30. Положение Адвентизма меняется

I. Перед нами открывается дверь и возможность диалога

1. Нас спрашивают когда мы будем готовы к этому

Время и обстоятельства сделали свое дело. Взошла заря нового дня. Как Церковь, мы достигли единства во взглядах относительно полноты и вечного Божества Христа — первоначально изложенное в нашем «Вероучении» за 1931 г., а затем и в других материалах. Дело искупительной Жертвы, завершенное на кресте — в правильном взаимопонимании с посредническим служением Христа — также было изложено в свидетельстве о Крещении в 1941 г., а затем помещено в Церковном уставе.

Последний остаток арианизма был удален из нашей классической литературы в 1944 г. А все еще бытующее неправильное представление о якобы «греховной» природе Христа было уничтожено удалением прискорбного примечания из Библейских чтений в 1949 г.

Примечательно то, что как только мы разрешили этот вопрос и даже еще раньше в конце тридцатых годов — к нам стали поступать множество вопросов со стороны богословов относительно основ вероучения Адвентистов седьмого дня в их связи с вечными истинами. Все это было естественно, одновременно. Это было новым пробуждением жажды понимания со стороны неадвентистских богословов.

2. Приглашения

Мы начали получать от разных вероисповеданий [466] вопросы и приглашения для выступлений. Наравне с другими, я также имел личное преимущество отвечать на вопросы многим студенческим группам, в частности на тему: «Почему я Адвентист седьмого дня?» Такие приглашения поступали от неадвентистских церквей, колледжей, университетов, семинарий и даже светских организаций.

К религиозным группам относились такие, как эпископальная, пресвитерианская, методистская, баптистская, реформаторская, конгрегационалистическая, объединенных братьев и даже пятидесятников, а также организация обращенных католиков-ксендзов. Это я пишу с моих личных наблюдений, потому что я имел общение с каждой из этих групп.

Университеты, такие, как Марбург (Германия), Рутгерс (Нью-Джерси) и Питсбург прислали свои необычные приглашения. И за этим последовали диалоги с Римо-Католическими студентами,- как групповые, а также и индивидуальные. Эти беседы были очень плодотворными и в высшей степени сердечными. Как пример, у нас была встреча с 38 студентами из Католического университета в Америке. Эта встреча проходила в Вашингтоне (округ Колумбия). Один час было выступление, другой час беседы. Кроме этого велись беседы с студентами в количестве 5-8 человек. Позже я имел преимущество выступать перед студентами — выпускниками в том же Католическом университете, на ту же самую тему.

3. Незабываемые встречи с известными богословами

Самыми памятными остались воспоминания о незабываемых встречах с такими духовными лицами, как лютеранским профессором док. Энмундом Шлинком из Гейдельбергского университета и док. Эрнестом Бензом, деканом теологического факультета из Марбургского университета, а также с его большой группой студентов. Затем с известным британским библейским комментатором, уже покойным доктором Грехемом Скроджи из Лондона; с прославленным конгрегационалистом док. Мартином Лойдом-Джонсоном из Вестминстерской капеллы, также из Лондона. С покойным доктором Раулем, баптистом из Манчестерского университета и с многими другим в Британии.

В Америке, с известным доктором Уилбуром М. Смитом, популярным баптистским преподавателем из Библейского института им. Муди. Затем с пресвитерианцем доктором Карлом Генри. С раввином доктором Луисом Гисбургом, известным талмудистом из известной теологической семинарии в Америке. Также с отцом Петром Нобером из Папского библейского института в Риме и редактором Вербумом Дамини. Совсем недавно с еще целым рядом священников, таких, как отец Луис Ривера [467] из Рима и Аргентины, который переводил и издавал мои статьи в своем журнале «Ревиста Библике».

4. Открылись возможности, потому что мы были приготовлены к ним

Для нас открылись новые контакты, частично еще и потому что многих широко заинтересовали книги адвентистского издания «Пророческой веры наших отцов». И многим хотелось лично познакомиться с автором-адвентистом этих книг. За последние двадцать лет путем переписки было установлено сотни контактов.

Наши братья-лидеры также имели чудесные преимущества выступать перед религиозными и светскими аудиториями,- в церквях, институтах, обществах, на официальных обедах, — где они встречались с религиозными лидерами, а также и на конференциях. Наступил новый день возможностей и встреч — и мы верим, что это время пришло по определенной причине. Открылась новая эпоха связей. Благоприятный час настал. Установились связи, родились отношения.

5. Волна искренних вопросов продолжается

Вначале мы не разобрались в причине всего этого. Но оглядываясь назад, нам становится все ясно. Теперь мы были лучше подготовлены для таких сближений и возможностей. Еще до этого о нас сложилось невыгодное представление; нами были опубликованы и неисправлены некоторые неверные взгляды на вечные истины, которые были хорошо известны и разработаны в других религиозных кругах. Когда все это было исправлено — путь очистился и о нас начали спрашивать, открылись возможности и продолжают открываться.

Мы получили целый ряд вопросов относительно нашей веры от ученых-богословов по обе стороны Атлантики, Юж. Америки, Дальнего Востока, Австралии, Африки и др. мест. А также от студентов — выпускников католической и протестантской семинарии. Рука Божья была видна во всем этом. Некоторые из полученных отзывов были очень важными — они говорили о перемене взглядов. Их отношение в корне изменилось. Они приняли наше положение.

6. Исправления в энциклопедиях и справочниках

Кроме того, после того как наши исправленные церковные заявления стали историческими фактами и общеизвестными, и после того, как были устранены из некоторых наших книг неправильные положения — все это поставило нас в более выгодное положение, которое давало нам право не согласиться с некоторыми опубликованными утверждениями, очень неправильно представляющими нашу веру. Представились возможности внести исправления в различные энциклопедии и справочники, и даже в книги острых критиков, причисляющих нас к «антихристианскому культу» и т. п. [468] Особенно нас радовала готовность со стороны многих внести исправления в неправильное освещение нашей веры, ложные представления о наших основных принципах. Многие из этих исправлений происходили за кулисами, в тишине совершая свое дело.

Многие были искренне рады выяснить факты и открыть истину относительно нашей веры и сделать — или же попросить помощи у нас сделать соответствующие исправления в своих трудах. Для этого достаточно привести один характерный пример. Но вначале немного об обстановке этого.

7. Установились контакты когда мы были готовы к этому

Как уже отмечалось были сделаны исправления и в 1931 году было опубликовано единое Изложение нашего «Вероучения». В 1941 г. подобным образом было издано единое Свидетельство о Крещении. Существенные исправления были сделаны и в других наших книгах.

Тем не менее древние, старые обвинения в ереси по отношению вечных истин все еще продолжали распространяться и появлялись все новые обвинительные статьи и заметки. Некоторые из них были написаны в яростной, в высшей степени осуждающей форме. Другие более умеренно. Одни из них были самым ужасным образом настроены против нас; другие, главным образом, основывались на лжеинформации и неправильном понимании, и здесь было легче что-либо сделать.

8. Результаты следования Образцу

Одна статья подобного характера была опубликована в 1955 г. в журнале «Наша надежда», в Филадельфии, доктором Шайлером Инглишом, возглавляющим Комитет по пересмотру библейского справочника. За этой передовой статьей последовал целый ряд особенных событий, так как этот журнал способствовал исправлению положения.

Когда мы следуем Образцу, Господь вознаграждает нашу верность и мы получаем благословения. Нам говорили, что в наших контактах с представителями других вероисповеданий мы, прежде всего должны убедить их, что мы, воистину, христиане и верим в Божество (т. е. в Божество Христа и Его предсуществование. Св. 6 т. 58). В прошлом, это наверно было главным камнем преткновения для правильной оценки Адвентизма многими христианскими богословами. Они сами говорили нам об этом. И сейчас мы в первую очередь стараемся исправить это.

Особое ударение на вышеупомянутые вопросы принесло ощутимые результаты. Последующая цепь событий началась еще до контактов с Уолтером Мартином и док. Дональдом Греем Барнхаузом, о чем речь пойдет ниже. Однако этот прежний обмен мнениями с док. Инглишом [469] имел определенное отношение к беседам с Мартином и Барнхаузом — хотя все это имело место в разное время.

II. Плодотворные контакты с док. Инглишом

1. Обмен мнениями с редактором журнала «Наша надежда»

Для того чтобы лучше понять последнюю часть этой главы и следующую, наши переговоры с евангелистами Мартином и Барнхаузом и, как результат, изданную книгу «Ответы АСД на доктринальные вопросы» — необходимо возвратиться к 1951 г. и некоторым предварительным обменам мнениями с док. Инглишом из журнала «Наша надежда». В своей редакторской заметке, в январском номере журнала (1955 г.) Инглиш ошибочно утверждал, что Адвентисты седьмого дня «отрицают Божественность Христа» (409). И он добавляет, что мы «те люди, которые с пренебрежением относятся к Личности и работе Христа» (410).

Что касается этого последнего выражения, то док. Инглиш обосновывает свое неправильное представление на том, что как он понимает, мы учим, что Христос во время Своего Воплощения «взял на Себя нашу греховную, падшую природу». Этими словами Он ссылается на часто цитируемое примечание в старом издании Библейских чтений. (Инглиш. Письмо к Л. Е. Фруму. 11 марта, 1955 г.).

2. Честное и христианское исправление

С нашей стороны мы немедленно написали доктору Инглишу, выражая нашу озабоченность по поводу его неправильного понимания нашего учения, как в этих вопросах, а также и других. Были предъявлены обширные документальные доказательства, чтобы показать, что мы, как Церковь не обесцениваем Божество Христа — как это делают многие различные современные вероисповедания, но мы преданы душой и телом библейской истине о Полноте Божества Иисуса Христа.

И еще, что старое примечание Колкорда в Библейских чтениях, выражающее точку зрения меньшинства и приписывающее унаследованную, греховную падшую природу Христа — уже давно изъято, по причине своей ошибочности и уже в своем новом представлении является неопровержимым свидетельством в поддержку вышеупомянутым утверждениям. Это привело к весьма удовлетворительному и благоприятному обмену письмами.

В конце нашей обширной, взаимной переписки, длившейся несколько месяцев док. Инглиш заявил самым мужественным образом и в самом истинном христианском духе, что он убедился в том, что он «действительно ошибался в своих обвинениях» и он сказал, что несомненно он «признает свои ошибки на страницах журнала «Наша надежда» (Там же).

3. Верно исправленная ошибка

Что касается воплощенной природы Христа док. Инглиш заявил: «Он (Христос) был совершен в Своей человеческой природе, но тем не менее, Он был Бог и Его зачатие при Его воплощении было защищено Св. Духом настолько, что Он не был участником падшей греховной природы других людей» (там же). [470] Со своей стороны мы заверили его, что точно также верим в это. Дух пророчества насыщен этой идеей (См. сноски Духа пророчества).

Доктор Инглиш самым благородным и любезным образом выполнил свое обещание в февральском номере журнала «Наша надежда» за 1956 г. Редакторская статья была прямо озаглавлена «Исправить ошибку». Он упоминал о том, что в январском номере за 1955 г. он допустил «вопиющую ошибку», утверждая, что Адвентисты седьмого дня «отрицают Божество Христа и с пренебрежением относятся к Его Личности и работе».

В этой передовой статье он рассказывал о «нескольких месяцах» переписки с автором этой книги и в конечном итоге выдвинул важные заключения, к которым он пришел: «Адвентисты седьмого дня безоговорочно верят в Божество нашего Господа Иисуса Христа (Там же). В подтверждение своих слов он цитировал различные документальные пункты, которые были ему представлены.

4. Наша вера во Христа и Его спасение

Затем доктор Инглиш подробно в своем журнале цитировал места из нашей с ним переписки.

Он хотел представить ясную и совершенно полную картину об адвентистской вере по этим вопросам, чтобы таким образом его читатели могли ясно понять то, что было представлено ему как наша вера, по этим пунктам.

Что касается нашей веры в Личность и работу Христа, мы осмеливаемся процитировать полное содержание из моих писем, помещенных им в его статье. Просто удивительно, что доктор уделил столько места тому, чтобы показать наше положение в спасении через Христа, Кто есть Божество в самом наивысшем смысле — «вся полнота Божества». Вот мое заявление, которое доктор цитирует в «Нашей надежде»: «Адвентисты седьмого дня полагают свою единственную надежду спасения во Христе Иисусе, [471] предсуществующего от вечности, Который взял нашу плоть через рождение Девы, жил непорочной жизнью, совершил много чудес, был предан, пошел на крест, где была пролита Его кровь вместо нас. «Там Он умер искупительной смертью вместо нас, воскрес на третий день, лично вознесся телесно на небо, где, как наш милосердный Первосвященник Он совершает ради нас полное и совершенное примирение на кресте. И, поэтому мы ожидаем Его близкого Второго Пришествия, когда Он воскресит всех умерших праведников и преобразит живых праведников, которые навеки будут с Господом.

«Мы верим в спасение только через благодать, верой, полностью и только во Христе — добрые дела следуют после спасения, как плод и свидетельство его подлинности. Мы верим в обязательную необходимость нового рождения, в оправдание верой от вины и наказания греха через вменяемую праведность Христа; в освящение через действие Св. Духа, чтобы таким путем получить наделяемую праведность Христа. Мы также верим в прославление при втором, личном Пришествии Христа, перед началом тысячелетнего царства, когда мы будем избавлены от самого присутствия и возможности греха» (Л. Ф. цитировано в жур. «Наша надежда», 8 фев. 1956 г. 458 стр.).

5. Главная черта (свойство) воплощения

Доктор Инглиш далее еще с большей подробностью воспроизводит четыре параграфа из нашей переписки, где мной рассматривается вопрос «Воплощение Сына Божьего», ссылаясь на это утверждение, как на «важное заявление»: «Вдохновенное Слово и Воплощенное Слово, или Слово, Которое стало Плотью — является сдвоенными столбами в вере Адвентистов седьмого дня, общее со всеми здравыми христианами. Наша полная надежда спасения покоится на этих двух непреложных положениях Божьих. Мы действительно считаем воплощение Христа в высшей степени важнейшим фактом, в его совершении и в результатах, в истории человека, как ключ ко всем искупительным мерам Божьим. Все до воплощения вело к тому и все после этого вытекает из этого: Оно опоясывает все Евангелие и абсолютно необходимо для христианской веры. Этот союз Божества с человеческим — Безграничного с ограниченным, Творца с творением, для того, чтобы Божественность могла быть открыта в человеческом — превосходит наше человеческое понимание. Но Христос соединил Небо и Землю, Бога и человека в Своей Личности таким образом.

«Кроме того, в Своем воплощении Христос стал тем, Кем Он раньше не был. Он взял на Себя человеческую телесную форму и принял ограничения человеческой телесной жизни, как способ существования на земле среди людей. Таким путем Божественность была соединена с человеческим в Одном Лице и Он стал Одно и только Бого-человеком. Это для нас является главным фактом и необходимой верой христианства. Крест стал неизбежным результатом того первоначального условия» (Там же).

6. Без наследственных злых склонностей

Проникая все глубже в смысл Воплощения и его потрясающие достижения, док. Инглиш продолжает цитировать: «К тому же, когда Христос отождествил Себя с человеческим родом через воплощение, Вечный вошел в земные отношения времени. И с этого момента, когда Христос, вечный Сын, стал человеком, Он не переставал быть человеком. Он принял человеческое естество и когда Он возвратился к Своему [472] Отцу, Он не только вознес с Собой человеческое, которое Он принял на Себя при воплощении (ДА 7:55), но и оставил это при Себе, вместе с славой, которую Он имел от всей вечности. Это Сын Человеческий, Который разделяет трон вселенной!» «Очевидная цель воплощения состояла в том, чтобы создать возможность вечному Сыну Божьему войти в человеческую жизнь для того, чтобы спасти человеческий род от гибели. Христос соединил божественность с человеческим, в таинственно-гармоническом союзе, для искупления мира от вины и наказания и власти греха. Необъяснимым образом Христос настолько слился с человеческим родом, что Он понес в Своем теле и личном опыте всю тяжесть его скорби, вины, но не его наследственные греховные наклонности или страсти. Посредством воплощения Христос вырвал скипетр из рук сатаны, узурпатора и тем запечатлел его участь» (Там же, 458-459).

7. Доктор Инглиш радуется здравому учению Адвентистов седьмого дня

Проникая еще дальше, доктор Инглиш оканчивает следующим важным редакторским заявлением: «Так как в журнале «Наша надежда» были допущены тяжелые неправильные утверждения редактор этого журнала очень глубоко сожалеет и приносит свое искреннее извинение и в то же самое время выражает надежду, что эта редакторская статья поможет исправить соделанное зло. Доктору Фруму выражаем нашу признательность за любезную переписку в исправлении вопросов, обсуждаемых в предыдущих параграфах. Хотя мы и не согласны с некоторыми доктринами Адвентистов седьмого дня, тем не менее мы рады знать о их приверженности к Св. Писанию, а также к Божеству нашего Господа и Его примирительной жертве лично за грех» (Там же, 459).

Это чистосердечное признание произвело решительный эффект на многих в религиозных кругах. Заключительное предложение, конечно, имело целью подчеркнуть общее неправильное мнение, что мы «отделяем» искупление всецело от креста, представляя ее как работу священника. Это также было выяснено к его удовлетворению. А также и вопрос о «козле отпущения». Но это еще не все.

III. Вальтер Мартин подтверждает, что Адвентисты седьмого дня — «братья во Христе»

1. Инглиш считает нас настоящими «христианами»

Спустя несколько месяцев доктор Инглиш опубликовал статью в журнале «Наша надежда» баптиста-полемиста Вальтера Мартина. В предисловии к ней док. Инглиш искренне констатирует предварительно в редакторской статье под заглавием «Учение Адвентистов седьмого дня»: «Редактор (док. Инглиш) был в свое время убежден, наравне с многими нашими дорогими читателями в том, что Адвентисты седьмого дня — это еретики, а не христиане. Длившееся около года исследование этого вопроса убедило нас в обратном…

Каждый мужчина и женщина являются христианами, в самом строгом смысле этого слова, если они верят во вдохновенность Писания, непорочное рождение от Девы и Божественность Христа, в необходимость и полноту искупительной жертвы Христа за грех; в оправдание по вере и в личное и видимое Второе Пришествие Христа» («Наша Надежда». Ноябрь, 1956, 271 стр.).

Это было, как мы полагали, одно из первых заявлений в своем роде на страницах [473] неадвентистского журнала. И дата 1956 год.

2. Настойчивая просьба читать статью Мартина с молитвой

Затем направляя читателя к главной статье Мартина в том же самом номере, под заглавием «Адвентисты седьмого дня сегодня» доктор Инглиш настойчиво просит: «Отнеситесь серьезно к этой статье. Читайте ее с молитвой. И даже, если вы и не полностью согласны с ней, все же радуйтесь, что некоторые из Церкви Адвентистов седьмого дня, (а мы верим, что таких множество) являются членами тела Христова через веру в Его примирительную жертву и поэтому они будут спасены» (Там же).

3. Мартин цитирует четыре неправильных представления

Зачем начиная с 273 страницы следует статья Мартина на двадцати страницах «Адвентисты седьмого дня сегодня», представленная объяснительным подзаголовком «Современная оценка неправильно понятого вероисповедания». И в примечании док. Инглиш говорит о Мартине: «Автор этой статьи является директором Культовой апологетики в из-ве Зондерван. Он же и редактор журнала «Верность» и член Евангельского общества в Филадельфии».

В этой статье рассматривались четыре главных обвинения, направленных против Адвентизма.

«(1) Христос не завершил дело примирения на кресте; (2) спасение — это результат благодати плюс дела закона: (3) Иисус Христос — это сотворенное Существо и Он не был от вечности; (4) и что Он взял на Себя греховное, падшее естество человека при Своем воплощении» (Там же).

Это, как говорит Мартин, составляет главным образом те неправильные представления, какие сложились во многих религиозных кругах об Адвентистах седьмого дня.

4. Самые первые неправильные представления, «полностью отвергнуты»

Затем следует главный параграф, суммирующий собой результаты семилетних исследований Мартина: «После самого тщательного семилетнего исследования истории и теологии Адвентистов седьмого дня, в последние полутора года, проведенные в встречах на высшем уровне с официальным представителем Генеральной Конференции Адвентистов седьмого дня — автор этой статьи, как полемист-исследователь, без малейшего колебания заявляет, что предыдущие, личные понятия, за которые так охотно ухватились враги Адвентизма полностью устранены Церковью Адвентистов седьмого дня уже в течение ряда лет. Поэтому продолжать обвинять Адвентистов в приверженности к этим еретическим взглядам — неправильно и совершенно не по-христиански» (Там же).

5. Адвентисты, вне всякого сомнения — это христиане

Мартин упоминает Кенрайта и других «профессиональных клеветников и злопыхателей» (276), которые пытались всеми силами — «доказать, что Адвентисты седьмого дня не христиане,- но, которыми, они вне всякого сомнения являются, что и обнаруживается при честном серьезном исследовании их литературы по вопросу главных доктрин христианской веры» (276).

Затем Мартин перечисляет, как доказательства, наши фундаментальные пункты веры, согласно «историческому ортодоксальному христианству».

«Адвентисты седьмого дня верят безоговорочно, в смысле исторического ортодоксального Христианства в следующие доктрины: (1) — абсолютный авторитет Библии, как единственное правило веры и жизни и безошибочное Слово Божье; (2) рождение Христа Девой; (3) вечную Троицу и Божество Христа; (4) Личность Святого Духа; (5) совершенное непорочное человеческое естество Христа; (6) непорочную жизнь и искупительную смерть нашего Господа вместо нас; (7) физическое воскресение и вознесение Христа; (8) Его посредническое служение за человека перед Отцом; (9) Второе Личное Пришествие Христа перед наступлением тысячелетнего царства; (10) вечное блаженства святых; (11) физическое воскресение тела; (12) оправдание через веру и только через веру; (13) новое творение; (14) единство Тела Христова; (15) спасение через благодать вне дел закона, а через веру в Иисуса Христа» (276).

Эти пункты он взял из наших бесед и нашей литературы, как и было отмечено в предыдущей главе.

6. Искренняя вера в наше «христианство»

Затем следует решительное, сильное заявление Мартина: «Если приверженность в ортодоксальном (общепринятом) смысле к вышеперечисленным доктринам Библии не относит человека к категории евангельского христианства, тогда автор этой статьи и сам не понимает что это такое» (Там же).

7. В начале исследования «погряз» в предрассудках

Затем Мартин очень честно и откровенно признается в том, как он, находясь весь во власти предрассудков и подозрений, начал исследовать Адвентизм.

«Я начал мои исследования Адвентизма весь погрязший в предрассудках столетней клеветы, устной и печатной, чем по сути дела и характеризовалась борьба против Адвентизма. С тяжелым подозрением я подошел к Адвентизму и руководству Генеральной Конференции, и только после того когда я исследовал массу неопровержимых доказательств, выявилась сущность современного и исторического Адвентизма, крепко держащегося за кардинальные доктрины христианской веры, за исключением некоторых. Впервые я должен был признать на основании фактов не мнения или предрассудки, а то, что современный Адвентист — это настоящий Христианин, верующий в Господа Иисуса Христа и брат всем, кто принимает ортодоксальное евангельское христианство» (297).

Мартин также отдает должное «Голосу пророчества», считая это программой Адвентистов седьмого дня.

«Каждый, кто слушает радиопрограмму Адвентистов седьмого дня, Голос пророчества, убеждается в том, что Адвентизм сегодня с большим подъемом проповедует основное учение Евангелия Иисуса Христа и искренне желает приобрести души для Него» (283).

8. Предчувствуя враждебное отношение к статье

Заканчивая свою [475] статью, Мартин предвидел враждебное отношение к своей защите христианской сущности Адвентизма.

«В заключение автор желает сказать, что после того, как я пришел к такому выводу об Адвентистах седьмого дня, основанному на личном анализе фактов этого вероисповедания сегодня — я понимаю, сколько удивления и горькой критики будет раздаваться в адрес сделанного мной заявления. Многие, прочитавши эту статью и другие, написанные мной и, возможно, мою последнюю книгу — вероятно подумают, что я перемахнулся на сторону Адвентизма или же что я делаю попытки «обелить» это движение. Но ни одно из этих предположений неверно. Я пытаюсь представить объективный анализ учения Адвентистов седьмого дня сегодня, неомраченный предубеждениями последних ста лет. Я твердо верю, что верующие люди обладают достаточной честностью признать факты, принадлежащие перу того, кто ревностно боролся с заблуждениями, как в письменной форме, так в своих выступлениях и с кафедры в прошедшие десять лет» (283).

9. Мартин мужественно сражается за признание Христианской сущности Адвентизма»

Подводя итог своему исследованию, Мартин борется за наше право быть признанными истинными христианами: «Меня интересовали факты и только факты. И теперь меня тоже интересуют факты, а не мнения, обвинения и напыщенные оскорбления надменных фанатиков и до тех пор, пока это не будет абсолютно верно доказано, что вся накопленная мной масса доказательств относительно Адвентистов седьмого дня есть только лишь одно заблуждение — я буду мужественно сражаться за права Адвентистов считать их христианами и за долг других христиан признать их как братьев во Христе» (183-184).

Затем следует его заключительное настоятельное требование протянуть руку признания Адвентистам седьмого дня как христианам: «Итак, нет никакого возможного доктринального основания, во свете неопровержимых фактов, т. е. фундаментальных доктрин исторического Евангелия для отказа протянуть руку и я стою за то, чтобы протянуть нашу руку и возвестить наступление новой эры понимания и духовного процветания в Церкви, которая есть тело Христово» (284).

Это и составляет главное содержание статьи Мартина, появившейся в журнале «Наша надежда» перед тем как вышла вскоре после этого его еще одна статья в журнале «Вечность». Это была первая публикация Мартина о его убеждении.

Теперь обратим наше внимание на еще более значительное событие. [476]