22. Миннеаполисская весть и руководители после 1888 года

I. Несправедливое обвинение в неверности руководства

1. Спор о предательстве руководства

К сожалению, мы должны рассмотреть еще некоторые спорные моменты, которые время от времени возникали и нуждаются в нашей беспристрастной оценке ради установления исторической истины. С момента событий, происшедших в 1888 году на Церковь и в первую очередь на ее руководителей неоднократно бросалось обвинение в том, что они отвергли весть 1888 года — как в тот роковой час испытания и также в какой-то определенный отрезок времени после этой даты. И нам теперь предоставляется удобный момент исследовать действительность этого факта — так как еще и сегодня раздаются голоса, утверждающие, что руководство нашего движения в то время «отвергло» весть праведности через веру и поэтому навлекло на себя немилость Божью.

Наряду с этим вносится и предложение, что до тех пор, пока все движение в целом, не раскается в прахе и пепле за грехи «некоторых», тех, кто в роковой час отверг Миннеаполисскую весть в 1888 г

Божьего одобрения и благословения никогда не будет над адвентистским народом и всем движением и их весть никогда не будет завершена при таких условиях.

Другими словами говоря, если мы официальным образом не признаем нашей вины и не раскаемся, то на нас никогда не будет излит Поздний дождь. Это, воистину, очень здравая мысль, если только все это так и все это правда. Поэтому мы должны установить истину, относящуюся к моменту такого запоздалого раскаяния.

2. Что скрывается за этим обвинением?

Нелегкая обязанность — разобраться в этом конфликте, независимо от того, кто бы взялся за это дело. Если это неправда — в таком случае это только одни предположения, да и то необоснованные, зашедшие слишком далеко, особенно, если будет установлено, что они противоречат высказываниям и заявлениям Духа пророчества. И более того, если это неправда, значит, это незаслуженное, неоправданное проклятие, высказанное против всей Церкви в целом, восемьдесят лет спустя после событий 1888 года.

Вопрос стоит так: Это обвинение верно или неверно? Если оно верно, значит должны быть некоторые четкие, определенные исторические доказательства этому, Если это правда, значит должны быть и подтверждающие этому свидетельства из Духа пророчества, потому что иначе и быть не может в таком серьезном конфликте. А если это просто личное мнение, или впечатление, или вывод, то оно должно быть отвергнуто и отброшено, хотя Бог и всегда и во все времена призывает нас к смирению сердца и раскаянию, в наших собственных грехах и неправильном отношении.

Истинное возрождение и преобразование призывает нас к личному исповеданию.

Такие божественные призывы абсолютно ясны, четки и постоянны. И это вызвано нашим состоянием сегодня. Бог призывает нас к достижению более высокого духовного уровня. Стремиться к этому — наша обязанность.

3. Обвинение против мертвых

С другой стороны, если это обвинение неверно, в таком случае обвинители должны открыто извиниться перед Церковью сегодня в своем неверном обвинении и прежде всего сделать это перед именами руководства, после 1888 г. которых уже сегодня нет в живых. Более того, это должно быть сделано и перед теми, в Церкви сегодня, кто поколебался, разочаровался и отпал в силу такого заявления. И последнее, это обвинение и против умерших. А это очень серьезное, тяжелое дело.

В свете этих условностей мы должны взвесить все доказательства и сравнить обвинения с фактами истории, потому что эти факты доступны и они не утаены и недвусмысленны. Записи (отчеты) того времени открыты и доступны. Вся наша изданная литература записана, зарегистрирована, запротоколирована, как книги, а также периодические статьи и трактаты. А письма, записные книжки и другие сведения имеют свое значение вместе с решительным и определенным свидетельством Духа пророчества. И это последнее является решающим фактором.

4. Руководство Олсона было верным и определенным

Прежде всего нужно сказать, что Руководство Генеральной Конференции до 1888 г

председатель, секретарь и казначей — были переизбраны во время сессии 1888 года. Так что произошла смена руководства. У. Батлер, Урия Смит, А. Генри уступили занимаемые ими должности Олсону, Дан Т. Джоунсу, Хармону Линдсею, будучи избранными Генеральной Конференцией 17 октября 1888 года.

Конечно, огромное влияние на весь облик нашего движения после 1888 г. имел вновь избранный председатель Генеральной Конференции. И мы должны, [359] главным образом, равняться по нему в поисках решающих доказательств. А характеристика о духовном руководстве бр. Олсона следующая: он четко, определенно и преданно выполнял свои обязанности и его решительная поддержка, неуклонное руководство в широком размахе работы по вопросу истины праведности через веру — стоят перед нами.

5. Хаскелл — временный председатель Конференции

Пока бр. Олсон сдавал свои дела и вернулся из Европы, чтобы вступить на пост всемирного руководителя на который он был избран, С. Н. Хаскелл был назначен, как временно исполняющий обязанности председателя Ген. Конференции. Но о Хаскелле можно сказать только одно: он решительно поддерживал истину праведности через веру, как во время так и после сессии 1888 г.

Таким образом, если речь идет о старших братьях переходного периода — Хаскелле и В. К. Уайте, а также и об Олсоне,- мы видим, и ничего другого сказать не можем, кроме того, что каждый из них или же все они вместе взятые не отвергали вести праведности через веру ни во время сессии в Миннеаполисе, а также после нее.

6. Вильям Уайт исполнял обязанности председателя на протяжении шести месяцев

Мы не должны упустить из вида ту роль, какую выполнял Вильям Уайт сразу же после окончания Конференции «88».

В течение шести месяцев, до возвращения Олсона из Европы и его вступления на пост всемирного руководителя Вильям Уайт исполнял обязанности председателя Генеральной Конференции, руководя и управляя всеми делами в те критические полгода, когда участники Конференции возвратились к себе домой, на свои поля.

Таким образом, Уайт был направляющей рукой в те первые месяцы, когда люди пересматривали свои отношения, понятия, чтобы по приезде домой [360] в своих местных общинах дать определенное свидетельство членам, которые беспокоились и переживали о действиях «некоторых» на этой бурной Сессии. Это было очень неспокойное время и нелегко преодолевать затруднения при таких обстоятельствах, особенно если учесть временно занимаемое положение. Но В. Уайт со всей верностью исполнял свой долг.

Вильям Уайт был и всегда оставался с самого начала стойким и непоколебимым защитником истины праведности через веру, в самом широком смысле этого слова. Он весь и целиком на правой стороне с самого начала в этой борьбе. Он непоколебимо стоял рядом с Е. Уайт и поддерживал руки Е. Ваггонера во время и после Сессии. Он передавал слова ободрения и поддержки от Е. Уайт тем, кто принял и отстаивал эту благословенную истину праведности через веру во Христа во всей Его полноте.

И ни в коем случае нельзя было бы считать обзор начальной стадии после Миннеаполисской Конференции полным, не отдавая должное влиянию В. Уайта в тот переходный момент, когда он нес на себе обязанности временного руководителя. Следовательно, что касается вопроса, относительно В. Уайта — картина ясна. Он всегда поощрял и продвигал вперед весть Миннеаполисской Конференции и никогда не проявлял никаких колебаний в этом деле, как о время самой Конференции, а также после нее. Это был отрезок времени в шесть месяцев.

И теперь, прежде чем мы перейдем к личности бр. Олсона, разрешим себе остановиться еще на одном руководителе.

7. Елена Уайт несомненно является «лидером»

Представляя, таким образом, руководство, мы должны иметь в виду и то место, какое занимала Е. Уайт (1915 г.), как одна из основоположников Церкви Адвентистов седьмого дня. Писательница, оратор, путешественница, вестница и советник Адвентистского народа и движения — она играла все возрастающую и определяющую роль в жизненных делах церкви, начиная с момента ее первого видения в декабре 1844 года, в последующих Библейских конференциях 1848 г., Миннеаполисской сессии «88» и вплоть до дня ее смерти — 1915 г

она говорит с поразительной последовательностью со страниц около 4500 периодических статей, 90 книг и брошюр разного формата. Ее труды имели сильнейшее влияние.

Занимая лидирующее положение в области здоровья, просвещения и воздержания, ее главной работой была духовная деятельность. Она очень много сделала для разрешения организационных проблем на всех этапах нашего движения. Она выступала с обращением не меньше 10 раз на Миннеаполисской Конференции «88», а также и на подготовительных курсах служителей. Ее письменные труды, особенно с того года и впредь — были полны всеобъемлющим изложением и поддержкой выдающихся принципов и условий праведности через веру во Христа, как всей «полноты Божества».

Эти материалы выпускались на страницах таких журналов, как «Ревью», «Знамение», «Наставник», «Эхо Библии» и других изданий,- не говоря уже о личных свидетельствах и целой серии [361] пятитомника классической «Великой Борьбы», начиная с 1888 г. и впредь, а также «Путь ко Христу», «Притчи Христа». В области пера и свидетельства она была как лидер. И ее постоянные устные высказывания находились в полной гармонии с ее письменными трудами.

8. Елена Уайт стояла «выше других»

Елена Уайт никогда не занимала официального положения как лидер и она не считала себя таковой. Но ее советы всегда расценивались со стороны наших духовных лидеров как руководящий свет. И действительно, начиная с Сессии 1888 г. и до дня своей смерти Е. Уайт стояла выше всех в отстаивании вопроса истины праведности через веру. И ее вести по своей глубине, широте, цели и остроте нельзя сравнить с трудами ни одного писателя нашего движения, как в те времена, так и сегодня.

И тот, кто утверждает, что руководство движения отвергло весть о праведности через веру невольно вовлекает и Елену Уайт в число этих преступников. Это действительно очень огромная ответственность утверждать так. А кто же возьмет на себя такую безрассудную смелость сказать, что она отвергла истину праведности через веру? Какая грубая несообразность вести борьбу на этой почве и какая непримиримость конфликта с фактом! Пусть те, кто обвиняет руководство в отвержении истины считают для себя удачей то, что в нашей среде сегодня нет лично Е. Уайт, потому что, вне всякого сомнения, она бы вынесла свое порицание в адрес подобных обвинителей.

II. Годы руководства Олсона характерны верностью и прогрессом

1. Глубоко понимал и разбирался в деле

Как мы уже видели, выступления Е. Ваггонера на Конференции «88» внесли новую жизнь и силу через благословенную весть — праведность через веру во Христа, как «всю полноту Божества». Началась благословенная полоса возрождения и преобразования. Следуя своему новому назначению, возвратившийся из Скандинавии Олсон, чтобы занять пост председателя Ген. Конференции не был очевидцем всех тех споров, неприятностей и делений на партии, которые происходили на Конференции. Многие еще продолжали находиться в состоянии огромного замешательства и тревоги.

Но Олсон, казалось, чувствовал духовное значение вопросов в создавшейся обстановке, и спокойно, мирно, но принципиально, разрешал их.

Он, самым искренним образом, вместе с Е. Уайт принимал участие в проведении собраний с целью пробуждения в церкви при издательстве «Ревью энд Герольд», в молитвенных помещениях Батл-Крикского собрания, а также во всех лагерных собраниях и Курсах для служителей. Все эти богослужения характеризовались присутствием духовной силы. Наряду с этим [362] наблюдался возрождающийся интерес в работе здоровья, воспитания, благотворительности, а также и в расширении иностранных миссий. Работа Божья двигалась вперед, хотя и не в феноменальных масштабах.

2. Олсон считал занимаемое им место, как священное поручение

О. А. Олсон [Оил Андрес Олсон (1845-1915) по происхождению норвежец. Получивши соответствующее образование был рукоположен в 1873 г.

В начале работал как пред. в Висконсинской конференции, затем в Юж.

Дакоте, Миннесоте, Айове. В 1886 г. занимал пост пред. в Скандинавии, откуда и был призван на пост Ген. Кон. Девятилетнее служение Олсона на посту пред. Ген. Кон. отмечено большими организаторскими, миссионерскими и духовными успехами. Он очень активно потом еще работал во многих местах мира до самого дня своей смерти.] был благочестивым и очень серьезным человеком, который считал свое призвание на духовное руководство, как священное поручение. Искренний, посвященный и уравновешенный Олсон начал свое служение в Сев. Америке, затем работал в Скандинавии, откуда и был призван на председательский пост Генеральной Конференции в тот критический год Конференции «88».

Спокойный и любезный нрав Олсона способствовал объединению Церкви в те крайние тяжелые годы и продвижению Миннеаполисской вести в течение девяти лет кризиса своего председательства от 1888 г. до 1897 г. После столь напряженной, штормовой обстановки на сессии, его влияние было исцеляющим, объединяющим и умиротворяющим. Он обладал такими качествами характера, которые как нельзя лучше соответствовали такому часу. И он использовал их до конца.

3. Не просто вопрос семантики [Семантика — смысловая сторона слова или языка. (Прим. перевод.)]

Следует заметить, что после закрытия Конференции «88», люди имели время и возможность в более благоприятной обстановке, чем в те напряженные дни, обсудить те спорные вопросы и принципы, которые были выдвинуты в Миннеаполисе. Таким образом, наступал постепенный поворот в правильную сторону.

Хотя разделение и продолжалось, но истина о праведности через веру принималась все большим числом членов.

Г. Батлер, Ж. Моррисон, Ван Хорн, У. Литлджоин, Р. Ундервуд и другие объединились вокруг Урии Смита на Конференции. С другой стороны, с Ваггонером и Джоунсом были Е. Уайт, Хаскелл, В. Уайт, Килгор (хотя и не сразу), У. Прескотт, Таит, Корлисс и еще другие, в том числе и О. А. Олсон, по своем прибытии в Штаты. Также были и «некоторые», которые очень определенно и решительно приняли весть праведности через веру и отстаивали ее. Были и еще «некоторые», которые вначале колебались и сомневались. Но со временем все большее и большее число принимало Миннеаполисскую весть и радовалось в ней. Об этом никогда не следует забывать, но часто случается обратное.

Естественно, что наши адвентисты, рядовые члены, находились в замешательстве. И это не был просто вопрос семантики, как некоторые пытались утверждать. Принципы были ясны, определенны, фундаментальны, по [363] своему контрасту и конфликту. Некоторые настаивали на том, что мы всегда учили или же делали упор на истине праведности через веру. И, действительно, мы преподавали это — технически, как доктрину или теорию, не всегда так, как этого требовала эта важная истина,- делали это в отрыве от опыта и не с полным пониманием. Вот именно, этого и очень недоставало. Годы президентства Олсона, особенно первые пять лет, о чем дальше будет идти речь, характерны большим числом исповеданий и напряжений. Это было время духовного продвижения, а не упадка. Однако борьба продолжалась.

4. Годы, отмеченные возрождением и преобразованием

Итак, мы повторяем; борьба между этими двумя понятиями не возникла в восьмидесятые годы и не окончилась в девяностые. Действительно, отголоски ее еще раздаются и сегодня, и вероятно никогда уже не умолкнут. Туманная философия о том, что человек должен прилагать свои личные усилия для того, чтобы быть добрым и делать добро — для того, чтобы получить праведность Христа — остается убеждением некоторых.

Для некоторых было очень тяжело отречься от этой «правдоподобной» идеи.

Тем не менее годы служения Олсона были годами действительного возрождения и преобразования в применении этого главного принципа христианства, а именно: что оправдание и освящение приходит через принятие Христа в жизнь, через действие Св. Духа. И все это посредством благодати через веру. Пребывание Олсона на его занимаемом посту было временем пробуждения от лаодикийского самодовольства и самоуверенности, и это обновление наступило благодаря все возрастающему принятию вести праведности через веру.

5. Истина, принятая в колледжах, общинах, лагерных собраниях, учебных заведениях

Не забывайте о том, что именно девяностые годы были свидетелями великого пробуждения и достопримечательных исповеданий не только нескольких из «некоторых», противящихся. И это происходило именно в годы руководства Олсона. Следовательно, это невозможно, обладая даже самым ничтожным чувством справедливости, утверждать, что Олсон лично отвергал или же ослаблял весть праведности через веру, или же со своей стороны способствовал, содействовал этому. Наоборот, те годы были годами неуклонного продвижения вперед и широкого распространения духа возрождения в колледжах, общинах, учебных заведениях и лагерных собраниях.

И особенным образом нужно отметить, и об этом свидетельствуют и официальные бюллетени, что в те десятилетия имели место различные сессии Генеральной Конференции. И теме «праведность через веру» было отведено важнейшее место во всех ведущих библейских беседах.

6. Особое место в учебной программе и периодических изданиях

Олсон с большим великодушием поощрял различные курсы для служителей, на которых тема «праведности через веру» занимала главное место среди наших служителей. Он также поощрял изучение Духа пророчества, в котором предлагалось нам такое богатое сокровище о праведности через веру. И, без сомнения — все это не может быть [364] истолковано как отвержение. На самом деле это было самой точной противоположностью. А Ваггонер и Джоунс в последующее десятилетие после 1888 года были ведущими библейскими преподавателями и это с санкции руководства Церкви. Разве можно во всем этом усматривать отвержение этой истины? Большая возрождающая работа по вопросу праведности через веру была проведена и через журнал «Знамение времени». Хотя Е. Ваггонер некоторое время жил и работал в Англии, в апреле 1895 г. он вошел в редакционную коллегию и стал ее редактором в 1896 г. как и Джоунс, который стал главным редактором Ревью в 1897 г. И с первых же номеров при новом начальстве эта тема была главной.

Эти два брата были назначены на свои посты руководством Генеральной Конференции. Занимаемое Джоунсом положение давало ему возможность более широко и часто излагать эти темы. И Олсон был причастен к этим назначениям, так как он был председателем в то время. Предельно ясно, что Олсон не отвергал вести праведности через веру.

III. Серьезность обвинения в должностном преступлении

1. Обвинение в предательстве

Возможно, что люди, унижающие наше руководство после 1888 г. и не думали, что так все получится. Но обвинение в отвержении Миннеаполисской вести фактически расценивается как клевета на тех, кто умер, т. е. это те люди, кого обвиняют.

В действительности это обвинение в измене истине, неверность в исполнении вверенной работы, измена долгу, одним словом — это должностное преступление.

К сожалению, обвиняются руководители, которые не могут встать и защитить себя. Если бы эти мужи были живы сегодня, они очень легко могли бы защитить себя, потому что это были очень талантливые мужи. Но теперь другие должны сделать это за них.

2. Прискорбный метод, применяемый некоторыми в перестройке истории

Иногда пытаются перестроить историю методом отбора, т. е. выбирают из контекста такие места или цитаты, которые бы соответствовали данной цели,- или же поддерживали нужное предположение или теорию. Но такой метод безнравственен и бесчестен. Так, например, делать всеобщее правило из специфических, определенных, отдельных утверждений или же какой-либо группы отдельных слов, относящихся к определенным, особенным обстоятельствам. Это может быть сделано и непреднамеренно или же по незнанию. Но такой способ извращает исторические факты. И как неизбежный результат — извращенные выводы.

Почти каждой идее или понятию можно придать правдоподобный вид при помощи такого метода. Таким методом или путем придумывают истину, чтобы поддержать ложное понятие. Но как люди чести, мы не должны принимать участия в таких подтасовках [365] исторических событий. Слуги истины Божьей должны всегда таким путем использовать цитаты, факты и границы доказательств, чтобы принести честь истине и ее автору.

Так например, один из противников, цитируя слова Е. Уайт, где она говорит о том, что весть о праведности через веру была отвергнута «некоторыми» в 1888 г., умышленно упускает слова «некоторые» и, конечно, без этого выражения меняется вся картина.

К счастью, это выпущенное слово было замечено одним из наших руководителей в том поле. И в результате, влияние этого нечестного человека было обезврежено. Но эта тенденция пытается проникнуть в любую фазу работы, хорошей или плохой.

3. Обвиняется вся Церковь

С такого рода людьми создавались большие неприятности, потому что они брали слова предостережения, обличений и обращений, данных для «некоторых», о которых Е. Уайт писала, что они «отвергли» весть праведности через веру в 1888 г. и выбрасывали главную часть, которую занимали две другие группы «некоторых»; одна из этих «некоторых» приняла эту весть, а другая группа «некоторых» в начале проявила колебание и нерешительность. Обвинители же, с коварной тонкостью и лишенные чувства чести берут слова строгой критики, относящиеся к первой группе «некоторых» и подключают к ней остальные две группы и таким образом получается вся Церковь.

Но сам факт обвинения всей Церкви противоречит истине и логике. И это вопреки всем ясным и определенным заявлениям Е. Уайт, которые очень четко изображают всю эту картину и аннулируют всякие кривотолки в этом направлении. Что бы сказала вестница Божья, если бы сегодня она возвратилась бы к нам и увидала, как ложно истолкованы ее слова и намерения? Молчала ли бы она? Об этом говорят ее действия в прошлом.

IV. Батлер принимает Миннеаполисскую весть как «дополнительный свет»

Эта глава не выполнила бы полностью своей миссии, если не будет выяснен вопрос относительно очень давнего обвинения, выдвинутого против брата Батлера, который в течение одиннадцати лет был председателем Генеральной Конференции до 1888 г. и потом, в течение нескольких лет, одним из самых яростных «противников», если кто-либо хочет так называть его, считая, что он одним из первых отверг весть праведности через веру на Миннеаполисской Конференции и как утверждают, боролся против нее до дня своей смерти. Но эти прискорбные обвинения рушатся даже при самом поверхностном исследовании. Ниже мы приводим следующие факты.

1. 1893 год — Батлер принимает свет о «праведности»

Как мы уже видели, Батлер не мог присутствовать на Генеральной Конференции «88» [366] по причине своего личного недомогания и по причине болезни жены. Она лежала разбитая параличом. После многих «размышлений и обдумывания» Батлер сделал очень определенные публичные заявления в журнале «Ревью», за 13 июня 1893 г.

Он говорил в нем о тех больших переменах, которые произошли как в работе Церкви, а также и в его личной жизни за пять-шесть лет, когда он ушел на отдых с 1888 года. Прежде всего, он заявил, что у него нет предубеждения против «инициаторов этих перемен» и тех, кто представлял эти вести в Миннеаполисе, вести, которых он в начале не принял. Затем он самым искренним образом говорит: «Я абсолютно убежден, что Бог самым обильным образом благословляет Свой народ и Свое дело во все возрастающей работе учения об оправдании верой и необходимости принятия праведности Христа через веру для нашего спасения…

Я очень рад, что дополнительный свет большой важности осветил эти вопросы и я абсолютно убежден, что Бог обильно благословит это для блага тех, кто примет Его» (Батлер. «Личное», РГ. 70 т.

No 24, 13 июня, 1893 г. 377 стр.). В то время Батлер был корреспондентом-редактором журнала «Ревью».

2. Батлер рассматривает эту весть как свет, которому он вначале противился

Батлер свободно говорит о том, что было такое «время, когда я сомневался в этих вопросах, которые теперь я одобряю и утверждаю». Он откровенно говорит о том, что во время и после Миннеаполисской Конференции «мои симпатии не были на стороне тех, кто внес то, что теперь я считаю светом перед нашим народом» (Там же). Он признал и заявил, что он лично пережил «огненное испытание», удаливши «шлак самонадеянности». Это было мужественное, смиренное христианское заявление. Он не извинял и не оправдывал своих «ошибок и отношения» к прошлому. Он, воистину, был очень правдив и искренен.

3. 1894 — Батлер и Джоунс говорят с одной кафедры

Более того, на следующий год, в 1894 г. в отчете Р. Килгора о «первом лагерном собрании во Флориде» говорится о том, что брат Батлер и брат Джоунс ежедневно выступают с одной кафедры. Это важно. Килгор писал об этом: «Все были благодарны за присутствие брата Джоунса и высоко оценили его труд и старания в заботе о народе. Каждый день было по три выступления.

Брат Джоунс говорил два раза, а брат Батлер и я говорили в другой час. Присутствующие проявляли живой интерес к проповедуемой истине» (Е. Уайт, 77 письмо, 1893 г.). Он также упоминает и о «духовном приросте», характеризующим эти собрания.

4. 1902 год — Е. Уайт подтверждает о произошедшей в брате Батлере духовной перемене

В конечном итоге в 1902 г. Е. Уайт писала о Батлере и это была кульминация ее свидетельства о нем: «Брат Батлер здоров и крепок телесно и духовно. Господь проверил, исследовал, испытал его, подобно Иову и Моисею. Я вижу в [367] брате Батлере человека, который смирил свою душу перед Богом. Теперь он имеет другой дух, чем брат Батлер в молодые годы. Он получил свой урок у ног Иисуса. Долгое время ухаживая за своей измученной больной женой, он вышел из огненной печи очищенным и убеленным. Я уважаю и люблю моего брата Батлера как одного из слуг Божьих» (Е. Уайт, 77 письмо, 1902 г.).

Должны ли мы сделать меньше? Эти слова Е. Уайт подтверждают факт о новом «духе», проявленном бр. Батлером, о его раскаянии, о радикальной перемене в его прежнем отношении, когда он 1888 году занимал лидирующее положение в сопротивлении вести праведности через веру. Он совершенно ясно и определенно занял положение стойкого защитника этой жизненно важной вести, как «дополнительного света, огромного значения», которую и защищал и поддерживал до конца дней своей жизни. Мы не можем разрешить себе не признать этого.

Эти простые факты полностью обезоруживают обвинение тех, то осмеливается утверждать, что бр. Батлер противился истине праведности через веру до конца дней своей жизни, что между прочим еще и сегодня можно услышать из уст «некоторых». Но он очистил свою душу перед Богом и исповедал свою ошибку перед Церковью. Раскаявшись, он принял то, что раньше отвергал. Ни один человек не смог бы сделать больше, чем сделал он. И он является лишь только одним из целой серии подобного исповедания после 1888 года, из той группы «некоторых», которые вначале противились этой вести и потом приняли ее.

V. Исповедание противников коренным образом изменяет соотношение

1. Численность и образ действий «некоторых»

Какова цель и число тех «некоторых», которые «отвергли» весть в 1888 году? Желательно знать об этом. Покойный брат А. В. Олсон провел очень тщательные расследования о числе и цели последующих исповеданий — среди точно установленных делегатов «некоторых», которые вначале противились вести праведности через веру в «88». Его кропотливые поиски, проводимые им с характерной для него тщательностью, основывались на подшивке писем и рукописей девяностых годов, помещенных большей частью в Хранилище литературного наследия Уайт и в периодических записях современников. Эта работа была проделана им, когда он председательствовал в Отделе литературного наследия Е. Уайт и имел доступ к этим бумагам.

Короче говоря — вот что он обнаружил. Из приблизительного числа делегатов в 90 человек, прошедших регистрацию на Генеральной Конференции в Миннеаполисе в 1888 г. менее чем двадцать человек, а впоследствии, даже не четвертая часть всех участников конференции — действительно, сражалась против вести праведности через веру,- хотя по численности их было совсем немного. Их имена нам известны. И некоторые из них впоследствии раскаялись и их имена тоже внесены в отчеты.

Но намного важнее численного сравнения «некоторых» с общим числом всех присутствующих в 1888 г. на Конференции,- из тех, кто вначале отверг эту истину,- есть тот факт, и он засвидетельствован документально, что большая часть из тех, кто первыми принял решение,- [368] исповедались в первое десятилетие после 1888 г. и большая часть из них сделала это в первые пять лет и с этого момента прекратила свое сопротивление (См. «От кризиса к победе» А. Олсона, 7 и 8 главы).

Этот простой факт, обычно, малоизвестный и не имеет такого большого значения, чтобы обращать на себя внимание. Но чтобы правильно понять, именно, это положение, этот фактор крайне необходим.

2. Численные соотношение между тремя группами меняется

Этот сдвиг в соотношении резко меняет картину в целом и представляет ее в новом виде. Это также опровергает, фактически, и обвинение в том, что Церковь в целом или же по крайней мере руководство движения отвергло истину о праведности через веру на Миннеаполисской Конференции и после нее. И больше этого, определенная группа из «некоторых» отвергнувших, кто мужественно исповедался, стали выдающимися учителями вести о праведности через веру, в последующие годы, стараясь таким путем исправить свое первоначальное заблуждение и отношение.

Вот и вся простая истина этого дела. Только маленькое, жесткое ядро «твердолобых» продолжало отвергать эту весть. Эти люди, впоследствии, оставили веру. И еще больше этого — принадлежащие к третьей группе «некоторых»,- группе, которая вначале была нейтральной или же занимала нерешительное положение,- добрая часть из них, вскоре приняла весть о праведности через веру. Таким образом, соотношение определенно изменилось. Но это, конечно, никоим образом не меняет того трагического факта, что мы, как народ, не вступили в еще большие владения сокровищ праведности через веру во Христа, как «всей полноты Божества», так, как этого желал Бог и так как мы должны были это сделать. Но это уже другой вопрос и его не нужно смешивать с соотношениями «некоторых».

3. Только «души, которые согрешили» несут ответственность

Вот еще другой главный принцип, касающийся вопроса исповедания, о котором никогда не следует забывать. Это фундаментальная истина и она «глаголет»: мы, живущие, сегодня, не несем ответственности за грехи наших духовных предшественников. Они сами должны принять на себя свою вину. Е. Уайт выдвигает этот принцип в соответствующем месте: «Те, кто живут сегодня, не несут ответственности за поступки тех, кто распял Сына Божьего» (Е. У. РН. 11 апреля, 1893 г.).

Действительно, «душа согрешающая» та и «умрет» (Иез. 18:4, 20) за свои грехи, если этот человек не раскается. И, согласно, этому четкому справедливому принципу, во всех трудах Духа пророчества нет ни одной фразы, которая бы призывала Церковь, руководство настоящей Генеральной Конференции и весь наш народ в целом — исповедовать сегодня грехи лиц, составляющих число «некоторых», которые согрешили в Миннеаполисе. Мы не можем сделать этого. [369] Это осуждение было отмечено только против тех лиц, которые, действительно так поступили. Это — единственная правда, справедливость. И это осуждение могло быть снято только через личное исповедание со стороны тех, отдельных лиц, кто в то время оказывал вести Божьей сопротивление и боролся против нее. Это становится совершенным точным и определенным из содержания следующих двух заявлений.

«Грех, совершенный в событиях, происходящих в Миннеаполисе, остается записанным в отчетных небесных книгах, записанным против имен тех, кто сопротивлялся свету и он будет оставаться в отчете до тех пор, пока не произойдет полного исповедания и беззаконники не предстанут перед Богом в полном смирении» (Письмо 19, 1892 г.).

«Слова и действия всех, кто принимал участие в этой работе (сопротивления в Миннеаполисе) зарегистрированы против их имен и будут оставаться до тех пор, пока они не исповедаются в своем зле» (Письмо 24, 1892 г.).

Единственно те, кто могли исповедаться и получить прощение за вину, совершенную ими в Миннеаполисе — это были те, кто сами, лично участвовали в этом беззаконии. Только их личное исповедание могло очистить их перед Богом. И это был тот путь, по которому пошло большинство из числа «некоторых», как об этом свидетельствуют и записи. Кризис в Миннеаполисе — принадлежит сегодня историческому прошлому. С тех пор много десятилетий прошло. И мы ничего не можем сегодня сделать или сказать для того чтобы изменить факты, отчеты и снять личную вину с «некоторых».

Люди, имеющие отношение ко всему этому, уже давно сошли со сцены.

Мы только можем воспользоваться этим печальным уроком, чтобы избежать греха, совершенного «некоторыми», восставшими в те дни. И мы со своей стороны должны многому научиться из этого трагического урока прошлого.

4. Преступное обращение с фактами

Как уже и раньше было замечено, Е. Уайт и А. Т. Джоунс говорили о том, что только «некоторые» вначале отвергли весть о праведности через веру в 1888 г

другие «некоторые» приняли ее и еще «некоторые» оставались в нерешительности в то время. И как уже было показано, что «некоторых» отвергнувших эту весть было меньше двадцати человек из числа более 90,- т. е. меньше чем четверть. И, согласно данным бр. Олсона, большая часть из этих двадцати исповедались, таким образом, превратились из «отвергающих» в «принимающих».

Кроме того, многие из третьей группы «некоторых», проявивших нерешительность на конференции «88» вскоре приняли эту истину и стали ее пламенными защитниками. Следовательно, в течение пяти лет, соотношение между первой и третьей группами определенно изменилось в пользу принятия вести праведности через веру. Вот картина этих простых фактов.

Поэтому это неточно и нечестно продолжать утверждать, что прежние заявления Е. Уайт о состоянии «некоторых», отвергнувших весть в 1888 г. продолжало оставаться неизменным и завершенным, даже и тогда, когда соотношения определенно изменилось в сторону принятия этой истины. Конечно, это [370] неправильно, нечестно, пытаться утверждать, что руководство или даже пусть большая часть руководства отвергала весть о праведности через веру — и более того, что их отношение к этому вопросу продолжало и оставаться таким же во все последующие годы. Но эти возражения опровергаются неоспоримыми фактами истории.

5. Свидетельство верного источника

Неплохо было бы помнить, что те, кто произвел тщательное расследование по этому вопросу, такие мужи, как А. Даниэльс, У. Прескотт, А. Таит, Оливер Монтгомери, Л. Кристиан, А. Спалдинг, А. В. Олсон, Норвал Пиис, А. Уайт, Р. Одом и др. включая и автора этой книги — единогласно опровергают обвинение в неверности к истине и занимаемому положению со стороны руководства после 1888 г. (См. Приложение Е, 681-685 стр.).

К вышеупомянутым лицам, которые проводили это расследование должно быть присоединено имя избранного вестника остатка, чье исчерпывающее свидетельство, исходящее из наиболее возвышенного источника чем человеческое — целиком и полностью поддерживает это положение. На основании этих свидетельств, мы и обосновываем нашу точку зрения и наше дело.

VI. Четырнадцать пунктов — решение установленных доказательств

Во свете этих показаний, какими мы располагаем, позвольте подвести итоги, отмеченные четырнадцатью пунктами и удостоверяющими тот факт, что Церковь в целом, как и ее руководство в отдельности не отвергли вести праведности через веру и условий ее принятия, как в и после 1888 года.

1. Уполномоченное руководство не голосовало в Миннеаполисе за отвержение учения о праведности через веру. Действительно, Конференция не ставила на голосование этот вопрос. Как Е. Уайт, так и А. Джоунс, каждый из них в отдельности, очень четко и определенно заявили, что только «некоторые» отвергли эту весть, в то время как «некоторые» приняли ее, а еще «некоторые» первое время оставались в нерешительности. И это не может быть принятым за окончательно отвержение этой истины со стороны руководителей или же Церкви в целом, как и не может свидетельствовать о стопроцентном ее принятии.

2. Функционирующее руководство было переизбрано на Конференции «88» голосованием сессии. Отсутствующий председатель Джордж Батлер и секретарь Урия Смит были переизбраны. О. А. Олсон был избран новым председателем, а Дан Джоунс — секретарем. Как уже и было засвидетельствовано, Олсон от всего сердца принял и отстаивал учение о праведности через веру. Следовательно, избранный руководитель, ответственные руководящие лица движения с 1888 г. по 1897 год определенно не отвергали истину о праведности через веру. Олсон никогда не изменял своему преданному отношению к этой великой фундаментальной христианской вере.

3. Значительная часть «некоторых», отвергнувших весть в 1888 г. [371] исповедалась в своем заблуждении в первое десятилетие после 1888 г. и приняли эту истину и прекратили свое сопротивление — таким образом, резко сокращая число «некоторых» из отвергавших эту истину. Остались только жалкие остатки от сопротивления, отдельные лица, упорствующие в своем мнении. Но едва ли можно рассматривать их как руководителей.

4. Временно исполняющий обязанности председателя на Конференции «88» Стефан Хаскелл — в отсутствии бр. Батлера и до избрания Олсона не отверг эту истину, но принял и отстаивал ее. В 1894 г. он написал Е. Уайт следующую важную мысль: «Бой был дан и победа одержана» (Хаскелл. Письмо к Е. У. 28 марта, 1893 г.).

5. В промежутке между закрытием Конференции 4 ноября и весной 1889 г.

В. Уайт временно исполнял обязанности председателя в течение шести месяцев, в то время как бр. Олсон заканчивал свои дела в Скандинавии и прибыл в Штаты, чтобы занять пост председателя Генеральной Конференции. В течение этого времени В. Уайт отстаивал открытые взгляды Е. Уайт и сообщал братьям божественные советы, данные ей для них. Но один человек не может серьезно обвинить В. К. (как его по-дружески называли) в отвержении или сопротивлении этой истине.

6. В течение двенадцати лет, после 1888 г. Е. Ваггонер и А. Т. Джоунс продолжали проповедовать Миннеаполисскую весть в большим подъемом и силой — на Севере, Востоке, Юге и Западе, но с меньшим уже энтузиазмом чем раньше. Джоунс и Ваггонер были посланы избранным руководством Генеральной Конференции в общины, учебные заведения, институты, как руководящие библейские учителя Церкви. Их вести на эту тему проводились на публичных собраниях, издавались в печати, книгах, отдельных статьях, в периодических журналах. И наши издательские дома печатали все эти материалы и наши распределители, распространяли их. (Так, например, как сообщается в полном отчете Генеральной Конференции за 1893 г. Джоунс выступал 24 раза на сессии Генеральной Конференции в 1893 г.)

7. А самым решающим фактором всего, сама Е. Уайт, которая, конечно, не отвергала этой истины и которая была живым олицетворением Адвентизма. Ее труды представляют нашу литературу в самом наивысшем значении этого слова. Они пропитаны истиной о праведности через веру в ее наилучшей и самой [372] содержательной форме. Е. Уайт отстаивала и пропагандировала эту истину не только в Миннеаполисе, но и после этой Конференции вместе с бр. Ваггонером и Джоунсом на многих миссионерских собраниях. И параллельно с этой работой истекал неудержимый поток периодических статей, книг, личных свидетельств. И эта работа никогда не была прекращена, начиная с 1888 г. вплоть до дня ее смерти, в 1915 г. (См. Св. для пр. 516-520). Она представляет собой самым наилучшим образом поколение того времени с 1888 г. и после этой даты.

8. И не только это, но и вообще Е. Уайт никогда не говорила, что Церковь или же руководство движения отвергло истину о праведности через веру, а если и говорила об этом, то имела ввиду только тех «некоторых», которые действительно сделали это. Но со своей стороны она продолжала работать над такими людьми. И ее труды увенчались успехом. Многие из них ответили на ее призывы и изменили свой курс. Она всегда сохраняла непоколебимую уверенность в торжестве Церкви и провозглашение ею истины о праведности через веру согласно плану Божьему.

В 1907 г. она писала: «Мы, как библейские христиане, всегда должны идти вперед и добиваться успеха» (Письмо 170, 6 мая, 1907 г.).

И еще: «Бог имеет народ, которым Он руководит и наставляет его» (Письмо 378, 11 ноября, 1907 г.). Эта мысль неоднократно появляется в ее трудах на протяжении первой декады двадцатого столетия (2 т. Изб. Св. 396-397).

9. Е. Уайт очень одобрительно отзывалась о таких мужах, как Урия Смит, Батлер и других, которые исповедались и выражала, со своей стороны к ним еще большее доверие после их публичного признания в ошибках прошлого. Ж. Моррисон и Р. Ундервуд также исповедались.

10. И не только это, но А. Т. Джоунс был назначен главным редактором журнала «Ревью» — 1897-1901 годы,- чтобы, таким путем, великие принципы истины праведности через веру могли получить еще более полное и широкое освещение. И если бы руководство, на самом деле отвергло эту истину, то Джоунс, никогда не мог бы быть назначенным на такой пост. Именно, руководство, специально, с этой целью и сделало это.

11. Главные книги Е. Уайт — в которых уделялось большое внимание истине праведности через веру — за исключением Великой Борьбы (май, 1888 г.) — все были написаны после 1888 г. Эти книги издавались и публиковались в наших издательствах и рекламировались в наших церковных журналах, и [373] постоянно рекомендовались со стороны наших братьев-лидеров. И если бы ими была отвергнута эта истина, разве делали бы они все это со своей стороны?

12. Все возрастающий поток литературы со стороны различных видных авторов, выдвигающих в своих трудах ясные и определенные принципы и все требования истины о праведности через веру — постоянно исходил из наших издательств после 1888 года — особенно следует отметить книгу Ваггонера в 96 страниц, изданную Пэсифик Пресс в 1890 г

«Христос и Его праведность» — где очень четко изложено все это учение и выражения, употребляемые им при выступлении в Миннеаполисе. Эта книга была переиздана нашим издательством в Австралии и в Лондоне в 1892 г. и в Европе нашим издательством в Гамбурге и Базеле. И труды других авторов также широко распространялись.

13. Следует также отметить, что после 1888 г. не было вынесено никаких решений ни Конференцией, ни ответственным Комитетом, ни организацией против истины о праведности через веру. Напротив, последовала целая серия подтверждений со стороны приверженцев этой истины и об этом свидетельствует целый ряд документов.

14. Мы располагаем официальным заявлением, сделанным в 1930 г. ядром верных мужей, которые присутствовали и принимали участие на Конференции «88» и которые стояли на стороне Е. Уайт, Ваггонера и Джоунса, и которые несли на себе ответственность работы в последующие годы, после 1888 года. Сюда относятся: С. Н. Хаскелл, В. Уайт, В. В. Прескотт, Е. Н. Геитс, Ф. Вестфал, У. Н. Эдурдс, Леилс Джонсон, А. О. Таит, М. С. Вилкокс, Эдвард Хиллард, А. Т. Робинсон, Г. Б. Старр, Ф. Д. Старр, У. С. Хиат, В. Б. Уайт, У. К. Флаиз, У. Коверт, Р. Б. Крайг, Р. М. Килгор, Д. О. Корлисс, Т. Н. Старбук и др.

Эти мужи представляли из себя часть «некоторых», из принявших эту истину. Они не имели ничего общего с теми «некоторыми» кто вначале не понял этой истины. И это обстоятельство вдвойне важно, если учесть, что общее число делегатов, принимающих участие на Сессии, составляло только около 90 человек. Руководство, как мы уже видели, не отвергло вести праведности через веру. Это произошло со стороны только очень незначительного меньшинства.

Конечно, наступило теперь время, чтобы забыть прошлое, его разногласия,- объединиться и идти вперед, отвечая на призыв Божий. Вверенная нам весть — это весть особой важности, данная людям. Мы несем на себе ответственность за сегодня и за завтра. На нас возложена задача необыкновенной важности. Не будем растрачивать нашу силу в [374] разногласии, разделении и ослаблять влияние нашего свидетельства философскими теориями и спорами.

Бог призывает нас к объединенным усилиям и труду. Мы должны выполнить нашу задачу до конца, с благословением Бога и праведностью через веру, во всей Ее полноте, как основным принципом. Принять участие в этом — должно стать нашим наивысшим ДЕЛОМ.