40. Верные предвестники движения вперед – 2 часть

I. Исповедь Ричардса о том, как он стал проповедником истины праведности через веру

1. Замечательная история для продвижения вести

Для наших молодых работников будет очень хорошо и полезно знать о том, как нам хорошо известный всем современный радио-проповедник Х. М. С. Ричардс-старший всемирных передач по радио «Голос пророчества» — глубоко поверил в истину «праведности через веру» во Христа, во всей Его полноте, и как с тех пор он всегда оставался преданным проповеди этой вести. Это признанная характерная черта его евангельского служения через массовые средства информации. Знакомство с этим обстоятельством приобретает особое значение, если учесть тот факт, что признанный всеми оратор-Адвентист седьмого дня. Это факт, и так должно быть.

Для того чтобы познакомить читателя с его историей, мы цитируем его личное письмо, датированное 22 мая 1967 года. Это очень сокровенная, трогательная исповедь, написанная не для печати — но использованная с его разрешения — о которой нужно знать, потому что эта история открывает тайну его служения. И это имеет необыкновенное отношение к теме этой книги, так как это касается закаленного, служителя-воина, любимого всеми нами, как авторитетного вестника Адвентистской веры и человека, который также вызывает восхищение и среди духовенства других вероисповеданий. [617] Эта исповедь раскрывает перед нами факты, связи, влияние, личности,- одним словом, все что сделало Ричардса одним из наших самых эффективных евангельских проповедников. Прочтите в предыдущих главах о том, как в последние десятилетия происходило возрождение истины о «праведности через веру». И здесь мы вновь увидим влияние благочестивых родителей, мудрых учителей и, наконец, захватывающая весть А. Г. Даниэльса — оказывает свое завершающее влияние.

Если наши молодые работники и в особенности наши студенты-богословы глубоко с молитвой призадумаются над этой сокровенной личной историей — тогда, возможно, она сделает для них то, чего не может сделать простой обзор истории или же теория «праведности через веру». Вот история Ричардса:

2. Незабываемые уроки детства

В самых ранних моих детских воспоминаниях я вижу своего отца или мать, читающими Слово Божье.

Мой дедушка научил меня читать еще до школы. И первая книга, которую я начал читать была Святая Библия, моей матери Библия,- которую я читал от начала и до конца. Это был огромный труд.

«До этого времени (1967) я прочел Ветхий Завет около 55 или 60 раз, а Новый Завет, по крайней мере 120 раз. Вообще, я читаю Библию постоянно с тех пор, как я научился читать. Мне кажется, что никто не может читать Новый Завет постоянно и с прямой верой, если он не верит в спасение и в праведность через веру».

«Однажды, когда мне было уже примерно двенадцать лет, мы гостили у моего дедушки на ферме в Колорадо. Я постоянно немилосердно дразнил моего брата и делал это несмотря на то, что меня часто наказывали.

Но я никак не мог оставить это. И, однажды, мама сказала мне, что если я еще раз сделаю это, я буду вынужден высечь ее кнутом, так сильно, как этого заслуживал я. И понимая, что я не должен делать этого никогда больше — потому что сечь свою мать — было чем-то невероятным, непостижимым. Так было и на этот раз, не отдавая себе отчета в том, что я делаю, я снова побил своего брата, и лишь его крик пробудил мое сознание. Мама тоже услышала эти крики и позвала меня. И, в тот момент, я, вдруг, вспомнил ее слова: «Ты должен высечь меня так сильно, как этого заслуживаешь ты». Но это не может быть, это какой-то кошмарный сон.

«Но я вошел в дом, потому что мой брат и я были научены слушаться. Мама напомнила мне о том, что она раньше говорила и теперь она сказала мне: «Пойди к оросительной канаве и срежь хороший прут, и принеси мне его». Я пошел и долго оставался там, наконец, я вернулся обратно и принес совсем маленький прутик. Я не мог представить себе, как это большой, тяжелый прут будет хлестать мою маму. Но мама сказала, что этот прут был недостаточно большим. И не причинит боли. Три раза она отсылала меня, пока, наконец, я не принес прут, который подходил ей.

«Тогда она взяла меня одного в спальню моего дедушки, обнажила свою спину и сказала: -А теперь, сын мой, бей меня так сильно, как я должна была бы бить тебя. И дальше она продолжала

Наверное, как мать, я допустила ошибки, если я не в состоянии научить тебя чему-то лучшему. Поэтому ты должен наказать меня».

«Я поднял этот прут, но я не мог опустить его на спину своей матери. Но она продолжала приказывать мне сделать это. В моем сердце происходила страшная борьба между долгом повиноваться, чему нас учили с самого детства и моей любовью к маме. Спустя какое-то время мама увидела, что я уже больше не в состоянии выносить всего этого. Я был сражен до конца. Затем она взяла меня и усадила рядом с собой на краю постели. Я рыдал. Она объяснила мне историю Голгофы. [618] Она показала мне, как Невиновный должен был пострадать за виновного от виновных и с виновными. И, я, мальчик, тогда получил величайшее откровение о Евангелии — Невиновный страдал за виновного, чтобы виновный мог стать невиновным».

«Я никогда не мог забыть этого события — с того момента и до сего дня. Это стало основанием всей моей проповеднической деятельности. Библия, казалось, стала для меня с тех пор новой Книгой. И когда мне исполнилось 13 лет, мой отец-проповедник — крестил меня.

3. Занятия в колледже имели огромное влияние на моего отца

Мой отец также имел на меня огромное влияние. Будучи молодым человеком, он начал работать в Айове; его председателем был Д. Моррисон, один из наших прекрасно образованных людей. Вначале он сопротивлялся вести Ваггонера, Джоунса, опасаясь, что это было связано с чем-то неустойчивым, временным. Но позже он переменил свое мнение и посылал очень многих своих работников в Батл-Крик (в 1890 г.) — где проводились специальные занятия, в так называемом «Зимнем колледже». Мой отец тоже выразил свое желание поехать туда и Моррисон дал ему денег и он поехал и еще Моррисон сказал ему, что когда у него будет нужда в деньгах, чтобы он поставил его в известность об этом. Отец пробыл там всю зиму. Таким было новое отношение Моррисона. Он хотел чтобы его работники как можно больше узнали об этих истинах, представленных в Миннеаполисе.

«Ведущими учителями тогда в этом вопросе были А. Т. Джоунс, Е. Ваггонер, Е. Уайт, У. Прескотт и Урия Смит. Эти личности отец выделял особенным образом. Он очень часто рассказывал мне об этом и говорил, что Церковь, в целом, не отвергла вести «88»,- а только «некоторые». И руководство также не отвергало этой вести — только «некоторые». Моррисон пришел к сознанию этого и настойчиво отсылал своих работников также убедиться в этом. Насколько я помню, отец, с восхищением рассказывал о лекциях Ваггонера и Джоунса. Он говорил, что обычно занятия начинались с утра. Но вместо того, чтобы урок длился 45 минут, он мог продолжаться и часами. Иногда, когда они изучали Послание к Галатам и к Римлянам и их учебником была Библия, волны пробуждения охватывали всех. Это было предвкушение Позднего дождя.

Отец был сильным Библейским и Евангельским проповедником. В некоторых местах, казалось, его голос был гласом вопиющего в пустыне по этому чудесному вопросу. Он никогда не уставал говорить об истине «праведность через веру» в нашем доме и в моем присутствии другим. Отец не мог петь или задать тон. Но его любимым псалмом был псалом: «Расскажи мне повесть об Иисусе». Он мог слушать этот чудесный гимн без отдыха. И Спаситель был центром его любви, его проповеди и его молитв.

4. Госмер в Чемпионской академии Лейси. В Вашингтонском колледже акцентирует истину «праведность через веру»

Следующее сильное влияние в моей жизни и на мое отношение к истине «праведность через веру» оказал мой библейский преподаватель — В. А. Госмер в Чемпионской академии. Хотя это был и краткий библейский, доктринальный курс, но занятия, проводимые там, навсегда оставили свое благотворное влияние и значение. Госмер, как преподаватель, изливал перед нами, студентами, все свое сердце. В то время он был молодым человеком в Батл-Крике, когда эта истина особенным образом акцентировалась, но он был весь наполнен этой вестью.

«Затем в Вашингтоне, в Миссионерском колледже, между 1916-1919 годами,одним из моих профессоров был Х. Камден Лейси. Я многим обязан ему. [619] (Я имею его учебную Библию, которую после его смерти с. Лейси подарила мне). Он был истинным ученым и мужем, который хорошо знал, что такое Евангелие.

«Я уже проповедовал, проводил собрания и помогал формировать новые общины, до того как я отправился в 1916 г. в колледж. В моих личных проповедях, я открыл рассвет нового дня и как это чудесно проповедовать о Евангелии Христа — когда ты не просто пророческий лектор, а христианский служитель — возвещающий Слово славного Евангелия, благословенного Богом, открытого в Иисусе Христе. К этому времени, я снова перечитал всю книгу «Путь ко Христу», а также и «Желание веков» и сделал это по-новому. Как эти книги наполнены этой славной истиной о праведности!!!

5. Курсы Даниэльса: книги Даниэльса и Ваггонера

«Затем на собрании работников в Пенсильвании, я услышал специальные лекции Даниэльса для работников, по вопросу праведности через веру. О, какой это был праздник! Я так хотел иметь записанными все его беседы, чтобы потом снова и снова пересматривать их. Затем вышла его книга «Христос — наша праведность» (1926 г.). К тому времени я достал экземпляр книги Ваггонера «Христос и Его праведность» (1890), которая до сих пор хранится в моей библиотеке. Я читаю ее с великой радостью. Затем вышла книга профессора Прескотта «Учение о Христе» (1920).

Она помогла мне утвердить мою веру в проповедь Евангелия, которое спасает грешника через веру — только веру, плюс ничего и минус ничего.

«Незадолго до того как я закончил колледж, я прочел журнал Джона Веслея. И с тех пор он стал одним из моих любимых писателей. Он понял, осознал, что все его дела праведности ничего не стоят. Какая славная истина взошла над ним — когда он понял,- что его грехи, точно его, снимаются с него простой верой и примирительной жертвой Иисуса. Личная праведность Бога становилась доступной для него через пребывание Христа в нем посредством Св. Духа. И это не только изменило его жизнь, но и помогло изменить мир.

6. Такая проповедь обусловлена самим Небом

«Проповедь сделалась для меня новой радостью. И если бы я смог прожить тысячу жизней, я бы хотел каждую из них провести в проповеди о блаженном Иисусе Христе и Его вести спасения к лицам, подобным мне — как раз еще одно имя для праведности через веру. Ни одна глава, ни одна книга, ни библиотека, ни вся жизнь, посвященная проповеди, никогда не смогут исчерпать этой темы. Это само сердце Евангелия.

«Разница, конечно, между оправданием верой и оправданием делами настолько велика, что установление одной ниспровергает другую. Мы не можем обладать ими двумя. Не через наши дела, не через наши поступки или же через только один наш поступок — мы спасены». Не делами «чтобы никто из людей не хвалился» (Ефес. 2, 9). Все одинаковые — грешники, безнадежны и осуждены перед Божьим нарушенным законом. Мы должны быть все приняты на одном и том же основании веры и только одной веры в совершенного Спасителя. Ничто другое не может дать нам гарантии получить место в Царстве Божьем. Потому что у нас всегда было опасение, что мы еще что-то недостаточно сделали, недоделали, недополнили. О, как это прекрасно знать, что через веру мы оправданы и праведны в глазах Божьих! [620] «Этот вопрос — слишком большой для простого письма. Он также слишком большой и величествен, чтобы выразить его простыми словами. Итак, я заканчиваю одним словом, божественным словом: ИИСУС! Иисус во всей Его полноте!» И ты наречешь Ему имя Иисус, потому что Он спасет народ Свой от грехов их» (Матф. 1:21).

Таково свидетельство Ричардса.

II. Как Р. А. Андерсон стал проповедником праведности через веру

Р. А. Андерсон — в течение девяти лет работал как младший секретарь нашего Всемирного Союза Служителей, затем талантливый секретарь — в течение 16 лет (1950-1966) — написал свою необыкновенную книгу «Проповедники праведности» — в 1963 г. Когда его спросили, каким образом эта тема сделалась бременем его души и служения — он рассказал историю, подобную этой — в открытом письме к автору этой книги.

1. Наследие от отца и матери

«Есть только одно, настоящее, спасающее Евангелие и это «вечное Евангелие» — исшедшее от «Бога, всякой благодати, призвавшего нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе» (1Петра, 5: 10). Проповедовать это спасательное Евангелие было делом всей моей жизни на протяжении свыше 50 лет. Авторитетных лиц, которые побудили меня сделать Христа и «причем Распятого» — центром в моем служении — было много. Прежде всего я хочу назвать моего отца, который был посвященным служителем Евангелия. Он был одаренным и образованным музыкантом и очень активным членом, вначале в конгрегациональной, а затем пресвитерианской церкви.

«Он и моя мать приняли адвентистскую веру до моего рождения. Спустя три года, он оставил свое процветающее музыкальное поприще и стал членом одной евангельской группы, которая с Божьей помощью обосновала несколько церквей. Истина о праведности через веру была основной темой в служении моего отца. Он написал несколько книг и в течение долгих лет был редактором нашего австралийского журнала «Знамения времени».

2. Озадачен колебанием некоторых в 1888 г

Незадолго до своей смерти отец, обсуждая со мной главное учение Евангелия, заметил: «Я не могу понять, почему эта истина о «праведности через веру» вызвала у некоторых сомнение и непонимание во время Миннеаполисской Конференции и после 1888 г. Еще задолго до того как я стал Адвентистом седьмого дня — эта великая истина была очень понятной для меня. Наше празднование субботы, наши десятины и наши добрые дела не играют абсолютно никакой роли в нашем спасении. Мы спасены благодатью и только одной благодатью. И это и есть сердце Евангельской вести. Другим путем это не было бы «вечным Евангелием».

«Представление моей матери об этой великой истине, было также таким определенным и ясным, и жизнь моих родителей являлась постоянным свидетельством об их вере. В результате, все мое детство, отрочество были сформированы вестью о вечном Божестве, истинном гуманизме и посредническом служении нашего Распятого, Воскресшего и Грядущего Господа. Он был все и во всем. [621]

3. Глубочайшее влияние книги «Желание веков»

«Мой товарищ по комнате и близкий друг в Авондейльском колледже работал на мощной установке, которая обеспечивала светом наш колледж. В те дни свет тушился в 10 часов вечера и вновь зажигался в 4.30 утра (Мы должны были быть полностью одеты и в 5 ч. 15 мин. уже быть в капелле!). Поэтому он подымался в 4 часа утра и начинал свою работу. И я тоже решил вставать в это время. В то время, когда он смазывал маслом машины, я исследовал книгу, которая является для меня самой величайшей книгой на английском языке после Библии — «Желание веков».

«Итак, в течение часа или больше, каждый день я читал и перечитывал эти чудесные страницы, заботливо отмечая некоторые из них. Это было для меня очень обогащающее занятие. Христос, как Творец и Искупитель — становился для меня очень реальным Лицом. И потому, когда я начал мое общественное служение на следующий год — я был наполнен этой чудесной темой.

Никто не может вдумчиво прочесть эту чудесную книгу без исключительно огромной пользы для себя. Воздействие, какое оказало это толкование жизни Христа на мою жизнь — нелегко выразить словами. Все великие доктрины и пророчества, казалось, неизбежно централизуются, группируются в Нем, вокруг Него.

4. Курсы Прескотта увеличивают интерес

«Затем в 1923 г. В. В. Прескотт посетил Новую Зеландию и возглавил курсы для служителей.

Никогда я не забуду этой чудесной недели. Библия, поистине сделалась для меня новой книгой. Много раз, во время этих занятий — (заметки, сделанные тогда мной — я бережно храню до сих пор) — он повторял, а с каким резонансом — слова, из книги «Служители Евангелия», стр. 250: «Вся Библия — это откровение Христа».

И это было то, что я открыл под руководством одаренного учителя.

«О, как многие места Св. Писания начали говорить моей душе на новом языке. Изучение Библии — представилось мне в новом, очаровательном свете, а в свете Духа пророчества приобрели еще большее значение.

Многие обетования о божественной помощи в исследовании Слова Божьего начали становиться действительностью. Важные утверждения, такие, как, например, нижеследующие, приобрели совершенно новое значение: «Служитель, который делает Слово Божье своим постоянным спутником, будет постоянно представлять истину в новой красоте… Дух Святой наполнит его ум и сердце надеждой, мужеством и библейскими образами и все это будет передано тем, кто находится под Его водительством» (Служ. Еван. 253).

5. Книга «Евангелизация» играет важную, жизненную роль

«Позже, когда я соединился с Союзом Служителей Генеральной Конференции, я очень тщательно исследовал в Духе пророчества этот вопрос и открыл очень много важного и интересного. Когда к нам обратились с просьбой помочь в составлении книги «Евангелизация», тогда эти и многие другие советы стали основной частью этой книги. Обратите внимание на раздел «Весть и ее представление» (168-216).

«Как мы счастливы, как народ — а особенно служители — что мы имеем эти богатые вдохновенные советы, которые руководят нами, как в нашем исследовании, а также в проповеди этой вести! Мой друг баптист, сказал как-то мне несколько лет тому назад: «Вы даже не знаете, какие вы счастливые люди, обладая таким богатым источником советов как этот». И тем не менее, за десять лет до своей смерти вестница Божья писала: «Наши общины умирают из-за недостатка учения об истине о праведности через веру во Христа и родственных ей вопросов» (Служ. Еван. 301). Если такое положение было в то время, то сейчас так не должно быть, потому что в последние годы интерес к этому вопросу значительно возрос. О, если бы все наши проповедники были охвачены тем вдохновением, которое охватывало меня много лет тому назад! Это придало моим проповедям совершенно иное направление. [622]

6. «Истина, какой она есть во Христе»

«Я убежден, что эта новая книга «Движение, предначертанное Богом», которая (освещает во всей полноте многие факты) оставит на всех читающих ее свое глубокое впечатление о важности представления истины такой, какой «она есть во Христе» — выражение, которое так часто встречается в трудах Е. Уайт с момента исторической Конференции в Миннеаполисе.

«Ученики не «понимали Писания», пока Иисус после Своего воскресения «не объяснил им во всем Писании сказанное о Нем» (Лук. 24:27, 44, 45). С того момента Библия сделалась для них новой книгой и те проповедники представляли не только теорию истины, но и Личность — воплощенную истину во всей ее полноте. Пусть в Адвентистском служении это тоже растет и ширится.

III. Свидетельство Ребока о пробуждении в Китае

Свидетельство Ребока — бывшего председателя богословской Семинарии, в то время секретаря Генеральной Конференции — имеет совершенно другую предпосылку. Но благословенные результаты одни и те же. Это также непринужденный рассказ с его стороны, в письменном виде.

1. Необычное (странное) желание субботнего покоя

«Мой интерес к истине о «праведности через веру» начался с мальчишеского желания избавиться от работы по субботам. Это звучит странно, но это так. Эта история началась в 1909 г., когда моя мать-методистка, сестра и я начали посещать Библейские занятия в собрании, которые проводил один рядовой член в небольшом городке в Пенсильвании.

«В то время, я, вместе с моим братом, развозил хлеб. Это было связано с лошадьми и мы ездили от дома к дому. Суббота, конечно, была нашим большим днем, так как здесь дело касалось заработка. Мы начинали в шесть часов утра и оканчивали около шести вечера. Это был длинный, тяжелый день.

2. Разум убедился, а сердце переменилось позже

«Соблюдать этот день, как день отдыха или покоя, это было очень мне по душе, пенсильванскому, голландскому мальчику. Собственно говоря, я очень охотно посещал субботнюю школу и церковь по субботам, а потом и воскресную школу и церковь по воскресеньям. Но борьба этих разных интересов окончилась тем, что год спустя вся наша семья приняла крещение в церкви Адвентистов седьмого дня (Кстати, тот мальчик, пенсильванский, стал посвященным работником для Бога на протяжении 57 лет).

«Рядовой брат излагал доктрины очень убедительно. Но я должен признаться, что настоящее мое обращение произошло только спустя несколько лет в молитвенную неделю, производимую Милом Маггуири в Миссионерском колледже в Вашингтоне. Он говорил на тему «Праведность через веру» и мое сердце ответило на эту новую и прекрасную весть.

3. Последствия воскресно-субботних дискуссий

Почти в то же время и в том же колледже я принял участие в диспуте, который был организован нашим литературным [623] обществом колледжа. Я выступал как защитник воскресенья. И соответственно моей натуре я весь отдался подготовке к предстоящему диспуту. Я собрал множество материала, посещая штаб-квартиру «Союза дня Господня» и национальные учреждения, некоторых соблюдающих Воскресение церквей и т. п.

«Я думаю, что судьи на том же диспуте были больше ошеломлены количеством, «грудой доказательств», чем обоснованностью, вескостью самих доказательств, потому что они отдали мне большее количество очков за количество моих аргументов. Этот диспут стал известен во всем районе Такома Парк и прежде чем я осознал это, я оказался в канцелярии профессора Прескотта, вместе с моим материалом. Он был тогда редактором «Протестантского журнала», а также влиятельным голосом в религиозной свободе и библейским комментатором. Для моего личного блага, он настоял, чтобы я представлял субботнюю сторону вопроса, с еще большей силой доказательств и убеждением. Я так и сделал к его удовольствию и ободрению.

4. Представляя Христа миллионам китайцев

«С тех пор и началась моя дружба с Прескоттом, которая длилась до дня его смерти. Будучи молодым человеком, я был просто очарован его проповедями и тем, как он преподавал Библию. Он был человеком, который внедрял книгу «Служители Евангелия» (Проповедь Христа, стр. 156-172) в мое сердце и жизнь».

«Он прибыл в Китай вскоре после того, как мы приехали туда как миссионеры, и снова он учил меня, как представлять Христа миллионам китайских-буддистов, конфуционистам, таоистам. Затем приехал проф. Лэйсли и он также преподавал уроки нашим работникам и верующим.

5. Результаты уроков на тему «Праведность через веру»

В результате такого смешанного влияния на мою жизнь, я разработал серию уроков; их было 20 — на тему «Праведность через веру». Мой секретарь-китаец сделал полотняные схемы для меня в связи с этими уроками и я побывал с ними в разных местах Китая, используя их на собраниях работников, лагерных собраниях, которые мы обычно называли «годовыми собраниями» (Мы имели возможность рассмотреть эти схемы. Смотрятся они очень ярко и в высшей степени убедительно. Л. Е. Ф.).

«В Свидетельствах, шестом томе, на 19 странице есть параграф, который звучал для меня на протяжении 50 лет и из которого я черпал вдохновения. Обратите серьезное внимание на его содержание и важность: «Весть о праведности Христа должна звучать от одного конца земли до другого, приготовляя путь Господу. Это — слава Божья, которой заканчивается работа Третьего Ангела». «Теперь, присоедините к этим словам следующие торжественные слова: «Весть Третьего ангела должна приготовить народ устоять в эти дни опасности. Она должна возвещаться громким голосом и выполнять работу, которую понимают очень немногие (Св. 8 т. 94). Действительно, пришло время для «Громкого клича», который должен сделать очень многое в нашем приготовлении для Пришествия Христа. Если весть о «праведности Христа» должна быть величественной темой в «Громком кличе», тогда несомненно, я хочу быть вовлечен в нее своим голосом, пером и моей ежедневной жизнью».

IV. Экенрот — от проповеди, с центром — закон до проповеди — с центром – Христос

Это интимное, очень сердечное повествование об этих преобразующих принципах в жизни молодого служителя — Мелвина Экенрота, теперь занимающего ответственное [624] положение как руководителя Библейского отдела в Колумбийском унионном колледже — продолжает раскрывать перед нами развитие и рост служения, с центром — Христом и верой в праведность через веру во Христа, во всей полноте. Этот опыт, как и предыдущие, изложен в письменной форме, чем мы охотно поделимся с нашим читателем.

1. «Анонимность и законничество» характеризуют первоначальный Евангелизм

«В 1937 г. я руководил моей первой Евангельской «Лагерной кампанией» в Хангингтоне, Индиана. Только недавний выпускник колледжа и как евангелист конференции, естественно, я горел желанием добиться успеха и поэтому отдал всего себя проведению этих собраний. И как я был научен «защищать веру, однажды переданную святым», я так буквально и все выполнял.

«Я работал тяжело и много. Все было так тщательно замаскировано, что даже наши люди не знали, когда я должен говорить на субботние темы и родственные им истины. Закон, конечно, занимал важное место в изложении вопросов, так как ни один правоверный евангелист не будет представлять вопрос о субботе, без того чтобы вначале не провести серию лекций о Законе. Каким же образом еще могла быть утверждена суббота? «Таким образом, в атмосфере анонимности и легализма проходили наши собрания. Фактически я бросил вызов и успешно (?) провел дискуссию с проповедником-назарянином из «Божьей Церкви». И сделал это очень энергично. Затем кое-что произошло.

2. Удар со стороны арианской позиции

«В один из вечеров, в конце моей проповеди о 7 главе Даниила, с места поднялся назарянский проповедник и публично обратился ко мне с вопросом. Он был любезен, но настойчив и он сказал: «Некоторые из мох людей хотят присоединиться к Церкви Адвентистов седьмого дня. Поэтому я хочу публично задать вам некоторые вопросы, чтобы они знали, куда они идут. Я лично считал это требование справедливым и как прекрасную возможность высказаться. И самоуверенно я сказал: «Конечно, мой друг — это справедливо». «Я буду рад ответить на ваши вопросы, если они будут заданы с добрым намерением».

«Тогда он показал книгу и спросил — Эта книга издана вашим народом? Это книга Даниила и Откровения

Я ответил — да, сэр, это так.

Вопрос. Рассматривает ли эта книга эти пророчества, в основном так, как вы сегодня, вечером объясняли? Ответ. Да, это так

Этот труд — наш стандарт.

Вопрос. Автор этой книги считается одним из ваших лидеров? Ответ. Да, это так. Он был одним из наших самых ярких писателей и авторов.

-В таком случае, сэр, объясните вашу позицию о природе Христа, как это изложено на 430 странице, издание за 1926 год.

«Несмотря на то, что как Сын Он (Христос) не был от вечности с Отцом, начало Его бытия как Единородного от Отца предшествует всей работе творения, в отношении которой Он стоит как сотворец с Богом. Иоан. 1:3. Евр. 1:2. Не мог же Отец предопределить, чтобы такому Существу воздавалось преклонение наравне с Ним, без того, чтобы это было идолопоклонством со стороны поклоняющихся? Он вознес Его до положения, чтобы это соответствовало преклонению перед Ним и даже повелел, чтобы это поклонение воздавалось Ему, в Котором бы не было необходимости, если бы Он был равен с Отцом от вечности в бытии. Эти свидетельства показывают, что Христос является теперь предметом поклонения наравне [625] с Отцом, но они не являются доказательством того, что Он был с Отцом от вечности».

3. Пойманный на крючок неблагоприятным открытием

«Это был вызов, к которому я не был совершенно подготовлен. Мой ничтожный ответ был: «Сэр! Вы, наверное, ошибаетесь. Наш Смит не мог такое написать. Книга, которую вы держите в своих руках, должно быть, другого автора». На это он возразил: «Но, господин Экенрот, эта книга издана Пэсифик Пресс, Маунтин Вью, в Калифорнии. Разве это не ваше издательство?». Итак, я был пойман на крючок, о котором и не подозревал. Но я был уверен, что меня хитрым образом провели. Я не мог поверить, что это утверждение было подлинным. Это должно быть подделка. Мой последний ответ был: «Я прошу вас дать мне 24 часа для исследования этого вопроса, и завтра вечером я дам вам публичный ответ». Он согласился, и собрание окончилось.

«Я поспешил в мой кабинет и взял с полки книгу «Даниил и Откровение», какой мы всегда пользовались в колледже. Я был уверен, что я докажу этому служителю, что он обманщик. Я быстро отыскал 430 страницу, будучи абсолютно уверен в том, что там такого нет. Изумленный, одурманенный и абсолютно ошеломленный, я прочел там точно такие слова, какие цитировал этот назарянский проповедник. (В колледже, мы как-то пропускали эту страницу). Я едва ли мог поверить своим глазам! «Уничтоженный, разочарованный и сильно озадаченный, я позвонил С. Е. Уайту, моему председателю конференции. Он был уже в летах — живая связь с самой важной вехой в Адвентизме, о которой я едва слышал.

Он пригласил меня к себе, в канцелярию, на следующий день. Я приехал к нему рано утром и оставался там целый день. Он терпеливо рассказывал мне все о «1888» — дате, о которой едва упоминалось в классных заметках.

4. Затронут вопрос природы Христа

Будущее направление работы всей моей жизни, находилось в опасности. Кампания развертывалась тяжело. После того как люди узнавали, что я Адвентист — и то, что субботний вопрос — главный в моих проповедях — они покидали собрания. Мне говорили, что этого и следовало ожидать. Люди были настроены против нас. Но я был уверен, что и это было признаком прогресса. Но теперь, этот вопрос был чем-то другим. Здесь затрагивалась природа моего Господа. А как относятся к этому наши члены? «Уайт рассказал мне историю книги «Желание веков» и это чудесное подтверждение из этой книги, что в Нем есть жизнь «первоначальная, незаимствованная, непроизводная». И теперь я начал понимать и книгу Смита и вопросы, связанные со всем этим. Это была личная точка зрения Смита.

5. Искреннее признание и заявление

Я спешил возвратиться в мой лагерь. Народу было полно. Распространились слухи, что назарянский проповедник «застиг молодого адвентистского проповедника врасплох». Казалось, что сам воздух был насыщен ожиданием. После вступления я встал для проповеди. Назарянский проповедник был здесь, вместе со своими людьми. Я начал с того, что рассказал о своем изумлении, когда открыл это место. Я сказал о том, что это выражение являлось личной точкой зрения автора этой книги.

«Я рассказал о своем визите в канцелярию председателя конференции.

Я рассказал о том, как мало я успел узнать о 1888 годе за один день и прочитал авторитетные подтверждения из Духа пророчества, которые сделались моим крепким якорем для моей веры, которая подверглась такому суровому испытанию в данном случае.

«И затем я сказал: «Сэр! Вы оказали мне большую услугу. Я уверен, что эта евангельская кампания станет поворотным пунктом в моей жизни. Я очень хочу знать еще больше о моем превосходящем Господе и проповедовать Его и Его Божество с большей полнотой. Ибо это есть миссия мой церкви». [626] «Затем встал этот служитель. Все собрание замерло. Он начал говорить: «Это чудесное заявление. Я глубоко уважаю вас и вашу церковь за вашу позицию о Христе. Если ваша церковь в целом, может поддерживать такую истину, то и отдельные лица тоже могут. И если кто-либо из моих членов оставит мою церковь ради вашей, я буду удовлетворен, что они будут знать Христа как всесильного Господа». Собрание окончилось. Люди были глубоко тронуты. Многие плакали. Многие из его людей были крещены. А передо мной расстилалась длинная, очень длинная дорога познания о все большей «полноте Божества» во Христе.

6. Следующий удар в классе семинарии

«Это произошло когда я начал по-настоящему исследовать чудесные свидетельства Духа пророчества. Но я нуждался во все больших знаниях. И поэтому попросил творческий отпуск в семинарии, в Вашингтоне. Моя просьба была удовлетворена. Главным образом по вопросу Триединства и природы Христа. Но получил следующий удар.

«В моих поисках я нашел книгу Д. Х. Ваггонера о «примирении» и прочел его отречение Троицы и его арианские взгляды о природе Христа. Сравнивая его труды со взглядами его сына Е. Ваггонера, я увидел огромную разницу и потом я спросил у директора отдела: «Возможно ли, чтобы мы выпускали такую литературу? И, действительно ли это наш Ваггонер? Как вы объясните это?» Он загадочно ответил: «Да, это наш Х. Ваггонер. Читайте дальше. Вы сами поймете. Это его личные взгляды».

7. Руководители нашего центра помогли моему пониманию

Артур Уайт, сотрудник нашего издательства по литературному наследию Е. Уайт, открыл подшивки и терпеливо объяснил мне очень многое о 1888 г.

Я читал эти материалы и изучал их. И теперь, когда в моем сердце произошла полная перемена и перемена в моих взглядах, я решил никогда больше не проповедовать законничество, не скрывать нашей принадлежности к этой вере или же пытаться выиграть «бой» в диспуте. Я возвратился на свое поле работы и вскоре убедился в том, что проповеди с центром-Христом способствуют гораздо большему успеху в приобретении душ, оставляют в сознании людей теплое чувство по отношению к нам и благодаря этому я мог оставаться на одном месте намного дольше, повторить вновь работу кампании и нужно сказать, со значительным успехом.

«В свое время я был приглашен на работу в Пасторскую ассоциацию (Совет служителей) при Генеральной Конференции. На протяжении моей работы там у меня сложились очень теплые, дружеские отношения с секретарем и заместителем секретаря. И я очень благодарен Богу, что в свои молодые годы я мог иметь общение с этими мужами. Я открыл им свое сильное желание проповедовать весть с центром — Христос и Его крест. Передо мной открылись новые и большие возможности. Опыты и переживания бр. Даниэльса были близки и понятны мне; я также имел для занятий книгу проф. Прескотта «Учение о Христе».

«Это был очень большой опыт для меня. Мое служение обогатилось и расширилось. Позже, когда Д. Е. Ребок был председателем Семинарии и, зная о моих переживаниях, он пригласил меня поработать на курсах.

И я провел там ряд тем: «Евангельские методы работы»; «Проповедь с центром-Христом»; «Проповедь для принятия решений» и т. п.

8. Обогащенное и расширенное служение

«Прошу прощения за слишком длинное повествование о моих личных переживаниях. Но когда я удостоился счастья прочесть рукопись книги Фрума «Движение, предначертанное Богом» — я ликовал от радости. Я молюсь о том, чтобы все это было исполнено в жизни тех, кто будет читать эту чудесную книгу — особенно в жизни наших студентов-богословов и то что эти принципы сделали в моем личном служении. О, как бы я желал обладать свидетельствами этой книги в ранние годы моего служения! Кто знает, насколько больше могло бы быть рождено душ для Царства Божьего! И если бы все имели такое видение [627] в свое время, возможно, работа была бы уже окончена и мы бы уже до сих пор были бы в нашем родном доме!»

V. Шулер — как неверующий молодой человек стал евангелистом, проповедующим главным образом Христа

Очень интересная история о том, как Джон Шулер, американский ветеран-евангелист, будучи совершенно неверующим молодым человеком стал пламенным евангелистом, проповедующим Христа: Его свидетельства, использованные здесь с его позволения, также взяты с личного письма. Это уникальный опыт и переживания.

И действительно, каждый из этих пяти мужей-свидетелей — Ричардс, Андерсон, Ребок, Экенрот и Шулер — имели совершенно разные обстоятельства, предпосылки, опыты и поля миссионерской деятельности.

Но всех их провел Один и Тот же через разные контакты и неодинаковые опыты к одному и тому же славному открытию Христа, к новым и радостным взаимоотношениям с Ним, к высшему пониманию истины «праведности через веру», что и преобразовало коренным образом жизнь и служение каждого из них. Замечательно то, что Шулер избрал для своей миссионерской кампании лозунг: «ХРИСТОС — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ».

1. Пришел ко Христу через Билли Санди

«Я рос без религиозного воспитания. Я никогда не посещал воскресной школы и ничего не знал о Боге, Христе или же о Библии. В таком я находился положении, когда в возрасте 16 лет я стал на сторону Христа в этой евангельской кампании, которой руководил известный пресвитерианский евангелист — Билли Санди, обращенный бейсболист. Это было в начале нашего века.

«Когда я вышел наперед, чтобы отдать себя Христу, на этом все и закончилось. Никто не рассказал мне ничего больше о том, как принять Христа. Но когда я пришел домой, я упал на колени и молился Богу впервые в моей жизни. И Бог понимал желание, стенания, сокрушенного, доверяющегося Ему сердца.

«Та же Самая Рука, которая была пригвождена ко кресту, достигла до самой глубины моего существа и изменила всю мою внутренность. Я родился вновь тогда, когда стоял на коленях, в ту ночь. Внутри меня произошла работа, которая никогда не оставляла меня. Все мои греховные привычки осыпались с меня, как листья с засохшего дерева.

2. Из Методистской церкви до Адвентистского служения

«Я стал членом Методистской Церкви. Я верил, что Христос есть Господь и Бог. Но из-за отсутствия соответствующих наставлений и знаний, я был убежден, что Христос начал Свое существование тогда, когда Он был рожден от Марии. Позже, когда я познакомился с учением Адвентистов седьмого дня, с истиной о субботе, которой они учили, я начал исследовать Св. Писание и особенно меня интересовал вопрос о субботе. И тогда я открыл, что Христос есть Творец всего мира. Это исправило мое неверное понятие о начале Его существования, как я думал, имело место с момента Его рождения в Вифлиеме. Я также узнал, что суббота — это знамение Христа как Творца, Бога и Спасителя. [628] Я понял, что Христос, как Господь и Бог, и соблюдение седьмого дня — были в действительности нерасторжимы. И так я начал соблюдать субботу и стал членом Церкви Адвентистов седьмого дня.

«Вскоре я стал рядовым проповедником. Затем в 1909 г. в возрасте 22 лет я был направлен на духовную работу в Иллиноис. Подобно многим другим Адвентистским проповедникам я «читал лекции» по пророчествам, но не представлял их как путь ведущий ко Христу. Но постепенно, меня озарила мысль, что Бог призвал меня быть евангелистом, для того, чтобы вести людей ко Христу, а не только быть библейским лектором.

3. Влияние Бренсона, Палмера, Прескотта, Даниэльса

«Такая перемена в моих понятиях наступила, прежде всего, благодаря близким отношениям с Бренсоном, позднее пред. Генеральной Конференции 1950-1954 гг. во время лагерного собрания в 1912 г. в Теннеси. Эта перемена моментально отразилась на содержании, стиле и направлении моих проповедей. Примерно в 1919 г. Е. Р. Палмер, директор издательства «Ревью энд Геральд», предложил мне подготовить рукопись для одной из книг «Кризис», которая имела 128 страниц, на тему «Божественный Христос».

Для подготовки таких материалов нужно было глубоко изучать жизнь Христа и спасение через Него, а это еще больше расширило мое понятие о Христе и истине «праведность через веру» во Христе, во всей полноте.

И все это, конечно, отразилось на моих проповедях.

Примерно, в это же самое время произошло два других важных события.

И посещая курсы служителей, где Прескотт провел десять или двенадцать занятий на тему — Христос — центр каждой доктрины. Это произвело глубочайшее воздействие на мое мышление, занятия и проповеди. Позже я посещал курсы, где Даниэльс, после его длительного пребывания на посту Председателя Генеральной Конференции, изложил перед нами много новых и прекрасных аспектов об истине «праведность через веру». Это привело меня к еще более глубокому посвящению Христу.

4. Христос — наша праведность» и «Движение, предначертанное Богом»

«Затем в 1965 г. я вновь перечитал книгу Даниэльса «Христос — наша праведность» и вновь был потрясен ее содержанием. Находясь под влиянием этого личного обновления, я приготовил серию статей на тему «Оправдание верой» и «Трехангельская весть» для журнала «Ревью энд Геральд» в 1967 г. Я нашел, что когда я окончил работу над десятью статьями, у меня оставалось еще достаточно материала для другой серии статей — без всякого повторения содержания прежних десяти.

«Наконец, в течение лета 1967 года меня включили в число читателей рукописи книги Фрума «Движение, предначертанное Богом». И вновь я был глубоко тронут развернутым изображением о полноте, безграничности Божества нашего Господа. Итак, я был вынужден приготовить другую серию статей или уроков на тему «Божественность Христа». Ничто другое не оказало на мое сердце такое теплое влияние, как эти недавние пережитые мной опыты. Мое понятие и представление о Христе еще больше расширилось и моя вера в Него еще больше укрепилась и расширилась. Я никогда не смогу во всю вечность в достаточной степени возблагодарить Его и прославить за Его любовь и милость во мне. Я благодарю Бога за пережитые мной опыты для моего блага, через всех тех мужей, о которых я с признательностью упоминал здесь. [629]