Слово автора к читателю

Каким образом была написана эта книга? Предложение бр. Даниэльса

Весной 1930 года Артур Даниэльс, который более двадцати лет был председателем Генеральной Конференции, выразил уверенность в том, что в будущем мне придется начать работу над историей плана искупления, его принципами, условиями и пониманием характера Божественных Личностей, открытых нашему движению и представленных нам, начиная с 1844 года и даже, акцентируя наше внимание особенным образом на событиях 1888 года и последующих событиях.

Он настойчиво развивал предо мной мысль, чтобы все это было изложено в соответствующем труде, который бы принес честь имени Божьему, прославлял истину, осветил и возвысил Церковь Адвентистов седьмого дня и представлял собой не только обзор деятельности нашей Церкви, но и мощный стимул к продвижению ее вперед.

Брат Даниэльс выразил пожелание, чтобы такой труд был изложен в предельно исчерпывающей форме, подкрепленной точными документами, устраивающий работников различных уровней во всемирном масштабе. Он выразил уверенность и в том, что эта книга явится как бы завершающим звеном той исторической цепи событий, которые нашли отражение в его сравнительно кратком «эпохальном» труде «Христос — наша праведность». Он считал, что должен поручить продолжение этой работы именно мне.

Его идея, убежденность в необходимости такой книги зажгли в моем сердце пламень, с одной стороны влекущий меня к этой работе, с другой — охватывающий меня благоговейным трепетом перед величием и всеобъемлющим характером этой задачи. И я попросил бр. Даниэльса поручить этот труд более зрелому и опытному человеку.

-Нет,- сказал он,- я чувствую, что это должен сделать ты.

Он считал меня уже в какой-то степени внутренне подготовленным к этой работе. Он смотрел на меня как на связывающее звено между руководителями прошлого и настоящего.

-Но,- сказал он,- этот труд принадлежит будущему, еще не теперь, еще не теперь.

Трудности будут увеличиваться

Опыт брата Даниэльса подсказывал ему, что могут возникнуть определенные проблемы и почти пророчески предопределил и те затруднения, которые будут иметь место в будущем.

Он знал, что для исцеления определенных богословских ран потребуется время и что для перемены отношения к этому также потребуется время, возможно, что даже возникнет необходимость переждать, пока некоторые люди не сойдут с арены, прежде чем выйдет в свет эта нужная книга. Он предвидел также всю обширность этого труда [18] и времени. Он настаивал на том, чтобы я выработал план работы и никогда не упускал из виду этот труд. Вот таким было его торжественное поручение, возложенное на меня в 1930 году.

Приняв это поручение, прежде всего я разослал анкету с интересующими меня вопросами всем делегатам Генеральной Конференции 1888 года, чтобы получить соответствующие ответы на разные темы. Накопленный материал, ожидавший своего часа и был положен в основу двух следующих глав: «Начало и конец конференции». Вот так спокойно и незаметно и начала совершаться эта работа.

Быть беспристрастным и честным

Даниэльс предостерегал меня, чтобы я был беспристрастным и честным по отношению к фактам, освещая их всесторонне и непредвзято, представляя, таким образом, весь этот труд в абсолютном равновесии. «Истина не должна бояться ничего,- говорил он,- она должна обогащаться». Он наставлял меня докапываться до самого дна основания движения с целью извлечь на поверхность знакомые линии и избегать любого проявления небрежности и неточности. Он наставлял меня никогда не терять меры и степени серьезности по отношению к этому труду. Я должен был находить весомые факты и главные причины наших успехов и неудач, отражая все это с точки зрения великих условий искупления во Христе, вечных истин, веры Иисуса и кульминационного завершения великой истины — праведности через веру.

Он наставлял меня беспристрастно отобразить те препятствия и стимулы, которые имели место в нашем движении, то есть нам была нужна реальная истинная картина. Истина,- повторял он,- никогда не будет вознесена на должную высоту путем запутывания или же укрывательства. И только в чистосердечном, беспристрастном описании, мы сможем действительно увидеть всемогущую руку Божью, которая таким очевидным путем вела нас. Таким путем он поручил мне измерить глубины, верно отмечая полученные результаты, определяя бури и штиль. Он очень хотел, чтобы этот труд был авторитетным, то есть, глубоко содержательным с одной стороны, и заслуживающим доверия, с другой.

Полные материалы для руководства

Наряду с этим поручением Даниэльс передал мне бесценные сведения: неопубликованные свои записи, коллекцию очень редких выдержек, а также некоторые важные по своему содержанию, книги. Но самое главное, он передал мне собрание специальных свидетельств Е. Уайт и письма, обращенные к нему в связи с его деятельностью, а также письма и к другим лицам в связи с их работой.

Копии этих живых свидетельств были написаны к нему и другим собратьям Е. Уайт с целью ободрения и наставления в его трудной миссии руководства.

Эти материалы как бы составляли принцип его полномочий как председателя в те трудные годы, начиная с 1906 г. Он был убежден, что я сумею ухватиться за живую ось тех [19] событий и передать их принципы в свою очередь нашему молодому поколению служителей церкви, когда придет время, что я и пытаюсь сделать со своей стороны.

Годы развития и подготовки

Прошли годы после памятных событий 1930 г. Перед духовным центром возникли новые задачи — во-первых, ответить на обвинения Конради (1933 г.), затем издать четырехтомник «Пророческая вера наших отцов» под редакцией Ватсона, Мекелгани и Бренсона. Эта грандиозная задача требовала в подготовке к четвертому тому панорамного изложения нашей первоначальной истории в связи с прошлыми взглядами на историю христианской церкви во свете открытости пророчества.

Вышеупомянутые руководители настойчиво советовали мне быть последовательным и принципиальным в поисках и изложениях. Они понимали, что эти элементы были ключевыми для любого солидного исследования и неоднократного напоминали мне об этом самым настойчивым образом.

Необходим соответствующий охват

За это время несколько раз проводились конференции, на которых было уделено внимание книге «Доктринальные ответы Адвентистов седьмого дня» под председательством Р. Р. Фигура. Эта работа была завершена изданием двухтомника «Обусловленная вера наших отцов»,- написанного на фактуре материалов «Вопрос-44» и «Борцы обусловленного периода столетий». Таким образом, еще раз в работе над этой книгой «Обусловленная вера» я пересек столетия, создавая исторический фон богословия христианской эры.

В то же время я читал лекции по этому предмету четверть года в нашей Богословской семинарии при университете им. Эндрюса, что расширило и углубило мои представления в этой области, так как живая аудитория весьма содействовала этому и все это имело неоценимое значение.

Затем по наличию целого ряда факторов, подкрепленных настойчивыми просьбами ректората, мы поняли, что назрела необходимость организации спецкурса по этому профилю. Так были выработаны диаграммы и собраны соответствующие материалы. [20] Стимулирующее влияние учителей и руководителей в прошлом Только спустя годы мы начинаем понимать некоторые вещи, волнующие нас на студенческой скамье, в их истинном отображении. Стратегически насаждались мысли мужами, перед которыми мы благоговели. Внушались направляющие принципы, которые незаметным образом внедрялись. Выдвигались цели, идеалы и перспективы наполняли душу — и при всем этом вам сопутствует поддержка и поощрение — в результате — все это ведет к тому, чтобы впоследствии созрел зримый плод.

И часто это бывает одним из самых величайших вкладов, какой только может сделать посвященный и умный учитель. И такая надежда, вложенная в серьезного студента, редко остается невознагражденной. Помню, так случилось и со мной. Два дорогих моему сердцу учителя, Гарри Вашбэрн и Аса Оскар Таит, сыграли определенную роль в этой непроизвольной подготовке для этой работы. Это, конечно, было до моего близкого знакомства с Даниэльсом и его специального поручения, данного мне в 1930 году.

Вашбэрн заложил во мне любовь к глубокому исследованию. Проф. Гарри Вашбэрн, один из наших замечательных учителей истории церкви возглавлял кафедру истории в Пэсифик Унион Колледже. Я специализировался у него по вопросам истории церкви, а каким образом: помогая ему, сортировал бумагу, перенял его чудесный опыт составлять диаграммы и старался не упустить ни малейшей возможности чтобы не научиться чему-то полезному. И сегодня, оглядываясь в прошлое, я считаю, что его влияние на мою жизнь в исследовании принципов и технических приемов было одним из самых значительных.

Он заложил в меня глубокую веру в божественную историю и в безошибочную Руку Божью, управляемую всеми делами в Церкви. Он насадил во мне принципиальную любовь к всестороннему исследованию главных тем. Для него всякая поверхность была неизвинительной. Более того, он хотел чтобы я доделал за него то, что ему уже было не под силу. Я помнил об этой его просьбе на протяжении всей своей жизни.

Спустя годы я возвратился в Пэсифик Унион Колледж чтобы прочесть серию лекций по вопросам основ Адвентистского движения. Это был [21] так называемый курс повышенных знаний библейской школы, предшествующий как бы теологическому факультету, функционирующему в колледже. Проф. Вашбэрн присутствовал на каждой лекции, всегда занимая место в первом ряду. В конце серии лекций он настойчиво советовал мне популяризировать их. Он обладал удивительным пониманием возможностей этой особенной области исследования.

Проф. Вашбэрн обладал особенно ясным представлением о духовных истинах, связанных с этой областью. Он также обладал удивительными познаниями главных факторов, касающихся моего исследования, которые, по его убеждению, я еще отыщу. Он даже сделал соответствующие наброски, и я их нашел. Таково было неоценимое влияние проф. Вашбэрна.

А. О. Таит — Дух пророчества, праведность, Божественность Христа

А. О. Таит возглавлял Библейское Отделение в Пэсифик Унион Колледже и в то же самое время был редактором журнала «Знамение времени». Его здравое и уравновешенное отношение к истинному положению, занимаемому Духом пророчества в этом движении было воистину замечательным, а отчетливое понимание этих сложнейших истин — исчерпывающим. Позже, когда я принял приглашение сотрудничать в журнале «Знамение времени» в качестве его помощника, Таит убедил меня относительно событий 1888 года и авангардных принципов, хотя возможно в то время я еще не мог вполне уяснить себе их четкой ориентации.

Значительно позже, когда я возвратился в Маунтин Вью, чтобы прочесть ряд лекций по вопросам Основ нашей организации Таит вновь и вновь напоминал мне о необходимости этой работы. Он хорошо помнил 1888 год, так как был лично на Миннеаполисской Конференции, принял ее ясную весть и после этого навсегда остался пламенным пропагандистом истины праведности через веру во Христа как «всю полноту Божества». Это понимание, эту идею он старался постоянно вселять в меня.

Это он, Оскар Таит, первым открыл предо мной невыразимую славу полноту Божества Христа в праведности через веру. Более того, Таит был одним среди немногих, с которыми Елена Уайт составляла дубликаты своих личных Свидетельств, обращенных к различным лицам. Таким путем они отсылались в самые нужные места и в самое нужное время. Он хранил эти Свидетельства, но очень редко упоминал о них, ввиду их интимного характера.

Постоянное напоминание мне о необходимости этой работы Таит со своей стороны передал мне бесценную коллекцию Свидетельств с. Уайт [22] и многие другие ценные документы. Таким образом, получив от братьев Даниэльса и Таита вышеупомянутые документы, я почувствовал на себе двойной груз ответственности: я так и не не смог понять, почему эти мужи избрали именно меня своим преемником. Но их доверие к моей преданности истине всегда стимулировало, поддерживало и углубляло мое посвящение и отдачу этой работе.

Влияние и роль Спалдинга и Олсона

Я обязан упомянуть еще два имени благочестивых мужей, помимо других лиц, которые еще живы и сегодня — это историк Артур Спалдинг и администратор А. Олсон. Проф. Спалдинг знал, что я глубоко исследую живое богословие нашей первоначальной истории в параллельных с ним областях и что мои исследования заходят дальше его специальных изысканий, так как я касаюсь аспектов, которых не касается он. Это глубоко заинтересовало его.

И он настойчиво просил меня продолжать исследования.

Великолепный историк, Спалдинг в то же время был известен как выдающийся литератор и стилист. Он отыскивал факты, а затем тонко и изящно излагал их. Его книги по истории до сих пор остаются на уровне современного стандарта. Спалдинг настойчиво советовал мне искать ответы на некоторые трудные вопросы, которые были ему непонятны. Он поощрял меня быть верным перед лицом фактов и непоколебимым в преданности истине, чтобы огражденный этими гранями я завершил этот грандиозный труд.

Олсон, обладающий здравым смыслом как руководитель адвентистского народа был бесстрашным, прямолинейным и откровенным человеком. Он не знал страха и не шел ни на какие компромиссы. Он обладал богатым опытом и мы постоянно совещались вместе по вопросам моих исследований. Он знал всегда точно и во всех подробностях, что я делаю и что уже сделано. Он всегда радовался всему новому. Он понимал значение такого исследования для Церкви и одновременно занимался параллельными исследованиями в этой особенной области. Он наставлял меня быть принципиальным и докапываться до самого дна фактов, чтобы вскрыть всю сущность вопроса. Он учил меня быть искренним и неподкупным в моей работе, исправляя неправильно представленное или ложное умозаключение там, где в этом возникала необходимость, стараясь постоянно вести линию предельно точного изложения фактов и самой истины.

Благочестивые мужи завершили многолетний план работы

Оглядываясь назад я вижу целую плеяду отчетливо выступающих лиц и факторов, вдохновляющих меня к этой работе, без сомнения порученной мне по причине моего близкого знакомства и общения с руководителями прошлого и учителями, которые были моими советниками и которые постоянно наставляли меня, направляя к полному завершению этой особенной задачи и завершению этой миссии.

Я всегда размышлял об этом на протяжении многих лет активной работы, но мало говорил об этом. Тем не менее это были годы непрекращающегося труда, хотя часть из них покрыты покровом молчания, пока я не [23] находил что-либо живое, существенное. И я твердо решил, что до тех пор, пока я буду жить, я никогда не разочарую этих благочестивых мужей. И более того, разве я могу оказаться неверным перед Богом, Церковью и перед моей ответственностью и бременем, возложенным на меня? Вот почему и как был написан этот труд.

Лерой Эдвин Фрум,

Вашингтон, округ Колумбия

1 января, 1970 г.