28. Несравненное свидетельство адвентистов — 1

I. Общий взгляд на авторитетное представление истины

1. 1915-й год — особо-важное значение

1915 год — исключительно важный год в летописи Церкви Адвентистов седьмого дня. Этот год отмечен кончиной Елены Уайт — специального вестника Адвентистского движения.

Ее труды завершены. Ее плодотворная литературная деятельность окончена.

Ее живое свидетельство умолкло. Это была исключительно важная веха — конец эпохи. Но с Ее уходом не прекратилось благословенное, направляющее влияние ее советов. Они живут и сегодня, говорят как никогда раньше. Однажды, она сказала многозначительно: «Независимо от того сколько я еще буду жить, мои письменные труды будут постоянно говорить и их работа будет продвигаться вперед до конца времени. Мои труды хранятся в специальном хранилище и даже тогда, когда меня не будет, эти слова, которые были даны мне Господом будут продолжать жить и говорить к народу» (1 т. Изб. В. 55. 1907 г.).

Все это так буквально и есть. Действительно, в последние годы, многие из этих трудов были собраны и опубликованы. И в результате эти труды получили самое широкое распространение. Специально подобранные материалы, книги на специальные темы, собрание статей из Ревью, затем из Знамений и Наставника — мы всегда имели под рукой. Собранные по отдельным темам в бесценный трехтомный Индекс, составленный Р. Л. Одомом и изданный Доверенным Комитетом по литературному наследию Е. Уайт — эти труды стали тематически доступны и теперь изучаются более широко чем прежде.

2. Необходимость в обозрении прошлого

Очень желательно остановиться в этом месте и сделать обзор прошлого, что касается свидетельств Е. Уайт по вопросу праведности через веру на протяжении всех лет — особенно с 1888 гола. Последующий за этим период был критическим периодом для изложения этого материала. Об этом много было написано. Здесь мы находим точку зрения Бога, записи, сделанные Его избранными людьми.

Здесь нам не нужно разбираться в сложностях человеческих мнений, с их предубеждениями, неверными умозаключениями, извращенными выводами.

Нам нужно сделать этот заслуживающий доверия обзор.

Всеобъемлющий обзор Свидетельств Е. Уайт относительно этой величайшей темы праведности через веру окажется не только в высшей степени стоящим, но и обязательным для правильного понимания этого вопроса, который мы рассматривали со всех точек зрения и об отношении к этому вопросу движения и руководства.

Это также должно разрешить такой мнительный вопрос, как — отвергло ли руководство Церкви Адвентистов седьмого дня весть праведности через веру после кризиса 1888 года или, несмотря на нашу медлительность и непостоянство, и на то, что мы не шли вперед так, как этого хотел Бог, мы действительно, добились успехов, пусть медленно и неуверенно? (2Т. Из. В. 396-7). И здесь мы найдем авторитетные ответы.

3. Руководство не отвергло весть

Самым главным доказательством того, что это утверждение не соответствует действительности является тот факт, что большая часть самых крупных произведений Е. Уайт, за исключением Великой борьбы, была написана, издана, поощрена и распространена нашим движением с 1888 года. Взгляните на список этих нижеследующих главных книг: 1890 Патриархи и Пророки 1892 Служители Евангелия 1892 Путь ко Христу 1896 Нагорная проповедь 1898 Желание веков 1900 Притчи Христа 1900-09 Свидетельства 6, 7, 8, 9 тома 1903 Воспитание 1905 Служение исцеления 1911 Деяния Апостолов 1913 Советы родителям, учителям и учащимся 1915 Служители Евангелия 1917 Пророки и цари Мы не должны упустить из виду и Свидетельства для проповедников (1923 г.); Свидетельства для писателей и издателей (1946 г.); Евангелизация (1946 г.); Избранные вести [445] (1 и 11 тома, 1958 г.); Библейский Комментарий (1953-57); Собрание Статей Е. Уайт из «Ревью» (1962-63) — и еще другие небольшие издания.

Все эти книги были не только опубликованы при непосредственной санкции Комитета по изданию трудов Уайт, но и при активном сотрудничестве трех деноминационных издательств Сев. Америки — Пэсифик Пресс, Ревью энд Геральд и Южного издательского объединения. Постоянную поддержку также в этом вопросе оказывало руководство Генеральной Конференции, Комитет Генеральной Конференции, и Генеральная Конференция, как самый наивысший и самый авторитетный орган Церкви Адвентистов седьмого дня на земле. (Св. 3 т. 492 стр.). Отсюда исходила неограниченная поддержка.

4. Все возрастающий интерес в настоящее время

Во всем этом важно то, что все эти книги, периодические статьи и рукописные свидетельства, в которых Дух пророчества пишет и убеждает об этой благословенной истине праведности через веру — были изданы с официального одобрения.

Прежде всего составим общую картину из всех предоставленных в наше распоряжение материалов Е. Уайт. Затем в хронологическом последовательности проследим год за годом, десятилетие за десятилетием изложение очевидных истин, составляющих содержание ее трудов. [446]

6. «Вечное Евангелие» в обстановке последних дней

Это не рекламная фраза, не лозунг, не штамп, но обоснованная доктрина.

Это была и всегда остается постоянная живая связь с живой Личностью.

Это был и всегда есть наивысший принцип и условие спасения. Это — просто неизменное Евангелие в действии — «вечное Евангелие», «Вера Иисуса» — в ее обрамлении последних дней и применении к ним. Это — пульсирующее сердце трехангельской вести, «трехангельской вести в ее истинном значении» и в ее огромном масштабе, равновесия и силы.

Эта истина содержит в себе и нарушенный закон, и спасительную благодать, падение человека и искупительную силу Христа. Эта истина автоматически уничтожает экстремизм и нейтрализует как законничество так и недооценку закона — сухую теорию и пылкий эмоционализм и крайности. Это чудо здравомыслия и побудительной силы.

7. Этой темой пронизаны все ее труды

В этом и был основной вклад Е. Уайт. Кроме небольшой брошюры «Оправдание верой», написанной в 1890 г. (Из. в. 1 т. 387-98), она не написала никаких отдельных, специальных глав по этому вопросу, ни одной книги на эту величайшую тему. Но этой темой пронизаны все ее труды. Эти драгоценные перлы разбросаны по всем ее 55 книгам и более чем 4000 периодических статей — не считая 8000 неоценимых писем и рукописных свидетельств.

Истина о праведности через веру подобна золотой нити, вплетенной во всю ткань ее трудов. О, как счастлив этот народ, обладающий таким сокровищем! И горе нам, если мы не читаем , не принимаем и не живем согласно этим вдохновенным советам. Но как мы твердо верим в это, эти советы широко принимаются, им следуют сегодня как никогда раньше.

II. Изумительная цель, масштабность и суть Свидетельств Е. Уайт

1.Превосходит все по своей объемности

Никто в наших рядах или же в истории не обладал таким глубоким пониманием сущности и чудесных богатств истины о праведности через веру, как Елена Уайт. Никто с такой красотой пера и силой выражения, на протяжении десятилетий не описывал эту тему, как это делала Елена Уайт. Это не было отражением [447]мыслей и слов других. Она раньше других сделала Это.

Она говорила на эту тему в своей проповеди на Генеральной Конференции в 1883 г. И когда специальные вестники истины о праведности через веру в 1888 г. и после этой даты поколебались и отступили, она подхватила факел этой выдающейся истины и понесла его вперед, далеко пересекая границы первоначального представления об этой истине. Она водрузила этот факел на вершинах, о которых его прежние светоносцы и не помышляли. Она придала этой истине широту, глубину и высоту, о чем она никогда раньше и не думала и что нам предстоит увидеть.

На время упустив из вида хронологическую последовательность в изложении ее Свидетельств, мы, прежде всего, обратим внимание на красоту огромной мозаики, созданной ею. При этом используем точную модель и основные выражения, как это и отражено в Индексе (3 т. 2281-2287). Проследим за чудесным описанием, впервые появившимся в ее трудах (см. также Из. В. 1 т. 350-400). Однако в своих периодических статьях она делает это более ярко. А в личных Свидетельствах делает это с необыкновенным блеском и великолепием. Вначале разрешим себе это наслаждение, рассматривая этот вопрос, именно в ее всеобъемлющем изложении. (Раздел 2 и 9 выражают ее мысли). Ниже мы даем следующие описания Е. Уайт.

2. Необходимость праведности Христа

Праведность Христа принята вместо грехопадения человека. Она, как «аромат», вливается в наши молитвы. Она наполняла собой «лучший завет». Все, кто хотят быть детьми Божьими, должны обладать этой праведностью. Только эта праведность может спасти человека, приостановить поток зла и открыть пред грешником дорогу к Богу, чтобы Он принял его. Только эта праведность может приготовить нас к тому, чтобы занять место на брачном пире и только она делает молитвы грешника приемлемыми Богом.

Мы должны быть вооружены ею, одеты в нее и со всех сторон окутаны ею. Мы должны носить ее, и тем не менее для многих эта одежда — «ненадеваемая». Она принимается через веру и, несмотря на это, многие церкви умирают из-за отсутствия ее учения и реальности. А «некоторые» отвергают ее. Она представляет из себя составную часть искупительной жертвы Христа. Она составляет закон и Евангелие — как единое, совершенное целое. И тем не менее с самого начала она была высмеяна и отвергнута, но не всей Церковью в целом. Но миру должна быть дана эта весть и это будет сделано. Мы должны нести всюду с собой ее чудесный аромат.

3. Слава истины праведности через веру завершает работу трехангельской вести

Посредством Своей праведности Христос очищает Свой народ. Он возлагает ее на каждого и вкладывает ее в каждую душу, которая верит в Него и раскаивается. Церковь должна быть облечена в праведность Христа для последней битвы. Ее можно получить посредством веры. Она должна контролировать наше поведение. Непослушные люди не имеют права просить о ней. Мы не можем представлять ее, как «новый свет».

Мы не должны успокоиться до тех пор, [448] пока не будем облечены в нее, потому что только при таком состоянии человек может соблюдать Закон Божий. Мы ничего не должны разрешить себе делать такое, что может мешать или препятствовать ей работать в нашем характере и жизни.

Мы должны воспринять ее верой. Это «прекрасное одеяние» святых. Получить ее — должно стать величайшей целью всей нашей жизни. Именно праведности Христа недоставало пяти неразумным девам. Ее аромат возносится к престолу благодати. Она возносится вместе с молитвами кающегося грешника. Она выткана «на небесном станке». Мы должны стоять перед Богом только в ней. И только те, кто будут облечены в эту праведность, смогут выдержать славу Его Пришествия.

Это будет великий, славный день, когда Церковь действительно облечется в праведность Христа. Это будет подобно ослепительному пламени. Его слава завершит работу Третьего Ангела. Мы должны обладать Ею для того, чтобы работать для высшего общества. Без нее мы окажемся в стыде нашей собственной наготы. Великие мужи Божьи всецело полагались на нее.

Его праведность должна стать нашей.

4. Составляет наше «право» и «пригодность»

«Вменяемая» праведность приходит через оправдание верой. Она сравнивается с переменой одежды. Она делает человека способным противостоять всем коварным нападениям сатаны. Это бесплатный дар от Бога, полученный через веру и который делает совершенными наши дела и поступки. Она делает грешника праведным и это наше единственное обоснование для надежды. Она дает нам «право» на небо и усовершенствует наш характер. И таким образом, мы считаемся праведными. Таким путем, мы оправдываемся и достигаем совершенства характера. Но праведность может быть вменена только послушному верующему человеку. И ее можно получить только через примирительную жертву на кресте.

Таким путем послушание человека совершенствуется. И она становится нашей праведностью, не оставляя никакого места для самоправедности.

Ее сияние проникает во все мрачные уголки души. Она подобна перлу, чистому, белоснежному. Но в отрезок какого-то времени эта драгоценность была утеряна. Мы не можем быть облечены в праведность, если продолжаем делать известный нам грех или же, когда мы не хотим произвести в своей жизни эту великую перемену. Она проявляется в повиновении заповедям.

Она должна быть нашей — отвечая на требования Закона Божьего и облекая собой грешника.

«Наделяемая» Богом праведность делает нас «пригодными для Неба. Она становится нашей через веру, когда мы принимаем Христа, как нашего личного Спасителя. Праведность наделяется каждой раскаявшейся душе, а в ином случае такому человеку больше ничем другим помочь нельзя. Душа, которая позволяет Ему снять с нее ее грехи, верой простирается к Богу.

5. Выставленная перед всем миром

Такую праведность Бог повелевает выставить пред всем миром. Это сущность трехангельской вести и она должна быть возвещена громким голосом. Она должна [449] раздаваться от одного конца земли к другому. Это, и есть ТО, ЧТО мир должен получить. Мы, как служители должны алкать ее — как нашу праведность. Ни одна душа не может быть пригодной для Неба без праведности. Это не покрытие для неисправленных и неоставленных грехов. Она не дана для самодовольных. Она не вменяется и не наделяется во имя наших заслуг.

Немногие евангельские работники облечены ею. Она не представлена в своем должном свете. Но это одна из самых сладчайших вестей, когда-либо произносимых устами человека. Все другие интересы должны занять второстепенное место. Она делает нас единственно способными служителями. Только посредством нее мы сможем выдержать испытания. Только таким путем мы сможем быть подготовлены. Только она может сделать нас пригодными для неба. Ее доспехи защищают нас от стрел зла. Самодовольные не ищут ее, но Бог усовершенствует Свой народ через праведность.

6. Делает доступным Небо

Облеченные праведностью не смогут молчать и не будут иметь притяжения ко греху. Они будут размышлять о темах Божьего «великого спасения». Мы должны представлять ее как свет, который был утрачен на какое-то время, но теперь он вновь готов воссиять для беспомощного человека. Откровение этого есть «Громкий клич», который уже начался в 1888 году. Все искупленные должны носить эту одежду. Все, кто войдет в Город Божий, будет облечен в это одеяние. Они будут стоять как избранные и верные, прошедшие проверку нашего Великого Бога. Только праведность защитит нас от судов грядущих на землю. Именно ЭТО предлагает Христос Лаодикянам.

Христианство — означает носить праведность Христа. Церковь должна стоять незапятнанной. Наши запятнанные одежды должны быть сменены, так как Бог принимает только тех, кто облечен Его праведностью. Она не имеет в себе ни одной нити человеческого вымысла. Через это средство жизнь тесно переплетена со Христом. Те, кто не будут иметь этого брачного одеяния, не войдут в Новый Иерусалим. В нее нельзя будет одеться после входа в город. Обетования для Церкви относятся ко всем, кто будет носить это одеяние. Таким путем мы покрываемся ею, облекаемся в нее и надеваем ее на себя. Те люди, которые облеклись в это славное одеяние будут иметь место на пире Царя. Таким образом, Христос возлагает Свое незапятнанное одеяние на весь Свой народ.

Это и есть то незапятнанное одеяние, которое возлагается на каждую верную и преданную душу. На это руководители истины должны постоянно обращать внимание. Во свете и сиянии ее мы должны жить. Она должна быть представлена погибающему миру. Посредством нее мы прощены, так как если бы никогда и не согрешили. С ней мы стоим оправданы в Его присутствии. Эта праведность дает грешнику право допуска на Небо.

Это предложение Верного Свидетеля — белая одежда или виссон, который Христос хочет возложить на сокрушающегося грешника, чтобы дать таким путем грешнику доступ на небо — одеяние характера. [450]

7. Поглощает собой все другое

Праведность Христа принимается вместо падения человека. Так было с Авраамом, с Иовом. Все Божьи требования находят полное удовлетворение в праведности Христа и это достигается только через веру. Церемонии, деятельная активность и любое старание и усилие никогда не могут возместить собой праведности Христа. Только один Христос может покорить нашу наготу Своей праведностью, покрыть нас ею. Он — Сам — наша праведность.

Это — основание Христианства. Этот вопрос поглощает собой все другие. Только если мы будем облечены в Его оружие, мы сможем отразить всякое злое влияние и сохранить нашу чистоту незапятнанной. О такой праведности мы должны алкать и жаждать. Мы должны решить вопрос нашего спасения через Его благодать. Кроме того, наше понимание библейской истины зависит от нашего понимания праведности через веру. Мы должны стоять на страже первого, малейшего отклонения от этого. Она воплощена во Христе.

Эта праведность — основание престола Божьего. Она вменяется людям «во Христе». Бог все предлагает в праведности. Величайший обман состоит в том, если думать, что только простое согласие с праведностью уже составляет праведность. Это было самой наивысшей формой обмана во дни Христа на земле. Если мы не будем взирать на Бога, чтобы получить ее, мы безнадежны. Только посредством нее мы освящаемся и становимся пригодными для неба. Наше право на небо заключается в ее вменяемости нам. Праведность — это святость, подобие Богу.

8. Только праведность Христа достаточна

Христос — великий Хранитель и Источник праведности. Знание того, что Христос есть наша единственная праведность и есть наша единственная надежда. Праведность нельзя достигнуть дарами или жертвами, мучительными усилиями или тяжелым трудом. Ее можно получить через веру во Христа. Это Его характер спасает грешника. Наша праведность в Нем — а наша собственная — это только запачканная одежда. Внешняя праведность не имеет никакой ценности без внутренней действительности.

Фарисеи располагали внешними церемониями и теоретическими познаниями, и свое спасение основывали на делах. Но таковыми они никогда не могли войти на небо. Праведность принимается принятием Христа. Она представляет характер Христа. Она требуется законом Божьим, но вместе с тем она свободный дар, который можно получить только через Христа.

Кто желает быть на небе, тот должен быть облечен праведностью. Блудный сын, возвратившийся к Отцу, был покрыт ею. Но Бог не покрывает зло. Христос принес наивысшую жертву, чтобы Он смог наделить нас ею. Нагорная Проповедь описывает это.

9. Отражение Божьей точки зрения

Бог — Источник; человек — получатель. [451] Мы никогда не должны снижать нормы до уровня наших наследованных и развитых наклонностей. Праведность — это сущность любви к Богу и человеку. Она не делает человека жестоким, бесчувственным, черствым, неприятным. Мир противится ей. Праведность Павла была ничто до его обращения.

Такова же цель, масштабность и сущность праведности через веру — авторитетным образом выдвинута Е. Уайт на протяжении ее более чем шестидесяти лет литературного служения под особенным руководством Духа Божьего.

Вдоль и поперек она всесторонне исследует этот вопрос. Повторяет вновь и вновь все значение, смысл, цель, назначение этой великой темы. Частые непринужденные повторения только усиливают все значение этого вопроса. Какое чудесное, многократное описание! Это Божья точка зрения, отраженная через перо Елены Уайт. Перед нами открывается изумительная картина славы Его праведности и милости.

10. Бог не отринул нас

Какая уравновешенность, всесторонность и убедительная сила в этом изложении! Ни тени экстремизма, никакого давления, ни одного неверного заключения. И именно эта весть о праведности через веру была вновь выдвинута в 1888 г. И вопреки задержке в принятии этого вопроса и трагическим препятствиям — несмотря ни на что, эта истина прогрессирует в принятии, опыте и росте — все больше и больше, до полного совершенного дня.

Ничто не должно разочаровывать нас, только наша собственная тупость в духовном восприятии и наше равнодушие ответить на призыв Божий и Его ожидания. Бог не отринул нас как народ. Во всех трудах Духа пророчества, начиная с 1888 года — ни одной строчки, подтверждающей подобные утверждения. Это даже не логично, ничем неоправдано, незаконно подвергать всю Церковь осуждению лишь только по той причине, что «некоторые» отвергли весть праведности через веру так, как она была представлена в Миннеаполисе в 1888 году. И Бог не считает неповинными тех, кто оспаривает руководство, которое лично приняло эту весть и вело Его народ вперед в согласии с этой истиной.

Прочти подобные обвинения! Вперед, с устремленным к Небу взором — ответим на призыв Божий для настоящего времени! Дни лучезарной праведности через веру — уже перед нами и отзывчивый народ ответит на ясный призыв Бога. Смятение и замешательство будет на лицах тех, кто борется против Свидетельств через Дух пророчества.

III. Необходимое руководство обеспечено нам сегодня

1. Божественное описание этой высокой темы

Во свете вышеописанного, с нашей стороны было в высшей степени очень уместным остановиться в этом хронологическом месте — на этой памятной вехе и поразмыслить о значении 1915 года, что он означает и он дал нам как народу? [452] Но мы также нуждаемся и в том, чтобы иметь хронологическое представление о всеобъемлющем свидетельстве адвентистского толкования о праведности через веру. Такое обозрение охватывает 60 лет активной литературной деятельности, всестороннего освещения этой темы с 1854 года до даты кончины Елены Уайт.

Удивительная последовательность этих вестей и их влияние на историческое развитие отношений к ним, действий, реакции — создает возможность для правильной оценки. И провозглашенные вечные принципы и все связанное с ними — данные, безусловно, под руководством Бога — все это встретит свое истинное будущее. Следовательно, у нас может быть надежда на их великое и славное осуществление.

Здесь мы заново для себя откроем чудесное содержание, уравновешенность и смысл этих выражений. Здесь мы откроем истинное значение, более широкое применение, глубокий смысл, торжественные обязательства, богатые возможности и доминирующее влияние истины праведности через веру — с применением всего этого к нам, лично, а также и ответственность Церкви идти вперед стройным маршем, в ответ на последний призыв Бога, в этот последний час истории Земли.

2. Ценность этих свидетельств не поддается оценке

Здесь мы открываем для себя такую область мыслей, выражений,- что вряд ли могли бы встретиться с чем-либо подобным в другом месте. Это руководство против экстремизма, извращенных понятий и представлений о тех величайших планах и целях, какие имеет Бог о Своем избранном народе в великом продвижении истины.

Ценность этих вдохновенных изложений, обращений, воззваний, предостережений не поддается никакой оценке. Принятые во внимание и правильно понятые — эти свидетельства обезвреживают, уничтожают все кривотолки, искажения и недоразумения; пресекают ложные течения.

В них заложена гарантия безопасности и здравомыслия. Здесь заложена небесная программа для завершения работы; бальзам для нашего исцеления; план для нашего успеха, предопределенного успеха.

3. Советы Духа пророчества содержат божественные требования пересмотра

Они занимают необыкновенное место в нашем движении, что касается истины о праведности через веру. Они содержат в себе божественные требования к переисследованию, пересмотру этого вопроса, который очень важен и необходим сегодня. Благосостояние нашего движения зависит от нашего отношения к этой теме. Эта весть будет проповедоваться от одного конца земли к другому, как в Церкви, так и всем людям. И эта истина совершит [453] то дело, к какому она призвана. И никто не остановит ее.

Свидетельства Духа пророчества об этой истине не допускают никакой узости, односторонности, ограничений, отключения. Истина о праведности через веру будет составлять и представлять собой всю сущность Адвентизма.

Она укрепит наше свидетельство и придаст силу ему. Она не противоречит планам нашей Церкви и работе проповеди. Она не расхолаживает и не уничтожает серьезности нашего предостережения миру. Вернее, она придает дополнительную обаятельную силу вести оправдания и могущественному воззванию в заключительной фазе нашей задачи.

4. Божественные советы даны для руководства

Весть о праведности через веру поставит нашу весть и работу в ее правильное положение.

Она придает ей ее единственную направленность — Христос и Его праведность, что Бог и ожидает от нас. Резкое, неприятное отношение к этой истине в прошлом сменится глубоким чувством убеждения. Холодное, законническое отношение, господствовавшее в 1888 годы и вызвавшее порицание Божье — сменится любовью Христа, которая будет привлекать, притягивать, а не отталкивать и отвергать. Это — Божий идеал; это — Его ожидание.

И как нам сказано, мы должны многому научиться и очень от многого отучиться. Нам даны все необходимые указания, если только мы последуем этому божественному руководству в это время. В этом и состоит главное значение и наказ этих Свидетельств. Все это представляет собой требования, призывающие нас к очень тщательным переисследованиям и является предостережением против небрежности и беспечности. В них заложена программа. И наша безопасность зависит от нашего отношения к этим Свидетельствам.

5. Вечные истины поставлены на их законное место

В данном случае и неизбежно — это ставит вечные истины на их законное место — на передовую, вместе с возвеличиванием Христа, как «всей полноты Божества», и подобным образом и Духом Святым, тоже как всей «полноты Божества». Это создает для нас необыкновенное преимущество в нашем подходе к религиозному миру, обезумевшему по причине отступления в высших духовных протестантских кругах и господствующего духа безнравственности.

Таким образом, все духовные богатства и цель истины «Веры Иисуса» — выйти на передовую линию, занять свое законное необходимое место, рядом с «Заповедями Божьими», на которые мы так безжалостно нажимаем и как часто делаем это без меры, без духа и жизни, вложенной Богом в них. Именно эти истины, в их правильном взаимоотношении и будут характеризовать собой последнюю фазу нашей работы. [454]