35. Урок из жизни пошатнувшегося вестника – 2 часть

I. Ваггонер запутывается в хитростях мистических теорий

1. Начинает проводить «чуждые теории»

После Миннеаполисской Конференции «88» — Е. Д. Ваггонер остается редактором журнала «Знамение времени» до 1891 г

года, когда Елена Уайт отправилась в Австралию, где она провела девять лет. Затем в 1892 г. доктор Ваггонер был приглашен в Англию, чтобы возглавить издательскую работу. Он оставался в Лондоне до Генеральной Конференции 1903 г., и эти годы он сотрудничал вместе с В. В. Прескоттом.

В 1894 г. Елена Уайт выразила опасение по поводу взглядов, каких придерживался Ваггонер относительно организации. Во время Миннеаполисской Конференции и после нее, а она одна активно поддерживала Ваггонера и Джоунса — так как они совершали «работу Божью для того времени». (Письмо 37, 1894 г.). Но теперь Ваггонер начал проводить некоторые «чуждые теории» — чреватые опасностями.

2. Опасные взгляды на «духовное родство»

Ваггонер возвратился из Англии в США в 1897 г. на Генеральную Конференцию, в колледж Вью и провел там 18 лекций по книге Послание к Евреям (Бюллетень Ген. Кон. 1897 г.). Он также выступал с заключительной проповедью в субботу вечером на Генеральной Конференции. Но доктор Келлог также был там и очень тонко, ювелирно провел свои пантеистические взгляды и понятия на той же самой Генеральной Конференции,- взгляды, которые оказали свое губительное влияние на Ваггонера.

Возвратившись в Англию, Ваггонер начал проводить некоторые «теории духовного родства». И это увело его. [530] Прибыв в 1901 г. на Генеральную Конференцию в Батл-Крик, он был очарован этими материалами и считал их «драгоценным духовным светом», но которые, по сути дела, были ничто иное, как «опасные небылицы» (Е. У. Письмо 224, 1908 г.).

Е. Уайт писала очень определенно: «Доктор Ваггонер уклонился от веры в учение, которое он принял относительно «духовного родства». В Европе он посеял семена, которые уже начали приносить плохие плоды (Письмо 121, 1906 г.). Он начал сходить с верного пути, поддавшись влиянию «духов-обольстителей и учений бесовских».

3. Отвергнутые советы: вынужден отделиться

Ваггонер оставался в Штатах после Генеральной Конференции 1903 г., и Елена Уайт настаивала на том, чтобы его оставили в Миссионерском колледже им. Эммануила, на испытательный срок, в надежде, что он порвет с этим лжеучением.

2 октября 1903 г. Елена Уайт предупредила Ваггонера, что сатана облекает свои хитрые, коварные мысли в «одежды праведности», чтобы таким путем увести людей с правильного пути (Письмо 230, 1903 г.). Она самым верным образом предостерегала его о том, что он находится в «большой опасности» оказаться запутанным в «лабиринтах спиритизма» (Письма 231, 1903 г.). Елена Уайт очень глубоко и далеко видела видела все то, что угрожало доктору Ваггонеру. Но он не обратил на это внимания.

Вскоре, после преподавательской работы в Берриен Спрингс, Ваггонер присоединился к Джоунсу и Келлогу, в близком им всем по духу Батл-Крикском колледже,- ввергая себя, таким образом, в среду пантеистического учения и все — распространяющегося недоверия и пренебрежения к Духу пророчества,- вместе с теми, кто неистово боролся против него. Елена Уайт советовала Ваггонеру оставить Батл-Крик и выйти из-под влияния и окружения «Живого храма»,- потому что, как она писала ему, это смесь истины с заблуждением. Она уговаривала его отделиться от всего этого (Письмо 279, 1904 г.). Она просила Ваггонера и Джоунса начать евангельскую работу в больших городах. Но они не отозвались на этот призыв.

4. Жизненные уроки из этой трагической истории

В 1906 г. Ваггонер развелся и женился вторично, как уже и было отмечено. Этим и оборвалась его связь с Церковью. Однако он никогда не восставал против Церкви и также не уклонялся от ее главных доктринальных позиций. Некоторое время он занимался медицинской практикой в Батл-Крике. Его последнее публичное выступление, незадолго до его внезапной кончины было на тему праведности через веру. От этого он никогда не отошел.

Эта трагическая история, насыщенная богатейшими уроками для нас сегодня. Бог использовал проповеди и письменные труды Ваггонера и Джоунса в великом реформаторском движении, внутри Церкви, когда эти мужи находились в живом, тесном общении с Ним. Когда эти отношения изменились, [531] их влияние и сила исчезли. Служение их окончилось. У них был большой период бесплодного проповедования, когда они отступили от истины и порвали с организацией.

Как и предостерегает ап. Павел: «Пусть тот, кто думает, что он стоит, пусть будет внимателен, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

Это очень большой урок для каждого из нас.

5. Трагический конец благоприятного начала

«Некоторые» из отвергнувших весть «88 продолжали бороться против истины праведности через веру. Причина охлаждения к этой истине и потеря интереса не была главным образом в том, что эта истина не всеми была принята на Конференции и что «руководство» — отвергло эту весть, как некоторые думали. Главная причина заключалась в трагедии Ваггонера и Джоунса — этих двух мужей, которые вывели на передовую, эту Небом, посланную весть 1888 года,- а сами оказались побежденными скрытыми, но развивающимися личными слабостями, что и удалило их из среды Церкви.

Бесспорно, никакая другая причина не смогла бы подвергнуть сомнению достоверность этой вести, как эта. А некоторые, еще и такое обвинение выдвинули, что отпадение этих мужей явилось результатом подобного учения,- что, конечно, было абсолютно несправедливым. Незадолго до своей смерти, Ваггонер неоднократно говорил о своей неизменной приверженности к учению Церкви,- он делал это перед М. К. Вилкоксом, с которым по-прежнему поддерживал близкие отношения, а также об этом свидетельствовала его дочь Перл Ваггонер, которая оставалась непоколебимой адвентистской до дня своей кончины в 1969 году.

Конечно, эти мужи несут на себе большую ответственность за то, что многие по их причине усомнились в этой истине и эта истина, таким путем, была подвергнута унижению и бесславию. Но они и сами утратили силу еще задолго до своего открытого отпадения. Такие последствия всегда являются неизбежными, когда человек не имеет постоянной связи и общения с Богом и не подчиняется Его водительству.

II. Трагедия подмостков

(Подмостки,- настил, рабочая площадка на строительных лесах (Рус. словарь Ожегова. Примеч. перевод.)

1. Подмостки удалены,- но храм стоит

Трагически, если люди бывают только временными подмостками, очень необходимыми и очень нужными при возведении величественного собора истины,- а затем сбрасываются. Как трогательно смотреть на такие человеческие обломки, после их использования, выброшенными,- в то время как прекрасное сооружение, с помощью которых оно воздвигалось, стоит и красуется. Но такие драматические случаи происходили постоянно на всем протяжении многовековой истории человечества с мужами, которые сделали свое дело в провозглашении, восстановлении и утверждении великих истин, чье время неотвратимо наступало, для того чтобы они стали известными людьми. [532] То же случилось и после критических событий 1888 г. Крайне необходимые и нужные в восстановлении великой истины праведности через веру во Христа, как «всей полноты Божества» — составляющей сердце Адвентистского движения, «трехангельская весть в Ее истинном значении» — эти мужи были использованы самым выдающимся образом для того, чтобы привлечь внимание к этой заброшенной истине и чтобы Церковь, в конечном итоге, приняла Ее. Но выполнивши свою великую задачу, эти мужи исчезли, ушли. Благородное сооружение истины, которое они помогли воздвигать, стоит, а человеческие подмостки пали, рушились и исчезли с горизонта Церкви. О, какой грустный финал!!!

2. Наш долг перед временным

Но крайне необходимое участие Ваггонера и Джоунса в сооружении этого здания не должно быть в молчании и пренебрежении обесценено и сброшено со счетов. Никогда их вклад или участие в этом деле не должно быть умалено и унижено. Потому что такое отношение бросило бы тень на поддержку Духом пророчества их работы в то время. Те, кто продолжают преклоняться в Храме истины, всегда в долгу перед теми, кто помогал воздвигать это строение. Мы должны отдать должное уважение тем, кто его достоин. Это предостережение для нас.

Божья оценка этих мужей, во время их верного служения, остается неизгладимой в отчетах. Они были «Его вестниками». Они выполняли «поручение Неба». Они несли «небесную весть». Мы всегда должны помнить о Божьей справедливости и о Его милосердной памяти. И мы должны очень внимательно следить за тем, чтобы подобная трагедия не случилась с кем-либо из нас.

То что Е. Д. Ваггонер и А. Т. Джоунс продвигали вперед, в 1888 г. центральную истину праведности через веру во Христа, «как всю полноту Божества» — остается непоколебимым фактом истории Адвентистов седьмого дня. И эта божественная истина не только продолжает жить и действовать, но ей предопределено еще и стать центральным вопросом в заключительной, триумфальной фазе нашего движения. Мы должны извлечь для себя урок из трагедии рухнувших подмостков и избежать повторения этой истории. Приближается время просеяния и некоторые,- да, многие,- падут вдоль этого пути. Да, время просеяния — очевидно. Это очень торжественный урок для нас СЕГОДНЯ, для нашего РАЗМЫШЛЕНИЯ. Но это еще не все.

III. Истинные причины образа действий Ваггонера в период 1888 года

1. Необходимая моральная смелость

Есть еще кое-что, о чем нам не следует забывать. Каким нужно было обладать глубоким убеждением, силой проникновения, моральной смелостью для Эллета Д. Ваггонера, чтобы представить весть на Конференции в Миннеаполисе в 1888 году?!! [533] — Весть, которая пересекла известные позиции, занимаемые сильными, всеми уважаемыми мужами того времени, такими мужами, как Урия Смит, который был одновременно и секретарем Генеральной Конференции и редактором журнала «Ревью энд Геральд», статист всего хода сессии конференции, библейский преподаватель в Батл-Крикском колледже. Смит был превосходным редактором. А Д. Х. Моррисон — выдающимся председателем Конференции штата Айова.

Нужно было поистине обладать настоящей смелостью и решительностью, чтобы оспаривать мнение и заявление его почтенного отца, Джозефа И. Ваггонера. Но для его сына не существовало семейных уз или редакторского престижа. Это не был вопрос слепого подчинения или же нежелание следовать учению, уже заранее отработанному определенными прославленными лидерами. О, нет! Это был вопрос фундаментального принципа и правды — здравой теологии и Библейских истин.

2. Результат глубокого убеждения

Его действия были результатом глубокого убеждения, основанного на широком и очень тщательном исследовании Слова Божьего. Это был результат ясного понимания и представления, которое прежде всего пришло к нему о предсуществовании Иисуса Христа и Его «полноты Божества», о чудесной Второй Личности Вечного Божества — и обо всем этом были самые противоречивые взгляды и закоренелые предубеждения. Он знал, что он должен дать это свидетельство, что он должен оставаться верным своему непревзойденному Господу. Обойти молчанием — все это, для него означало нарушение долга.

Ваггонер сознавал, что он получил поручение от Бога, которое он должен выполнить; миссию и весть с Неба, которую он должен возвестить. Он был охвачен торжественным сознанием ответственности. Он смиренно сознавал себя человеком, который должен говорить от Бога в этот в высшей степени критический час и о необыкновенно важной истине. Заблуждение должно встретиться с истиной; недоразумения, неправильное представление — все это должно быть устранено и очищено библейской логикой. Он понимал всю ответственность. Его действия должны быть решительными и прямыми.

3. Он говорил, потому что был глубоко убежден

Его действия не были продиктованы своеволием, упрямством. Чувство большого долга принуждало, побуждало его. По своей натуре он не был полемистом. Эта черта не была свойственна его характеру выступлений. Он не умел доказывать. Он преподавал, учил, потому что был преподавателем по образованию.

Его выступления не были чем-то внезапным, незрелым, импульсивным.

Они не были поверхностными. Это было спокойное, прямое, откровенное изложение возвышенных, в высшей степени глубоких истин Слова Божьего.

Это был результат многолетних исследований.

Он был убежден, что эта возвышенная истина искупления не снижала, не снизит и не изменит специфичности трехангельской вести, как некоторые опасались. Наоборот, [534] это укрепит ее; придаст ей еще большую силу, ясность и вескость. Он понимал, что это ни в коем случае не было отклонением от великой структуры «Настоящей истины», как некоторые пристрастно утверждали. Это, действительно облекало весть большой силой, мощью. Это подтверждала и Елена Уайт.

4. Необходимость верного представления истины миру

Представленная доктором Ваггонером трехангельская весть приобретала новое значение и форму. Это придало жизнь тому, что до сих пор было формальным. Это произвело сдвиг от отрицательного к положительному. Это в корне меняло отвлеченную теологическую доктрину — требующую умственного соглашения — на живой, управляющий принцип и положение. Он понимал, что возвещение этой истины было обязательным для того, чтобы должным образом вознести Христа и отвести Ему Его законное место в полном представлении «вечного Евангелия», которое нужно было возвестить перед всем миром.

Он видел, как некоторые продолжали придерживаться неправильных взглядов о природе Христа и как они боролись против прославленной Личности Св. Духа как Третьего Лица Божества. Он считал такие понятия небиблейскими и неправильными. И более того, все это вместе взятое выставляло нас в неправильном свете перед всем религиозным миром и очень много мешало нам в нашем свидетельстве перед ним — потому что большая часть христианского мира имела правильное представление об этих особенных христианских принципах.

Меньшинство, в нашей среде понимало ошибочно — унижая положение Христа, ограничивая понятие Божества и обезличивая и лишая чести Личность Св. Духа. И эти ложные понятия должны были быть исправлены. Все это очень ясно представлялось ему и теперь нужно было приняться за разрешение этих вопросов. Такие чувства и побуждали Ваггонера к действию.

5. Проверка Духом пророчества

Ваггонер очень хотел изложить эту истину не только в присутствии пожилых почтенных мужей,- но с еще большими последствиями — сделать это в личном присутствии специального вестника Церкви остатка. И он сознавал, что его изложение этой истины было правильным, библейским и верным по отношению к вести.

Он не видел иного выхода для себя. Он твердо верил, что его позиция выдержит эту проверку. Так и случилось.

Елена Уайт прошла через огонь разочарования в 1844 г. и знала каждый шаг в утверждении каждой фазы Настоящей истины, а также все ее настоящие проблемы, слабости и нужды. Ваггонер знал также и то, что эта работа создаст кризисную обстановку.

6. Вестница Божья поддерживает Ваггонера

Сам Бог взялся за дело. Согласно последующим заявлениям Елены Уайт мы читаем: «Господь в Своей великой милости дал одну [535] из самых драгоценных вестей Своему народу через брата Ваггонера и Джоунса (Письмо 57, 1895 г. Св. Для Проп. 91). Они несли весть, которая имела на себе «печать Божью», РГ. 3 сент. 1889 г.). Эти братья не разрушали, но укрепляли нашу, особенным образом продиктованную Небом — весть для этого мира, для этого часа истории Земли. Они не отрицали и не испепелили нашего фундаментального свидетельства, но придавали ему новое значение.

Их представление воистину было «трехангельская весть в ее истинном значении» (Е. У. РГ, 1 апреля, 1890 г.; также Св. для Проп. 92-95). Это была именно «весть для этого часа» (Е. У. Рукоп. 10; 1889 г). (Из. Вест. 1 т. 361-362). Это была весть, которую «Бог повелел дать миру» (Св. для Проп. 91-92). Никакой ошибки не было допущено в представлении этой вести в 1888 г. особенно в той форме, в какой она была преподнесена. Об этом свидетельствуют многочисленные подтверждения Духа пророчества.

7. Пересечение большого разделения

Эти многократные утверждения решили вопрос в сторону большинства. Но мы никогда не должны забывать, что это решительное свидетельство исходило со стороны больше чем человеческого источника. Хотя ушли и годы прежде чем посланный Небом свет торжествовал победу, но эта победа была предопределена. По-другому и быть не могло. Хотя некоторые и были смущены подтверждениями Елены Уайт, но истина в конечном итоге была принята. И некоторые из прежних противников заняли противоположную сторону.

Критический час для Адвентистского движения прошел. Время должно было оправдать представленные Библейские истины. Время должно было сломить упорное сопротивление. Наконец, время должно было залечить раны и трещины. Но нужно было время, много времени.

Мы пересекли большое разделение. Прежние неправильные понятия, представления были исправлены. Труды Е. Уайт не только утверждали представленную истину, но и проявили себя как исцеляющее, укрепляющее средство. 1888 год — будет, и воистину был началом новой эры в Адвентистском движении. Благодаря этому мы стоим на мощной, возвышенной, более могущественной и прекрасной платформе истины. В результате трехангельская весть приняла большие размеры и силу. Поэтому мы должны отдать должную дань признательности и уважения тем, кто способствовал всему этому.

IV. Гарантированная победа вести и движения

1. Люди уходят; движение продвигается вперед

На протяжении всех лет Адвентистское движение являлось свидетелем периодических отпадений людей от Адвентистской веры — по разным причинам. Каждый из этих несчастных имел свои трудности или же случай, чтобы споткнуться и пасть. А движение шло вперед и становилось еще сильнее после их ухода. Некоторые споткнулись о доктринальные пункты или же Свидетельства Духа пророчества, [536] или же Слово Божье, организацию, пантеизм, спиритизм, а иногда и святилище — вечное, излюбленное место для нападения. А немало и по личным мотивам — уязвленное честолюбие, разочарование, зависть — или даже моральным причинам.

Как трагично видеть людей сбившихся с пути. Но такие недостатки, впрочем, не могут лишить силы или же тормозить развитие движения. Это Бог руководит движением, а не «не случайные ответвления» (Св. Пр. 61).

Это Церковь — в целом. Слабая, несовершенная, такая, как она есть — Церковь есть и всегда останется «предметом самой наивысшей заботы и внимания со стороны Бога» (Из. Вест. 2 т.

396).

Специальный вестник Церкви остатка очень хороша знала слабости, немощь людей, недостатки и несовершенства движения и его служение. Она знала об этом намного лучше и больше чем критики. Но невзирая на это, избранное орудие, каким она была, она имела полное доверие к Божьему руководству и в полное торжество Его Церкви. Она была убеждена в том, что «в Церкви остатка не должно быть другого «остатка».

2. Уверенность в окончательном торжестве

Елена Уайт была неутомима в своих предостережениях, как отдельным лицам, а также и в обличениях, что касается всего движения в целом. Но она никогда не обманывалась, что движение не придет к победе или же что Бог отринул его из-за недостатков. Бог работает над сердцами людей и они отвечают на Его заботу о них. Он возлагает бремя на избранных Им людей и они отвечают на Его призыв. На протяжении всех лет были даны самые искренние, сердечные свидетельства относительно нашего Лаодикийского состояния. Эти предостережения никогда не имели своей целью только указать нам на наши слабости, без того, чтобы параллельно с этим настойчиво не призывать к раскаянию и полному сотрудничеству с Богом.

И всегда, параллельно с продвижением и заявлениями о нашей нужде было дано заверение в окончательной победе Адвентистской вести и движения. В этом вопросе с ее стороны не было не малейшего сомнения. Все неправильное должно было исправлено. Ошибки удалены. Истина восторжествует, хотя некоторые и оставят ее. Народ усовершенствуется и Божьи возможности для победы будут использованы. Его планы и средства для завершения работы будут осуществлены.

И Адвентистское движение будет завершено в великолепии духовной славы и возгласов Громкого клича — при победе праведности Христа в Его полноте. Эта незыблемая надежда всегда была поставлена перед нами.

3. Отпадения неизбежны

Как бы нам хотелось, чтобы Моисей и Давид никогда не пали под силой искушения — тем более Адам! Есть нечто идеальное в человеке, который никогда не совершает ошибки. Но Книга Божья полна примеров человеческих слабостей и разрушительных действий греха, со времен Адама и после него. Совершенная откровенность Библии вселяет в нас уверенность. [537] Мы еще не видим конца. Но Церковь живого Бога идет вперед, несмотря на отпадения со стороны некоторых. В своем первом видении, Е. Гармон видела, как некоторые уходили на широкий путь, оставляя узкий путь, ведущий к Небесному граду — и так было на всем пути до самого конца. Мы должны ожидать таких случайностей и не разочаровываться.

V. Весть не становится недействительной по причине недостатков, обнаруживающихся в дальнейшей жизни ее вестника

1. Елена Уайт одобряет весть Крозье

Существует главный принцип, о котором мы никогда не должны забывать: последующее отпадение или недостатки вестника ни в коем случае не лишают законной силы истинную весть, данную ему Богом в дни его верного служения. Например, О. Р. Л. Крозье изложил эпохальное положение, к которому пришла группа богословов, как Хирам Эдсон, Крозье и док. Е. Хан, которые разработали истину о святилище, после разочарования 22 октября, 1844 г.

Хотя эта работа и не была лишена некоторых недостатков, что касается отдельных пунктов, тем не менее, эта разработка определенно ясно указывала на две фазы в первосвященническом служении Христа на небе и что осенью 1844 г. Христос перешел во Второе отделение и что там началось дело суда. Это был свет с неба. И это принципиально было верно — хотя и не отвечало понятиям Миллеритского движения. Это было началом дальнейшего продвижения вперед.

2. Сильные подтверждения со стороны Елены Уайт

В своей статье Крозье заявил, что пророчеством не подтверждается их ожидание в том, что Христос выйдет из Святого Святых или что Он оставит небо и придет на землю, чтобы взять к Себе ожидающих Его в то время — т. е. как они представляли себе Его Второе Пришествие. Елена Уайт полностью подтверждала эти мысли. Она писала самым определенным образом: «Я (видела) что в этом была воля Божья, чтобы брат Крозье написал об этом в Дей Стар, 7 февраля 1846 г. Я имею полное право от Бога рекомендовать этот номер всем верующим (Е. У. «Слово к «малому стаду) (1847 г. 12 стр.).

Это было одним из самых сильнейших подтверждений в те ранние дни нашей работы. Тем не менее спустя несколько лет тот же Крозье оставил адвентистскую Церковь и отказался от той истины, в пользу которой столько трудился.

Но Церковь не отказалась вместе с ним. Это основная истина, которую он изложил осталась с движением, как первое бревно в платформе Адвентистской веры. Урок ясен: весть Крозье не лишалась своей законной силы, хотя вестник ее потом и отпал. [538]

3. Отпадение Пребла не лишает законной силы весть о субботе

Позвольте привести еще один яркий пример. Свободный баптист и адвентист по убеждению, Т. М. Пребл первый через журнал «Надежда Израиля» привлек внимание Иосифа Бейтса к свету седьмого дня субботы. Иосиф Бейтс в свою очередь написал трактат о субботе в 1846 г. под заглавием «Седьмой день суббота» — «Вечное знамение». Общение с Преблом принесло свои плоды и Бейтс, и движение в целом сохранили верность этому положению о субботе.

Однако, спустя несколько лет Пребл оставил истину о субботе, которую он сам возвещал и даже боролся против нее, и написал книгу против субботы под заглавием «Суббота — это первый день недели» (1847). Но это не лишало истинности его ранней вести о субботней истине, когда он был использован Богом в то время. И эта весть также стала неотъемлемой и постоянной частью Адвентистской веры. Истина остается истиной, независимо от последующего отпадения или колебания ее вестника, который в свое время дал ее. Настоящая истина остается.

Оба эти мужа — Крозье и Пребл — были очень ценными подмостками в свое время. Они были живой помощью в созидании первоначальных ступенек прочного и величественного храма настоящей истины и достойным образом выполнили часть своей работы в то время. Хотя они и отпали, но это прочное здание, которое они помогали строить, стоит до сего дня.

4. Келлог — «Батл-Крикские идеи» меркнут

Еще один выдающийся пример — в лице доктора Джона Харвея Келлога (1852-1943) — из всемирно-известного санатория в Батл-Крике — пионера физиотерапии, научной диеты и естественных средств лечения. Как никто другой он внес свой неоценимый вклад в дело здоровья нашего движения в мировом масштабе. Он издавал журнал «Доброе здоровье», организовал в Батл-Крике школу медсестер, затем обосновал наш первый медицинский колледж.

Мы знали доктора Келлога не только как известного хирурга и изобретателя хирургических инструментов и терапевтических приборов, но и как инициатора в изготовлении различных злаковых блюд, хлопьев, которые и до настоящего времени являются традиционным завтраком в западном мире. Он был автором более пятидесяти книг, с миллионным тиражом. Его Батл-Крикские идеи завоевали всемирное внимание. В то время Батл-Крик был таким же известным, как сегодня клиника Рочестер Мэйо.

Но у него возникли недоразумения с руководством Генеральной Конференции в том вопросе, что он хотел иметь абсолютное право контроля над всеми адвентистскими медицинскими учреждениями и компаниями по производству продуктов. Как раз в это время и началось его печальное увлечение пантеизмом. В 1907 г. он потерял свое членство в Церкви. Таким образом, вот еще один пример из жизни основоположника [539] правильных принципов здоровья, пищи, аппаратуры, но который тоже ушел от нас.

Но Церковь продолжает идти вперед и в этом направлении, т. е. в деле здоровья. Такие отпадения не лишают истины их законной силы, хотя и вестники этих истин позже ушли от нас.

5. Отпадение Белдена не лишает силы духовные гимны

Еще один пример из этой области — Франк Белден [Франк Белден (1858-1945) — автор сотен субботних псалмов и гимнов. Одно время был директором издательства в «Ревью». По причине финансовых недоразумений и других огорчений отошел от Церкви в 1907 г. и поддерживал тесный контакт с док. Келлогом.] — Этот муж обладал редкими композиторскими дарованиями в области священных песен о нашей вести и для нашей вести. Он написал слова и музыку к множеству гимнов и священных песен, вплетенных в самую основу и ткань Адвентистского движения. Нет ничего подобного этому. Но когда возник вопрос о компенсации, Белден оставил Церковь в 1907 г.

В 1941 г. когда был издан нами наш современный сборник гимнов, Музыкальный совет, состоящий из двенадцати членов, назначенных в 1936 г. сражались по поводу отпавшего вестника. Некоторые считали, что если Белден отпал и оставил Церковь, то мы должны и исключить его песни из нового сборника Псалмов.

Но здравое решение большинства в Совете взяло верх. Они исходили из следующего: эти благословенные песни были написаны Белденом тогда, когда он был искренне посвященным адвентистом и с таким талантом вкладывал в свои песни дух и сущность адвентистской надежды и вести. Эти песни были вплетены в саму структуру Адвентистского движения в самом первом песеннике «Христос в Песне». Они составляли неотъемлемую выдающуюся часть движения — независимо от случившегося с Белденом. Наилучшие его песни должны быть оставлены. Совет, обсудив этот вопрос со всех сторон, решил оставить некоторые из них — было оставлено 22 номера.

6. Отпадение Ваггонера и Джоунса не лишают законной силы переданную ими весть

Этот же самый принцип применим к Ваггонеру и Джоунсу. Отвергнутая весть о праведности через веру была представлена в Миннеаполисе мужами избранными Богом и они несли должным образом Его весть — весть долга и она стала неотъемлемой частью фундаментального строения Адвентистского движения, неоднократно подтверждаемой свидетельствами Духа пророчества. Эта истина была (вплетена) в наше положение о «Вероучении» в 1931 г. и в «Удостоверение о крещении» за 1941 г. и повсеместно признана неотъемлемой частью нашей веры и движения. [540] Мы особенным образом подчеркиваем следующее положение: принимается во внимание божественная весть, а не последующее колебание или отпадение ее вестников. Имеет значение прочно утвердившееся строение, а не обрушившиеся подмостки. Елена Уайт сохраняла абсолютную верность этому принципу.

Истина о праведности через веру во Христа, во всей полноте Божества — стоит непоколебимо, вопреки отпадению Е. Д. Ваггонера и А. Т. Джоунса.

Мы искренне желали бы, чтобы этого никогда не произошло с ними, но их отпадение не лишило законной силы истину, проповедуемую ими. Эта потеря трагически была только их, но не нашей (в смысле истины).

7. Противоположные концы пути

Есть два пути — верхний и нижний — с разными концами. Один из них все время идет вверх, другой трагически опускается вниз. Счастлив жребий того, кто идет к закату своей жизни по верхнему пути, в полном сотрудничестве с Богом и в согласии с Церковью; кто всегда остается принципиально верным делу истины; кто в мире с Богом и в согласии со своими братьями и чьи ноги прочно стоят на верхнем освященном пути, ведущим к граду Божьему. Благословенен путь и планы такого христианина!!! С другой стороны, какое трагическое положение того, кто после жизни служения приходит в замешательство, озлобляется; мысли его извращаются; кто принимает заблуждение за истину, а истину за заблуждение; кто порывает общение со своими братьями и оставляет Церковь, которой он, однажды, так преданно служил. И спотыкаясь в вечерних тенях, его сознание отравлено сомнениями и разочарованиями; он не в мире с Богом, ни с человеком. Такой человек достоин сожаления более, нежели осуждения.

Это одинокий, пустынный разбитый конец мрачного пути, спускающегося по долине с его разочарованиями, разбитыми надеждами, гаснущей искрой.

О, пусть Бог сохранит каждого из нас, от такого печального трагического КОНЦА! [541]