в Мичигане.

На этом съезде было постановлено назначить определенное еженедельное жалование проповедникам, причем последние обязаны представить отчет о времени их работы, о работе, о приходах, о расходах по своей службе, на основании чего съезд должен с ним посчитаться.

Организация Союзов, Союзы Союзов, Дивизионный Союз и Всемирный Союз.

Первый Всемирный Съезд, на котором депутаты должны были представить свои мандаты от свих Союзов, состоялся 20 мая 1863 года в Батл-Крик. Были на этом съезде представлены следующие Союзы: Мичиганский, Висконский, Эйовейский, Минотский, Нью-Йоркский и Совейский.

21 мая был принят Устав Всемирного Союза и было предложено Союзам выработать свои уставы. Мичиганский Союз принял такой устав, в котором соответственно числу членов общины, было назначено определенное число депутатов.

Ныне мы имеем повсюду 184 Союза, 108 Миссионерских полей, 33 Союза Союзов, 4 Дивизионные Союза и Всемирный Союз. Устав Союза общин до сих пор во всех Союзах остался повсюду почти без всяких изменений. Дивизионные Союзы состоят из Союза Союзов и неограниченных общин. Всемирный Союз высших авторитет в нашей организации.

Совет Всемирного Союза состоит из Председателей Союза Союзов, в то время как советы двух последних организаций состоят из Председателей Союза Союзов и Союза Общин. Эти советы управляют делами до следующего съезда, когда совершается их избрание и переизбрание.

Союз Общин имеет один раз в год свой съезд. Союз Союзов — каждых два года, дивизионный — каждых три года, притом в Америке. Подобное же разделение по степеням Господь одобрил в пустыне (Исх. 18), когда были поставлены надзиратели над 10, 50, 100 и 1000 человек и к ним еще 70 старейшин (исх. 24:1, Числ. 11:6) Вместе с которыми Моисей управлял Израильским народом.

Это было мудрое постановление, которое соответствовало всем требованиям, чтобы народ мог бы быть воспитан духовно и физически. По этому же образу и организовано наше дело по всему земному миру и пользуется весьма большим успехом.

Отчетный Совет.

Смотря по расширению дела, была соответственным образом и разрешена организация. На весеннем съезде в 1864 году было предложено Всемирным Союзом избрать в Союзах отчетные советы, состоящие из 6 братьев, которые не были на содержании у Союзов. Они были ежегодно вместе с советом Союза Общин проверять отчеты работников и посчитаться с ними. Эти правила мы находим у Неем. 13:13 и на основании этих правил мы вознаграждаем проповедников и работников во всех наших заведениях и полях по всему миру.

Международный Союз субботних школ.

Этот союз имеет целью соединение всех членов общины для прилежного изучения Слова Божия, посредством уроков, появляющихся по четвертям года и служащих для единства учения, а пожертвования в школах служат для основания дела Божия в новых миссионерских полях. Эти пожертвования в прежние годы были несколько раз применяемы и в России для поддержания дела, что с благодарностью признали русские братья.

Несмотря на то, что эта организация еще молода (от 4 марта 1878 года), тем не менее, по английскому ежегоднику, за 1912 год она насчитывала 4.450 субботних школ с 114.894 учениками и около 500.000 рублей пожертвований. Эта организация, как и все следующие, состоят под наблюдением Всемирного Совета и разветвляется во всех общинах и имеет свой собственный журнал на английском языке. Субботнюю школу можно назвать Общиной Божией в учении.

Международное издательское товарищество.

Если субботнюю школу можно назвать Общиной Божией в учении, то издательское товарищество было организовано было довольно рано, в 1881 году и с этого времени оно ревностно работает среди нас.

Издаются не только трактаты-брошюры, но и свыше 130 журналов на разных языках, а также иллюстрированные книги в виде 700 различных изданий на 91 языках, которые распространяются многочисленными книгоношами (по ежегоднику 1917 года из 4-Христос собственных издательских домов).

Отделения этого товарищества так же, как и субботние школы, имеются во всех общинах и всех членов товарищество поощряет к прилежному распространению литературы и рассылке миссионерских писем и т.п. деятельности.

Международное общество свободы совести.

Община АСД верит, что церковь и государство должны быть совершенно отделены друг от друга. Только таким путем может быть исключено официальное преследование иноверцев — граждан данного государства. Общество — это против всех законов, угнетающих совесть. В этом направлении имеется большое число журналов и во всех других Адвентистских журналах имеется отдел о свободе совести. Главным образом даются советы и поддержку тем лицам, которых преследуют за веру. Лозунг этого общества заключается в словах Спасителя в Марк. 12:17.

Лечебная миссия и благотворительный Союз.

В июне 1863 года Уайт было указано в видении в лагерном собрании в Мичигане на гигиеническую реформу жизни. С тех пор появились статьи ее и других руководящих братьев в наших журналах относительно здоровья телесного и духовного, гигиены одежды, пищи и питья, труда, отдыха и сна и т.д.

Для этой цели издавались журналы и было основано общество, задававшееся целью образовать кадры врачей и санитаров в наших учебных заведениях и рассылать наших врачебных миссионеров по всей земле. Согласно ежегодника 1914 года по отчету мы имели уже 69 санаториев в различных частях мира, 35 других лечебных заведений, 129 врачей, 2.359 других работников и санитаров.

Это дело напоминает нам слова Евангелиста Луки, который был по призванию врачем (Кол. 4;14) и слова в Деян. 10:38: “Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним.”

Другие организации.

Кроме вышеназванных организаций, смотря по надобности, имеются и другие организации, чтобы управлять движимым и недвижимым имуществом общины; издательские товарищества и советы и т.п. Все эти общества, товарищества и советы избираются на действительных съездах данного отдела и таким образом они действуют планомерно и в согласии с другими организациями для совершения общего дела. Это дело Божие. Ему и мы принадлежим, а также многочисленные работники общего пола, трудящиеся во всех этих организациях и Ему Единому принадлежит и честь и слава от тех тысяч, которые спасаются благодаря этой работе и окружают престол Божий.

Международный юношеский Союз.

Эта организация самая молодая в нашей общине и существует лишь с 31 декабря 1906 года. Она имеет целью дать нашему юношеству обоего пола твердое основание в настоящей истине, поддерживая в них интерес соответствующей литературой и собраниями для совершенствования и духовного роста, приготовляя этим юношество к миссионерской деятельности.

Отчет с 1912 года уже указывает на 685 юношеских кружков и 14.026 членов, с пожертвованиями около 35.000 рублей для миссионерского и просветительского дела.

Руководителями каждого местного кружка суть: председатель, письмоводитель, кассир и совет для распределения работ, состоящий из 3-5 членов. Членами этих кружков могут быть исключительно молодые члены АСД.

Показания свидетелей не адвентистов о нашей организации.

Хотя христианин должен менее обращать внимание на суждения людей, чем на суждение Бога, тем не менее, вопрос нашего Спасителя в Лук. 8:27 к Своим ученикам дает нам прямо выслушать заключение людей о нашей организации. После того, как Моисей устроил израильский народ и направил его к послушанию заповедям Божиим, он им сказал: “Итак, храните и исполняйте их: ибо в этом мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов, которые услышав о всех сих постановлениях, скажут: “Только этот великий народ мудрый и разумный. И есть ли такой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который Я предлагаю вам сегодня”. (Втор. 4:6-8)

Когда призван был Валаам проклинать Израиль, и он видел перед собою благоустроенное войско, то он должен был воскликнуть: “Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как изреку зло? Господь не изрекает на него зла. С вершины скал вижу я его и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и среди народов не числится”. (Числ. 23:8-9)

Почти все наши противники, которые осмеливались писать о нас или выступать против нас, были принуждены признать организацию нашу и общины и похвально отозваться о наших миссионерских успехах. Не приводя многих указаний, дадим слово только троим из них:

Ф Беккер говорит в одном сочинении под заглавием: “Адвентизм, откуда он и чего он желает?” После того, как он указал на обширное распространение нашей общины следующее: “Из вышесказанного видно, что Адвентисты — не кучка собравшихся отщепенцев, но благоустроенный организм”.

В.М. Скворцов называет в своей книге “Миссионерский посох” организацию АСД великолепной, в то время как С.Д. Бондарь, писавший в 1910 году по поручению департамента Духовных Дел Иностранных Исповеданий книгу об Адвентистах, назвал нашу организацию “поразительной”.

Мы видели, как Адвентисты пришли к этой поразительной организации. Она не устроена вселенским собором, но выросла постепенно, по мере надобности и из потребностей дела и таким образом она создана Самим Господом.

Она уже выдержала в течение нескольких десятилетий все испытания и не нуждалась в изменении даже для нас. В России, в знаменательный 1917 год, когда все законы были разрушены и все общественные организации разрушены и здесь мы видим десницу Божию, и вместе с Псалмопевцем скажем: “Не нам… но имени Твоему дай славу…” (Пс. 113:1)