39. Верные предвестники движения вперед – 1 часть

I. Последнее десятилетие отмечено возрастающим ударением на истине о праведности через веру

1. Новое пробуждение

Параллельно с немалыми трудностями, возникающими по разным причинам в течение этих десятилетий — задержки в этом столетии — также делалось постоянное, все усиливающееся ударение на истине о праведности через веру. Это достигалось через разные каналы — периодически издаваемую литературу, библейские Конференции, уроки библейской школы, радиопередачи, телевидение, курсы семинарий, в проповедях — а также, на совещаниях служителей, исследованием богословских групп и многими другими путями, включая и личные изыскания.

Тот факт, что наше руководство способствовало развитию этого интереса, свидетельствует о том, что Церковь в целом и ее руководство приняло эту весть и содействовало ее развитию, как вести, предопределенной Богом для настоящего времени. И это не только ободряет, но и об этом нужно помнить. Таковы факты движения вперед.

2. Внутренний облик защитников истины

Обратите внимание не только на те различные каналы, через которые эта истина была предоставлена, но и на то, что представляли собой эти мужи, по своему внутреннему содержанию; мужи, которые были призваны вывести эту истину на передовую линию. Для этих людей, это дело было вопросом увлечения, своего рода хобби. Это были представители движения — мужи острого ума, уравновешенные, люди искренних, глубоких убеждений. [605] Они были защитниками всеобъемлющей истины. Они понимали, что именно эту работу нужно делать сейчас. И она была принята.

Проследите несколько примеров. Но следует заметить, что эти несколько имен не исчерпывают собой всех глашатаев этой истины — с кафедр, с платформ евангельских собраний, через местные радиопередачи, периодическую литературу, уроки субботней школы, специальные учебные курсы. Эти мужчины и женщины не делали рекламы с этого. Они не были в центре внимания в этой своей работе. Действительно, сама природа этой истины не склоняла к яркому публичному выступлению или пропаганде.

Но эти люди несли верное свидетельство. Они несли весть праведности через веру в сфере своего влияния. И это, заметьте, было всего лишь началом. Прилив — подымался. Ниже мы приводим примеры некоторых более ярких предвестников. Начиная со Спалдинга в 1949 г., целый ряд мужей представляли этот вопрос перед Церковью в реальной форме.

II. Свидетельство Спалдинга о 1888 г. и его последствия (1949)

Прежде всего нужно сделать ссылку на книгу историка Артура Спалдинга «Вожди Воинства» (1949). В этой чудесной книге, 36 глава всецело посвящена вопросам 1888 г. в широком изложении и их важное значение. Это верное историческое описание тревожных событий; затем критическое толкование 1888 г.; затем частичное принятие и, наконец, оптимистические исследования. Во всем этом Спалдинг отразил абсолютную уверенность Е. Уайт в окончательном триумфе этого вдохновенного Св. Духом движения и его вести о праведности через веру.

Спалдинг делает ударение на том факте, Е. Уайт заявила, что грех сопротивления и борьбы в Миннеаполисе был «отмечен только против имени тех, кто (в то время) сопротивлялся этому свету в Миннеаполисе (Е. У. Письмо к Олсону, 1 сен. 1892 г.),- а не против Церкви в целом и не против руководства в 1888 г. и дальше. Напротив, она обличала тех, кто распространял мысль, что Церковь ушла во тьму, особенно тех, которые заявляли, что она стала Вавилоном. Она радовалась, видя все возрастающий интерес к истине праведности через веру и принятие ее. Она всегда была готова только поддержать, ободрить и сплотить людей в этом вопросе. Она всегда во всем была солидарна с Церковью [606] и ее победами. Она была Адвентистом-оптимистом и в то же время реалистом. В 1893 г. Е. Уайт написала многозначительные слова: «Мы находились на поле боя около трех лет, но за это время произошли решительные перемены в среде нашего народа и через благодать Божью мы одержали решительные победы» (Е. У. Письмо 40, 1893 г.).

Также нужно напомнить то, что Спалдинг как историк имел необыкновенные преимущества. Он был секретарем у целого ряда выдающихся мужей в те критические годы, сразу же после 1888 года. Он находился в гуще событий того времени. Немногие историки имели такое личное знакомство со всеми текущими событиями, о которых потом бы писали. Это имеет свое дополнительное значение и силу. Почти с пророческим предвидением Спалдинг писал вскоре после 1949 г. в своей впечатляющей статье в «Ревью энд Геральд» в 1952 году: «Зачем говорят (после 1888 г.) о трудностях, разделениях и борьбе, однако и окончательной победе в истории нашего дела? Потому что это полезно для наших новых членов и молодых членов знать о том, как их отцы шли вперед среди испытаний и борьбы. Будущее может преподнести подобные опыты, потому что путь для воина-христианина проложен через борьбу и трудности. Поэтому пусть новобранцы истины укрепляют себя таким знанием. Тот, кто принимает в свое сердце Христа и знает Его, в душе того человека — мир. Поэтому черпай поддержку и ободрение не из большинства, окружающего тебя, но из общения со Святым Духом. Бог пошлет испытанных и верных товарищей, но великий Вождь нашего спасения — это Христос и только Христос» (РГ, 10 июня, 1952 г.).

Спалдинг всегда был против плачевных, полных сомнения и тумана высказываний, относительно торжества истины и Церкви. Он считал, что все имеет свое место — согласно Божьему плану и времени. Он был истинным оптимистом. Его голос, совсем еще недавно, прозвучал с особенной силой и убеждением, прокладывая дорогу для нового звучания истин, в новых исторических условиях. Он был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы дать полное историческое освещение этим событиям. Он исследовал эту область, как живой свидетель истории.

III. Главная тема «Библейской Конференции» 1952 года

1. Бренсон отводит первое место теме о «праведности»

В 1952 году, от 1 по 13 сентября, прошла «Библейская Конференция Адвентистов седьмого дня», на которой было 450 делегатов 28 спикеров. Конференция прошла в здании Слайго Чэч, в Такома Парк, Мэриленд. Эта конференция была созвана по инициативе В. Х. Бренсона, который в то время был Председателем Генеральной Конференции. [607] В двухтомном отчете, под заглавием «Наше твердое основание», изданном Д. Е. Ребоком, председателем нашей Теологической семинарии — изложена главная тема конференции.

Среди других тем на Конференции обсуждались и такие жизненные вопросы, как Христос — Центр всякой «настоящей проповеди» (Экенрот); «Искупление и крест» (Банч); «Господь — наша праведность» (Бренсон); «Святой Дух и Поздний дождь» (Л. К. Диксон) и разные другие подобные темы и спикеры.

2. «Праведность — «нить истины»

Дантон Е. Ребок — тогда был председателем нашей Теологической семинарии и занимал должность генерального секретаря Библейской Конференции.

Его помощниками были: Ф. Иост, Р. А. Андерсон и Л. Е. Фрум.

Ребок писал в предисловии: «Хотя выступающие братья готовились самостоятельно и независимо друг от друга к своим выступлениям, однако, через все их выступления проходила одна нить истины, которая связывала их вместе единством и целью. Эта нить — это праведность через веру, которая есть «трехангельская весть в ее истинном значении» и эта доктрина должна стать вестью Громкого клича, которая является результатом излития Позднего дождя» (Наше твердое основание, 1953, 2 т. 5 стр.).

Следовательно, эта тема — жила на конференциях, в книгах, классных комнатах, уроках субботней школы, на кафедре и через массовую информацию.

Эта Конференция способствовала единству и взаимопониманию там, где еще наблюдались расхождения и неясности в этой области. Она внесла свой достойный вклад в дальнейшее разрешение и отрегулирование этого вопроса.

IV. Материалы Клиффорда и их содержание (1959)

Заслуживает внимания небольшой, но ценный труд Ф. Г. Клиффорда — «Праведность через веру». В то время он был председателем нашего Австрало-Азиатского Дивизиона. Этот трактат был издан в 1959 г. Он содержит в себе особенно яркие свидетельства Духа пророчества на эту великую тему. Это «многое в немногом» было подготовлено и издано Комитетом Австралийского дивизиона для разрешения своих местных проблем. К сожалению, этот труд не был издан в других местах.

Каждый из 12 разделов, главным образом основывается на праведности через веру — в ее различных аспектах и вариантах. Этот труд, по глубине своего содержания, продуманности и силе выражения [608] — составляет ту часть прогрессивной литературы, которая отражает эту тему. Возвышенную цель этого труда не трудно понять, достаточно только бросить взгляд на его содержание: Праведность через веру Праведность через веру: ее простота Праведность через веру: в противоположность плотской природе Праведность через веру: в связи с послушанием Праведность через веру и Поздний дождь Праведность через веру и христианское совершенство Праведность через веру в ранней Церкви Праведность через веру в Церкви остатка Прогресс в Церкви как результат возобновления надлежащего внимания к истине праведности через веру Ответ на представление истины праведности через веру на Генеральной Конференции в 1888 году Праведность через веру в песнях Праведность через веру — эра распространения.

V. Доктор Норвал Пиз и его отношение к истине «праведности через веру» (1962)

Еще одним показателем все возрастающего интереса к истине о праведности через веру может служить книга Норвала Пиза «Только верой» — 248 страниц, изданная в 1962 г. После предисловия Р. Р. Фигура, Председателя Генеральной Конференции,- в то время автор в своем вступлении делает ударение на все возрастающее внимание к истине «праведность через веру», что в немалой степени объясняется интересом к убедительным высказываниям Е. Уайт по этому вопросу.

1. Первичный упор был односторонним

«Наше движение» в начале своей работы делало большой упор на «долг и пророчество» и «Заповеди Божьи» — говорит Пиз, а спасающая истина «Вера Иисуса» — считалась просто сама по себе разумеющейся. А истина праведности через веру затмевалась и оттеснялась сильной защитой закона и субботы. На Конференции 1888 г. было положено начало решительному устранению недостатка в должном понимании истины о праведности через веру. Эта истина была поднята на должную высоту снова в 1920 годах и 1930 годах. [609] После тщательного рассматривания библейского основания праведности через веру и беглого обзора истории этой доктрины, от Павла до Веслея, Пиз обращается к положению в Церкви Адвентистов седьмого дня. Когда Пиз был еще молодым служителем, он столкнулся с «осколками» подтверждений, что Церковь отвергла учение оправдания верой в 1888 г. «Положив это утверждение в основу своего исследования, Пиз великолепно изложил свои изыскания в диссертации на соискание степени бакалавра, опубликованной в 1962 г. под заглавием «Только по вере».

2. Не отрицали, но и не выделяли особенным образом

Пиз также освещает и тот факт, что в самом начале учение праведности через веру главным образом пришло через Джеймса и Елену Уайт и большей частью ограничивалось их трудами. Но другие также не отрицали этого. Просто, в общем, не делалось специального упора на этом вопросе, в начале, как на главной истине Адвентистов седьмого дня. Останавливаясь на смешанном отношении наших людей к этому вопросу после выступлений Ваггонера на Миннеаполисской Конференции-«88» Пиз повторяет опасение некоторых утратить особенности Адвентизма из-за особенного ударения на этом вопросе,- а именно: опасность возможного снижения авторитета закона и других вытекающих отсюда недоразумений. Но наряду с этим он четко проводит твердую позицию Е. Уайт, поддерживавшей выступления Ваггонера.

Затем следуют страницы возрождения и исповеданий девяностых годов и расширенное принятие истины праведности через веру,- наряду с, к сожалению,- все еще непрекращающейся борьбой и сопротивлением. Пиз подчеркивает последовательное, постоянное свидетельство Е. Уайт, представленное в таких трудах, как «Путь ко Христу» (1892), «Нагорная проповедь» (1896), «Желание веков» (1900) — книги, которые являются нашей классической литературой и страницы которой насыщены этой темой.

3. Все возрастающий интерес к этой истине с 1888 г

Откровенно расценивая заметное охлаждение вестников 1888 года истины «праведность через веру» к этой вести, Пиз обращается к тем лицам, которые никогда не теряли подлинного интереса и чувства долга к этому вопросу.

Он цитирует соответствующие мысли из тезисов Бруно Стейвега «События в учении об оправдании и праведности по вере в Церкви Адвентистов седьмого дня» после 1900 г. Здесь отмечены имеющие отношение к этому вопросу труды Г. Ирвинга, И. Эванса, У. Прескотта, Х. Кристиана, Ф. Вилкокса, Мида Макгунры, Х. Хейнса, У. Бренсона, К. Ватсона, А. Спалдинга и Х. Ричардса и еще многих других. И еще в трудах Е. У. в Библейском Комментарии Адвентистов седьмого дня и в «Доктринальных вопросах» (1957).

Затем отмечаются уроки субботней школы в 1921 г. до 1937 г., составленные 12 авторами,- в которых в большей или меньшей степени раскрывается эта тема. В период с 1938 по 1959 годы Пиз лично составлял программу уроков субботней школы, подготовленную 22 авторами. Таким образом, даже через уроки [610] субботней школы вливалось это учение, хотя и не всегда под своим характерным заглавием «Праведность через веру».

Пиз в заключение приводит тот факт, что согласно учебной программе Теологической семинарии Адвентистов седьмого дня (в то время, когда он писал свою книгу (1962), было проведено одиннадцать лекций на тему «Праведность через веру») — первая серия лекций проходила под названием «Учение о праведности через веру»; другая «История об учении праведности через веру в Церкви Адвентистов седьмого дня». Таким образом, как мы видим, интерес и внимание к этому вопросу все ширился.

4. Опасность чрезмерного внимания к «стенам» церковных учреждений

Пиз суммирует всю массу изданных материалов по вопросу истины праведности через веру за последние годы и сравнивает с временем до 1888 года, когда истина праведности через веру была большей частью «омрачена выдвижением других доктрин» (221 стр.) — с ударением на субботе, законе и др. подобных структурных доктринах.

За последние десятилетия отношение к этому вопросу заметным образом выправилось и уравновесилось. И Пиз в заключение делает свой трезвый, меткий вывод: «Сегодня истине о вере во Христа не столько угрожает опасность со стороны пристального внимания к доктринам, сколько чрезмерное внимание к церковным учреждениям. Сегодня церковь чрезмерно занята организацией, просвещением, мировым расширением, строительством молитвенных домов и Евангелизацией. Все это, конечно, очень хорошо, но мы имеем постоянное напоминание о том, чтобы Христос не оказался за дверью зданий, которые мы построили» (Пиз, «Только верой», 221-222).

Это мудрое и жизненное высказывание. Этот трактат «Только верой» — является ценным вкладом в освещение этого вопроса в целом и отводит истине «праведность через веру» ее законное, достойное место в наше время.

VI. Книга Олсона «Тринадцать лет кризиса» (1966)

1. Уникальный доступ к трудам Е. Уайт

А. В. Олсон, покойный член Генеральной Конференции, отдал многие годы своей жизни серьезному изучению вопросов, связанных с 1888 годом и реорганизацией Генеральной Конференции в 1901 году,- и в результате написал книгу «Тринадцать лет кризиса», как он оригинально назвал ее, но после его смерти эта книга была переименована «Через кризис к победе» (1966).

Как председатель Издательской коллегии по литературному наследию Е. Уайт (1952-1963) Олсон имел особенный [611] доступ к специальным советам Елены Уайт по этому вопросу. Он был потрясен их широким охватом. Он как раз находился в разгаре своей работы, когда внезапно был сражен сердечным приступом.

2. Наше одновременное исследование

Примерно за пять лет до смерти Олсона автор этой книги и Олсон начали совместную работу над вопросом истины «праведность через веру» при штаб-квартире Генеральной Конференции. Глубоко заинтересованные одной и той же темой, наше независимое исследование этого вопроса охватывало часть одной и той же территории — что с его стороны завершилось книгой «Через кризис к победе» в 320 страниц. Мы часто обменивались своими взглядами и сравнивали наши открытия. По взаимному согласию, мы старались избегать ненужных повторений в некоторых областях. Он специализировался по некоторым спорным аспектам, по которым были значительные расхождения. Такие вопросы он самым тщательным образом выводил на чистую воду и придавал им надлежащий вид.

Таким же независимым друг от друга образом, мы установили степень распространения истины праведности через веру в нашей литературе в первые десятилетия — от 1844 по 1888 годы. Я очень внимательно сверил свои открытия с его находками и обнаружил, что все было в полной гармонии. В конечном итоге содержание этого раздела в данной книге в общем отражает наши совместные, но самостоятельные открытия.

3. Содержание изложения Олсона

Содержание материалов Олсона, заслуживающего самого глубокого доверия, становится предельно ясным, стоит нам только познакомиться с заглавиями этих 23 глав.

1. Проповедники закона

2. Верующие во Христа

3. Призыв к возрождению

4. Сессия в Миннеаполисе

5. Голоса Оппозиции

6. После Миннеаполиса пробуждение распространяется

7. Курсы служителей и их результаты

8. Джордж Батлер идет в ногу со Светом

9. Урия Смит падает на «Скалу»

10. Еще другие исповедания

11. Позиция в Батл-Крике

12. Дух Миннеаполиса на сессии 1891 года

13. Вопросы эгоизма и мирской политики

14. Церковная организация – преимущество

15. Проблемы, сопровождающие всемирный рост

16. Срыв попыток реорганизации

17. Конференция в 1901 г. по вопросу реорганизации

18. Перемены и победы в 1901 году

19. Кризис в издательской работе [612]

20. Бог говорит через огонь

21. Обвинители братьев

22. Шум оппозиции после 1901 года

23. Приготовить путь Господу

4. Олсон в своей книге «Через кризис к победе» дает подробное описание этого особенного периода с 1888 по 1901 гг. Зная содержание его книги, я не хотел повторяться в деталях. Но настоятельно советую читателю познакомиться с этой книгой. Потому что наши книги выгодно дополняют друг друга.

Еще одной важной чертой книги «Через кризис к победе» является то, что Олсон включил в Приложение полный текст девяти публичных выступлений Е. Уайт на Миннеаполисской Конференции. В 13 главе этой книги «Движение, предначертанное Богом» содержится сокращенный вариант этих девяти выступлений. Поэтому очень желательно для большего осведомления познакомиться с полным текстом этих выступлений в книге Олсона.

VII. Беспредельно преданы вечным истинам

Обладая такой авторитетной литературой, кафедрой, аудиторией, тылом опытных служителей и нашими массовыми средствами сообщения — мы в настоящее время беспредельно преданы перед миром истинному центру фундаментальных принципов, средств и личностей искупления — вечным истинам вечного Евангелия. Нет больше никакого основания считать, что Адвентисты не верят в праведность через веру во Христа в Его полноте, как центральную истину Божьей милости, данной всему человечеству. Было заложено основание и подмостки для возведения величественного здания полной истины. [613] Осталось одно: чтобы Его народ воспользовался всеми преимуществами, какие предлагает Бог для завершения Его великого дела в силе Святого Духа в Позднем дожде и Громком кличе.

О, какое это торжественное время, в какое мы живем! О, какое это неоценимое преимущество — принимать участие в завершении работы Божьей на земле сегодня! Эта честь превосходит все преимущества прошлого, какими пользовались Его представители на земле. Это призыв к отдаче, к посвящению себя заново на служение Богу — чтобы Он очистил нас, наполнил нас, сделал нас сильными и использовал нас как никогда раньше.

VIII. Подъем как результат особенного понимания со стороны Духа пророчества

1. Беспрерывный поток советов

Этот обзор последних десятилетий об активном отношении к истине «праведность через веру» справедливо содержит в себе повторение основных вестей Елены Уайт на эту, первостепенной важности, истину или тему с 1888 года до самого конца ее жизни. Именно призывы этих Свидетельств производили такое сильное влияние на сознание все увеличивающегося числа людей, жаждущих истины и праведности. Справедливо и то, что новой волне возрождения и подъемов в этом вопросе очень много способствовало переисследование этих советов Духа пророчества. Обратите внимание на некоторые главные утверждения в их хронологической последовательности.

После начатой Ваггонером работы в этом вопросе в 1888 г. Елена Уайт никогда больше не переставала делать особое ударение на силе, могуществе и необходимости, а также и красоте этой практической истины о праведности через веру — а также и об опасности ее отсутствия или же пренебрежительного отношения к ней. В 1889 г. Елена Уайт писала о блестящих результатах, какие принесет возрожденная весть о праведности через веру (РГ, 5 марта, 1889 г.) о том, как Христос должен стать для нас и «спасением и праведностью» (РГ, 3 сен. 1889 г.), очищая, а затем и наполняя нашу жизнь.

В этом же самом номере, она также писала о том, что «нет ни одного человека из ста», который бы понимал «библейскую истину по этому вопросу» так «необходимую для настоящего и вечного благополучия» — и указывала на то, как сатана идет чтобы уничтожить весть о «праведности» (Там же). Сатана был страшно разгневан, когда эта истина особенным образом распространялась и теперь его отношение к этому вопросу по-прежнему не изменилось. Мы должны ожидать его постоянных атак, как прямым так и косвенным образом.

Еще в 1890 г. Елена Уайт писала, что «наши общины умирают от недостатка учения по вопросу праведности через веру во Христа» (Служ. Еван.. 301), и как эта истина первостепенного значения «должна быть проповедована в каждой общине» (РГ, 18 марта, 1890 г.). Она заявила, что «настоящая вера» соответствует этому (РГ, 1 июля, 1890г.), и что мы должны иметь праведность Христа «вместо человеческих неуспехов, неудач» (РГ, 4 ноября, 1890 г.). Это те средства, преимущества, какие Христос постоянно предлагает. Именно в этом направлении она особенным образом подчеркивала, что откровение праведности Христа в 1888 году и было на самом деле началом Громкого клича (РГ, 23 дек. 1890 г.). [614]

2. Воплощенная во Христе: составляет нашу весть

В 1892 г. Елена Уайт заявила, что праведность Христа должна наполнить собой пустоту сердца (РГ, 5 апреля, 1892 г.). Очищения недостаточно. Подобным образом она утверждала, что именно крест дает понимание о праведности (РГ, 24 мая, 1892 г.) и что праведность — это дар Божий. (Путь ко Христу, 66-67). Она горько сокрушалась по поводу того, что многие недооценивают предлагаемую «одежду праведности» (РГ, 29 дек. 1892 г.). Она также напоминает нам, что Лаодикийская весть содержит в себе и все средства праведности через веру (Письмо 24, 19 сен. 1892 г.).

Затем в 1896 году Елена Уайт заявляет, что праведность Христа составляет трехангельскую весть (Св. Пр. 91-92), а также, что эта праведность воплощена во Христе (НП, 34). Таковы ее частые уравнения. Таким образом, она продолжает как бы округлять наше все возрастающее понимание этого всеохватывающего дара. И она предупреждает нас, чтобы мы со своей стороны не позволяли ничему мешать внутренней работе праведности Христа (НГ, 148), потому что это — наша единственная защита против зла (ЖВ, 324). И ее настоятельные предупреждения и воззвания не знают ни остановки, ни передышки.

3. Эмблема искупленных

Затем, в 1900 году, Елена Уайт особенным образом подчеркивала, что великолепная слава праведности через веру, которой и завершится третья весть (Св. 6 т. 19) — ссылаясь, конечно, на заключительные, символические сцены из Откровения 18: 1 — составляет наивысшую точку упора в этом вопросе, в заключительной фазе вести. И она убеждает нас подчинить со своей стороны все другие интересы для ее приобретения (Пр. Хр. 223).

Затем, в 1904 г. она говорит о том, что праведность Христа — это эмблема искупленных (РГ, 24 ноября, 1904 г.). А в 1908 г. Елена Уайт заявляет, что только те, кто будут одеты в праведность Христа смогут находиться в Его присутствии (РГ, 9 июля, 1908 г.). Картина завершена и необыкновенно впечатляюща; каждая сторона, деталь — высветлена. Подобно золотой нити эти драгоценные, настойчивые слова вплетены во все ее труды на протяжении всего ее длинного служения, как вестника остатка. Эти Свидетельства ширились, росли в своем значении и смысле, и были записаны для всех, до конца времени. И они не остались без плода. Это мы начинаем видеть теперь — и еще больше будем ощущать и понимать это.

4. Эти свидетельства могущественным образом двигают людей вперед

Вышеупомянутые цитаты — это ведущий свет. Они могущественным образом двигают людьми. И их влияние продолжается. Они свидетельствуют о верности и полноте свидетельства Елены Уайт. [615] И в дополнение к этим опубликованным заявлениям, еще много, много личных свидетельств, часто насыщенных проникновенными предостережениями, увещеваниями. Воистину, мы останемся без извинения, если мы не обратим внимания на эти вести, посланные нам Небом. Итак, еще с 1926 года — все больше и больше, вглубь времени,- с момента выхода книги А. Г. Даниэльса — «Христос — Наша праведность» — эти труды пришли к своим все возрастающим, преобразующим результатам.

Этот обзор было бы хорошо закончить свидетельством о том, как эта великая истина, овладела широко известными лидерами, мало в чем похожими друг на друга. Но этот квинтет голосов звучит мелодично и гармонически. Об этом мы услышим из 40 главы. [616]