21. За подъемом 1890 годов следует временный спад

I. Девяностые годы — годы возрождения и преобразования

1. Возрождение в учебных заведениях, лагерных собраниях, общинах

Сразу же после 1888 г. не только Е. Уайт, но и другие руководящие братья, такие, как Олсон, новоизбранный председатель Генеральной Конференции, вместе с Е. Ваггонером, А. Т. Джоунсом, В. В. Прескоттом и другими сильными мужами, принимавшими участие в Миннеполисской Конференции — начали проводить собрания в различных частях Сев. Америки. Елена Уайт принимала участие в этих собраниях в течение двух лет. Дух возрождения охватывал школы, другие учебные заведения, лагерные собрания, большие общины, и особенно эта работа была заметна в Батл-Крикском колледже.

Девяностые годы, следует отметить, были самыми продуктивными литературными годами в жизни Е. Уайт. Из-под ее пера истекал целый поток статей и других материалов.

В 1890 г. она свидетельствовала о благословениях, сопровождающих проповедь праведности через веру, как «весть для настоящего времени».

«Я посещала одно место за другим, присутствуя на тех собраниях, где проповедовалась весть о праведности Христа. Для меня было большим преимуществом поддерживать моих братьев и вместе с ними свидетельствовать о вести для настоящего времени и я видела, что сила Божья сопровождала те собрания, где звучала эта весть… Люди исповедовались в своих грехах и принимали праведность Христа» (РГ. 18 марта. 1890г.).

Результаты были блестящими. Иисус был возвеличен во всем этом и Бог был со Своим народом. Е. Уайт комментировала в 1889 г.: [344] «Когда мы видим души, принимающие свет, мы радуемся, взирая на Иисуса, Который есть Автор и Совершитель нашей веры. Христос — наш великий Образец… Мы созерцаем Иисуса во всей Его славе» (Рукоп. 10, 1889 г.).

2. Духовные жемчужины в книге «Путь ко Христу»

Ощущалось чудесное влияние таких книг как «Путь ко Христу». В этой духовной жемчужине 1892 г. Е. Уайт выдвинула фундаментальный принцип, о котором часто забывают: «Мы не заслуживаем спасение через наше послушание, потому что спасение — это свободный, бесплатный дар Божий, который мы должны получить через веру. Но послушание — это плод веры» (Путь ко Хр. 66).

Затем следует классическая формулировка великого обмена — еще один неоценимый принцип: «У нас нет нашей личной праведности, которая могла бы ответить на требования закона Божьего. Но Христос проложил путь избавления для нас. Он жил на земле среди тех же испытаний и искушений, какие окружают и нас. Но Он жил безгрешной жизнью. Он умер за нас и теперь Он предлагает нам взять на Себя наши грехи и дать нам Свою праведность. И если мы отдадим себя Ему и примем Его как нашего Спасителя, тогда, какой бы греховной ни была раньше наша жизнь, мы, во имя Его будем считаться праведными. Характер Христа будет вместо нашего характера и мы будет приняты Богом такими, как если бы мы никогда не согрешали» (Там же, 67 стр.).

Елена Уайт особенным образом подчеркивала чистоту и непорочность Христа и Его наделяемую праведность. «Праведность Божья» — это плод веры в совершенной жизни Христа на земле, вполне доступной для нас.

3. Облечение в непорочную одежду Христа

В 1893 г. Елена Уайт сделала в высшей степени ясные, определенные и чудесные заявления о том, что праведность жизни Христа, жившего на земле,- вменяется нам. Это «одежда Его личной праведности», которую Христос «возлагает на каждую кающуюся и уверовавшую душу» (Пр. Хр. 311). Эту мысль Е. Уайт излагает в следующих впечатляющих словах: «Эта одежда, вытканная на небесном станке не имеет ни одной нити человеческого изобретения. Христос в Своем человеческом естестве выработал совершенный характер и этот характер Он предлагает вменить нам» (Там же 311).

Все, что бы мы ни сделали, опорочено грехом и осквернено неповиновением. Но Христос в совершенстве повиновался закону Своего Отца. И через это «Свое совершенное повиновение» Он делает нас способными повиноваться. Вот в этом и заключена тайна нашего повиновения: «Когда мы подчиняемся Христу, тогда наше сердце объединяется с Его сердцем; наша воля сливается с Его волей; наш ум становится одно с Его умом; наши мысли полностью пленены Им; мы живем Его жизнью.

Вот это и означает быть облаченным в одежды Его праведности» (Пр. Хр. 312).

Эта мысль также была очень ясно выражена А. Т. Джоунсом в 1893 г. на Генеральной Конференции — одежда, «сотканная в человеческом теле», т. е. в «плоти Христа». Это был станок, на котором Бог ткет эту одежду для [345] вас и меня, чтобы мы носили ее в своей плоти (Бюл. Г. К. 9-10 фев. 1893 г. 207 стр.). «Жизнь — прожитая Им,- эта одежда. Бог — Ткач. И красота в том, что «мы должны иметь эту одежду в такой полноте, как и Он» (Пр. Хр. 207).

4. Связь между вменяемой и наделяемой праведностью

Очень определенно и кристально ясно было изложено положение об отношении оправдания к освящению, т. е. вменяемой и наделяемой праведностью.

Первое — «это наше право на небо»; второе — это наша пригодность для жизни на небе (РГ. 4 июня, 1895 г. 353 стр.).

В девяностые годы, не только одно изложение, но и проявление силы праведности через веру было залогом венчающего могущества Полуночного крика, которому надлежало исполниться и примеры которого уже были даны. Елена Уайт особенно подчеркивала что то, что уже имело место, было в действительности началом Позднего дождя. Она представляла праведность через веру как «принцип жизни, преобразующий характер и управляющий поведением» (Ж. В. 556). Она заявила: «Это — слава Божья, которая завершает работу третьего ангела» (Св. 6 т. 19).

5. Свидетельство Олсона и предостережение

В 1893 г. О. А. Олсон, председатель Генеральной Конференции, говорил о силе собрания 8 февраля на Конференции: «Это место становится все больше и больше торжественным, потому что здесь присутствует Бог. Я полагаю, что никто еще не был на таком собрании, какое мы имеем теперь. Господь воистину очень близок к нам и открывает нам все больше и больше, открывает то, что мы до сих пор не понимали и недооценивали. Также стал очевиден тот факт, что весть «Истинного Свидетеля» намного выше оценена теперь чем в прошлом (Бюл. Г. К. 8 фев. 1893 г. 188 стр.).

«Мне грустно видеть, как некоторые пытаются проповедовать оправдание верой в то время ка они ничего не знают об этом в действительности. Вы никогда не сможете проповедовать об оправдании верой, пока вы не узнаете об этом во Христе Иисусе. Не пытайтесь проповедовать об оправдании верой; не пытайтесь проповедовать о любой другой истине, пока вы не узнаете ее во Христе Иисусе». Только в таком случае это будет естественным и сила Божья будет с вами» (189).

Таким было свидетельство Олсона.

6. Изумительное заявление Е. Уайт

Одно из специальных свидетельств Е. Уайт к Генеральной Конференции в 1893 г. в Батл-Крике было в высшей степени торжественным и проникновенным. Так как Е. Уайт в то время находилась в Австралии, то это свидетельство, датированное за 23 декабря 1892 г. было прочитано на Генеральной Конференции братом В. В. Прескоттом: «В это время церковь должна облечься в прекрасные одежды,- «Христос — наша праведность». Необходимо возродить наши ясные, отличительные черты и перед всем миром быть живым примером соблюдения заповедей Божьих и веры Иисуса» (Бюл. Ген. Кон. 27 фев. 1893 г. 408 стр.).

[346] Ниже мы цитируем очень многозначительные, впечатляющие слова как одобрение: «Иисус Христос производит опыты над человеческими сердцами посредством проявления Своей милости и обильной благодати. Он производит такие эффективные, изумительные преобразования, что сатана со всем своим похваляющимся хвастовством, со всеми своими силами тьмы, направленными против Бога и законов Его правления — стоит в стороне и смотрит на них как на неприступную крепость для своего обмана и коварства.

Эти люди для него — непостижимая тайна» (Там же, 409).

Потрясающие слова второй цитаты исполнены утешения и надежды: «Церковь, облеченная в праведность Христа — это Его хранилище, в котором должны быть открыты во всей полноте и завершающем виде сокровища…

Его благодати… Богатый, насыщенный, обильный дар Св. Духа является для Его церкви окружной, огневой стеной, против которой бессильны силы ада. В их безупречной чистоте и незапятноном совершенстве Христос видит в Своем народе награду за все Свои страдания. Свое унижение, Свою любовь и как дополнение к Своей славе,- Христос — великий центр, из которого исходит вся слава» (Там же, 409 стр.).

Вне всякого сомнения Бог был со Своим народом на тех собраниях в девяностые годы.

7. Новая сила движения ощущалась во всех направлениях

Результаты великого пробуждения или возрождения, которые начали обнаруживаться после Миннеаполисской Конференции были видны в больших планах и действиях. Открывались новые школы для спасения и воспитания нашей молодежи. Миссионерская работа приняла более широкую известность. В ряде колледжей были открыты новые иностранные отделения. В Австралии работа намного улучшилась. Авраам Ла Ру отправился на Дальний Восток и вскоре Андерсон выехал в Китай — и так далее, включая и о. Питкерн.

В работу нашей организации влилась новая эффективная струя труда и это принесло нашей всемирной миссионерской деятельности новые успехи. Новый подход к нашим образовательным требованиям сделал его более приемлемым во всех странах. Свидетельства, со стороны Е. Уайт, вместе с предпринимаемыми мероприятиями повсюду сплачивали наш народ в старании достигать великого для Бога. Миннеаполисская Конференция, без сомнения, явилась началом декады «возрождения и преобразования» для Адвентистского движения.

II. 1900-1910 годы — истина «праведность через веру» в некоторой степени идет на спад

1. Особенности в этом трагическом потускнении

Как уже и было отмечено, особенный упор в 1890 г. на истине «праведности через веру» — вслед за впечатляющим представлением этого вопроса в Миннеаполисе в «88» — исходил большей частью от широкой публичной деятельности и письменных трудов Ваггонера и Джоунса, совместно с общественным служением и обильным потоком периодических статей, касающихся этой великой темы, со стороны Е. Уайт. Конечно, и еще многие другие принимали в этом участие. [347] Может быть, не каждый из нас может до конца представить себе, насколько широко и эффективно продвигалась эта работа.

Но со временем накал истины о праведности через веру начал терять свою силу. Причины этого нетрудно установить. В то время, как «некоторые» отдавали этой работе все свое сердце, «другие» оказывали постоянное сопротивление, а еще третьи «некоторые», по одинаковому выражению Е. Уайт и А. Т. Джоунса, проявили со своей стороны нерешительность, колебание и безразличие. Подобные разделения продолжались значительное время, хотя и число принявших Миннеаполисскую весть, постоянно увеличивалось.

Но настоящая трудность, создавшаяся в силу отвлекающих внимание событий возникла в первой декаде нового столетия. Эти обстоятельства определенно повлияли на участь вести праведности через веру. Среди факторов, принявших другое направление сразу же в начале нового столетия был кризис, вызванный тончайшими пантеистическими взглядами, вкрапливаемыми доктором Д. Х. Келлогом. Эта работа достигла своей наивысшей точки в его книге «Живой храм» (изданной в 1903 г. издательством «Доброе здоровье»).

Это новшество вначале смутило, а потом и оказало свое влияние на целый ряд людей. Без сомнения отсутствие ясного и единодушного мнения о Божестве в наши первые десятилетия — о Трех Лицах Божества и, таким образом и о Личности Святого Духа — не составило особенной трудности для возникновения этого временного заблуждения. Об этом будет идти речь в последующем разделе.

2. Пожары. Перемещение штаб-квартиры и реорганизация

Пожар, возникший в 1902 г., вначале уничтожил санаторий, а потом и здание издательства в Батл-Крике. После этого было решено перевести штаб-квартиру в другое место. Это перемещение штаб-квартиры и издательства из Батл-Крика в Вашингтон, округ Колумбия, естественно, было связано с немалыми хлопотами, затруднениями и все это, на какое-то время. главным образом и поглощало внимание наших руководящих братьев.

Наступал еще один критический момент,- во главе с док. Келлогом, весь медицинский центр оставался в Батл-Крике и затем последовало возмущение со стороны док. Келлога и сочувствующих ему лиц против авторитета Генеральной Конференции.

Наряду с этим были предприняты коренные изменения в организационных вопросах; были обоснованы унионные конференции по территориальному плану, а также целый ряд новых отделов при Генеральной Конференции. Затем переезд в Вашингтон, округ Колумбия, а также большие сдвиги произошли во внешних полях. Наряду с [348] этим было организовано Международное общество печати и Иностранная миссия. Все эти мероприятия требовали очень тщательного обдумывания, особенно организационные вопросы. Это было очень напряженное время,- тесно связанное со многими вопросами и вместе с тем и с большой работой по распространению истины о «праведности через веру».

3. Нерешительность вестников приводит к спаду духовной работы

Одна из причин, создающая большие препятствия в духовной работе была нерешительность со стороны специальных вестников по вопросу праведности через веру.

Об этом будет идти особенная беседа в 34 и 35 главах. Их нерешительность, колебания в то время, оказало, без сомнения, свое пагубное влияние на развитие этой работы. Вне всякого сомнения, такое их отношение и явилось одной из главных причин в развитии этого дела. Ни один из них не занял своего надлежащего места в активной работе. Другие, в своей нерешительности, зависели от естественно создавшейся обстановки, обстоятельств. Их дезертирство было подобно стремительной струе воды, попадающей на горящие угли. Настойчивый призыв к Евангелизации в больших городах Востока требовал очень глубокого обдумывания, планировки и все это также, каким-то образом вносило свою лепту в отвлечении внимания от главного.

Таким образом, те или другие факторы, в своем сложном переплетении, настолько занимали мысли и действия наших руководящих братьев, что взрывная волна 1888 года и начальный период девяностых годов — начинали терять свою высоту и силу. Об этом приходится только очень горько сожалеть. Но это исторические факты и они отмечены со всей четкостью и верностью. Получившая такое хорошее начало, эта работа, по внедрению истины праведности через веру теперь, в большей своей части,- приостановилась. Этот факт подтверждается свидетельством Даниэльса, о чем он неоднократно рассказывал автору этой книги (в личных беседах с ним и с которым последний был тесно связан до конца дней его жизни). И навряд ли кто был так хорошо знаком со всеми фактами, как бр. Даниэльс. Его слова подтверждались также свидетельством бр. В. В. Прескотта, А. О. Таита и другими.

4. Конфликт по вопросу «ежедневная» — также создавал препятствия

При рассмотрении всех этих неблагоприятных условий следует упомянуть еще об одном неблаговидном факторе. Историческая борьба по вопросам 1888 года и их скрытыми элементами — в особенности, полуарианская точка зрения, которой придерживались некоторые, будучи убеждены в том, что Христос был сотворенным Существом, вместо «всей полноты Божества телесно» — без сомнения, все это оказало свое давление на замораживание этой работы. Это подтверждал и бр. Даниэльс. К этому также имеет еще и близкое отношение конфликт по вопросу «ежедневная», длившийся годами и здесь разделивший на два лагеря хороших братьев.

Это разделение тянулось еще с 1888 г., когда перед началом Конференции возникли недоразумения между слушателями курсов и Конференцией; хотя быть может это и не в такой мере было осознано и не подчеркивалось.

Все это вместе взятое и оказало свое отрицательное влияние на интенсивность работы по вопросу истины «праведности через веру» в 1890 г. [349] Теперь разрешите, более подробно остановиться на пантеистическом факторе, который сыграл свою немаловажную роль.

5. Тонкое, вкрадчивое коварство пантеизма

Вопрос пантеизма выдвинулся на передовую в конце девяностых годов и действовал в течение целого ряда лет. Появившись под видом «ангела света», с новыми, замысловатыми терминами и понятиями, зародыш этой идеи возник в первой книге док. Келлога «Гармония науки и Библии» (1879 г.). Конечно, там были спорные места, но доктринальное изложение в этой книге не вызывало особого беспокойства, каких-либо срочных, немедленных мер. Но в 1897 г. док. Келлог выступил с лекцией на Генеральной Конференции, которая в том году проходила в Линкольне, Небраска, и тогда этот вопрос стал открытым. Пантеистические идеи обнаружили себя самым откровенным образом.

В своей книге «Живой храм» (1903 г.) док. Келлог высказывался уже открыто и широко по этому поводу. И некоторые, живущие по обе стороны Атлантики увлеклись этим обманом. Щупальца этого заблуждения протянулись и к небесному святилищу, Св. Духу, вооружившись таким местом из Св. Писания, когда Христос «дунул» на Своих учеников и сказал: «Примите Св. Духа» (Иоан. 20, 22).

Теория док Келлога была облечена в привлекательные одежды: его особенное учение означало, что Бог был во всех фазах жизни, так, например, когда мы «кушаем» или «пьем», мы принимаем Бога. И этому начали учить в Батл-Крикском санатории и колледже (Бюл. Ген. Кон. 1899 г. 58 стр.). Это пантеистическое учение представляло из себя смесь заблуждения с истиной, так как большая часть этой книги была посвящена здравым принципам здоровья. И все это вкрапливалось очень осторожно и тонко (Спец. Св. Серия Б, No 736-737). Теперь несколько слов о докторе Келлоге.

III. Наступление кризиса по причине пантеистического учения

1. Батл-Крик — это своего рода «Мэйо» (всемирно известный госпиталь)

Джон Харвей Келлог (1852-1943) окончил Беливийский медицинский колледж и совершенствовался в этом направлении в Париже, Берлине и Вене. Он является основоположником Батл-Крикского санатория, который был построен вместо Западного Института реформы здоровья.

Келлог был одним из величайших хирургов своего времени. Это была «идея Батл-Крика» о «Евангелии здоровья», включая гидротерапию, вегетарианство, диетическую терапию и взаимосвязь между диетой, упражнениями, свежим воздухом и здоровьем — плюс к этому обслуживание на высшем уровне медперсоналом, посвященных своему делу Адвентистов седьмого дня,- все это вместе взятое побуждало обращаться за помощью в Батл-Крикский санаторий даже членов королевских семейств Европы.

Именно док. Келлог предложил различные диетические рецепты, заменяющие собой мясную пищу и что внесло большие перемены в привычки питания миллионов людей по всему миру. Он являлся также автором почти пятидесяти книг, был лектором-редактором [350] журнала «Доброе здоровье» и, конечно, пользовался огромным влиянием в области здоровья и медицины. Воистину, санаторий в Батл-Крике в свое время был таким популярным, как сегодня клиника Мэйо.

2. Медицинский контроль и коварное учение

В начале 20 столетия док. Келлог вступил в конфликт с руководством Генеральной Конференции, настаивая на личном и независимом руководстве над всеми медучреждениями в нашей организации. Но разрушительное учение его книги «Живой храм» (1903 г.), насыщенной коварными пантеистическими идеями, от которых он так и никогда не освободился — все это окончилось тем, что 10 ноября 1907 г. он был исключен из Церкви. Доктор Келлог был женат на Элле Истон, учительнице, которая всю свою жизнь была баптисткой седьмого дня. Это также имело свое значение в развитии событий.

В 1926 году под руководством док. Келлога был сооружен медкомплекс, стоимостью в семь мил. долларов. Но вскоре это гигантское медзаведение обанкротилось. Но именно, лжеучение док. Келлога ускорило кризис в начале 1900 годов (См. Ричард Шварц в книге «Д. Х. Келлог», 1970 г.).

3. Полное отпадение

Все больше утверждаясь в своем учении док. Келлог начал терять веру в боговдохновенность трудов Е. Уайт.

В это же самое время он отстаивал права на личное распоряжение своей десятиной и рассматривал большую часть Библии фигуративно (в переносном смысле). Но мы подчеркиваем, что именно пантеистические взгляды и учение док. Келлога относительно присутствия Бога во всем живом — способствовали наступлению кризиса,- вот одно из таких выражений: «В дереве присутствует сила, которая творит и сохраняет его; творец дерева в дереве; творец цветка — в цветке» (Жив. Хр. 29).

Тем не менее в течение целого ряда лет он представлял свои идеи в начальной форме, в очень завуалированном виде. Так, например, на Генеральной Конференции в 1897 г. он говорил: «Бог — в ветре. Вы можете видеть Господа во всем творении, в природе» (Бюл. Ген. Кон. 8 марта, 1897 г.). Но уже на Генеральной Конференции в 1901 г. он выступал гораздо смелее (Бюл. Ген. Кон. 1901 г. 492-495).

Е. Уайт говорила относительно этих высказываний док. Келлога, что «придя к своему логическому заключению» его учение разрушит веру в истину о святилище и примирении (Е. Уайт. Письмо В-33-04) и «совсем покончит с Богом». Это были очень проницательные наблюдения со стороны Е. Уайт, но еще непонятные другим в то время. [351]

4. Развитие идей док. Келлога

Келлог утверждал, что по сути дела, другие тоже так учат, как и он. Но он не говорил при этом, что эти «другие» вскоре отказывались от своих неправильных взглядов. В 1904 г. он сделал попытку примириться, но это ни к чему не привело. И уже в 1920 г. Келлог превратился в дарвиниста-эволюциониста, не веря больше в боговдохновенные места Св. Писания — и даже отрицая рождение Христа Девой Марией, и Его божественность и нужду в примирении (Там же, 412 стр.). Это и была достигнутая им вершина. До конца дней своей жизни он оставался верен своим идеям.

Это трагическая история. Но не трудно заметить и то, как и этот фактор, вместе с другими, подобно бурному потоку, ворвавшемуся вначале столетия, отвлекли мысли от истины праведности через веру во Христа, как всю «полноту Божества». И по-другому это уже и не могло быть.

IV. Опасность пантеистического учения в «Живом храме»

1. Живое свидетельство доктора Эдвардса

Как уже и было отмечено жена док. Келлога всю свою жизнь была баптисткой седьмого дня. А Келлоги были близкими друзьями одного известного просветителя, который был в свою очередь, баптистом седьмого дня и имел пантеистические убеждения. Покойный док. Эдвардс из Лома-Линдского университета был родственником с этим просветителем и ему были известны некоторые факты.

В своих письмах к автору этой книги (11 фев. 1969 г.) доктор Эдвардс рассказывал о неясных взглядах, о бессмертии души, эволюции и пантеистических убеждениях со стороны док. _____ баптиста седьмого дня.

После завершения медицинского образования в 1899 г. доктор Эдвардс был назначен директором факультета точных наук в Батл-Крикском колледже.

В 1900 г. когда доктор _____ был пациентом в санатории, в Батл-Крике, он иногда, время от времени посещал классы док. Эдвардса, особенно его интересовала проблема физиологии — вопрос жизни и ее проявлений. Несколько раз этот человек убеждал док. Эдвардса «сделать Бога во всем», т. е. применить ко всему принцип пантеизма.

2. Доктор Эдвардс противится пантеистическим предложениям

Док. Келлог предложил док. Эдвардсу свою книгу «Живой храм». И некоторые из сторонников Келлога пытались убедить его в правоте учения доктора. Но док. Эдвардс был глубоко убежден в истинности Духа пророчества и фундаментальном учении Адвентизма. Доктор также учил, что когда мы «кушаем хлеб, мы кушаем Бога»; «когда мы вдыхаем аромат розы, мы вдыхаем аромат Бога» (Эдвардс [352] 11 фев. 1964 г.). Об этом док. Эдвардс говорил как о фактах, добавляя, «я знаю, о чем я говорю» (Письмо, 25 марта, 1964 г.).

Или этот доктор впервые оказал свое влияние на док. Келлога, или наоборот — неизвестно, но это и не столь важно. Но это бросает свет на положение Келлога.

И позже мы увидим, насколько все это оказалось серьезным.

3. Бог в природе, в человеке

В своей лекции на Генеральной Конференции в 1901 г. говоря о «божественной жизни в человеке» док. Келлог так говорил, что его речь уже не оставляла больше никаких сомнений.

«Возьмите, например, подсолнух. Он прямо обращен к солнцу… Это Бог в подсолнухе делает это с ним… В каждом растении присутствует разумная сила; она есть во всем растительном мире…» «Где только есть жизнь, там присутствует и Сам Бог. Вы не можете отделить Бога от Его жизни. Вот почему Бог и присутствует везде» (Бюл. Ген. Кон. 1901 г. 492-495). Он также говорил о «божественном присутствии» Бога в клетке (Там же. 495).

Удивительно, что полное значение этих слов не было записано в то время.

Но его слова вызвали большую озабоченность среди некоторых. Потом, док. Келлог изложил свои мысли в книге «Живой храм», где он смело утверждает: «Бог является объяснениям природы — не как Бог природы, но в природе, проявляя Себя через и во всех вещах, движениях и различных явлениях вселенной» (Там же, 28 стр.).

Эти философские мысли смело выражены им, уже в других словах, на другой странице.

«Мы имеем физиологическое доказательство существования в теле некоторой силы, высшей от материального состава или вещества тела, которая осуществляет постоянное наблюдение и контроль посредством чего и сохраняется индивидуальная подлинность. Это может быть ничто иное как только Сила, которая созидает, которая творит,- это Сам Бог,- это божественное присутствие в храме» (Там же, 52 стр.).

Такие мысли действительно являются основанием для заглавия книги «Живой храм». Неудивительно, что вскоре поднялась целая буря протеста.

4. Попытка переименовать книгу «Живой храм» на «Чудо жизни»

Вследствие поднявшихся неприятностей, док. Келлог решил пересмотреть свою книгу «Живой храм» с помощью док.

Садлера и А. Т. Джоунса, чтобы сделать ее более приемлемой. Взявши один из экземпляров за 1903 г. Келлог изменил ее заглавие на «Чудо жизни». Проставив свою личную подпись на титульном листе исправленной копии, он вычеркнул все параграфы и предложения с пантеистической окраской и заменил их другими [Эта книга хранится в библиотеке Е. Уайт. И возможно все это и говорило о той борьбе, какую переживал док. Келлог.]. Позже эта книга вышла из печати (1910 г.) под заглавием «Жизнь, ее тайны и чудеса — как руководство принципов здоровья». [353] Удивительно и печально наблюдать, каким трагическим образом док. Келлог разрешил себе опуститься во все это. А его крайняя осторожность и тонкость работы вовлекла немало простодушных людей в сети этого обмана.

Не трудно увидеть и то, как это грабительское вторжение док. Келлога в мистические изощрения пантеизма и вызванная этим реакция — отвратила внимание людей от благородной истины праведности через веру, которая в течение всего 1890 г. уже набирала свою силу и размах. И, как это заблуждение док. Келлога, вместе с другими сопутствующими проблемами и неприятностями отбросило далеко в сторону возросший интерес к величайшей теме, вспыхнувшей над Новым Светом в 1888 году.

V. Кризис ускоряется изданием книги «Живой храм»

1. Жизнь — «это действительно присутствие Бога»

Вообще, нужно сказать, что все тайное, сокрытое, долгое время привлекало внимание док. Келлога. Жизнь, представлялась ему «тайной, окруженной облаками».

Е. Уайт предупреждала его об угрожающей ему опасности со стороны его личных предположений и догадок. Но он продолжал скользить в своем убеждении, что все творения — это «сущность» Бога,- а не просто проявление Его силы, но как «действительное Его присутствие». И некоторые мистически настроенные медики и служители вначале поддерживали док. Келлога в его понимании о неотъемлемости Бога в творении, с утверждением, что «семя имеет жизнь Бога в себе».

Затем эта опасная мысль получила еще больший размах: Христос совершает служение не только в небесном святилище, но «и в каждом из этих земных святилищ». Едва ли сторонники док. Келлога понимали, что такое понятие было ничем иным, как возрождением гностического поклонения природе и вело к форме греческого пантеизма. Он следовал древнему образцу, чреватому очень большой опасностью.

2. Бог — «сущность каждого живого существа»

Док. Келлогу было сделано предложение, если книга Е. Уайт «Притчи Христа» была издана с целью, чтобы на вырученные деньги помочь делу развития учебных заведений, почему же медицинской книге не помочь восстановлению санатория. Брат Даниэльс был очень озабочен. Но док. Келлог решил выпустить свою книгу «Живой храм» со словами ап. Павла на титульном листе: «Разве вы не знаете, что вы Храм Божий и что Дух Божий живет в вас?» В то время, как большая часть книги была посвящена вопросам, касающихся здорового образа жизни, в физическом, медицинском и гигиеническом направлениях, вступительная часть этой книги вращалась вокруг темы «Бог внутри». Доктор Келлог выражал мысль, что вся жизнь истекает от Бога и что Бог — в сущности, живет в каждом живом существе и находится в инстинкте, интеллекте, [354] клетке, голосе, памяти. Это уводило к мистической философии Востока. И тем не менее док. Келлог проявил удивительную настойчивость и утверждал, что он верит в «личность Бога».

3. Разные пути

Комитет Генеральной Конференции, в мае. 1902 г. получил на проверку гранки книги «Живой храм». В то время, бр. Даниэльс был в Европе и его заместитель У. Прескотт советовался со Спайсером, который недавно возвратился из Индии, и сохранял еще в себе свежие воспоминания о древней пантеистической религии этой страны. Эти мужи испытывали немалые волнения и написали об этом док. Келлогу. Комитет Генеральной Конференции принял решение не издавать эту книгу. Затем, 30 декабря, 1902 г. возник пожар в издательстве «Ревью энд Герольд», уничтоживший копию и гранки этой книги. Сразу же после этого случая док. Келлог устроил выпуск своей книги в издательстве «Доброе здоровье», в Батл-Крике и его друзья, способствовали ее распространению. Елена Уайт видела док. Келлога стоящим на краю пропасти.

При дальнейших обсуждениях этого вопроса, некоторые выступали против док. Келлога, другие защищали его. Но большинство стояло на твердом основании Библейской истины и Духа пророчества. Почти все медики-адвентисты придерживались этого курса. Но некоторые пошли иным путем и санаторий в Батл-Крике вышел из-под контроля нашей организации. Медицинские интересы Церкви в то время были представлены группой молодых врачей.

VI. Руководство встретило пантеизм во всеоружии

1. Бурный центр медицинской борьбы

Некоторое время Медицинско-миссионерская Ассоциация переживала большие трудности, так как наша всемирная медицинская работа централизовалась в Батл-Крике, в санатории, который превратился в бурлящий центр недоразумений, непонимания, неединства в среде медиков.

В 1895 г. 74 врача, 448 медсестер и 1200 других работников прошли регистрацию (Бюл. Ген. Кон. 1901 г. 178 стр.). По примеру Армии Спасения некоторые начали высказывать свое мнение о создании «городской миссии». Но это было очень тонкое, коварное воззвание.

Относительно этого Е. Уайт предостерегала против опасности проповедовать Адвентистскую весть не прямым евангелистским путем. Она также писала о некоторых отступивших от фундаментальных принципов истины. Она ссылалась на новопоявившиеся книги, основанные на интеллектуальной философии» (Серия Б. No 2, 54-55). Некоторые высказывали мнение, чтобы вообще аннулировать организацию (Бюл. Ген. Кон. 1893 г. 22). Различные факторы способствовали назреванию кризиса.

2. Распространение книги «Живой храм» приостановилось

Идея о [355] несектантской медико-миссионерской работе была опубликована в журнале «Медик-миссионер» доктором Келлогом в октябре, 1895 г. и записана в устав (договор) Батл-Крикского санатория в 1897 г.

На как было отмечено, когда борьба с пантеизмом и организацией достигла наивысшего накала — между 1900 и 1905 годами Генеральная Конференция при поддержке Е. Уайт заняла очень решительную позицию против пантеизма как заблуждения. Таким путем распространение книги «Живой храм» было ограничено. Что касается «духовных теорий» в «Живом храме» относительно личности Бога Е. Уайт писала очень остро и определенно: «Эти учения и вытекающие из них логические умозаключения лишают основы все христианское учение в целом. Они вообще отрицают тот свет, который Христос, сошедший с небес, передал Иоанну, чтобы он возвестил всему Его народу. Эти учения учат, что события, стоящие перед нами, не имеют важного значения и что им не следует придавать никакого особенного значения. Они не придают никакого значения истине небесного происхождения и лишают народ Божий их прошлых опытов, давая им взамен ложную науку». (Спец. Св. Серия Б. No 7, 37 стр. 1903 г.).

Теперь эти спорные вопросы были представлены в их надлежащем свете.

3. Встретить «Айсберг» во всеоружии

К несчастью, ко всем этим вкрадчивым, коварным идеям присоединялась еще и идея о «духовном влечении», т. е. если здесь на земле люди не могут стать законными супругами, то это счастье их ожидает в будущей жизни. И эта мысль связывалась с понятием о безличном Боге, присутствующем во всей природе. И еще появилось понятие о «святой плоти». Это воистину был критический момент. Об этих зловещих явлениях Е. Уайт писала в 1904 году: «Пантеистические теории не поддерживаются Словом Божьим. Свет Его истины говорит о том, что эти теории разрушают душу. Их природа — это мрак; чувственность — их среда. Они удовлетворяют плотское сердце и греховные вожделения и наклонности». (РГ. 21 января, 1904 г. 9 стр.).

Таким образом,в ответ на наставления, данные вестницей Божьей Даниэльс и Спайсер заняли очень твердую позицию против философии Келлога. Е. Уайт сказала, что эти заблуждения «должны быть отражены». И они отражены. В статье «Пребывающий дар пророчества» бр. Даниэльс рассказывает потрясающую историю. Это всем хорошо известное описание о корабле, держащем курс на айсберг. (См. Изб. вести, 1 т. 205-206 стр.). Затем раздался авторитетный голос капитана: «Разбить его!»- удар, отскок, айсберг вдребезги разбит и корабль продолжает свой путь, без особенных повреждений, нанесенных ему. (Серия Б. No 2, 55-56 стр.). Эта картина наглядно рисует что произошло, когда стоящие во главе работы, при поддержке Е. Уайт встретили это дело во всеоружии. Кризис был встречен, но рубцы остались. [356] Если читатель желает получить дополнительные сведения о некоторых изложенных здесь вопросах, он может сделать это, ознакомившись с материалами, изложенными в Свидетельствах, восьмом томе. На страницах 255-304 в статье «Бог в природе». «Ложное и истинное познание о Боге». «Опасность философских теорий».