19. Десятилетие определенных успехов после 1888 года

I. Почему не всеми была принята весть в Миннеаполисе

Кризисная ситуация, создавшаяся на Конференции в Миннеаполисе, прошла.

Открывалась новая эпоха. Из Слова Божьего исходили лучи все большего света, изгоняющие заблуждение и освещающие адвентистскую истину — придавая ей новую, притягательную силу воззвания и закладывая новый фундамент для великого вечного Евангелия. Такова была картина прогрессивного развертывания света и истины в Адвентистском движении, начавшегося заново в 1888 году.

Это волнующая история — хотя и омраченная тенями и нелегкими проблемами, которые могли быть разрешены только временем. Но наступило окончательное торжество истины во всей ее полноте. Это движение, как нам было сказано, в свое время выполнит предназначенное ему свидетельство и окончит свою миссию в ослепительном сиянии славы вечного Евангелия.

1. Принятию истины препятствовала сложность вопросов

Часто можно услышать недоуменные вопросы — почему были трудности, как кажется теперь — в простом принятии — или же в переподтверждении — здравой, правильной Евангельской истины праведности через веру, со стороны каждого участника Миннеаполисской Конференции? И если нам сегодня кажется, что к разрешению этого вопроса можно было подойти беспрепятственно, так легко и быстро, то в действительности, в то время, это была в высшей степени сложная и трудная проблема.

Позвольте внести ясность. Только тогда, когда мы глубоко проникаем в механизм тесно переплетенных между собой всевозможных деталей и вопросов, мы сможем понять затруднения и препятствия, возникающие на пути к пониманию главного вопроса, что естественно и создавало огромные трудности для [314] непосредственного всеобщего принятия истины праведности через веру. Поэтому мы абсолютно убеждены в том, что так как эта истина была тесно переплетена с другими вопросами, то это обстоятельство и служило очень серьезной причиной для ее всеобщего восприятия.

2. Другие сопутствующие вопросы

Как уже и было неоднократно сказано, к 1888 году мы подошли с различными взглядами на вопрос о Трех Лицах Божества; вечное существование Божества и довоплощенное равенство Христа с Отцом; Его безгрешная природа во время Воплощения; был ли Христос во время Своего пребывания на земле также Священником как и Жертвой на Голгофе; а также вопрос о Личности и действиях Святого Духа. Все эти вопросы и сопутствующие им имели прямое и решительное влияние на весь ход обсуждений и решений в 1888 году.

Эти факторы не были отражены в официальном докладе Конференции в печати Урией Смитом, который был в то время секретарем. Но разные участники этой Конференции именно об этом и говорили автору этой книги. Это и составляло сильное, открытое течение, не видное на поверхности.

Убеждения были настойчивы и глубоки, а чувства брали власть над этими тесно переплетенными между собой вопросами. И соединение этих точек или вопросов с проповедуемой вестью о праведности через веру — было неотделимым. Это и было главным затруднением в этой сложности.

3. Рассматривалась как опасность отступления

Некоторые очень остро воспринимали свет о праведности через веру во Христа, как «всей полноты Божества» — и считали это как бы ударом по своим глубоко укоренившимся представлениям о Христе, как о сотворенном Существе. Поэтому публичное выступление Ваггонера и неоднократно сделанные им заявления в Миннеаполисе о Христе как о «всей полноте Божества» — многими расценивалось как опасное уклонение от глубоко укоренившихся у них взглядов на этот вопрос, но к сожалению отравленных арианскими понятиями.

Для некоторых это было удерживающим средством.

Эти люди были убеждены, что это чуждый свет и что их долг оказать ему сопротивление. Ничто так, конечно, не настраивает людей, как то обстоятельство, когда их выношенные взгляды подвергаются нападению, особенно, если они чувствуют себя правыми и верят в то, что они борются за принцип — даже если это всего навсего традиционное понятие. Вот таким было положение в 1888 году.

4. Осложнения, вызванные техническими вопросами по Конференции

Еще до начала Конференции, уже создались своеобразные затруднения. На курсах служителей, которые проводились до Конференции разгорелись особенно жаркие диспуты по одному историческо-техническому вопросу, который, по сути дела говоря, не имел ничего общего с вопросом спасения через праведность посредством веры. Весь вопрос просто сходился к тому,- гунны или алеманы составляли «один из десяти рогов», который вышел из четвертого, или Римского, зверя. [315] Это не был теологический вопрос, а просто обыкновенный факт истории.

Но в этом вопросе — традиция, частные комментарии, личный престиж, уже опубликованные материалы, чувство соперничества, гордость занимаемого положения, лидерство, защита веры — все это, в большей или меньшей степени — было затронуто. Ситуация была страшно накалена.

И на Курсах по поводу этого технического вопроса произошел непримиримый раскол. Образовались две группы. Вопрос оставался нерешенным. И эти же самые делегаты, тут же, сразу столкнулись на Конференции, с такими величественными, но тоже спорными вопросами — как «полнота Божества Христа», праведность через веру, именно, в такого Христа и т. д. Естественно, что дух разделения, возникший на курсах по техническому вопросу — продолжил и здесь свою работу, при создавшихся двух школах мысли.

5. Запутавшись в сети вопросов

Так произошло, что две борющиеся стороны создали непримиримый конфликт — две борющиеся школы мысли, что часто разъединяло, разрывало христианскую Церковь на протяжении веков. Создалась очень сложная обстановка. И не следует больше удивляться тому, что истина о праведности через веру не встретила всеобщего признания — попав под перекрестный огонь вопросов, которые были не только «горящими», но в то же время, как казалось некоторым, не допускающими примирения.

Простая истина — праведность через веру,- всегда проповедовалась некоторыми, по крайней мере, теоретически. Но ее первостепенное значение постепенно утратило свою силу до 1888 года. И теперь, возрождение этой Истины не могло быть отделено от всех вопросов, которые уже раньше вызвали разделение и бурю таких острых чувств.

Таким образом и создалась эта обстановка, что согласно терминологии Е. Уайт «некоторые» приняли обновленные и расширенные взгляды по вопросу праведности через веру,- представленную на Конференции Е. Ваггонером и позже Джоунсом, а «некоторые» отвергли ее.

А еще третья группа «некоторых» оставалась в нерешительности, как бурным принятием этой вести, со стороны некоторых, так и расхождением во взглядах со стороны руководства.

«Некоторым» мешала или препятствовала широта и глубина излагаемых Ваггонером материалов. Об этом говорили автору этой книги лично, такие влиятельные мужи, как Прескотт, Таит, Даниэльс и другие,- мужи, которые были активными и хорошо осведомленными участниками событий 1888 года и последующих лет.

6. Десятилетия понадобились для исцеления разногласий

Разногласия, возникшие по ряду вышеупомянутых сопутствующих вопросов — разногласия,- на исцеление которых ушли десятилетия — превратились в неизбежное препятствие, так что истина — праведность через веру — не могла выйти на передовую линию до тех пор, пока не были разрешены вопросы об истинной полноте величия Христа, и пока, эта «Истина во Христе» не была в конечном итоге принята всеми. Вот почему для всеобщего принятия этой истины потребовались годы. [316] Еще в течение долгих лет ощущалось враждебное отношение «некоторых», хотя накал сопротивления с течением времени падал, так как его сторонники уходили один за другим. На их место еще поднимались смельчаки, чтобы продолжать их дело. Таким путем постепенно оппозиция утрачивала свою силу. Но еще должно было пройти время, чтобы окончательно умолкли эти нестройные голоса. Только потом, наше движение смогло идти вперед в объединенном марше.

7. Дополнительный свет из Откровения 18:1

Без разрешения конфликта по вопросу о Божестве, до тех пор, пока не будет признана особенная Личность Святого Духа, как Третьего Лица Божества, более того, как «всей полноты Божества» — (Серия В. No 7, 62-63. Ев. 615) — и наша нужда в отдаче Ему, чтобы Он наполнил нас, руководил нами и использовал нас — мы не сможем на личном опыте пережить силу Позднего дождя и принять участие в Полуночном крике, во всей его полноте, которая будет услышана и принята многими в последнее время.

И до тех пор, пока эти истины и условия не будут приняты и усвоены, дополнительный озаряющий свет Ангела из Откровения 18 главы, 1 стиха, не взойдет над всем человечеством, озаряя людей светом Воззвания Бога к человеку. И благородные в своем сердце откликнутся и «тысячи обратятся в один день»,- как это произошло в какой-то степени в прообразный седьмой месяц движения в 1844 году.

Затем произойдет великое окончательное собирание, в центре которого будет Христос и Святой Дух, как это и было предсказано и предопределено Богом. Его народ будет «исполнен воодушевления и повиновения в день силы Его» (Рум. перевод ст. Пс. 109:3). Праведность через веру будет живым, побуждающим, действенным, радостным опытом жизни.

Она будет отражать каждую фазу вести, утверждая каждое обетование Бога и постановление, открывая Его безграничную силу.

II. Неотделимые сложности, препятствующие принятию

1. Время продлилось по причине неподготовленности

Другим неизбежным углом ситуации был тот простой факт, что все последующие годы после — 88 — мы не были подготовлены к тому, чтобы находиться в центре внимания безжалостной критики религиозного мира, настроенного против нас — как это и произойдет, когда мы выступим, как вестники последней милости Божьей, обращенной к миру и данной ему в духе Его определения.

Но пока, мы не объединились, в том, чтобы выдвинуть Христа во всей «Его полноте» как «центр и круг» каждой доктрины, пока мы не объединились в том, чтобы представить Христа в Его полном величии равенства с Отцом, как Вторую Личность Божества и [317] Вездесущего и Всемогущего Св. Духа, как Третье Лицо Божества — неся на себе всю возложенную ответственность за окончание работы Божьей на земле и в короткий срок оканчивая ее в праведности — мы не были приготовлены к тому, чтобы выполнить свою задачу в этой «спешной работе» величественного завершения трехангельской вести.

Все это, как нам и было сказано, завершение могло быть сделано много лет тому назад и мы бы уже могли быть в Царствии Божьем, если бы все ответили на Божий призыв. Но мы этого не сделали. И время было продлено. Бог решил ждать, пока Его народ не ответит. Мы повторили опыт Израиля. Не только масштабность задачи задерживала ее осуществление, но неподготовленность и неединство народа Божьего — и Его безграничное сострадание, вопреки нашей медлительности.

Оглядываясь назад, мы можем видеть причины препятствия. А смотря вперед — мы также можем видеть путь, по которому нам предстоит идти; перемены, которые должны произойти; необходимое посвящение для божественной работы, которое должно иметь место. Таковы уроки Прошлого и их предостережения для Настоящего. Бог и Будущее — зовут нас ввысь и вперед.

2. Урок вестников

В Своей непостижимой мудрости и любви к Своей Церкви Бог поднимает вестников в определенное время, чтобы передать через них специальные вести, необходимые для Его народа.

Эти вестники могут быть и есть несовершенные люди, способные ошибаться.

Но это люди, которые отвечают на Божий призыв и верным образом несут вверенную им весть. Это люди, которые глубоко копают в Слове, которые ясно видят истину Божью для времени в «Книге книг» — и с верностью возвещают ЕЕ Церкви.

Эта работа призывает мужей, которые бы с готовностью встретили сопротивление, насмешки и непонимание — даже изгнание из общества. Такие мужи были посланы Богом на Миннеаполисскую Конференцию «88», чтобы передать Его весть, независимо от того, будет ли она принята или нет. Они выполняли «божественные полномочия» (РГ. 3 сен. 1889 г.), невзирая на то, что «некоторые» будут думать и говорить. Они представляли данную им весть без страха и пристрастия, выполняя эту работу во время, определенное Богом. Разнородный ответ на это, не должен был смешан с Небом посланной вестью.

3. Отличие вести от вестника

Вестник — это не весть, передаваемая им. Он может сам пошатнуться после того как передаст ее. Он может поколебаться или даже проявить своеволие под давлением. Он может и не всегда в своей личной жизни жить согласно принципам вести, которую он несет. Но чтобы ни случилось с вестником, к величайшему сожалению,- это ни в коей мере не влияет на достоверность переданной вести, если эта [318] весть была дана для проведения определенной работы, независимо от того, как она была принята вначале и независимо от дальнейшей участи самого вестника. Весть торжествует в Боге, Им определенное время и способе действия. Он не знает поражений.

Эти твердые принципы и факты, мы никогда не должны забывать в связи с вестью, данной нам от Бога в 1888 году через Его незначительных вестников того времени — Э. Ваггонера и А. Т. Джоунса.

4. Три в высшей степени сложных затруднения

Мы неизбежно приходим к выводу, что истина — праведность через веру — это не было простым делом выбора принятия или отвержения праведности через веру, или же праведности через дела. Это содержало в себе великое, огромное значение. Это касалось самой природы Христа, а Котором сосредоточивалась эта вера.

Вскоре после этого Елена Уайт начала особенным образом подчеркивать эти принципы.

«Среди всех христиан, Адвентисты седьмого дня должны занимать первое место в возвеличивании Христа перед миром. Именно на кресте Христа — милость и истина встретились, и праведность и мир — облобызались» (Еван. Работ. 156).

«Великий центр притяжения — Иисус Христос — не должен быть смещен со Своего места в трехангельской вести. Многие принимающие участие в работе для этого времени отвели Христу второстепенное место, а теории и доказательствам дали первое место» (РГ. 20 марта, 1844 г.).

Кроме того, Поздний дождь — это не была просто нам обещанная, необходимая сила, которой бы мы овладели. Но в этом необходимо признать Святой Дух как Личность, могущественное Третье Лицо Божества, Которому мы должны подчиниться и Который должен пропитать нас, наполнить и использовать нас, как Свои каналы, для Своей работы, чтобы таким путем окончить дело.

5. Весть в ее истинном значении

Централизовать каждую доктрину во Христе — это означало больше чем олицетворять в Нем все учение. Некоторые выражали опасение, останемся ли мы верны главным отличительным чертам трехангельской вести, само содержание которой, первым делом предостерегает от отступления? Среди таких понятий, вопрос перебрасывался на то, не уклоняемся ли мы вообще от характерных особенностей вести к общему характеру Евангелия всех веков — и нужно сказать, что такие рассуждения, такое понятие, как бы стушевывали, сглаживали истинную суть вести, ради которой мы и были подняты, чтобы дать ее миру. Для таких «некоторых» — это было равносильно возвращению к временам борьбы Лютера над вопросами о Христе, оправдания и спасительной силы Евангелия.

Вот такие возникали, тесно переплетенные между собой сложности, мешающие немедленному общему принятию вести «88». Но заявление Духа пророчества были определенны и ясны: «праведность через веру — это не изменчивая, меняющая свое направление духовная линия. Это действительно весть в ее истинном значении. Это — сердце [319] вечного Евангелия; это — истинный источник жизненной силы каждой спасающей истины; это — истинное основание каждой жизненной доктрины. Именно Это дает силу и голос нашей последней попытке сблизиться с человечеством, когда тысячи обратятся в один день. Это — сущность Адвентизма, и поэтому этой истине должно быть отведено ее законное центральное место в кульминационном пункте нашего свидетельства.

Но некоторым это было трудно понять. Однако в этом и состоял весь вопрос — и объяснение — вести «1888» и ее запоздалое принятие.

III. Одновременное широкое пробуждение по вопросу праведности через веру

1. Широко распространенное возрождение практического благочестия

Но был еще один параллельный фактор. Одновременно, в конце девятнадцатого столетия и в начале двадцатого Бог возбудил сознание некоторых благочестивых мужей разных вероисповеданий, как в Старом Свете извне, так и в Новом — внутри Адвентистского движения — заново исследовать фундаментальные принципы, условия, Личности вечного Евангелия милости и спасения. Другими словами говоря — вечные истины.

И эти достижения появились под различными определениями, такими, как «Духом исполненная жизнь», «победоносная жизнь», «практическое благочестие» и тому подобное. Но особенно выделялся вопрос «праведность через веру», включая и оправдание и освящение. И в тоже самое время и в наших рядах наблюдалось замечательное широко распространяющееся пробуждение. Это было довольно таки сильное пробуждение, но оно не носило специфический и всеобъемлющий характер в нашей среде. Но все это говорило о том, что для этого наступил свой час и время.

Это широкое пробуждение преследовало цель обогатить духовную жизнь детей Божьих, где бы они ни находились, разбросанные по разным организациям, это был «Мой народ» и Бог призывал каждого в отдельности выйти с разных мест. Это было сильное пробуждение.

Наступил час в плане Божьем для великого духовного сдвига, подготовительное движение к Небу, в жизни каждого истинного христианина. Но для участников в Адвентистском движении в первую очередь была необходима сила, чтобы приготовить специальный народ для встречи с Богом из всех вероисповеданий и проповедовать «вечное Евангелие» «всей твари» (Мар. 16:15). Вот почему эта весть концентрировалась в истине — праведность через веру — которая есть не что иное как «вечное Евангелие» в своем полном применении к «последним дням».

2. Одновременное духовное пробуждение

Мы не до конца понимаем значение этих параллельных духовных движений — организаций и отдельных людей вне Адвентистского движения — [320] выполняющих одну и ту же главную задачу в одно и то же время. Одновременное, популярное появление среди людей истины, для которой наступил ее кульминационный час открытия — это, можно сказать, вообще характерная черта для выхода настоящей истины, так, например, когда возникло одновременно пробуждение в Старом и Новом Свете в период до 1844 года. Этот импульс явно исходил из одного и того же источника.

Что касается времени, то истина в праведности через веру сконцентрировалась в 1888 году.

Так, например, знаменитые Кесуинские конференции в Британии были основаны с целью «содействовать практической святости». Они возникли незадолго до нашего знаменитого 1888 года и продолжались целые десятилетия, вплоть до сегодняшнего дня. А в Северной Америке проводились Северные Библейские конференции, основанные Дуайтом Муди в 1880 г. и также получили широкую известность в своей благотворной работе. Они были основаны с целью побуждать человека к самопосвящению; научить его полагаться на Божьи обетования и во имя их молиться Ему и в результате получать от Него обильные благословения свыше.

Общая тема и одновременность действий — и то, и другое — в одинаковой степени — замечательны и полны значения. Это мы должны понимать, потому что эти организации явно представляли из себя часть обширных планов и целей Божьих в приготовлении Его «народа» во всех местах — на подготовительном этапе — чтобы встретить Господа. И эти люди должны уловить, по крайней мере, дух вести для этого времени.

3. Целая плеяда писателей

Если говорить о личном вкладе в работу этих специальных людей, то нетрудно будет себе представить около 50 человек, сотрудничавших в последнее десятилетие девятнадцатого и в начале двадцатого столетий — таких мужей, как Муррей, Симпсон, Гордон, Холден, Иейнер, Макнилл, Муди, Уаф, Макконкей, Скроги, Хоуден, Смит, Макенэи, Макинтош, Брукс, Диксон, Каил, Марган, Нидхам, Пирсон, Сиис, Томас, Уест и двадцать других. Их письменные труды принесли великие благословения очень и очень многим. Это касается и многих наших людей.

Эти мужи не понимали характерных особенностей нашей вести. Но они знали Бога и Его Слово из этих настоятельных духовных тем. Они принадлежали к «резервам» Божьим, Его «другим» пастырям, Его дополнительным голосам, издающими трубный зов, когда «некоторые» из наших людей колебались, эти мужи, вне нашего движения, но одновременно с нами, принимали самое активное участие в великом духовном пробуждении.

Они действительно, были предназначены для того, чтобы дополнять, прибавлять и поощрять всех и все вокруг себя. Они внесли свой вклад.

4. Другие взяли на себя лидерство, которое принадлежало нам

Мы должны иметь [321] мужество и посмотреть правде в глаза: когда мы не взяли на себя лидерство как первые проповедники истины праведности через веру во Христа «во всей полноте Божества»; когда мы не вышли на передовую линию для того, чтобы первыми среди всех остальных христианских вероисповеданий вознести Христа на Его должную высоту во всех доктринах; когда мы не приняли на себя лидерство в том, чтобы отвести Св. Духу, как Личности и Его силе превосходящее место в заключительной фазе работы Божьей, в силе Позднего дождя Громкого клича — тогда некоторые из других организаций и отдельные личности — стали выдающимися живыми примерами победоносной жизни, исполненной Св. Духом, чтобы таким путем, лично, своей жизнью утвердить истину о праведности через веру во Христа. Эта истина должна была быть дана человечеству.

И это произошло.

Сотни тысяч алчущих сердец обратилось к этим благочестивым мужам за духовной помощью и глубоким пониманием тех истин Божьих, которые мы должны были представить миру в самой полной и наивысшей форме. Но мы проявили нерешительность со своей стороны и не сделали того, что должны были сделать. Поэтому для нас теперь, сегодня — этот великий час,- хотя уже и многое принадлежит прошлому — занять наше законное, надлежащее место на передовой линии среди всех христианских организаций в том, чтобы вознести Христа и выдвинуть на первое место величественную истину о праведности через веру — перед всем миром в завершающей фазе Адвентистской вести. Этот решительный призыв Божий обращен к нам сегодня.

5. Мы не взяли на себя лидерство

Эти могущественные истины были выдвинуты во всей своей силе красоты в нашей среде в Миннеаполисе в 1888 году. Они открывали перед нами огромные возможности и наш прямой долг. Если бы мы сплотились и объединились, выступили вперед, так как этого желал Бог и так как Он имел это в Своем плане — тогда мы смогли бы дать самую лучшую литературу — личное и публичное свидетельство — перед всем миром об этом наивысшем даре Божьей искупительной милости.

Среди всех христианских религий, мы обладаем величайшим, доступным источником помощи и руководства в форме неоценимых советов Духа пророчества — сверкающих, драгоценных жемчужин первой величины. И не было причин и нет нам извинения в нашей нерешительности и колебаниях. Мы никогда не должны были так сделать. Перед нами стояла определенная, неотложная задача. И делая теперь обзор всего происшедшего — какое потрясающее чувство утраты и страха охватывает нас! Истинное равновесие между законом и благодатью, верой и делами, исповеданием и послушанием, действительностью и предположением — все это могло бы в самой наилучшей форме быть выдвинутым вестниками Божьими, как представителями особенной Адвентистской вести, в окончательно сбалансированной, исполненной Духом форме, цели и обращения. Но в осуществлении этого задания мы остались намного позади от того, где мы должны были быть. Мы должны искупить это время. Мы должны теперь подняться, встать и оправдать ожидания Бога. Этот призыв звучит громко; задачи, стоящие перед нами — ясны и определенны. Мы должны идти вперед, в указанном нам направлении, в этом последнем наступлении. [322]

6. Личный опыт в исследовании и представлении

Позвольте мне сделать искреннее, личное признание. Когда в период между 1926 и 1928 годами ко мне обратились наши руководящие братья с просьбой провести серию выступлений на тему о Святом Духе, имея в виду курсы служителей Северо-Американского Союза, я нашел, что кроме драгоценных мест из Духа пророчества, практически ничего больше не было в нашей литературе в библейском изложении по этому необыкновенно важному вопросу. В то время мы не располагали никакими комментариями в нашей литературе по этому вопросу.

И я был вынужден искать эти материалы в замечательных книгах, написанных людьми, не принадлежащими к нашей вере,- о которых я уже упоминал. и я начал исследовать этот вопрос. И эти материалы мне вначале очень много помогли. Многие люди, если не сотни людей могли бы подтвердить мое твердое убеждение в том, что некоторые из этих мужей часто обладали намного большим проникновением в духовные истины Божьи, чем многие из наших людей. Но нужно сказать, что этот вопрос оставался во многом непонятен.

Но следует отметить, и это очень существенно, что эти «другие» писатели сделали только то, что они могли сделать. И по другому не могло и быть, так как они не знали об окончательном положении Громкого клича и Позднего дождя в величественной последней вести Божьей о праведности через веру среди людей, имеющей самое непосредственное отношение к великому поручению этого движения. Эти ограничения, естественно, отразились и на их трудах. Они могли сделать только то, что они и сделали. И в этом была слава и удивительная красота настоящей истины.

7. Ни с чем не сравнимое превосходство Духа пророчества

И вновь мне представилась возможность увидеть ни с чем несравнимое превосходство мыслей Духа пророчества, которые не только подтверждали, но и придавали еще большую ценность особенным жемчужинам истины, сияющим в трудах писателей, не нашего круга,- и, затем превосходили их еще больше в яркости, силе и точном измерении. Все это, конечно, вызывает в моем сознании глубокое чувство изумления, признательности и понимания.

И это еще больше увеличило мое доверие к Духу пророчества и значению этого движения.

Благодарение Богу, что то время замалчивания и недоразумений прошло.

Мы располагаем сегодня полным свидетельством Духа пророчества, благодаря многочисленным собраниям сочинений Е. Уайт, Наш час — это точка наивысшего предела. Это — воистину призыв Божий к этому народу сегодня и, в первую очередь, к его служению. Благодарение Богу за то, что завершающее пробуждение совершается сейчас.

IV. Истина о Триединстве изложена в трактате в 1892 г.

1. Когда истина о полноте Божества Христа

как «всей полноты Божества» была принята большинством на и после Миннеаполисской [323] Конференции, естественно, были выделены особенным образом и соответствующие истины, связанные с этим вопросом.

Таким образом, в феврале месяце, в 1892 г. Тихоокеанское издательство, где Ваггонер был редактором, издало трактат о Триединстве. Это было как раз спустя три с половиной года после событий в Миннеаполисе.

И этот труд не принадлежал перу наших сотрудников, но покойному доктору Самуилу Спееру. Этот трактат был переиздан с разрешения Нью-Йоркского журнала «Индепендент», за 14 ноября, 1889 г. Но факт остается фактом, в то время у нас не было никакого материала по этому вопросу.

2. Содержание этого труда

Этот полезный и нужный материал док. Спеера — Библейская Доктрина о Триединстве (1892 г.) — рассматривал вопрос о полноте Божества Христа. Он писал об этом: «Христос действительно божественен и истинный Бог в самом наивысшем, абсолютном смысле» (3 стр.). Они абсолютны «едины между Собой» (4 стр.).

Дальше в этом труде трактуется ошибочность взглядов «арианцев» о Христе (6 стр.). Также отмечается различие «в положении, отношениях и действиях к людям» со стороны Божества (9 стр.), и то, что сторонники Триединства не являются тритеистами (9 стр.).

И также вопрос об единственности «имени» в формулировке при крещении «Один Дух», «Один Господь», «Один Бог и Отец всего» (10 стр.), «Божественная Троица» (14 стр.). Все это было изложено в довольно простой форме, но достаточно определенно и точно, и являлось как бы сделанным первым шагом в признании и утверждении этих истин. Это была своего рода логическая закономерность событий 1888 года.

V. 1898 — последняя книга, защищающая понятие о «рождении» Христа

1. Две книги в непримиримой борьбе

Не лишено значения и то, что книги «Желание Веков» Елены Уайт и «Взирая на Иисуса» Урии Смита были изданы в один и тот же год — 1898 — спустя десять лет после Миннеаполисской Конференции,- одна из них была издана на Западе, другая на Востоке. Противоречия и разногласия этих двух книг — что касается таких вопросов, как вечное предсуществование и полнота Божества Христа, Триединство Божества и Личность Святого Духа — были очень резкими и очень значительными. Книга «Желание Веков», конечно, представляла боговдохновенную точку зрения и в результате заняла доминирующее положение в нашем вероисповедании.

Хотя Смит и признал свое неправильное отношение к Духу пророчества, все же он никогда не изменил своим главным точкам зрения по вопросу Божества,- т. е. относительно Христа, как [324] сотворенного Существа; Св. Духа, как только влияния, а не Личности и отрицания Троицы. Эти его понятия и были изложены в книге «Взирая на Иисуса», изданной в 1898 г. Эта книга «Взирая на Иисуса» — была последним открытым заявлением в форме книги, со стороны меньшинства, неправильно понимающего нашего Господа, Который в действительности, есть «вся полнота Божества телесно».

Появление книги «Желание Веков» было авторитетно признано и вот почему книга Смита «Взирая на Иисуса» не издавалась больше в Сев. Америке, а только была издана небольшим тиражом за океаном, в Австралии. Эта книга почти не имела никакого успеха и влияния. Книга «Желание веков» до 1968 г. приблизительно была распространена в 1250000 экземплярах и была издана на семнадцати языках. Это одна из самых читаемых и любимых книг в нашем вероисповедании и католический журнал — Универсал Фатима Ньюс за сентябрь месяц, 1965 г

рекламировал ее как классическое произведение.

2. Ясные и определенные заявления книги «Желание веков»

Для большей наглядности существующих противоречий ниже даются восемь главных цитат из «Желания веков» о вечном предсуществовании и полноте Божества Христа. Эти цитаты абсолютно обоснованы на Св. Писании, излагая истинную точку зрения Церкви, свидетельство Духа пророчества и следовательно, нейтрализуют понятия, изложенные в книге «Взирая на Иисуса». Ниже приводятся эти восемь ясных, четких определений Елены Уайт: 1) «От дней вечных, Господь Иисус Христос был Одно с Отцом» (ЖВ. 19 стр.).

2) «Он (Христос) был воплощенным Богом, Светом неба и земли» (Там же, 23).

3) «Это Он, Сын Человеческий, Который разделяет престол вселенной, могущественного Бога» (25).

4) «Иисус требовал равных прав с Богом. Он заявил о Себе, что Он был равен с Богом» (Там же, 207).

5) «Я — Сын Божий, Одно с Ним (Отцом) в естестве, в воле и цели» (Там же, 208).

6) «Сын Божий Одно с Творцом всей вселенной» (Там же, 210).

7). «Во Христе есть жизнь, первоначальная, незаимствованная, неунаследованная» (Там же, 210).

«Тот Кто имеет Сына, имеет и жизнь» (1Иоан. 5:12). «Божественность Христа — это уверенность поверившего в вечную жизнь» (Там же, 530).

8) «Христос не перестал быть Богом, когда стал человеком. Хотя и смирил Себя до положения человека Божество по-прежнему оставалось в Нем» (Там же, 663-664).

Следовательно, в 1898 год безошибочно отмечен еще одним шагом в успешном продвижении и торжестве истины в вопросах полноты Божества и вечного предсуществования Христа. И после этого, эти вопросы уже не вызывали сомнения, разве только со стороны враждебных голосов. И никогда не следует забывать того, [325] что Дух пророчества оказал свое решительное влияние на окончательное разрешение этих вопросов и его точка зрения никогда не была иной, хотя, быть может,не всегда это было выражено с такой исчерпывающей полнотой и категоричностью, как в этих выше поданных утверждениях в 1898 году.

VI. Церковь — предмет горячей Божьей любви до конца времени

1. Заверение в любви, руководстве, победе

К сожалению, до сих пор еще продолжает обсуждаться горестное обвинение, что поскольку «некоторые» отвергли весть в 1888 г., поэтому Бог отвернулся от Своего народа и скрыл от него Свое Лицо, и мы, якобы с тех пор лишились Его специального руководства, благословения, управления и охраны. Время и реальность Громкого клича и Позднего дождя были не только отсрочены, как это утверждают, но и временно отменены.

Но такое утверждение не совпадает с частыми заявлениями Духа пророчества начиная с 1888 года. Действительно, такое высказывание находится в прямом противоречии с целым рядом постоянных, четких и определенных утверждений. Удивительно, что некоторые могут не признавать этого, но прилепившись к нескольким излюбленным выражениям, перечеркивают все остальные, все утвердительные заявления.

Поэтому будет неплохо, если мы прежде чем окончить эту главу вновь выслушаем несколько заверений, о постоянстве и победе. Ниже мы даем выбранные места, в их хронологической последовательности с момента Миннеаполисской Конференции и дальше,- хотя их есть в действительности очень и очень много.

2. Заявления Духа пророчества

Эти свидетельства были написаны между 1892-1913 гг. Этого не нужно выпускать из вида: 1892 –

Громкий клич слышен в 1892 г. (РГ. 22 ноября, 1892. Избр. В. 1 т. 363 стр.).

Заявление Христа об Его отношении к Его Церкви. (Св. для Пр. 15).

1893 — Излитие Св. Духа наблюдалось в 1893 г (Св. для Пр. 23).

Церковь остатка не будет деорганизована и расформирована (Изб. В. 2 т. 68-69).

Дух Св. был излит на Церковь АСД в 1893 г. (Св. для Пр. 23 стр.).

На Генеральную Конференцию (Св. для Пр. 49).

В Батл-Крике (Избр. В. 1 т. 129, 130, 143).

Отмечены исповедания в духе смирения и кротости (Св. для Пр. 22-23).

Ван Хорн [Ван Хорн — (1834-1910) был казначеем Ген. Кон (1865-1868), редактором журнала «Наставник» (1864-67). (высший чиновник А. Т. Джоунс, был одним из его обращенных в Вэли Вэли, на северо-западе.) Был председателем Мичиганской Кон. (1888-91). Занял неправильную сторону в 1888 г. Принял обличения в 1893 г. Стал активным пропагандистом вести праведности через веру.] принял обличение со слезами («Вестник к остатку»).

1894 — Бог желает исправить и привести обратно в надлежащее состояние (Ос. Хр. Восп. 290).

1900 — Выражение любви Христа к Церкви (Сын. и Доч. 13).

1902 — «Единственный предмет» на который Христос «изливает Свою наивысшую любовь» (Рукоп. 155, 1902 г. Изб. В. 2 т. 396). [326] 1904 — Генеральная Конференция — по-прежнему, это «высший авторитет, который Бог имеет на земле» (Св. 3 т. 492; Св. 9 т. 260-261).

«Я знаю, что бр. Даниэльс — это нужный человек, на нужном месте» (Серия Б, No 2, 41). И это вопреки всем тем атакам, каким он подвергался.

Бог не оставил Свой народ (РГ. 24 ноября, 1904 г.).

1906 — Несмотря на недостатки, дело восторжествует самым славным образом (Изб. В. 1 т. 28).

1907 — Всегда на отвоеванной территории (Письмо 70, 1907. Мз. В. 2 т. 397).

1909 — Бог со Своим народом (Св. 9 т. 17-18).

1910 — Для Бога нет ничего дороже Его Церкви (Письмо 136, 1910. Изб. В. 2 т. 397).

1913 — Бог продолжает руководить Своим народом и будет оставаться с ним до самого конца (Взято из Бюл. Ген. Кон. 27 мая, 1913 г. 164 стр.) [Я очень обязан бр. Одому за этот список цитат, взятых из его личной картотеки (Л. Е. Ф.).]. [327]