33. «Божественность» и «примирение» заняли свое достойное место – 2 часть

I. Искупительная жертва Христа и его ходатайство

1. Благословения искупительной жертвы в первосвященническом служении

Продолжая наш обзор Свидетельств Елены Уайт, прежде всего начнем со следующих сжатых, но столь выразительных слов: «Великая Жертва была принесена и принята». И после Своего вознесения, с небесного святилища, где Он теперь совершает служение, Христос «изливает на Своих учеников благословения Своего искупления», примирительного дела, совершенного Им на кресте. С момента Своего вознесения Христос стал «нашим Первосвященником», «приносящим ради нас» заслуги Своей крови. «Кроме того, Он теперь сохраняет силой Своего Посреднического служения, искупленных Своей кровью».

Разрешим себе сделать достаточное отступление, чтобы понять уравновешенность утверждения Елены Уайт, вообще, характеризующее все ее труды: «Посредническое служение Христа ради человека в небесном святилище также необходимо для плана спасения, как необходима и Его смерть на кресте. Своей смертью Он начал ту работу, которую должен был окончить на Небе после Своего вознесения» (ВБ, 489).

Идем дальше: «Христос умер, чтобы принести искупительную жертву за наши грехи». И сегодня, стоя по «правую руку Своего Отца», Он «ходатайствует за нас как наш Первосвященник». Таким образом, это небесное служение за завесой является продолжением и завершением силы земной жертвы. [507] Это две нераздельных фазы примирения.

И именно в этом, здесь самые популярные религиозные течения сбились с пути, отказываясь признать завершающую фазу искупления.

2. Христос использует и завершает дело креста

Своей смертью Христос «начал ту работу, которую должен был окончить на небе после Своего Воскресения». Его работа на земле,- Его искупительное дело Жертвы — было «полным и завершающим» здесь. «Условия искупления были выполнены; работа, ради которой Он пришел в этот мир, была выполнена». А теперь Он победоносно возвращался на Небо «облеченный неограниченной властью», чтобы начать «посредническую работу» — т. е. пустить в оборот благословения Своего дела на кресте.

Наш Посредник ссылается на заслуги Своей пролитой крови, когда в «небесной скинии» Он представляет Свою пролитую кровь ради нас. Его посредничество обосновано на «совершенной жертве». «Его жертва абсолютно достаточная и как наш Посредник, Он выполняет предопределенную Ему работу». Совершая Свое служение во святилище, Он ссылается на «заслуги Своей искупительной жертвы». Таким образом Он «крепко… держит нас». Это Его посредническая работа или же одна из функций искупления.

3. Наша единственная надежда

Это условие является единственным «каналом» для прощения — «единственный путь, посредством которого Он прощает грехи». В этом «единственная» надежда грешника, наш единственный «путь» восстановления. Христос возложил на Себя ответственность за каждого мужчину и женщину на земле». Он «ставит нас очень близко возле Себя». В то время когда Он Своей человеческой рукой обнимает нас, «другой, божественной Рукой, Он держится за Безграничного». Таким образом, Он держит нас. И Отец «склоняется в признании этой внесенной цены».

(Какая прекрасная картина!) Таким образом, Христос, облеченный в священнические одежды, совершает Свое служение в небесном святилище в этот великий День примирения. Миллионы (тысячи, десятки тысяч и тысяч) небесного воинства помогают нашему небесному Священнику и Защитнику, в то время, когда Он ходатайствует перед небесным престолом благодати, над ковчегом, содержащим в себе Закон Божий. Поистине, «святилище находится на небе».

(Это небесная реальность, действительность, вопреки неверию некоторых. Это величественное сооружение далеко превосходит земной образец. Нигде не будем забывать об этом, особенно в наши дни, когда некоторые уклонились от правильного понимания этого вопроса).

4. Вторая фаза содержит в себе суд

Теперь мы подошли к следующему потрясающему заявлению — поистине классическому: «Он (Христос) выполнил одну часть Своего священнического долга — умер на кресте [508] за падшее человечество. Теперь Он совершает Вторую часть — ходатайствуя перед Своим Отцом за каждого раскаявшегося и уверовавшего грешника» (Рукоп. 42, 1901 г.).

Эти две «фазы» или части, как они здесь многозначительно выражены содержат в себе все искупление. Христу еще «поручено и дело суда над миром». Как Судья Он «произведет суд» над всеми — какая грозная мысль! Но это будет справедливый суд. И это неизбежно.

5. «Постоянное искупление» и «Непрерывное ходатайство»

«Перед завесой Святого Святых находится «жертвенник непрерывного ходатайства, а перед Святым находится «жертвенник постоянного примирения».

Как одно так и другое является основанием бесподобного посреднического служения Христа в небесных дворах.

6. Распятый Христос, и Посредник, и Судия

Христу вверен весь суд. «Его решения не подлежат пересмотру. И обратите особенное внимание, что Бог потому «доверил Своему Сыну весь суд», что Христос был носителем человеческой природы, полученной Им через Воплощение. И только поэтому Он является Тем Единственным, Кто «вынесет приговор награды или наказания в день окончательного наказания и возмездия» над всеми — как грешниками, так и святыми.

II. «Искупление» и «посредничество»

1. Чудесные результаты Посреднического служения

Вот следующее, подобное якорю надежды, заявление: «Посредничество Христа — это золотая цепь, прикрепленная к престолу Божьему». Нет ничего более возвышенного и надежней. «Принимают ли Его люди (как Посредника) или отвергают, Он работает искренне в их интересах. Он гарантирует им жизнь и свет, борясь Своим Духом, для того, чтобы вырвать их из рук сатаны». Таким путем Он стоит между Всевышним и Своим народом». Это в силу Его «посреднического служения открывается» доступ к Богу «и человек может быть сохранен от беззакония».

И более того, «вера в искупление и ходатайство Христа сохраняет нас твердыми и непоколебимыми». И второе — подготовит верующих «устоять в великий день Божий» — в силу работы примирения в небесном святилище». Таким образом, Христос, как «Первосвященник за завесой» «увековечил Голгофу».

Соединив в Себе божественное с человеческим Иисус «примирил все человеческое с Богом». Через этот доступ, мы подготовлены к тому, чтобы «отразить божественный образ». Вполне осуществима полная замена греха на праведность. Таким путем грешник «оправдывается праведностью Христа, в которой он не имеет никаких своих личных заслуг». «Личная незапятнанная праведность Христа становится его достоянием. Подобно курению, «аромат» [509] этой праведности подымается «подобно облаку, окутывая престол милости». Таким путем мы получаем праведность через веру в Него и полноту Его дела искупления и работы посредничества.

2. Святой Дух принимает участие в Посредничестве

Работая в совершенном согласии, «Христос — наш Посредник и Святой Дух постоянно ходатайствуют за человека», Дух «работает над нашими сердцами», извлекая из нас «молитвы и раскаяние, хвалу и благодарность». Итак, наш небесный Посредник посылает с Неба Духа, как Своего Представителя, в то время как Христос «наш Защитник стоит по правую руку Божью и ходатайствует за нас». Поэтому мы всегда можем сказать: «Я имею Друга на суде» — нашего верного Первосвященника, «Который понимает и сочувствует нашей немощи». Подобным образом и Дух находится с нами, за нас и в нас.

3. Дело Посредничества охватывает всю Вселенную

«Искупление» Христа в своей целеустремленности охватывает собой весь мир. Он — «Посредник», а также и «Искупитель»: Таким путем был открыт новый и живой путь «как для Иудеев, а также и для язычников». Поразмыслите над необъятностью этой посреднической работы. Он не только «ходатайствует ради человека», но и для того, чтобы «все невидимые миры находились в безопасности через Его посредническое служение». И это служение должно возвратить то, что было утрачено в Едеме. «Нося на Себе следы распятия Он ходатайствует за дело нашей души». Таким путем Он совершает «примирение за нас». (Как чудесно и необходимо — все это для нас!)

4. Он навсегда оставил за Собой человеческую природу

Иисус «стал человеком», чтобы таким путем Он мог быть Посредником между Богом и человеком. Он — «Защитник, облеченный в нашу природу». После креста, когда Он вознесся на Небо в славе Своего воскресения, «Он взял с Собой человеческую природу в небесные дворы и через всю беспредельную вечность Он будет ее обладателем».

Таким образом, Он взял с Собой Свою человеческую природу — наше человеческое естество — на Небо и в «вечность, навеки вечные». Это будет с Ним.

Он наш «великий безгрешный примиритель» — теперь и наш «Защитник». Через Него «Бог и человек имеют между собой общение». «Потому что Он был равен с Богом». «Он смог стать «Посредником между Богом и человеком». И то что Он оставил за Собой навеки наше человеческое естество, Он сделал это ради нас, как «завет, что Бог сдержит Свое слово». «Примирение человека с Богом могло быть осуществлено только через Посредника, Который был равен с Богом». В этом Его сила и слава. Тот Кто стал вместо человека, должен был иметь человеческую природу». О, какая ценнейшая мысль и чудесное преимущество! Таким путем была вновь восстановлена «связь с Безграничным». [510]

III. Чудесный вклад вдохновенного изложения

1. Сделано с безошибочной точностью

С такой безошибочной точностью Елена Уайт представила эту величественную истину, открытую ей Богом, относительно этих двух особенных фаз, в отношении которых было столько недоразумений и кривотолков во всем религиозным мире.

Но вокруг решающих вопросов — Божество и искупление — вращается весь план христологии и христианства. Это — вера Иисуса. По этим двум фундаментальным вопросам — наше лицо Адвентизма и наше свидетельство перед всем христианским миром было, к сожалению, представлено в очень непривлекательном виде.

Но с самого начала и на протяжении всех лет Елена Уайт, особенным образом, выдвигает великий свет этих истин, представляя эти вопросы в сжатом, но истинном виде, особенно начиная с 1888 г. и впредь, по мере того, какой интерес они вызывали в нашей среде и ее свидетельства призывали к утверждению и исправлению. И все это было библейским основанием.

И, начиная с 1888 г. по 1915 г. — год ее смерти, перо Елены Уайт никогда не переставало работать в защиту этих великих истин.

Это поистине был чудесный вклад в период острейшей нужды и кризиса.

2. Бесподобный, развертывающийся свиток

Этот бесподобный, развертывающийся свиток, из под ее пера, если так можно выразиться — представляет собой удивительную картину метода ее работы и влияние ее Свидетельств, которые вносили ясность, определенность, разрушали любые сети, разрешали любые спорные вопросы; побуждали идти вперед, сохраняя твердость и верность. Они являются поразительным примером гармонии, постоянства, последовательности и достижения цели. Такое их влияние произвело поразительную, постепенную перемену среди недоразумений, непонимания и разделения.

Потому что ее Свидетельства отвечали Слову Божьему.

Мы, с полной уверенностью можем сказать, что в анналах современной истории ничто не может сравниться с живой картиной этих развернутых принципов. Чем можно это объяснить? Тем, что есть только один Свидетель — Дух пророчества — данный Церкви остатка. Вот почему и мы смогли объединиться все вместе с пониманием истины. Мы должны не только признать эти факты, но и никогда не забывать об этом. И об этом мы должны свидетельствовать самым положительным образом. Относительно этих двух истин, представленных здесь, мы должны иметь самое глубокое убеждение. И стоять непоколебимо в этом. Ибо они составляют вечные истины. [511]

IV. Прогрессивное признание «креста» как «искупления»

1. Мы должны знать о том, что вопреки существующим противоречиям, на протяжении всех первых десятилетий, некоторые из наших руководителей писали о смерти Христа как о «примирительной жертве» или примирении.

Так одним из таких первоначальных примеров является третий председатель Генеральной Конференции Д. Н. Эндрюс [Эндрюс Д. Н. (1829-1888) читал Библию на семи языках. Рукоположенный в 1853 г., он много писал и занимался евангельской работой. Будучи членом Ген. Кон., в 1865 г. он был избран третьим председателем Ген. Кон. (1867-69). Он был также редактором жур. РГ. Он был первым нашим миссионером в Европе, 1874 г. В 1876 г. он обосновал там наше первое издательство «Знамения времени». Как писатель, он выпустил свой труд «История субботы» в 1861 г. Он занимал выдающееся место в организации различных отделов. Это был очень одаренный и активный служитель.], который, будучи в 1869 г. редактором РГ, в одной из передовиц, озаглавленной «Христос как искупительная Жертва» писал о том, что «Сын Божий испытал смерть за каждого человека».

И, что Жертва Христа «должна быть» только со стороны Того, Кто имел «совершенную праведность». Следовательно, Его жертва была совершенной (РГ, 5 окт. 1869 г.).

1. Журнал «Знамения времени особенным образом делает ударение на «смерти» как «искуплении»

За несколько лет до 1888 г. Е. Д. Ваггонер, который в то время был редактором журнала «Знамения времени» несколько раз печатал статьи об искуплении. Некоторые принадлежали его перу, другие теологам других вероисповеданий. Например, заимствуя некоторые выдержки из методистского журнала «Защитник христианства» в «Знамениях времени» за 27 августа, 1885 г. были напечатаны следующие цитаты: «Он (Христос) отдал Себя (на страдание и смерть) как совершенное примирение и совершенную праведность за всех, кто верил в Него».

«Небо смотрит на меня как на совершенно праведного во Христе».

«Какую сильную надежду дает нам праведность Христа» (515 стр.).

Таким образом, вопрос праведности через Христа был тесно связан с Его делом искупления на кресте, так как искупление в свою очередь было тесно связано со всей «полнотой Божества» Христа. И еще более определенно, этот вопрос нашел свое отражение в следующих выражениях, опубликованных в «Знамениях времени» за март 1887 г.

«Иисус Христос Своей искупительной смертью на кресте занял ваше место (как ваш заместитель)…

«Когда Иисусу Христос совершил Свое полное, совершенное, исчерпывающее искупление, Он перебросил мост через бездну, которая лежала между виной человека и вечной любовью Бога. И никаким другим путем эту пропасть нельзя было перейти. Среди всех созидательных творческих чудес Бога — искупление Христа является вершиной всего» («Зн. вр.», 17 марта, 1887 г. 162 стр.).

Все это является доказательством того, что в 1888 г. со стороны некоторых уже было определенное предубеждение, [512] что касается вопроса о всей сущности примирения, как дела на кресте в его неразрывной связи с праведностью через веру. Эти вопросы уже назревали и полностью были выдвинуты на Миннеаполисской Конференции и в последующие годы.

2. «Божество» и «искупление» — связаны между собой

31 марта, цитируя из «трактата 647» Американского трактатного общества, редактор Ваггонер пишет: «Христос умер, чтобы совершить искупление за грехи грешника — эта смерть «освобождает человека от «наказания», которое «беззаконие» заслуживает».

И снова: «Вера — это только рука, которая держится за Христа… Оправдание — это дар. «На этом основании судья выносит приговор об оправдании». Таким путем мы имеем «праведность оправдания» и «праведность освящения» («Зн. вр.», 31 марта, 1887 г. 197 стр.). Это было перед событиями в Миннеаполисе. И последний пример: в передовой статье «Спаситель-Искупитель» Ваггонер цитирует методистского пастора Матфея Симпсона, 1884 г

председателя Асбургского университета и редактора журнала «Христианский защитник» (No IV). Там Симпсон пишет: «Спаситель — Искупитель, Который умер за человека. Кто прославил закон» и «оправдал грешника».

И затем он говорит: «Это для меня самые главные доктрины Евангелия — божественный Спаситель совершает искупление за грешного человека и таким образом возвращает ему божественную милость».

Это потрясающее утверждение, связывающее Божество и искупление. Это «благая весть сынам человеческим» («Зн. Вр.», 11 авг. 1997 г. 486).

3. Джонсон — искупление через смерть

Затем после Миннеаполисской Конференции в «88» в РГ за 20 января, 1891 г. библейский преподаватель О. А. Джонсон собрал мысли из книги «Искупление и оправдание» Андрю Фуллера — баптистского автора (1815 г.). Автор ссылается на равенство Христа с Богом-Отцом,- что придает «силу» Его крови — и тот факт, что когда Христос «принял нашу природу» Он умер за наши грехи». И затем он говорит: «Мы должны учить о Христе, как о Христе Распятом; Личность и работа Христа всегда должны быть краеугольным камнем христианского служения; отнимите Его Божественность и искупление — и все рухнет» (О. А. Джонсон, РГ, 20 янв. 1891 г.).

(Здесь вновь мы имеем — Божественность Христа и искупление — эти две спаренные истины, которые так остро [513] нуждаются в признании, понимании и распространении. Это двойные петли на дверях, открывающие дверь понимания и доступа, которая была почти закрыта представителями других вероисповеданий, по причине ограниченных взглядов со стороны тех, кто работал определенным образом против нас.

4. Литл Джон — искупление через смерть

И, наконец, в РГ, за 9 августа, 1892 г. Литл Джон, бывший президент Батл-Крикского колледжа, освещая вопрос «оправдание верой», особенно подчеркивал «историю креста», «воплощение» и «страдание и смерть» Христа. Он также многозначительно выделял «божественность» Христа и ссылался на «искупление, совершенное за наши грехи через смерть Христа, Сына Божьего».

Таким образом был проложен путь для изложения нашего «Вероучения» в 1894 г. в Батл-Крикской Церкви, как уже об этом раньше шла речь, где вопрос искупления был поставлен в его надлежащей связи с делом креста,- что и было соответственным образом изложено в письменной форме Батл-Крикским собранием.

V. Елена Уайт с самого начала уравнивает «искупление» с «крестом»

1. «Искупительная Жертва» — это «Работа искупления»

Следует отметить, что Елена Уайт до и после Миннеаполисской Конференции в 1888 г. периодически писала о «смерти» Христа, совершившего «искупление за грех». Она всегда была «путеводителем» в провозглашении спасительных истин, независимо от других. Особенно, это касается вопроса примирения.

Обратите внимание на такие первоначальные примеры: в 1862 г. «как раз тогда, когда некоторые уже начали публиковать свои неправильные узкие взгляды, ограничивая искупление работой нашего Первосвященника в небесном святилище — Е. Уайт писала о том, как погибший грешник «спасен великой, принесенной жертвой» через смерть Христа. Это дело она смело называет «искупление» — «цена», «уплаченная» за искупление человека» (РГ. 18 фев. 1862 г. 94 стр.). Она могла иметь в виду только крест. И, обратите внимание, об этом она писала за год до организации нашей Генеральной Конференции в 1863 г.

Снова в 1863 г. делая ударение на смерти Христа, как «выкупе», она дважды ссылается на «искупительную жертву» и равнозначную «добровольную жертву» как «работу примирения» и как [514] Христос обладал «совершенным характером», необходимым, чтобы «искупить грех человека». Она подробно останавливается на «смерти и посредническом служении Христа» и Христе, как «совершенной жертве». Она неразрывным союзом связала эти два положения вместе.

2. «Совершенная Жертва» — искупает грехи

Ссылаясь на «посредническое служение» Христа и на восстановленные «связи» между Богом и человеком, «безграничной жертвой» и «совершенной жертвой» Христа, она говорит о том, как Христос «величие неба, равный с Богом, должен был умереть за мятежный человеческий род» (РГ. 17 дек. 1872 г. 2-3 стр.). Ее особенное ударение на равенстве божественности Христа с Отцом — также достойно внимания. Елена Уайт всегда подчеркивала это самым определенным, четким образом. Это создавало основу, которая и была принята впоследствии. Эти два положения нерасторжимы и таковыми должны быть и приняты.

Затем в 1878 г., обсуждая «природу искупления», Е. Уайт говорит о «совершенной жертве Сына Божьего» и «совершенной Жертве Иисуса Христа». Она заявляет, что «кровь Христа» была пролита за «искупление грехов мира» (Зн. Вр. 14 марта, 1878 г. 41 стр.). И это было написано вскоре после того, как Смит опубликовал в «Зн. Вр.» 1874 г. в «Принципах» следующее заявление: «Искупление — это далеко не то, что было совершено на кресте (это было лишь принесением Жертвы), а примирение — это самая последняя стадия в служении Христа как Первосвященника» (Зн. Вр. 4 июля, 1874 г. 8 стр.).

Эти два положения — Смита и Елены Уайт — конечно, в корне противоречили друг другу.

3. «Искупление», совершенное на Голгофе

Снова, в середине 1887 года — с приближением Миннеаполисской Конференции Елены Уайт писала о «Грядущем» в Его Первое Пришествие, и времени «когда будет принесена совершенная жертва за грехи людей», подобно тому, как и «прообразные жертвы» символизировали собой «работу Мессии». Затем она отождествляет искупление с Голгофой.

«Сияние славы Отца и превосходство, и совершенство Его священного Закона — могут быть поняты только через искупление, совершенное на Голгофе Его дорогим Сыном» (Зн. Вр. 27 авг. 1887 г.).

Вместе с этим следует упомянуть еще об одном ее заявлении, сделанном 3 ноября, в котором она вновь, в сжатой форме говорит: «Нет иного способа каким человек может получить вечную жизнь, кроме креста Христа. Те кто отвергают искупление, совершенное на Голгофе, оказываются в таком положении, как Адам и Ева после своего падения» (Зн. Вр. 3 ноября, 1887 г.).

Таким образом, в 1887 г. дважды было сказано о деле искупления, как совершенном на Голгофе. [515]

4. «Смерть на кресте» равноценна «искуплению»

Еще одна цитата. В ноябре Уайт еще раз писала о «безграничной жертве» и как Иисус вновь соединил эту «отвергнутую» землю с небом. Иисус, Который был «равен с Отцом, пришел, пострадал и умер на кресте». И все это ради того, чтобы «совершить ради нас искупление», чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную» (Зн. Вр. 24 ноября, 1887 г. 705-706).

Со всего вышесказанного, неоспоримо следует то, что за несколько лет до Миннеаполисской Конференции и за несколько лет до того, как Батл-Крикская церковь в 1894 г. выразила свое несогласие с понятием отделения искупления от креста — Елена Уайт сделала очень четкое заявление, которое было прямо противоположно тому, кто отрицал полноту Божества Христа и истину о том, что дело искупления было завершено на кресте, как и понимали до 1844 г. Здесь еще раз мы убеждаемся в том, как задолго наперед Елена Уайт говорила о широкой цели искупления.

Нам даже трудно сегодня представить себе как в то время, несмотря на все веские, определенные, четкие заявления, некоторые продолжали понимать по-своему этот вопрос отделения искупления от креста. Действительно, глаза некоторых были «удержаны».

VI. Елена Уайт как никто другой возвеличивает «дело искупления»

1. Всегда возвеличивая крест

Елена Уайт никогда не сошла с позиции, занятой ею в этом вопросе еще до 1888 г. Она всегда оставалась верным знаменосцем этой истины, возвеличивая крест, как «дело» искупления. И ее заявления с течением времени становилась все сильнее, выразительней и более частыми. В журнале «Знамения времени» за 30 декабря 1888 г. она неоднократно говорила о том, что «кровь Христа» — это «вечное противоядие греха». Упоминая о «смерти Христа» и «кресте Христа», «силе креста» и «смерти Христа» на Голгофском кресте — она восклицает: «О, мы не понимаем значения искупления! «Затем, она наставляет относительно этой «безграничной жертвы», этой «искупительной жертвы»: «Возвеличивайте крест Иисуса. Возвеличивайте Посредника. Возносите Иисуса… Размышляйте о Боге во Христе» (Зн. Вр. 30 дек. 1887 г. 786).

И Елена Уайт никогда не сошла с этих позиций. Сокрушаясь по поводу того, как многие «уклонились от благодати Христа» и «согласились с общепринятой религией и стали самоправедными и самодовольными» она ссылается на «крест» и «страдания Сына» и заявляет, что «Иисус — это праведность»; это наша «искупительная жертва» — «умирающий Христос» (РГ. 2 сен. 1890 г. 529). [516]

2. Искупление было «завершено на кресте»

Теперь позвольте представить классическое утверждение Елены Уайт из журн. «Зн. Вр.» за август месяц, 1899 г. «Когда Христос, умирая на кресте, воскликнул громким голосом «Совершилось» — Его работа была выполнена». Это было выполнено прежде всего через Его «жертву», затем «Он взошел на Небо, чтобы усовершенствовать Свое дело и завершить Свою миссию, посылая Св. Дух ученикам» (Зн. Вр. 16 авг. 1899 г.).

Затем, она продолжает, стоя у креста, «Отец увидел полноту искупления» (6 стр.) Он «засвидетельствовал о великой работе искупления».

Это абсолютно точно. И дальше она продолжает говорить о «принятии Отцом великого дела искупления» и о искупленных, облеченных в «одежды Его собственной, незапятнанной праведности». Затем следуют слова: «Печать неба приложена к искуплению Христа. Его жертва отвечает всем требованиям» (Там же).

Таким образом, «искупление» и «Жертва» — неопровержимо равны. Более выразительных слов нет.

3. Классическое уравнение, данное в 1901 г.

Эта же самая мысль продолжается и в номере журнала «Зн. Вр.» за февраль, 1899 г., где она говорит относительно «вечного Сына», «искупления» «полной жертвы», и «смерти Христа» (Зн. Вр. 22 фев. 1899 г., втор. изд. 1 стр.). Затем в 1901 г. Елена Уайт заявляет, что «Единородный Сын Божий добровольно взял грехи людей на Себя и совершает искупление за падший род» — и сделал Это через Свою «смерть». И что «без этого искупления не могло бы быть прощения за грех» (Зн. Вр. 23 ап. 1901, 257).

В «Ревью» за 24 сентября 1901 г. появилось следующее утверждение: «Он (Христос) водрузил крест между Небом и Землей, и когда Отец увидел Жертву Своего Сына. Он склонился перед Ней в признании Ее совершенства.

«Довольно» — сказал Он. «Искупление завершено» (РГ. 24 сен. 1901, 615).

«Крест» и «Жертва» — равны в совершении искупления.

Утверждения Елены Уайт становились все более сильными и выразительными — по мере того, как продолжало усиливаться несогласие со стороны некоторых — ограничивающих дело искупления только служением в небесном святилище и только прообразным Днем примирения. Елена Уайт смело выдвинула мысль, несмотря на неверие, традиционные понятия некоторых руководителей.

Полная, свободная величественная истина о кресте, как деле искупления — теперь неизгладимо была запечатлена и будет возрастать, шириться и расти. [517] Но для этого нужно было время. И это широкое понятие в конечном итоге должно было открыть сознание тех, которые до сих пор этого не понимали. Но это произошло. Воистину, какими правдивыми оказались слова Елены Уайт: «Все мои печатные труды гармонически сливаются с моим настоящим учением». Это она написала в «Ревью», 14 июня, 1906 г. на 8 стр. И годы свидетельствуют об истинности этих слов. [518]