2. Первая часть трехкратной ангельской вести

Подобно тому, как в 16 веке в различных странах Европы одновременно были призваны Богом люди для дела реформации, которые первоначально ничего не знали друг о друге и только с течением времени познакомились между собой или переписывались, благодаря чему к делу их тем сильнее прикладывалась печать Божественности, — тоже произошло при великом движении адвентизма. Когда время исполнилось, то Господь послал Своего Сына; когда время исполнилось, Господь пробудил реформаторов церкви, — равным же образом, когда приблизилось “время конца”, Господь направил внимание исследователей Библии во всех странах земли, не знавших ничего друг о друге — на скорое и славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Время конца

“ Время” пришествия Господа Иисуса Христа не есть еще конец мира, но только лишь период времени перед концом. Сам Иисус сравнивает время конца со временем Ноя (Матф. 24:37). И тогда Господь назначил “время отсрочки” в 120 лет для допотопного мира, во время, которое должны были услышать весть предостережения, и имели бы возможность спастись. (Быт. 6:3)

В книге пр. Даниила 11:35 церкви во время реформации “дано было время до срока”, которое в 12:4 названо “последним временем”, в котором многие почитают, “что сих пор было запечатлено”, а ныне раскрыта книга Даниила(ср. 12:4 с Откр. 10:12) — и умножится видение.

В 8:17 видение 2300 дней относится прямо к концу времени, а в 19 стихе время названо “последними днями гнева”. Если мы сравним с Откр. 11:18 и 2Фес. 2:9-11, то придем к бесспорному заключению, что время перед видимым пришествием Иисуса Христа на облаках небесных называется “временем конца”, “концом времени”, “временем света пророческого”, “днями гнева”, “временем действия сатаны”.

Особых доказательств нам и не следует для этого представлять, но укажем только на религиозные и политические события последнего и настоящего столетия и показания нескольких исследователей Библии.

Пророческая книга Даниила должна была оставаться запечатленной “ до времени и времен и полувремени” или в течение 1260 лет или 42 пророческих месяца, а это именно время и было временем господства папства или небольшого рога в Дан. 7:25. Это признал прелат Росе в своем толковании Даниила в 1771 году, где на стр. 74 говорит: “ Последнее время” наступит тогда, когда прекратиться рассеяние святого города.”

Это произошло в 1798 году, когда папству был нанесен смертельный удар и настало время, когда на основании Библии были изучены библейские цепи, познания увеличились, и пророческое время, которое до сего времени было запечатлено, должно быть открыто.

Ключ для понимания пророческих времен.

В 1842-1844 году появился в Нью-Йорке листок “Полночный крик” (миттернахтсрух), издававшийся И.Б. Бимесом — проповедником учения пришествия Христа в Америке. В этом Листке издатель писал 15 июня 1842 года: “Действительно интересно, сколько писателей независимо друг от друга со времени 1798 года нашли в 70 седьминах ключ к 2300 дням, о чем прежде ничего не знали.”

В этом же номере дальше он говорит: “Разве не чудесное совпадение, что так много писателей, не имея ни малейшего сведения друг о друге, пришли к одному и тому же времени, к одному и тому же заключению.”

Облако свидетелей.

В течение 150 лет целый ряд свидетелей один за другим возвещал радостную весть о втором пришествии Господа, причем некоторые из них одновременно в различных странах земли, при том все на основании одного и того же пророчества, и именно, о 2300 днях; Бенгель, Тенгардат, Тиниус, проповедник Дотри в Секлях, Юнг-Стиллинг, пастор Сендер, Учитель Кельберг и Гофман в Германии, Кемпель, Силлер, Крупп вАмерике; Ирвинг Давис, Ляндерс, Вольф, Вай в Англии; Метессон в Шотландии и др.

Большое число их вдали друг от друга открыли одновременно, что 70 седьмин Даниила в 9 главе и 2300 дней в 8 главе начинаются одновременно. Относительно некоторых из них узнаем следующее: Матессон в своей книге говорит: “Я недавно видел сочинение, изданное сначала в Америке М.Е. Дэвидсоном из Южной Королины, а затем, появившееся в 1818 году в Варкингтоне, Южной Англии, автор точно доказывает, что 2300 дней начинались с 70-ю седьминами Дан. 9:24 и с этим мнением совершенно согласен.”

В том же “Полночном крике” замечает И.В. Гимес относительно поколения и содержания этой книги: “Книга Дависа написана приблизительно в 1810 году. Читатель мог бы подумат, что он имел перед собой произведения Миллера, Литха, Шторса или Галле, но мы убеждены, что никто из современных писателей адвентиствкого движения не знал о существовании этой книги, пока неделю тому назад издатель этого листка не получил ее в свои руки.

В “Полночном крике” от 31 августа 1843 года мы читаем следующие слова Александра Камбеля, основателя большой общины “ученики Христовы” в Соединенных Штатах. В 1829 году он имел свой знаменитый диспут с безбожником Робертом Свеном, в котором он утверждает, что видение Даниила простирается до конца времени, что 2300 дней представляют годы и они окончились по теперешнему исчислению времени в 1843 г.

Затем мы читаем в том же “Полночном крике” от 21 сентября 1843 года об одной книжке с заглавием “Голос”, направленный к Англии и Америке в библейском докладе относительно второго пришествия Господа нашего Спасителя, чтобы доказать: почему мы ежедневно молимся и просим: “Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небесах.”(Матф 6:10) Составленная капитаном Ландерс, Ливерпуль издания С.Кент и Ком. 1839г.

Он, подобно многим другим приводит вычисление времени и относит конец 2300 дней к 1843 г. нашего летоисчисления.”

Иосиф Вольф исчислил 2300 дней равным же образом к 1843 г. нашей эры, которая начинается четыре года спустя собственно после Р. Хр. так, что считая от рождения Христа это было бы в 1847 г. Относительно Вольфа, Бенгеля и др., которые со своим вычислением вполне согласуются с вышеупомянутым лицом, мы услышим еще в других местах этой книги.

Великое пророческое основное число.

Для того, чтобы мы могли увидеть, на каком основании все упомянутые исследователи Библии пришли к такому заключению, что 2300 дней кончаются в 1843 году мы установим этой даты исчисление.

На основании часто упоминаемой нами книги Лофборо, потому что он ныне в 1917 г. немецкий составитель этой книги Л.Р. Конради еще живы и нам лично известны, а Лофборо сам пережил великое адвентистское движение а 1843-1844 гг. Книга его официально признана всеми адвентистскими общинами во всем мире. На стр. 46-49 мы читаем: “2300 дней в 8 главе Даниила” — основа для исчисления 1843 года. Так как в этой главе применяется образный язык и звери представляют собой государства, то заключим, что и 2300 дней образно заменяют годы, как это видно из толкования Господа Числ. 14:34 и Иезек. 4:4-6. Затем нашли, что 70 седьмин или 490 лет в Дан. 9, которые составляют 490 дней, служат корнем или разгадкой числа 2300 дней и таким образом начало их (490 дн.) означает также и начало 2300 лет.

Итак, издание указа о восстановлении Иерусалима обозначает начало 70 седьмин: это произошло согласно Ездры 7 в 7-ом году царствования Артаксеркса Лонгимана в 457 году до Р. Хр. То ,что это действительно правильная дата для начала 70 седьмин, доказано фактом, что ровно спустя 69 седьмин иди 483 года, считая от 457 года от Р. Хр. — 27 год после Р. Хр. Спаситель наш был крещен и начал свое служение, говоря: “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие.” (Марк. 1:15). Начало служения Христа в 27 году, Его распятие спустя 3,5 года в середине 70 седьмины. Окончание предназначенных евреям 70 седьмин состоялоь в 34 году по Р. Хр. Скорое обращение Савла, апостола язычников (Деян. 9:1) доказывает, что 70 седьмин тогда окончились, а вместе с тем и 2300 пр. дн. Начались в 457 г. до Р. Хр. и достигают конца 1843 года.

Мы таким образом действительно видим, что исчисление 2300 дней лежит на верном библейском основании и верующий христианин истине не должен сомневаться. Подобного рода исчисление пророческих дней действительными годами было принято в христианской церкви еще гораздо ранее, чем стало известно великое адвентистское движение — упоминает Лоубороуг из Гуипесса “Нагенден енде” т. 1 стр. 128. Этот взгляд уже возник в 9-м веке у тех, которые еще тогда начали протестовать против всевозрастающего развращения в римской церкви.

Он увеличивался у вальденцев, виклифитов и гуссистов до твердой системы толкования, и были с воодушевлением приняты реформаторами 16-го века и удержаны с глубоким убеждением в своей правоте. С этих пор этот взгляд распространился с изумительной быстротой, так что скоро он был принят всеми протестантскими церквами в качестве говорящей и основательной в себе истины.

Этот факт должны были признать в 1842 году даже противники адвентистского движения. Так говорит, например, Б.Н. Кольвер в одной проповеди в Бостоне: “ Если эти дни обозначают годы, то конец мира должен наступить в 1843 году, что ясно каждому школьнику; ибо если 490 дней окончились со смертью Иисуса Христа, то 2300 дней должнф окончиться в 1843 году — должен наступить конец мира, разве только мы имеем доказательства, что какое-лидо другое явление или происшествие должно было случиться, но я не могу предвидеть, как бы это могло случиться.

Система “день равен году” подтверждается историей.

И в то беспокойное смутное время встречались, как ныне, Фомы неверные, даже среди верующих, которые не хотели верить. Мы будем надеяться, что они достаточно честны и воскликнут подобно тому апостолу Христа, когда будут уличены: “Господь мой и Бог мой!”

Уже Лютер сказал: “Когда Турция будет клониться к упадку, то конец миру близок.” Таким образом, проповедникам второго пришествия Христа почти предсказано было падение самостоятельности Турции, прежде чем наступило это событие, так что в общем этой вести стали более доверять. В “Полночном крике” от 24 ноября 1842 года, издатель говорит: “Уже более, чем 12 лет брат Миллер изложил свои взгляды относительно 9 главы Откровения и выразил в них свой взгляд, что конец 6-й трубы будет обозначен через исчезновение турецкого господства около 1839 или 1840 года.

В 1838 году или почти за пять лет брат Литч опубликовал свой доклад, который мы начинаем печатать в сегодняшнем номере, в котором он исчислил продолжительность по системе день — году. И действительность точно подтвердила его взгляд на это пророчество.

“ И. Литч доказал в своем докладе, что те пять месяцев или 150 дней в пятой трубе относятся к 150-летним турецким походам на Восточную римскую монархию, которые начались в 1299 году, когда Осман основал Оттоманское государство в области Никомидии и присвоил себе титул султана.”

“По Гиббону, Осман вступил в эту область 27 июля 1299 года, так что 150 лет должны были окончиться 27 июля 1449 года. В это время умер в восточно-римской империи император Иоанн Палеолог и наследник его Константин Дракад просил у султана Мурада “ разрешения вступить на престол. Это ясно доказывало, что с этих пор восточно-римское государство находилось в зависимости от султана, а четыре года спустя оно окончательно пало. Таким образом, 150 лет после первого вторжения турок, это 150-летнее мучение восточно-римского государства и с этих пор “Турки окончательно завладели им.”

В продолжении 6-й трубы, эта власть не должна была больше убивать, а мучить один месяц и на один год.” Если мы это пророческое время превратим в обыкновенное календарное, то получим 391 год. 15 дней. Время это считая от 27 июля 1449 года, когда восточно-римское государство подпало под власть турок, оканчиваются 2 августа 1840 года, когда Турция подпала под протекторат европейских держав.

Опубликование доклада др. Линча возбудило большой интерес. Много тысяч, благодаря этому обратили внимание на осложнения, которые возникли между Махмедом-Али пашей египетским и турецким султаном, и сотни говорили: “Если это обстоятельство так произойдет, как это доказывает господин доктор, то доказано будет толкование системы “день-году” по отношению пророческому времени и мы сделаемся адвентистами.”

Как же окончилось это обстоятельство? Уже долгое время султан был втянут в войну со своим вассалом Махметом-Али. Турецкое войско было разбито пашей при Нисибе 24 июня 1839 года, который затем двинулся на Константинополь, где страдая запоем при смерти лежал Магомет 2, а его паша Капудаи выдал египтянину весь флот. “Положение, при котором его 16-летний сын Абдул Меджид вступил в правление, было весьма критическим. Без армии, без флота, без благонадежных политических союзов, противостоял молодой султан своему опытному противнику и он был спасен только тем, что великие державы, и прежде всего Англия, оказала ему поддержку. Для этой цели было заключено 15 июля 1840 года в Лондоне 14-е союзное соглашение, которое гласит: “Во имя всемилостивого Бога! Посему его высочество султан обратился к их имп. Королеве Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии; и императору всей России, чтобы прибегнуть к их помощи и защите среди своих затруднений, в которых он очутился, благодаря враждебному отношению египетского паши Махмет-Али, затруднения, которые угрожают существованию Оттоманского государства будут за этим наблюдать.”

Вследствие этого соглашения был устроен, как это замечает в “истории Турции” — общий план протектората великих держав, которым в то время Турция обязана была своим спасением. Рифаат Бой в сопровождении британского секретаря вступил в Александрию с ультиматумом Порты и четырех держав на пароходе “Бахри Тахири” как раз II августа 1840 года, чтобы передать его вице-королю.

Так как последний не хотел подчиниться ультиматуму, то согласно договору появился австрийско-английский флот, одержавший вверх над Махмедом-Али в несколько месяцев. С этого времени “больной человек” должен подчиниться решениям держав Европы и приглядываться, как его государство все больше и больше раздроблялось для их пользы. Точное исполнение пророчества оказало адвентистскому движению еще большую помощь, чем прежде.

По показанию д-ра Литча благодаря этому, не менее тысячи неверующих должны были оказать доверие Слову Божию. Всюду стали благосклоннее прислушиваться к учению адвентистов.

Всемирная весть.

У нас нет также больше данных для сомнения, что основание, по которому возникло в жизни великое адвентистское движение, было бы неправильным. Именно надежное и верное пророческое слово, к которому должен обращаться христианин, как к “светильнику, доколе начнет рассветать день.” (2Петр. 1:9). Иначе сказать, что лучшие мужи евангельских церквей со времени реформации разделяли одно и то же мнение и сама история приложила к этому свою печать. Ничего удивительного, что это движение было силой, которая внедрилась во все страны, известные культуры к мировым отношениям и планомерно расширялась и всюду приобретала верных и преданных защитников.

Мы не говорим ничего лишнего, но можем все подтвердить доказательствами, что Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия и острова морей слышали его отзвук. Прежде всего мы обратим наше внимание на страны, исключая Соединенные Штаты, а затем опять вернемся к стране провидения, как мы называли Америку. Мы опять начнем со страны реформации.

Как страстно ожидали пришествия Господа друзья пророчества в Южной Германии, читаем слова Коритальсткого Гофмана в “Вюртенбергский отцах” т.2 стр. 366. Благодаря ему в Ленберге возникло сильное побуждение. Почти все мальчики из школ посещали детские уроки, которые он устраивал. Даже со стороны было много посетителей.

“Мысль, глубоко проникшая тогда в общины страны, что пришествия Господа уже у дверей, у него была непоколебимой. Когда он однажды со своим другом возвращался с Ленберга после посещения набожного министра Секендорфа, полный ожидания прихода Господа о чем они говорили, то один из сопровождающих его друзей, с ликованием Вверх подбросил свою шляпу и воскликнул: “Братья, мы еще доживем до прихода Агнца.” Педагог Кельбер сказал стихотворение среди своих друзей и одновременно воспел печальное общее состояние современного ему христианства:

Конец идет, он наступает,

Пришел последний час везде.

Восстань! Не спи! Бог помогает

В великой милости тебе.

Скорей решайте же в сей час:

Конец настал теперь для нас.

Иез. 7:6; Матф. 24:14

Вот стрелка на часах двенадцать отмечает.

Пришли мы к цели и Вавилон уж погибает.

Напрасны стоны, день великий вот настал:

День в духе, Божий раб, давно видал.

О, кто дремать желает? Матф. 25:5-6

Лишь бодрствует мудрец. Матф. 24:12

Бог во гневе мир карает,

Настал, настал конец,

Над всеми, кто не бодрый,

Кто зверя образ чтит,

И змея трон бесплодный Откр. 14:12,15

О, встань! Уж лев ревет Иер. 25:30

Иоиль 3:21. Откр. 5:5

В других странах, кроме Германии в то время была распространена блаженная надежда на пришествие Христа и верующие ожидали Его. Благодаря этому явились на эту тему сочинения в Штутгарте — 1829 год, в Баудене — 1836 год, в Швейднице и в др. городах. В Голландии Христа распространил проповедник, заведующий королевским музеем в Гааге.

В письме к издателю “Полночного Крика” в июне 1844 года он сообщает, что его внимание было обращено в этом направлении благодаря сновидению. Свое первое произведение под заглавием “Де астендеведеркомот в ан онцен Геер” он издал в Амстердаме в 1819 году. Затем в январе в 1822 году в Гааге “Ерсте ан лаасте Таннелеен дер верелд” и “Денабицинде де судерганг дер тегеивор динг верелд”. После 1842 года опять в Амстердаме “де грооте верелд гебеу тариисзен”. Кроме того, он указывает на произведение пастора Петри, согласно которого день Господень должен начаться в 1845 году, он в первый раз человека, приехавшего из Америки.

В великой островной державе, в Англии, по словам английского журнала “Миллониум” поведывало в 40-х годах о близком пришествии Господа в статье “Ирвинг” во втором издании “Королевской энциклопедии” Герцога, читаем: “Все стремления Ирвинга, проповедника и богослова, было направлено на будущее и славное исполнение Царства Божия, как ему обещало это пророческое Слово Священного Писания. Именно это было характерно для тогдашнего развития христианской жизни в Шотландии и всеобщее в Англии”. С этими мыслями и стремлениями встречался Ирвинг с Генри Драмондом, богатым банкиром, который тоже горячо интересовался вопросами Царствия Божия, как он успешно занимался своими призванием банкира. Он был человек, который уже много сделал для общественной пользы, а в 1821 году за свой счет направил путешествие известного ориенталиста-путешественника Иосифа Вольфа и основал в Оксфорде кафедру для национальной экономии.”

У Драмонда возникла мысль, благодаря английскому духовнику Луис Мэй, писавшему уже в 1810 году о втором пришествии Христа, и положил основание присоединению единоплеменников для исследования и собеседования по этому вопросу.

Он устроил митинг этого рода в первую неделю рождественского поста в 1826 году в своем поместном поместье Альбури и так далее ежегодно до 1830 года. Число единомышленников увеличилось с 20-ти до 44 — из людей разнообразных евангельских приходов, и даже некоторых известных персон; среди них был ост-индийский епископ Вильсон, проповедник Гуг Мак Нейль, бывший в то время духовник в Альбуре, впоследствии один из известнейших ораторов и глава “евангелической партии.”

Господствуюущее направление в этом кружке было возможное изучение пророческого Слова настоящего времени и ближайшего будущего. На митинге в 1829 году единогласно объявлено: “от императора Юстиниана и до конца французской революции протекло значительное время, указанное в Священном Писании в виде периода 1260 лет, после которого наступят последние мучения, разрушение видимой церкви, при этом восстановление евреев в их стране, а затем наконец, вознесение верующих и 1000-летнее царство.

Этим же идеям служил журнал, издававшийся по четвертям года 1829-1830 гг. за счет Драмонда “Те Мориных Уэтч.” Это апокалипсическое направление возродилось, как известно, могущественно в Шотландии, как и в Англии в связи с ним стремление и настойчивое желание оживить ожидание Христа в тогдашней церкви, на основании блаженного упования, данного первым ученикам. Равным образом мы знаем о великом пробуждении и в Швеции. “Если они умолкнут, то камни возопиют”, сказал Христос, при Своем входе в Иерусалим, когда обратили Его внимание на восклицание детей: “Осанна” (Лук. 19:40).

Да, иначе и быть не может, когда время исполнилось и Царствие Божие приблизилось. Швеция была страной, которая в 1843 году и в 1844 году запретила проповедь какого-либо другого учения, кроме государственной церкви. Тогда Господь Бог избрал Себе детей, в чем мы глубоко убеждены, которые проповедовали о радостном пришествии Господа. Относительно этого в “Адвентист Ревью” от октября 1890 г. была весьма ценная статья О. Бокиста, который говорил:

“Осенью этого года прибыл я — О. Бокист, 15 лет от роду в то время, и другой молодой человек Эрик Вальбом — 18 лет, под таким влиянием этой незримой вести, что мы никоем образом не могли воспротивиться. Как мы были увлечены этой небесной силой, то стали говорить народу и громким голосом проповедовать, что час суда Божия настал, причем мы указывали на Иоиля 3:1-3 и Откр. 14:6,7.

“Народ собирался большими толпами и слушал нас: наши собрания продолжались день и ночь и следствием этого было великое религиозное пробуждение.

Стар и млад были охвачены Духом Божиим и взывали к Господу о милости, при чем они исповедовали свои грехи Богу и людям.

“Как только пастор церкви получил об этом сведение, то всеми силами старался привести нас к молчанию, чтобы положить конец господствовавшему религиозному возбуждению.”

“Но все старания были напрасны. Известили полицию и нас старались схватить. В продолжении 6-ти недель бесплодно нас искали в лесу, куда мы скрылись. В конце концов предложили нам явиться к пастору государственной церкви. Число наших возросло, так что сорок молодых людей обоего пола очутились в пасторате, где мы были подвергнуты продолжительному допросу. Исключая меня и Вальбомак всем было разрешено вернуться по домам в камере № 14 вместе с ворами, словно мы совершили какое-нибудь большое преступление.”1

Писатель сообщает также об ужасных ударах, которыеони получили от судей. Когда их освободили, они снова проповедовали и снова за это преследовали и выпустили на свободу лишь после того, когда одно поставленное лицо доложило об этом королю Оскорду 1. Испания и испанская южная Америка должны были также узнать об этой радостной вести.

В “Евангелической церковной газете” в 1829 г. на стр. 190 и 191 мы читаем слово Эммануила Дакунце, родившегося в 1732 году в порт Сант-Яго в Чили, где он сам вступил в орден Иезуитов, а после изгнания ордена оттуда, умер затем в Испании 17 июля 1801 г. Вышеуказанная газета говорит о его произведении следующее: “Позднейшие годы его жизни были посвящены изучению Священного Писания и особенно пророческим частям его. Он составил произведение, которое время правления картесов в Исла ди Леон, появилось в трех Мисои ас ин глориа й Маостад.”

Во время реставрации эта книга была помещена также в число запрещенных. Между тем, в испанской Америке читалось с тем большим интересом, так что посол Буэнос-Айреса в 1816 году издал ее в Лондоне.

Известный оратор Ирвинг, познакомившийся с современным ему произведением в испанском издании, так был им воодушевлен, что перевел его и издал в 1827 году в двух частях.

Теперь мы обратимся к Америке, к стране предназначенной Богом к тому, чтобы быть действительным местом рождения нашей общины. Здесь Бог избрал Себе В. Миллера, чтобы посредством его сделать великое дело в этом движении.

Брат Л.Р. Конради пишет в своей книге: “Дер Зегер фон Патмос” стр. 430 о Миллере следующее: “Уже в 1818 г. он был убежден, что Господь придет приблизительно через 25 лет и в продолжении 9-ти лет Святой Дух призывал его сказать миру, что Господь Бог взыщет их крови от его рук. Наконец, 50 лет от роду, непривыкший к открытым проповедям, он заставил себя в 1831 году проповедовать. Уже после первого собеседования возникло возбуждение, благодаря которому 30 семейств обратились к Господу. В 1833 году баптистская церковь, к которой он принадлежал, дала ему разрешение проповедовать и его дальнейшее действие было вознаграждено обращением сотен людей.

Какое влияние адвентистское движение имело на другие общины, видно из следующего: “С 1840 до 1844 гг. господствовало в Соединенных Штатах всеобщее религиозное движение. И церковь методистов принимала участие в этом деле, а прирост членов в 1843-1844 году достиг цифры 257.465 человек.”

Вильям Миллер сам свидетельствует относительно собственного опыта при проповедовании этой вести: “В 1832 г. я первый раз открыто говорил об этом предмете. Господь излил Свою милость на собрание и многие уверовали в исцеление своих душ. С этих пор я встречал радостный прием почти у всех христианских общин для проповедования второго пришествия Христа, так что я был в состоянии удовлетворить лишь небольшую часть приглашений.

“Во многих местах, я даже могу сказать, что почти во всех местах — произошло религиозное пробуждение, которое продолжалось месяцами. Во многих случаях умы освободились от железных оков неверия, мыслящие обращались к истине Слова Божия и многие даровитые мужи признали божественное происхождение Св. Писания.

“Еще об одном действии я хочу упомянуть. Во всех местах, где я был, самые благочестивые, преданные и живые члены церкви были теми, которые охотнее всего признавали весть; между тем светские приверженцы, фарисеи, ханжи, гордецы, высокомерные, корыстолюбивые, глумились и надмевались над учением о втором пришествии Христа.” Л.Д. Влемминг, проповедник общины “Ингер Христи” в Портланде, Мане, свидетельствует нижеследующее, относительно ряда собраний, которые устроил В. Миллер в 1842 году а их церкви:

“Интерес возбужденный его проповедями основан только на размышлении, и хотя это пробуждение величайшее, которое я когда-либо видел.”

“На мужской половине слушателей, кажется, производит впечатление и именно потому, что брат Миллер попросту берет духовный меч и кладет его на обнаженное сердце и тогда он режет. Перед острием этого могущественного оружия, падет неверие, учение универсалистов должно уступить, ложные основания исчезают и вавилонские торгаши удивляются… Я верю тому, что касается последнего времени, то пробуждение это похоже на то, что было во время апостолов.” (Естенгунг унд Форчритте. С 39,40)

Из США весть о скором пришествии Господа нашего распространилась по всему миру. На морских островах и во всех гаванях учение это было возвещено. Пиней Е.Р. из Зенеса, Фолс Г.Й. был ревностным баптистским проповедником, посвятивший всю свою жизнь распространению учения адвентизма. Он уже говорил в 1842 г., Были разосланы печатные произведения относительно второго пришествия Христа ко всей миссии Европы, Азии, Африки и Америки по обе стороны горного хребта…

Капитаны кораблей и моряки рассказывают, что нет ни одного порта, где эта проповедь не опередила их, и что часто к ним обращаются с вопросами относительно этого.

Другой проповедник Г.В. Митхель их Огайо, сказал: “Брат Миллер рассказал мне в частной беседе, в сентябре 1844 г. в М. Консельсниль в Огайо, что он имеет фамилии и адреса 3.000 проповедников в разных частях света, которые благовествуют: “Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его.” Большая часть проповедников находилась в северной Америке и Великобритании.

Печать подлинности на этом благовестии.

Если Бог совершает великое дело спасения и избавления на земле, то Он подтверждает это явлениями в природе, что оно истинно. Благодаря этому служители Его укрепляются в вере, другие раскаиваются или размышляют. Нужно только вспомнить о явлениях в природе при освобождении Израиля из египетского плена, на что самые Египетские волхвы должны были сказать: “Что это перст Божий.” (Исх. 8:9)

Звезда Вифлеемская сама, кроме указания на пророчество Валаама, вела мудрецов к младенцу. Затмение при распятии Господа нашего и землетрясение убедили языческого начальника, что этот Распятый был действительно Сын Божий.

Жозефус упоминает об особенных явлениях в природе, которые предшествовали разрушению Иерусалима, и внимание общины Господней в Иерусалиме, направленном тем более на высказанные Иисусом знамения времени. Так Он сказал о Своем пришествии: “Солнце померкнет и луна не даст света своего и звезды спадут с неба.” (Мф. 24:29).

У Иоиля 3:3-4 сказано: “И покажу значение на небе и на земле, кровь и огонь, и столбы дыма, солнце превратится в тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.”

Эти пророчества читались верующими адвентистами. Великое полное солнечное затмение, продолжавшееся более 12 часов 19 мая 1833 года подтвердили истинность проповеди о пришествии Христа с такой уверенностью, что относительно этого не было сомнений.

Относительно этого явления природы мы читаем в Литрова “Ди вундер дес Гиммельс” Берлин В. Герлот. 1911 С. 564

“В 1823 году в Европе, на рассвете 13 ноября опять появилось большое количество падение звезд и это же явление повторилось в 1832 году, исшедшее в следующем году опять в ночь с 12 на 13 ноября и которое видели Ольмстед и Пальмер в Нью-Гаване, далеко оставило за собою предшествовавшее в своей красоте. При этом огненные шары ракетообразно исходили из одного пункта и при этом в таком количестве, что они падали словно снежинки и все небо казалось, было в огне. Еще в 6 часов утра, когда явление это уже немного потеряло в своей красоте, один наблюдатель в Бостоне в одном участке не более 0.1 небосвода насчитал в продолжении четверти часа 650 падающих звезд, так что в продолжении 9-ти часов, когда наблюдалось это феноменальное явление, над горизонтом Бостона, на всем небе должно было упасть более 0.25 млн. метеоритов.”

Профессор Ольмстед указывал на Литрова, как на очевидца этого явления природы, высказывается следующим образом: “Те, которые имели счастье быть свидетелями падения звезд утром 13 ноября 1833 года видели быть может величайший небесный фейерверк, который был со времени сотворения мира, или по крайней мере со времени существования исторических данных.

Это падение звезд между 1832-1833 гг. было наблюдаемо не только в Америке, но и в Мексике, Ямайке, Кубе, Испании, Англии, Франции, Германии и Южной России.

Как посмотрели на это верующие Адвентисты, видно из газеты “Ольд Коундриман”: “Мы объясняем огненный дождь, который мы видели в последнюю среду на рассвете, как ужасную картину, верный предвестник, милостивое знамение перед великими и страшными днями, которые увидят обитатели земли, когда будет вскрыта 6-я печать.” Откр. 6

Время, описанное не только в Новом, но и Ветхом Завете, наступило, и лучшей картины как финиковое дерево сбрасывает свои финики от сильного ветра, нельзя было себе представить.

Относительно крови, огня и дыма по пророчеству Иоиля замечает педагог Кельбер в своем произведении “Дас Енде Коммт” по поводу одного небесного явления 25 ноября 1833 года гидоторов наблюдалось в Мароне.”

Дкмали, что огненные массы подобно облакам падали с небес. На улице крестьяне были охвачены таким страхом, что они с молитвой бросались на колени, а многие скоропостижно заболевали. Сияние света так было чрезвычайно сильно, что глаз его не мог выдержать. Ему сопутствовало несколько сильных ударов грома, которые были слышны в стране на несколько миль.” Стр. 108-109.

“Лондон, 5-го сентября. В промежутке между 10 часами вечера в четверг и 3-мя часами утра. Вчера утром произошло такое великолепное зрелище чрезвычайных явлений природы “падающих звезд и северное сияние”, какого не видели уже несколько лет. Первый признак этого оригинального явления без 10 минут 10, когда в северной части полушария появился заметный светлокрасный шар, который распространился постепенно до середины небосвода, пока около 10 или четверти второго вся полоса от востока до запада не превратилась в огненное море. Это производило чрезвычайное возбуждающее впечатление, словно оно произошло от ужасного огня. Свет многократно менялся; временами казалось он уменьшался, чтобы тот час же обновляться в полном блеске.” При этом были видны столбы дыма, которые вились между собою и каждый наблюдатель был убежден, что где-то возник громадный пожар. Замешательство в мировом городе было огромное, тысячи людей бежали по направлению предполагаемого места катастрофы.”

В этом же номере вышеназванной газеты указано подобное же явление и в США: “Вечером 25 января 1837 года как вероятно читатели наши помнят, видно было в различных местах великолепное зрелище того же явления природы (от северного сияния). Там, где почва была покрыта снегом, вид был замечательный и одновременно жуткий. Очевидцы с одного места, расположенного около горы, уведомили нас, что им казалось словно “волны огня” катились вниз с горы; в общем снег, покрывший землю походил на смесь огня и крови, в то время как стоявшее в огне небо так сильно напоминавшее пророческое описание последнего дня, что многие были поражены. Дети слышавшие это, боялись и спрашивали, не наступил ли последний суд; даже звери дрожали.

Все вышеописанные явления природы и многое другое доказывали, что Господь Бог сущий на небесах и земле, посредством знамений и чудес положил печать подлинности на весть, которая была проповедана во всем мире, кроме того ревностное влияние верующих тогдашнего времени во второе пришествие Христа, увенчалось таким блестящим успехом.

Произошли пробуждения, грешники обратились к Господу, неверующие и богоотступники взывали как Фома: “Господь мой и Бог мой!” и обратились в набожных учеников Христа, ожидавших Его пришествие и Ему одному воздали честь. Это было делом Божиим и без всякого сомнения вестью с неба; это было буквальное исполнение откровения. 10:1-3, 5-7, 14:6-7.

“ И видел я другого ангела сильного, сходящего с неба облеченного облаком; над головою его была радуга и лицо его было как солнце, и ноги Его как столпы огненные, в руке Его была книга раскрытая. И поставил Он правую ногу Свою на море, а левую на землю… и поднял руку Свою и клялся, живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что в нем, что времени уже не будет, но в те дни , когда возгласит седьмой ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.

И увидел я другого ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, языку и народу и говорил он громким голосом: “Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь сотворившему небо и землю, море и источники вод.”

Упоминаемые здесь ангелы — служители слова, проповедники великой вести Бога к человечеству Марк. 1:104, Откр. 1:20, Агея 1:13. Когда время конца наступило, то книга пр. Даниила была раскрыта и ангелы с большой силой и ясностью объявили свою весть на суше и море. Они не проповедуют, что-либо новое, но возвещают определенно время суда и исполнение тайны Божией, как Бог открыл ее рабам пророкам.

Енох, седьмой от Адама, об этом пророчествовал. Иуды 14-15 ст. Но ни апостолы, ни реформаторы не исполнили упомянутого места в Откровении 14:6-7, ибо все они говорили о “будущем суде”. (Деян. 17:30-31, 24-25), в то время как этот ангел призывает громко: “Время суда Его наступило.”

Час этот ангел должен сообщить эту весть перед действительным пришествием Господа видно из того, что за ним следует еще второй и третий ангелы со своими вестями и благодаря этой троекратной вести, будет собран народ, о котором сказано: “Здесь терпение святых и соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.” (Откр. 14:12)

Итак, все должно исполниться так, как об этом предсказано в Слове Божием, ибо Слово это не может быть изменено.

В заключении этой главы приведем стихотворение, которое адвентисты того времени часто пели в своих собраниях.

Старый и седой брат Лофборо, очевидец того адвентистского движения прочел его в 1900 году в Фриденсау на собрании, на котором присутствовал и автор.

В нем выражена надежда на скорое пришествие Христа и суда и в свободном переводе с английского оно таково:

“О милость, о милость,

Взирай ты сверху на нас;

Когда безбожников наступит час,

И спасение в небо — родину поступит.

О время, время суда!

Стоит готовым уж трон.

Там старцы одеты в белый виссон!

Вся плоть предстанет пред Ним сейчас

И в Слове участь вечная для нас.

Наш Спаситель вскоре придет!

Наш Спаситель вскоре придет!

Краткий тот срок!

Хор: Хоры ангелов поют

Звуки чудные поют.

Хоры ангелов несут

Весть отрады с высоты!