37. Второе пришествие Христа задерживается: раскрытие божественных причин – 1 часть

I. Исполнение задерживается — Божественное объяснение

1. Почему обетования все еще не исполнились

Во свете рассмотренных нами критических десятилетий и неоднократных повторений со стороны нашего Господа о Его скором Пришествии, Его обетований и данных нам свидетельств через Дух пророчества — возникает вполне законный вопрос: Почему задерживается Пришествие нашего Господа, обетованного Иисуса Христа? Можем ли мы точно знать, почему и в чем причина! Кто несет за это ответственность? Открыты ли эти причины или же нам суждено теряться в догадках и предположениях? Или же мы ошиблись и заведены в заблуждение в нашем ожидании скорого Пришествия? Есть ли достоверная гарантия в том, что Христос, действительно, в недалеком будущем придет? Или же мы станем посмешищем в глазах мира — как Ной во дни перед потопом? Или же Иона в Ниневии? Или как миллеритские адвентисты после разочарования 1844 года? Что именно Дух пророчества говорит относительно подлинности скорого Пришествия, а также и его отсрочки? Не в общих, а в характерных чертах? В чем состоит сегодня наша ответственность в этом вопросе? Если в этом наша вина, что, в таком случае, мы можем сделать, чтобы изменить положение, которое ухудшается, как для нас, так и для всего мира? Каковы Божьи заявления и указания в этом вопросе? Что мы должны делать? Это очень важный, жизненный вопрос. [562]

2. Необходимо тщательно исследовать этот вопрос

Некоторые предпочитают обойти молчанием этот вопрос, который тревожит так многих. Другие боятся вообще затрагивать этот вопрос, чтобы их верность не была подвергнута сомнению. Еще другие боятся посмотреть фактам в лицо, чтобы не разрушить своей слепой уверенности и надеются, что все разрешится само по себе — без того, чтобы докапываться до причины — почему? Но настоящей истине нечего бояться. Бог никогда не говорит неправду.

Он не может сказать ложь. (Евр. 6:18) (Тит.1:2). В этом мы можем быть уверены.

Следовательно, в границах действий этого движения, предначертанного Богом — мы обязаны встретиться лицом к лицу с этой проблемой. Вполне доверяя Богу — Его мудрости, любви, правдивости и Его провозглашенной верховной власти. И мы должны сделать это непредубежденно. Бог хочет, чтобы мы исследовали эту проблему — разумно, осмысленно, честно и без страха — трезво, придя к уравновешенным выводам. Эта книга не выполнит своего долга, если она не разберется самым беспристрастным образом в причинах задержки Пришествия нашего Господа и в тех коррективах, какие так ясно изложены в Духе пророчества. Поэтому мы обязаны провести соответственные исследования этого вопроса. Что мы и намерены сделать.

3. Хронологическая последовательность в изложении материала по этому вопросу

В поисках разрешения этого вопроса были проведены самые тщательные расследования, которые в конечном итоге и оформились в отчет-документ. Навряд ли еще кто-либо попытается собрать весь этот материал из Духа пророчества по проблеме задержки Второго Пришествия Христа. Но это очень важно. Как в этой главе, так и в следующей за ней будет дано хронологическое изложение материала, даже с указанием дат. Потому что время здесь играет важную роль. Очень важным также будет комментарий дат времени и обстоятельств, при которых были сделаны заявления Духа пророчества. Также вставлены цитаты, чтобы читателю было удобно сразу же обратить внимание на главную мысль. Будут и неоднократные повторения, потому что, нужно сказать, что частые повторения одной и той же мысли, характерны для пера Елены Уайт, которая этим методом как бы подчеркивает важность вопроса.

Таким путем, мы получим полное представление об этом вопросе и мы сможем тогда понять и увидеть наше личное и церковное отношение ко всему этому. Конечно, важность этого изыскания — очевидна.

Этот обзор жизненно важен для каждого из нас лично. Это крайне необходимо сделать, потому что это один из самых сложных вопросов, касающийся нас как движения, уже доказавшего свою предопределенность Богом. И это важно не только для Церкви в целом, но и для каждого из нас [563] лично. Это наша личная и общественная ответственность во-первых понять этот вопрос и затем дать со своей стороны ответ на него в соответствии с желанием и ожиданием Бога для этого времени. Но прежде всего мы нуждаемся в историческом освещении.

II. Всемирное пробуждение составляет исторический фон

1. Весть о Втором Пришествии пробуждает Старый свет

Представьте себе начало 19 столетия. Это было намерение Божье, чтобы всемирная весть пробуждения о Втором Пришествии Христа — возникшая в «конце времени»особенным образом в 1830 г. и основанная на всемирном признании часа суда Божьего (Откр. 14:6-7) — подняла и приготовила народы мира для встречи с грядущим Господом. Было определено точное время Пришествия. Прежде чем эта весть дошла до Нового Света, она начала проповедоваться в Старом. Это дело имело благополучное начало. Это было выдающееся движение времени — «наступил час суда Божьего». И исполнение родственного текста из Даниила, 8:14. «На две тысячи утр и вечеров и тогда святилище очистится».

Но это никогда не переросло в действительное движение на европейском континенте и даже в Великобритании — и осталось только пробуждением. Но даже и там, эти первоначальные события уже после 1830 г. угасли. Они не имели в себе фазы 1844″ года. И только раздавались отдельные голоса в Латинской Америке, как например, голос Лакунзы. Такая же картина наблюдалась и в других местах земного шара и на островах.

Это пробуждение не пустило свои глубокие корни, как это могло бы быть.

2. Пробуждение становится движением только в Северной Америке

Распад этого дела в Британии явился первым серьезным ударом. В Старом свете постепенно умолкали эти голоса. По некоторым причинам там и не было никогда достигнуто фазы «1843» или «1844» года.

Только в Сев. Америке первая и вторая ангельские вести были провозглашены в их полном масштабе и силе. Эта весть могущественным образом потрясла Сев. Америку и оттуда распространилась и дальше.

Под влиянием и силой «Семимесячного движения» или «Полуночного крика» вместе со второй и первой вестями, около 100000 человек, согласно современным отчетам — вышли из протестантских Церквей в Сев. Америке и присоединились к прежнему ядру Миллеритского движения, и ожидали все вместе своего Господа 22 октября 1844 года. В Миллеритском движении было руководство, литература, организованные действия и ожидания. (См. Пр. вера IV т.). Сев. Америка таким путем стала центральной точкой, откуда весть о следственном суде перед Пришествием Христа распространялась повсюду. [564]

3. Доминирующее чувство близости

Все Миллеритское движение характеризовалось чувством близости Пришествия. Действительно, был установлен день явления Христа на облаках небесных. Люди направили все свои интересы и чаяния на вечную награду святых. И они имели для этого основания.

Просто поразительно, как это убеждение о скором Пришествии Христа могло пережить день разочарования. Когда Вильям Миллер не мог больше разрешить дилеммы, в которую его ввели пророческие исчисления, которые , как он понимал были безупречными — он продолжал верить, что Второе Пришествие очень близко. В декабре 1844 г.он писал: «Братья! Мужайтесь, пусть никто не похитит вашего венца. Я сосредоточил все свое внимание на другом времени и я буду оставаться на месте, пока Бог не даст мне дальнейший свет — и это время сегодня, сегодня, сегодня, пока Он не придет, и я не увижу Его, по Ком томится Душа моя» (Полун. крик, 5 декаб. 1844 г. 180).

Это ожидание близкого Пришествия превратилось в наследие Адвентистов, которые нашли причины разочарования в пересмотре вопроса о святилище. Они не рассчитывали на длинные годы жизни на земле. В своих ранних трудах Е. Уайт неоднократно писала о необходимости приготовления к скорому Пришествию Спасителя. Одно ее такое заявление, опубликованное в 1851 г., особенно ярко подчеркивает мысль о скором окончании времени испытания.

«Я видела, что время пребывания Иисуса во Святом Святых заканчивалось и что времени осталось совсем немного» (Р. П.58).

4. Объяснения Е. Уайт причин задержки

Годы шли, кругозор Церкви ширился вместе с распространением вести по всему миру,- задачи, которая всегда казалось была выше наших настоящих возможностей; заявления Е. Уайт — оспаривались. Почему Дух пророчества говорит, что время почти оканчивается, когда вот уже проходят целые десятилетия, а Христос все еще не пришел! В 1883 г. Е. Уайт дала ответ своим критикам и ее ответ является основным объяснением всякому промедлению об ожидании конца. Обратите на это внимание: «Опубликованное в 1851 г. в «Опытах и видениях» заявление расценивается как личное свидетельство: «Я видела, что время Иисуса во Святом Святых быстро оканчивается и что времени осталось совсем немного».

«Так как был представлен мне этот вопрос, я видела, что время служения Христа было почти окончено. Можно ли обвинять меня во лжесвидетельстве, лишь только потому, что время продлилось дольше, чем об этом говорило мое свидетельство? Как же тогда быть со свидетельством Христа и Его учеников? Были они тоже обмануты? Ап. Павел писал Коринфянам: [565] «Я вам сказываю, братья, время уже коротко; так что имеющие жен, должны быть как не имеющие; и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие».

И снова в послании к Римлянам он говорит: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света» (Рим. 13:12).

«С острова Патмос Христос говорит, обращаясь к нам через возлюбленного Иоанна: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко» (Откр. 1:13). «И Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Се, гряду скоро; блажен, соблюдающий слова пророчества книги сей» (Отк. 22, 6-7).

«Ангелы Божьи в своих вестях к людям представляют время очень коротким. Таким оно всегда и было представлено мне. Действительно, время продлилось дольше, чем мы этого ожидали в первые дни этой вести. Наш Спаситель не пришел так скоро, как мы надеялись. Что же означает это, что Слово Господа не исполнилось? Никогда! Мы должны помнить о том, что обетования и угрозы Божьи одинаково условны.

«Бог поручил Своему народу дело, которое должно быть завершено на земле. Весть Третьего Ангела должна прозвучать по всему миру; сознание верующих должно быть направлено к небесному святилищу, куда вошел Христос, чтобы совершить примирение за Свой народ. Реформа субботы должна быть им дальше осуществлена. Пролом в Законе Божьем должен быть заделан. Весть должна возвещаться громким голосом, чтобы все жители земли могли получить предупреждение. Народ Божий должен очистить свои души через послушание истине и приготовиться, чтобы в день Его Пришествия предстать пред Ним без порока.

«Если бы Адвентисты (ожидающие Господа в 1844 г.) после великого разочарования в 1844 г. сохранили свою веру и все вместе продолжали свое служение во свете открытого им Провидения Божьего, принимая весть третьего ангела и в силе Св. Духа возвещая ее миру, тогда они увидели бы спасение Божье; Господь совершил бы могущественные дела через них; работа была бы окончена и Христос уже пришел, чтобы взять Свой народ и дать ему награду».

» Но во дни сомнения и колебания, которые наступили после разочарования, многие из адвентистов поколебались в вере. Последовали разногласия и разделения. Большинство из них письменным и устным образом обвиняли тех немногих верующих, которые, руководствуясь Провидением Божьим, приняли реформу субботы и начали проповедовать трехангельскую весть. Многие из тех, которые должны были посвятить все свое время и способности на то, чтобы передать миру слова предупреждения, были заняты опровержением истины о субботе, а принявшие эту истину, тратили время, чтобы отвечать на вопросы этих критиков. Таким образом, продвижение работы было очень замедлено и мир был оставлен во тьме. Если бы все Адвентисты объединились на основе заповедей Божьих и веры Иисуса, какой совершенно иной могла бы быть наша история! «Воли Божьей не было в том, чтобы Пришествие Христа было настолько времени задержано. Бог совершенно не [566] желал,чтобы Его народ, Израиль, сорок лет странствовал по пустыне. Он обещал привести их прямо в Ханаанскую землю и там поселить их, как здоровый, святой народ. Однако те, кому первым было сказано об этом, не вошли в обетованную землю «по неверию» (Евр. 3:19). Их сердце было исполнено ропота, сопротивления и ненависти и Он не смог исполнить Свой завет, заключенный с ними».

«В течение 40 лет неверие, ропот и сопротивление не позволяли древнему Израилю войти в Ханаанскую землю. Те же самые грехи задерживают вход и современного Израиля в небесный Ханаан. Обетования Божьи никогда не остаются невыполненными. Только неверие, светский дух, непосвящение и раздоры в среде тех, кто называет себя народом Божьим, является причиной того, что мы все еще находимся в этом мире греха и скорбей в течение многих лет» (Рукоп. 4. 1883 г. Из. В. 1 т. 66-69).

5. Необходимо еще время и перемена отношений

Нет ничего удивительного в том, что мир и Церковь не были подготовлены к Пришествию Господа вскоре после 1844 г. Совершенно по человеческим причинам — неподготовленность, ошибочность взглядов и невыполнение задачи — задержали Второе Пришествие. Наш народ не был еще готов. Наша работа и дело Свидетельства только начинались. Предстояло еще совершить огромнейшую работу — выполнить настоящую величественную задачу.

Больше времени и крайняя перемена отношений — были очень нужны.

Большая часть этой книги посвящена истории препятствующих причин задержки или промедления — а также параллельно сопутствующим божественным заверениям после 1888 г. И особенно событиям с 1900 г., которые повергли нас совершенно в иной трудный мир все увеличивающихся кризисных условий.

Эта критическая проблема имеет две стороны — Божью и нашу. Время и власть в Его руках. Но задержка или ускорение — большей частью зависит от нас. Это составляет нашу ответственность. Это — главным образом, наш ответ и Его возможности. Только Один Бог может осуществить цель. Он — верховная власть. Главное, чтобы мы поняли эти две стороны и правильно отнеслись к ним.

III. Беспристрастный взгляд на множество заявлений — 1844 г.

1. Важность некоторых особенностей 1844 г

Может возникнуть вопрос, почему Елена Уайт несколько раз — так например, в 1883 г., а также и в 1909 г. — говорила, что если бы Адвентисты, сразу же после разочарования 1844 г. приняли всю весть Третьего Ангела «и» — не упустите важность этого соединительного союза «и» — «в силе Св. Духа» возвещали близость Пришествия миру, тогда Небесная сила объединилась бы вместе со свидетельством посвященных людей на земле. Работа скоро была бы окончена и Христос пришел бы за Своим приготовленным [567] народом. Это могло бы быть, как нам было сказано. Но этого не произошло.

Ссылка на Святой Дух, конечно, имеет отношение к Громкому кличу, Позднему дождю и к свету ангела из 18 главы Откровения. Сюда относится и следующая поступательная фаза, начинающаяся в 1888 г. — определяющая собой «время» Громкого клича, подобно тому, как в 1798 г. человечество вступило в период «времени конца».

2. Замечательные возможности периода 1844 г

Поразмыслите над этим годом. Мы должны обратить внимание на тот факт, какие люди были в то время — посвященные, способные руководители — до разочарования — «Семимесячное движение проповеди вести о Пришествии — имело 100000 членов. Настоящий Полуночный крик был могущественным событием, если учитывать, что население США в 1844 г. составляло 17 миллионов. Миллеритское движение в своем зените в 1844 г. издавало около 28 журналов; это была организация, имеющая в своем составе виднейших людей (См. Прор. вера, IV т.). Все это могло бы быть достигнуто, как нам известно за каких-нибудь несколько напряженных лет — пару десятков лет, «если»…

Но в противоположность этому, мы должны знать, что только в 1911 году (спустя 67 лет после 1844 г.) мы достигли в мировом масштабе стотысячного членства в Церкви Адвентистов седьмого дня — приблизительной численности членов Миллеритского движения 1844 года. А в 1888 году всеобщая численность нашего членства составляла только 26112 человек — в противоположность Миллеритскому времени — 100000.

Уже только одни эти цифры объясняют многое. Заявления Елены Уайт о членах Миллеритского движения не было необдуманными словами. А угрожающие, сложные, препятствующие условия недавних десятилетий еще не развились. Население земного шара в 1850 г. составляло 1171000000, а в 1890 г. было только 1518000000. В 1970 г. это число достигло 3632000000.

Проблема и требования все возрастают и становятся все сложнее с каждым годом.

Но Миллериты отказались принять всю полноту трехангельской вести, а небольшая горсточка верных мужчин и женщин без средств, влияния, терпящая удары со стороны прежних братьев, насмешки и ненависть со стороны религиозного мира, должна была начать все сначала, как это и произошло,- преодолевая страшные препятствия и как много лет потребовалось такого медленного развития, чтобы это движение стало значительным. Вот какова была природа и значение первой задержки, на которую Елена Уайт несколько раз обращала такое серьезное внимание.

3. Необыкновенное продвижение вперед — или трагическое промедление

Быстрое завершение работы после 1844 г. [568] — было вполне вероятным. Интенсивность, напряженность была ритмом великого Семимесячного движения. Трехангельская весть после периода разочарования могла бы самым успешным образом продвигаться вперед, если бы в ней приняли участие 100000 миллеритов, во все возрастающем свете о святилище, субботе и Духа пророчества,- т. е. принимая все главные истины, составляющие суть трехангельской вести — единодушно и согласованно.

Это означало бы быстрое разрешение таких вопросов, как закрытая дверь; единое понятие о Божестве Христа; принятие истины о праведности через веру во всей ее полноте; правильное понимание сущности и цели искупления — и все это в силе Пятидесятницы и непревзойденных возможностей Св. Духа — как это было в победоносной работе апостольской церкви (Кол. 1:23). Все это могло бы быть. Но движение потерпело крах и произошла задержка.

4. Степень ответственности Миллеритов за продолжительную задержку

Однако было бы ошибкой считать, что неполное понимание Миллеритами всей сущности трехангельской вести задержало Второе Пришествие Христа на 125 лет.

Несомненно, что в некоторых моментах в нашей истории неспособности Адвентистов седьмого дня выполнить Божьи требования в развитии характера, в правильности представления вести и полном ее возвещении — все это объясняет длительную задержку конца.

И если мы таким образом терпим провал, как долго мы еще будем продолжать в этом же духе? Можем ли мы отодвигать Второе Пришествие на самое неопределенное время? Будет ли Бог все еще ожидать, пока мы достигнем уровня, поставленного перед нами? 5.Конец неизбежно наступит

В Божьих планах, целях, намерениях — есть своя определенная черта, момент, время, кульминационная точка, известная только Ему — за пределами которой Он уже больше не медлит. Его цели и планы будут осуществлены и выполнены. Определенная часть Его народа в конечном итоге откликнется на Его призыв. И работа тогда будет завершена в великолепии духовной силы и славе, как об этом старый мир еще никогда не видел — даже в апостольские времена. Всеобъемлющая истина Божья будет полностью восстановлена, Его народ приготовлен; Его характер воспроизведен; в Его детях человечество получит весть Божьего предостережения и милости. Необыкновенная сила Св. Духа будет излита через Его народ, и Господь придет, чтобы взять Своих святых.

5. Теперь перед нами стоит вопрос: жизни и смерти

Войдем ли мы в число торжествующего народа? Или же мы окажемся среди нерешительных, сомневающихся, нейтральных — среди тех, кто привык обижаться, капризничать; кто профессионально занимался разрушительной, подрывной работой; в числе тех, кто домогался власти и положения; среди тех, кто умел как искусный музыкант уводить людей по линии отклонения; среди [569] упавших; среди некогда блестящих звезд, но затем исчезнувших во мраке; среди мятежников, крикунов, всегда заинтересованных в том, чтобы возникали стороны; среди экстремистов, которые считают только себя правыми, подобно (Илии у Хорива) — и в своем недовольстве отклонившихся от верного сплоченного ядра народа Божьего. Бог не ведет отломившиеся отдельные ветки — отколовшиеся группы — об этом нам неоднократно было сказано (Св. 5 т. 291; Служ. Еван., 45).

На протяжении всей нашей истории и вплоть до победоносного конца были и будут недовольные люди.

Однако, среди всего этого будет проложена одна определенная, четкая линия — движение, рожденное Духом Божьим — восторжествует, победит. И этот момент победы и торжества уже наступает и он придет — внезапно-неожиданно. Последние шаги этого движения будут удивительно короткими и быстрыми.

6. Дух пророчества предлагает главный ключ

В свете всего этого эта глава вопреки всему может оказаться одной из самых понятливых, вразумительных, как бы сказать,- удовлетворяющих — во всей этой книге, если очень чистосердечно, откровенно, прямо посмотреть в лицо всем изложенным фактам.

Эта глава может стать для многих поворотным пунктом, если мы со своей стороны постараемся понять цель и настоящие намерения многократных заявлений Духа пророчества относительно продолжительной задержки и главных причин и их последствий — и затем победоносный, неизбежный конец.

Это охватывает всю весть и условный элемент, вместе с объявленными Божьими фактами и Его «Да» и «Аминь» — вместе со всеми остальными воззваниями, обращениями и преимуществами. Все это вместе взятое и дает нам ответ. Все эти высказывания не являются только мнением автора этой книги. Вернее — это совокупность ясной, определенной цели вдохновенных советов, данных нашему народу по этому жизненному, для многих, в высшей степени, нелегкому вопросу. Здесь мы представляем картину полного доказательства — состоящего из главного принципа и образа действия — и таким путем вычертилась очень точно скоординированная весть. Вместе с этим мы также даем соответствующие разъяснительные исторические даты и замечания.

IV. Противопоставление двух главных периодов

1. 1888 год — разграничивающая линия

Год 1888 г. обозначает логическую, разграничивающую линию в нашем сличении фактов-принципов и предостережений в Свидетельствах Елены Уайт. Все вести могут быть соответственным образом поняты в связи с событиями или кризисом 1888 года — до или после. То есть «до Конфронтации» и «после Декларации» — т. е. декларации о полном свете относительно Христа «как всей полноты Божества» и праведности через веру в такого [570] превосходящего Христа, Который необходим для нашего преобразования, завершения нашего свидетельства миру и славного Пришествия нашего Господа.

Праведность через веру, в ее широком, всеобъемлющем смысле — поэтому объявлена как «трехангельская весть в ее истинном значении». Это не что-то чуждое, постороннее, но глубоко внутреннее, присущее нам. Поэтому это вечное Евангелие, в его полноте, в его окончательной фазе действия и окончательного практического проведения в жизнь. Это сущность этого вопроса и проблемы, и ключ к его решению.

Год 1888 — поистине является сигналом начала «времени» Полуночного крика и Позднего дождя и, значительным образом, началом дополнительного света и силы» иного ангела» из Откр. 18:1, присоединяющегося к трехангельской вести — точно также как и Семимесячное движение придавало силу вести первого ангела о часе суда. [Бог не открыл время окончания трехангельской вести (ББ. (89-90) Из.

В. 1 т. 191. А также и время Второго Пришествия (Из. В. 75-6).

Ангелы тоже не знают этого (Св. 4, 307). Христос не открыл этого (ЖВ 632-3). Это Божья неоткрытая «тайна». (Там же). Следовательно, человек не может знать этого (Биб. Ком. 6 т. 1052, Еван. 221; Из.В. 1 т. 188). Бог откроет это при окончании времени испытания (Оп.

В. 15, 34, 285; В. Б. 640; Из. В. 1 т. 75-6).]

2. Предопределенный конец задержки

С увеличением света и силы из Откровения 18:1-4 — наша обязанность увеличивается и ответственность становится все тяжелее. Вот почему наша ответственность намного больше, чем наших отцов-пионеров. Мы действительно живем во время Позднего дождя и Громкого клича — в определенное Святым Духом время. Могущественная сила Св. Духа, Третьего Лица вечного Божества — сегодня это решающий фактор. Он — исполнительный орган Божества. Он осуществит великое завершение. Он положит конец промедлению. Скоро уже не будет промедления. Это Божье решение и наша единственная надежда. Это — неизбежно, потому что это — божественная договоренность.

3. Наши отношения со Святым Духом

Мы особенно подчеркиваем мысль о том, что самым главным для нас сегодня является связь с Ним, Который подобен Отцу и Сыну, «всей полноте Божества» (Еван.

615). Эта большая истина никогда не должна быть забыта. Источник нашей силы и полноты сегодня — всецело покоится в Нем. Ему принадлежит сила, власть, ответственность. Громкий клич и Поздний дождь — это наш единственный выход и единственная надежда успеха и победы. Это избранное Богом средство и гарантия для окончания работы по всему миру через духовно приготовленный и сплоченный народ.

И это будет так. В достижении наивысшей точки работы этого пророческого движения Дух займет командное положение. Будут пущены в ход безграничные возможности Неба, так как народ Божий со своей стороны ответит на это. В том тайна и [571] основание завершения и достижения цели. Это именно и есть то, что Бог ожидает сделать — когда мы выстроимся в одну линию. И это будет так. В этом и тайна промедления и ключ к ее чудесному завершению. Это — наивысшая гарантия триумфа. Все зависит от этого; все облечено в это. События 1844 года должны слиться с завершением цели и работы после — 1888 — периодом.

Теперь мы перейдем к Свидетельствам Елены Уайт.

V. Заявления Духа пророчества в их хронологической последовательности

[15 заявлений с 1850 г. по 1888 — Миннеаполисской Конференции; 30 заявлений между 1890 и 1915 годами] (1) (1850) «Время может продлиться», но «ненадолго».

«Я видела, что время служения Иисуса во Святом Святых почти оканчивалось и что это время могло еще продлиться, но очень ненадолго… Живите и поступайте всецело в духе Пришествия Сына Человеческого. Время запечатления — очень коротко и скоро окончится. Теперь, когда четыре ангела держат четыре ветра «еще есть время, чтобы упрочить наше призвание и наше избрание» (Р. П. 58).

Это должно стать нашей позицией — чувством близости и приготовлением нашей души. Это самое главное.

(2) (1850) «Но осталось мало времени». «В видении, какое я видела 27 июня 1850 г., сопровождающий меня ангел сказал: «Время почти окончено. Отражаете ли вы милый, любящий образ Иисуса, как это должно быть?» При этом он обратил мое внимание на землю, и я увидела, что те, кто недавно принял трехангельскую весть, должны приготовиться. Ангел сказал: «Будьте готовы, будьте готовы… Вы должны намного больше умереть для мира, чем вы умерли для него». «Я видела. что им предстояло совершить большую работу, но как мало времени оставалось для этого у них. Затем я видела, что очень скоро будут излиты семь последних язв на тех, кто не будет иметь покрова» (Р. П, 64).

Окончанием времени испытания закрывается последняя страница истории человечества. Неприготовленность оказалась огромным недостатком. Наша готовность — это наивысшая необходимость.

(3) (1851) «Отрада» невозможна по причине «небрежности». «Я видела, что многие очень небрежно относились к своему приготовлению, которое было таким необходимым и в тоже время ожидали времени «отрады» и «Позднего дождя», который сделал бы их пригодными устоять в день Господа и жить пред Его лицом. О, как многие, как я видела во время скорби будут без убежища! Они пренебрегли необходимым приготовлением, поэтому они не могли получить подкрепление, «отраду», которую все должны иметь, чтобы быть достойными жить пред лицом Святого Бога» (Р. П. 71).

«Небрежность» — это одна из первых особенных причин задержки — фактор — за который только человек несет ответственность. Настоятельная нужда в Позднем дожде была уже особенным образом выделена в 1850 г., но тем не менее — это не было правильно понято.

(4) (1865) «Не приготовлены к Громкому кличу».

«Мне было показано, что наш народ, соблюдающий субботу, был нерадивым (небрежным, халатным, беспечным) в обращении со светом [572] который Бог дал нам, относительно Реформы Здоровья и что перед нами стоит в этом вопросе — огромная работа. Мне было показано, что работа Реформы Здоровья едва только началась. Реформа Здоровья, как мне было показано — является частью трехангельской вести и так тесно связано с ней, как рука с телом! Я видела, что мы как народ должны идти вперед в этой великой работе. Народ Божий не приготовлен к Громкому кличу третьего ангела» (Св. 1 т. 485-486).

«Неподготовленность» — другая характерная причина задержки.

Реформа должна сопровождать возрождение. Это приводит к следующему определению: «Перед нами лежит намного большая работа, чем мы в состоянии себе это представить» (487 стр.). Мы должны очень внимательно отнестись к своим недостаткам. Приготовляйтесь! (5) (1868) Пришествие «отложено по милости». «Длинная ночь мрака — еще длится, но рассвет утра задерживается по милости, потому что если бы Творец пришел, о, как многие были бы найдены неприготовленными.

Нежелание Бога видеть Свой народ погибшим — и является причиной такой продолжительной задержки» (Св. 2 т. 194; Еван. 694).

В первое десятилетие, после 1844 г вплоть до 1854 г

старания наших отцов-пионеров проповедовать трехангельскую весть тем кто был в Миллеритском движении — были очень ограничены. Еще не созрело понятие об этой вести как всемирной вести, которая должна быть возвещена всему человечеству.

Поэтому первоначальное значение или внимание было сосредоточено на доктринальном и духовном созидании наших верующих — иметь здравую веру; отражать образ Иисуса; приготовиться для Его явления — связанное с заверениями Божьего нежелания видеть Свой народ погибшим. Воспроизведение характера Христа — восстановление образа Божьего в душе — всегда было и есть самой первой необходимостью.

И это было непросто личным мнением Елены Уайт, но вестью «сопровождавшего» ее ангела. Роль Елены Уайт в то время и при тех обстоятельствах заключалась в том, чтобы обращать самое серьезное внимание на краткость времени, близость конца и особенным образом подчеркивать милость Божью и Его заботу о Его народе. Они должны были всегда сохранять в себе чувство близости и необходимости приготовления. А такое положение, как масштабность свидетельства истины всему миру и обязательное жизненное личное участие Святого Духа — это еще не было понято ими.

Завершающие движения (события) хотя и смутно различимые — уже имели место. Об этом тоже у них должно было быть ясное, четкое представление, насколько только они были в состоянии понять это. «Рассвет» был «задержан» по милости. Они окончательно были бы ошеломлены, если бы они поняли необъятность мировой задачи, стоящей перед ними — взяться за это дело с их скудными средствами и малочисленностью, чтобы выполнить «великую работу, которую они должны сделать. Это понимание пришло к ним, должно было прийти, но только постепенно. Требовалось время.

(6) (1883). Продлилось «дольше чем мы ожидали» — «Ангелы Божьи в своих вестях к людям представляли время очень близким. [573] Именно таким мне оно и было всегда представлено. Действительно, время продлилось дольше, чем мы ожидали в первые дни этой вести. Наш Спаситель не пришел так скоро, как мы этого ожидали. Но означает ли это, что Слово Господа было тщетным? Никогда! Мы должны помнить, что обетования и угрозы Божьи одинаково условны» (Из. В. 1 т. 67).

«Никогда» — подчеркивает Елена Уайт — не должно быть забыто о том, что все обетования и угрозы Божьи — к которым человек имеет отношение — условны. Это существенная, составная часть. Фактор промедления зависит от человека и его откликов. Но такой задержке свойственна — опасность. Иона явно был недоволен тем что Бог изменил Свой приговор над Ниневией. Но это не было позицией Бога. Скорее, Ионе нужно было радоваться раскаянию Ниневии и последующей отсрочке. Это — доброта Божья, идущая параллельно с нашими недостатками вызывает задержку — Его пожелание видеть гибель тех, кто может ответить по другому. Это главный, основной урок в промедлении.

1856 — Условное Утверждение

Следует обратить внимание на видение Елены Уайт о Конференции 1856 г. «Некоторые будут пищей для червей, другие жертвой семи последних язв, а некоторые будут жить и останутся на земле, и будут восхищены на встречу с Господом (СЦ. 1 т. 131-132). Конечно, все эти группы людей теперь мертвы. Это утверждение определенно исходит из определенного принципа: все Божьи обетования, благословения, угрозы суда — одинаково условны. Этот Библейский принцип выдвинут в Иеремии 18: 7-10.

Как уже упоминалось, мы видели воплощение этого принципа в случае с Ионой в Ниневии (Ионы 3: 3-5, 10). Ниневитяне узнали, что Бог может «отвратить гнев и умилосердится» — если они отвратятся от грехов своих (9 ст.), которые они делали. Это был действующий принцип.

Другой пример — вход Израиля в Ханаан — задерживался.

Сам Бог очень выразительно называет это Своим «нарушением обетования» [574] (изменой) ( Числ. 14: 34) «…Чтобы вы знали Мое нарушение обетования» (анг. пер. в. ст.). Или же еще «перемену Моего намерения». Или еще случай Илии (1Цар. 2: 30-31). Здесь снова Бог меняет Свое слово — в зависимости от того, сохраняет ли человек Его завет и ходит ли путями праведности (Исх. 19: 5-6). В случаях Св. Писания, изучающие Библию всегда принимают во внимание моральную перемену людей, потому что в таких случаях на отношение Бога влияет поведение человека, согласно его свободной воли.

Это остается верным и в отношении обетования о Втором Пришествии Христа. Петр подчеркивает Божье «долготерпение к нам, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петра 3: 9). Но Петр также подчеркивает и тот факт, что проявление своей свободной воли и свидетельства люди могут ускорить Пришествие (12)

следовательно, уже больше нет необходимости в Его долгом терпении.

Ни Слово Божье, ни Дух пророчества — это не тщетные слова — потому что Божьи обетования и угрозы «одинаково условны» (Рукоп. 4, 1883; Еван. 695-696). Неисполненные заявления 1856 г. условны — подобно тому, как и Библейские предсказания добрые и худые — они всегда условные и подчинены «нарушению обетования» по причине вины человека (Еван. 696). Мы не имеем права требовать от Духа пророчества больше чем от Св. Писания, хотя некоторые склонны именно так поступать.

(7) (1883) «Неверие» держит нас «так много лет». Мы должны помнить, что обетования и угрозы со стороны Бога одинаково условны… По причине неверия, мирского духа, непосвящения, споров, раздоров в среде тех, кто считает себя народом Божьим — мы все остаемся в этом мире греха и скорбей, в течение таких многих лет» (Из. Вес. 1 т. 67, 69).

1880 г. принес еще больше уточнений со стороны Е. Уайт. В 1883 г. было 12 последующих заявлений до Миннеаполисской Конференции. К четырем главным препятствующим причинам теперь еще прибавилось не только небрежность и неприготовленность, но и неверие, светский дух, непосвящение и раздоры. Это и были специфические причины до 1888 г., которые задерживали Пришествие Христа «многие годы». И жизненный принцип о том, что Божьи обетования условны — дважды выдвигался в 1883 г., как объяснительная причина промедления, затянувшегося на годы. Теперь Е. Уайт возвращается к «1844» со следующим замечательным заявлением.

(8) (1883) Христос мог еще прийти до 1883 г

«Если бы Адвентисты (как Церковь) после великого разочарования в 1844 году твердо стояли в вере и все вместе продолжали бы свое служение во свете открытого им Провидения Божия, принимая весть Третьего ангела и в силе Святого Духа возвещая ее по всему миру — тогда бы они уже увидели спасение Божье; Господь свершил бы великое через них; работа была бы завершена и Христос уже пришел бы до (1883 г.) чтобы принять Свой народ и дать ему награду. Но во дни сомнения и колебания, вслед за Великим разочарованием, многие из адвентистов поколебались в вере… и работа была [575] задержана и мир остался во мраке. Если бы все Адвентисты, как один, сплотились, объединившись на основе заповедей Божьих и веры Иисуса, какой совершенно иной была бы наша история!?!? (Из. В. 1 т. 68. Рукоп. 4. 1883 г.).

Это одно из первых основных описаний, которые включают события разочарования 1844 г. и отказ Миллеритов, как организации принять прогрессивный свет истины. Это было первое определенное объяснение значения разочарования во всем этом с последующими последствиями, как сомнение, нерешительность и отсрочка. Этот факт был очевиден и о нем повторялось в 1844 г. (Номер 1) — потому что было важно. Это была первая большая удерживающая причина, которая имела немалые последствия.

(9) (1883) Грех держит нас на земле, уже «многие годы». Воля Божья не была в том, чтобы Пришествие Христа было задержано таким образом. Бог не имел намерения, чтобы Его народ, Израиль, сорок лет странствовал по пустыне. Он обещал привести его прямо в Ханаан и ввести его туда, как святой, здоровый, счастливый народ. Однако те, кому первым было сказано об этом не вошли по «причине неверия».

Их сердца были наполнены ропотом, сопротивлением и ненавистью, и Он не смог исполнить Свой завет, заключенный с ними.

«В течение 40 лет неверие, ропот и сопротивление не позволяли древнему Израилю войти в Ханаанскую землю. Те же самые грехи задерживают и вступление современного Израиля в небесный Ханаан. Это ни в коем случае не говорит о том, что Божьи обетования остались неисполненными. Только неверие, мирской дух, непосвящение и раздоры, и споры среди тех, кто называет себя народом Божьим являются причиной того, что мы все еще находимся в этом мире греха и скорбей, в течение уже стольких многих лет (Из. В. 1 т. 69 стр.).

Проведена классическая параллель между древним Израилем, странствующим сорок лет до входа в земной Ханаан и причиной не входа в небесный Ханаан Израиля, первого поколения Адвентистов. Бог не обвиняет нас в общих чертах, но указывает на отдельные грехи. Перечислен целый ряд точных причин такой длительной отсрочки — ропот, сопротивление, ненависть, неверие, мирской дух, непосвящение, раздоры, споры. Эти отвратительные грехи, как заявила Елена Уайт в 1883 г. и удерживали нас «так много лет» от входа в небесный Ханаан. Этот список очень важен. Это возвращает к кризису 1888 г. Эта параллель является основным ключом к пониманию причин дальнейшей задержки. Ниже мы приводим это первое повторение.

(10) (1884) Длительная отсрочка — это не воля Божья. «Если бы все, принимающие участие в работе 1844 г. приняли трехангельскую весть и возвещали ее в силе Св. Духа, Господь совершил бы великое через их старания. Потоки обильного света были бы излиты на мир. Еще много лет тому назад жители земли получили бы предостережение, работа была бы завершена и Христос пришел бы за Своим народом… В этом не было воли Божьей, чтобы Пришествие Христа было отложено на такой длительный срок и чтобы Его народ оставался так много лет в этом мире греха и скорби» (ДП. 4 т. 291-292).

События после 1844 г. оказали решающее влияние на время задержки. [576] Это и явилось главной причиной в цепи обстоятельств. Отсюда и то внимание, какое отводится этим событиям.

(11) (1884) Отсрочка по причине «сострадания к миру» — «Из-за сострадания к миру Иисус откладывает Свой приход, чтобы грешники могли еще услышать весть предостережения и найти в Нем убежище, пока не излился гнев Божий (Там же, 292).

Здесь ударение падает на «грешников» и «мир» и на наш долг, стоящий перед нами.

(12) (1884) Работа будет завершена через смиренных людей. «Когда наступит время для Громкого клича Господь будет работать через скромных людей управляя сознанием тех, кто посвятит себя на Его служение. Работники будут подготовлены для этого труда скорее помазанием Св. Духа чем специальным литературным образованием. Мужи веры и молитвы будут побуждены выступить вперед со святой ревностью и говорить слова, какие Бог даст им» (Там же, 424).

Человек увидит настоящий источник своей силы и поймет все свое бессилие без этой силы. Человеческие способности уступят место божественным.

(13) (1884) Весть предостережения по всему миру достигнет самой наивысшей точки

«Тысячами голосов, по всей земле будет проповедоваться весть. Чудеса будут совершаться, больные исцеляться; знамения и чудеса будут сопровождать верующих. Сатана тоже будет работать посредством лжечудес, даже огонь будет низводить с неба перед людьми. Таким путем жители земли должны будут сделать выбор» (Там же, 430).

Необразованные, но посвященные рядовые члены будут побуждаемы Духом бесстрашно нести Свидетельство. И дети — подобно тому как в свое время они проповедовали в Швеции до 1844 г., когда духовенство отказалось откликнуться. Рядовые члены получат силу свыше. [Этими словами Елена Уайт не хотела сказать, как некоторые думают, что Бог отнимет это участие от специальных работников и возложит эту работу только на посвященных рядовых членов, чтобы они заканчивали работу Божью. Эти слова говорят о божественной уравновешенности.] Тысячи скромных в своих занятиях людей будут помогать своим служителям — и часто будут иметь успех там, где богословские познания окажутся недостаточно эффективными. Дух будет убеждать, обращать и Он завершит работу. Так было всегда. Эта скромная и продиктованная нам мысль всегда должна быть в нашем сознании, работников конференции. Святой Дух может сделать безгранично больше, чем вся наша эрудиция и изощренный человеческий подход.

(14) (1888) Не искусно подобранные доказательства, а убеждение Св. Духа

«Весть будет распространена (как это было и с Полуночным криком в 1844 г.) не столько силой [«Не только мужи, занимающие высокие посты в служении, в Советах, Конференциях, работники наших мед-учреждений, издательских домов — будут принимать участие в том, чтобы земля была освящена славой Божьей; светом познания о Боге, подобно тому, как воды наполняют моря и океаны. Эта работа будет выполнена только при участии всей Церкви, сотрудничающей и управляемой силой Бога» (Рукоп. Отчета, 24 марта 1904 г. 1 и 2 стр.).] [577] доказательств, сколько глубоким убеждением Духа Божьего. Доказательства были даны, семя посеяно и теперь оно взошло и принесло плоды» (Еван. 701).

Трогательные духовные призывы, а не умные доказательства — самым убедительным образом будут влиять на сердца людей. Больше о Христе, а меньше всего самих доказательств будет характеризовать наивысшую точку нашего Свидетельства. Обязательное излитие Духа совершится, когда мы выполним божественные условия. Бог готов и ожидает. Он только ожидает с нашей стороны ответа. Особенное ударение должно быть сделано на том, что это «весть милости» — а не только весть предостережения. Только любовь Божья может побудить человека, хотя и торжественное предостережение тоже должно быть дано должным образом. Любовь должна доминировать над всем, а всякое человеческое «остроумие» стать в сторону.

(15) (1888) Молитесь о «еще нескольких годах милости» — «Великий кризис ожидает народ Божий. Кризис ожидает и мир. Мы стоим перед лицом одной из самых серьезнейших битв всех веков. События, о которых мы говорили сорок лет тому назад (датировано в 1889 г.) на основании пророческого слова, о том что они наступят — уже сбываются на наших глазах» (Св. 5 т. 711). (Опасность насильственного введения вынужденного празднования Воскресения).

«Мы должны воссылать пламенные молитвы, активные молитвы к Богу, умоляя Его, чтобы это бедствие было бы еще задержано, пока мы не выполним работы, столько времени находящейся в запустении. О, будем очень серьезно молиться об этом и работать согласно нашим молитвам» (там же, 714). «Народ Божий должен ухватиться за эту отсрочку, передышку, чтобы пробудиться и дать возможность засиять свету. Если десять праведников своим присутствием могли спасти нечестивые города (Быт. 18: 32) то нельзя ли надеяться, что в ответ на молитвы Своего народа Бог приостановит работу тех, кто бесчестит Его закон. Не должны ли мы в самой высшей степени смириться перед Богом, обратиться к престолу благодати и умолять его о проявлении могущественной силы?» (Там же): «Бог желает чтобы Его народ достиг более высокого положения, чем то, которое он занимает сегодня. Но теперь, когда настало время действовать, они должны приготовиться к этому» (Там же, 714-715). «Стражи спят. Мы отстали на много лет» (Там же). «Бог призывает нас пробудиться, ибо конец близок.

Каждый проходящий час является часом активности в небесных дворах, чтобы приготовить народ на земле принять участие в великих, так и скоро грядущих сценах. Эти уходящие моменты… имеют огромное значение для вечности. Потому что они формируют участь душ для вечности или же для вечной смерти» (Там же, 716). «Если вы не подымитесь в вашей духовной жизни на более возвышенную и святую ступень, вы не будете готовы к Пришествию нашего Господа» (Там же, 717).

«…На мужчинах и женщинах лежит огромная ответственность возносить молитвы по всей стране, чтобы Бог задержал тучи надвигающейся беды и дал еще несколько лет благодати для совершения работы во имя Иисуса Христа. О, будем вопиять к Богу, чтобы ангелы еще держали четыре ветра, чтобы наши миссионеры были разосланы во все концы мира и возвестили весть предостережения о неповиновении Закону Иеговы» (Там же, 717-718).

Годы еще отпущены по милости

Такие в высшей степени многозначительные выражения, как «было бы еще задержано», «ухватиться за эту отсрочку», «приостановить работу» («держать четыре ветра» и «дал еще несколько лет благодати») — имеют очень важное значение в своей [578] совокупной силе. Написанные в 1888 г. перед Миннеаполисской Конференцией — когда наш народ находился в духовном упадке и испытывал особенное положение из-за определенных неправильных взглядов — с одной стороны им угрожала опасность воскресного закона, а с другой, неприготовленность, небрежность, беспечность. Но наш народ ответил на эти призывы и их молитвы были услышаны. Кризис задержан. Время благодати продлилось.

Какой урок отсюда? Явным образом. Бог больше заинтересован в спасении драгоценных душ и в их приготовлении встретить своего Господа чем в исполнении Своих предостережений. В связи с этим Е. Уайт сказала: «Мне неоднократно было показано, «что наступит время, когда каждый из нас предстанет перед» власть имущими» и где каждый вопрос истины будет подвергнут суровой и беспощадной критике» (Там же, т. е. Св. 5 т. 717 стр.). Они не были готовы до Конференции «88» к таким острым вопросам и безжалостной гласности — несмотря ни на их полемическое мастерство и самоуверенность. Тот факт, что присутствие даже «десяти праведников» в Содоме и Гомморе могло задержать уничтожение городов долины, говорит о Божьей милости и заботе. Но в действительности, не было найдено и этих десяти и, таким образом, Содом и Гоммора постигла неминуемая гибель.

Милость Божья откладывала гибель мира и церкви в тот период времени — 1888 года. Было отпущено еще время для приготовления и свидетельства. Последствия и успехи Миннеаполисской Конференции были ощутимы и значительны. В этом большой урок. Это вносит большую ясность в причины продления времени. Потребовалось больше времени и оно было отпущено. Для того, чтобы выполнить нашу огромную задачу? Однако — ответ не был таким каким он должен был быть, как мы это и видим. Но милость уступит место гневу, когда люди не раскаются. И это условно подчеркивается с каждым уходящим годом.

VI. Миннеаполисская Конференция «1888» как разграничивающая линия

Во время Миннеаполисской Конференции не было сделано никаких дальнейших заявлений о продлении времени. Вопросы, поднятые на этой Конференции превосходили по своему значению все остальное. Хотя не в 1889. Но в 1890 г. было дано 13 вестей. Бог хотел, чтобы Его народ сразу принял прогрессивный свет истины о праведности через веру во Христа, как «всю полноту Божества» — который был выдвинут на передовую линию в 1888 — вместе с другими вопросами, связанными с этой основополагающей истиной.

Но не все приняли этот свет — только «некоторые» сделали и ходили в этом свете. Сопротивление продолжалось несмотря на значительные успехи. Из-за сложности сложившихся обстоятельств и отношений понадобилось еще «много лет». И это было не только причина и трагедия, [579] но и безжалостный факт, засвидетельствованный течением времени и неоднократно повторяющимися заявлениями Духа пророчества.

Наша ответственность перед «миром» сегодня очень возросла.

И наши провалы также. Но есть еще одна очень важная сторона вопроса.

(16) (1892) «Времена и сроки» — исключительно находятся в Божьей власти. «Временами и сроками» распоряжается Сам Бог.

Почему Бог не открыл нам этого? Потому что мы бы неправильно использовали это знание и это привело бы к очень большим затруднениям в приготовлении народа к Пришествию Христа» (РГ, 22 марта, 1892 г.).

Хотя мы и не знаем этого часа, но об этом известно во всеведущем совете Неба. Это находится в решительной Руке Бога. Все силы ада не в состоянии противиться наступлению Конца, когда придет определенное, назначенное Им время. Об этом мы никогда не должны забывать и вскоре мы будем очевидцами этого.

(17) (1892) Не стройте никаких теорий или предположений об «определении сроков». Мы не должны тратить наше внимание на всевозможные предположения о временах и сроках, которые Бог нам не открывал. Иисус сказал Своим ученикам «бодрствуйте», но не устанавливать время и сроки. Его последователи должны занимать позицию людей, которые слушают призывы Своего Начальника; они должны бодрствовать, ожидать, молиться и работать по мере своего приближения ко времени Господа, но никто не может взять на себя смелость предсказать точное это время; потому что об «этом часе и дне никто не знает». Вы не можете сказать, что Он придет через год, два или же сказать, что еще через 10 или 20 лет не будет Его Пришествия… Мы не знаем определенного времени излития Св. Духа или же времени Пришествия Христа» (РГ, 22 марта, 1892 г.).

Вдумайтесь в эти последние предложения. Это практический совет и на него следует обратить внимание. Нам дано предостережение не строить никаких догадок об этом и не устанавливать никаких сроков или же высказывать предположения об оставшихся в нашем распоряжении годах. К сожалению — это иногда допускается. Но это не только мудро и неуместно, но оказывает и самое неблагоприятное влияние на окружающих и на нас лично. В таком случае мы действуем на свой собственный риск. Этой слабости не должно быть место в нашей среде.

(18) (1892) Избегайте предположений, догадок, подчинитесь водительству Духа

«Вместо того, чтобы жить в ожидании каких-то особенных моментов возбуждения — мы должны разумно стараться улучшить наши постоянные возможности, давая то, что должно быть сделано для того, чтобы души могли быть спасены. Вместо того, чтобы истощать свои умственные силы на различного рода предположения и догадки о временах и сроках, которые Бог установил Своей властью и скрыл это от людей — мы должны отдать себя водительству Св. Духа, чтобы выполнить наши настоящие обязанности, дать хлеб жизни, чистый от человеческих мнений душам, которые умирают от истощения и голода по истине» (РГ, 22 марта, 1892) (Еван. 702).

Мы имеем предупреждения относительно «предположений, догадок» и «подделок», [580] «примесей» к хлебу жизни путем человеческих мнений. Не без основания дано это последнее предостережение, потому что такие случаи уже имели место.

(19) (1892) «Работа вскоре будет окончена»

«Работа вскоре будет окончена. Члены воинствующей церкви, которые остались верными — станут церковью победоносной» (Письмо 32, 1892).

Это определяющее выражение — «эти члены», которые — «верные» — очень важно. Ответ никогда не будет единодушным, единогласным. Это личное дело каждого. Не все будут победителями.

(20) (1892) Вся земля осветится от славы

«Истина, содержащаяся в первой и третьей ангельской вести должна стать достоянием каждого племени, народа, языка; она должна осветить каждый континент и проникнуть на далекие морские острова. И никакой задержки не должно быть в этой работе. Нашим лозунгом должны быть слова: Вперед, всегда вперед! Небесные ангелы пойдут впереди нас — приготовляя путь.

Наш долг по отношению к самым отдаленным местам должен быть выполнен, пока вся земля не будет освещена славой Божьей» (Служ. Еван. 470).

Трубный зов к Евангелизации всего мира сегодня раздается как никогда настойчиво и властно и с течением времени набирает все большую силу.

Огромность нашей задачи возрастает. Она ошеломляющая, но, возможна, по своему обхвату.

(21) (1893) Побуждаемые Духом возвещать весть

«Бог затронет сердца людей, занимающих скромное положение в обществе… и побуждаемые Духом Божьим они понесут свет другим. Истина, Слово Божье, будет как огонь в их костях… Многие, даже необразованные люди (сегодня) проповедуют слова Господа. Дети, побуждаемые Духом Божьим выйдут и будут проповедовать небесную весть. Дух будет излит на всех, кто отдает себя во власть Его побуждений и освобождение от всего связывающего их, будут проповедовать истину в силе Св. Духа. Многие, очень многие примут веру и присоединятся к армии Господа» (РГ, 23 марта, 1895 г.).

Это потрясающие слова. Перед великим концом, как говорят об этой вести Святой Дух будет самым могущественным образом использовать смиренных людей. Святая смелость и сила будут сопровождать их. Высокообразованные и талантливые люди слишком часто зависят от своих личных, ярких дарований, знаний и силы — хотя так и не должно быть. И так не будет. Бог должен иметь смиренные, чистые источники — среди служителей и рядовых членов — для свершения Своих могущественных, завершающих дел Своей силы и милости. Подымутся гиганты в Слове и на кафедре.

(22) (1895) Излитие Духа может быть и сейчас

«Сошествие Духа на церковь ожидается в будущем, но церковь имеет преимущество иметь этот дар сегодня. Ищите этого, молитесь об этом; верьте в это. Мы должны иметь Это и Небо ожидает, чтобы издать Эту Силу» (РГ, 19 марта, 1895 г.).

И сегодня, все Небо призывает к этому, побуждает, настаивает. [581] (23) (1896) Праведность Христа» должна прежде всего осветить душу

«Каждый истинно обращенный человек будет очень заинтересован в том, чтобы вывести и других из мрака заблуждения в чудный свет праведности Иисуса Христа. Великое излитие Духа Божьего, которое осветит всю землю Его славой не совершится, пока у нас не будет освященного народа, знающего на личном опыте, что это означает быть сотрудниками с Богом. Когда мы всецело посвятим себя на служение Христу. Бог признает этот факт тем, что без меры изольет Свой Дух, но это произойдет не раньше, пока большая часть членов церкви не будет сотрудниками с Богом» (РГ, 21 марта, 1896 г.).

Крайне необходимый урок 1888 года — праведность через веру во всей ее полноте — еще не изучен до конца и не пережит большинством на личном опыте многими. Мы должны на «личном опыте» знать этот урок. И выражение «большая часть членов церкви» — очень важное. [Никогда в церкви не будет состояния стопроцентного посвящения.

Согласно слов Самого Христа пшеница и плевелы будут расти вместе до жатвы (Мат. 13, 20). Половина из дев оказались — неразумными. В своем первом видении и, в декабре месяце, в 1844 г. Е. Уайт видела картину путешествия народа Божьего в Небесный город и многие из них, разочаровавшись, уставши, свернули с узкого пути и погрузились во мрак этого мира (ОВ, 14-15). Излитие Позднего дождя произойдет только тогда, когда «большая часть» будет «полностью посвящена». Этот принцип мы никогда не должны упускать из вида.] (25) (1898) Планы Божьи не торопятся и не запаздывают

Но подобно тому, как звезды в своем непрерывном движении во вселенной совершают предназначенный им путь, так и планы Божьи не запаздывают и не торопятся. В символах густого мрака и пылающего огня Бог открыл Аврааму рабство Израиля в Египте на протяжении четырехсот лет. «После этого» сказал Он «они выйдут с большим имуществом» (Быт. 15: 14). Напрасно против этих слов сражалась вся сила и мощь империи фараона. В «назначенный день», согласно божественному обетованию «ночью из земли египетской вышло все ополчение Господне» (Исх. 12, 41). Подобным образом в Небесном совете был решен вопрос и о часе Первого Пришествия Христа. Когда на великих пророческих часах времени пробил указанный час Христос родился в Вифлиеме» (ЖВ, 32).

Это заявление является наивысшим для правильного понимания. [582] Точность исполнения определенных намерений Божьих так же достоверна, непреложна, как и движение звезд. Об этом никогда не следует забывать. В «Небесном совете» еще задолго было «определено» время Первого Пришествия. И в этом не могло произойти никакого отклонения. Христос пришел в Вифлием с точностью вечности в предначертанный час. Его искупительная смерть произошла также в определенное время. Подобным образом и Всеведующий, Тот, Кто знает и предвидит все наперед — знает и время великого финала — Второго Пришествия. Он знает все. Он оставляет за Собой право последнего слова и контроля. Он и только Он Один знает когда Он объявит «СОВЕРШИЛОСЬ!» Конец — в Его руках. И он наступит без малейшего отклонения.

(26) (1898) Сила «ускорить возвращение» Господа

«Проповедуя Евангелие миру мы можем ускорить и приблизить день Пришествия Христа.

Мы можем не только ожидать, но и ускорить этот День. Если бы церковь Божья выполнила порученную ей Богом работу, тогда бы весь мир был бы предупрежден о скором наступлении этого Дня и наш Иисус явился бы на облаках небесных во славе великой» (ЖВ, 633-634).

Но Безграничный очень точно знает не только то, что человек сделает, но и то, что Он Сам сделает. Он не подвластен капризам человека.

(27) (1898) Могли бы быть уже в городе Божьем в 1898 году

«если бы народ Божий выполнил Его намерение и дал бы весть милости этому миру, Христос пришел бы на землю и святые уже до 1898 года были бы в городе Божьем» (Австралийский союзный отчет, 15 ок. 1898 г.).

С истечением двадцатого столетия наш долг в евангелизации мира еще больше возрос,- имея прямое отношение к ускорению Второго Пришествия.

В то время значительно расширилась и наша иностранная миссия. Призыв к евангельскому продвижению впредь звучал все все настойчивей. Все настойчивей раздавались заверения, что Христос уже мог бы прийти и мы уже могли бы быть в Его Царствии — если бы с нашей стороны были выполнены условия. Но это не было сделано. По этой причине и отсрочка. [583]