36. Истина о святилище — основное учение Адвентизма

I. Наш основной вклад в христианское учение

1. «Истина о святилище» — исключительно Адвентистская

Посмотрите еще раз на яркое изображение перед титульным лицом в этой книге — и ее заглавие. Есть одна специфическая, обособленная, структурная истина — единственное в своем роде доктринальное учение, которое выделяет Адвентистов седьмого дня среди всех остальных вероисповеданий в прошлом и в настоящем времени — это «Истина о святилище» — как мы ее называем. Так уже повелось с самого начала, потому что истина о святилище — была самой первой истиной, которую мы, Адвентисты, открыли и которой учили в период после разочарования. И эта истина никогда не утратила своего центрального значения.

Другие главные доктрины, в которое мы верили и учили — это седьмой день суббота, условное бессмертие, Второе Пришествие Христа, Дух пророчества, пророческие истолкования, до-тысячелетний период, праведность через веру, крещение, десятина и т. п.,- являлись убеждением и других вероисповеданий; полностью или частично, независимо от времени.

Но, ни в первой христианской Церкви (даже в период первоначальной ее чистоты), ни в Реформаторской Церкви (когда была восстановлена большая часть апостольского учения) истина о небесном святилище не была пунктом вероисповедания — вместе с ее первосвященническим служением в двух отделениях Посреднической работы и во Втором отделении, представляющем час суда Божьего в настоящее время.

2. Пророческий час для истины о святилище — пробил

Молчание, какое [542] сохраняли прошлые века по отношению этой истины о святилище, объясняется той простой причиной, что в те времена еще не наступил определенный Богом ее пророческий час согласно Его божественному плану. Час суда ожидался в последние дни, и даже реформаторский вождь — Мартин Лютер, считал его наступление не раньше чем через 300 лет. Мы признаем и проповедуем об этом не только потому, что обязаны это делать сегодня, но потому что это настоящая действительность, это неотъемлемая часть в проповеди вечного Евангелия для настоящего времени в эти последние дни. Мы справедливо считаем эту истину настоящей истиной.

Следовательно, мы не только обязаны верить и проповедовать сегодня о святилище, но мы должны отвести и центральное место для нее во всей нашей духовной работе сегодня. Следовательно, это обязывает нас иметь самое точное и верное представление о ней и затем проповедовать о ней людям. И по этой причине эта истина и составляет всеобъемлющую сущность Адвентизма.

И в самом деле, если нет настоящего святилища на небе и если там не совершается посредническое служение Великого Первосвященника; и если нет вести о часе суда, данной Богом для всего человечества в это время — в таком случае наше присутствие в религиозном мире не оправдано; мы не обладаем особенной миссией и вестью; значит, мы не оправдываем своей работы, как особенная Церковь сегодня в целом.

3. Любое отклонение ударяет во всю целостность Адвентизма

Следовательно, любое отклонение от этой истины, малейшее снижение ее значения, не только серьезное дело, но и критическое. Любое отклонение от истины о святилище ударяет в самое сердце Адвентизма и подвергает сомнению всю ее целостность.

Мы были подняты Богом и родились в ответ на требование истории — чтобы дать миру эту всеобъемлющую настоящую истину, которая по своей сути и составляет «полную систему истины» (ВБ, 423). Все другие существенные истины входят в ее состав, такие, как моральный закон, суббота, примирительная жертва, первосвященническое, посредническое служение, суд, оправдание и освящение, праведность через веру, окончательное возмездие нечестивых, Второе Пришествие и всеобщее истребление нераскаявшихся грешников.

4. Обязанность и долг Церкви остатка

Следовательно, истина о святилище — это не придуманное, извращенное, странное, нелепое доктринальное учение или же как выгодный материал, удобно используемый для объяснения разочарования 1844 г. как некоторые противники пытаются представить этот вопрос. Это не отступление от исторической христианской веры. Наоборот, [543] это логическое завершение и неизбежное осуществление этой веры. Это — проповедь о вечном Евангелии, которую несут как свидетельство этому миру, в эти последние дни — члены Церкви остатка. Эта истина свидетельствует перед всей Землей о событиях необыкновенной важности, которые происходят на Небе, о их цели и сущности.

И так, как эта истина занимает такое необыкновенное важное место, потому она и подвергается всевозможного рода нападениям и атакам. И это происходит как извне так и внутри. Поэтому мы должны иметь все это ввиду и быть готовыми отразить все эти удары. Мы должны ревниво оберегать неприкосновенность истины о святилище и всегда стоять на страже ее рубежей. Мы не можем молчать здесь, потому что это не второстепенный принцип нашей веры.

5. Постоянная мишень для нападения

Сатана ненавидит истину о святилище. Он знает, что это самая главная верховная небесная истина для настоящего времени. Эта истина имеет самое прямое отношение и к нему , его участи, судьбе, ограничении его прав в будущем и окончательному уничтожению. И он пытается выиграть время. В отчаянии он делает все, для того, чтобы как можно больше людей увлечь за собой. Поэтому он не упускает ни одной возможности, ни одной детали, чтобы внести свои изменения, переделки, извращения, отвлечь внимание от этой истины, изменить понятие, представление о ней. Сделать свидетельство об этой истине непонятным; скомкать учение о ней; лишить эту истину ее целостности, неприкосновенности.

И в этом вопросе нам никуда не уйти от осаждающих нас противников, врагов, специально работающих в этом направлении. Но, вместе с тем, это является и невольным доказательством очень важного характера этой истины. Атаки врага не концентрируются на маловажных объектах. Мы должны быть приготовлены к тому, чтобы отстаивать и защищать эту истину против любого обмана и извращения.

6. Безуспешность подрывной работы

Мы обращаем внимание на следующее: некоторые будут высмеивать законность этой истины; подвергать сомнению ее библейскую обоснованность; отвергать подтверждения Духа пророчества. Истина о святилище, как ни одно из главных адвентистских учений — не принимая во внимание отношение других вероисповеданий — постоянно подвергалась нападению изнутри Церкви на протяжении всего нашего существования.

С самого начала нашего движения постоянно появлялись лица, которые высмеивали или же отрицали что-либо в этой истине.

Но эти подрывники в конечном итоге оставляли нас и вели борьбу с нами. Но, все это бесславно оканчивалось,- ничем. Их печальные обломки разбросаны по всем берегам времени. Однажды став на этот путь, они потеряли веру и никогда больше не присоединились к работе нашей Церкви.

7. Будьте осторожны — чтобы вы не боролись против Бога

Богом данная истина [544] о святилище должна восторжествовать и те, кто борется против нее, фактически борются с Богом и данной Им вестью для людей. Бог всегда имел Своих верных и талантливых защитников и сегодня Он также имеет таких людей. Конечно, как и в отношении всякой истины, это можно сказать — так и по поводу этой — всегда наблюдается постоянное усовершенствование, укрепление, расширение, увеличение ясности, определенности и более широкой понятливости. Но никакие самые настоящие улучшения никогда не лишат законной силы утвержденные принципы прошлого. Настоящие столпы истины нельзя свергнуть. Бог никогда не отрицает и не оставляет того, что Он однажды утвердил и обосновал.

Поэтому мы должны с недоверием относиться к тем, кто пытается подорвать, ниспровергнуть то, что наши отцы-пионеры так преданно и самоотверженно созидали под руководством Божьим и Его благословением и о чем Его Дух неоднократно свидетельствовал.

8. Многообразный объект атак

Иногда эти атаки сосредоточиваются на реальности святилища на небе — что касается действительности великого оригинала. И это не плод воображения. Мы имеем предостережение: «Враг будет выдвигать лже-теории, так например, что святилища нет. Это будет один из пунктов, по причине которого будут отступления от веры (РГ. 25 мая 1905).

Или же это может касаться вопроса хронологии, текучести времени о непосредственном отношении 8-9 глав Даниила. Или же это может быть вопрос семантики [Семантика — в языкознании: значение, смысл отдельного слова, оборота речи (Сл. Ожегова,- примеч. перевод.)], касающийся технических аспектов искупления, сущности и намерения очищения святилища, усовершенствование святых или же события и процесс окончательного момента восхищения.

Сатане ничего не доставляет такого удовольствия, как то чтобы отвлекать нас от изложения настоящей истины и заставить нас тратить время и усилия на отклонения от главных вопросов, споры и на оспаривание и защиту нашего личного мнения. Но ему не должно быть доставлено это удовольствие.

II. Подлинность небесного святилища

1. Святилище такая же действительность, как и Сам Бог

Во свете ранее изложенных факторов, возьмем один из них, упомянутых Е. Уайт и честно исследуем его. Есть ли в действительности небесное святилище? Или же это только термин, о каком-то расплывчатом, неясном представлении, употребляемый для того, чтобы символически выразить отвлеченную цель, средства и образ действий Бога в вопросе спасения человека? Свидетельство Слова говорит о том, что храм на небе — это небесная действительность, божественная, подлинная реальность — такая же настоящая, как Сам Бог или же Новый Иерусалим, или же Агнец Божий, Который теперь как небесный священник совершает в нем служение — со всеми вытекающими из него примирительными функциями. [545] Это утвержденный командный центр, откуда исходят все эти возвышенные мероприятия.

2. Смысл «действительного» и «истинного»

Определим наши термины. Является ли небесное святилище действительным и настоящим или же метафорическим, или же больше абстракцией, нежели действительностью? Рассматривая этот вопрос, мы не должны смешивать небесную действительность и реальность с простыми земными элементами и материалами нашего, оскверненного грехом физического мира (1Кор. 15:48-49). Это нужно сказать и о строении земного святилища Моисея, сделанного из золота, серебра, меди, дерева, шерсти, камней, масла (Исх. 25:3-7). Мы не должны смешивать эти два понятия, потому что они имеют определенное различие между собой.

По своей сути «действительное говорит о реальности — в противовес всему фигуральному, риторическому, метафорическому, гипотетическому (предположительному). Действительное — это истинное, фактическое, материальное, реальное. Оно находится в прямой противоположности всему нереальному, мистическому, воображаемому, фантастическому, призрачному, эфемерному. небесное святилище — это истинная реальность — это не абстракции.

III. Все сводится к центральной истине о святилище

1. Истина о святилище содержит в себе сущность Адвентизма

Цель вечного Евангелия — неизменного и неизменяемого — находит свое полное завершение в вести последнего времени. — «Наступил час суда Божьего». Эта всемирная проповедь первой ангельской вести — возникшая в начале 19 столетия развивается и достигает своего завершения во второй и третьей вести из Откровения 14 главы. В действительности, это одно, но утроенное по масштабности, распространению и содержанию.

Суд — это завершающая фаза всей системы служения во святилище, как образного, так и прообразного. Он неразрывно связан со служением в святилище — то ли в скинии, то ли в храме.

2. Истина о святилище считается главным фундаментом Адвентистской веры

Поэтому мы должны глубоко проникнуть в исследование этого вопроса, потому что некоторые зашли так далеко, что отрицают подлинность небесного святилища. Рассматривая этот вопрос, прежде всего мы подойдем к нему со стороны доказательств, выдвинутых в книгах Откровения и Послания к Евреям. Однако именно пророчество Даниила дает нам Библейское объяснение всему последующему.

7, 8 и 9 главы Даниила настолько хорошо нам знакомы, что мы только будем ссылаться на них. Прежде всего выступает сцена суда 7:10. [546] «Ветхий днями тысячи тысяч и тьмы тем служили Ему. Затем «судьи сели и раскрылись книги» (7:10). Но это все имеет место после дерзких действий папского Маленького Рога, но раньше установления вечного Царствия Божьего (14 ст.). Это дает нам представление о последовательности событий, во времена и связи между ними.

3. Вероломные подвиги маленького рога

Это, конечно, тот же маленький рог, который отнял «ежедневную жертву » и «низвергнул» святилище «Князя воинств». И «истина» «Вождя воинств» была дерзко «повергнута на землю» (8:11-12).

Особенно были изменены Десять заповедей. Суббота была подменена воскресеньем, как святым Днем Господним. Кропление вместо погружения в воду и т. д.

Одна и только единственная Жертва Христа на Голгофе была заменена жертвой мессы на десятках тысяч земных алтарей. Исключительное право священства Христа, Который есть и Бог, и человек — было вытеснено человеческим служением на этих земных алтарях. А хлеб и вино Вечери Господней — были заменены просфорой. Каждая догма в какой-то степени была задета.

4. Восстановить святилище в его законное, центральное положение

Затем, в 8:14, приходит время «очищения святилища». Затем предсуществующая связь с 70 седьминами из 9:24, ведущие к смерти «Христа Владыки», «чтобы были запечатлены грехи, заглажены беззакония и чтобы была приведена праведность вечная» (24-25). Таков проливающий свет, пролог Вечного Завета. Это необходимо и фундаментально.

Истекли века. В свое определенное время в «конце времени» — родилось Адвентистское движение, точно в свое время, чтобы поднять и восстановить необходимую, обязательную, многократную небесную «истину», которая была «повергнута» — истину о Божьем святилище, со всеми ее составными элементами, чтобы поднять ее до ее законного, центрального положения.

5. Страшная вражда против «Жилища Божьего»

В Новозаветном параллельном пророчестве Иоанна описана вражда против Бога и «Его жилища» под символом первого «зверя» из Откровения 13 главы, который подымается из моря наций в тот же самый пророческий период 1200 лет «отверзший свои уста для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе» (Откр. 13:6). [547] Таким образом идет никогда не прекращающаяся вражда против Божьего Храма и Скинии. [Греческое слово скин (храм) три раза употребляется в книге Откр. (13:6; 15:5; 21:3) и это же самое выражение (скин) восемь раз использовано ап. Павлом в его Послании к Евреям в 8 и 9 гл. (8:2; 5: ; 9:2; 3, 6, 8, 11, 21).] И это «жилище» в Откровении определено в 15:5 как «храм скинии свидетельства на небе».

Это Храм — Скиния, «наполненный славой Божьей», откуда исходят указания об излитии семи последних язв (8 ст.) Такое центральное положение занимает Скиния на Небе.

IV. Богодухновенное описание храма, престола, ковчега и жертвенника

1. Положение храма на небе

Дальше внимательно рассмотрим следующее подробное описание Иоанном в Откровении небесного «храма», «престола», «жертвенника», а также и «ковчега завета» (11:19). Это поможет нам увидеть все то, что в свое время произвело такое глубокое впечатление и на пророка, а также и их соотношения, которые апостолу было поручено описать для нашего осведомления и понимания сегодня. Иоанн для нас в данном случае является нашим проводником, нашим «видящим глазом» и «слышащим ухом» (1:1).

Прежде всего «величественный храм (наос), который неоднократно видел Иоанн в святом видении, упоминается около 15 раз. Он не только назван «храмом» (семь раз) но и «храмом Божьим» (11:1, 19), «храмом моего Бога» (3:12) и «Его храмом» (7:15; 11:19). Его место определено «на небе» (14:17). Более точно, как «храм скинии откровения на небе» (15:5) — и еще вариант «храм небесный» (16:17).

«Жертвенник» нерасторжимо связан с храмом (11:1). А также с семисвечным светильником (1:12). Ап. Иоанн вполне с определенной целью дает описание всего этого. Он описал то, что видел — действительность — как для него, так и для нас — небесного храма или скинии с ее принадлежностями, показанными ему в видении.

2. Престол Божий — центр всего

Затем следует «престол», о котором Иоанн упоминает 39 раз. Он является доминирующей частью храма и во время всех своих видений Иоанн всегда видит этот Престол.

Это не только какой-то престол или «определенный престол» (29 раз) — но это именно «престол Божий» (три раза: 7:15; 14:5; 22:1). Это также и «Его Отца престол» (3:21; 12:5) и также Мой (Христа) престол, совместный (3:21; [548] срав. с 7:17). Более того, Иоанн определенно заявил, что «этот престол находится на небе» (4:2).

Это Бог восседает на престоле (4:2, 9; 5:7; 6:16; 19:4; 21:5). Этот величественный трон окружен сияющей радугой (4:3) и окружен небесными помощниками (4:4, 6; 5:11) — включая и бесчисленное множество ангелов. «Огненные светильники «горят перед ним (4:5) и стеклянное море простирается перед ним. Такую картину видел Иоанн, когда услышал повелительный «голос», исходящий с престола (16:17; 19:5). Таким образом, храм и престол — неразрывно связаны между собой (16:17) — и всегда не небе. Иоанн, со своей стороны, в определенном смысле заявляет о реальности этого.

3. Главное место «жертвенника»

О жертвеннике сказано, что он должен был быть измерен. О нем упоминается восемь раз и дважды он назван «золотым жертвенником» (8:3; 9:13). Его положение «перед престолом» (8:3) и «пред Богом». И нужно заметить, что он также находится во храме (11:1). И там был огонь на жертвеннике (8:5).

Ангел, который дает сигнал Сыну Человеческому — «сидящему на большом белом облаке «и изображенный в своей готовности сойти на землю — исходит от жертвенника» (14:18). И голос повелевает во второй раз и этот голос тоже исходит от жертвенника; он повелевает собрать грозди гнева для точила Божьего. Таким образом, жертвенник и престол — тесно связаны между собой.

Таковы некоторые из боговдохновенных деталей храма — его престола, жертвенника, ковчега. И все это размещено в храме на небе. «Агнец» постоянно упоминается в связи с «престолом», сидящим или стоящим. И там происходит постоянное поклонение и служение Богу в «Его храме» (7:15).

Теперь перейдем к некоторым, более широким аспектам — большему обзору.

V. Обнаруживаются скрытые тайны веков

1. Примирительная панорама веков

Давайте посмотрим на развернутый вид искупительной панорамы в книге Откровения. Перед взором ап. Иоанна быстро прошли сцены грандиозного плана искупления — яркая, живая картина веков. Но все это содержало в себе неизмеримо больше, нежели только дела земли, времени и человека. Это охватывает Бога, вечность и небо — с его мириадами ангелов. Через все видения проходят сцены непрекращающихся небесных действий — исполненных решимости восстановить человека и уничтожить грех — все это было развернуто в Откровении перед сознанием Иоанна.

Вся серия видений, охватывающая всю вечность, от [549] начала и до бесконечности — содержит в себе и этот настоящий критический период для нас, под названием «время». Перенесенный за ограниченные пределы земных сцен, Иоанн видел неописуемую активность неба, внутреннюю работу Божества для полного восстановления человека.

Другими словами, как божественные силы праведности выстроены в боевой готовности против сил зла в неослабевающей борьбе и окончательной победе.

Еще ни одному пророку не было показано такой всеобъемлющей картины — таких секретных сведений, известных только одному Богу. И теперь все это было открыто человеку. Главным образом, эти сообщения концентрировались на событиях христианской эры — на конце времени и на заре вечности, составляя наивысшую точку божественного откровения, завершения Священного Канона.

2. Пульсирующий центр огромного предприятия

Иоанну был показан сокровенный центр, пульсирующее сердце огромного предприятия — «сам престол Божий», престол Всемогущего Бога, во внутренней части храма искупительной активности, с его избранными принадлежностями и неисчислимым числом небесных помощников.

Это была величественная сцена; здесь располагался командный центр Вселенной — занятый специальной работой в связи с происшедшей катастрофой греха и восстановлением; которое ворвалось во вселенную и затем проникло на Землю, в среду ее жителей. И здесь будет продолжаться вся эта стратегическая борьба до тех пор, пока не будет разрешена проблема греха — пока, автор греха и нарушитель закона не будет уничтожен; пока вселенная не будет очищена и искупленные земли навеки не наследуют новую землю, какой пророк видел ее.

3. Командный центр и божественный престол

Пред изумленными глазами апостола проходили картины величественной действительности. Он был перенесен от одной сцены к другой; картина следовала за картиной. Затем Иоанну было повелено записать все это, чтобы мы также — особенно сегодня — могли видеть его глазами, понимать и знать, что нам делать. Но самое большое впечатление на Иоанна произвело величие командного центра, с его божественным престолом в самом сердце храма Божьего на небе. Он очень часто упоминает об этом.

Примерно около сорока раз в 22 главах, он упоминает и описывает этот важнейший престольный Центр и упоминает о его могуществе и других особенностях и достоинствах. Результаты времени и вечности истекают отсюда как из главного источника решений и всех действий. И Тот, Кто сотворил все и [550] Кто управляет всей Вселенной — восседает на этом троне — Он и Агнец Божий. Все решения исходят от Него и принимаются Им. И этот престол, о котором Иоанн так много раз говорит — располагается в сокровенном сердце величественного храма на небе. И это неоднократное упоминание апостола — приобретает особенное значение и цель.

Вновь и вновь избранный апостол вынужден комментировать этот храм Божий — его собственности и принадлежности и больше всего, его превосходящую деятельность. Он очарован им. Участь всех людей сосредоточена здесь. Все зависит от вынесенных здесь решений. Здесь сосредоточиваются все истоки веков. Это место — непревзойденного могущества, справедливости и праведности.

4. Развернутая панорама для нашего руководства

В быстро сменяющихся картинах развернутой панорамы событий, мы должны попытаться увидеть через его духовные глаза тайны Божьи, открытые здесь для руководства Его последователей на земле, чтобы мы понимали божественные действия и руководство в безграничном плане искупления, теперь уже быстро сворачивающихся в своих заключительных сценах.

Для нас главное — понять изложенный здесь великий план, чтобы у нас была уверенность и убеждение. Только таким путем мы сможем знать, где мы находимся в этом божественном плане и цели веков, и их последовательность во времени. И все это вращается вокруг верховных решений и директив, исходящих от престола Божьего, находящегося во храме Божьем на небе — как это и было открыто Иоанну. Обратите внимание на величественное течение открытых событий.

VI. Престол Божий — командный центр Вселенной; его место в храме

1. Источник безграничной силы

Таким образом, место престола в храме — это самое сокровенное место Святого Святых, неограниченной силы, цели, любви и действия. Каждое искупительное действие во имя человека сосредоточено здесь и исходит от престола — славу которого невозможно описать — от престола Отца, а также и Христа — совместно (3:21). Поразмыслите об этом.

Посмотрев через «открытую дверь» (4:1), ап. Иоанн увидел в видении, что этот престол был «на небе». Необыкновенной красоты радуга окружала его. Необозримое стеклянное море простиралось вокруг него. Специальные помощники — 24 старца — располагались около Бога (5 ст.), а также живые существа — все это было настолько великолепно, что не поддается описанию (6-11). Иоанн наблюдал необыкновенную активность и слышал «голоса», победоносные гимны в честь Бога, гимны любви и могущества. Все это превосходило всякое человеческое представление и воображение.

2. Бесчисленное множество помощников принимают участие в работе

Иоанн видел Иисуса Христа, Агнца Божьего [551], Который был «заклан» (5:6); он также отметил особенную активность со стороны Агнца. Тайны Неба должны были быть раскрытыми. Но прежде всего он услышал хвалебные возгласы в честь Агнца (8-14) и увидел разнообразные действия Духа Божьего. Некоторые из искупленных были там. Он увидел огромное множество ангелов-служителей — «число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (11) — в этом величественном храме. Размеры этого храма были потрясающие. Но это было так. (Срав.: Дан. 7:10; Евр. 12:22).

Неописуемой славы и величия престол — занимал центральное место. Агнец — центральная фигура всех действий. Иоанн увидел также «жертвенник» возле Него (Откр. 6:9) и как уже раньше, он видел «семь золотых светильников» (1:12) и Сын Человеческий имел особое отношение к ним. (13 ст.). Он слышал слова возмездия за погибших мучеников, а также и страх тех, кто убивал их. (6:16-17).

3. Место престола и храма

Иоанн был потрясен неисчислимым «множеством» искупленных, стоящих пред «престолом» и Агнцем (7:9). И ангелы окружали престол (11), служа Богу — обратите на это особое внимание — в «Его храме» (15), когда Он сидел на престоле вместе с Агнцем, посреди всех. Вне всякого сомнения,- престол располагается в храме Бога.

Из храма «на небе» (8:1) пророк видит особенные действия — суды, постигшие землю. Снова Иоанн видит «жертвенник», пред престолом (3:5). Затем он слышит «громкий голос», исходящий от «золотого жертвенника», стоящего перед Богом (9:13). Такова всеобщая картина отношений и особенного расположения всего, что видел пророк.

4. Действия на земле — определяются решением Неба

Затем Иоанн увидел, что суды Божьи, которые должны посетить землю — исходили от «золотого жертвенника, стоящего пред Богом» (13 и 14 ст.).

Отсюда исходили решения, сила и ограничения. Здесь решаются и определяются все события на земле.

Между Небом и Землей установлена «прямая связь», движение ангелов (10:1) и авторитетных голосов (2, 4, 7). Здесь идет подготовка к необыкновенным событиям на земле, исходящая из храма на небе. Время быстро сворачивается (6). На Земле все идет к своему завершению.

Между указаниями, исходящими от престола и необыкновенными действиями, происходящими на земле, существует нерасторжимая связь. Эти события ускоряются — так как конец неотвратимо приближается — и все согласно указаниям, исходящим от престола во храме.

5. Ковчег в небесном храме

Затем Иоанн видел себя, принимающим участие в видении — ему было повелено «встать и измерить храм Божий и жертвенник» (11:1). Ему было повелено разобраться в значении всего этого. Была проведена граница между небесным храмом и внешним, земным двором (2). Затем Иоанн был проведен по течению реки времени до последних дней земли, когда «народы земли рассвирепеют», ибо «время гнева Божьего наступило» (18).

И вновь Иоанн был направлен к открытому «храму Божьему», который «на небе». Никакой ошибки не может быть, что касается его местонахождения. Затем он увидел «в храме Его ковчег завета Его» (19). Эти предметы и назначение их были очень хорошо известны Иоанну по образцу земного святилища, о котором знал каждый иудей. — о скинии Моисея древних времен, которая являлась прообразом и тенью великой небесной действительности, которая теперь была перед его глазами.

6. «Война»против Церкви на земле

Затем в другом видении пророк увидел поразительную картину исторической, полемической войны «на небе», происшедшей в глубинах вечности, когда сатана, самым бесстыдным образом восстал против Бога и вместе с ним «третья» часть ангелов (12:4). Затем сатана и его приверженцы были выдворены из неба и «сброшены на землю» (7-10) — которая и сделалась местом свидания со злом среди людей. Затем продолжительная и жестокая война против христианской Церкви в течение 1260 лет (или дней) папского периода (6) — и это видел Иоанн.

Затем он спустился еще ниже по потоку веков к «остатку» времени и его Церкви остатка. Он отмечает две характерные особенности этой Церкви: «соблюдение Заповедей Божьих» и «обладание Свидетельством Иисуса» (17).

И вновь он наблюдает борьбу веков. Тайный сговор между церковью и государством (13 гл.). Победа Агнца и Его последователей (14:1-4), которые объявлены «без порока», они стоят перед «престолом Божьим» (5), потому что Агнец победил их и искупил их.

7. Трехангельская весть перед Вторым Пришествием

Затем наступает время проповеди в последние дни трехангельской вести Божьей (14 глава) — час суда, падение Вавилона и начертание зверя; начало этой деятельности в 19 столетии завершается верностью остатка, «соблюдающего заповеди Божьи и веру Иисуса» (12 ст.). Затем славное Второе Пришествие при великой жатве всех времен в конце мира. Вместе с сыном Божьим, сидящем на большом «белом облаке» (14 ст.) уже приготовленном, чтобы идти, Иоанн слышит указание, сделанное громким голосом «из храма» на небе (15). Затем следует второй «громкий голос» [553] от того же «жертвенника», в том же самом храме, повелевающий «собрать гроздья гнева» для «точила… Божьего» (18, 19). Этими сценами отмечен конец века.

8. Семь последних язв исходят по указанию из храма

И снова Иоанн смотрит и наблюдает. Он еще раз видит «на небе»то «огромное, стеклянное море» перед престолом (15:2). Он видел «суды Божьи» (готовые излиться (4 ст). И снова Иоанну повелено в видении смотреть. Он видел, что «храм скинии свидетельства на небе открыт» (5 ст.). Он наблюдал необыкновенную активность.

Из «храма» вышли семь ангелов (трижды упоминается в 6-8 стихах), чтобы излить на землю семь чаш наказания», полных гнева Божьего» (7).

Иоанн слышит дальнейшие указания — в форме «громкого голоса из храма» (16:1), разрешающего им излить их чаши «суда» в беспощадной последовательности. И семь язв, одна за другой изливаются на людей. Из «жертвенника в небесном храме»раздается реабилитирующий голос ангела: «Истинны и праведны суды Твои» (16:7). Все это достигает своей наивысшей точки вместе с последним тройным союзом и битвой Армагеддона на земле (13-16).

Когда седьмой ангел выливает свою чашу Иоанн снова слышит «громкий голос из храма на небе, от престола, говорящий — «СОВЕРШИЛОСЬ» (17 ст.). И это также исходит из командного центра искупительной и судебной службы. Этим завершается окончательное возмездие. Искупительная деятельность завершена навеки.

9. Завершающая сила и воззвание с Неба

Возвращаясь к деталям, к глубине церковного отступления, поощряемого народами — Иоанн видит все, что принесло столько ужаса на всем протяжении христианской эры (17). Но Бог протягивает Свою управляющую руку и повелевает ослепительному ангелу сойти вниз от престола и Храма на небе, и осветить всю землю свой славой (18:1).

Но во время объявления о полном и окончательном падении Вавилона Иоанн слышит еще нечто — нежный «голос с неба», повелевающий: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы вам не участвовать в грехах ее, и не подвергнуться язвам ее» (4). Это говорит о нежной, бдительной заботе Бога, о Его верных последователях, разбросанных по всем местам отступления. И они ответили. Чему мы вскоре будем свидетелями.

И вновь глаза Иоанна обратились к «престолу». Он слышит голос с престола. Он видит великие последние сцены судов возмездия, когда «Сын Божий сходит с неба (19:11), [554] чтобы «пожрать народы», поддавшиеся возмущению» (15). Это еще одно особенное описание Второго Пришествия с собиранием святых и окончательным уничтожением нечестивых.

10. Сатана и его приверженцы истреблены навсегда

Быстро наступает конец. «С неба сходит» другой могущественный ангел (20:1) и связывает сатану — ограничивая его пространством опустошенной земли на «тысячу лет». В это же самое время на небе пред всей вселенной открывается праведный суд и подтверждается справедливость Божья — засвидетельствованная воскресением и преображением святых. Итак, великая панорама завершается.

В конце тысячи лет сатана и его злое войско, несметное множество воскресших нечестивых — предпримут последнюю, отчаянную, но тщетную безумную атаку на спускающийся Город Божий — Новый Иерусалим. И тогда они и будут уничтожены «пожирающим огнем с неба, от Бога (7-9). Это вторая и последняя смерть, окончательная — в которой гибнет вся история греха, сатана, падшие ангелы и злые люди.

11. В святом городе Иоанн уже не видит храма

Картина внезапно меняется. Иоанн видит «новое небо и новую землю», вместо старой, оскверненной грехом земли. Сам Бог обитает вместе с людьми и вновь возвращенном раю (21:1-6). Эта Земля — планета восстания — становится безгрешным домом святых навеки, искупленных благодатью.

Но еще есть и продолжение среди этих необыкновенных творческих сцен: В Новом Иерусалиме — столице Новой Земли, сошедшей «от Бога с неба» (2 ст.); Иоанн храма уже «не видел» (22) и «Нет нужды» больше в командном центре искупительной службы, посредничества и суда. Грех навеки искоренен. Искупление завершено. Теперь навеки вечные восстановлено личное общение лицом к лицу.

12. Нет больше нужды в работе храма

Заметьте это: «Нет больше нужды» в Посреднике в храме, посвященному искуплению человека и всем задачам, связанным с проблемой греха (22-24). Но постоянный «престол Божий и Агнца» навеки там. Об этом дважды упоминается (22:1, 3). Искупленные теперь «видят Его лицо» (4 ст.) лицом к лицу.

Трагический эксперимент греха — наглый вызов, война против Бога и Его последователей — окончена. Бог навсегда остается на Своем троне, но уже без наличия храма, Центра всей искупительной службы, на протяжении всего времени великого восстания.

Следовательно, сегодня на небе есть престол, располагающийся в храме Божьем [555] на небе — со всеми его принадлежностями, такими как «золотой жертвенник и Ковчег,- и все это так реально, как реален и Сам Бог на небе. Наша единственная надежда искупления и победы сосредоточена в храме. Ничего нет более реального и действительного — кроме Самого Бога и Агнца Божьего, Который приводит в исполнение план спасения.

VII. Послание к Евреям — первосвященническое служение в плане искупления

1. Боговдохновенная связь Откровения и Послания к Евреям

В то время как книга Откровения, по линии святилища главным образом является книгой внутреннего престольного храма на небе, с его совершенной Жертвой — «Агнцем Божьим» — книга «Послание к Евреям» — главным образом является книгой, о той же самой небесной скинии, но с ударением на Иисусе Христе, как нашем совершеннейшем «Великом первосвященнике, совершающем теперь в ней служение.

И, единственная в своем роде, в великой небесной действительности — Жертва и Священник — Одно и То же Лицо — Иисус Христос. Он и приношение, Он и священник. Следовательно, во Христе — полная гармония и единство.

Итак, тот же самый храм и те же самые искупительные данные — эти две необходимости — нерасторжимо вновь представлены вместе — с одной стороны — боговдохновенным описанием Иоанна, с другой стороны — дополнением духоводимого послания к Евреям ап. Павла. Здесь Павел выдвигает глубокое небесное значение земной скинии Моисея — с ее службой и принадлежностями, представленными во свете небесной действительности. И это было объективной действительностью, а не просто абстрактной в сознании Бога. А Христос — это пульсирующее Сердце всего этого в обеих книгах.

2. Он стал Человеком, чтобы умереть.

Представьте перед собой сжатый конспект этой книги ап. Павла «Послание к Евреям» — это книга о том, как вечный Сын Божий — стал человеком через воплощение, для того, чтобы Он мог прежде всего победоносно прожить жизнь на земле, затем победоносно умереть за нас (Евр. 10:5). Только таким путем Он мог выполнить первую великую цель искупления — принеся со Своей стороны победоносную, умилостивительную жертву.

Но искупление включает в себя и Жертву, и Священника. И Сын, Который «все сотворил и держит все словом силы Своей» (Евр. 1:2-3) — был «единородным» в человеческом виде и естестве через воплощение (5, 6; 5:5) для осуществления этой великой искупительной и возрождающейся цели.

Трижды названный «Богом» и «Господом» (Евр. 1:8-10) Он стал одно со Своими людьми, «братьями» на земле (Евр. 2, 11-17). Умирая за «каждого человека» (9) Его смерть преследовала намного большую цель, а именно, уничтожение самого диавола (14), коварного изобретателя [556] греха и причину катастрофы и смерти человека.

А Христос пришел, чтобы таким путем уничтожить как причину, так и результаты греха.

3. Он стал человеком, чтобы быть Священником

Но Христос прошел через смерть, чтобы Он мог, таким путем, быть не только нашей искупительной Жертвой, Но и нашим преданным Первосвященником, чтобы, таким образом, сделать действительным «примирение за наши грехи» (17).

Ап. Павел представляет Иисуса не только как нашего предопределенного «Первосвященника» (3:1), Который был «верен» Своему званию» (1,2), но как нашего бесподобного «великого Первосвященника» (4, 14), «сострадающего нам в немощах наших», потому что Он был «искушен», но победоносно победил все искушения во время Своей воплощенной жизни на земле (15). План и его исполнение — завершены.

4. Он и «Агнец» и «Священник» навеки

И теперь Он «священник навеки» (5:6; 6:20; 7:21)) как и Он «Агнец Божий» навеки. Однажды сделавшись и Тем и Другим — Он навеки остался и Тем и Другим. Он навсегда принял на Себя эти обязательства. Следовательно — это двойное сочетание не было чем-то таким, от чего бы Он потом мог освободиться, ибо Он не только «сила жизни неперестающей» (7:16), но Он и бесконечная любовь. Он стал совершенным через земные страдания (5:8, 9). Он никогда не изменяется. Он — наша вечная уверенность.

Иисус, с Его «непреходящим священством» (24),- «святой, непричастный злу», «отделенный от грешников» — в принесении «жертвы», как установлено «принес в жертву Себя Самого» (27). Только Он мог сделать это. Только Его жизнь была достаточной для этого. В этом великом деле Он был — отметьте это еще раз — Жертвоприношением и Жертвоприносителем, Жертвой и Священником. Все — сосредоточивается в Нем — в этом полном, двойном союзе. Он — великая, всеобъемлющая, живая реальность искупления в ее каждой фазе. Для этого дела Он «посвящен навеки» (28, анг. перевод. ст.).

VIII. «Священство» — важнейший вклад Послания к Евреям

1. Священство занимает свое место в небесном святилище

Эта мысль приводит нас к центру изложения ап. Павла в 8 и 9 главах.

Иисус «как Первосвященник» стоит по «правую руку» «престола величия на небесах» (8:1). Там «Он — священнодействователь святилища», «истиной скинии, которую воздвиг Господь, а не человек» (2 ст.) — и эта скиния на небе. И если Христос — реальная Личность, то и небесное святилище такое же реальное, где Он служит. [Стефан видел Христа стоящим по правую руку Бога (ДА, 7:55) Ап. Павел в Пос. к Колоссянам 3:1 и Рим. 8:34 говорит, что Иисус сидел по правую руку (Кол. 3:1; Рим. 8:34). И трижды, ап. Павел в Послании к Евреям говорит о Его положении там (Евр. 1:3; 10:12; 12:2). В этом нет противоречия.] [557]

2. Земная тень небесной действительности

Земная, прообразная скиния Моисея была «тенью» небесной «действительности» (Евр. 8: 5), которая оставалась действующим центром, пока существовала проблема греха. Этот земной символ был устроен «Моисеем по образцу», показанному ему «на горе» (5 ст.).

Оригинальный план этого строения не берет своего начала на земле.

Это небесное изобретение. Моисей сделал близкую копию — упрощенное воспроизведение, примерное повторение, видоизмененную репродукцию, изображение, сделанное человеком для человека.

Служение Христа на небе, поэтому «более превосходящее» потому что оно утверждено на «лучшем завете», на «лучших обетованиях» (6 ст.). Сравнения нет, подобного нет. Оно безгранично лучше Оно совершенное, небесное — славная реальность.

3. Земное святилище имело два отделения

Итак, было «земное святилище» — прообраз небесного — с «постановлениями божественного служения» (9:1). И это прообразное святилище имело два отделения или две секции «скинии» в целом. Первое было «Святое»,- где находился светильник, стол с «хлебами предложения» — называющийся «святое» (2).

За второй завесой была скиния,- Святое Святых (3). Это было место, где открывалось присутствие Божье, В этом неприкосновенном отделении сохранялся «ковчег завета» с величественным Законом Божьим — «скрижали Завета» (4).

Также и «золотая кадильница», сосуд с манной» и «жезл Аарона» (4). И особенное место занимал престол благодати, покрывающий сверху ковчег (5), сочетая в себе справедливость и милость, закон и благодать. Все эти средства были совершенными во всех отношениях.

4. Начало служения во святилище после вознесения

Что касается земного служения священников, то они служили ежедневно в «первом отделении», или «Святом» (6),- выполняя положенное служение. Но однажды в год, первосвященник входил во «второе», или «Святое Святых» (9:7-8),в «день примирения».

Предварительная фаза священнического служения была уже совершена в смерти Христа и Его воскресении на земле,- когда Он «принес Себя в жертву» на кресте. Но когда Он воскрес и взошел на Небо Он начал Свое небесное священническое служение, применяя заслуги искупительного дела креста. Земное служение было только «образом для настоящего времени» (9). Оно выполняло Свое назначение, но ограниченно. [558]

5. Истинное святилище, устроенное на небе

Христос, «наш Первосвященник», теперь служит в «большой и совершенной скинии, нерукотворной» (11) — специально устроенной на небе. Будучи «заклан» во имя нашего искупления, Христос вошел во «Святое Святых и приобрел вечное искупление для нас» (12).

И если земные «образцы» («копии», «репродукции» по перев. Филип.) (23) могли быть очищены только «кровью», так и «небесное» могло быть очищено только безграничной жертвой «крови» Самого Христа.

6. После Ходатайства — суд и Пришествие

Со всей определенностью Павел утверждает, что Христос вошел не в земное, «рукотворное» святилище, но в «самое небо» чтобы предстать за нас перед лицо Божье (24). Христос, на Голгофе «однажды» уничтожил грех жертвою Своею (26).

Но ап. Павел утверждает, что после смерти Христа и Его обусловленного Посредничества на небе будет суд (27). И после суда будет Второе Пришествие Христа, когда Он явится «во второй раз не для очищения греха, а во спасение» (28). Такова последовательность событий. Какая потрясающая, ошеломляющая картина! Какая впечатляющая, всеобъемлющая законченная масштабность! Она охватывает всю искупительную деятельность, заложенную во Христе и через Него.

7. Земная тень не точный «Образ»

Заметьте, слова, что земная «тень» не была точным «образом» или изображением — небесной действительности (10:1) — прообразные, земные жертвы животных, конечно, не могли в действительности «уничтожить грехи» (4).

Но совершенная, всеобъемлющая жертва Самого Христа — принесенная в «теле», «уготованном» для Него (5) уничтожает грех. Она освящает «единократно» (10). Это — великая цель.

После «одной жертвы» Христос занял место по «правую руку Бога», Его «жертва» совершенная и совершенная навсегда (12, 14). Таким образом, Христос «великий Священник над домом Божьим» (21). Следовательно, Христос «Автор и Завершитель нашей веры» во всех отношениях занял Свое достойное место одесную престола Божьего» (12:2) — в святилище на небе.

IX. Потрясающее изображение реальностей небесного святилища

1. Самое реальное во всей Вселенной

Об этом говорят ап. Павел и ап. Иоанн на одном и том же языке. Они говорят об одних вещах, выдвигая один и тот же план искупления, осуществляемый из одного командного центра в небесном святилище. [559] И превыше всего, во всем этом и в каждой фазе этого стоит «Иисус Христос, Который вчера, и сегодня и во веки Тот же» (13:8) — наш великий Первосвященник, осуществивший наше спасение «через кровь, пролитую и применяемую в вечном завете» (20).

Вывод неизбежен: Воистину мы имеем реального Христа, Который принес реальную Жертву, через реальную смерть. И после реального воскресения и вознесения Он стал нашим реальным Первосвященником, совершая служение в реальном святилище (скинии или храме), в реальном Небе, совершая реальное Искупление. И Он придет, чтобы взять нас к Себе в Свое Второе реальное Пришествие. И нет ничего более реального во всей Вселенной, чем эта непоколебимая последовательность, каждая фаза ее, включая святилище.

2. Линия искупления развернута до конца

Подводим итог вести Павла: линия искупления развернута полностью до конца. Вечное Божество Христа как Второго Лица Триединого Божества — «вся полнота Божества». Его смерть на кресте вместо нас, как Агнца Божьего, когда Он как Священник принес Себя на Голгофе. Затем, Он воистину воскрес и вознесся и теперь совершает служение, как Священник и ходатайствует во имя невыразимых заслуг искупительной Жертвы Голгофы.

Наконец, Он берет на Себя исполнение Своей наивысшей обязанности как Судья в великий «час суда Божьего», торжественное заседание которого уже происходит. И после этого Он придет вновь как Царь Царей, чтобы собрать трофеи Своего завершенного искупления. Такова потрясающая картина, представленная ап. Павлом. И вся эта огромная искупительная работа, в своей последовательности на небе, централизуется в небесном святилище и исходит оттуда — как центрального места рождения, каждого искупительного действия.

Только Один Бог мог изобрести такой чудесный план. Только Христос мог осуществить его. Только Дух Святой мог открыть это. И это было сделано сжато, исчерпывающе, через двух Новозаветных апостолов — пророка — Иоанна и Павла — богослова.

X. Свидетельство Духа пророчества подтверждает истину о святилище

1. Мы заканчиваем эту главу заявлениями Духа пророчества

относительно истины о святилище. Эти Свидетельства очень впечатляющи и содержательны. Они могут быть для нас как путеводителем в нашем обозрении. Обратите внимание на выражения в курсивной форме,- такие как «основание нашей веры», «полная система истины», «великая реальность», «центральная истина», «Дух подтверждает».

Вопрос о святилище явился ключом, который открыл тайну разочарования 1844 года. Он открыл полную систему истины, единую,гармоническую. [560] «Святилище на небе — это Центр работы Христа во имя человека» (ВБ. 488, 1888 г.).

«Служение (Христа, нашего Посредника) в небесном святилище — это основание нашей веры» (Письмо, 208, 1906 г.).

«Искупление Христа должно стать великой реальностью, центральной истиной» (Рукоп. 156, 1848, Еван. 223).

«Эти столбы истины стоят твердо как вечные холмы, неподвижно, несмотря на все усилия людей, объединенных с сатаной и всей его армией» (РГ. 27 ноября, 1883).

«Посредничество Христа ради человека в небесном святилище так же необходимо для плана спасения, как и Его смерть на кресте. Своей смертью Он начал ту работу, какую после Своего воскресения Он вознесся, чтобы завершить на небе» (ВБ, 1888 г., 489 стр.).

«Когда были представлены великие столбы нашей веры Святой Дух свидетельствовал и особенно, об истине о святилище. Вновь и вновь Святой Дух значительным образом одобрял проповедь этой истины. Но сегодня, как и в прошлом, некоторые будут изобретать новые теории и отрицать истины, на которых Дух Божий положил печать Своего одобрения» (Рукоп. 125, 1907).

2. Отрицание действительного святилища

Нам дано предостережение о появлении новых «правдоподобных теорий» и особенных опровержений.

«Враг придумает лжетеории, что святилища нет. И это также будет одна из причин отпадания от веры» (РГ. 25 мая, 1905 г.).

«Даже некоторые из тех, кого в прошлом Господь особенным образом почтил, так далеко отступят от истины, что будут защищать лжетеории по многим фазам истины, включая и вопрос о святилище» (Рукоп. 11, 1906 г.). [561]