23. Возрастание силы возрождения к 1920 г.

I. «Праведность» вновь выходит на передовую в период 1915 г.

1. Независимые исследования и одинаковые выводы

Мы уже и раньше видели, как в определенные времена, под водительством Бога, разные люди, в разных местах, независимо друг от друга, начинали исследовать одни и те же вопросы, почти одновременно. Это можно сказать и относительно вопроса исследования истины о праведности через веру. Этот процесс начался приблизительно в год смерти Е. Уайт, в 1915 г. Возможно, что ее смерть побудила многих сделать это.

Как мы видели из предыдущих глав, трагическое стечение обстоятельств, различных проблем и недоразумений в период 1900-1910 годов отодвинуло в сторону эту величественную тему и этот вопрос утратил свой накал, свое острое значение, как это было в 1890 годах. И в течение нескольких лет этот вопрос был как бы заморожен. Первое место заняли другие острые проблемы и вопросы. Но пришло время, когда и для этого вопроса наступил благоприятный момент.

2. Прескотт и Монтгомери одновременно исследуют этот вопрос

Наступил определенный час и для возрождения исследования истины о праведности через веру. В разных местах, независимо друг от друга, разные мужи начали самым серьезным образом вновь исследовать этот вопрос, учить других и проповедовать об этом. Независимо от Прескотта, Уэсфола и других Оливер Монтгомери очень серьезно заинтересовался [376] этим вопросом, тщательно изучал его перед тем как отправиться в декабре 1915 г. в Южное полушарие для того, чтобы возглавить работу новосформированного дивизиона.

Было договорено, что профессор Прескотт будет сопровождать Монтгомери в этом морском путешествии в Юж. Америку, куда также его посылали, чтобы помочь в организации дивизиона и духовной работе. Наряду с этим, он должен был также принять участие в работе курсов для служителей с целью поднятия духовной жизни и работы в среде служителей. Интересно отметить, что эти два мужа подготовили материалы по вопросу истины праведности через веру и каждый из них сделал это по-своему, независимо друг от друга, в подготовке материала для слушателей курсов и оба они представили свои материалы для изучения.

3. У других тоже возникает интерес к этому вопросу

Марта Монтгомери (позже миссис Одом) работала в то время стенографисткой в Юж. Американ. Дивизионе. В своих воспоминаниях она говорит, что очень хорошо помнит, как ее отец проявлял глубокий интерес к истине о праведности через веру, в то время как он писал специальные статьи, которые она печатала и также те советы и наставления, какие он давал по этому вопросу. Она также вспоминает о беседах ее отца с Вестфалом в Юж. Америке и с другими руководящими братьями. (Марта Монтгомери. Письмо к Е. Фруму, 18 авг. 1966). В то время это была актуальная тема.

Монтгомери возвратился в США осенью, 1921 г. Вскоре бр. Монтгомери с радостью мог отметить как и другие братья из штаб-квартиры Генеральной Конференции и поля также проявляли новый интерес к исследованию истины о праведности через веру,- так, например, такие мужи, как бр. Даниэльс, Мид Макгуир, Т. Банч, писатель и др.

4. Истина о праведности через веру вновь выходит на передовую

Монтгомери постоянно писал и выступал с этой великой темой, где ему только представлялась возможность для этого. А возможностей у него было немало, так как период с 1922 по 1926 годы он занимал пост вице-председателя Генеральной Конференции в Сев. Америке и в период с 1926 по 1936 года — как вице-пред. Генеральной Конференции. Он был одним из группы спикеров на Генеральной Конференции в 1926 г. в Милуоки. [377] Истина о праведности через веру вновь вышла на передовую и продолжала занимать такое положение и к концу 1926 г. и все последующее время. Широкий круг людей очень глубоко заинтересовался этим вопросом на всех уровнях — от ГК до местной конференции.

II. Прескотт привлекает внимание Даниэльса и Дика

1. Прескотт возбуждает интерес Дика

Но вернемся немного назад. В 1918 г. Прескотту было поручено проводить работу в лагерных собраниях Западно-Канадского Союза. Е. Д. Дик — председатель колледжа Канадского Союза был в то время также и секретарем в отделе образования союза. (Позже он был секр. Генеральной Кон., а затем и председателем нашей Теологической Семинарии). Он и Прескотт, таким образом освещали все происходящее на лагерных собраниях. Дик постоянно слышал выступления Прескотта. Он слышал как Прескотт отводил Христу центральное место во всем учении и особенным образом делал упор на праведность через веру во Христе, во всей Его полноте.

И, таким образом, это и послужило для него началом нового интереса и возрастающего убеждения в этом направлении. А для Прескотта — это было завершающей фазой к подготовке его учебника «Учение о Христе», вышедшего из печати в 1920 г.

Между тем, такой вопрос как превосходство Христа, тесно связанный с Его праведностью через веру был изложен в уроках субботней школы, из расчета на четыре четверти. И эти материалы также были подготовлены Прескоттом на весь 1921 г. Навряд ли могло быть что-либо лучше и важнее. Дик также был преподавателем в классах учителей субботней школы в колледже Канадского союза и был поглощен целиком и полностью этими великими принципами, которые в прошлом так незаслуженно замалчивались и игнорировались.

2. Возникший интерес Даниэльса в час кризиса

Главное, что эти семена, так щедро посеянные Прескоттом начали приносить обильный урожай. Отчасти это выступление Прескотта возбудили у бр. Даниэльса скрытый интерес и тревогу, в самый критический момент его личной жизни,- в 1923 и 1924 годах, когда он был побуждаем глубоко исследовать эти великие темы и принципы для того, чтобы вновь давать «духовные плоды» — как он выражался — и после того, когда он был освобожден от председателя Генеральной Конференции в 1922 году.

[378] Таким было личное неоднократное свидетельство этих двух мужей перед автором этой книги — о чем обычно не говорят вслух и перед всеми. Постепенно, медленно, истина о праведности через веру вновь ожила и поднялась.

III. Полная система истины во Христе

1. Недостатки традиционного преподавания Библии

Прескотт — был признанным ученым. Он был глубоким исследователем Слова Божьего, широко эрудированным теологом и историком. Он, особенным образом понимал и сознавал определенные недостатки в нашем традиционном методе преподавания Библии, что касается содержания и метода. Его озадачивало то, как он сознавал, что было недостаточным, привычным, жестким, негибким процессом или методом, к которому мы тяготели — то что давало учащимся только поверхностные знания в области библейских истин в целом и оставляло в стороне живое сердце вечного Евангелия.

Он был убежден, что доктринальные истины в их обычном представлении и понятии в большей мере отделены от Личности Христа, что с доктринами обходятся, как с отвлеченным, умственным понятием. Так, например, много внимания уделялось пророчествам Даниила и Откровения как истории, без достаточного внимания к их связи с Библией в целом, особенно со Христом, как Центром. А особенно в библейских доктринах учащегося вели через целый ряд библейских тем, не выделяя при этом живой нити, связывающей эти темы с реальным отношением ко Христу, как Источнику и воплощению всей истины.

2. Система текстов — доказательств

Таким образом, доктрины превратились в выражения догмы, построенной на совокупности библейских ссылок, как текстов-доказательств. Такой метод, конечно, имеет свои достоинства. И, безусловно, помогает вести логическую линию с ее определенными выводами. Но для Прескотта этого было недостаточно. Это помогало накапливать определенный набор текстов, чтобы с их помощью отстаивать отдельные истины и доктринальное положение. Такой метод в слишком многих случаях завершался собранием отвлеченных доктрин, набором «сухих костей» — отделенных от Источника жизни и истины. Таким путем, в результате, достигалось умственное согласие, и, иногда, только это.

Но еще что-то нужно было — живой, оживляющий «кости» — дух. Каждая доктрина должна иметь в своем центре Христа; в своих связках — Христа и каждая из них должна быть пропитана Христом. В таком случае все будет находиться в Нем, в правильном соотношении.

3. Истина, олицетворенная и централизованная во Христе

Прескотт считал, что нужен такой план изучения Библии, который бы знакомил учащегося со всей Библией и с правильной интерпретацией ее принципов и приемов. [379] Чтобы такой метод привел не только к историческим фактам и теологическим доказательствам, но чтобы охватывал и раскрывал Христа Евангелия — открывал Его перед временем и для духовных нужд учащегося. Для этого каждая истина должна быть воплощена и централизована во Христе.

Он был убежден, что каждая истина, в определенном объеме должна быть прямым отражением Христа как Творца, Законодателя, Всевидящего, Пророка, Образца, Жертвы, Искупителя, Источника праведности, Посредника, Защитника, Судьи, Жизнедателя и грядущего Царя.

Прескотт отстаивал ту точку зрения, что для того, чтобы обучение Библии в учебных заведениях, печати и с кафедры отвечало истинной цели и вести необходимо всегда на переднем плане выдвигать Личность, Которая является центральной темой Писания и живым воплощением всей истины (1Иоан. 14:6; Лук. 24:27). И не тема должна быть центральной (главной), а Сам Христос, должен быть всегда темой, с с объяснениями, логикой, доказательствами и т. п

являясь как бы средством, через которое воздвигается цельное основание божественной истины.

Таким путем, изнутри будет просвечиваться величественная, сияющая фигура Того, Кто есть «все во всем» — Путь, Истина и Жизнь. Такое представление Прескотта было величественной идеей и на многих произвело сильнейшее впечатление. Это было подобно большому глотку свежего ветра, как говорили об этом многие преподаватели того времени.

4. Объединяющая Личность всего учения

Прескотт не мог просто согласиться с тем, чтобы в качестве доказательства о законе, субботе, святилища, условного бессмертия, Второго Пришествия и т. п. приводить библейские свидетельства через всю доктринальную категорию тем. Для него, предпочтительней всего была одна, наивысшая объединяющая, олицетворяющая доктрина — всеобъемлющая доктрина о Христе. Он является объединяющей Личностью, которая формирует центральное ядро и создает целостность Библии от Бытия до Откровения. И так называемые «доктринальные темы» — являются ничем иным, как только изобразительными и описательными средствами Одной Верховной Личности Библии и как Образца, Учения и Силы.

Такое возвышенное, благородное понятие требовало и определенного изменения в изложении. И все свои идеи и понятия Прескотт старался воплотить в своем руководстве «Учение о Христе» (изданном в 1920 г).

Многие неправильно поняли его. Другие не верили в успех его теории. Немало было и тех, кто понимал, что такое представление может увести нас от доброго, старого традиционного отношения к библейским доктринам, как отдельным предметам, составляющими вместе систему нашего убеждения и формирующими нашу историческую текстуальную аргументированную веру. Такие опасались слишком большого упора на Личности Христа и недостаточного внимания к специфическим самостоятельным доктринам. [380]

5. Возмущение некоторых новым отношением к доктринальным вопросам

Некоторые возражали против того, что Прескотт выделял превосходство Божества Христа. Зачем пересматривать и поправлять? Зачем нарушать установившиеся традиционные взгляды? Этот новый подход и повышенное внимание к этому вопросу будет означать отступление от представления о системе отдельных доктрин, разработанных нашими отцами-пионерами,- где каждая доктрина занимает свое самостоятельное место. Скорее всего, это было отзвуком старых спорных вопросов в Миннеаполисе, где он принимал участие на Конференции.

Некоторые преподаватели с других факультетов считали, что такой подход к преподаванию доктрин может поставить в невыгодное положение библейский отдел перед другими факультетами, такими как лингвистический, научный, исторический и т. п. Другие даже считали, что вообще, Библия, как предмет преподавания не должна занимать главного места, чтобы, таким путем, наши адвентистские колледжи могли считаться общепризнанными. Явно, что Прескотт был впереди своего времени — на много лет впереди.

6. Осуществление надежд

Но семена были посеяны, и принципы выдвинуты. И им было предопределено в свое время принести плод — хотя Прескотт и не дожил чтобы увидеть это. Неправильно понятый некоторыми и холодно принятый другими, тем не менее он находил поддержку и понимание со стороны тех, кто принял его великую цель. Хотя его превосходный план и был высмеян некоторыми, но это не вызывает удивления, потому что это почти обычная участь, постигающая каждое оспариваемое предложение в целях более успешного преподавания истины. Вот почему эта идея не имела широкого распространения. Ее осуществление принадлежало будущему.

Но старания Прескотта не оказались тщетными. Его методу постоянно воздается должное. В действительности,- это возрождение и продолжение главных принципов 1888 года — в их отношении к изучению Библии и проповеди. Его работа привела в движение другие силы, которым было предопределено всегда занимать свое законное место.

И нужно еще сказать, что хотя Прескотт главным образом занимался вопросами Св. Писания, он был в совершенной гармонии и с принципами Духа пророчества, в которые глубоко верил. Его книга была руководством в области исследования Св. Писания и оставалась достойной этого. Теперь обратим наше внимание на некоторые важные пункты в этой книге, так как в настоящее время эта книга сделалась большой редкостью.

IV. Книга «Учение о Христе» — заслуживающий внимания материал

1. Центральное место Христа в учении и жизни

Книга «Учение о Христе» — была одной из первых, получивших признание среди всех остальных книг в те годы, где центральное место занимал Христос во всей Своей «полноте» как сущность Евангелия и праведности через веру [381] в Него как единственную надежду для человека и единственное условие для личной подготовленности и для завершения работы Евангелия во всем мире.

Следует заметить, что это руководство было издано Прескоттом в 1920 г., спустя 32 года после Миннеаполисской Конференции «88», на которой он лично присутствовал, будучи тогда еще молодым человеком, в период той исторической сессии и он принял ее весть и с тех пор занимал высокие посты, как администратор колледжа, библейский преподаватель, вице-президент Генеральной Конференции, редактор нашего церковного журнала «Ревью».

Согласно своего заглавного листа «Учение о Христе» было написано «Для колледжей и семинарий». Цель этой книги сразу становится очевидной, довольно только одного беглого взгляда на ее содержание. Тринадцать из восемнадцати ее разделов посвящены «центральной истине в христианстве», «Личности Христа», «Христу, единственному Спасителю», а также таким вопросам, как Божество, Воплощение, Искупительная смерть, Воскресение, Вознесение, Посредническая работа, «Живая жизнь Христа», Его Второе Пришествие, Святой Дух и «Отдача Христу Его законного места». Кроме того, эти аспекты сопровождались специальными доктринами в их полном соотношении.

И так как все это важно и этой книги нет в печати, мы предлагаем конспект ее главных глав, чтобы таким путем ее принципы и детали стали доступными для всех. Изложение их вносит новое, свежее подчеркивание. Предисловие этой книги, в следующих, нижеприведенных словах выражает, обнажает бремя души ее автора: «Доктрина, являющаяся только богословской теорией не имеет сама в себе силы освободить человека от бремени греха и не может дать ему того мира и покоя, которые сокрыты во Христе. Если Он должен стать нашим Спасителем от греха, в таком случае, мы должны принять Его как «Путь, Истину и Жизнь» и мы не должны позволять знанию доктрины о Нем скрыть Его от нас, в Его благословенной полноте». («Учение о Христе», 1920 г., 3 стр.). Эти слова — воистину, как эхо, как отзвук продолжения 1888 года.

2. Всесторонний план изложения материала

Каждый раздел состоит из серии уроков. Каждый урок состоит из серии утверждений, в освещении целого ряда соответствующих текстов. А каждая глава заканчивается целым рядом примечаний и цитат, подтверждающих мысль урока. Так, например, урок

1. «Нужда в Откровении» — говорит о том, что соответствующее знание о Боге не может быть получено только путем самого интеллекта человека. Бог должен дать знания, которые исходят от Него и которые содержатся в Библии. И в примечаниях отмечается тот факт, что откровение «абсолютно необходимо для того, чтобы вообще познать Бога». [382] В то время как небеса свидетельствуют о Боге и земля говорит о процессах в природе и открывает, таким путем личность Бога — божественное откровение является единственным безошибочным основанием несомненного факта в интерпретации природы. В то время как дела природы рождают в душе человека набожное чувство, они не в состоянии управлять, руководить этими чувствами.

Более того — природа, которая находится под проклятием — может предложить только несовершенное откровение. Она дает нам доказательства о Художнике, но не в состоянии во всей полноте открыть нам Его. Писанное Слово проникает в прошлые века вечности и открывает перед нами грядущую славу. Оно открывает Отца, свидетельствует о Сыне и несет с Собой свидетельство Духа.

3. Союз божественного и человеческого

Рассматривая вопрос об Авторе и авторитете Св. Писания, как факте вдохновения, писанного и живого Слова Божьего, Прескотт показывает, что Слово Божье представляет из себя органическую, взаимозависимую цельность и что союз божественного с человеческим, проявленный во Христе — Слове, существует и в Библии. Истины, открытые под влиянием вдохновения, выражены словами человека. Библия — авторитетна, потому что в ней от первой страницы до последней говорит Бог.

Библия — это откровение и изложение. План искупления, повествующей об исцелении человечества от греха; о восстановлении в человеческой душе образа Божьего и о надежде в окончательную победу через Христа.

А эти нити логически тянутся к «Центральной Личности в Писании» — Самому Христу, во всей этой Книге, как сущности и центру Писания. В Ветхом Завете Он является сердцем его пророчеств, центром сосредоточения его света; величайшим магнитом притяжения. Христос — главный ключ к Библии и ее прообразам.

4. Наивысшее откровение Бога

Этот вопрос ведет ко второму Разделу — «центральная истина в христианстве, Личность Христа» — Христос — наивысшее откровение, Открывающийся и Тот, Кто открывает. Рассматривая вопрос о Христе, как о Сыне Божьем, Прескотт обращается к Нему как Сыну Человеческому — подлинное и поистине человеческое естество Которого было обременено «слабостями, немощами», присущими нашей природе.

Наша природа нуждается в пище, отдыхе, человеческом сочувствии и божественной помощи. Он был истинным членом нашего рода. С божественностью Христа соединяется и Его человеческое естество. О Вечном Слове, Творце и Господе вселенной и о доказательствах Его воплощения говорит следующее сильное примечание.

«На этих двух столбах, двух пристанях, расположенных на двух разных материках и с бездонной пропастью между ними — божественность Христа с одной стороны и Его человеческая природа с другой стороны — образуется мост, по которому мы переходим через реку к славе» (22 стр.) [383]

5. Христианство, воплощенное в Личности

Рассматривая вопрос о Христе как Мессии, Прескотт подходит к теме «Христианство — это Христос». Здесь он отмечает пять пунктов: (1) Спасительная вера держится за Личность Христа. (2) Истина становится живой в Личности Христа. (3) Христос — Сам лично является действительностью всех доктрин. (4) Все благословения Евангелия находятся во Христе. (5) Проповедь Евангелия — это проповедь о Христе.

Делая особенное ударение на том, что Христос является воплощением Христианства Прескотт подчеркивает, что истина никогда не будет правильно понятой, если она будет отделена от Него. Христос — это Жизнь и Свет истины — ее вечная действительность и причина (корень, источник). Евангелие — это искупительный факт — не философия, не лозунг (не доктрина). Евангелие — это не просто весть о Спасителе, но это представление Самого Спасителя. Он Сам Лично — это христианство. Его способность спасать (как Спасителя) заложена не в системе доктрин, но в Его собственной Личности. Мы не можем получить Его дары в стороне от Него.

Евангелие — это не просто система доктрин, не скелет, состоящий из костей отвлеченной догмы, которых «очень много и очень сухих». Жизнь Самого Христа — это самое главное и единственное. Поэтому составляя проповедь, служитель имеет дело с многогранной темой: Христос воплощенный, Христос распятый, Христос воскресший, Христос вознесшийся, Христос — священник; Христос — грядущий вновь и это не означает проповедовать о Христе, но проповедовать Христа — Христа, Который не просто обитает вне нас на небесах, но Который в нас через Святого Духа.

V. Вечные истины вечного Евангелия

1. Венчающее доказательство открытия

В разделе 4 («Великие факты о Христе») Прескотт перечисляет семь основных фактов: Его божественность, Воплощение, Искупительная смерть, Воскресение, Вознесение, Посредническое служение и Его Второе Пришествие. Евангелие — это непревзойденное живое, действительное, а не философское, теоретическое.

Относительно Божества Христа Прескотт показывает, что Христос был Богом открытым в человеческой плоти и виде. Это единственное подходящее объяснение Его личности и работы. «Я Есмь» Ветхого Завета было проявлено в Личности Иисуса в Новом Завете. Он был Богом, открывшим Себя в «Я Есмь», Которому незнакомо ни прошлое, ни будущее, потому что Он — безначальный и бесконечный. Вечный сейчас.

И венчающим доказательством открытия Христа в Евангелии и этого опыта — говорит Его способность воспроизведения через Св. Духа в жизни Его последователей. Это — наивысшее доказательство.

2. Воплощение — Ключ ко всей истории

Не при воплощении (Урок 16) появилось новое Существо при рождении [384] Христа, но произошла перемена в свойствах Его существа. Он был совечен со Своим Отцом. В человеческом теле Иисуса жил Тот, Кто был от вечности как Личность, отдельный от Своего Отца и тем не менее состоящий в самой близкой связи с Ним — вечный Сын Божий, Который сформировал и сотворил мир.

Воплощение, поэтому является в высшей степени важнейшим фактом истории. Воплощение было абсолютно необходимо — как Союз Божества с человеческим; Его божественность не уничтожала Его человеческое, следовательно, на земле Он был и ограничен и безграничен. Таким образом, Вдохновенное слово и воплощенное слово — это сдвоенные столпы христианской веры.

В Своем воплощении Иисус стал Тем, Кем Он раньше не был, приняв на Себя ограничения человеческой телесной жизни. Таким путем человеческое в Иисусе было соединено с Божеством, и когда Он возвратился на Свой небесный трон, Он принес с Собой и Свое человеческое естество, навеки внося его в обители вечной славы. Следовательно, Земля и Небо объединились в Одной Личности, Бог и Человек. И на небе Он не перестал быть человеком. Таким образом, воплощение — во всем своем содержании — заключает в себе результаты, не знающие себе равных. Это самый главный, нужный, обязательный факт и вера христианства.

3. Божественное вторжение в человеческую историю

Воплощение — действительно является ключом ко всей истории. К этому двигалось все до момента его осуществления. Это было вторжением в человеческую историю Того, Кто вырвал скипетр этого мира из рук узурпатора. Это — главный факт в человеческой истории — Бог во Христе примирил с Собой мир. Все остальное в истории подчинено этому центральному факту. Все действия Бога от падения до воплощения — были подготовкой к Этому.

Что касается «цели воплощения» (Урок 19) — это был истинный вход вечного Сына Божьего в человеческую жизнь и природу с целью спасения человека — чтобы спасти человеческий род от гибели. Божество и человеческое соединились в таинственном, но гармоническом союзе, чтобы искупить человека как от наказания за грех, так и от власти греха.

Иисус настолько соединил Себя с грешным родом, что Он носил в Своем собственном теле и личных переживаниях не только скорбь, но и тяжесть греха, хотя и не как личную вину. Следовательно, наш обратный путь к Богу — через Личность — «Слово стало плотью и обитало среди нас».

4. Добровольная смерть не за свои грехи, а за грехи других

В 20 уроке («Искупительная смерть Христа») особенным образом выделяя добровольность этого акта Прескотт выдвигает «акт креста «как наивысшее достижение самопожертвования» — необыкновенный поступок подчинения во имя человечества, когда Праведник страдает за неправедника. Удивительно, как много места отведено в Евангелии последней неделе жизни нашего Господа на земле — десять [385] страниц из тридцати в Евангелии от Матфея; семь из девятнадцати — в Евангелии от Марка; одна четвертая содержания Евангелия от Луки и десять из 24 страниц в Евангелии от Иоанна — все это говорит о ее необыкновенной важности и значении.

Христос не делал выбора, когда Ему умереть, в это время или другое. Он сделал Свой выбор между — умереть или не умирать.

Он умер вместо другого — чтобы уничтожить грех, возвратить жизнь; дать прощение;выкупить порабощенного; расстроить работу и планы сатаны; примирить и возвратить утерянного человека. Его смерть на кресте была добровольной заменой, безгрешной жертвой, целеустремленной и славной.

Он стал грехом и проклятием за грешника и стал приношением и жертвой перед Богом за человека, выкупая, оправдывая и спасая его от гнева, выкупая его Своею кровью и примиряя его Своею смертью.

5. Безграничная цель искупления (примирения)

Его смерть была смертью за грех — во имя и вместо наших грехов. Грех сделал смерть божественной необходимостью. Она должна была аннулировать грех; удовлетворить божественную справедливость; доставить нам Божью праведность и примирить нас. Чрез заменительную смерть Христа на кресте — искупительную цену спасения — мы освобождаемся от наказания за грех. Его смерть отвечала всем требованиям божественного закона, чтобы таким путем, божественная Любовь могла свободно простить человека. Он понес на Себе все последствия греха, в котором Он лично никогда не принимал участия.

Примирение делало человека праведным. Голгофа не прикрывала грех, а смывала грех с грешника, устраняя таким путем преграду, отделяющую его от Бога и возвращала человека в союз с Богом.

Самое величайшее в Боге — Его Любовь — Самое могущественное во Вселенной — Его Закон — Самое мрачное в человеке — грех — встретились и нашли свое разрешение в искуплении. Грех был разоблачен. Смерть Христа была универсальной жертвой, принесенной за каждого человека.

6. Краеугольный камень христианского учения — ВОСКРЕСЕНИЕ

Еще до того, как были написаны Новозаветные книги, в воскресенье верили, учили об этом, проповедовали и приносили плоды в христианской церкви.

Множество доводов и свидетельств очевидцев составляют доказательства, исключающие всякое сомнение для искреннего человека. Воскресение — это краеугольный камень христианского учения — о котором упоминается свыше ста раз.

Отрицать воскресение — это означает признать тщетность, пустоту человеческой жизни и свести историю до запутанного сплетения невозможностей.

7. Посредник первоначального творения

В разделе 10 («Посредническое служение Христа»), в 31 уроке рассматривается вопрос: «Христос — Посредник [386] первоначального творения» в пяти пунктах: (1) Все откровение Бога было дано через Его Сына. (2) Христос — Посредник — через Которого Отец выражает Себя. (3) Все было сотворено через посредническое вмешательство Слова, Которое стало Плотью. (4) Христос — Посредник — в творении и в материальном управлении Вселенной. (5) Христос — мудрость Бога — был с Отцом в творении, как Мастер-Художник.

Примечания-комментарии говорят, что посредничество концентрируется в Личности Вечного Сына, в одинаковой мере как в творении, управлении и искуплении. Он — Несотворенный Посредник, через Кого и для Кого «все начало существовать». Христос — Слово — является Посредником между Отцом и всем творением, давая ему жизнь, образуя его; устанавливая законы в мире; наделяя разумом и совестью все творение высшей организации и открывая им познание Божьей воли. Он — невидимая Сила, стоящая за всеми формами и силами мира разума. Он — Посредник жизни и света.

8. Единственное звено между Богом и человеком

Урок 32 («Христос — Посредник в Новом творении») имеет четыре части. (1) Творец и Искупитель — это Одно и то же Лицо и искупление включает в себя и творение. (2) Тот Кто сотворил все — творит и новое сердце в человеке. (3) Подобно тому как первоначальное творение было осуществлено через Творца, таким же образом совершается и новое творение. (4) Так как Христос был Посредником при первоначальном творении, то же положение Он занимает и в искуплении.

Таким образом, Христос есть единственная и абсолютная связь между Богом и человеком. Ничто другое кроме Его личности не было бы достаточным стать промежуточным звеном примирения между Богом и человеком. ничто другое, кроме Его жизни, как человека во плоти — завершившейся Его смертью и воскресением — не могло бы служить завершением Божьей любви и прощения. Таким образом, жизнь человека от начала и до конца — это посредническая жизнь, это — жизнь посредничества через Сына.

Все тайны мира централизуются во Христе и находят свое окончательное разрешение в проявлении Его личности, Его посреднического служения и в наступлении Его царства. Но полнота посредничества Христа имеет свое происхождение в любви Бога. Такова суть посреднической работы и назначения Вечного Сына.

VI. Связь между законом, благодатью и Евангелием

1. Отношения между Законом и Евангелием

В 36 уроке («Закон и Евангелие») связь между этими положениями и праведностью в сжатом виде выдвинута в следующих пунктах: (1) Закон десяти заповедей выдвигает мерило (образец) [387] праведности и в результате вскрывает грех. (2) Закон Божий основан на принципе любви и учит нас каким образом выражать любовь к Богу и человеку. (3) Любовь — это от Бога, но человек, разлученный с Богом через грех,- совершенно неспособен исполнить закон любви. (4) В Евангелии открыта праведность, изложенная в законе и закон свидетельствует о подлинности этой праведности. (5) Эту праведность можно получить через веру во Христа и Его принятие.

(6) Таким образом, для того, чтобы удовлетворить требованиям, создаваемым ограниченностью закона нам обещана сила, заложенная во Христе. (7) вера во Христа устанавливает закон в нашей жизни, держась за силу, которая делает нас способными повиноваться. (8) Христос не упразднил закон, но Своей собственной смертью Он устранил, уничтожил смерть — наказание за неповиновение закону — для тех, кто принимает Его. (9) Евангелие Божьей благодати приносит спасение и освобождает нас от нарушения закона. (10) Закон открывает грех, от которого он не в состоянии спасти нас и это настойчиво ведет нас ко Христу, Тому, Кто может дать требуемую праведность.

2. Благодать спасает и освящает грешников

В своих примечаниях Прескотт утверждает, что помимо Иисуса из Назарета, закон никогда еще не сделал ни одного человека праведным через послушание. Милость не ищет добрых людей, чтобы одобрить их, это не милость, а просто справедливость, которая одобряет доброту. Скорее, милость ищет осужденного, виновного, безмолвного, беспомощного человека, которого бы она спасла через веру, освящая его и прославляя.

Закон совершенным образом отличается от благодати. Закон Божий запрещает и требует; милость Божья умоляет и одаривает. Закон убивает; милость дарит жизнь. Закон закрывает всякие уста; милость открывает каждые уста, чтобы хвалить Его. Закон прокладывает расстояние между человеком и Богом, а милость приводит виновного человека ближе к Богу. Закон говорит: «Делай и живи!» Благодать говорит: «Веруй и живи!» Закон выносит полное осуждение самому хорошему человеку; благодать полностью оправдывает самого плохого. Закон — это система предотвращения; благодать — это милость.

Под Законом овцы умирают за Пастыря; под благодатью Пастырь умирает за овец. Благодать прокладывает путь для исполнения Закона.

3. Христос восстанавливает нашу разрушенную жизнь

В 37 уроке («Жизнь во Христе») были рассмотрены следующие пункты: (1) Бог — есть Источник всей жизни. (2) Жизнь от Бога была передана человеку при первоначальном творении. (3) Эта жизнь была утрачена по причине греха. (40 Сын Божий имеет жизнь в Себе и Он пришел, чтобы вновь дать жизнь человеческой семье. (50 эта жизнь даруется через принятие Сына Божьего. (6) Те, кто отвергают Христа избирают смерть, но (7) каждый грешник, который обращается ко Христу, спасается от смерти. [388] Человеческая природа не имея в себе постоянной пребывающей жизни вдали от Бога, начинает вырождаться и обречена на «вечную гибель». Те, кто соединены со Христом через благодать, освобождаются от своего состояния смерти. Подобно тому, как ветвь берет жизнь от Лозы, так и мы, рожденные свыше, становимся членами Христа и разделяем Его жизнь. Мы получаем воскресшую жизнь, истекающую из искупительной смерти Христа.

VII. Святилище, священство, посредническое служение

1. Земная скиния является символом небесной

Земная скиния, со всем своим устройством являлась прообразом искупительной смерти и священнического служения Христа. Таким образом, ковчег учит нас о Христе.

Сделанный из двух видов материала — дерева, покрытого золотом, одно из них обычное, другое, драгоценный металл — ковчег представляет две природы Христа, человеческую и божественную, одна из дерева, другая из золота. Следовательно, в одном Христе были соединены две природы.

Как в середине ковчега находились две скрижали закона, так и в сердце Христа был Закон Божий. Над Законом был престол благодати. Христос — это истинный престол благодати, так как через Него мир примирен с Богом, не вменяющим ему их грехов. И подобно тому как с престола благодати Бог общался с Моисеем, так через Христа Он общается с нами.

И, подобно тому, как ковчег с престолом благодати, покрывающим его, был местом, где обитал Бог, так и во Христе обитает «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). И как над ковчегом были два херувима, обращенные своими лицами к престолу благодати, выражающими удивление и радость, так и ангелы с изумлением и восхищением изучают работу Христа в искуплении человека.

2. Разница между истинной и ложной системой посреднического служения

Обращаясь к 39 уроку («Христос — наш Священник»), мы встречаемся с девятью следующими пунктами: (1) Для того, чтобы Он мог стать Священником и сделаться умилостивлением за грех, Христос принял ту же самую плоть и кровь, какую имеем и мы. (2) Христос — есть Священник по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона. (3) Священство Христа стоит непревзойденно выше. (4) Христос — есть Священник небесного святилища. (5) Христос является Священником на троне благодати; Он — Служитель милости и благодати. (6) Служение Христа намного превосходней. (7) Как Священник, Он умоляет нас, принося Себя за грехи. (8) Эта жертва достаточна для нашего спасения. (9) Как наш Священник, Христос отдает Себя всего во имя нашего спасения через Свое постоянное ходатайство. [389] Это обстоятельство ведет нас к предостережению против «Ложной посреднической системы». В 40 уроке («Разница между истинной и ложной системами») выдвинуты шесть пунктов: (1) В истинной системе Посредник и Бог, и человек. В то время как в Ложной системе земной посредник пытается занять место Бога, но это только человек. (2) Тот, Кто является Посредником в истинной системе — это вечный Сын Божий, Который был Посредником в первоначальном творении, но в Ложной системе, ограниченный человек пытается взять на себя функции вместо Бога. (3) В истинной системе — жертва — это Сам Христос, Который принес Себя однажды за всех. Но в Ложной системе просфора считается как преображенное тело Христа и приравнивается к равноценной жертве на Голгофе.

(4) В истинной системе — истинное святилище на небе, а в Ложной системе, каждая римско-католическая церковь считается святилищем. (5) В истинной системе священником является Сам Христос, а в Ложной системе — человек, который претендует на авторитет Христа. (6) В истинной системе — Закон Божий, данный на Сионе — написан в сердце, а в Ложной системе Закон Божий изменен в закон церкви и к нему прибавлены всевозможные постановления и изменения.

3. Ложная посредническая система ниспровергает истинную

Комментируя Ложную посредническую систему в главе «Пророчество и его Исполнение» Прескотт ссылается на пророчество Даниила о Маленьком Роге (Духовный Рим), который вознес себя против Христа, Князя Воинства и лишил Его, принадлежащего только Ему Одному, посреднического служения, заменив, таким путем, истинное служение ложным.

Об этом отступлении говорил ап. Павел, что появится «человек греха», сидящий в храме Божьем. Открыто говорится о том, что в посреднической системе, установленной в римско-католической Церкви, во всей полноте отражено служение древнего святилища. Таким путем, заменяя истинное посредническое служение ложным, римско-католическая Церковь разрушила жизненное учение Евангелия о спасительной работе Христа.

Продолжая эту мысль, нужно сказать, что суббота, четвертой заповеди, является знамением творческой силы, которая была проявлена через Одного и Того же Посредника, как при первоначальном творении, а также и в Новом Творении. В противоположность этому, ложная суббота является знамением власти римско-католической Церкви, которая учредила ложное посредническое служение. Таким образом католическая Церковь учит, что она является единственным средством осуществления союза с Иисусом Христом. (Джозеф Феа де Бруно Д. Д. «Католический символ», 1884 г. 33 стр.).

(Поясняющее примечание. В предыдущих уроках раскрыто истинное основание [390] о «ежедневном» посредническом служении Христа. Единственная эта деталь побудила некоторых отвергнуть всю книгу, кто еще в 1920 г. все еще крепко держался за «языческую» точку зрения. Это было для них поводом, чтобы отвергнуть не только один раздел в этой книге, а всю книгу, особенно те места, где речь шла о вечном Божестве Христа, как «всей полноты», что было прямой противоположностью их ограниченным арианским взглядам.)

VIII. Оправдание — центральная истина Реформации

1. Виновный оправдывается через доверие себя Христу

Говоря в 45 уроке об «Оправдании через веру», Прескотт пишет: «Сам по себе человек неправеден, беспомощен и безнадежен». Мы не можем сделать себя праведными, но мы становимся праведными и считаемся такими в глазах Божьих, если мы верой объединяемся со Христом. И затем он перечисляет четыре аспекта оправдания: (1) Оправдание через благодать — источник (Рим. 3:24, Тит. 3:7). (2) Оправдание через кровь и средства (Рим. 5:9, Рим. 3:25)). (3) Оправдание через веру — метод принятия (Рим. 5:1). (4) Оправдание делами — доказательство (Иак. 2:20-24). Затем он объясняет: «Любой из этих отдельных аспектов включает в себя и три остальных и таким путем в каждом истинном опыте Оправдания принимают участие все четыре аспекта; и (5) мы принимаем дар праведности Христа, принимая Его. И принятие дара праведности содержит в себе и прощение наших грехов.

Итак, мы можем сказать, что оправдание — это принятие виновного по причине его доверия ко Христу. Другими словами говоря, грешник не принадлежит суду, он оправдан. Настоящая праведность и будущая слава сынов Божьих точно также имеет свой источник в вере. Быть оправданным означает быть объявленным невиновным, быть реабилитированным и принятым Законодателем и Законом.

Термин «оправдание» как в религиозном смысле, так и в обычном употреблении, всегда связан с законом. Он имеет отношение к реабилитации, принятии перед судом, оправданием. Вопреки нашей вине, задолженности, нашему долгу, заслуженному нами осуждению, нам выносится решение быть принятыми на суде Святого Бога.

2. Благодать дает праведность через веру

Искупление Христа — это средство, которое благодать берет, чтобы дать праведности через веру.

Мы становимся праведными через Христа таким путем, каким Он сделался за нас грехом. (2 Кор. 5:21). Следовательно, кровь, жертва, послушание Христа — упоминаются в связи с праведностью через веру как причина искупления.

Раньше ап. Павел искал праведности через дела закона. Но по дороге в Дамаск ему была показана вся [391] убогость, нищета его собственного поведения и это открытие пробудило в нем борьбу двух природ. И тогда он увидел перед собой закон, поднимающийся из недр вечной силы и величия — неизменный, обязательный, непоколебимый. И против всего этого, свои собственные дела — поблекшие, нечистые, скверные.

3. Центральная истина протестантской реформации

Затем он увидел еще одно видение. Павел увидел Сына Божьего в Его жизни, смерти, воскресении. Любовь и сострадание являлись вдохновляющей силой или причиной Его прихода; послушание и жертва говорили об этом. Перед его взором возникла праведность — праведность, так глубоко обоснованная, как и сам закон, так величественна в своей соразмерности, так неизменна и вечна, как сам Закон, и сверкающая в своей превосходящей славе.

И он, грешник, увидел это; он принял, поверил и увидел новый доступ к Богу и осознал эту близость к Нему. И он последовал за дорогим Сыном Божьим. Он обрел принятие в Возлюбленном. В этом был ответ на страшную проблему закона — праведность во Христе для всего мира грешников, которая приходит к нам, как свободный дар в ответ на веру.

Это была центральная истина Реформации. Спасение через веру одинаково величественно в Писании и в истории. В Св. Писании — это основная тема великих доктринальных посланий к Римлянам и Галатам. В христианской истории — это был могущественный лозунг Реформаторского движения, как громадный духовный сдвиг в церкви.

Ясно и то, что оправдание не затемняет весть о Святом Духе. Это не было только единственной истиной, что двигала руководителями Реформации.

Но это было настолько главным, что можно сказать — было вестью Павла и истиной великой Реформации западной Церкви. Такова была суть книги Прескотта «Учение о Христе».

4. Подготовка к изданию в 1931 г. «Фундаментальных символов»

Эта книга Прескотта, изданная в 1920 г. была одной из первых в двадцатые годы, которая привела к формулированию в 1931 г. наших «фундаментальных символов» Церкви остатка. Обоснованная на Св. Писании, книга Прескотта «Учение о Христе» гармонировала с утверждениями и светом Духа пророчества и таким образом, выкристаллизовалось прогрессивное провозглашение великой истины последней вести Божьей к людям, с Центром — «Христос».

Эта книга Прескотта помогла продолжить путь к полному возрождению и полному принятию истины объявленной в Миннеаполисе в 1888 году, которой будет суждено прийти к своей полной завершающей фазе в силе Полуночного крика и Позднего дождя. Это необыкновенная, уникальная связь.

Согласно убеждению многих, труд Прескотта представляет из себя мост, главную связь, между тем, что было, и что должно быть. Это была весть 1888 года, которая вновь заявила о себе в форме книги. [392]