24. Вклад Даниэльса в дело возрождения

I. Эпохальные успехи, отмеченные председательством Даниэльса

1. Деятельное участие Даниэльса в деле возрождения

Не все наши молодые работники знают сегодня, какую особенную роль сыграл бр. Даниэльс в деле возрождения истины о праведности через веру и в формировании Союза Служителей в середине 1920 годов.

В то время я был еще младшим помощником и мне многое известно о его чаяниях, радужных надеждах и планах, какие он вынашивал для возрождения служения в Адвентистском движении. И я сознаю, что обязан поделиться с молодыми работниками тем, что мне известно.

Я хочу рассказать о тех немаловажных событиях, которые, обычно, оставались непонятыми и о которых в печати еще никогда не шла речь. Но прежде всего, несколько слов о самом брате А. Г. Даниэльсе.

Артур Гросвенор Даниэльс (1858-1935) — один из величайших адвентистских руководителей, посещал колледж в Батл-Крике. Преподавал в школе. Вначале работал с братом Килгором, который был делегатом на Конференции-«88», что так же очень важно. Работал на евангельской работе и возглавлял школу работников в Дес-Мойнесе, Айова. В 1886 г. был назначен на работу в Новую Зеландию и Австралию, где работал на протяжении 14 лет и потом занимал там пост председателя Австралийского Союза. [393] Признанный многообещающим руководителем, он был избран председателем Генеральной Конференции в 1901 г.

Взошла заря нового дня, когда штаб-квартира Генеральной Конференции была переведена из Батл-Крика в Вашингтон Д. К. Были достигнуты важнейшие организационные перемены; многие отделы переорганизованы, а также наступило заметное улучшение после тяжелого кризиса в нашей медицинской работе. Годы служения бр. Даниэльса также отмечены значительными сдвигами в миссионерской работе. Произошел огромный скачек в движении вперед нашей Церкви.

После 1922 года наступил период подъема нашего служения к новым духовным высотам. Брат Даниэльс является автором таких книг как «Христос — наша праведность» и «Пребывающий Дар пророчества». Брат Даниэльс был настоящим духовным лидером и от священного огня, горящего в его сердце, зажигались тысячи других светильников, пока сгущающиеся тени не пересекли его путь. В этой главе я хочу рассказать о важном значении его последних двенадцати лет жизни.

2. Выдающиеся благословения в организационном руководстве

Даниэльс не присутствовал на Конференции-«88» в Миннеаполисе. В то время он находился в Новой Зеландии, а затем переехал в Австралию.

И поэтому он не принимал участие в диспуте века по вопросу праведности через веру и со всеми вытекающими отсюда проблемами в 1888 году.

Во время своего длительного пребывания на председательском посту с 1901 по 1922 годы он очень много способствовал развитию нашей настоящей организационной структуры со всеми ее разветвлениями.

В период своего руководства он столкнулся с медицинским кризисом в Батл-Крике. Наши штаб-квартиры были перемещены из Батл-Крика в Вашингтон, что знаменовало собой рассвет нового дня во всех наших церковных делах. Помимо этого, он принимал деятельное участие в расширении иностранных миссий. В 1910 г. возник настойчивый призыв к Евангелизации в больших городах. И в работе своего продолжительного руководства он, самым чудесным образом был благословен Богом. Конечно, он тоже не был в состоянии все охватить.

После того как он был освобожден от председательства в 1922 году, помимо того, что он был штатным секретарем Генеральной Конференции, его назначили директором Союза служителей. Столкнувшись со своим новым назначением и остро сознавая свои духовные недостатки, Даниэльс начал исследовать очень серьезно свое сердце, чтобы найти корень причины своих личных слабостей и недостатков, а затем вскрыть причины и наших недостатков в служении. Он начал исследовать прошлое, чтобы извлечь из него главные уроки, как руководство в настоящем, а затем в будущем. И при разных случаях бр. Даниэльс открывал мне все подробнее некоторые биографические стороны своей жизни.

3. Постигая нужду в возрождении и преобразовании

Такое внутреннее состояние побудило бр. Даниэльса к очень тщательному переисследованию многих советов, изложенных в Духе [394] пророчества, в поисках причин нашего все возрастающего формализма и отыскать соответствующее лекарство для наших острых нужд. Он начал исследование трудов Е. Уайт с середины восьмидесятых годов, вплоть до памятного 1888 г., т. е. Миннеаполисской сессии,- особенно его интересовали статьи-вести, напечатанные в нашем журнале «Ревью».

К середине 1920 годов, статьи тех лет, т. е. половины восьмидесятых годов, большей частью оставались в тени, так как в то время они не были так доступны, как сегодня они доступны в печатной форме. и он начал очень последовательно изучать эти материалы, чтобы иметь общее представление. Сделанные им открытия потрясли его. Пред ним открылась совершенно новая картина в ожиданиях Бога по отношению нас как народа и каждого лично. Весть о «возрождении и преобразовании» очень глубоко взволновала брата Даниэльса.

4. Преобразование в жизни и мировоззрении — Даниэльс особенным образом был захвачен двумя вестями, которые появились в разное время, но имели одно и то же направление и цель. Одна появилась в «Ревью», 22 марта, в 1887 г. — за 18 месяцев до Конференции-«88», другая была напечатана в «Ревью» 25 февраля 1902 г. — спустя 14 лет после 1888 года. Эта последняя была не просто повторением по своему содержанию первой, но более пространной и сильной, написанная более в строгом, настойчивом тоне, так как на первую не было обращено должное внимание.

Обе эти статьи призывали к истинному возрождению и преобразованию в нашей среде, как одной из самых больших наших нужд. И представляли собой постоянное обращение, призывающее нас всецело отдавать себя «самой первой работе». Вторая статья объясняла разницу между возрождением и преобразованием, и предостерегала об опасности небрежного отношения к этому вопросу и опасности отвержения этой истины, и являлась как бы подтверждением первой. Но, по-видимому и это, тоже произвело небольшое впечатление.

Эти сильные призывы и обращения явились для Даниэльса новым открытием и воззванием. Пока брат Даниэльс продолжал с внутренней тревогой и волнением думать об этом, эти статьи продолжали оставаться в подшивках Ревью, похороненными, забытыми, пока он вновь не отыскал их. И чем больше он рассуждал над их содержанием, тем больше они проникали в его душу. Эти статьи растревожили его совесть и воспламенили его душу. Прежде всего, они открыли ему его личные недостатки и недостатки Церкви, которую он любил, и в особенности — ее служение. Эти статьи явились для него призывом к личному раскаянию и преобразованию в жизнь. На это он ответил всем своим сердцем. Они пылали как огонь в его костях, до тех пор, пока он сам лично не превратился в пламень огня для Бога, зажигая и других тем же пламенем.

5. Важное воззвание в Миннеаполисе

Весь 1922 год и 1923 год брат Даниэльс упорно и настойчиво изучал материалы 1888 г., касающиеся истины праведности через веру и он лицом к лицу столкнулся с важнейшими [395] воззваниями эпохальной Миннеаполисской конференции. Он долго и старательно изучал все эти советы. Он сознавал их силу и смирил свое сердце пред Богом. И, затем, он почувствовал себя обязанным пойти и поделиться своими открытиями и убеждениями со служителями Адвентистского движения, в чьих руках, как он сознавал, находилась участь Церкви остатка.

Служебная ответственность, какую нес на себе Даниэльс как секретарь Союза Служителей, предоставляла ему эту возможность. И эти великие вести о возрождении и преобразовании давали ему на это право и были самой главной темой в его работе с сотрудниками.

II. Брат Даниэльс зажег подобный огонь и в жизни других

1. Метод работы брата Даниэльса

Брат Даниэльс начал действовать наиболее приемлемым для себя путем, а именно через курсы для служителей, которые функционировали в течение 1923-25 годов. Вначале он работал на этих курсах на Юго-Западе, на Тихоокеанском побережье, а затем на Северо-Западе. Эти встречи служителей имели определенный уклон, упор на вопрос Возрождения и Обновления. Здесь такие мужи, как Мид Макгуир, Тайлор Банч, Карлайл Хайнес и другие — пережили также большое потрясение в этих вопросах. Их кругозор расширился и в жизни, и в публичных выступлениях произошли большие перемены.

Эти братья также стали евангелистами этой живой вести. Они проповедовали о возрождении истинного благочестия, делая особенный упор на главные принципы и условия праведности через веру во Христа, как «всей полноты Божества». Среди людей началось большое движение. Это воистину было возрождение вести Е. Ваггонера.

Как мы уже раньше видели, Бог побудил разных мужей исследовать разные грани этой великой жемчужины истины. Дух Божий возбудил разные умы и двигал разными людьми и их сердцами. В 1920 году даже один из наших поэтов Харрис Хоулден изложил эту истину о праведности через веру в словах чудесной поэмы. Это было очень широкое духовное движение.

И во всем этом был возвеличен Христос. Великое пульсирующее сердце «истины о трехангельской вести» — жило, билось, трепетало. И отношение к этому Громкому кличу, Позднемуо дождю и Заключению работы Божьей в силе и славе Ангела из Откровения 18 главы — становилось все яснее и определенней как для Даниэльса, а также и тех, кого он вдохновлял.

2. И сопротивление и радостное принятие

Этот огонь распространялся и ярким пламенем горел в жизни людей. Однако были и такие, поглощенные своей заботой люди, которые, казалось относились безучастно ко всему этому. И когда бы только эта истина о праведности через веру не начинала свою работу, подобные картины всегда повторялись и повторяются даже и до наших дней. [396] Решительное сопротивление поднялось со стороны тех, кто придерживался языческой точки зрения о «ежедневной», потому что Даниэльс отстаивал Посредническое служение Христа. А для некоторых это было самой настоящей ересью. И в результате против Даниэльса восстала целая группа людей. И это длилось более двух десятилетий.

Но Даниэльс радовался, что всегда было главное ядро искренних людей, способных, посвященных, которые постоянно отвечали на призыв Божий.

Это особенно касалось некоторых молодых людей. Они подхватили этот факел истины и двинулись впереди. Это было большим ободрением для брата Даниэльса.

3. Весть Даниэльса касается моей жизни

Весть Даниэльса, его пыл и учение глубоко тронули мое сердце и мою жизнь. Я был рожденным адвентистом. Мой отец, мать и даже моя бабушка были адвентистами. Впервые я встретился с Даниэльсом, когда я был подростком, так как мы жили по соседству с домом Даниэльсов, в Такома-Парке. Мой отец, доктор Джон Эдвин Фрум был приглашен Даниэльсом в качестве секретаря в ново-сформированном Медицинском отделе при Генеральной Конференции, в Вашингтоне Д. К. Таким образом, Даниэльс знал меня еще с раннего детства.

Он оказал огромное влияние на всю мою юность. Он убедил меня переменить планы и приготовляться к служению. Затем, после рукоположения, он посоветовал мне получить редакционное образование в Пэсефик Пресс — и в конечном итоге я отравился в Китай, где работал в издательстве, при миссии. Позже, вынужденный возвратиться на родину из-за серьезной болезни моей жены, меня назначили редактором журнала «Ночной страж» (в настоящее время это журнал «Эти времена»), в Нашвилле, штат Теннесси, в Южном издательском союзе. Это было следующим этапом нашего личного общения и оказалось решающим поворотом в моей жизни.

4. Умственное согласие с системой истины

Я всегда был пламенным адвентистом, непоколебимым в своей приверженности к нашим фундаментальным доктринам. Я был пленен текущей цепью библейского пророчества и всегда старался представить пред миром наилучшие стороны Адвентизма,- но если сказать больше,- я боюсь, что делал это на манер адвоката, излагающего свое дело перед судом. Я много работал и глубоко верил в несомненность и правильность Адвентистской вести и движения. Теоретически, я верил в истину праведности через веру,- как учение.

Но для меня Адвентизм в большей степени был лояльностью к впечатляющей системе, согласованных между собой доктринальных истин. Это была верность по отношению к вести. Мое христианство, главным образом, представляло собой преданное, умственное согласие с прекрасной логической, Небом рожденной организацией абстрактных, большей частью обособленных библейских [397] истин. И делу возвещения этих истин я отдавал всего себя без остатка.

Будучи в то время редактором (1925 г.) журнала «Ночной Страж» я был озабочен тем, каким образом привлечь внимание высшего общества к журналу, за который я нес ответственность. Меня глубоко озадачивали постоянно повторяющиеся призывы Духа пророчества оказывать влияние, устанавливать контакты с законодателями, пастырями, преподавателями, магистрами, специалистами, издателями и т. п

я постоянно размышлял над этим списком. У нас было намерение создать солидный журнал. Это была зажигающая цель.

5. Удручен сознанием неполноты

Меня угнетало чувство неполноты, отсутствие чего-то, что-то мешало мне, препятствовало. Содержание наших тем, какими мы пытались представить Адвентизм обществу, не пользовалось особенным успехом. Эти темы были преимущественно доктринальными и концентрировались вокруг закона. В этом нашем подходе, казалось, не было нужного воззвания, обращения, и поэтому нас часто неправильно понимали. Всего этого, по-видимому, было недостаточно. Возникала ненужная оппозиция. И это не производило того эффекта, какого я так искренне добивался.

Была ли ошибка в техническом подходе и обращении, или же в самой вести? Это была моя личная проблема и глубокая озабоченность в своем служении и письменном труде, когда бр. Даниэльс приехал осенью 1925 года в Нашвилл для проведения очередного семинара для работников в капелле Южной Издательской Ассоциации. Я сильно желал более глубже познакомиться с тем светом, какой он принес с собой и о чем я уже слышал от других.

III. Новое отношение ко Христу как центру вести

1. Личное отношение к Личности

Я был одним из тех, на кого собрания, под руководством брата Даниэльса в Нашвилле производили самое глубокое впечатление. Я очень четко уловил причину моего основного недостатка и лучше всего было то, что я нашел лекарство против этого. Это и было поворотным пунктом в моей жизни и служении. Христианство, как я вскоре очень ясно увидел это, в основном, было личным отношением к Личности Иисусу Христу, моему Господу.

Весть должна быть выдвижением Христа, как центра каждого нашего учения, наших доктрин, сердцем каждого представления. Он должен быть притягательной силой, сущностью, живым сердцем нашей особенной вести. Все это, в значительной степени было новым и чудесным для меня. В то время я был еще мало знаком с трудами Прескотта, потому что тогда я еще не приступил к моей преподавательской работе в классе Семинарии.

Но я понял одно: что я чаще и охотней доверял и верил в весть, [398] чем живой Личности. Вернее говоря, я распространял весть, чем на самом деле возвещал Евангелие. Я, пожалуй, вложил всю свою любовь и верность в движение, предопределенное Богом, нежели в живого Христа этого движения. Весть должна быть ежедневным применением вечного Евангелия,- Евангелия, воплощенного во Христе. Для меня как и для многих других — это было коренным переворотом, в прежнем понятии и представлении. Это было внезапное, но очень счастливое пробуждение.

2. Приглашение помочь в литературной работе

Даниэльс увидел, как я был сильно потрясен и как переменился мой кругозор, вместе с моими понятиями, побуждениями и целями. Это побудило его иметь со мной очень интимный разговор. Он удивил меня просьбой присоединиться к нему в Генеральной Конференции в качестве его младшего помощника в главном Союзе служителей, за работу которого он нес ответственность.

Он очень остро сознавал нужду в издании литературы, которая бы способствовала широкому распространению и известности этой великой духовной темы возрождения и преобразования,- опоясанной праведностью через веру, централизованной во Христе и наэлектризованной силой Святого Духа и Поздним дождем. Он был убежден, как говорил он, что должна издаваться совершенно нового типа литература и журналы для проповедников, начавших это великое дело. Он считал Союз служителей каналом для этого великого продвижения, а журнал «Служение» — как кафедру. Для этого, как он сказал, ему нужна моя помощь.

Я не осмелился отказаться от этого предложения,- я и не хотел этого делать. Его бремя отныне становилось моим бременем. И помогать А. Г. Даниэльсу,- которого я глубоко уважал уже долгие годы,- и помогать теперь ему в этой указанной Небом работе, было для меня, как я чувствовал, величайшим преимуществом, какое только могло быть предоставлено молодому человеку. Вот как произошло, что в феврале 1926 года я пришел в нашу всемирную штаб-квартиру. Но мы должны еще немного возвратиться в прошлое.

IV. Спасение жемчужин глубоко трогает Даниэльса

1. Вынужден опубликовать свои находки

О его пастырской, преподавательской работе на Консультативном совете служителей в Дес Мойнесе, Айова, в 1924 году было решено: «Решено: просить бр. Даниэльса упорядочить собрание материалов Е. Уайт по вопросу оправдания верой».

Это решение вытекало из просьб разных собраний работников, целых союзов и поэтому должно было принять такую официально-авторитетную форму.

С помощью служебных помощников начались «изнуряющие розыски» по всем нашим журналам за главными вестями Е. Уайт — между 1887-1912 годами.

Первое открытие некоторых утверждений, очень важных [399] по своему содержанию «изумили и вызвали благоговейный трепет» у Даниэльса. Глубокое убеждение овладело им, что он должен спасти «эти жемчужины от неизвестности» как он выразился, когда положил их перед нашими работниками, чтобы все увидели их «великолепие и красоту» и приняли их назначение. (В то время у нас еще не было шеститомника Е. Уайт «Настоящая истина и статьи «Ревью энд Геральд». И только некоторые из работников имели доступ к ее трудам. Прим. автора).

Развернутой темой в поисках Даниэльса была истина праведности через веру, сконцентрированная во Христе и исходящая от Него, как «всей полноты» Его превосходящего Божества. Читателям были разосланы образцы рукописей. Последовал ответ, исполненный горячего желания видеть эти материалы изданные книгой и причем как поскорее. Эта ответная реакция помогла преодолеть нерасположение «некоторых» к изданию этих материалов. В своем «Предисловии» брат Даниэльс откровенно говорит: «В нашей слепоте и тупости мы блуждали вдали от истинного пути и в течение долгих лет мы не сумели постигнуть и оценить эту великолепную истину. Но невзирая на это, наш великий Вождь все время призывает Свой народ действовать в согласии с этим великим принципом Евангелия — получая через веру вменяемую праведность Христа за грехи прошлого и наделяемую праведность Христа для того, чтобы божественное естество открылось в нашей человеческой плоти» (Христос — наша праведность, 6 стр).

2. Двойное сознание охватывает сознание Даниэльса

Прежде всего бр. Даниэльс убеждается в хорошо теперь известном всем нам факте, что «через веру в Сына Божьего грешники могут получить праведность Божью» (Там же, 6-7 стр.). В то время как он долгие годы верил в это как отвлеченное понятие, теперь оно превратилось для Даниэльса лично в живую, активную реальность. И он чувствовал крайнюю необходимость поделиться и с другими этими своими новыми переживаниями. Новая цель захватила всю его жизнь. Перед ним открывалась новая и настойчивая задача. И еще одно глубокое убеждение овладело его сознанием, что: «Бог, в Своем Провидении и намерении, послал Своему народу, собранному на Генеральной Конференции, в городе Миннеаполисе специальную весть о принятии праведности через веру» (Там же, 7 стр.).

Огромные перспективы возникали перед ним. Серьезные воззвания, изложенные в найденных материалах глубоко тронули его сердце. Он вновь должен выступить перед нашими работниками. На этих Курсах «убежищах» — как мы их сегодня называем — он увещал и предостерегал против небрежного отношения к главным принципам этой жизненно важной вести и опасности «потерять из вида один из самых важных уроков, какие Господь хочет преподать нам… И… это обязывает нас обратить самое серьезное внимание на данные наставления относительно опытов и событий, связанных до и после с Миннеаполисской Конференцией» (Там же). [400] Он испытывал особенную озабоченность о работниках, которые были новичками в вере и в служении — в первой четверти двадцатого столетия — и, которые, конечно, «не были знакомы» с обстоятельствами и значением вести 1888 г. и той настойчивой нуждой и потребностью, какая была предоставлена в то время. С этим он должен познакомить их. Вот и возникли его Курсы 1924-1925 годов.

V. «Христос — наша праведность» — великий путеводитель

1. Неодинаковое отношение к изданному труду

Моей первой задачей по прибытии в Вашингтон было помочь бр. Даниэльсу завершить работу над его действительно эпохальной книгой «Христос — наша праведность» (1926 г.), над которой он работал примерно около года. Эта прекрасная адвентистская жемчужина, действительно, была настоящей истиной и после своего издания оказала необыкновенное влияние на многих членов того времени, особенно молодых людей.

И, большей частью, Даниэльс и обратился к этим молодым людям и от которых он и зависел — смелых, с широким кругозором мужей,- не искалеченных рубцами сражений, воспоминаниями и недоразумениями прежних лет. На них он возлагал свои надежды. Он был убежден, что они откликнутся и сделают это. Это очень трогательная история, особенно, по отношению тех из нас, кто был близок к нему и кому он доверял свои сокровенные надежды и стремления.

Однако довольно странно и удивительно, что некоторых почти это не коснулось — как это и произошло в и после 1888 г., когда впервые произошло возрождение вести праведности через веру и люди отнеслись с самым явным недоверием, нерасположением к этой истине.

Книга «Христос — наша праведность» была, таким образом, первой в своем роде книгой Союза Служителей. Это был выдающийся Путеводитель, проложивший путь к радикальной перемене в личном опыте и свидетельстве о том, что Бог сделал и ожидает от Своих служителей в эти последние часы. Эта драгоценная книга должна быть в библиотеке каждого работника, в каждой студенческой теологической библиотеке. Это — необходимость. Эту книгу нужно изучать, овладеть ею и сделать ее частью своей жизни и служения. Эта книга представляет из себя краткий план для исполненного Духом, победоносного завершения последней вести Божьей для человека. Это был чудесный вклад, невелик по размерам, но весомый в своей прекрасной и настойчивой цели.

2. Последующие трактаты и книги

Следующим шагом была возможность, предоставленная на Генеральной Конференции в 1926 г. в Милуоки. Ведущие библейские часы были поручены мужам, близким к целям Союзчужителей и несущие на себе великую ответственную работу.

К числу этих братьев относились и бр. Даниэльс, Прескотт, [401] Оливер, Монтгомери, Слеид, И. Эванс, Карлайс б. Хайнес. Их выступления были очень сильны и могущественны. Затем изданные в виде трактатов эти девять замечательных брошюр Союза служителей явились прекрасным вкладом в дело распространения истины праведности через веру.

Следует отметить, что в 1926 г. на Генеральной Конференции в Милуоки Даниэльс сдал свой пост секретаря Генеральной Конференции, который он совмещал вместе с работой в Союзе служителей. Все его сердце, возможности, преимущества всецело принадлежали Союзу. Он чувствовал, что уже отработал свое время в административном аппарате.

Я начал серьезно исследовать вопрос о Личности и работе Святого Духа, как результат моего общения с Даниэльсом. И мне, хотя еще в то время молодому человеку, предложили выступить с темой о Святом Духе на Милуокской Конференции. Это послужило поводом к тому, что мне было поручено провести целую серию лекций в 1928 г. на курсах служителей Северо-Американского Союза.

Эти лекции я читал по заметкам, но потом по просьбе слушателей оформил все материалы в книгу, которая впоследствии и вышла под заголовком «Пришествие Утешителя» (1928 г.). Таким образом, издательством Союза служителей была издана вторая книга, особенным образом поощряющая эти великие духовные темы и способствующая осуществлению мечты бр. Даниэльса о том, чтобы была издана литература, которая бы помогала формировать новое отношение и взгляды на эту прекрасную истину.

VI. Бюллетени, отпечатанные на ротаторе, прокладывают путь к служению

1. Журнал для поддержки и осуществления целей

Даниэльс мечтал издавать специальный журнал, который бы постоянно стимулировал наших работников в проведении великих целей и планов. Он хотел, чтобы этот журнал через Союз служителей мог говорить ко всем работникам.

Но, вначале это предложение было встречено с большим сопротивлением

У нас уже есть наша церковная газета,- говорили некоторые решительно.

Эти люди настаивали, что у нас нет необходимости в специальном журнале.

Это будет стоить слишком дорого и не оправдает себя. Довольно две страницы,- рассуждали они,- в «Ревью» и это будет не только для наших служителей, но и для рядовых членов. — Этого хватит,- утверждали они. — Это было поистине царственное, великолепное сражение и, обладающие финансовой властью, выиграли первую схватку.

Но бр. Даниэльса не так легко было сломить. Был разработан план для постоянного контакта с различными группами работников через периодически издаваемые материалы на ротаторе, особенно те, которые в те скромные дни, не пользовались большой популярностью. Это могло помочь нам поддерживать связь со всеми служителями разных групп. Таким образом, одни материалы приготовлялись для пастырей, другие для евангелистов. Одни для поющих [402] евангелистов, а другие для библейских работников, как они в то время назывались. А еще специальный материал приготовлялся для преподавателей Библии, в наших колледжах и академиях для капелланов в наших санаториях и других групп. Все это было немного сложновато, но мы это планировали и предвидели.

2. Противники видят свет и неохотно соглашаются

Эти бюллетени регулярно выходили и им был оказан теплый прием. Но вскоре, как и следовало ожидать, мы столкнулись со своего рода проблемами. Работники одного профиля работы просили включить их к отделу другого профиля работы. Пастыри просили бюллетени, которые получали евангелисты; певцы просили материалы для евангелистов и т. д. Этого следовало и ожидать. Все большее число людей начинало интересоваться этими вопросами и, конечно, запросы увеличились. Эти списки росли, расширялись, подобно снежному кому и это уже начинало вызывать серьезные финансовые затруднения.

В конечном итоге кто-то из противников увидел свет и высказался: «Почему Союзу служителей не разрешить иметь свой журнал? Его смогут читать все работники и это не намного дороже будет стоить?» Итак, в январе 1928 года вышел первый номер журнала «Служение», выпущенный Союзом служителей и опубликован в «Ревью энд Геральд». Таким путем была одержана еще одна тактическая победа. Еще один голос получил право на жизнь. Исполнилась еще одна мечта Даниэльса.

В первом номере «Служения» в его предисловии «Наши извинения и наша санкция» ссылаются на бюллетени, выпущенные на ротаторе и которыми до сих пор пользовались и сравнивают их с «камнем, подложенным для перехода через речку» для этого идеального мероприятия» (2 стр.), и на левой странице журнала цитируется «Основание и устав» Союза служителей (1922 г. Бюл. ген. Кон. 292 стр.).

Затем следуют отмеченные решения Осеннего совета за 1927 г., утверждающие издание журнала «Служение» для «евангельских работников» (414-415). Планы Даниэльса осуществлялись полным ходом.

VII. 1935 — по-прежнему очень серьезное бремя его души

1. Помогая в работе над книгой «Пребывающий Дар пророчества»

Теперь мы перелистнем страницы времени к весне 1935 г., когда я имел преимущество провести с братом Даниэльсом последние восемь недель его жизни. Неожиданно, меня вместе с Дорес Робинсон, пригласили в Лос-Анджелес по настойчивой просьбе бр. Даниэльса, чтобы помочь ему в работе над его книгой «Пребывающий Дар пророчества», над которой он трудился уже в течение целого ряда лет, подготавливая материал. Это было состязание с временем, так как он был неизлечимо болен.

Мы работали день и ночь без отдыха. Но книга была окончена. И предисловие, которое я написал по просьбе бр. Даниэльса, [403] было датировано: Лос-Анджелес, Калифорния, 24 февраля, 1935 г., приблизительно за месяц до его смерти. Последние недели были посвящены окончательному пересмотру.

Несмотря на усталость, напряженные часы работы — это время было для меня временем неоценимого преимущества. Я был счастлив, что я не только мог оказать помощь моему любимому другу, наставнику и прежнему начальнику в завершении его работы над любимой книгой,- но и также в том, что я имел последнюю возможность очень интимно, близко говорить с ним много, много раз о тех великих вопросах, целях, возможностях, которые всегда были в его сердце, а именно — праведность через веру, Святой Дух, Полночный крик, Поздний дождь, Лаодикийская весть, возрождение и преобразование, Возрастающий свет ангела из 18 главы Откровения и заключение работы Божьей в силе Святого Духа. А также мы часто беседовали с ним относительно Миннеаполисской Конференции и ее последствиях.

Непреодолимая настоятельность этих великих принципов, казалось, все больше возрастала и увеличивалась в его душе, с приближением конца. Эти бремена он разделил со своим «сыном в служении» — как он называл меня. Его ум оставался ясным до самой смерти.

2. Даниэльс возлагает надежду на других верных мужей

Он никогда не пошатнулся в своих великих надеждах и ожидании. Хотя он и слагал свое бремя с себя, но он был озабочен тем, чтобы другие подняли знамя и вознесли факел еще выше и всегда выше. «Вперед и только вперед» — было лозунгом его жизни. Новые руки и сердца должны нести это знамя вперед. Даже если он и не дожил до того часа, чтобы видеть своими глазами День заключения Работы Божьей — это увидят другие. Он возлагал свои надежды на тех людей будущего, которые увидят это славное время и ответят на его зов. Он чувствовал на себе ответственность за это и у него была весть для этого времени.

Он вновь торжественно поручил мне продолжить завершение широкого исследования, начатого им над темой Христос — наша праведность. Он еще раньше поручил мне в 1930 г. эту работу. «Но пусть это будет сделано,- сказал он мне,- когда я буду более зрелым и когда само время укажет мне, что уже пора делать это. А тем временем, я должен подготавливать все нужные материалы.

Для завершения этого он передал мне весь собранный им материал, который был для него очень дорог, а также целый ряд книг, некоторые из них с автографом Е. Уайт. Он завещал мне еще большой пакет с заметками его проповедей. Все это, конечно, свидетельствовало о бремени его души, чему он посвятил всю свою жизнь.

Более того, он передал мне свой неоценимый набор Специальных Свидетельств Е. Уайт, обращенных к нему и другим, и которые она вручила ему лично.

Эти материалы также были для него огромной помощью, когда он неоднократно [404] исследовал их и делал выписки специальных мест, характеризующих кульминационную точку нашей вести. Это были неоценимые материалы.

VIII. Завещание брата Даниэльса служителям-Адвентистам

1. Последнее обращение к нашим служителям

Последним делом бр. Даниэльса было составление «Прощального послания к служителям-адвентистам. Он сделал наброски и попросил меня изложить в соответствующем виде и стиле. Я выполнил эту просьбу и прочел ему, буквально за день до его смерти. Хотя силы его быстро угасали, его мысли по-прежнему, удивительным образом работали очень четко и ясно. Маленькие кусочки льда, проглатываемые им, помогали ему при разговоре. Он очень внимательно следил за каждым прочитанным мной словом, при этом он неоднократно кивал головой или же словом выражал свое одобрение. Надо полагать, что ему хотелось, чтобы это так выглядело.

Во время чтения, дойдя до половины, я заметил, как по его сильному, мужественному лицу скатились слезы. Я остановился, но он сделал мне знак продолжать дальше. Когда я прочитал последнее предложение, оканчивающееся словом «Аминь» — от тоже вслух сказал вместе со мной «Аминь» и еще раз пылко произнес второе «Аминь».

Я никогда не забуду торжественности того момента, потому что это были его последние слова, которые он вообще сказал мне. Вскоре после этого он впал в забытье и больше не приходил в себя. Оставаясь верным до конца, он умер в Адвентистской вере, ради которой он жил и трудился, и особенным образом отмечено его последнее десятилетие в высшей степени плодотворной жизни. Ниже дается содержание его Завещания.

2. Свидетельство. Обращение и воззвание

В этом торжественном, прощальном завещании — впервые публично прочитанном во время похоронного служения 22 марта, а затем опубликованного в журнале «Служение», в мае 1935 г

брат Даниэльс завещал всем служителям движения, независимо от возраста — оставаться «верными ожиданиям нашего Бога». Затем следуют слова призыва и воззвания.

«Надвигаются большие испытания и они скоро придут и Бог рассчитывает на вас, что вы будете верными и преданными каждому принципу праведности.

Церковь нуждается в больших духовных успехах и вы, те мужи, которые должны сделать их».

«Бог призывает к духовному возрождению и духовному преобразованию в наших рядах и это должно прийти через настоящее духовное служение».

Определяя эти термины как «живой опыт», обязательный для благосостояния и торжества церкви, он оставил это личное свидетельство и сделал это воззвание: «Бог возложил на меня это бремя продвигать вперед эту духовную работу [405] еще несколько лет тому назад: это изменило мою жизнь и мой кругозор. И многие свидетельствуют о том, что Бог сделал для них лично, когда они ответили на Его призыв.

«И теперь моя последняя проповедь сказана. Моя общественная работа окончена. Мой путь жизни завершен. И сейчас я обращаюсь со словами моего последнего воззвания ко всем служителям этого движения, в котором я был служителем свыше пятидесяти лет».

И затем, с еще большей настойчивостью и сердечностью он продолжает: «Я торжественно призываю вас взять это бремя и выполнить эту работу. Бог ожидает этого от вас. Благополучие Церкви зависит от этого и ваша задача состоит в том, чтобы внести этот высоко обоснованный опыт в жизнь Церкви. Это мое самое большое бремя души. И сейчас, я завещаю это бремя вам. Будьте внимательны, я хочу предостеречь вас, как отнесетесь к этому».

3. Скрытые угольки разгораются в пламя

Хотя его сердце вскоре перестало биться и сегодня его уста молчат — он продолжает говорить к сердцу своих сотрудников через свою прекрасную книгу. «Христос — наша праведность» и через свою последнее Завещание. Его дыхание разожгло в пламя скрытые угольки благословенной вести праведности через веру, которая как он глубоко верил в свое время, займет свое предопределенное и достойное место.

Он был избранным орудием, открывшим основную тему Союза служителей — праведность через веру во Христа как «всю полноту Божества». Это было бременем души бр. Даниэльса и его вкладом. Мы не должны и не сделаем этого, как служители и как народ — чтобы обмануть его ожидания и ожидания нашего Бога.

IX. Сокровенная сторона личного «возрождения и преобразования» брата Даниэльса

1. «Второе обращение» брата Даниэльса

Где-то же должен был быть помещен этот дополнительный раздел и как раз теперь это и будет его законным местом. Речь идет о сокровенной истории великого духовного пробуждения брата Даниэльса — самая главная перемена, которая произошла в его личной жизни, в более поздний период. Он называл это своим «вторым обращением»,- радикальным, духовным возрождением и преобразованием в своей личной жизни.

Он хотел, чтобы я как-нибудь рассказал об этом. Он был убежден, что это может послужить ободрением для многих и послужить как бы побудительным мотивом для тех, кто находится в положении формализма — чтобы, таким путем, они могли бы извлечь урок из того, что таким характерным образом пересекло всю его личную жизнь и переживания. Он вынашивал надежду, что многие последуют его личному примеру в обновлении посвящения для более великого возвышенного и духовного служения. А это и есть то, к чему мы все должны прийти. [406]

2. Сокровенные цели открываются

В этом небольшом внутрисвятилищном разделе, как постскриптум после вышеизложенного, я обязан сохранить тот же доверительный интимный тон, какой установился между бр. Даниэльсом и мной в последнее десятилетие его жизни. Положение складывалось таким образом: он уже был не молод, а я был молодой человек. И в нашем сотрудничестве установились отцовско-сыновьи отношения — очень теплые, искренние, близкие, замечательные — и все это было в высшей степени священным для меня. (Я спешу оговориться при этом, что то о чем я говорю и буду говорить, не является с моей стороны предательством его доверия, но я рассказываю о том, на что я получил разрешение перед его смертью).

Каждый раз, когда брат Даниэльс делился со мной своими сокровенными мыслями, заботами и сердечными намерениями — эта близость, которая установилась между нами — еще больше углублялась и росла. Все это было главным в его возвышенной натуре, все это говорило о его чудесном духовном росте и переживаниях. С глубоким сожалением он рассказывал о своем незнании широты принципов и огромнейших возможностях, заложенных в истине праведности через веру, в ранние годы его служения.

В то время эта тема не была обычной темой бесед или же предметом специального исследования и проповеди. И он признался мне — что в те длинные административные годы его всемирного председательства — удрученный, как казалось, бесконечными проблемами, задачами, целой цепью кризисов — все это больше и больше поглощало его мысли и энергию.

Он не мог все это отбросить в сторону. Были такие вопросы, которые он также не мог переложить на плечи других. И в результате, как он говорил мне, он упустил необходимую внутреннюю связь с Богом, которая, как он позже понял, была так важна и обязательна для высокого служения. Полная отдача работе для Бога вытеснила собой то настоятельное, личное духовное продвижение (или рост), которое приходит только через постоянное исследование глубоких истин Божьих — вместе с многими молитвами и посредничеством. И эта самая насущная необходимость сократилась до уровня, чтобы только «поддерживать колеса вращающимися», как он выразился, в нашем «организационном механизме», за который он нес «главную ответственность». И в результате, его христианская жизнь приняла формальный вид.

3. Всецело поглощенный тем, чтобы держать механизм в движении

Описывая создавшееся положение своими словами, он рассказывал мне о том, как он все больше и больше отдавал себя тому, чтобы держать работоспособность структурного механизма церкви на высоком уровне. Затруднительные обстоятельства, с горечью неоднократно повторял он, непреднамеренно служили препятствием к тому, чтобы глубоко, постоянно исследовать Слово и постоянно исследовать советы Духа пророчества для необходимого руководства.

Требования каждого ушедшего дня превращали его наполненную до отказа [407] жизнь все возрастающая сложностями и проблемами, превращая ее в круг напряженной деятельности для Бога. Он любил своего Господа и пламенно служил Ему. Но это служение, вытеснив собой главное, превратилось в механическое. Большие, продолжительные путешествия, часто сопряженные с большими трудностями, но необходимыми для него, чтобы с первой руки знать о расширении нашей всемирной работы и ее нужды и проблемы — также очень часто поглощали его время.

Эффективность работы в административном отношении стала его первой заботой. Масштабность движения и возвещение вести истины — все это занимало все его мысли. Подобно Марфе в древности, он был «озабоченным» «большим служением». И не сидел у ног своего Учителя жизни, подобно Марии, сестры Марфы, которая «избрала лучшую часть» (Лук. 10:38-42). Это был его недостаток, как он понял это. И в результате, Даниэльс оценивал людей главным образом по их производительным способностям; их способности хорошо выполнять работу; по их мастерству на кафедре, как они руководят делами Церкви — т. е. с человеческой стороны.

Следовательно, общественная активность и церковная деятельность вытеснили собой личную духовность и общение с Источником силы. Он не «остался», как он сказал, чтобы «облечься силой свыше» — это была божественная сторона (Лук. 24:49). Он скорее всего походил на очень занятого машиниста трансконтинентального поезда; на капитана большого парохода или же на управляющего огромным концерном. Он называл это «опасной активностью» в работе для Бога — вторжением механического, затоплением духовного. Вот, здесь, в этом, по его словам, он и ошибался.

4. Озабочен тем, чтобы искупить потерянное время

Поставив перед собой цель коренной перемены после 1922 г., Даниэльс очень остро сознавал, что он не искал, как это он должен был делать, тех божественных советов в прошлом, чтобы он мог понять их основные уроки и быть управляемым ими сегодня и завтра. И глубоко роясь во всем этом, он понял, что должен искупить потерянное время. Им овладело большое чувство озабоченности стать полностью пригодным в финальном периоде истинного духовного служения, полностью быть принятым Богом. И этому он отдал всего себя без остатка. Это изменило все течение его жизни.

Затем им овладело глубокое сознание поставленной перед собой задачи, сильное желание привлечь и других, вместе с собой к этой к этой наполненной Духом жизни, как он раньше призывал их к ревностному, но механическому служению для Бога. Это стало всепоглощающей целью всей его последующей жизни. Праведность через веру была для него не просто лозунгом, но славной действительностью — живым опытом, во Христе и со Христом. Чтобы приобрести это, он отдал все, что имел. И он был очень ободрен, осчастливлен, видя, как многие присоединяются к нему в этом прогрессивном движении. Это был поворотный момент в его жизни, в самом истинном смысле этого слова.

5. Брат Даниэльс желал, чтобы это было открыто в свое время

Вот такие сердечные мысли и побуждения брат Даниэльс доверил мне, и я познакомился с планами и работой его жизни более позднего периода — в 1923 г. И он познакомил меня с этими большими планами. И так как я был тесно связан с братом Даниэльсом в работе, то эти планы стали моим бременем, только, конечно, не в таком широком смысле и плане, так как я не обладал такими способностями и опытом.

О, какое сотрудничество объединило нас вместе в изучении глубоких истин Божьих, исследовании Божьих воззваний — при близких отцово-сыновьих отношениях!!! О, какие сладкие часы молитвы и посредничества!!! Какие изыскания Слова и Свидетельств Духа пророчества!!! Какие вырабатывались планы и стратегия! А какая радость потом делиться со всем этим с работниками! Это был звездный час в моей духовной жизни! Брат Даниэльс хотел, чтобы в подходящее время я рассказал об этом историческом периоде его жизни. И вот почему я дал себе право писать об этом. Я сделал так как этого хотел он, потому что он чувствовал, что это может помочь и другим, как это помогло и ему, и его сотрудникам в те яркие дни.

Он жалел только об одном, что это преобразование наступило слишком поздно в его жизни и что ему было отпущено так мало времени для его продвижения. Он надеялся, что другие смогут извлечь пользу для себя из этого критического урока его жизни. И очень многие уже сделали это и еще очень и очень многие сделают это.

Он прожил благородную жизнь. Жизнь, которая трогала сердца людей и прославляла Бога, ибо он следовал за открытым светом, который своими ярчайшими лучами озарил закат его дней жизни яркого служения и водительства Божьего. Он оставил неизгладимый след в движении и его служении. И это влияние продолжает ощущаться и сегодня и оно будет продолжать жить в жизненных опытах других людей до конца времени. [409]